Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы

Курсовая работа

Медицинские услуги предоставляются лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Этот вопрос ежегодно поднимается Уполномоченным по правам человека в России, а также Уполномоченными в субъектах РФ, так как в этой сфере имеют место быть проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

Ещё в 2007 году в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ Лукина выразилось мнение, что одной из серьёзных проблем является ситуация, связанная с тем, что медицинская служба УИС находится вне сферы профильного ведомства — Минздравсоцразвития РФ. Медицинские работники УИС, подчиняясь непосредственно руководителям исправительных учреждений, сталкивались с трудностями при выполнении задач в сфере охраны здоровья. Практика показывает, что данное подчинение противоречило целям и принципам деятельности медицинского работника, следствием чего являлось снижение эффективности медицинской помощи осуждённому.

По этому поводу с декабря 2010 года в РФ приводили в действие эксперимент по переводу медицинских учреждений УИС в ряде субъектов в непосредственное подчинение центральному аппарату ФСИН России. В результате обеспечены гарантии самостоятельности медицинских работников в принятии решений, связанных с их деятельностью. А также улучшилась лечебно-диагностическая база медицинских учреждений.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере оказания медицинских услуг лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, а также общественные отношения, охраняющие права лиц, находящиеся в исправительных учреждениях.

Предмет исследования — оказание медицинских услуг лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и его правовое обеспечение.

Цели и задачи исследования. Цель — анализ нормативно — правового регулирования медицинского обслуживания в уголовно — исполнительной сфере и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

  • Провести анализ международных актов, регламентирующих деятельность по оказанию медицинских услуг в пенитенциарной системе;

.Провести анализ нормативных правовых и подзаконных актов РФ, регламентирующих деятельность по оказанию медицинских услуг в Исправительных учреждениях;

14 стр., 6903 слов

Развитие сферы услуг в России

... отношений и являются частью общественного сектора экономики. Цель данной работы - выявить значимость сферы услуг в современном мире, а также особенности функционирования данной сферы в экономике, факторы развития сервиса на этапах развития экономики, предпринимательства. Объектом работы ...

.Проанализировать отечественный опыт и выявить имеющиеся проблемы в сфере оказания медицинских услуг лицам, содержащимся в Исправительных учреждениях;

.Внести предложения по совершенствованию законодательства.

Методология: использовались методы исторического, системного и сравнительно-правового анализа, статистический метод, а также аналитический метод.

В ходе исследования мною были использованы материалы, предоставленные аппаратом Уполномоченного по правам человека по Пермскому краю, международно-правовые документы, содержащие стандарты в области прав человека, а также специальные международные акты в области прав осуждённых, законодательные и подзаконные нормативные акты России, ведомственные нормативные акты, жалобы осуждённых без указания их личностных данных, материалы ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека, статистические данные.

Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, разделенные подпунктами, заключение и список используемых источников.

Глава 1. Особенности международных стандартов по оказанию медицинских услуг осуждённым

.1 Оказание медицинских услуг по общему правилу

На международном уровне существует ряд международных нормативных актов, в которых предусматриваются не только общеобязательные правила о гуманном обращении в отношении осуждённых, которые представляют собой в недопустимости пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращению и наказанию, но и об оказании медицинской помощи лицам, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека возлагают на государства обязательства по обеспечению и защите основных прав и свобод человека.

Первым специальным документом, указывающим на определённые условия о медицинском обслуживании лиц, содержащихся в местах лишения свободы, являются принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». Правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а предназначены лишь для того, чтобы изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями.

Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии. Данный сотрудник ценен тем, что благодаря его деятельности снимается напряжённость в исправительном учреждении между осуждёнными, а также их мнение должно учитываться при назначении осуждённому дисциплинарного взыскания. Потому что в местах лишения свободы отбывают наказание и те, кто болен психически. Поэтому таких больных нужно лечить, а не наказывать. Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения. Оно должно охватывать психиатрические диагностические службы и там, где это необходимо, лечение психических ненормальных заключенных.

7 стр., 3140 слов

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта

... услугах; об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта; о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский ... объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие); о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, ...

Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом.

Каждого заключенного следует подвергать медицинскому осмотру при его принятии и затем по, мере надобности, с тем чтобы устанавливать, не болен ли он физически или умственно, принимать необходимые меры; изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявлять физические или умственные недостатки, могущие воспрепятствовать их перевоспитанию, и определять, какова их физическая способность к труду.

О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также всех тех, на кого было обращено его особое внимание.

Обязанность по обеспечению полной охраны здоровья в отношении задержанных лиц предусмотрена в ст. 6 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятого ООН 17 декабря 1979 г. (далее — Кодекс 1979 г.).

Данная обязанность возлагается на должностных лиц, обладающих полицейскими полномочиями. В частности, должностные лица принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи не только задержанным лицам, но и жертвам правонарушений.

Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. принят общий рекомендательный акт в отношении правового положения всех задержанных и заключенных — «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (далее — Свод принципов 1988 г.).

Этот акт применяется ко всем лицам в пределах территории любого государства и без какой бы то ни было дискриминации по общим признакам. По вопросу медицинского обслуживания и медицинской помощи Сводом принципов 1988 г. в отношении задержанных и заключенных установлено следующее: Во-первых, ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Во-вторых, задержанный или заключенный не должен даже с его согласия подвергаться каким-либо медицинским или научным опытам, способным навредить его здоровью. В-третьих, правонарушителям предоставляется возможность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после прибытия в место задержания или заключения. В-четвертых, медицинское обслуживание и лечение предоставляется правонарушителям в любой момент, когда в этом возникает необходимость. Такое обслуживание и лечение предоставляются бесплатно.

.2 Оказание медицинских услуг отдельным категориям осужденных

медицинский услуга осужденный помощь

На 374-ом заседании представителей министров в 1984 году приняты Рекомендации «В отношении обращения с заключенными — иностранцами» (далее — Рекомендации 1984 г.).

5 стр., 2127 слов

Экстренная помощь туристам оказываемая туроператором

... в сфере выездного туризма. Важно отметить, что в России уже начал свое действие механизм экстренной помощи туристам за рубежом. С 1 мая 2013 года круглосуточно ... основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором (далее - турагент). Экстренная помощь оказывается туристу в соответствии с договорами, заключенными объединением туроператоров с третьими лицами (их объединениями), ...

В качестве основной гарантии осуществления прав иностранными заключенными в Рекомендациях 1984 г. предусмотрено обязательное требование по предоставлению иностранному заключенному любой помощи, в том числе при контакте с медицинским персоналом, на языке, который он понимает.

В случае тюремного заключения несовершеннолетних лиц ООН спустя один год после приятия Конвенции о правах ребенка были установлены особые условия медицинского обслуживания в «Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» от 14 декабря 1990 г. (далее — Правила 1990 г.).

Во-первых, каждому несовершеннолетнему заключенному предоставляется более широкий объем медицинского обслуживания по сравнению с заключенным, достигшим совершеннолетия. Медицинское обслуживание несовершеннолетнего состоит из психиатрического, лечебного и профилактического лечения. Несовершеннолетнему заключенному предоставляется стоматологическая и офтальмологическая медицинская помощь, а также обеспечиваются специальная диета в соответствии с медицинскими показаниями и фармацевтические препараты. Все перечисленные виды медицинского обслуживания предоставляются через общегражданские учреждения и службы здравоохранения.

Во-вторых, Правилами 1990 г. предусмотрено оказание медицинских услуг несовершеннолетним не только в случае необходимости или по просьбе заключенного, а в обязательном порядке с целью выявления и излечения любого физического или психического заболевания, в том числе наркомании.

На весь персонал исправительного учреждения возложена обязанность по охране физического и психического здоровья несовершеннолетних, включая защиту от физических, сексуальных злоупотреблений и издевательств над психикой человека..

В судебной практике судов общей юрисдикции в РФ решения принимаются на основе норм Конвенции о защите прав и основных свобод (далее Конвенция) и опираясь на прецеденты Европейского Суда по правам человека. В качестве прецедента, послужившего основой для формирования правовой позиции, которая легла в основу решения суда, было приведено судебное решение Европейского Суда по делу гражданина Австрии Рибича. В деле «Рибич против Австрии» от 4 декабря 1995 г., где указано, что власти обязаны обеспечивать физическую неприкосновенность лиц, находящихся под стражей. Когда человек заключается под стражу в хорошем состоянии здоровья, а при освобождении имеет какие-либо повреждения, на государстве лежит обязанность представить разумное объяснение происхождения данных повреждений. В противном случае, при применение пытки или жестокого обращения к заявителю, возникает вопрос о нарушении статьи 3 Конвенции. Данная норма гласит, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Поэтому государство, в чьей территории отбывают наказания в местах лишения свободы, лица, совершившие преступления, несёт полную ответственность за их жизнь и здоровье.

17 стр., 8060 слов

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях

... при ощупывании. Первая медицинская помощь заключается в том, чтобы на место ушиба приложить холодную примочку и наложить тугую повязку. Ушиб головы может вызвать сотрясение мозга. В этом случае ... осторожность) доставить в лечебное учреждение. Оказывая помощь и взаимопомощь при кровотечении, пользуются следующими ... наложения жгута и закрутки. Для остановки носового кровотечения больного необходимо ...

Глава 2. Особенности оказания медицинской помощи по законодательству РФ

.1 Порядок оказания медицинской помощи осуждённым

Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее — ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Приказ № 640/190 теоретически предусматривает, что в случаях, когда медицинское учреждение УИС не может оказать необходимую заключенному медицинскую помощь и лечение, больной может быть направлен в учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, располагающие специалистами и техническими возможностями для оказания необходимой медицинской помощи.

Медицинская помощь предоставляется различными Лечебно-профилактическими учреждениями (далее ЛПУ).

Так лица, которые отбывают наказание в колонии-поселения получают медицинскую помощь в ЛПУ по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации. А тем, кто содержится в режимных корпусах следственных изоляторов и тюрем, а также в штрафном изоляторе, дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, изолированных помещений строгих условий отбывания наказания медицинская помощь предоставляется в специально оборудованных комнатах для проведения амбулаторного приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В следственных изоляторах, тюрьмах подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания — к любому сотруднику. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый, обвиняемый или осужденный, обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

Медицинским работникам запрещается находиться в камерах и карцерах следственных изоляторов, тюрем, колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа без сопровождения инспекторов (младших инспекторов).

Амбулаторный прием в установленные часы ведут врачи медицинской части. В Учреждениях, где по штату врач не положен, амбулаторный прием осуществляет фельдшер.

В сложных случаях установления и дифференциации диагноза заболевания и выработки тактики лечения больные осматриваются комиссионно или направляются на консультацию к врачам-специалистам.

Для консультации привлекаются врачи-специалисты лечебно-профилактических (далее — ЛПУ) и лечебных исправительных учреждений УИС, а также врачи — специалисты ЛПУ муниципальной и государственной систем здравоохранения. Консультация врачами-специалистами может осуществляться в медицинской части Учреждения или в другом лечебном учреждении. Возможность приглашения для консультаций врачей-специалистов медицинских организаций системы здравоохранения в учреждения УИС регламентирована в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №1466.

17 стр., 8265 слов

Совершенствование системы регионального управления в сфере здравоохранения ...

... здравоохранения, необходимым для разработки процедур оценки качества медицинской помощи, а также эффективности деятельности медицинских организаций, посвящены работы ... показателей современного состояния здравоохранения регионов СКФО; выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе; обоснование ... исследования развития сферы услуг в мировой экономике изложили в своих трудах ...

Прием больных в стационар медицинской части осуществляется при наличии в медицинской карте амбулаторного больного заключения врача о необходимости проведения стационарного обследования и лечения, направления на госпитализацию установленного образца.

При поступлении в стационар на больного оформляется медицинская карта стационарного больного (далее — история болезни) с листом назначений, в которой оценивается общее состояние больного, подробно и последовательно записываются жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные объективного исследования, выявленная патология, клиническая оценка выполненных лабораторных и функциональных исследований, предварительный диагноз, диагностические и лечебные назначения. В историю болезни вносится письменное согласие больного на проведение необходимых в ближайшем будущем (с учетом настоящего состояния больного) лечебно-диагностических мероприятий.

Не позднее трех суток с момента поступления больного устанавливается клинический диагноз.

Обо всех случаях экстренной или плановой госпитализации в стационар, а также выписки из него медицинская часть извещает начальника отряда (старшего по корпусу).

Больному может быть назначен постельный, полупостельный или общий режим. Постельный режим назначается больным с повышенной температурой тела, выраженной общей слабостью, явлениями интоксикации, полупостельный — больным, лечение которых требует ограничения двигательной активности; общий — больным, лечение которых не требует ограничения двигательной активности.

Одной из основных функций медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и иных состояниях. Порядок оказания неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы Учреждения, имеющихся в его распоряжении штатных сил и средств, особенностей дислокации Учреждения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям УИС и территориальным ЛПУ, иных местных условий, утверждается начальником Учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.

Неотложная медицинская помощь может оказываться в объеме первой помощи, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи (при наличии подготовленных специалистов и соответствующего оснащения).

Своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи в часы, когда распорядком работы Учреждения непредусмотрено нахождение в нем медицинского персонала, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы.

13 стр., 6234 слов

Особенности отношений Туркменистана с Россией в конце ХХ – начале XXI веков

... базу, Структура исследования Глава 1. Внешнеполитическая стратегия Туркменистана и место в ней России 1.1 Основные черты внешнеполитической стратегии Туркменистана С первого дня своего существования ... нейтрализации современных вызовов, активизация работы с партнерами по СНГ в области разоружения». Россия является ведущим партнером Туркменистана во многих сферах. Около половины торгового оборота ...

Направление больных в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения осуществляется по медицинским, в том числе противоэпидемическим показаниям.

Срочное направление больных на стационарное лечение осуществляется в ближайшее ЛПУ УИС или ЛПУ государственной или муниципальной систем здравоохранения. В направлении на срочную госпитализацию кратко излагаются сведения о состоянии больного и оказанной ему помощи, до госпитализации.

Сопровождение больного при транспортировке в стационар УИС осуществляется медицинским персоналом Учреждения -отправителя.

В случае госпитализации больного в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения бригадой скорой медицинской помощи медицинский персонал Учреждения — отправителя для сопровождения больного не привлекается.

Не допускается одновременная перевозка на одном транспортном средстве больных с разными инфекциями, а также инфекционных и соматических больных.

Направление на стационарное лечение в больницу в плановом порядке осуществляется по предварительному письменному запросу.

В исключительных случаях по экстренным показаниям больной может быть госпитализирован без предварительного письменного запроса по согласованию с руководством больницы, но с обязательным последующим (в течение трех суток) предоставлением документов.

В необходимых случаях разрешается госпитализировать лиц, заключенных под стражу, в больницы УИС или в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, при условии обязательного обеспечения в отношении этих лиц установленных для следственных изоляторов требований изоляции, охраны и надзора.

В случае помещения подозреваемого или обвиняемого в больницу УИС или в лечебно-профилактическое учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения об этом уведомляется лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело.

Осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, при отсутствии возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, разрешается с их согласия помещать для стационарного лечения в больницы УИС.

.2 Совершенствование оказания медицинских услуг в отношении осуждённых

Конституция РФ провозглашает такое право гражданина, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право принадлежит и лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, то есть данная норма действует независимо от того, совершало лицо преступление или нет. Эта норма детализируется и в Уголовно-исполнительном кодексе, а именно в ч. 6 ст. 12 где указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

15 стр., 7474 слов

МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

... детского и молодежного туризма в крае и анализ более востребованных туров Краснодарский край по праву называют центром детского отдыха России. Множество ... оздоровительных учреждений. Число детей, отдохнувших летом 2012 г. в оздоровительных учреждениях России, составило 6,4 млн.чел, в том числе ... и на региональном уровне. В этой связи является актуальной задача разработки особого подхода к организации ...

Осуждённым предоставляется медицинская помощь. Эта норма условно указана в УИК РФ, так как порядок оказания медицинской помощи закреплён в ином нормативном акте. Им является Совместный Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 г. № 640/190.

Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее — ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора (далее — СИЗО), исправительного учреждения (далее — ИУ), в том числе исправительной колонии (далее — ИК), лечебного исправительного учреждения (далее — ЛИУ), воспитательной колонии (далее — ВК), тюрьмы) либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.

Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.

Правом на получение качественной и своевременной медицинской помощи обладает каждый гражданин нашей страны, в том числе и тот, кто отбывает наказание в виде лишения свободы. В этой связи вновь возникает вопрос о передаче медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы в ведение Минздрава России, на чем уже не первый год настаивает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Как известно, предложения на этот счет пока не встретили полного понимания. Их фактически единственным отзвуком оказался начатый в декабре 2010 года эксперимент по переводу медицинских учреждений УИС в ряде регионов в прямое подчинение центральному аппарату ФСИН России.

В январе отчетного года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к директору ФСИН России с просьбой проинформировать о результатах эксперимента по состоянию на конец 2012 года.

Согласно поступившему в марте ответу ФСИН, эксперимент на первых порах проводился в исправительных учреждениях, работающих на территории трех субъектов Российской Федерации, — в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Тверской областях.

В 2012 году экспериментальные медико-санитарные части были созданы еще в 8 субъектах. Таким образом, на начало отчетного года в эксперименте участвовали исправительные учреждения: в республиках Адыгея и Мордовия, Чувашской Республике, Краснодарском и Приморском краях, Архангельской, Ивановской, Иркутской, Тверской и Ленинградской областях, а также в г. Санкт-Петербурге.

78 стр., 38988 слов

Россия в процессе европейской интеграции: аспекты политического взаимодействия

... между Россией и ЕС (упор сделан на экономику и безопасность). В связи с этим цель дипломной работы - раскрыть сущность европейской интеграции и особенности ее современной динамики, исследовать пути и методы геополитического позиционирования Евросоюза и России ...

В Тверской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области созданы независимые медицинские учреждения, имеющие разветвленную структуру, филиалы, больницы, медицинские части, здравпункты, центры медицинской и социальной реабилитации, военно-врачебные комиссии.. Обеспечены гарантии самостоятельности медицинских работников в принятии решений по вопросам их профессиональной компетенции. Заметно улучшилась лечебно-диагностическая база медицинских учреждений, налажено их взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

К Уполномоченному по правам человека в РФ поступает немало обращений осужденных и их родственников, в которых заявители жалуются на решения органов судебной власти, отказывающих первым в освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, как это предусмотрено ст. 81 УК РФ. Отнюдь не пытаясь поставить под сомнение обоснованность всех вынесенных судебных решений, Уполномоченный считает нужным подчеркнуть, что осужденные, страдающие тяжелыми и тем более хроническими тяжелыми болезнями, имеют право на гуманное отношение к себе, и на освобождение от отбывания наказания, если умышленное нанесение ими тяжкого вреда своему здоровью с целью последующего освобождения не доказано в суде.

В подтверждение данного факта свидетельствует жалоба осуждённого г. Перми в 2014 г., направленная Уполномоченному по правам человека по Пермскому краю, в которой излагается, что были осуществлены незаконные переводы из одной колонии в другую, что препятствовало медицинскому освидетельствованию для решения вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью. На 2014 год из 190 жалоб осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России Пермского края, поступило две жалобы по данной проблеме.

Проводя анализ по Пермскому краю, хотелось бы отметить, что учреждения, оказывающее медицинскую помощь лицам, находящимся в местах принудительного содержания в декабре 2013 года вышло из введения начальника ГУФСИН России по Пермскому краю. Этот факт подтверждает Приказ ФСИН России от 11.12.2013 №748 «О переименовании федерального казённого учреждения «Больница Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» и утверждении Устава федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний»

На сегодняшний день в состав ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России входят 3 больницы, 3 туберкулёзные больницы и 14 медсанчастей, в которых должна оказываться медицинская помощь лицам, находящимся в 40 учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю. Но под руководством ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России во всех подчинённых медицинских подразделениях лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Каждый вид медицинской деятельности по оказанию соответствующей медицинской помощи подлежит лицензированию. А оказание медицинской помощи без лицензии является незаконным и влечёт наступление административной ответственности. Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 19.20: «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

При отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинские работники должны отправлять больных в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края, что порождает жалобы граждан на не предоставление им медицинской помощи. Согласно статистике жалоб осуждённых в Пермском крае, их число составляет 103 жалобы, что составляет 54 % от всего количества жалоб на 2014 год.

Перевод медицинских учреждений УИС в прямое подчинение центральному аппарату ФСИН России, осуществляется в связи с тем, что находясь в прямом подчинении руководителей исправительных учреждений, медицинские работники УИС сталкиваются с трудностями при выполнении возложенных на них задач по охране здоровья осужденных. Такое подчинение порой идет вразрез с целями и принципами деятельности медицинского работника, препятствует оказанию эффективной медицинской помощи заключенному, особенно в конфликтных ситуациях.

Республика Чувашия, ИК-4, июль 2008 года, осужденный Р.: «…наш сын инвалид 1 группы пожизненно — перелом шейных и поясничных позвонков, деформация и смещение тазовых костей, парализованы ноги и правая рука. Стоять и ходить он не может, любое движение для него болезненно. На наше обращение в медсанчасть колонии с просьбой оформить направление на медицинскую экспертизу о необходимости освобождения в связи с болезнью был дан ответ, что медсанчасть никаких действий предпринимать не будет, и чтобы мы никуда не жаловались, что все равно все зависит от них».

Подводя промежуточные итоги реформирования, можно констатировать, что дело сдвинулось с мертвой точки. Все еще требует решения вопрос увеличения финансирования медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы с целью их модернизации. А также вопрос включения осужденных в систему ОМС, который еще не начали решать.

Согласно международным стандартам медицинские работники, осуществляя свою деятельность в исправительных учреждениях (далее ИУ) РФ, не должны подчиняться сотруднику ИУ, они работают в интересах жизни и здоровья самого осуждённого. Жизнь и здоровье ставится выше служебных задач. Именно на это и направлено реформирование.

В Пермском крае сотрудники МСЧ № 59, как было сказано выше, вышли из подчинения начальника учреждения, но они находятся на оперативном управлении. Так как, чтобы конвоировать осуждённого из исправительного учреждения в лечебные учреждения Минздравсоцразвития, нужно предоставить специальный транспорт, назначить из личного состава отдела охраны ИУ конвой, что делается именно по решению начальника ИУ.

По этому поводу возникают противоречия в деятельности медицинских сотрудников и начальника ИУ. За 2014 год поступило 12 жалоб со стороны осуждённых в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по причинам не направления на лечение лиц, отбывающие наказание в ИУ Пермского края.

Также в 2013 году Совет по развитию гражданского общества и прав человека при Президенте РФ посетил некоторые ИУ Пермского края. В результате в ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю психологическая работа в отношении осуждённых оказалась не выше оценки неудовлетворительно. В женских колониях не учитывается мнение психологов, конфликтологов. Именно к такому выводы пришли члены Совета, что способствует повышению напряжённости во взаимоотношениях между осуждёнными.

Заключение

В декабре 2013 года был осуществлён перевод медицинских учреждений УИС в подчинение ФСИН и в Пермском крае. В результате произошло переименование Федерального казённого учреждения «Больница Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в Федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФКУЗ МСЧ №59 ФСИН России).

Но проблем в этой сфере не уменьшилось.

Подробная реализация права на медицинскую помощь осуждёнными, содержащимися в Исправительных учреждениях ФСИН России регламентирована в приказе Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее — ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В вышесказанном Приказе изложено, что в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи осуждённым, обвиняемым в совершении преступлений, они могут быть конвоированы в медицинские учреждения системы здравоохранения.

Но в действительности в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступает немало жалоб от осуждённых по поводу оказания им медицинской помощи. В них говорится, что медицинская помощь осуждённым не предоставляется, а если и предоставляется, то некачественно. Согласно статистике из 190 жалоб, поступивших от осуждённых Пермского края в 2014 года, 103 были написаны по поводу непредоставления медицинской помощи, 32 по причине некачественного оказания медицинской помощи.

Уже давно Уполномоченным по правам человека в РФ ставится вопрос о передаче медицинских учреждений УИС в ведение Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в целях получения качественной медицинской помощи.

Как известно, предложения на этот счёт пока не встретили полного понимания. Их фактически единственным отзвуком оказался начатый в декабре 2010 года эксперимент по переводу медицинских учреждений УИС в ряде регионов в прямое подчинение центральному аппарату ФСИН России.

Хотелось бы отметить, что раньше медицинские работники в исправительных учреждениях прямо подчинялись начальнику ИУ. Такое подчинение шло вразрез с целями и принципами их деятельности и в конечном счёте препятствовало оказанию эффективной медицинской помощи осуждённым. Эксперимент по переводу медицинских учреждений УИС в прямое подчинение центральному аппарату ФСИН России исключил данную проблему, так как создалась должность начальника Медицинской санитарной части и медицинские работники подчиняются непосредственно ему.

Но возникла другая проблема, связанная с долгожданностью принятия решения по конвоированию осуждённого из мест лишения свободы в лечебно — профилактическое учреждение министерства здравоохранения для оказания необходимой медицинской помощи.

Поэтому в целях повышения эффективности оказания медицинских помощи в отношении осуждённых были сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства:

) изложить в пункте 124 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» следующее: «В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденный должен быть незамедлительно направлен для получения необходимого лечения в лечебно-профилактические учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, при реальной угрозе его жизни и здоровья, если начальник медицинской санитарной части исправительного учреждения определил необходимость срочной специализированной медицинской помощи»;

) повысить уровень и качество оказываемой медицинской помощи, оснастить новейшим оборудованием и обеспечить необходимыми препаратами;

) повысить уровень контроля как за оказанием самой медицинской помощи, так и за соответствием порядка оказания медицинской помощи действующему законодательству.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/prava-otdelnyih-grupp-naseleniya-v-oblasti-ohranyi-i-zdorovya-zaklyuchennyih/

1.Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература.1990. С.290-311. ;

.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990. С. 319 — 325.;

.Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (Принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН)// Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М.: ИНФРА-М. 1996. С. 147 — 157.;

.Рекомендация N R (84) 12 Комитета министров Совета Европы «В отношении заключенных-иностранцев» (Принята 21.06.1984 на 374-ом заседании представителей министров)// Совет Европы и Россия. Сборник документов. М.: Юридическая литература. 2004. С. 558 — 563.;

.Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы //Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Электронный ресурс: #»justify»>.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// // СПС «Консультант-плюс»;

.«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант-плюс»;

.Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // СПС «Консультант-плюс»;

9.Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы»// СПС «Консультант-плюс»;

10.Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы»// СПС «Консультант-плюс».

.Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 (с изм. от 06.06.2014) «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2005 № 7133)// СПС «Консультант-плюс»;

12.Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2005 № 7161)// СПС «Консультант-плюс»;

13.Ильинцев Е.В. Совершенствование системы медицинского обеспечения личного состава Федеральной службы исполнения наказаний: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, Москва, 2009.- 162 с.;

.Гаврищук В.В. Медицинское и санитарно-курортное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов // Симбирский научный вестник. 2012. № 1;

.Грачева Т.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. Т.Ю. Грачева // СПС «Консультант-плюс»;

.Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Зубарев С.М., Казакова В.А., Толкаченко А.А. — 4-е изд., — М.: «Юрайт».2011.

.Уголовно-исполнительное право России: Учебник для ВУЗов / В.И. Селиверстов. — 5-е изд., — М.: «Норма». 2010. — 704 с.;