История музейного дела

Курсовая работа

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Ускорение эволюционной динамики знаний и представлений о реальной среде человека постоянно увеличивает объем элементов действительности, становящейся не пригодной для современного использования. На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Актуальность исследования:

Интерес к историческим и художественным сокровищам, являющимся частью всего культурного наследия, вызывается тем, что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, активно участвуют в гармоническом воспитании человека. Внимание к сохранению культурного наследия приковано и потому, что в стране реконструируются города, идет строительство. При этом неизбежно затрагивается целостность многих исторических и художественных ценностей прошлого и настоящего. Поэтому встает вопрос, что и как необходимо сохранить.

5 стр., 2127 слов

Роль природы в формировании и развитии общества

... связь природы и общества, которая сохраняется и в условиях постиндустриального общества. природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека 2.2 Роль природной среды в обществе Природная среда, бесспорно, является одним из постоянных и необходимых условий развития общества и она, конечно, влияет на развитие общества, - она ...

Цель: выявить, рассмотреть, проанализировать особенности развития музейного дела в России после 1917 года на примере музея Эрмитажа.

Задачи

— Изучить историю музейного дела после 1917 года., — Раскрыть развитие музейного дела после 1917 года., — Рассмотреть особенности развития музейного дела на примере Эрмитажа., Глава I : «История музейного дела как понятие».

Понятие «история музейного дела» многозначно. Группа отечественных музееведов, составившая словарь «Музейные термины», предложила называть историей музейного дела научную дисциплину, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития.

Понятие «история музейного дела» по мнению этих авторов, является частью музейного дела, которое они трактуют как область культуры, объединяющую:

— музейное законодательство, строительство, организацию управления музеями;

— музееведение, то есть научную дисциплину, которая изучает закономерности развития музеев, их социальные функции и способы реализации этих функций;

— музейную практику, то есть научно-фондовую, экспозиционную и научно-популяризационную работу.

По мнению отечественного музееведа A.M.Разгона история музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников».

Более лаконично характеризует историю музейного дела дал чешский музеевед И. Шпет. По его мнению, эта отрасль знания включает в себя историю музея как учреждения и предшествующих ему форм, историю развития музейных функций и операций, историю музейной теории и ее отражения в практике, то есть историю музееведения.

Среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

Социальная эволюция, вызывает, с одной стороны, рост жизненного уровня и расширение пространства свободы человека, с другой — естественную при этом утрату ясности его самопонимания. В этих условиях общество с целью компенсации цивилизационной динамики, социальной стабильности и исторического обоснования современности обращается к культивированию предметов и памятников прошлого как материализированных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры.

22 стр., 10792 слов

Реализация основных принципов музейной педагогики в ДОУ учебно-методический ...

... в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в ... развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики ... музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не ...

Этим люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истоков с современностью.

Музей, как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения утраты реликтов цивилизации и природы, накопленных в связи с их культурной значимостью, производит с этими предметами процедуры тезаврирования, сходные с теми, которые библиотеки проделывают с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками, подлежащими хранению в них.

Музеефикация культуры восполняет сокращение настоящего и компенсирует утрату чувства знакомого в культуре, обусловленную темпом изменений.

Общество не способно спасти эти предметы одним только их коллекционированием. Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Современное музееведение перед лицом новых усложняющихся задач в силу внутренних потребностей по логике развития вынуждено повышать внимание к разработке теоретических и методологических проблем, а в их числе и к осмыслению феномена истории музейного дела.

1.2 Революция 1917 года и музейное дело .

Февральская революция ознаменовала начало нового этапа в музейном деле. 4 марта 1917 года. по инициативе А.М. Горького собирается группа представителей творческой интеллигенции (человек 50) и решает привлечь внимание Советов и правительства к проблеме охраны дворцов и художественных ценностей. Речь шла о создании особого министерства, которое бы ведало музеями и бывшими дворцовыми собраниями. 6 марта делегация из 12 человек была принята Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Временным правительством. 8 марта «Известия» публикуют составленное Горьким воззвание о сохранении культурного наследия. Октябрьская революция определила новые условия и направления развития музейного дела в стране. На первом этапе (1917–1918 гг.) в основном решались задачи спасения и сохранения культурных ценностей. План восстания предусматривал назначение комиссаров ВРК защищать музеи и художественные коллекции. Уже 27 октября (9 ноября) 1917 г. возобновила свою работу художественно-историческая комиссия во главе с А.Н. Бенуа. Первые же проверки сохранности дворцового имущества показали недостаточность этих мер: порча и пропажа вещей были огромные. Только часть украденного была возвращена к началу 1918 года. Правда, эти неприятные инциденты не коснулись государственных музеев: Эрмитажа, Русского музея.

30 октября (12 ноября) 1917 г. Зимний дворец был объявлен государственным музеем. К сотрудничеству привлекались специалисты, не разделявшие политических убеждений новой власти: В.А. Верещагин, Г.К. Лукомский, В.П. Зубов, А.Н. Бенуа и др. Специалисты и власть не всегда одинаково представляли себе задачи охраны музейных ценностей. Так, когда встал вопрос о передаче Украине и Польше реликвий, вывезенных с их территорий в конце XVIII в. (после ликвидации гетманства на Украине, III раздела Польши и подавления конфедерации Т. Костюшко), музейная общественность выступила против, но передача реликвий все равно была осуществлена. Бывали примеры единения музееведов и власти: при подписании мирного договора в Бресте эксперты Эрмитажа, входившие в состав советской делегации, сумели доказать законное приобретение Александром I у Жозефины Богарне коллекции живописи ландграфа Гессен-Кассельского и незаконность притязания Германии на эти полотна.

24 стр., 11854 слов

Корпоративная культура, анализ документов, регламентирующих деятельность ...

... Определить роль корпоративной культуры в индустрии гостеприимства. 3. Проанализировать деятельность ООО «Гипролэнд». 4. Провести анализ корпоративной культуры ООО «Гипролэнд». 5. Предложить мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Гипролэнд». При выполнении выпускной квалификационной работы использовались ...

1 (14) ноября 1917 г. создается Государственная комиссия по просвещению и ее исполнительный орган – Народный комиссариат по просвещению, в чью компетенцию теперь входило и музейное дело. Началась опись объектов, подлежащих музеефикации и охране. 21 марта 1918 г. (с этого момента даты по новому стилю) создана коллегия по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе, призванная покончить с чехардой органов, ведающих музейным делом. В целом сеть государственных органов управления музейным делом была сформирована к лету-осени 1918 г.

На втором этапе развития советского музейного дела (1918–1923 гг.) было положено начало созданию впервые в практике отечественной юриспруденции специального законодательства по музейному делу и охране памятников. Главные его задачи на тот период – преобразование памятников истории и культуры в общенародную государственную собственность, учет, охрана и использование, предотвращение их утраты, вывоза или продажи за границу.

Законодательная база советского музейного дела формировалась постепенно. Уже Декрет о земле положил начало национализации имущества многих усадеб, в том числе и обладавших уникальными коллекциями произведений искусства и предметов старины. Национализация имущества царской фамилии, кроме Декрета о земле, была оформлена Декретом СНК «О конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего российского императорского дома». В отношении имущества церкви те же меры предусматривал как Декрет о земле, так и Декрет от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Летом 1918 г. появились декреты «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» и «Об освобождении от реквизиций помещений Народного комиссариата по просвещению». Выходили документы, касавшиеся отдельных коллекций и даже отдельных предметов. Так, 28 мая 1918 г. СНК запретил вывоз княгине Е.П. Мещерской картины Боттичелли «ввиду исключительного художественного достоинства». Наркомпросу же поручили в трехдневный срок разработать Декрет о запрещении вывоза за пределы РСФСР «высокохудожественных ценностей» (принят 19 сентября 1918 г.).

По Декрету 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» была объявлена первая государственная регистрация ценностей с выдачей охранных грамот их владельцам.

Так, Наркомпрос получил законодательную возможность для конфискации и национализации дворцов и особняков, иных объектов, представлявших музейную ценность. 5 декабря 1918 г. за ним были закреплены функции по учету и хранению музеев, коллекций, кабинетов, лабораторий и т.д. В дальнейшем были национализированы архивы деятелей русской культуры, находившиеся на хранении в архивах и библиотеках. В 1920 году вышел декрет, касавшийся имущества, брошенного при отступлении белой армии. Положения последнего декрета постоянно уточнялись, позволяя Наркомпросу самостоятельно решать судьбу приобретенных таким образом предметов.

9 стр., 4314 слов

Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды

... заповедное дело стало развиваться только после Октябрьской революции. В Ташкенте был создан Туркестанский комитет по охране памятников старины, природы и искусства (Туркомстарис, с 1927 года - Средазкомстарис), который развернул работу ... задачи. Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедным зонам удалось сберечь такие виды исчезающих птиц и животных, как ...