Цели правового регулирования туристской деятельности

Курсовая работа

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Документы международных конференций по туризму указывают, что «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе»1 . Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях.

В своих рекомендациях ВТО отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Государственная политика в сфере туризма предполагает прежде всего создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.

Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) отводит России место в первой десятке мировых лидеров по темпам роста новых рабочих мест в туристической индустрии. По этому показателю Россия обгоняет таких грандов туристического рынка, как Германия, Испания и Франция. Прогнозы на ближайшие десять лет в отношении нашей страны также оптимистичны — число работников туристического рынка должно увеличиться почти на 1,5 млн. человек. Тем самым здесь по темпам роста Россия может обогнать среднемировые показатели. Анализ, проводимый Всемирной туристской организацией, показывает, что мировая индустрия туризма вошла в период устойчивого роста объема путешествий и экскурсий, сопряженного с нарастанием конкуренции в этом секторе рынка. В таких условиях трудно переоценить роль правовых механизмов регулирования многообразных отношений субъектов туристского рынка как внутри страны, так и за ее пределами. Государство, гражданское общество заинтересованно участвуют в выработке стратегии развития туризма, совершенствуют законодательство, обеспечивают благоприятные условия для деловой активности предпринимательских структур, повышают ответственность организаций и должностных лиц за соблюдение законных прав потребителей туристических услуг, стимулируют расширение системы подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма.

9 стр., 4297 слов

Разработка стратегии развития туристской фирмы на примере ООО “Омега тур”

... стратегий развития и их особенности в сфере туризма; выявить факторы, влияющие на выбор стратегии развития; определить этапы разработки стратегии развития ... А. и других. Целью работы является разработка стратегии развития туристской фирмы и мероприятий для ее осуществления. ... формируются из пакетов предоставляемых туроператорами, работающими на рынке туристических услуг более десяти лет. Наибольшим ...

Туристская услуга в России как юридический факт существует давно. Многие годы туристская деятельность, оказание туристских услуг не имели законодательного регулирования, что порождало нецивилизованное развитие туристского рынка. С принятием Гражданского кодекса РФ возникла временная стабильность в регулировании складывающихся в результате реформ отношений. Но тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами Гражданского кодекса РФ, непосредственно регулировал бы туристскую деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг. Так, 24 ноября 1996 года Президент РФ подписал Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».2 Закон установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

Целью моей курсовой работы является изучение правовой основы туристической деятельности.

Задачи:

1.изучить основные нормативно- правовые акты туристической деятельности;

2. рассмотреть принцип правовых отношений в современном туризме;

3. рассмотреть источники регулирования туристической деятельности;

4. ознакомиться с основами международного правового регулирования.

В курсовой работе систематизированы и предметно структурированы ключевые положения действующего российского законодательства, регламентирующего правоотношения в области туризма.

I. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Российской Федерации

Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации закрепляются в следующих нормативно-правовых актах.

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2016 годы)» и законопроект «О туризме и туристской индустрии в РФ».

13 стр., 6216 слов

Основы организации деятельности туристского предприятия

... интересов развития туризма. При выборе организационно-правовой формы деятельности предприятия ... деятельности туристских организации. 4 октября 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». И впервые туристскую деятельность регулирует правовой ... выполняет работы, оказывает услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности ...

В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень правового обеспечения. В Указе Президента РФ от 24.04.1994г. закреплено положение, по которому государство признает всемерную поддержку развития туризма в РФ одной из приоритетных задач. В развитие этого положения разработан правовой акт программно-целевого характера – Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2016 годы)»

В ней дается обоснование выбора целей развития сферы туризма, стратегия их достижения, способы решения стоящих задач. Заложенная в Концепции новизна теоретических подходов придает им смысл правообразующего документа, предшествующего серии других правовых актов и намечаемых преобразований.

Здесь, наряду с мероприятиями организационно-распорядительного порядка, предусмотрено создание широкой нормативно-правовой базы развития туризма. На основе положений Концепции была разработана и 25.05.09 утверждена постановлением Правительства РФ. Программа положила начало организации долгосрочной согласованной деятельности многих государственных и негосударственных организаций. В программе содержатся следующие основные элементы: цели, конкретные задачи, этапы их решения, тематические мероприятия (профильные и комплексные), органы и организации — участники программы, материально-финансовое обеспечение программы, организация управления и др. Взаимосогласованность всех элементов программы обеспечивает ее практическую эффективность. Правовой основой программы стали нормативные правовые акты, устанавливающие общие правила экономической деятельности в России. Программа также учитывает решения и рекомендации Всемирной туристской организации, положения иных международных правовых актов, признанных Россией.

Программа характеризуется следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах:

  • системный характер основных целей и задач Программы, а также комплексный и единый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;
  • ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;
  • запланированное применение новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламы туристских продуктов;
  • конкурсный отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев, в том числе на соответствие кластерному принципу развития регионов;
  • внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.

Для реализации Программы предусмотрены следующие направления:

5 стр., 2083 слов

Событийный туризм. Развитие событийного туризма в Республике ...

... задачи: изучить особенности событийного туризма, - проанализировать рынок событийного туризма в республике Карелия - исследовать достопримечательности Республики Карелия - разработать проект событийного тура по Республике Карелия и рассчитать его экономическую эффективность. Объектом исследования данной дипломной работы является развитие событийного туризма. Предметом исследования данной дипломной ...

  • создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
  • регулирование межведомственной и межрегиональной координацию, совершенствование туристической инфраструктуры;
  • введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;
  • формирование легальных экономических механизмов стимулирования развития въездного (иностранного) и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристского рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
  • формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках; повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовку кадров;
  • создание благоприятных (в т.ч. правовых) условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально-технической базы отрасли;
  • международное сотрудничество.

Концепция главной целью государственной политики в области туризма полагает создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Эта целевая установка отражает объективные потребности развития экономики страны.

Дальнейшая проработка законоположений в этой сфере содержится в законопроекте «О туризме и туристской индустрии в РФ». Правовой статус государственных органов по регулированию туризма в России. В условиях быстрого развития в нашей стране сферы туризма государственные органы также преобразуются в соответствии с происходящими изменениями. В последнее время такие преобразования происходили неоднократно. Так, Указом Президента РФ от 9.03.2ОО4г. «О системе и структуре органов исполнительной власти» вопросы государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма были вначале переданы в ведение Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, подведомственному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако 18 ноября 2004г, данное агентство было вновь реорганизовано в две самостоятельных структуры — Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Далее в соответствии с Указом Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 Федеральное агентство по физической культуре и спорту упразднено, а его функции переданы Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ.