Роль народных традиций и фольклора в воспитании подрастающего поколения в Республике Марий Эл на примере Мари-Турекского района

Курсовая работа
  • Список использованных источников и литературы
  • [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/obyichai-i-traditsii-respubliki-mariy-el-kak-faktor-razvitiya-2/

  • Приложение 1

Традиции играют особую роль — механизма воспроизводства культуры, в определенной мере необходимого условия ее существования. Поэтому утрата традиции (как весьма значимой части культуры) может привести к деградации культуры. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части.[2.c.77]

Если же рассматривать культуру как «куст» традиций (что часто встречается в работах этнографов), становится понятна их роль «стабилизатора» культуры, некой основы, фундамента ее динамичного развития. Весьма актуальны в этом плане следующие размышления Лихачева: «Человек — часть общества и часть ее истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. А если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на их отношениях к семье, детям, родителям и к труду, именно к труду и трудовым традициям». В истолковании роли традиций в культуре многое зависит от понимания самой ее природы. Простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему. Действительно, каждое поколение получает от предыдущих определенную совокупность традиций. Однако оно не может воспринимать и усваивать их механически, в готовом виде. В своей деятельности каждое поколение всегда осуществляет, во-первых, выбор из имеющихся традиций (принимая одни традиции или их аспекты и одновременно отвергая другие), а во-вторых, дает их собственную интерпретацию.[2. c.89]

Традиции как социальный феномен, в зависимости от сферы функционирования, отчетливо подразделяются на различные виды: художественные, экономические, политические, производственные, воинские и др. Художественные традиции, которые вошли в исследовательское поле диссертации, представляют собой сложный социокультурный феномен сохранения и развития опыта человечества (С.К. Бондырева, Э.С. Маркарян, Е.А. Семенова, К.В. Чистов, Н.Г. Шахназарова и др.), в основе которого лежат процессы и результаты преемственности в жизнедеятельности различных поколений людей (Э.А. Баллер, С.К. Бондырева, В.В. Власова, А.Б. Гофман, Д.В. Колесов, В.В. Медушевский, Е. Шацкий и др.).

8 стр., 3690 слов

Туризм как культурно-исторический феномен Соколова Марина Валентиновна

... методов, принципов, форм и подходов при рассмотрении туризма как культурно-исторического феномена. Степень научной разработанности проблемы. В основу исследования ... Традиции, новации и нормы в культуре также во многом могут быть актуализированы и раскрыты через туризм. Туризм ... где существенной составной частью являются путешествия. В работах этнографов и историков культуры В.П. Алексеева, С.А. ...

Традиции в работах перечисленных ученых преимущественно рассматриваются и как механизм наследования, и, одновременно, как содержание этого наследия, механизм передачи и ее природа.

Большое значение в характеристике традиций и инноваций имеет временной аспект, то есть степень периодичности, повторяемости явлений, необходимый для признания инновации традицией. Обычно принято считать традицией явление, живущее на протяжении жизни более одного или нескольких поколений (С.К. Бондырева, А.Б. Гофман, Д.В. Колесов и др.).

Однако данная точка зрения в последнее время получила существенную коррекцию. Отдельные исследователи (например, С.А. Арутюнов, И.И. Земцовский, Э.С. Маркарян), ссылаясь на известные изменения темпов жизни современного человека, считают, что «временная длительность социально стереотипизированных форм опыта стала, как правило, значительно короче, чем это было в прошлые эпохи истории человечества. Для многих из них признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывается с понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться (порой неоднократно) в рамках одного поколения». Время, необходимое для превращения инновации в традицию, по мнению этих ученых, зависит от цикличности функционирования группы, в которой традиция укореняется.

Изучение природы и сущности традиций показывает, что пространство традиций простирается от образа жизни, мышления и деятельности отдельной этносоциальной группы до широкомасштабных по форме и содержанию художественных школ, творческих направлений и эпох. То есть в содержание понятия «традиция» вкладывается не только узкий смысл (механизм передачи и содержание передаваемой информации ? правил и норм поведения, взглядов, вкусов, образцов деятельности, художественных произведений и т. п.), но и широкий, в соответствии с которым традиция рассматривается как специфический феномен культуры, лежащий в фундаменте культуры в целом [2.с. 98].

Таким образом, территориально традиции могут охватывать значительные пространства, включающие целые страны и континенты, национальные и профессиональные образования, но могут принадлежать и отдельным этносоциальным, компактно проживающим группам и даже минимальной ячейке общества — семье, роду. Пространство традиций охватывает также различные временные периоды развития социума, что отражает их пространственно-временную природу. Уже сама трактовка традиций как передачи отражает существенную черту этого явления: его функционирование во времени. Поэтому преемственность поколений, процессуальность, связь между прошлым, настоящим и будущим являются важнейшими атрибутами определяемой категории.

Большое значение в определении природы традиций имеет трактовка их как явлений динамичных, имеющих тенденцию к развитию, изменению. Изучение динамики традиций, сопоставление противоположных точек зрения привело автора к убеждению, что во всякой традиции как антропосоциальном явлении сосуществуют две противоположные тенденции: постоянства и развития. Без постоянства традиции теряют связь с прошлым, без развития — умирают для будущего. Таким образом, традиции характеризуются мобильностью и устойчивостью одновременно, что позволяет им на протяжении длительного времени (исчисляемого порой столетиями) сохранять свою актуальность для многих поколений людей и самых разнообразных этносоциальных общностей. Потеря любого из этих качеств губительна для традиций, для их социальной сущности, смысл которой — в преемственности культуры [5.с.54].

54 стр., 26970 слов

Становление и развитие музейного дела в России

... и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме. Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как ...

У истоков создания марийских фольклорных коллективов Мари-Турекского района стоит народный фольклорный ансамбль «Савак кундем» Сысоевского СДК (руководитель Т.М. Чупракова), который ведет свою активную творческую деятельность. Дает концерты не только в учреждениях культуры района, но и за ее пределами. Репертуар этого коллектива состоит в основном из фольклорных произведений марийского народа. Активными участниками всех проводимых ими мероприятий являются ученики местной школы, молодежь.

У этого колоритного фольклорного ансамбля есть свой спутник- детский ансамбль «Савак шушпык», который был создан в 1993 году.

Цель работы коллектива: воспитание у детей исторической и народной памяти, развитие чувства национального самосознания, сохранение и дальнейшее развитие традиционной марийской народной культуры, фольклорного наследия Савакской стороны. В 1998 году создана танцевальная группа ансамбля. Ансамбль был неоднократно награжден грамотами отдела культуры, за сохранение и развитие национальной культуры, народных традиций. В октябре 2010 года председатель Государственного собрания Республики Марий Эл Минаков Ю.А. вручил спутнику ансамбля «Савак кундем» детскому ансамблю «Савак шушпык» Благодарственное письмо.

Интересный клуб для молодежи создал при Хлебниковском ДК Миронов Л.М., который является автором Программы «Семь+Я» (возрождение семейных реликвий, обычаев и генеалогии семьи).

Программа содержит основные направления: формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении родословной, способах ее изображения и описания, развитие семейных увлечений и интересов, психологическими особенностями поведения подростков между собой; формирование навыков здорового образа жизни, также в программы ставится задача вызвать интерес к истории семейных обрядов и традиций.

При Сардаяльском СДК ведет активную деятельность марийский фольклорный ансамбль «Олык марий» (руководитель Валентина Чернова), в его репертуаре старинные марийские песни и танцы, частушки, также включаются в репертуар показ массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями. Коллектив данного ансамбля молодой: ученики местной школы, студенты и работающая молодежь.

В Арборском СДК работает детский фольклорный ансамбль «Мурсескем» (руководитель Герман Кутузов), посредством которого идет приобщение подрастающего поколения к национальному марийскому песенно-танцевальному искусству, праздникам, традициям, обрядам. Дети с удовольствием посещают данный коллектив, принимают участие во всех концертах и праздниках.

Обучение детей основывается на передаче старинных песен села старшими участниками взрослого коллектива. За время существования коллективов выросло не одно поколение ребят, знающих и ценящих, художественную культуру своего края, традиции своих предков.

6 стр., 2992 слов

Народные традиции, этнография и охрана природы Крыма

... самобытной культурой: лемков, бойков и гуцулов. До сих пор можно встретить особенные национальные костюмы, музыкальные инструменты, необыкновенные праздники, если посетить этот горный край. Полуостров Крым познакомит с традициями крымских татар. ...

Талантливая семья Ямбарцевых из деревни Елымбаево приняла участие в республиканском фестивале семейно-родственных, фольклорных ансамблей «Творцы и хранители» в Новом Торъяле. Семья Ямбарцевых вместе с вокальным ансамблем «У вий» Елымбаевского ЦСДК проявили себя во всех номинациях фестиваля. В развлекательной программе «Всей семьёй соберись — пой, танцуй, веселись!» показали обряд «Крещение на дому». Во всех номинациях наши конкурсанты награждены дипломами I степени.

Главными хранителями татарской народной культуры в Мари-Турекском районе являются единственный в нашем районе дом татарской культуры МБУК «Марийский КСК», который находится в деревне Дружино и Тат-Китнинский СДК МБУК «Мари-Турекский РЦД «Заря». Главной задачей деятельности работников этих учреждений культуры является сохранение и возрождение, проведение национальных татарских праздников, обрядов и традиций, используя при этом новые формы работы.

В жизни наших деревень важное место занимает большое количество праздников и традиций, дошедших до нас с древних времен. Одним из таких является татарский национальный обрядовый праздник «Каз омэсе», который в вольном переводе звучит так: «Праздник гусиного пера». В дословном переводе название праздника обозначает гусиная помощь, т.е. коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха поздней осенью, обычно с первым ледоставом. Каз омэсе — одна из самых древних традиций татарского народа. Эти традиции учат трудолюбию, умению радоваться жизни. Обряд этого праздника был показан в Дружинском Доме татарской культуры Марийского сельского поселения в октябре 2013 года. Каз омэсе- это традиция, развивающая в людях щедрость, великодушие, поддерживающая терпение и готовность прийти на помощь в отношениях между людьми. Издавна мамы незамужних девушек стараются провести этот праздник у себя дома. Поэтому во время Каз омэсе важное место занимают песни, посвященные семье и браку. За неделю до праздника соседи и гости резервируют лучшие места в доме, где будет проходить праздник.

Финансирование праздников «Турек пазар» и «Каз омэсе» осуществлялось в рамках муниципальной целевой программы «Развитие культуры в Мари-Турекском районе на 2013-2014 гг.».

Мари-Турекский район — это многонациональный район. Его жители всегда гордятся дружбой с представителями разных народов, которые добрососедствуют в районе. Наиболее яркие душевные качества и особенности любого народа проявляются в празднике, выплескиваются через эмоции. Ярким примером этого являются престольные праздники, двунадесятые праздники и праздники народного календаря, проводимые во всех клубных учреждениях культуры района: Рождество Христово, Зимние святки, Масленица, Троица и др., что способствует массовому приобщению к народному искусству подрастающего поколения и молодежи.

Специалисты КДУ Мари-Турекского района своими формами и методами работы, какими бы качественными и разработанными они не являлись, не в силах решить проблему воспитания современной молодежи в одиночку. Дома Культуры нуждаются в поддержке всех социально-культурных институтов, в совместных проектах, которые будут создавать, формировать, развивать и сохранять ценности народных традиций и обрядов.

31 стр., 15154 слов

Тематические праздники как явление современной городской культуры ...

... немало работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. Поэтому общие проблемы, связанные с изучением праздников и праздничной культуры ...

В связи с этим хочется внести несколько предложений работникам учреждений культуры Мари-Турекского района:

1. Работникам учреждений культуры уделять больше внимания проведению качественно подготовленных обрядовых праздников. Проводить не только развлекательные, но и познавательные и обучающие мероприятия на основе местного фольклорного материала, привлекая к работе детей и особенно подростков.

2. Методистам проводить больше семинаров-практикумов, лекций, практических занятий для работников культуры по проведению обрядовых и народных праздников с приглашением специалистов в этой области.

3. Издавать методические сборники и разработки по проведению мероприятий на основе фольклорного материала.

4. Приобщать детей к родной культуре в образовательных учреждениях (детских садах, школах) — празднование народных праздников, пение народных песен, т.е. включить это хотя бы в внеурочное время, в классные часы и уроки.

5. Работникам КДУ собирать больше материала по местному фольклору — частушки, предания, народные сказания и игры, легенды.

-..