- список использованной литературы;
- приложения.
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-turistskoy-deyatelnosti-dlya-detey-shkolnogo-vozrasta-2/
В первой главе рассмотрена история развития школьного туризма с момента появления до наших дней, во второй главе – раскрыто содержание и формы туристической работы с детьми, в третьей – методика подготовки туриста.
-
Исторический аспект туризма и экскурсионного дела в учебных заведениях.
В конце XIX в начале XX в. передовые педагоги учебных заведений России: школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и других, обратили особое внимание на туризм и экскурсионное дело, все шире развивавшиеся в стране. В экскурсиях они увидели возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.
Широкую известность среди учительской среды России получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе. Созданная в 1866 г., она в дальнейшем была преобразована в учительский институт, пользовавшийся большой популярностью в Закавказье. Длительный период возглавлял это учебное заведение известный на Кавказе педагог Николай Петрович Захаров. Передовой человек своего времени, хорошо изучивший опыт постановки народного образования в России и за рубежом, он сумел организовать образцовый учебно-воспитательный процесс. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. В настоящее туристское путешествие превращалась экскурсия к пещерному городу Чимесцихе; ежегодно совершалось несколько подобных продолжительных походов. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н. П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.[3,8]
В конце XIX—начале XX вв. в ряде учебных заведений России педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б. Е. Райкова. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов. Большой интерес представляют материалы 1-го Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей, состоявшегося в Петрограде 7-11 января 1915 г. В его резолюциях отмечалось, что с помощью экскурсий по России необходимо отвлечь значительное число русских от путешествий и лечения за границей и сохранить тем самым для родины огромные суммы денег, вывозимых за рубеж. Съезд признал, что развитие туризма и экскурсий является делом государственной важности, так как путешествия по России будут стимулировать промышленное и коммерческое предпринимательство, «а таковое же ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы».
Учебная экскурсия как компонент географического образования
... разработаны методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий в ... количество работ, посвященных различным аспектам учебной экскурсии. Вопросы использования учебной экскурсии в учебно-воспитательном процессе в разные ... из Интернета по теме исследования; 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий. 3.Изучить календарные ...
Таким образом, на 1-м Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей, вероятно, впервые в российской практике было оценено значение туристско-экскурсионного дела как важного фактора экономического развития многих районов страны.[8,75]
Журнал «Русский экскурсант» сохранил и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они группировались в 8 типов:
1) историко-археологические,
2) историко-литературные,
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-turistskoy-deyatelnosti-dlya-detey-shkolnogo-vozrasta-2/
3) естественно — исторические,
4) на фабрики и заводы,
5) художественно-географические и этнографические,
6) экскурсии трудовой помощи,
7) общеобразовательные и бытовые,
8) экскурсии отдыха и развлечений.
Историко-археологические экскурсии подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды, характерные для исследуемой местности, и т. д.[10,45]
Собранные материалы предназначались для пополнения коллекции школьного музея, а наиболее ценные должны были передаваться в местный исторический музей. Участники историко-литературных экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, ученых, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей или теми, кто знал этих современников.
Экскурсии естественно – исторические имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор различных коллекций: ботанических, зоологических и геологических. Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. В настоящее время цель их была бы определена как профориентационная.
Эти экскурсии рекомендовались особенно учащимся 7-х классов реальных училищ, выпускники которых могли стать студентами специальных учебных заведений. Туризм как норматив вошел в комплекс ГТО в 1940 г. В последнем комплексе ГТО, принятом 1 марта 1972 г, он был включен во все ступени. I ступень «Смелые и ловкие»: мальчики и девочки 10— 11 лет должны были участвовать в походе на 5 —6 км, а 12—13-летние — выполнять требования на значок «Юный турист». II ступень «Спортивная смена»: чтобы получить серебряный значок, мальчикам и девочкам 14—15 лет необходимо было совершить поход с проверкой туристских навыков на 12 км, а на золотой значок — на 16 км. III ступень «Сила и мужество»: юноши и девушки 16—18 лет для получения серебряного значка должны были совершить один поход на 20 км или два похода по 12 км, для золотого значка нужно было участвовать в одном походе на 25 км или в двух по 15 км. Сейчас незаслуженно забываются комплексы ГТО (существовавший в стране с 1931 г.) и БГТО (с 1934 г.), хотя многие спортсмены начинали свой путь с выполнения нормативов этих комплексов.
Детско-юношеский туризм
... экскурсиям, осмотру музеев". Помимо учителей-энтузиастов развитию школьного туризма содействовали различные общества и клубы. В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб ...
Начиная с 1936 г. туризм передается в ведение профсоюзных организаций. Созданные в 1969 г. советы по туризму и экскурсиям осуществили ряд важных мер по совершенствованию структуры самодеятельного туризма. Создается широкая сеть туристских клубов, подведомственных советам по туризму и экскурсиям, а также сеть организационно-методических, учебных и консультационных центров самодеятельного туризма. Для туристских клубов выделены штаты инструкторов и старших В 1976 г. при советах по туризму и экскурсиям были созданы федерации туризма — руководящие общественные органы в самодеятельном туризме.
До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.
Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования. В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.
Число туристских клубов, которых до 1990 г. было более 700, уменьшилось до 200 — 250. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. 70 областных, краевых и республиканских организаций входит в Туристско-спортивный союз России (ТССР).
Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма (структура Минобразования России).
Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др.
Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли — желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах вдет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.
Туристское обеспечение крупных спортивных мероприятий
... курсовой работы «Туристское обеспечение крупных спортивных мероприятий» Цель работы - изучение туристского обеспечения крупных спортивных мероприятий Для достижения цели необходимо решение следующих задач: Изучить понятие туризм Рассмотреть комплекс услуг, по ... туристских потоков в олимпийские годы, а также в период проведения чемпионатов мира по футболу и хоккею. Наиболее значимые спортивные ...
За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма.[14,176]