Военно-исторический фортификационный музей «Владивостокская крепость»

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Все, кто был во Владивостоке, вероятно, обратили внимание, что на вершинах сопок, у основания скал вдоль дорог, на морском побережье, здесь находятся какие-то бетонные сооружения. Внимательный взгляд въезжающего в город по автомобильной дороге также может заметить, что в районе Седанки впереди на вершине очередной сопки проглядываются прямые линии бетонных брустверов. Все эти фортификационные сооружения можно объединить одним словом — крепость. С момента своего рождения Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихоокеанском побережье, роль ее береговой крепости. Об этом говорит и само название города — Владей востоком. Представьте себе, что уже в первый год своего существования форпост Владивосток уже подвергся вторжению иностранного крейсера. Поэтому с момента основания поста началось его укрепление в военном отношении.

Владивостокская крепость — комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных во Владивостоке и его окрестностях в конце XIX — начале XX века. При её постройке в полной мере учтён опыт Русско-Японской войны, поэтому Владивостокская крепость является наиболее укрепленной из всех крепостей, строившихся/перестраивавшихся в данное время. Строительство крепости законченно примерно на 2/3, причина этому начавшаяся первая мировая война, а следом октябрьская революция.

Цель моей работы: рассмотреть историю создания крепости «Владивосток» и ее состояние на сегодняшний день, представленную в экспозициях музея «Владивостокская крепость».

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ

1.1 Особенности крепости

Крепость Владивосток, одна из мощных приморских крепостей мира, создана исключительно русскими военными инженерами, строителями, саперами, солдатами. К Первой мировой войне только крепость Владивосток имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение в 1905 г. приморской крепости Порт-Артур. В то время в состав крепости входили около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, большое количество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения были соединены между собой дорогами, подземными кабелями связи, снабжались электроэнергией. Совместно с кораблями флота обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений. Для защиты гарнизона от артиллерийского огня противника были построены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов сообщения.

9 стр., 4368 слов

Владивостокская крепость: история и современность

... интерес тем, что они, как, впрочем, и береговые батареи, аналогичны фортификационным сооружениям крепости Порт-Артур. Укрепление №1, опоясанное земляным валом и прикрытое рвом, имеет в плане треугольную ... Владивостокской крепости за всю ее историю не довелось сделать ни одного выстрела по врагу. Однако, как писал крупный отечественный военно-морской теоретик Н.Л. Кладо, "Приморская крепость, ...

Сооружения крепости Владивосток возводились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они умело вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивало их боевые возможности. Следует особо отметить, что неприступная для врага крепость была, в основном, возведена за несколько лет, предшествующих Первой мировой войне. При строительстве в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ, широкомасштабно использовали подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации были достигнуты высокие темпы строительного производства.

Добротность и прочность возведенных сооружений, а также их последующая модернизация позволили крепости не утратить своего значения в течение нескольких десятилетий. Это была одна из причин, из-за которой японское правительство не решилось вступить в войну против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии.

1.2 Этапы строительства

Строительство крепости по типам и масштабу возводимых укреплений делится на три этапа:

1. Создание крепости 1889-1899 гг.

2. Строительство второй линии обороны крепости 1899-1905 гг.

3. Проектирование и строительство главной линии обороны крепости 1906-1918 гг.

1.3 Строительство главной линии обороны

1.3.1 Причины укрепления крепости

5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, южную ветку КВЖД до станции Куаньченцзы, южную часть о. Сахалин, и разрешила японский рыбный промысел в своих территориальных водах на невыгодных для себя условиях. Россия имела право держать в Тихом океане только два крейсера и все оставшиеся в наличии миноносцы. В этих условиях Владивосток оказался единственной военно-морской базой России на Тихом океане, ее единственным оборудованным торговым портом на Дальнем востоке и конечным пунктом Транссибирской железной дороге. Значение Владивостокской крепости резко возросло, поскольку она без какой-либо помощи флота должна была самостоятельно препятствовать всем возможным действиям неприятеля в северной части залива Петра Великого и ни при каких обстоятельствах не допустить использования им хорошо оборудованного Владивостокского порта в качестве операционной базы и пункта снабжения войск. Однако, состояние оборонительных сооружений крепости было совершенно неудовлетворительным. Кроме того, окончание русско-японской войны совпало с известными революционными выступлениями во Владивостоке в октябре 1905-январе 1906 гг.

К началу 1906 г. крепость имела около тридцати береговых батарей, многие из которых, прикрывающие наиболее важные участки побережья, были исполнены как временные, а их орудия были установлены на деревянных основаниях, среди артиллерийских систем преобладали устаревшие. И, если со стороны моря крепость была хоть как-то защищена, то ситуацию на сухопутном фронте можно было признать катастрофической. Крепостной обвод проекта 1899 г. морально устарел, поскольку подходил слишком близко к городу и не обеспечивал порт от обстрела осадной артиллерией. Кроме того, его казематированные сооружения со сводами толщиной 1,2 м не могли обеспечить защиту от огня 11-дюймовых гаубиц, которыми столь умело пользовались японцы у Порт-Артура. Этот обвод не был даже полностью сомкнут — участок оборонительной ограды от форта Графа Муравьева-Амурского до люнета № 3 так и не построили. Основными опорными пунктами на главной линии обороны крепости были два только начатых постройкой форта «Северный» и «Северо-Восточный», в течение 1904-1905 гг. приспособленных к обороне, но рассчитывать на их упорное сопротивление было нельзя.

66 стр., 32529 слов

Государственно-частное партнерство при строительстве объектов ...

... изученных проблем. В работах рассмотрены теоретические и практические аспекты государственно-частного партнерства В.Г. Варнавский , С.Д. Данасарова , Ю.А. Халимовский , О. А. Герасименко , А.А. Уварова и другие авторы. Предмет исследования - механизм государственно-частного партнерства в строительстве транспортных инфраструктур. В ...

В последующие годы решалась судьба крепости. Были созданы комиссии, которые разрабатывали вопросы об усилении Владивостокской крепости. 16 апреля 1907 г. в соответствии с высочайшим повелением Николая II крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат.

1.3.2 Ход строительства

В 1910 г. сложился окончательный вариант проекта, знакомый нам сегодня своим материальным воплощением. По проекту предполагалось построить форты № 1-7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и 3 по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9-12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Артиллерийское вооружение крепости должны были составить:

  • На сухопутном фронте — 1290 орудий и 268 пулеметов; из них: орудий дальнего боя — 572, орудий ближнего боя — 718, пулеметов — 268, полупудовых мортир — 64, ракетных станков — 36.

На береговом фронте — 316 орудий и 56 пулеметов; из них: орудий дальнего боя — 212, орудий ближнего боя — 104, пулеметов — 56, ракетных станков — 36.

Гарнизон крепости должен был иметь: 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, восемь запряженных батарей полевых и горных, два саперных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты, три казачьи сотни.

Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий обеспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий. Проектированием фортов на полуострове Муравьева-Амурского руководил помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.П. Шошин, а на Русском острове помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.Л. Федоров.

Проектировщики старались не копировать типовые проекты, а в соответствии с горными условиями местности придавали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Все эти смелые отступления от установленных правил учебной долговременной фортификации в связи с весьма почтительным отношением ко всем капризам чрезвычайно пересеченной местности делают из каждого отдельного укрепления всегда оригинальный и в большинстве случаев талантливый пример современного фортификационного искусства. Форты соединялись друг с другом кольцевой (рокадной) магистральной шоссированной дорогой, а с центром крепости — радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для маневра войсками вдоль позиций даже при обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Посредством подземных кабельных линий телеграфа и телефона все форты, батареи, погреба, казарменные городки и иные важные объекты были включены в коммутатор Штаба крепости.

13 стр., 6372 слов

Крупнейшие спортивные сооружения России

... сооружения являются необходимыми для полноценного существования и плодотворного развития спортивной культуры общества. 1. Стадион «Динамо» Москва Стадион ... рассчитанный на 2543 автомобилей. Архитектором зоны городской постройки является Сергей Чобан, для доработки спортивной ... барельефы работы скульптора Сергея Меркурова. Летом 2013 года был закончен нулевой цикл работ. Реконструкция находится ...

В январе 1913 г. в упраздняемой крепости Варшава были проведены испытания на прочность, по результатам этих и других полигонных опытов рекомендовали увеличить толщины бетонных конструкций. При получении информации о первых результатах опытов, во Владивостоке, не дожидаясь инструкций и приказов, приступили к усилению бетонных конструкций. С уже готовых сооружений снимали земляную обсыпку, усиливали своды и напольные стены бутовой кладкой из прочного камня толщиной до 5 м и снова засыпали землей. Своды сооружений, подверженных прямому воздействию неприятельской артиллерии (подбрустверные галереи, участки потерн, расположенные близко к поверхности, казармы), изнутри укрепляли изогнутыми по форме потолка швеллерами, для чего пришлось вручную вырубать под них желоба. При возведении новых сооружений желоба в сводчатых конструкциях формовали заранее, а покрытия убежищ про-тивоштурмовых орудий и кофров делали плоскими, оставляя желоба для укладки двутавровых балок вплотную друг к другу. Между покрытием и металлическим усилением набивали прослойку из асфальтобетона для гидроизоляции. Впоследствии на некоторых укреплениях от этой схемы работ отказались и стали укладывать бетон непосредственно по противооткольным конструкциям, прикрытым сверху слоем асфальта.

Бетонные сооружения на фортах проекта 1910 г. внешне отличаются от сухопутных укреплений, построенных в 1900-1904 гг. Во-первых, новые постройки, получившие в 2-3 раза более мощные, против прежнего, конструкции покрытий, значительно выше старых. Например, высота кофров от уровня земли в ряде случаев достигает 8 метров. Во-вторых, сооружения 1910 г. почти полностью лишены «архитектурных излишеств», исключением из правила можно отчасти считать повсеместное применение металлических козырьков, выполняющих функции карниза. Последнее обстоятельство отражало общемировую тенденцию к упрощению внешнего вида фортификационных сооружений, наметившуюся в 80-е годы XIX века в связи с переходом к новому строительному материалу — бетону. Таким образом, бетонные казематированные постройки 1900-1904 гг. имеют элементы гражданской архитектуры — карнизы, наличники на окнах, а также, за счет своих незначительных габаритов, соразмерны одноэтажным зданиям. Сооружения же 1910-1915 гг. представляют собой бетонные массивы, фасады которых формируются «игрой» больших, тщательно отделанных, плоскостей.

В мае 1913 г. в одном из приказов А.П. Шошин писал: «1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны. 2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и прочее должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии действительно отвесные, а горизонтальные действительно горизонтальные». Забота о внешнем виде сооружений не была каким-то личным капризом А.П. Шошина, поскольку, как он заметил в разговоре с военным министром в 1914 г.: «Основной идеей усиления крепости служит девиз: «Русские здесь остаются навсегда»

15 стр., 7278 слов

Культурно-просветительское значение музея

... времени, в который рассказывается об использовании этих методов. Курсовая работа выполнена в виде методической консультации. Работа состоит из содержания, введения, первой главы, которая ... условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея. Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения ...

1914 г. стал переломным в строительстве — началась Первая мировая война. Сразу же прекратились поставки цемента, которые раньше осуществлялись морем из Новороссийска, поскольку Турция закрыла черноморские проливы. Первоначально темпы строительства не уменьшались, поскольку в крепости были накоплены большие запасы цемента, но с 1915 г. по мере затягивания войны ситуация стала ухудшаться.

К концу 1916 г. были готовы примерно на две трети все 11 фортов (на многих из них остались не построены лишь горжевые казармы), все намеченные постройкой дороги, два опорных пункта, пять береговых батарей долговременного типа и четыре для 120-мм орудий Виккерса, 21 береговой капонир, 10 групп тоннельных пороховых погребов.

На фортах и опорных пунктах «Северного отдела» было оборудовано 2641 погонный метр бетонных линий огня для стрелков, 24 барбета для выкатных орудий, построен 21 кофр и капонир для обороны рвов и проволочных заграждений (еще один кофр на форту № 6 был готов на две трети), а также четыре полукапонира для фланкирования межфортовых промежутков. Было построено 25 убежищ для выкатных противоштурмовых орудий и пулеметов на крепостных станках, семь туннельных (в том числе три на форту № 6 и два на форту № 2) и одна казематированная казарма, 2468 пог. м подбрустверных галерей, 2756 пог. м контрминных галерей и 5516 пог. м тоннельных ходов сообщения и потерн. Н а фортах «Южного отдела» (Русский остров) построили 882 пог. м бетонных линий огня для стрелков, 18 барбетов для выкатных орудий, четыре кофра для фланкирования рвов (еще один двойной кофр на форту № 9 был готов наполовину).

Было построено 12 убежищ для выкатных орудий, 666 пог. м подбрустверных галерей, 593 пог. м контрминных галерей и 480 пог. м потерн.

До обороноспособного состояния довели еще четыре опорных пункта и семь береговых батарей. Однако, работы военного времени по своему масштабу не шли ни в какое сравнение с мирными годами. Подписание союзной конвенции с Японией превратило Владивосток в пункт, лежащий в глубочайшем тылу. Для нужд фронта сразу же началось изъятие вооружения и различных запасов. Материальная часть крепостной артиллерии также постепенно отправлялась на фронт, причем в первую очередь из крепости изымались наиболее современные артиллерийские системы.

1.3.3 Крепость в последние годы

В 1917 г. строительные работы в крепости прекратились почти полностью. На фортах, батареях и иных сооружениях остались только техники-смотрители. В штабе крепости работали ликвидационные комиссии, списывая или приходуя имущество Строительства. Впрочем, в это время на объектах и в Управлении Строителя Владивостокских укреплений сохранялся строгий порядок. Агония наступила примерно через год. Оставшиеся в крепости и вернувшиеся с фронтов военные инженеры в условиях начавшейся «угольной и дровяной катастрофы», полного обесценивания денег и совершенно неясного положения с постоянно меняющейся властью, честно пытались выполнить профессиональный долг, хоть как-то противодействуя растаскиванию строительного имущества. Плавсредства Строительства, а также имущество военно-голубиной станции и телеграфной роты пошли с молотка на покрытие долгов, часть строительных материалов передали Владивостокскому военно-промышленному комитету для постройки судоверфи, а также для строительства аэродромов и ангаров во Владивостоке, Верхнеудинске, Харбине, Цицикаре, Нингуте, на станции Маньчжурия для нужд авиации войск адмирала А. В. Колчака. В конце 1918 г. Управление Строителя Владивостокских укреплений было упразднено. Владивостокское крепостное инженерное управление просуществовало дольше — до 1923 г., выполняя функции инженерного снабжения войск и претерпевая время от времени сокращения и без того небогатых штатов.

4 стр., 1724 слов

Культура и краткая история Владивостока

... Владивосток стал центром Приморской области. Владивостокское ... Владивостоке учреждено Общество изучения Амурского края — первая научная организация на Дальнем Востоке России. В деятельности Общества приняли участие самые известные в истории ... музей Общества изучения Амурского края — первое (и единственное, вплоть до революции) культурно-просветительное учреждение Приморья. В мае 1891 года Владивосток ...

В 1923 г., уже после установления в Приморье Советской власти, крепость, по соглашению между японским командованием и командованием Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики о демилитаризации Владивостока, была упразднена, оставшееся вооружение демонтировано, штабы и управления расформированы, а фортификационные сооружения оказались надолго заброшены.

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ

30 октября 1996 года во Владивостоке, на территории крепостной батареи Безымянная, был открыт музей, посвящённый истории Владивостокской крепости.

Музей «Владивостокская крепость» — уникальная особенность столицы Приморского края. Экспозиции рассказывают не только об истории фортификации и артиллерии, но и истории самого города Владивосток и Приморского края.

2.1 Официальная информация о музее

Наименование:

Военно-исторический фортификационный музей «Владивостокская крепость»

Местонахождение:

г. Владивосток, ул.Батарейная 4а

Дата основания:

1992г.

Дата официального открытия (Внесён в реестр музеев РФ):

30 октября 1996г.

Профиль:

Краеведческий

Ведомственная принадлежность:

Хозрасчетное подразделение Приморского краевого отделения ВОО ВООПИиК

Учредитель:

Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

Статус:

Общественный

Время работы:

С 10:00 до 18:00 без выходных и перерывов.

Стоимость билетов:

  • Единый входной билет: взрослые — 120 руб; дети от 5 до 12 лет — 50 руб; Участники ВОВ, инвалиды 1 и 2 группы, дети до 5 лет — бесплатно Разрешена фотосъёмка внутренней экспозиции Организованные группы военнослужащих-срочников обслуживаются бесплатно только на договорной основе.

Контакты:

  • тел.: (4232) 40-08-96; e-mail: pkovoopiik@vtc.ru

Виды деятельности:

Культурно-просветительская, научная

Фонды:

8 стр., 3744 слов

Международный аэропорт «Владивосток»

... истории Владивостокского авиапредприятия. C тех пор пассажирские полеты между Владивостоком и Хабаровском стали регулярными. В 1934 году аэропорт на Второй речке был перенесен на сушу, а на ... года международный аэропорт Владивосток стал членом европейской профессиональной организации "Международная ассоциация аэропортов". 1 ... к большему росту объема работ, увеличена штатная численность сотрудников ...

Основной фонд: — Оружейный фонд — Археологическая коллекция — Изобразительные источники Научно-вспомогательный фонд: — Киноматериалы, памятники, звукозаписи — Библиотека — Вещественные источники

Экскурсии, мероприятия:

Экскурсии по истории Владивостокской крепости в музее и по объектам крепости. Выставки, праздники, связанные с памятными датами и событиями, ритуалы, чествования, встречи, зрелищные праздники, турниры боевых искусств, концерты

Внутримузейные структуры:

Клубы по интересам: — Клуб исторической реконструкции «Fechter» — Творческая мастерская макетирования Учебная лаборатория (база практики студентов ДВГУ, ВГУЭС)

Сотрудники:

90% сотрудников музея — выпускники факультетов истории и регионоведения Дальневосточного Государственного Университета

Сувенирная продукция:

Приморское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, музей «Владивостокская крепость» предлагает приобрести следующую сувенирную продукцию: 1. Книга «Владивостокская крепость» — 750р. 2. Буклет «Музей Владивостокская крепость» — 120р. 3. Альманахи из серии «Памятники отечества», 30р. за экземпляр: — «Быль монастырская» — 600-летию памяти преподобного Сергея Радонежского посвящается. — «Вера. Надежда. Любовь» — исторические образы и судьбы великих женщин России. — «Подмосковье» — номер посвящен живой легенде российской истории, памятникам архитектуры в древних подмосковных городах. — «Альманах альманахов» — информация об изданиях на ближайшие 2-3 года. — «Под Андреевским флагом» — номер посвящен 300-летию Российского Военно-Морского Флота. — «Мир русской усадьбы» — материал о восстановлении и восстановленных усадьбах: Шахматово, Кусково, Остафьево, Марфино и др. — «Завещано России» — представлен материал о меценатах и коллекционерах. Будущее российского меценатства. 4. Фотоальбом посвященный 30-летию со дня выхода фильма японского режиссера Акиры Куросавы «Возвращение Дерсу Узала». — 250р. 5. Авторский сборник стихов Полозовой Н.И. «Россия, душа моя болит тобой» — 250р. 6. Гильза полуденного выстрела с гравировкой. — 1000р 7. Бейсболка с логотипом музея «Владивостокская крепость» — 180р. 8. Эксклюзивные брелоки для ключей — от 50 до 80 рублей.

Музей «Владивостокская крепость» является специализированным подразделением Приморского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. ПКО ВОО ВООПИиК занимается вопросами восстановления историко-культурного наследия, в т.ч. ведет поиск потомков людей, связанных с историей открытия, заселения Приморского края, строительства г. Владивостока и Владивостокской крепости, также нас интересуют сведения о людях, служивших в крепостях Владивостока и Порт-Артура в период до 1922 г. и участниках русско-японской войны. Материалы будут использованы для докладов научно-практической конференции, посвященной 100-летию русско-японской войны. Фотографии, документы, воспоминания, предметы займут достойное место в общественных музеях «Владивостокская крепость» (1996) и Дома «Наследие»(2000), созданных нашей организацией. Будем признательны за любую информацию, т.к. наша общественная организация чтит память людей, причастных к истории края, восстанавливает их имена, тем самым заполняя белые пятна истории России.

3 стр., 1360 слов

«Описание и история города Курска»

... из междоусобных битв. Несмотря на свое недолгое княжение, Изяслав успел возвести в Курске крепость. История города Курска для детей наиболее интересна, когда речь заходит о князе Всеволоде Святославовиче по ... около 2800 человек, что для пограничной крепости того времени было не так уж и мало. Это объяснялось довольно выгодным экономико-географическим положением. Через Курск шла дорога из ...

2.2 Экспозиции музея

Попадая в музей, вы сразу же оказываетесь на внешней экспозиции музея. Внутри казематов, в залах, расположены экспозиции посвященные истории крепости Владивосток, а также истории города.

2.2.1 Зал 1

В первом зале представлены материалы, посвященные средневековому периоду истории Приморского края. В средние века (7-13 века) территорию Приморья и Маньчжурии населяли древне-тунгусские племена — мохэ (мукри).

В результате роста производительных сил, эти племена объединяются и образовывают централизованное государство Чжень (698 г., основатель — Да Цзожун).

Позднее, в 713 г. государство называют — Бохай (специальный указ о присвоении Да Цзожуну титула удельного князя Бохай китайским императором).

Правитель Бохая проводил активную внешнюю политику, подчиняя племена и народы. Очень скоро военная мощь государства Бохай становится той реальной силой, с которой приходится считаться соседним странам. Основу военной мощи государства Бохай составляла панцирная конница и флот. Для защиты от врагов бохайцы строили укрепленные поселения (городища), соединенные развитой системой дорог. Экономика Бохая достигла достаточно высокого уровня: развивается пашенное земледелие, садоводство, животноводство, ремесла. Бохайцы вели сухопутную и морскую торговлю с соседними странами, где славились своими лошадями, зеркалами, ювелирными изделиями. Но в результате военных конфликтов с соседними странами, междоусобиц и т.д. могущество Бохая было недолгим. И, хотя за пределами государства была широко распространена поговорка «три бохайца равны одному тигру», под ударами киданей (народы монголо-язычной группы) государство Бохай было уничтожено.

Народы, населявшие территорию бывшего государства Бохай, недолго были покорны захватчикам. «Очень скоро от покорности они перешли к активной обороне, а затем и в контрнаступление по всем фронтам» (Л. Гумилев).

Получают эти непокорные племена мохэ наименование в соседних странах — чжурчжени (нюйчжи).

Для начала они в 1115-1125 г.г. разгромили киданьскую империю, вступив для этого в союз с китайской империей Сун. А затем, захватив южную часть страны (в будущем — Маньчжурия), они начали войну против Китая. Так было положено начало новому историческому этапу в развитии древне-тунгусских народов — появлению на карте истории могущественного государства Цзинь (Алтун) — Золотой империи чжурчженей. Народы, создавшие это государство были очень воинственны. Их военные отряды постоянно ходили походами с карательными целями на соседние страны. Особенно страдали от чжурчженей китайцы и монголы.

Вот об этих этапах истории Приморья — средние века — рассказывает экспозиция первого зала музея «Владивостокская крепость». В экспозиции представлены археологические материалы, макеты средневековой метательной техники и реконструкции воинских доспехов и вооружения, воссозданных по материалам китайских письменных и изобразительных источников.

4 стр., 1630 слов

Достопримечательности Владивостока

... Владивосток был официально объявлен крепостью. Это решение было обусловлено построенными в 80-е годы XIX столетия береговыми батареями ... В окрестностях Владивостока действует также грязевой и приморский курорт Садгород. Среди уникальных достопримечательностей города ... Владивостокский вокзал находится в отреставрированном состоянии и радует приезжих всеми современными удобствами и комфортом. Владивосток ...

2.2.2 Зал 2

Во втором зале представлена экспозиция, посвященная основанию военного поста Владивосток, созданию первых укреплений для защиты морского порта и строительству непосредственно города.

2 июля (20 июня — с.с.) 1860 г. в бухту Золотой Рог по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского вошел военный транспорт Сибирской военной флотилии «Манджур», с которого был высажен отряд для основания военного поста Владивосток. Отряд состоял из 28 солдат, 2-х унтер офицеров, которыми командовал прапорщик Н. Комарова (3-я рота линейного Восточно-Сибирского батальона).

Через год во Владивосток начали приезжать гражданские жители, первым из которых был Я.Л. Семенов. В зале представлены документы, посвященные первому гражданскому жителю Владивостока — Я.Л. Семенову, а также предметы быта, которыми пользовались жители Владивостока на рубеже Х1Х-ХХ веков.

В 1871 г. в соответствии с императорским указом, Владивосток получил статус «главного порта Восточного океана», который перенесли из Николаевска-на — Амуре, а в 1875 г. во Владивостоке вводится городское самоуправление. В конце 70-х годов Х1Х в. из-за угрозы военных действий возводятся земляные батареи для защиты Владивостока.

В 1878 г. по приказанию военного командования заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник П.Ф. Унтербергер совершил инспекционные поездки в важнейшие стратегические пункты российского тихоокеанского побережья — Николаевск — на-Амуре и Владивосток. Он разработал важнейшие предложения по укреплению этих пунктов. Для Владивостока П.Ф. Унтербергер предложил доставить современные артиллерийские системы; построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города и сосредоточить в нем достаточное количество войск с соответствующими запасами (переброска войск из Восточной Сибири была достаточно затруднительным делом из-за отдаленности Владивостока).

Таким образом, именно П.Ф. Унтербергеру принадлежит идея по строительству во Владивостоке морской крепости. «По именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному правительствующему Сенату» 1 октября 1888 года П.Ф. Унтерберегер был назначен военным губернатором Приморской области с соответствующими полномочиями.

А в 1889 г. Владивосток официально стал морской крепостью. «30 августа …, в местной церкви, в присутствии генерал-губернатора, военных и гражданских властей, а также представителей города и массы публики, был отслужен благодарственный молебен. После этого состоялся парад войскам. По окончанию парада генерал-губернатор, командир порта, начальствующие лица и масса публики переехала к мысу Голдобина, где после торжественного освящения, был поднят крепостной флаг, которому тотчас отсалютовала крепость и стоявшие у мыса суда» (газета «Владивосток», № 36, 1889 г.).

В мае 1891 г. Владивосток посетил, совершающий ознакомительное путешествие по Дальнему Востоку, «Его Императорское Высочество, наследник императорского престола, цесаревич Николай». Принимал наследника в резиденции военного губернатора П. Ф.Унтербергер. В честь прибытия наследника «еще в начале года Думою было постановлено для увековечения памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем построить на перекрестке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича триумфальные ворота постановкою в них образа Св. Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими» (Н. Матвеев).

В экспозиции 2-го зала и рассказывается обо всех этих событиях, а также представлены материалы о дальневосточном периоде деятельности П.Ф. Унтербергера.

2.2.3 Зал 3

Проект первого долговременной сухопутной линии обороны Владивостокской крепости был разработан в 1899 г. под руководством профессора Николаевской Инженерной Академии, полковника К.И. Величко. Общее направление сухопутной линии обороны было жестко задано приказанием военного министра генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина. Эта линия проходила от Амурского до Уссурийского заливов поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 километров. Линия обороны проекта 1899 г. представляла из себя долговременные опорные пункты, соединенные непрерывным рвом и валом. Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи. Они выполнены, как правило, в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устраивали убежища для артиллеристов и хранилища боезапасов.

Одновременно с проектированием линии обороны Владивостокской крепостью, К.И. Величко занимался проектированием и строительством укреплений крепости Порт-Артур.

26 января 1904 г. началась русско-японская война с нападения отряда японских эскадренных миноносцев на российскую эскадру, стоявшую в Порт-Артуре. К началу военных действий Владивосток и Порт-Артур — основные военно-морские базы разрозненных сил российского тихоокеанского флота были далеки от завершения. Порт-Артур не представлял в этот период ни достаточно надежной крепости, ни оборудованной военно-морской базы, способной выдержать удары противника и обеспечить базирование кораблей. Такое же положение было и у Владивостока. К тому же две крепости, в силу своего географического положения оказались отрезанными друг от друга.

27 января 1904 г. крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вынуждены были вступить в неравный бой с отрядом японской эскадры на рейде нейтрального порта Чемульпо. После полуторачасового неравного боя, оба русских корабля были затоплены своими экипажами. Этот неравный бой и героическая оборона Порт-Артура стали самыми яркими страницами русско-японской войны.

Согласно приказу № 22 от 1904 г. по Владивостокской крепости «27 января в виду начала военных действий с Японией крепость объявлена на военном положении». Во Владивостоке спешно велись работы по строительству и вооружению крепостных сооружений в этот период. Первое упоминание о появлении японских судов возле Владивостока появилось еще 12 февраля 1904 г. В 10 часов утра наблюдатели заметили японскую эскадру возле острова Русский, о чем незамедлительно было извещено командование крепости. «Батареи были в полной боевой готовности, наблюдение велось» (телефонограмма № 730).

22 февраля крепость в виду появления перед ней неприятеля была объявлена на осадном положении (приказ по крепости № 94).

22 февраля в 8.50 наблюдательный пост острова Аскольд донес о появлении с юга неизвестных судов. В 9.45 определено, что это неприятельская эскадра в составе 5-ти броненосных крейсеров и 2-ух легких крейсеров. Владивосток был подвергнут обстрелу. Крейсера японцев выпустили по городу около 200 снарядов. Командование крепости не забыло людей, которые проявили себя во время этого обстрела. Согласно приказу № 112 от 1904 г. «были пожалованы знаки отличия военного ордена отличившимся нижним чинам во время бомбардировки крепости: Евграфу Шилову, ефрейтору Дитиненко и унтер-офицеру военного телеграфа крепости Андрусенко, который был старшим на наблюдательном посту острова Аскольд и доносил обстоятельно о неприятельской эскадре, находясь даже в тылу».

2.2.4 Зал 4

В лекционном зале представлены материалы, посвященные главной линии обороны Владивостокской крепости, строительство которой велось с 1910 по 1916 гг.

К 1916 г. крепость Владивосток занимала площадь около 400 кв.км. Подходы к городу со стороны залива Петра Великого и вход в бухту защищал остров Русский. Укрепления, размещенные как по его периметру, так и в центре образовывали южную границу Владивостокской крепости. С севера город прикрывали фортификационные сооружения, расположенные на высотах южного борта реки Седанка, в 15-20 км от бухты Золотой Рог. Кроме оборонительных сооружений крепость Владивосток к 1916 г. имела большое количество казематированных пороховых погребов, арсенал, мясохолодильник, разветвленную сеть дорого, аэродром, эллинг для дирижабля, казарменный фонд, гарнизонные церкви, штабные помещения и т.д., что позволяло в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника.

Также в лекционном зале выставлены образцы различного оружия: ружья крепостного типа 18- начала 19 веков (из обменного фонда музея ДВГУ), оружие штурмового типа середины ХХ века. В коллекции оружия «штурмового типа» большое внимание уделяется индивидуальному оружию бойцов Красной Армии времен Второй Мировой войны: винтовка Мосина обр.1891-1930 гг, пистолеты- пулеметы, автоматические винтовки, пистолеты, револьверы, ручные и станковые пулеметы. Высокие боевые характеристики, простота применения, экономичность и технологичность изготовления оружия были по праву высоко оценены воинами Красной Армии и тружениками оружейной промышленности, которым пришлось осуществлять бесперебойное его производство в годы Войны.

2.2.5 Зал 5

Пятый зал посвящен истории Безымянной батареи.

Безымянная Батарея — одно из старейших укреплений Владивостокской крепости.

В 1862 г. на Безымянной сопке, на окраине поста были размещены гладкоствольные орудия и расквартирован взвод горной артиллерии. С этого момента за сопкой закрепилось наименование «Батарейная». В 1880-1882 гг. военным инженером капитаном В.П. Широковым на этом месте была построена в деревоземляном варианте более мощная береговая батарея, вооруженная 9 и 11-дюймовыми нарезными орудиями образца 1867 г. В 1897-1900 гг. батарея была перестроена в бетонном варианте военным инженером капитаном Якубовским. Вооружение батареи состояло из девяти 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 г. и четырех 57-мм скорострельных пушек Норденфельда.

После строительства в 1909-1914 гг. мощных батарей на о.Русском, вооруженных более современными орудиями, Безымянная батарея во многом утратила свое боевое значение. Во время гражданской войны — батарея была заброшена, и в 1923 г. разоружена. Впоследствии, в 30-е годы, Безымянную батарею частично разрушили и перестроили в авторемонтные мастерские. В годы Второй Мировой войны на сопке «Батарейная» располагалась батарея зенитной артиллерии Тихоокеанского флота.

В 70-е годы, при строительстве лабораторного корпуса ТИНРО были уничтожены два орудийных дворика и два казематированных траверса на блоке главного калибра, а также позиция для двух 57-мм пушек Норденфельда и павильон для дальномера. В 1988 г. Приморское отделение ВООПИиК приступило к восстановлению Безымянной батареи, приговоренной властями к сносу из-за своего исключительного расположения в центре города. В рамках деятельности по изучению и сохранению фортификационного наследия Владивостока, выполняемой с привлечением средств Центрального Совета ВООПИиК, общественных, коммерческих структур, а также средств городского и федерального бюджетов в рамках программы «Наследие» были проведены работы по реконструкции и реставрации помещений бывшей Безымянной батареи Владивостокской крепости, где был открыт музей 30 октября 1996 г.в честь 300-летия Российского Флота.

В 1997 г. в день Военно-Морского Флота усилиями ПО ВООПИиК и командования ТОФ восстановлена традиция полуденного выстрела военно-морской крепости с территории музея «Владивостокской крепости».

16 апреля 1996 г. музей внесен в реестр музеев Российской Федерации как самостоятельная единица.

В 1997 г. ПО ВООПИиК за создание музея получает награду Международного сообщества «Золотая пальма». В 1998 г. ПО ВООПИиК присуждается Грант Сороса для вхождения музея Владивостокская крепость в сеть Интернет.

Вниманию посетителей представлены фотолетопись, материалы и макеты по истории береговой батареи «Безымянная». В экспозиции представлены предметы, найденные во время реставрации батареи: осколки снарядов, солдатская бляха, увольнительный жетон; а также различное корабельное оборудование 1930-40х.

2.2.6 Зал 6

В зале № 6 музея «Владивостокская крепость» рассказывается о строительстве береговой обороны Тихоокеанского флота в 30-40 годы. В 1923 г. Владивостокская крепость была упразднена по соглашению с Японией. Но в 30-е годы ХХ века началось строительство укрепленных секторов, вооруженных крупнокалиберной артиллерией в районах Сучана, Хасана и Владивостока. Многие батареи береговой обороны ТОФ располагались на местах укреплений Владивостокской крепости. В этом музейном зале, также, представлены материалы по строительству новых батарей, которые велись в 30-40 годы. Например, в зале № 6 имеются фотодокументы по отдельной башенной береговой батареи № 981 им. Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова.

В этом же зале имеется собрание стрелкового оружия: начиная с русской пехотной винтовки обр.1826 г. и заканчивая автоматом Калашникова обр.1974 г. В 1946 г. Михаилом Калашниковым был создан автомат, успешно выдержавший испытания и превзошедший показатели других образцов стрелкового оружия. В 1949 г. автомат был принят на вооружение Советской Армии под наименование «АК-47».

Одна из самых старейших экспозиций музея «Владивостокская крепость» посвящена последним боевым действиям Второй Мировой войны — Курильской десантной операции 1945 г. (18 августа-1 сентября).

Эта экспозиция была подготовлена членами клуба «Владивостокская крепость» в результате двух экспедиций к месту боев на острова Шумшу и Парамушир, организованными и субсидированными в 1991-1992 гг. ПКО ВОО ВООПИиК. В годы Второй Мировой войны японцы сосредоточили на Курильских островах более 80 тыс. человек, также было оборудовано 9 аэродромов общей емкостью до 600 самолетов. Общее руководство японских вооруженных сил на Курилах осуществлял генерал-лейтенант Хигути Киитиро.

Советский десант: около 9 тыс. человек, 205 орудий, 60 кораблей и судов. Общее руководство осуществлял командующий ТОФ адмирал И. Юмашев, непосредственно операцией руководил командующий Камчатским оборонительным районом — генерал-майор А. Гнечко. Операция началась 18 августа высадкой советского десанта на острова Шумшу и Парамушир. В первые дни советский десант понес большие потери в кровопролитных боях при занятии узлов сопротивления японской обороны. Курильская десантная операция закончилась 1 сентября 1945 г., а 2 сентября японское командование подписало акт о капитуляции — Вторая Мировая война официально закончилась. Вот об этом фрагмента истории и рассказывается в экспозиции музея: представлены фотографии боевой техники Японии, оружие того периода, предметы военного быта японских солдат, макеты японских фортификационных сооружений, картографические материалы.

В музее «Владивостокская крепость» есть экспозиция, созданная благодаря энтузиазму офицеров-тихоокеанцев и усилиям ПКО ВОО ВООПИиК и рассказывающая о недавних событиях истории Дальнего Востока. В конце 1969 г., учитывая реальную угрозу войны с Китаем, военное руководство СССР приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района (ВЛОР), задачей которого являлась защита города и главной военной базы ТОФ в случае боевых действий. Организационно ВЛОР включал в себя два сектора: южный — обеспечивал защиту с моря и включал в себя боевые корабли ТОФ и артиллерийские батареи о. Русский; северный — обеспечивал защиту полуострова Муравьева-Амурского с суши и являлся главным в системе ВЛОР. Это потребовало создания на базе ТОФ мощного укрепленного района (УР), оснащенного железобетонными огневыми и артиллерийскими сооружениями, подземными укрытиями и блиндажами. Полоса обороны УР составляла до 50 км по фронту, до 30 км в глубину и проходила по линии: река Стеклянуха (пос. Шкотово)- аэродром Кневичи- мыс Тихий (полуостров Де Фриз).

К середине 1970 г. были сформированы пулеметно-артиллерийские части (1 укрепленный район ТОФ), на которые возлагались задачи по созданию оборонительной линии. Для выполнения поставленных задач, частям УР были приданы личный состав, техника дивизии морской пехоты, береговых артиллерийских полков и учебных отрядов. К началу 90-х годов ХХ века 1 УР ТОФ имел все необходимое для ведения упорной обороны подступов к г. Владивостоку. Однако, учитывая реальное экономическое положение страны, нормализацию российско-китайских отношений было принято решение о полном расформировании 1 УР ТОФ в 1995 г.

2.2.7 Зал 7

В последнем зале представлены образцы автоматического стрелкового и артиллерийского оружия, состоявшего на вооружении Тихоокеанского флота, аппаратура связи, корабельный телефон.

Также в зале находятся материалы, посвященные восстанию минеров Владивостокской крепости1906 г. на привокзальной площади

2.2.8 Внешняя экспозиция

На внешней экспозиции представлены образцы строительной техники, применявшиеся на постройке Владивостокских укреплений в 1910-1917 годах (вагонетки, фрагмент подвесной канатной дороги, цемент).

Здесь же находится броневая дверь от одного из казематов Безымянной батареи. А также выставлены образцы артиллерийского вооружения, применявшегося в 1930- 1990 годы на кораблях тихоокеанского Флота и береговой обороне.

Ровно в 12 часов каждый день с территории музея звучит сигнальный полуденный выстрел. Церемония выстрела доступна для осмотра, такая традиция сохранилась только в трех городах России: Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время весь комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости является памятником федерального значения. Есть немало экскурсионных маршрутов на разные объекты Владивостокской крепости, но в целом с историей края можно познакомиться в музее «Владивостокская крепость» расположенном на одной из батарей крепости. Музей «Владивостокская крепость» — это не только экспозиции, рассказывающие об истории Владивостока, края, фортификационных сооружений и военного дела, но это и прекрасная природа. Это место действительно уникально своей историей, красотой и значимостью. На ухоженной территории музея произрастают десятки растений, занесенных в Красную книгу, множество разных видов цветов и цветущих кустарников. Гости и жители Владивостока с удовольствием приходят в музей не только для того, чтобы ознакомиться с историей, но и просто отдохнуть от обыденности.

На территории проходят общегородские и общекраевые мероприятия с элементами воинских ритуалов: торжественное поднятие кайзер-флага, смена почетного караула, ежедневный полуденный выстрел, а также два раза в год в музее проходит торжественное принятие присяги воинами-тихоокеанцами.

В период с 1915 по 1991 г. почти все русские крепости оказались за пределами России. Владивосток — одна из очень немногих крепостей, оставшихся на нашей родине. Необходимо сделать все возможное для сохранения уникального памятника русского оборонительного зодчества — комплекса сооружений бывшей Владивостокской крепости.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/voenno-istoricheskaya-ekskursiya-vladivostokskaya-krepost-esse/

1. Аюшин Н.Б. Дальневосточный форпост России. Об истории строительства Владивостокской крепости // Военно-исторический журнал. 1996. № 4. С. 51 — 53.

2. Калинин В.И., Аюшин Н.Б. Морская крепость Владивосток // Вестник ДВО РАН. 1996. № 5. С. 96 — 106.

3. В.И. Калинин, В.Н. Зуев, Н.Б. Аюшин Гордость военной истории. Генерал В.А. Ирман // Россия и АТР. 1997. № 2. С. 76 — 85.

4. В.И. Калинин, Н.Б. Аюшин Морская крепость Владивосток // Вестник ДВО РАН. 1996. № 5. С. 96 — 106.

5. Стехов А.В., Иванов Ю.В., Воробьев С.А., Калинин В.И. Фортификационное наследие Артемовского сектора Береговой обороны Владивостока (1941 — 1945 гг.) // Культурно-историческое наследие в XXI веке: перспективы сохранения и использования. Сборник докладов конференции, посвященной Международному дню охраны памятников, 17 — 19 апреля 2000 г. Владивосток: Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, 2001. С. 106 — 110.

6. Усас И.А. Люди Владивостокской крепости. Работных дел мастер Воспоминания о технике строителе с форта № 7 А.Р. Усасе // Газ. «Утро России», 2 — 3 августа и 9 — 10 августа 1996 г.

Приложение 1

Береговая башенная батарея № 981 им. К. Ворошилова (г. Владивосток, остров Русский)

Приложение 2

Ров форта №2 Владивостокской крепости

Приложение 3

Вид на Владивосток с форта №3 Владивостокской крепости

Приложение 4

Минные колодцы на форте №3 Владивостокской крепости

Приложение 5

Горжевой капонир форта №5 Владивостокской крепости

Приложение 6

владивостокский крепость форт музей

Двойной кофр форта №6 Владивостокской крепости