Введение
Актуальность темы нашей курсовой работы «Особенности организации детского туризма на примере Ленинградской области» состоит в том, чтоб поддерживать здоровье и физическое развитие нашего будущего поколения. Это одна из важнейших единиц и главная составляющая туризма в целом. Основанием этому является ухудшения состояния здоровья детей, экологического и психоэмоционального характера. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит теоретическую, так и практическую значимость. Туризм сам по себе не существовал бы, если детский туризм в него не входил. Актуальной и ярко выраженной проблемой развития детского туризма становится в настоящее время, когда происходят значительные изменения в отрасли, которые определяют дальнейшее состояние этой ниши туристского рынка. У нас большой интерес к данной теме так же в современной науке и в обществе, с другой стороны просто этот вид туризма недостаточно разработан. Туризм предоставляет уникальную для нас возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодежи чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Цель данной курсовой работы — изучит особенности организации детского туризма. Предмет курсовой работы — организация туризма детского на примере Ленинградской области. Объект курсовой работы: особенности организации на примере Ленинградской области.
Задачи курсовой работы — выявить основные понятия, связанные с детским туризмом; определить сущность детского туризма; понять проблемы, а также перспективы детского туризма в Ленинградской области.
Глава 1. Особенности детского туризма на примере Ленинградской области
1.1 Основные понятия детского туризма
Детский туризм — средство развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. Так же детский туризм является составной частью в учебных и воспитательных процессах в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе во внешкольных профильных туристских центрах и станциях детского туризма.
Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно — оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально — деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Курсовая работа по туризму китай
... туризма в РФ; влияние государства на развитие туриндустрии; изменения, имевшие место в прошедшие годы, обусловливают актуальность темы курсовой работы и будут более подробно рассмотрены. Цель курсовой работы: Целью курсовой работы ... 1600 долл., в Германию - 1250 долл., Италию и Испанию - по 790 долл., Австрию - 700 долл., Китай - 520 долл., то средние расходы, произведенные нерезидентом во время ...
В свою очередь, турист — это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально — деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Экскурсия — коллективное посещение, какого — либо объекта или места с образовательной, научной, познавательной целью, которое осуществляется в течение дня и не связано с размещением вне основного места жительства
Туризм разделяется на внутренний и международный:
— Внутренний туризм — это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.
— Международный туризм — это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).
Туризм во многих странах — деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль. Имеет место так же, определение национальный туризм — это совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, . обслуживание туристов из числа жителей своего государства. По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм — любимые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма — туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. Придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсию и питание.
Самодеятельный туризм — специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.
Социальный туризм — разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.
Проектирование туристской рекреационной деятельности на местном ...
... событийное, мифологическое, научное) Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на международном уровне: передовой опыт. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на национальном уровне: передовой опыт. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на местном уровне: передовой опыт. Проектирование каналов сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг ...
Социальный туризм рассматривается как:
- путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
- сфера профессиональной деятельности, по формированию, продвижению и реализации социальных туров разовых услуг социального туризма;
- общественное движение участников социального туризма.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм — это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80% их клиентов — дети, 15% — семьи, 5% — молодежь. Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно: внутренний туризм: экскурсии для школьников, спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования), самодеятельные школьные обмены, познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе, оздоровление и отдых в детских лагерях.
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы. Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области).
Анализ детского туризма в зарубежной европе
... со сферой туризма; выявление особенностей детского туризма; анализ современной ситуации на рынке детского туризма; предложение путей совершенствования детского туризма. В процессе написания данной курсовой работы были ... детям зарубежные летние лагеря. По данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), ежегодно в оздоровительных лагерях страны отдыхает 10 млн. детей. Деньги на их отдых ...
Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).
1. Выездной туризм: организация международных безвалютных обменов, образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д., познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе, выезды в международные детские центры (лагеря) Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Активный, приключенческий и экстремальный детский туризм Активный детский отдых — это отдых и спортивное обучение одновременно, вашего ребенка опытные инструкторы обучают верховой езде, плаванию, основам альпинизма или дайвингу, учат побеждать в пейнтбольных сражениях, преподают азы рукопашного боя, прививают навыки безопасного и грамотного обитания в условиях дикой природы, главным ‘робинзоновским премудростям’: строить укрытия от дождя, разводить костры, подавать аварийные сигналы, оказывать первую помощь. Приключение можно сделать экстремальным, и во время отдыха дети обучатся управлению лодкой и байдаркой, вождению автомобиля, ориентированию на местности.
Новый вид детского отдыха, когда в детских игровых лагерях ребята включаются в сюжетно-ролевую игру, представляющую возможность совершить путешествие во времени и пространстве. В игре реализуются способности и скрытые таланты детей, связанные со знанием истории и географии, навыками художественно-прикладного творчества, спортивными выступлениями.
1.2 Сущность организации детского туризма
Детский туризм можно разделить по следующим признакам: По формам (он связан с пересечением государственной границы своей страны):
- внутренний (отечественный);
- международный.
В зависимости от главной цели путешествия:
- рекреационный (с целью отдыха оздоровления и лечения детей).
- познавательный (культурный в целях ознакомления детей с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе).
По характеру организации детский туризм, вследствие особенностей потребителей, всегда является:
- групповым.
- организованным.
- социальным (может быть субсидируемым из средств, выделяемых государством или профсоюзами на социальные нужды).
6 стр., 2867 слов
Детский лагерь вид детского отдыха который стабильно пользуется ...
... изобразительному искусству и прочие 2.1. Летний лагерь , Летний лагерь 2.2. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) Детские оздоровительные лагеря 2.3. Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) , Лагеря дневного пребывания В соответствии с ... школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только ...
По интенсивности продаж путевок:
1. постоянный (круглогодичное и относительно равномерное посещение туристических регионов).
2.сезонный (посещение преимущественно в определенное время года).
Преодоление сезонности детского туризма, как фактора неравномерности занятости в отрасли, возможно лишь частично, вследствие школьного учебного процесса, который четко ограничивает наличие свободного времени отдыха детей.
По продолжительности: кратковременный, продолжительный.
Развитие детского туризма, в частности, обусловлено наличием комплекса объективных причин, влияющих на развитие всей туристической индустрии. Выделяют следующие факторы развития туризма:
- природно-географические;
- экономические;
- социально-демографические;
- политические;
- технологические.
Детский туризм — это совершенно особая категория туристических услуг. Получить качественный отдых для своего ребенка не так просто, и здесь очень часто все зависит вовсе не от стоимости путевки или тура. При выборе варианта отдыха для своего ребенка, необходимо учитывать целый комплекс факторов. Прежде всего, следует обращать внимание на соответствие санитарных условий в санатории, отеле или пансионате строгим государственным стандартам, причем стандартам российским. Далеко не всегда заграницей соблюдаются элементарные правила дезинфекции и уборки номеров. Помимо чистоты и гигиены, важной составляющей становится питание для ребенка. Некачественное питание на отдыхе — это самая распространенная причина недомоганий детей на курортах. Безопасность ребенка должна быть безупречной не только в вопросах питания и чистоты окружающего пространства, но и в сфере досуга и развлечений. Если курорт предлагает услуги аквапарка или спортивные детские центры, они должны соответствовать высочайшим стандартам безопасности. Если отдых предполагает купание в открытом водоеме, важен строгий контроль со стороны взрослых, либо родителей, либо воспитателей.
Самой распространенной ошибкой многих родителей, отправляющих своих детей на отдых, является игнорирование вопросов туристического страхования. Между тем, туристическая страховка не менее необходима, чем страховка каско, и причин для ее оформления много. Туристическая страховка спасает и от проблем с медицинским обслуживанием, и от внезапно возникающих транспортных или жилищных сложностей на курорте. Несмотря на соблюдение всех норм и правил, детский курорт может быть непригодным для отдыха детей, и определить такой курорт можно, опираясь на простую логику. Например, дети младшего школьного возраста не должны быть размещены на втором и выше этажах, если туроператор предлагает для малышей номер на пятом этаже — этот вариант здравомыслящий родитель вряд ли одобрит. Если дети отдыхают без родителей, то они должны быть разбиты на маленькие группы, к каждой из которых должен быть приставлен воспитатель. Если у одного воспитателя 30 человек подопечных, не стоит и мечтать о безопасности, никто не гарантирует, что за ребенком будут тщательно следить. Именно логика и анализ всех условий проживания и питания помогают родителям выбирать лучший курорт для детей разного возраста. Вопросы экономии здесь так же неуместны, как и покупая страхование каско. Главное — безопасность, и за нее можно смело платить. Организация детского отдыха — очень сложный процесс в детском туризме. Он занимает много времени и сил, т. к. требует хорошей и качественной подготовки тур продукта. Нужно учесть все стандарты и пожелания клиентов, несколько раз проверить, все ли требования соблюдены. Главное в этом процессе тщательно проконтролировать следующее: Санитарные условия; Качество питания; Условия размещения детей; Безопасность отдыхающих; Программу тура; Наличие связи с родителями. Это наиболее важные пункты в организации детского отдыха. Ведь именно от правильно подобранной программы развлечений, правильного и вкусного питания, хорошего размещения и полной безопасности зависит отдых детей и подростков. На данный момент развитие детского туризма в России пока ещё далеко от совершенства. Многие турфирмы не хотят им заниматься, т. к. для организации детского отдыха необходимы дополнительные затраты, специально проработанные маршруты, особые меры безопасности и многое другое. При этом стоимость таких туристских маршрутов для детей не может быть высокой, т. к. она должна быть доступной для родителей со средним остатком. Однако есть надежда, что когда на туристском рынке предложение прибыльных и дорогостоящих туров будет превышать спрос, то тогда «незанятая ниша» недорогого детского туризма начнет постепенно заполняться.
Разработка системы управления детского лагеря (в рамках стратегии ...
... детских лагерей. Он позволит оценить состояние рынка детского отдыха в России. Всего в рейтинг вошли 800 детских лагерей из 77 регионов России. Лидером по количеству лагерей, попавших в рейтинг, ... 2020 г. Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы управления детским лагерем на территории Пензенской области, направленной на развитие внутреннего и въездного туризма. Исходя ...
Для дальнейшего развития детского туризма и для улучшения его состояния будущее поколение страны в современных условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию. Перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах. Для исследования детской ресурсной базы и выявления ее особенностей необходимо сформулировать очень важное положение: чем ресурсы детского туризма отличаются от всех остальных. Принципиального отличия туристских ресурсов от ресурсов для детского туризма нет, но, тем не менее, у последних есть своя специфика. И первое, что хотелось бы подчеркнуть, это то, что потребителями услуг являются школьники, которые зависят от школьных программ и от своих родителей. Детский туризм в настоящее время все шире используется в России как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека, эффективному использованию свободного времени. Хочется отметить, что для детей, которые учатся в школе, существует система обязательных взаимосвязанных форм организации деятельности. К их числу могут быть отнесены уроки, связанные с туристской, краеведческом и экскурсионной работой: уроки с использованием краеведческого и учебного материала по предметам: предметы кружки и факультативные занятия, многодневные экспедиции и путешествия, туристское — краеведческие вечера, кружки, секции, викторины, соревнования, конференции, выставки и школьные музеи. Таким образом, к детским ресурсам можно отнести такие туристские ресурсы, как: культурно-исторические и природные, так как они прежде всего связаны со школьной программой по расширению кругозора и накоплению знаний, формирование интереса у детей к учебе в целом.
« Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития ...
... развития, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном оздоровлении детей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети ... путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в это период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем ...
Глава 2. Организация детского туризма на примере Ленинградской области
2.1 Детские лагеря Ленинградской области
Детский лагерь — это вид детского отдыха, который пользуется популярностью. Для детей любого возраста путевка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во всем мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углублением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также лагеря летние с религиозной направленностью и политически ориентированные. Вопрос о том, как правильно выбрать тот или иной лагерь. Детские лагеря рассчитаны на разный возраст. От дошкольников до 18-19 — летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательная или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.
По времени деятельности детские лагеря делятся:
- Круглогодичные — работают в течение круглого года;
- Сезонные — работают во время летних, осенних, зимних или весенних школьных каникул;
- Лагерь выходного дня.
По месту проведения детские лагеря бывают:
- Стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях — корпусах;
- Палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток;
- Выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отели или базы отдыха) в разных местах.
По типу организации детские лагеря бывают:
- Круглосуточные;
- Дневные;
По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:
- Спортивные;
- Лагеря с изучением биологии;
- Языковые (лингвистические);
- Общеобразовательные;
- Лечебно — коррекционные, санаторные;
- Лагеря с учебной программой;
- Профориентационный лагерь;
- Экологические лагеря;
- Лагеря ля девочек, школа хороших манер;
- Трудовые лагеря;
- Лагеря навыка;
— Детские оздоровительные лагеря располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».
Туризм в дошкольном учреждении и его влияние на физическое развитие дошкольников
... Беседа с детьми; 4. Опытно-педагогическая работа, математические методы обработки полученных данных. туризм физический воспитание дошкольник Глава 1. Теоретическая часть исследования 1.1 Характеристика туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ...
Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы. Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.
В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС. Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря. Вожатые, как правило, ученики старших классов.
Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте).
В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.
Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей).
Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь. Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.
Лагерь юных туристов согласно утвержденному Министерством образования России положению о Лагере юных туристов»организуется для учащихся (воспитанников, студентов) в целях укрепления здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний, получения навыков жизни в полевых условиях, подготовки туристско-краеведческого актива».
Физическое воспитание детей в летних лагерях отдыха
... в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в ...
Лагерь может быть стационарным и передвижным, работать в одну или несколько смен, продолжительностью смены от 5 до 30 дней. Лагерь навыка это уникальные и разнообразные по содержанию, смелые и эффективные программы, не оставляющие равнодушными, программы физического и личностного роста для детей, подростков и молодёжи, проводимые во время всех школьных каникул для детей и подростков от 8 до 17 лет. Это свои принципы, ценности и идеология. Упор в лагере навыка делается на воспитание самостоятельного, ответственного, сильного, волевого человека, способного решать разноплановые задачи, подчёркиваются традиционные тендерные роли участника, пропагандируются традиционные ценности и здоровый образ жизни.
Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.
Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).
В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа. За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта. Профориентационные лагеря — разновидность образовательных лагерей, программа которых ориентирована на самоопределение и осознанный выбор профессии детьми. Как правило, образовательная программа таких лагерей включает в себя различные тренинги на практические навыки, ролевые игры, симуляции реальной жизни, а также экскурсии в различные компании. Одним из наиболее известным в России профориентационным лагерем является LifeCamp — проект, зародившийся в Красноярске и распространившийся на всю Россию.
Спортивный лагерь. Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ).
При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.
Семейный лагерь. Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.
Профильный (тематический) лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, туристский, экстрим лагеря и др.).
Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребенок, в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.
Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся»
Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.
Развивающий лагерь. Отличительная черта такого лагеря — программа. Главная цель такого лагеря — развитие кругозора ребёнка и приобретение новых навыков. В России такие лагеря стали активно развиваться в последнее время. Пионером развивающий лагерей стал детский развивающий лагерь Enjoy Camp, который проходит в Подмосковье, зимой и летом.
2.2 Проблемы и перспективы развития детского туризма в Ленинградской области
лагерь детский туризм познавательный
Ленинградская область располагает одной из наиболее развитых в России системой отдыха, туризма и спорта, обеспечивая не только свои потребности, но и потребности Санкт-Петербурга и Северо-Запада России. Учреждения рекреации сосредоточены в Выборгском, Приозерском, Всеволожском, Гатчинском и Лужском районах. Названные районы имеют удобную транспортную связь с Санкт- Петербургом и развитую внутрирайонную сеть автомобильных дорог. Основная зона кратковременного неорганизованного отдыха жителей Санкт-Петербурга — лесопарковый пояс города, проходящий по территории Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Приозерского и Ломоносовского районов. Другие районы в рекреационном отношении освоены недостаточно из-за отдаленности от Санкт-Петербурга. На территории региона развиваются экскурсионно-познавательный, экологический, водный, круизный, спортивно-оздоровительный виды туризма. Международный туризм пока носит транзитный и приграничный характер. Для приема иностранных туристов, в основном из Финляндии, действует отель «Дружба» в г.Выборге, соответствующий международным стандартом. Будущее рекреационного комплекса области обусловлено значительным природным потенциалом для развития туризма, санаторного лечения, отдыха. Ленобласть — одно из самых популярных экскурсионных направлений среди петербуржцев.
«В кризисный период, когда длительные и дальние поездки заменяются краткосрочными и в соседние регионы, рынок Петербурга может стать для области ключевым, при условии, что начнется масштабная рекламная кампания среди горожан, которая бы привлекала их внимание к достопримечательностям и возможностям отдыха в Ленобласти, — предсказывает Екатерина Шадская.» В 2016 году внутренний туризм, скорее всего, продолжит расти. Ленобласти важно усилить взаимодействие с турфирмами, принимающими российских и иностранных туристов в Петербурге.
«Петербург, получивший в прошлом году награду World Travel Awards (“туристский Оскар”) будет для туристов основным магнитом, но при наличии интересных программ один день из четырех-пяти, скажем, они готовы будут проводить и в Ленобласти», — предполагает директор СЗРО Российского союза туристской индустрии. Позитивно, по ее мнению, должно сказаться на притоке туристов в регион и включение его в межрегиональный туристский проект Министерства культуры «Серебряное ожерелье России».
Детский туризм — один из массовых видов туризма — выполняет образовательную, воспитательную, оздоровительную и другие социально значимые функции. Это один из наиболее устойчивых секторов рынка туристских услуг. В России детский туризм имеет статус социально значимого и регламентируется разнообразными нормативно-правовыми актами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Наиболее развитым и старейшим сегментом детского туризма в нашей стране являются оздоровительный и культурно-познавательный туризм, стабильно пользуются спросом образовательные программы. За последнее десятилетие произошло существенное изменение структуры спроса на детский отдых. Изменение социально-экономических условий в постсоветское время привело к увеличению спроса на городские лагеря с дневным пребыванием, специализированные лагеря (спортивные, санаторного типа).
Традиционные детские оздоровительные лагеря стали менее популярными. Ежегодно незначительно сокращается количество загородных оздоровительных лагерей. Лидерами по количеству учащихся, отдохнувших в летних детских оздоровительных учреждениях, являются Ленинградская область. Активно к системе детского оздоровительного туризма подключился Крымский федеральный округ. Детские экскурсионные туры имеют ярко выраженную сезонность, привязанную к школьным каникулам и праздникам. Экскурсионные программы существенно расширили свой ассортимент, появилось много развлекательных, военно-патриотических, познавательных маршрутов. Разработана федеральная программа по развитию детского культурно-познавательного туризма.
Заключение
Детский туризм — это групповой отдых детей школьного и дошкольного возраста в обязательном сопровождении опытных воспитателей и гидов. Его задачами являются укрепление здоровья детей, расширение их кругозора, раскрытие талантов и получение полезных жизненных навыков. В конечном итоге, детский туризм сконцентрирован на решении ключевой цели — всестороннего развития подрастающего поколения. Направление детского туризма молодое, ему не больше двух столетий. Первоначально идея организовывать детям и подросткам отдых принадлежала пастору Биону из Швейцарии. В конце XIX века он купил маленькое поместье, куда затем приехали на отдых 68 детей. Впоследствии эту идею переняли и другие европейские страны, детским туризмом начали активно заниматься меценаты. В 1888 году в Цюрихе прошел первый в истории конгресс детских лагерей.
Детский туризм — это групповой отдых детей школьного и дошкольного возраста в обязательном сопровождении опытных воспитателей и гидов. Его задачами являются укрепление здоровья детей, расширение их кругозора, раскрытие талантов и получение полезных жизненных навыков. В конечном итоге, детский туризм сконцентрирован на решении ключевой цели — всестороннего развития подрастающего поколения. В целом детский туризм можно классифицировать на активный, обучающий и оздоровительный. Сегодня туризм развивается активными темпами, ведь спрос растет и количество детей, выезжающих на отдых, к счастью, также увеличивается. В целом, детско-юношеский туризм составляет значительную долю в структуре дополнительного образования страны. С каждым годом популярность туризма среди детей и молодежи растет, получают развитие новые виды, расширяется аудитория, а также география путешествий.
Список источников
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-poznavatelnyih-turov-dlya-shkolnikov-po-leningradskoy-oblasti/
1. Федеральный закон от 24 ноября 2016г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2.Федеральный закон 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Текст] // Российская газета. — 2011. — 10 августа.
3.Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 года № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма [Текст] // Российская газета. — 2011. — 10 августа.
4.Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2012г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (с изменениями от 3 октября 2002г.) [Текст] // Российская газета. — 2002. — 15 февраля.
5.Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2014 года № 901 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по туризму» [Текст] // Российская газета. — 2015. — 11 января.
6.Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2012г. № 954-р) [Текст] // Российская газета. — 2012. — 25 февраля.
7.Аналитическая справка к проекту Концепции развития туризма в Российской Федерации до 20012 [Текст] // Российская газета. — 2012. — 25 февраля.
8. Устав Ленинградской области (в ред. Закона Ленинградской области от 12.07.2009 № 44-ОЗ
9.Закон ЛО от 31 декабря 1997г. № 73-оз «О туристкой деятельности на территории Ленинградской области» [Текст] // «Туристское законодательство России». «Бюро информации по туризму ОН-ЛАЙН». — М.: 2014. — 12с.
10.Постановление Губернатора ЛО от 28 августа 2009г. №347-пг «Об утверждении концепции развития выставочное-ярмарочной деятельности в Ленинградской области».
11.Морозов М.В. Анализ рынка российского детского туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2013. №4. С. 38-40.
12.Морозов М.В. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Марке- тинг в России и за рубежом. 2014. N 2. С. 83-91.
13.Романова Н.В. Экономика детско-юношеского туризма. — М.: Макс Пресс, 2014. 40 с.
14.Смирнова У.Г. Система качества и безопасности рекреационных услуг в сфере детского от- дыха // Общество. Среда. Развитие. 2014. №2(31).
15.http://www.dglo.ru/news/2016-01-15/turizm-v-lenoblasti-menyaeyt-orieyntatsiyu/
16. https://www.haglar.ru/lager/lenoblast
17. http://kids-travel.ru/leningradskaya-oblast/item/57-planeta-osennie-kanikuly
18. http://www.otlichnici.ru/index.php?id=507