Как уже указывалось выше, ВКР является обобщением или продолжением ряда ранее подготовленных и защищенных студентом курсовых работ. В отличие от ВКР курсовые работы могут быть теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными, построенными на обоснованной постановке и проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. Независимо от типа, каждая курсовая работа должна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25-30 страниц текста.
Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом факультета в пределах часов, отводимых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено выполнение этих работ.
Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Она аналогична структуре дипломной работы, однако основная часть, в зависимости от типа курсовой работы, может несколько варьироваться.
Планирование исследовательской работы, Выбор темы исследования
- Общий интерес со стороны ученых, педагогов, тренеров к проблеме;
- Наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;
- Необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.
На современном этапе актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.
Правильному выбору темы курсовой или дипломной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствующей материально-технической базы для проведения исследований. Основу такой базы составляет, прежде всего необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, место проведения исследования и соответствующий контингент испытуемых.
Курсовая работа гастрономический туризм в тайланде
... рай» (не стоит расстраиваться!). Целью данной работы является исследование специфики туризма в Таиланде. Задачи исследования: Изучить, как используются рекреационные ресурсы страны; ... предоставления туристических услуг; Дать характеристику инфраструктуры туризма в Таиланде Практическая значимость работы заключается в обширном исследовании туристического рынка , а также достопримечательностей ...
При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна тщательность и глубина проработки материала, а не его объем.
Определение объекта и предмета исследования
Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; и т.д. Из сказанного выше следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Предмет исследования определяет тему исследования.
Пример: объект – процесс развития и формирования двигательных координаций у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом; предмет – методика стандартной тренировочной программы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста (7 лет); тема – методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы.
Определение цели и задач исследования
Например, цель работы, связанной с методикой развития координационных способностей у детей 7 лет на основе применения специально разработанной программы, может выглядеть следующим образом: совершенствование методики развития координационных способностей у детей 7 лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы.
Определив цель работы, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. (2-3).
Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «изучить…», «разработать…», «выявить…», «установить…», «обосновать…», «определить…» и т.п.
Выдвижение рабочей гипотезы
Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза должна рассматриваться как отправная точка для исследований, которая может подтвердиться и не подтвердиться. Общим для гипотезы является то, что все они строятся и проверяются на основе большого объема фактического материала.
Примеры: 1) Из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (7 лет) благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте.
2) Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7 лет.
Выбор методов исследования
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:
Развитие координационных способностей посредством спортивных игр
... физической подготовки по развитию координационных способностей: - улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности); - развитие координации движений неведущей конечности; - развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Решение ...
- Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
- Педагогическое наблюдение.
- Беседа, интервью, анкетирование.
- Контрольные испытания.
- Хронометрирование.
- Экспертное оценивание.
- Педагогический эксперимент.
Анализ научно-методической литературы
Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки нашей страны. Существующие библиотечные каталоги подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный.
алфавитном, систематических, предметные
Кроме рассмотренных, существуют еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует иметь в виду, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.
Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, приводимых в конце книги.
При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы. После работы с книгой необходимо записать все выходные данные книги и ее шифр для того чтобы в последующем не искать ее повторно в каталоге.
В процессе подбора литературы по теме следует использовать так же ресурсы Интернета, не забывая при этом, кроме автора и названия, выписывать названия сайтов с которых скачана информация
Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. При этом, можно узнать, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определить область своего исследования.
Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информации.
Для поиска информации студенты могут пользоваться следующими поисковыми системами: Google, Апорт, Яndex Rambler, Yahoo! и др. Поиск материала и ссылок по изучаемой теме производится по ключевым словам.
Анализ документальных и архивных материалов
Большинство необходимых документов сконцентрировано в городских архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.
Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем. При отборе документов в архиве следует прежде всего ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющем аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист.
Контрольная работа — Туризм — Ресурсный потенциал ...
... Научный туризм. Туристскими объектами в таких турах выступают особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, национальные парки. В ходе научных экологических туров туристы участвуют в различного рода исследовательских экспедициях, ведут полевые наблюдения. ...
Педагогическое наблюдение
К достоинства метода наблюдений относятся:
- Наблюдение реального педагогического процесса;
- События фиксируются в момент их явления;
- Наблюдатель независим от мнений испытуемых.
К слабым сторонам относятся:
- Элементы субъективизма у наблюдателя;
- Недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мыслительной деятельности);
- Ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- Пассивность исследователя.
Педагогическое наблюдение можно использовать для наблюдения без искажений педагогического процесса, в частности для корректной интерпретации данных, полученных другими методами (хронометраж, контрольные испытания).
Виды педагогических наблюдений:
Проблемные, Тематическое, разведывательные, Включенные, Невключенное
Открытым наблюдением называется эксперимент, в котором все участники осведомлены о том, что за ними наблюдают.
Закрытое наблюдение ведется тайно от участников.
Непрерывное, Прерывистое
Организация проведения наблюдения предполагает: определения цели (задач), объекта, способов наблюдения и методов анализа его результатов.
Для фиксации результатов наблюдения используют протоколирование – словесное описание, графическое описание, стенографирование, фотографирование, киносъемка, звуко- или видеозапись.
Беседа, интервью и анкетирование
Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Для фиксации результатов беседы можно использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проанализировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от личной привлекательности.
Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов. Вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов.
Анкетирование
Правила анкетирования:
- опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;
- необходимо сохранить возможность анонимных ответов, если задачи исследования это позволяют;
- помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;
- количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.
Контрольные испытания
Эффективность применения контрольных испытаний зависит: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагогике и т.д.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от технической оснащенности; от уровня теоретической обоснованности методов тестирования, а также от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику.
В методике проведения контрольных упражнений и тестов следует руководствоваться следующими положениями:
- условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);
- контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от технической и физической подготовленности;
- в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться независимостью (индифферентностью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;
- контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);
— желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых. Проводить контрольные испытания следует в сроки, которые зависят от целей и задач учебно-тренировачного процесса.
Экспертное оценивание, Хронометрирование
- выполнение физических упражнений;
- выслушивание объяснений и наблюдение за показом упражнений;
- отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения;
- действия по организации занятий, упражнений;
- простои.
Такое распределение видов деятельности весьма условно.
Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах.
Педагогический эксперимент
Необходимость в педагогическом эксперименте возникает:
- когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;
- когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, дать им обоснованную оценку;
- когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергшегося проверке;
- когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.
Виды педагогических экспериментов, Независимый, сравнительном
В зависимости от принятой схемы построения сравнительные эксперименты могут быть прямыми, перекрестными и многофакторными с несколькими уровнями. При прямом эксперименте занятия в экспериментальной и контрольной группах проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. В методике проведения такого эксперимента с целью получения объективных и достоверных результатов, немаловажное значение приобретают оценка и правильный отбор уравниваемых и варьируемых условий.
Уравниваемые
- они должны иметь полное равенство начальных данных (состав примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, полу и т.д.)
- иметь равенство условий работы (одна и та же смена, использование одинакового инвентаря и т.д.)
- быть независимыми от личности преподавателя, тренера.
При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.
Варьируемые, Перекрестный
В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает возможность влияния случайных факторов. Количество групп зависит от количества вариантов методик в эксперименте.
В зависимости от условий проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Естественный – эксперимент проводится без нарушения хода учебно-тренировачного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся.
Лабораторный, Методика проведения педагогического эксперимента
Основные действия исследователя:
1. Необходимо решить вопрос о необходимости экспериментальной части исследования.
2. Выдвигается научная гипотеза, которая должна быть положена в основу эксперимента.
3. Выбираются виды эксперимента в зависимости от цели и задач исследования, этапа работы исследователя над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимента и т.д.
4. Планирование эксперимента далее включает в себя выбор и оценку общих условий его проведения: средства, место проведения, контингент испытуемых, преподаватели, тренеры, принимающие участие в эксперименте.
Для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента. После этого необходимо познакомиться с составом занимающихся, выяснить их отношение к занятиям, к тренировкам, к преподавателю, тренеру, изучить общую картину их физической и технической подготовленности. Необходимо предварительно изучить особенностеи педагогической системы преподавателя-тренера, давшего согласие участвовать в проведении эксперимента.
5. Особо следует выделить оценку и правильный отбор уравниваемых условий. Для оценки результатов педагогического эксперимента важную роль играет правильность отбора испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно утверждать, что эффективность учебно-тренировачного процесса достигнута благодаря экспериментальной методике.
6. Решается вопрос о том, какие экспериментальные данные исследователь должен получить в процессе эксперимента и какие методы он будет использовать. Методы делятся на две группы: методы, используемые непосредственно в процессе осуществления эксперимента; методы, используемые по завершении эксперимента или какой-то его части. К первой группе методов относятся наблюдение с использованием всех возможных средств и частных методик для сбора необходимых данных. Ко второй группе методов, проверяющих уже результаты учебно-тренировачного процесса, относятся различные контрольные испытания, пробы, анкетирования, беседы, письменные отзывы и т.д.
7. Составляется программа эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет порядок измерения этих показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструменты и др. средства, кто будет выполнять работу и какую).
Существенно важно установление критериев и системы показателей, путей их накопления и обработки, порядка и формы проведения контроля. Основными критериями оценки сравнительной эффективности применяемых средств, форм и методов обучения и тренировки могут служить качественные показатели результатов педагогического эксперимента, объем приобретаемых умений и навыков и затраченное время.
При подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:
- соотнесение вывода и результатов с гипотезой;
- четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;
- высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;
- оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента;
- оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данном исследовании методов;
— практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.