Музей как составляющая культурного туризма

Курсовая работа

Приложения

Сегодня музеи России оказались брошенными на произвол судьбы. У государства нет средств для того, чтобы обеспечить условия сохранности вверенных нашему попечению культурных сокровищ — многие музеи с трудом, в неимоверных условиях переживают зиму — без тепла, без света, без пожарной охраны и охранной сигнализации.

Перезаполнение современного культурного пространства разнообразной информацией, экспансия мировой унификации жизни,? расцвет массовой культуры? делают вопрос об определении места музея в современной культуре важным для выживания самого искусства и сохранения целостности культуры. Расширение границ художественного благодаря научным открытиям? изменение рамок тезауруса феноменов и артефактов относимых к достижениям культуры и современные творческие эксперименты делают музей не только заповедником, где сохраняется культурная память, но и особой формой жизни культуры.

В последнее время во всем мире набирает обороты процессы создания и обмена электронным виртуальным культурным наследием для воссоздания исторических мест и событий, воссоздания и моделирования утерянных культурных памятников. В последнее десятилетие происходит изменение подхода к просветительским задачам музея. Все чаще делается ставка на развлекательную функцию, поскольку музеи вынуждены искать пути привлечения посетителей в условиях нового экономического уклада жизни страны. Таким образом, музей становится не только хранилищем мемориальных предметов, уникальных экспонатов и произведений искусства, лабораторией для историков разных отраслей знания и подспорьем в работе школьных учителей, а также учреждением, которое дает возможность посетителю увидеть предметы, явленные нам в первозданном виде из далекого прошлого, но и своеобразными «сценическими подмостками», на которых силами экспозиционеров и художников-оформителей «оживают» и по-своему (музейными средствами и средствами, заимствованными из других видов зрелища) «инсценируются» исторические события, факты биографий знаменитых писателей, художников, режиссеров, сюжеты литературных произведений и т.д.

Современный музей в своей экспозиционной практике все дальше отходит от «музея-коллекции» и все больше приближается к «музею-событию» и «музею- со — бытию». Все чаще музейные работники говорят о «театрализации музея», имея в виду и более зрелищную и более выстроенную подачу материалов в экспозиции, «так как в основе лежит драматургически осмысленный визуально-пространственный текст» , использование приема моделирования, принципа интерактивности, привнесение в музейную экспозицию специфических «знаков», характерных для «языка» других зрелищ и т.д., и расширяющуюся из года в год программу мероприятий, которую по инерции называют «внемузейной». В процессе «театрализации музея» видят как положительные стороны — привлечение посетителей, расширение представлений о выразительных средствах, которыми располагает музейная экспозиция и музей в целом, так и отрицательные — музей рискует превратиться в досуговый клуб.

33 стр., 16311 слов

Создание школьного музея

... культуры. 1.2 Особенности школьного музея Термин "школьный музей" является обобщающим. К школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, ... включает исследовательские лаборатории и оборудование. Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, ... музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению" Музей - игротека. Это музей игр ...

Очевидно, что сегодня каждый музей самостоятельно решает вопрос о мере «театрализации» и ее допустимых формах. Наверное, невозможно выработать единых критериев, какая «театрализация» полезна музею, а какая вредна, прежде всего, из-за множественности авторитетных мнений, основывающихся на вкусовых пристрастиях. Мешает выработке единых подходов и то обстоятельство, что сегодня понятие «музей» включает в себе достаточно большое разнообразие характеристик, что отражает полифункциональность современного музея.

Другое направление развития современного музея — использование современных технологий, новые средства коммуникации предоставляют ранее неизвестные возможности для развития музейно-выставочного потенциала. Музеи, выставочные залы, отдельные авторы, создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Художник может показывать свои произведения там, где есть компьютер. Конечно, можно долго говорить, о том, что ничто не заменит подлинник, но это актуально, скорее для больших музеев, больших городов — художнику сегодня необходимо и удобно иметь портфолио, а в провинции возможность увидеть работы, как великих мастеров, так и современников, узнать о единомышленниках, получить информацию, заявить о собственном существовании, часто можно только в интернете. Культура русской усадьбы, история ее длившегося целое столетие расцвета и блистательного полувекового заката, оборванного катастрофой 1917 года, далеко еще не исследованы с той полнотой, какой заслуживает это поразительное явление безвозвратно ушедшей эпохи. Для того, чтобы охватить его во всей полноте, понадобятся усилия не только историков, но и искусствоведов, архитекторов, ботаников, экологов, агрономов, литературоведов и людей еще многих специальностей, на которые расщепилась некогда единая жизнь наших предков.

Пожалуй, только одной, не столько науке, сколько страсти под названием «краеведение», под силу вернуть хотя бы представление об этом утраченном единстве. Усадебная жизнь строилась на любви и внимании к месту своего обитания, понимаемому как вместилище души и тела, как то самое единство природного и духовного начал человека, в котором настоящее неотделимо от прошлого, а сам человек — от природы. И дело не только в том, что среди обитателей дворянских гнезд немало было людей, увлеченно исследовавших все то, что их окружало, включая историю края, его недра, растительный и животный мир. Само содержание этой жизни напоминало человеку о его ответственности перед прошлыми и последующими поколениями, оно же направляло на поиск гармонии человека и природы. Пожалуй, главная особенность русских усадеб — их принципиальная неповторимость. Каждая из них отличалась своим жизненным укладом и своим способом хозяйствования, несла на себе отпечаток своих семейных традиций, своей истории. Но при всем их многообразии у дворянских гнезд, расположенных среди близких по духу и красоте ландшафтов, соединенных близким знакомством, а зачастую и родством их обитателей, не могло не быть общих черт.

14 стр., 6987 слов

Молодежные фестивали Краснодарского края как элементы развития туризма

... фестивальной культуры России и Краснодарского края и изучение потребительских предпочтений могут способствовать привлечению дополнительного сегмента потребителей, а именно молодежи. Структура работы. Выпускная квалификационная работа ... страны при его успешном развитии. Туризм - это хозяйственная деятельность, воздействующая на социальное, экономическое, культурное развитие общества, особенно в ...

Целью настоящей дипломной работы является разработка нового туристского маршрута по музеям-усадьбам Подмосковья.

Предметом исследования является состояние и перспективы музеев-усадеб.

Объект исследования — музеи-усадьбы Подмосковья.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  • исследовать историю становления музеев и охарактеризовать современное состояние музеев в России;
  • рассмотреть современное состояние музеев-усадеб России и Подмосковья;
  • оценить перспективы использования потенциала музеев-усадеб Подмосковья
  • разработать новый туристский маршрут по усадьбам Подмосковья .

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Для оценки музеев в системе туризма изучена история их становления на основе исторических трудов Фролова А.И., Александровой М.М., Тарусиной О.В. Для изучения туристских ресурсов музеев-усадеб и выявления их потенциала для развития культурного туризма использованы материалы, изданные авторами — членами общества «Русская Усадьба» Бахтина И.К., Завьялова Н.И., интерес вызывает и большой труд Низовского А.Ю., посвященный изучению усадебных комплексов Подмосковья «Самые знаменитые усадьбы России» ( Москва, Вече, 2001г.).

Для того, чтобы оценить возможности использования современных технологии изучены материалы Лебедева А.В., Наседкина К. А, посвященные месту музеев в системе культурного туризма России и их дальнейшему развитию. Для исследования в дипломной работе также использованы труды известных ученых Квартального В.А., Вавиловой Е.В., Зорина И.В., Кауровой А.И. Большую информационную базу представляют собой информационные материалы Интернет — сайтов, посвященные действующим музеям-усадьбам Подмосковья Архангельское, Абрамцево, Остафьево, Мураново и другие, которые также послужили базой для написания настоящей дипломной работы.

1.1 История развития музеев

Собрания различных предметов искусства, книг известны в России с 13 века: сокровищницы московских князей, ризницы и библиотеки при монастырях и соборах Владимира, Киева, Новгорода. Любителем искусств был князь Семён (Симеон) Гордый (14 в,).

Ценными художественными изделиями владели представители византийской свиты Софьи Палеолог (15 в.).

С 16 в. начинается целенаправленное собирательство (Иван IV Грозный, Борис Годунов).

В начале 16 в. приобретает черты великокняжеской сокровищницы Оружейная палата Московского Кремля, с 1584 известно хранилище образцов вооружения — Арсенал в Москве; эти хранилища одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.

В 17 в. появились частные, в основном художественные, собрания членов царской семьи, высшего духовенства, боярской знати. Наличие в них образцов светского искусства, например рисунков и гравюр в собрании царя Алексея Михайловича, — «фряжских листов» и живописных портретов у патриарха Никона, князей В. В. и А. В. Голицыных, А. С. Матвеева, Б.М. Хитрово и др., свидетельствовало о сближении с Западной Европой и приближении новой эпохи в развитии отечественной культуры. Очерки истории музейного дела в СССР (России) сост. Тарусина О.В., Александрова М.М. М., Просвещение, 1971 г, с 54

13 стр., 6123 слов

Военно-исторический фортификационный музей «Владивостокская крепость»

... в экспозициях музея «Владивостокская крепость». Глава 1. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ 1.1 Особенности крепости Крепость Владивосток, одна из мощных приморских крепостей мира, создана исключительно русскими военными инженерами, ... промысел в своих территориальных водах на невыгодных для себя условиях. Россия имела право держать в Тихом океане только два крейсера и ...

В 18 в. коллекционирование в России приобретает статус культурного явления, охрана памятников оформляется законодательно. При Петре 1 изданы первые законодательные акты, направленные на сохранение отечественных древностей («Указ о сдаче старинных редкостей комендантам» 1718, указы 1717-24 о сборе и передаче в С.-Петербург всевозможных древностей и диковинок, об их охране, о ремонте разрушающихся памятников), организованы первые экспедиции по сбору «памятных древностей». В 1702 составлена опись Оружейной палаты, в 1720 законодательно ей придан статус придворного музея. По указу Петра 1 были сформированы собрания по отдельным отраслям знаний, некоторые из этих коллекций впоследствии легли в основу создания крупнейших музеев. История Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи начиналась с Цейхгауза Петропавловской крепости (1703), история Военно-морского музея в С. — Петербурге — с Модель-камеры при Адмиралтействе (создана в 1709 для хранения материалов по кораблестроению) Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г, с.693.

С основанием Кунсткамеры (создана в 1714 в С.-Петербурге на основе личных коллекций Петра 1 и коллекций Аптекарского приказа; открыта для обозрения в 1719, в 1724 по инициативе Петра 1 передана в ведение Петербургской АН; в 1723-27 составлен первый каталог) началось развитие музейного дела в России.

С 1717 во дворце Монплезир в Петергофе размещена первая в России дворцовая картинная галерея — коллекция живописи Петра 1. ПО его указу и плану в 1704 заложен садово-парковый ансамбль Летнего сада, который постепенно приобрёл значение музейного комплекса. Частное коллекционирование ещё не получило значительного распространения; крупными собраниями в этот период владела европеизиpованная знать из окружения императора (граф Я. В. Брюс, киязья А. Д. Меншиков, Д. М. Голицын, заводчик А. Н. Демидов).

Во 2-й половине 18 в. получили распространение коллекционирование, создание «кабинетов» и галерей. В 1755 для императрицы Елизаветы Петровны было приобретено собрание западноевропейской живописи. Среди коллекционеров появляется слой знатоков, владельцев ценных коллекций и частных галерей (князь Н. Б. Юсупов, граф П. Б . Шереметев, граф А. С. Строганов).

П. Г. Демидов для книжной части своего собрания разработал собственную библиографическую систему каталогизации, энтомологическую коллекцию он создавал под руководством шведского го учёного К. Линнея. Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г с.693

В 1764 положено основание частному музею Екатерины II., дворцовой картинной галерее Эрмитаж; (открыт для публики в 1852), которая интенсивно пополнялась; к концу 18 века Эрмитаж включал также нумизматическую, археологическую, рукописную коллекции, «натуральный кабинет», а в 19 в. стал крупнейшим музеем России. Императрица была страстным коллекционером; приобретала крупнейшие собрания и первоклассные произведения искусства, книги, редкости за границей, способствовала распространению моды на коллекционирование, поощряла собирательскую и исследовательскую деятельность учёных, открыла им доступ в госархивы.

15 стр., 7124 слов

Знаменитые музеи России

... источников, собранных многими поколениями сотрудников за более чем столетнюю историю музея. Коллекции музея, которые постоянно пополняются, беспрецедентны по этническому диапазону, географической протяженности, разнообразию ... Радиостанция "Авроры" передала написанное В. И. Лениным воззвание "К гражданам России!", в котором говорилось о победе пролетарской революции. Судовые электрики сомкнули части ...

Развитие естественных наук и просвещения повлияло на создание в 1750-70-е гг. первых естественно-научных кабинетов при Московском ун-те (Минеральный кабинет (1755), Кабинет-музей натуральной истории (1791) , Горном училище (Минералогический отдел (осн. в 1773; с 1918 Горный музей, С.-Петербург).

Естественно-научные коллекции были сформированы в 18 в. при Вольном экономическом обществе (ВЭО) Россия. Экциклопедический справочник, М., Дрофа, 1998 г. под ред. Горкина А.П., Зайцевой А.Д., Карева В.М, Ланды Н.М., Тумановой Н.Л. стр 347-348. Во 2-й половине 18 в. при ВЭО создана Модель-камера сельскохозяйственных орудий и машин с целью популяризации и распространения новейших технических средств; отдельные коллекции ВЭО уже в 19 в. переросли в музеи.

Арсеналы в 18 в., продолжая выполнять военные функции, приобретают качества музейных хранилищ. Образцы и историю отечественного оружия представляли основанный в 1775 г «Достопамятный зал» Арсенала (С.-Петербург), Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе (1775; собрание формировалось с 1724).

В 1783 Арсенал в Москве был превращён в музей-хранилище старинного оружия и воeннo-исторических реликвий.

В 1782 г по инициaтиве иркутского губернатора Ф. Н. Клички, а также при участии академика Э. Г. Лаксмана, местной интеллигенции и при поддержке Екатерины II возник «музеум» в Иркутске, ставшиq первым провинциальным публичным музеем в России; хранил разнообразные коллекции по естественной истории и этнографии края, физические приборы и пр.

Процесс развития отечественных музеев неразрывно связан с формированием национального самосознания и интереса к отечественной истории и культуре. Первые проекты создания русского национального общедоступного музея принадлежат членам исторического кружка графа Н.П. Румянцева: историку Ф. П. Аделунгу (проект 1817) и историку, коллекционеру Б. Г. Вихману (проект 1821).

Однако эти проекты не получили поддержки Александра I. В 1830-е программу создания Народного российского музея и сети местных музеев разработал белорусский учёный, общественный деятель Зан Тамaш.

Идея всесторонне представить в отечественном музее Россию частично была воплощена при организации публичного Румянцевского музея в С.-Петербурге, основу которого составили коллекции графа Н. П. Румянцева (открыт в 1831; в 1861 переведён в Москву, где вошёл в состав вновь созданного «Московского пvбличного музеума и Румянцевского музеума») Сундиева А.А. Музеи. очерки русской культуры 19 в., М., Авангард, 2001, с.118

В 1803 г Эрмитаж стал дворцовым музеем (с 1866 публичным); с 1806 по указу Александра I статус публичного музея получила Оружейная палата. После Отечественной войны 1812 созданы военно-исторические музеи в С.-Петербурге Boeннo-исторический музей при Главном вoeнно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826); Арсенал в Царском Селе (создан Николаем 1 в 1832 на основе личных коллекций; с 1852 доступен для обозрения).

Значительное влияние на появление новых музеев оказал процесс дифференциации наук и формирования новых научных дисциплин. В 1821 на основе минералогического кабинета Горного училища создан самостоятельный Корпусный музеум; в 1841 по инициативе заводчиков Демидовых открыт музеум естественной истории и древностей в Нижнем Тагиле. В 1830-е годы организован ряд академических профильных музеев, выделившихся из Кунцкамеры : Зоологический, Ботанический, Минерало-гический, Этнографический, Нумизматический, Египетский и др.

4 стр., 1503 слов

Политехнический музей в Москве

... России, включающий собственно музей и Центральную Политехническую библиотеку. Музейное собрание хранит свыше 90 коллекций и насчитывает ... М.О.Доливо-Добровольского. Новая экспозиция "Русский свет" посвящена истории электрического освещения. В ней представлены дуговая электрическая ... вскоре превратившейся в главную публичную аудиторию Москвы, сделало возможным широкую демонстрацию научных опытов, ...

Начали открываться музеи и в провинции, в их создании принимали участие представители различных слоёв городского общества. В 1803 на Плещеевом озере во Владимирской губ., где в конце 17 в. создавалась «потешная флотилия» Петра I, было построено специальное здание для хранения одного из учебных кораблей, бота «Фортуна».

Cтрeмление сохранить причерноморские древности привело к возникновению первых общедоступных музеев в Крыму: музей при гидрологическом депо в Николаеве (1806), музеи в Феодосии (1811), Одессе (1825), Керчи (1826).

Среди первых провинциальных музеев России — Барнаульский горный музеум (1823), Оренбургский музеум при военном училище ( 1831), Астраханский губернский музеумы (1836 г) Российская музейная энциклопедия в 2-х томах., М, РАН, 2001 г, с.341. Создание в губерниях (с 1834) статистических комитетов, постепенно приобретавших значение местных научных обществ, повлекло за собой формирование музеев при них (музеи при Московском (1842), Архангельском (1860), Владимирском (1862) и др. статкомитетах).

Бережно хранились светские и сакральные исторические памятники в Архиерейских домах (в Архангельске, Астрахани, Ярославле, Саратове и др.) и старейших монастырях России.

Развитие отечественного изобразительного искусства повлияло на возникновение первых коллекций русского искусства П. П. Свиньина, П. Ф. Карабанова, галереи русской живописи в Эрмитаже (1825).

В С.-Петербурге с 1758 функционировал в качестве учебного музей Академии художеств, созданный по инициативе графа И. И. Шувалова, на основе пожертвованного им собрания картин западноевропейских мастеров. Три самые значительные провинциальные художественные школы дореформенной России имели свои художественные галереи: школа А. В. Ступина в Apзамace Нижегородской губернии, А. Д. Надеждина в г. Козлов Тамбовской губернии, КА. Макарова в Саранске и Пензе. Галереи создавались как собрания учебных пособий, но приобрели постепенно качество музейных коллекций, были доступны для горожан. Галерею Ступина (ок. 1810) можно считать первым провинциальным художественным музеем России.

Отдельную группу составляли музеи при учебных заведениях. По Уставу 1804 создавались благоприятные условия для организации университетских музеев. Одним из лучших кабинетов естественных наук в Европе являлся мyзей Виленского университета (1803); значительные коллекции находились в музеях Казанского (1805), Харьковского (1807) ун-тов. Серьёзное внимание уделялось созданию каталогов и систематизации коллекции (коллекции Московского и Казанского ун-тов систематизированы в течение 1-й четверти 19 в.).

В 1-й пол. 19 в. «кабинеты» создавались в большинстве губернских гимназий; в собирательскую деятельность вовлекались и преподаватели, и ученики. Сундиева А.А. Музеи. очерки русской культуры 19 в., М., Авангард, 2001, с.347

В основном собирание было ориентировано на местные памятники. Первые «кабинеты» и музеи появляются в Тобольской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Саратовской духовных семинариях, Московской II Казанской духовных академиях, Церковно-археологическом обществе при Киевской духовной академии; во 2-й пол. 19 в. часть из них была преобразована в церковно-археологические музеи.

9 стр., 4425 слов

«Музей-усадьба А.В.Суворова»

... В 1960 г. по постановлению Совета Министров РСФСР музей был преобразован в музей-заповедник А. В. Суворова - были взяты под охрану ... играет в бабки, Суворов отвечал, что в России столько развелось фельдмаршалов, что им ничего больше не остается ... большой личной неудовлетворенностью и бездействием. Это была тяжелая ссылка на неопределенный срок. Будущее не предвещало ничего хорошего. Село Кончанское ...

В 1-й половине 19 в. частное коллекционирование распространилось также на провинцию. Среди коллекционеров появляются представители купечества (библиотека староцерковных рукописей ярославских хлеботорговцев Вахромеевых, библиотека купцов Хлебниковых в Калужской губернии) и лица третьего сословия (мещане, духовенство).

Многие нз этих коллекционеров уже в 1820-е гг. являлись членами различных научных обществ. в том числе Московского общества истории и древностей российских (основано в 1804).

Для дореформенной России характерно усиление роли общественности, научных обществ в создании новых музеев, ориентированных на просвещение и распространение знаний, изучение истории местного края.

Тогда же появились этнографические и церковно — археологические музеи. Развивались военно-исторические музеи ( Музей Суворова А.В. в Петербурге (1898) , Бородинский музей ( 1903); морские музеи в Кронштадте, Севастополе, появились полковые музеи.

Важным событием стало основание в 1872 г Императорского Российского исторического музея, открытого для публики в 1883 г в специально выстроенном здании.

Расцвет русского изо6разительного искусства, оформление искусствознания как самостоятельной отрасли знания способствовали созданию во 2-й половине, 19 в. значительных художественных музейных и частных со6раний: картинной галереи Румянцевского мyзея (1861), художественно-промыщленных мyзеев при Строгановском училище (1864) и 06ществе поощрения художников (1870), музеев И. С. Остроухова (1880), С.И.Щукина (1910), галерей К.Т.Солдатёнкова (1850-е гг.), Ф.И. Прянишникова (1860-е гг.), В. А. Кокорева (1862).

в 1895 основан Русский музей в С.-Петербурге Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г, с.694.

Созданию новых музеев способствовал расцвет частного коллекционирования, которое всё 60лее становится связанным с просветительством и меценатством. На основе частных коллекций И.К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, П. М. и С. М. Третьяковых, И. В. Цветаева и других возникли крупнейшие музейные со6рания Россия. Экциклопедический справочник, М., Дрофа, 1998 г. под ред. Горкина А.П., Зайцевой А.Д., Карева В.М, Ланды Н.М., Тумановой Н.Л. стр 347-348: Феодосийская картинная галерея (1880), Саратовский художественный музей имени. А.Н.Радищева (1885), Третьяковская галерея 1892), Музей изящных: искусств (1912, [ныне Музей изобразительных искусств ш. А. С. Пушкина), Театральный музей (1913) в Москве, которые являются и поныне достоянием страны.

Превращаются в музеи некоторые ycaдебныe коллекции Историко-этнографический музей М. К. Тенишевой в имении Талашкино Смоленской губернии (с 1905 музей «Русская старина» Смоленске), Музей народного искусства в усадь6е Абрамцево (1885), Музей А. С. Пушкина в Остафьево (1899) и др.

Формируется сеть мемориальных музеев: ка6инет-музей А. М. Бутлерова в Казанском ун-те (1863), 6и6лиотека — музей А. С. Пушкина в Александровском лицее (1879, Царское Село), Музей М. Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1883, С.-Петер6ург), Музей П. И. Чайковского (1894, г. Клин).

7 стр., 3336 слов

Якутский государственный объединенный музей истории и культуры ...

... и якут, и епископ Мелетий, и политссыльные» (Е. Ярославский. «О Якутии»). В дореволюционной истории музея можно выделить два этапа: накопление материалов (1891-1911 гг.); создание научных ... Оленин - участник многих экспедиций, маршруты которых охватили значительную часть территории Якутии. Манекен шамана. Якутский областной музей В инвентарной книге, кроме собранных Олениным в 1897 - 1900 гг. ...

В 1910-е годы возникают музеи . Л. Н. Толстого в Москве, М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, Н. Г. Ру6шшпейна при Московской консерватории Александрова М.М., Тарусина О.В. Музейное дело и охрана памятников. М., Грета, 2001 .

Была создана и получила широкое распространение группа педагогических музеев, ориентированных на 06разовательно-восrnпательную деятельность (Педагогический музей военнo-уче6ныx заведений в С.·Петер6урге, 1864; Педагогический музей при дирекции народных училищ Нижегородской губернии , 1872 г).

В конце 19 — начале 20 вв. появилась их разновидность — музеи наглядных посо6ий (Музей наглядных пособий воскресных школ при Московском комитете грамотности, 1893; Казанский музей уездного земства, 1902).

Итоги развития музейного дела в стране были подведены на Предварительном съезде мvзейных деятелей (1912, г.Москва).

К этому времени в России 6ыло около 500 музеев, которые становились социокультурными институтами с широкими научными и просветительными функциями. Были сформулированы основные принципы музейной работы, комплектования собраний, их хранения и экспонирования. Музеи стали публичными о6щедоступныии учреждениями культуры, 6ыли определены формы работы с музейной аудиторией (экскурсии, лекции).

В ряде городов для музеев строились специальные здания (Владимир, Саратов, Красноярск и др.).

Создание и развитие российских мyзеев в значительной степени 6ыло связано с деятельностью выдающихся представителей отечественной культуры, крупныx учёных, коллекционеров (П. В. Алабин, Д. Н. Анучин, Д. Г. Бурылин, В. И. Вернадский, В. А. Дашков, В. В. Докучаев, И. Е. За6ешш, Г. Ф. Миллер, М. П. Погодин, И. А. Стемлковский, С. Т. Строганов, В, П. Сукачёв, А. С. и П. С. Уваровы, Н. Ф. Фёдоров, И. И. Шувалов, Морозовы, Третьяковы и др.).

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре Р-н-Д.,Феникс. 2003. с.388

После Февральской революции 1917 г, дворцовые коллекции и музеи 6ыли признаны национальным достоянием. Важную роль в сохранении наследия в этот период сыграли организованные Временным правительством художественно- исторические комиссии.

В 1918-20 гг впервые создается государственная система управления музейным делом и охраной памятников. Единым органом управления музеями стал отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (1918) в составе Наркомпроса РСФСР. В 1918-1923 гг издан ряд декретов и постановлений о регистрации всех памятников, запрещении их вывоза за границу, а также о регулировании деятельности музеев.

В соответствии с постановлением от 1923 все музейные фонды становились достоянием государства. В 1924 принят декрет «Об учёте и охране памятников искусства, старины и природы». Образован Государственный музейный фонд (ГМФ), ставший хранилищем национализированных предметов музейного значения, начато формирование музейной сети страны. Всероссийская конференция по делам музеев (1919) наметила программу музейного строительства и заложила основы гос. музейной политики; музеи провозглашены культурными центрами, ориентированными на работу с массами.

В 1918 — нач. 20-х гг количество музеев в стране увеличивалось: были основаны многочисленные дворцы-музеи, монастыри-музеи, музеи дворянского быта в национализированных усадьбах и городских особняках (Царское Село, Петергоф, Останкино, Кусково, особняки Шереметевых, Юсуповых, Троице-Сергиева лавра, Симонов монастырь, церковь Троицы в Никитниках и т. д.).

3 стр., 1375 слов

Реферат музеи бурятии

... краеведческий музей «Культура сойотов». Примечания Литература [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/referat/muzei-buryatii/ Музеи Бурятии. Путеводитель\ Составитель Г. С. Митыпова. Министерство Культуры и массовых коммуникаций РБ. Улан-Удэ. 2007 Данный реферат составлен ...

Крупные частные собрания были преобразованы в музеи [собрание С. И. Щукина — в 1-й музей новой западной живописи (1918), собрание А. В. Морозова — в Музей фарфора (1921) и т. д.]. С целью сохранения историко-культурного наследия был создан ряд мемориальных музеев: усадьба Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920), квартира А. Н. Скрябина в Москве (1922) и др. Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г, с.696

Открывались новые краеведческие музеи, в том числе в отдалённых районах; коллекции дореволюционных музеев пополнялись предметами из ГМ Ф. Создавались музеи нового типа — историко-бытовые [ Музей мебели (1918) и Музей дворянского быта 40-х годов (1920) в Москве], историко-революционные: [(музеи Революции в Петрограде (1919) и Москве (1924)]; в Москве: Музей Красной Армии (1919), Центральный дом авиации им. М. В. Фрунзе (1927); музеи В. И. Ленина и революционных деятелей. Вместе с тем постепенно закрывались частные, церковно — археологические, полковые музеи.

После Гражданской войны 1917-22 музейная сеть значительно сократилась; были распроданы за границу некоторые ценные музейные коллекции, предметы искусства. В конце 1920-х гг. закрыт ряд дворцов-музеев, монастырей-музеев, начались гонения на музейных специалистов.

После Первого Всероссийского музейного съезда (1930) деятельность музеев была сориентирована на решение народно-хозяйственных и идеологических задач; музеи становились частью государственно-партийного механизма. Негативно сказался на работе местных музеев разгром краеведческого движения; научно-просветительная работа была подменена политико-просветительной деятельностью и развивалась в ущерб научной деятельности по изучению и комплектованию фондов. Однако выросло количество научно-технических, сельскохозяйственных музеев, расширилась сеть историко-революционных и создана сеть литературных музеев [Центральный литературный музей (нач. 1930-х п.), Всесоюзный музей А. С. Пушкина в С.-Петербурге (1938), Литературный музей А. М. Горького (1937) в Москве, Музей А. П. Чехова в Таганроге (1933) и др.].

Значительный ущерб был нанесён музеям в Великую Отечественную войну. На оккупированной территории национальные ценности были расхищены или уничтожены, большинство музеев закрыто. Просветительная деятельность музеев продолжалась в тылу, организовывались выставки (в осн. передвижные), лекции.

С 1942 начали создаваться новые Mузеи, посвящённые событиям войны (Мемориальный музей лётчика Н. Ф. Гастелло в Муроме (нач. 1940-х г) , Выставка «Героическая оборона Ленинграда» (1944, с 1945 музей) и др., «по горячим следам» комплектовались ценные коллекции. Всего за годы войны было создано около 10 новых музеев широкого исторического профиля (Военно-медицинский музей, 1942, Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии, 1944, и др.) Очерки истории музейного дела в СССР (России) сост. Тарусина О.В., Александрова М.М. М., Просвещение, 1971 г, с.218.

После войны музеи существовали в тяжёлых условиях разрухи. Музейная сеть была частично реорганизована или перепрофилирована; но её восстановление велось уже в годы войны. Новый этап музейного строительства начался в середине 1950-х гг. Значительно выросло количество военно-исторических музеев [Музей Отечественной войны 1812 в Тарутино (1962), Музей Тихоокеанского флота во Владивостоке (осн. в 1945, открыт в 1950)], а также мемориальных комплексов, связанных с войной [«Героям Сталинградской битвы», Музей и мемориал в честь героев Курской битвы (1963)]; созданы диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе (1959) и панорама «Бородинская битва» (1962) в Москве. Важным событием стало создание с 1958 историко-архитектурных музеев-заповедников в старейших российских городах (Новгородский, Костромской, Владимиро-Суздальский, Рязанский, Ростово-Ярославский музеи-заповедники), на основе археологических и архитектурных комплексов: «Танаис» в Ростовской обл. (1961), «Костёнки» в Воронежской обл. (1968), «Троице — Сергиева лавра» (1960-е ), «Кижи» в Республике Карелия (1965); статус музеев-заповедников приобрели мемориальные музейные комплексы А. С. Пvшкина в с. Михайловское (нач. 1960-х г.), А. П. Чехова в с. Мелихово (1960), военно-исторический музей на Бородинском поле (1961).

Благодаря утверждению за музеями статуса музея-заповедника сохранялись уникальная природно-культурная среда, памятники истории и архитектуры. к концу 1980-х гг. создано около 50 музеев-заповедников различного профиля.

В 1960-1980 гг было построено большое число специализированных музейных зданий, изданы основополагающие научные труды по истории и теории музейного дела, активно проводилась выставочная деятельность.

На середину 80-х годов прошлого века пришелся пик посещаемости отечественных музеев.

В настоящее время всё разнообразие музейных собраний является полноправной составляющей культурного туризма, хотя в большинстве российских музеев постоянной прописки он не получил. Музеи в большинстве своем продолжают оставаться изолированными от общего туристического пространства. Причин тому немало, виной тому и малая взаимная информированность, (между музейной и туристической сферами) и просто отсутствие навыков в работе такого рода.

Конечно, решение вопроса о включении музея в туристические маршруты, степень востребованности его туристической сферой зависит и от качества музея. Легко рассуждать о музейном туризме, применительно, скажем, к Лондону или Праге, Риге или Каунасу: красивые, чистые города с компактными по территории историческими центрами, прекрасное сообщение и все прочие прелести европейской жизни. Там гораздо проще организовать поток туристов, обеспечив экскурсантам впечатления, а музеям — прибыль.

В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. Можно еще назвать несколько городов с крупными музейными комплексами — типа Владимиро-Суздальского, Ярославского, Новгородского. Здесь дело тоже более или менее поставлено, и уже не первый год туризм является источником постоянной прибыли. Но список таких центров невелик.

А что же десятки и сотни малых музеев, разбросанных по бескрайним просторам российской провинции, обитающих в крестьянских избах, купеческих особняках, дворянских усадьбах, храмах, иногда — просто под открытым небом? Эти сокровищницы, хранящие бесценные редкости, широко известны разве что местным школьникам.

Достойны же они, безусловно, большего. Где как не в сердце России живет (все еще живет) русская душа? Ласковый свет ее озаряет пространство, в котором судьба собрала вологодскую прялку, елецкое кружево, тульский самовар. И в какой бы они музейной оранжировке не оказались — свет этот ясен и чист. И он должен быть доступен тем, кто ищет этого света.

Другими словами: сокровища нужно показывать. Потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела — беспроигрышный объект туристского показа. Но сотни музеев, владея сокровищами, влачат жалкое существование и именно включение их в сферу культурного туризма может возродить их к новой жизни.

1.2 Русская усадебная культура

Усадьба — это не просто сложный архитектурный комплекс из жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Прежде всего, в усадьбе складывались традиции семьи и рода, составлявшие целый ушедший в прошлое пласт культуры и философии дворянского сословия. Прообразом усадеб стали дворянские вотчины, которые временно жаловались из казны дворянам за службу государю и могли передаваться по наследству, а само слово «усадьба» произошло от глагола «усаживать» (в данном контексте — предоставлять или даровать землю).Более всего усадеб было в окрестностях Москвы, где еще в XIV веке возникли первые дворянские вотчины, а затем после переноса столицы в Петербург при Петре I стало селиться отставное и опальное дворянство.

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины «крестьянская усадьба», «усадьба ремесленника», «монастырская усадьба» и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII — XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В.Иванова.- М., «АИРО — ХХ», 1996.- 341 с.- С. 28-35

В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях — первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции — великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII — начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве. Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское).

Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

Но усадьба — это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей. Кроме конного двора был еще и каретный сарай. В усадебный комплекс входил также ряд хозяйственных построек — мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское).

Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие — пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Люди побогаче тратили большие суммы на уход и содержание парков. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.

Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство. А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г, с.75 Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость — первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. В первые годы советской власти многие усадьбы были подвержены разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Но все-таки большинство усадеб все еще находится в запустении.

В настоящее время в России насчитывается свыше 80 музеев-заповедников, занимающих площадь более 160000 га, и 31 музей-усадьба, включающие около 900 га. Все они представляют особый специфический отечественный тип культурного учреждения, который имеет в своем составе музейные коллекции, памятники архитектуры, исторические ландшафты и природные комплексы. Целый ряд музеев-заповедников включен в Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России. Эти уникальные историко-культурные территории вместе с национальными парками образуют культурно-экологический каркас России. О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура.

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII — первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве).

С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк).

Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г. , с.77.

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры — от замкнутости и закрытости позднего средневековья — к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем — пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, во французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений — «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция», «Каприз», «Монплезир».

В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы.

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г. с.81.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово «дача» как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя.

Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс «канонизации» усадьбы как символа «родового гнезда». Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях — в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы Чехова, Бунина, Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М.Якунчиковой, В.Поленова).

С 1917 года усадебная культура, как самобытное многомерное явление, была уничтожена. Справедливости ради необходимо отметить, что многое было спасено прежде всего специалистами-музейщиками, архитекторами и искусствоведами. Но, увы, — далеко не все.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историка-культурном процессе России.

Как уже отмечалось, понятие «русская усадебная культура» было многомерным. Синтетичность — вот ее характерная особенность. В усадебной культуре был соединен широкий круг проблем окружающего мира. Прежде всего это проблемы художественные, которые характеризуют взаимосвязь пластических видов искусства — архитектуры, садово-паркового, прикладного и изобразительного со зрелищными музыкой, балетом, театром, народным искусством Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., «АИРО — ХХ», 2002.- с. 23.

Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой я контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины. громы), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.

Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям.

Изучение такого многоаспектного явления как усадьба, усадебная культура предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем. Совершенно очевидна необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена — весомого пласта отечественной культуры.

1.3 Современное состояние русских музеев- усадеб

Музеи-заповедники и музеи-усадьбы относятся к числу наиболее ценных объектов культурного наследия. Вместе с национальными и природными парками, а также с некоторыми другими категориями особо охраняемых природных территорий они образуют своего рода природно-культурный (эколого-культурный) каркас территории страны, отражающий ее этническое и культурное многообразие и во многом обусловливающий устойчивость ее развития. Именно этим объясняется объективная заинтересованность государства и общества в сохранении и развитии сформировавшейся сети этих учреждений культуры. В современных условиях, однако, их состояние во все большей степени предопределяется складывающейся в соответствующих местностях экологической ситуацией. Известно при этом, что последняя в большинстве мест размещения музеев-заповедников и музеев-усадеб страны далека от идеальной и имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Известно также, что специального контроля за экологической ситуацией в местах размещения названных учреждений не существует.

Значительная часть особо охраняемых и наиболее ценных объектов входит в состав музеев-заповедников федерального значения (в том числе «Царицыно», «Абрамцево», «Михайловское», «Ясная Поляна», «Поленово», «Страхово», Соловецкий архипелаг), регионального значения (например, музеи-заповедники, имеющие мемориальный статус — «Тарханы», «Спасское-Лутовиново», «Шахматово», «Болдино», «Захарово», «Карабиха», или дворцово-парковые комплексы «Царское Село», «Петергоф», «Гатчина», «Ораниенбаум», «Павловск», «Коломенское» и др.).

Важнейшее значение имеют сады, парки, природные и сельские пейзажи, входящие в состав музеев-усадеб Минкультуры России (среди них, например, памятники ландшафтной архитектуры в усадьбе «Останкино», «Кусково», «Хмелита», «Остафьево», «Тригорское», «Измайлово», «Мураново») Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., «АИРО — ХХ», 2002.- с. 23. Парки-памятники этого профиля не могут рассматриваться в отрыве от соответствующих культурно-исторических объектов, в то же время специфические особенности «живого», природного материала накладывают дополнительные ограничения и требования, связанные с необходимостью постоянного возобновления растительности, сохранения художественного облика ансамбля в различные сезоны года, выявления особых маршрутов осмотра, перспектив, панорам и пр. Причем главным условием функционирования объекта-памятника ландшафтной архитектуры является сохранение общего пейзажного фона, исторически сложившегося характера местности. Однако именно это важнейшее условие и нарушается из года в год, в особенности вблизи столичных и крупнейших городов страны и, прежде всего, вокруг Москвы. Новые коттеджи, сооруженные в 1997-1998 гг., «обстраивают» с многих сторон усадьбу «Суханово». Массивные здания просматриваются теперь с основных аллей музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас», а ведь это не только мемориальный музей, но и один из центров изучения русской усадьбы, садово-паркового искусства. Трехэтажный кирпичный корпус занял дополнительную позицию на холме у входа в музей-заповедник федерального значения «Абрамцево», что резко исказило облик местности, запечатленной на полотнах — шедеврах художников М. В. Нестерова, В. А. Серова, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. Д. Поленова и др.