Самое интересное в географии – это познание многообразия нашего мира. Развивать географическую зоркость нам помогает карта.
О роли карты в преподавании географии написано много. Всем понятно, что нельзя знать географию без карты, так как она является главным наглядным средством.
Карта помогает ученику упорядочить свои знания. С картой ученик легче усваивает знания темы. С помощью карты формируется не только пространственное представление о расположении изучаемых объектов, но выявляются закономерности. Ученики могут найти многие ответы на вопросы с помощью кары. Карта — наиважнейшее средство обучения. Можно считать, если на уроке географии нет карты, то нет и урока.
Так же, как и я, каждый практикующий преподаватель в своей деятельности использует разнообразные формы и приемы работы с картографической информацией. Типология приемов работы с географическими картами может быть разнообразна и составляться каждым преподавателем индивидуально, в зависимости от цели использования карт на каждом отдельном этапе.
Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы. [1]
Основываясь на своем, пусть еще не очень большом, но собственном опыте, могу сделать вывод о том, что на уроках географии, необходимо применять разнообразные по своей функциональной задаче, типы заданий с использованием географической карты. На начальном этапе обучения применение таких задач следует давать с четким алгоритмом выполнения, дабы сформировать навыки решения, в последующих классах их решения могут усложняться и дифференцироваться. Особую роль стоит отводить на задания с топографической номенклатурой, так как часто именно вопросы номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должна заставить любого преподавателя географии серьёзно подойти к данной проблеме, а именно отнестись к данной проблеме творчески.
Первое знакомство с картой происходит в начальных классах школы, так как она помогает определению местоположения географических объектов, способствует раскрытию взаимосвязей, объяснению причин и выявлению факторов, обусловливающих особенности изучаемых территорий.
По своим функциональным свойствам учебная географическая карта может служить объектом изучения, источником знаний и наглядным пособием. Эти функции могут меняться в зависимости от целей обучения, причем одна и та же карта может использоваться в разных учебных ситуациях.
Как бухгалтерский учет помогает обеспечивать экономическую безопасность ...
... источниках присутствуетмного мнений относительно понятия «экономическая безопасность предприятия». Из этого можно выделить следующие подходы к определению экономической безопасности предприятия: - Ресурсно-функциональный подход здесь рассматривается экономическая безопасность предприятия как состояние, обеспечивающее эффективное применение ресурсов и потенциала ...
Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории в различных аспектах и комплексно, дает возможность правильно представить положение территории на земном шаре и относительно других объектов. [4]
Понимать карту — значит усвоить ее главные свойства, что возможно при наличии элементарных картографических знаний.
Актуальность данной темы заключается в том, что география в системе основного общего образования — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира. Важным считаю подготовить учащихся к жизни в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные. [6]
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса учащихся к предмету. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации учеников к изучению географии.
Основная цель моей работы: совершенствование практических навыков и умений при работе с географической картой.
Задачи:
- рассмотреть методы и приемы при работе с картой;
- изучить теоретические и методические источники по данному вопросу.
Глава 1. Особенности работы с картой при изучении географии
Обучение пониманию карты — длительный процесс, в течение которого школьники должны овладеть разнообразными картографическими понятиями и представлениями.
Заметим, что не во всех учебниках географии уделяется внимание такому понятию, как картографическая проекция, следовательно, у школьников не формируются представления об искажениях и реальных размерах, а также конфигурации географических объектов. Учителю необходимо познакомить школьников с понятием и основными видами картографических проекций, с помощью которых построены настенные карты и карты в географических атласах. [8]
Понимание картографических изображений начинается в обучении географии с топографических планов. На начальном этапе важно сформировать у учащихся умение различать и изображать направления сторон горизонта и расстояния по масштабу, добиться усвоения условных знаков. Школьники знакомятся с простейшими планами, учатся их читать и рисовать. В дальнейшем работа может усложняться и ориентироваться на выполнение заданий, представленных в вариантах Единого государственного экзамена (построение профиля по фрагменту топографического плана).
Особенности карты усваиваются в процессе ее сопоставления с планом и выявления черт сходства и различий. Глобус в формировании понимания карты играет важную роль, он облегчает понимание мелкого масштаба карты, правил ориентирования, уточняет пространственные представления о расположении материков, океанов и других объектов. Для формирования конкретных представлений проводятся экскурсии, съемка местности. Для усвоения знаний и умений необходимы практические упражнения в классе и на местности, направленные на:
Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках ...
... географической грамотности учащихся в соответствии с формируемыми стандартами. Цель работы заключается в развитии географической грамотности учащихся при изучении русских исследователей-путешественников в школьном курсе географии. Задачи работы: ... объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию. Однако в ... шведский географ 30-х – 70-х гг. В. Вильям- ...
- использование масштаба карты;
- определение сторон горизонта;
- определение географических координат;
- определение расстояний по меридианам и параллелям;
- ознакомление с искажениями на картах;
- построение простейших планов;
- понимание учащимися условности изображения на карте качественного фона, значковой, точечной и другой информации. [8]
Создание учащимися картографического образа формируется при чтении карты с помощью пространственной комбинации картографических знаков, качественного фона, символов и обозначений. Это умение представлять по карте (символическому изображению) реальный мир, понимать размещение, состояние, изменение и взаимосвязи различных объектов, явлений природы и человеческой деятельности. Например, при виде символа отдельно стоящего дерева в воображении ученика возникает образ дерева, которое он уже видел, при виде нанесенного ареала распространения тайги — образ соответствующего ландшафта.
Обучение чтению карты начинается в начальных классах и продолжается на всех этапах школьного образования. С точки зрения психологии это сложный процесс, осуществляемый в два этапа: на первом происходит изучение объяснительного аппарата карты, на втором — ее содержания.
С дидактической позиции можно выделить три уровня чтения карты, различающиеся по сложности и глубине:
1. Элементарное чтение , которое заключается в усвоении свойств географического объекта по его внешнему виду. Учащийся работает с планом и картой, опираясь на свой жизненный опыт, — это Чёрное море, это Москва, это железная дорога, это мост и т.д.
2. Сложное чтение, которое заключается в умении составлять на основе карты суждения о свойствах изображенных объектов, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов. Здесь к опыту подключаются полученные географические знания. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
3. Знание самой карты, ее возможностей как источника знаний, которое заключается в умении делать заключения и выводы о таких явлениях, фактах, свойствах объектов, которые на карте не выражены рисунком и знаком, но обусловлены тем, что на ней изображено. На этом уровне школьники овладевают умением составить комплексную характеристику территории — выявить пространственные, природные и хозяйственные особенности, взаимосвязи, факторы формирования, направления изменения и др.
Обучение чтению карты требует сочетания различных приемов. На ранних этапах преобладают приемы работы с отдельными объектами, затем переходят к географическим описаниям и комплексной характеристике. Анализ карт осуществляется школьниками на основе вопросов учителя, затем самостоятельно — при этом карта выступает как источник географических знаний. [4]
После постановки познавательной задачи необходимо объяснить школьникам способ действий, продемонстрировать образец выполнения действий и конечные результаты работы. Формирование умений чтения карты может осуществляться при помощи типовых планов, инструкций, памяток.
Прием описания требует установления того, какую информацию ученики должны извлечь из содержания карты. Например, при описании географического положения материка предлагается следующий план характеристики.
Великие географические открытия
... географические открытия в 5-6 классах; - привести пример урока на тему: Великие географические открытия. Объект исследования:, Предмет исследования: Курсовая работа ... Земле (5 ч). Практические работы. 1. Работа с электронными картами. Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)., Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)., ... по изученной теме. Глава I . Отражение темы «Великие географические открытия» в ...
1. Как располагается материк по отношению к нулевому меридиану и экватору?
2. Найдите на карте и определите координаты крайних точек.
3. Какова протяженность материка с севера на юг и с запада на восток?
4. Выясните, какими океанами и морями омывается материк.
5. Опишите особенности береговой линии материка.
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географии от класса к классу. Она включает описание отдельных географических объектов и территорий, составление комплексных характеристик природных и хозяйственных объектов. [3]
С помощью приема сопоставления карт различного содержания учащиеся приобретают навык составления комплексных физико-географических и экономико-географических характеристик, в том числе и сравнительных. Этот прием обеспечивает возможность раскрывать взаимосвязи между явлениями природы, хозяйства и общества.
Прием сравнения позволяет, например, сравнивать условные обозначения карты с их изображением на рисунке и представлять объекты в реальной действительности. В состав способа действий входят отбор объектов для сравнения, отличительных признаков, характеризующих объект; их сопоставление; установление сходства и различия между объектами. Сначала план сравнения предлагается учителем, затем корректируется в совместной работе, позднее школьники могут разрабатывать его самостоятельно.
Приведем пример задания по климатической карте России.
Рис.1. Климатическая карта России [12]
При работе с климатической картой, учащимся предлагается заполнить таблицу.
Рис.2. Таблица. « Типы климата России» [10]
После того, как заполнена таблица, учащиеся создают на контурной карте собственную карту, анализируют ее, выявляя определенные зависимости, и делают выводы.
Знание карты связано с работой по усвоению и закреплению в памяти учащихся размещения на карте географических объектов (изучение географической номенклатуры).
Количество объектов, подлежащих запоминанию, увеличивается от класса к классу, изменяется ранг объектов от глобального к региональному и локальному. В методике обучения географии используют разнообразные приемы, способствующие усвоению номенклатуры. Это составление номенклатурных перечней с «привязками», ведение топонимических словарей, применение ассоциативных сравнений формы и величины объектов с какими-нибудь фигурами, нанесение номенклатуры на контурную карту, помещение на карту аппликаций, рассказ о происхождении названия, интересных фактах и событиях, связанных с объектом, и т.д.
Глобусы
Глобус — это модель земного шара, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с картой. Главная особенность заключается в том, что глобус передает очертания поверхности Земли, размеры, взаимное расположение объектов без искажений.
По географии : «Географическое положение Москвы и Московской области»
... июня 1929 года была переименована в Московскую область. Цель работы – изучить географическое положение Московского региона. 1.Рельеф. Рельеф Московской области преимущественно равнинный; западную часть занимают ... на территории Москвы, и в её ближайших окрестностях, в особенности — в долине реки Москвы. Отложения каменноугольного периода в Московской области представлены доломитами, известняками ...
В обучении географии используются глобусы разного размера и содержания (физические и политические).
Большие глобусы удобны для показа географических объектов всему классу при объяснении, они используются для проверки знаний географической номенклатуры. Средние глобусы служат для демонстрации всему классу при объяснении, например, закономерностей движения Земли вокруг своей оси, годового движения Земли, для объяснения времен года. Малые глобусы используют и при демонстрации, но их основное назначение — организация самостоятельной работы учащихся.
Рис.3. Школьный глобус [12]
Необходимое средство обучения — черный (индукционный) глобус, на котором можно рисовать мелом.
Рис.4. Индукционный глобус [12]
Он используется, как при объяснении, так и при опросе учащихся, например, для обозначения линий тропиков, полярных кругов, поясов освещенности; формирования понятий «экватор», «полюс», «меридиан», «параллель», «широта», «долгота».
Глобусы находят широкое применение на начальных этапах изучения географии при рассмотрении темы «План и карта». Заметим, что все основные положения и географические объекты следует демонстрировать на карте и глобусе параллельно, акцентируя внимание учащихся на особенностях изображения. Таким образом, школьники знакомятся с приемом сравнения, получают представления о картографических искажениях.
С помощью глобуса школьники изучают форму Земли и ее размеры, градусную сеть, географические координаты, взаимное расположение объектов, причинно-следственные связи (например, приливы и отливы).
Глобус применяют для изучения таких вопросов, как географическое положение (материков, океанов, островов ), климат (тепловые пояса Земли, различия в освещении и нагревании Земли в течение года, климатические пояса, пассаты), природные зоны, поясное время и др. Рассматривая вопросы экономической географии, глобус используют эпизодически при изучении географического положения стран, международных связей, направления авиалиний и морских трасс, размещения международных аэропортов и морских портов.[3]
Географические атласы представляют собой систематическое собрание карт, связанных единством назначения в целостное произведение. Помимо общегеографических и тематических карт, атласы содержат контурные карты, справочный и иллюстративный материал. Атласы служат главным образом для самостоятельной работы школьников в классе и дома.
Контурные карты могут использоваться на всех этапах урока географии и при подготовке домашних заданий. Работа с ними в процессе объяснения нового материала задействует слуховую, зрительную и моторную память, что способствует прочности запоминания расположения географических объектов и пониманию взаимосвязей.
Основные способы измерения расстояний и площадей по карте
... способов определения расстояния по карте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть назначение и краткую характеристику топографических карт; 2. Изучить способы определения расстояний по карте. 1. Назначение и краткая характеристика топографических карт Топографическая карта - основной ...
Работа с контурными картами проводится во всех классах, где изучается география. Первые задания школьники должны выполнять в классе под руководством учителя для получения соответствующих навыков. Кроме того, начиная работу с контурными картами, следует показать школьникам правила работы и добиться их выполнения. Для этого необходимо иметь в кабинете соответствующую инструкцию, размножить ее и прикрепить каждому ученику в комплект контурных карт, что обеспечит правильность, аккуратность и эстетичность работ школьников.
Было бы неправильно сводить работу с контурной картой только к нанесению определенных объектов — возможность свободно рисовать на них позволяет вводить в обучение творческую работу. Варианты и тематика заданий для работы с контурной картой могут быть различными. Контурные карты используются для наложения на одну карту географических объектов, между которыми существуют причинно-следственные связи (например, тектоника и рельеф, осадки и растительность, тип климата и природная зона).
На контурной карте можно изображать ареалы распространения различных явлений, маршруты путешествий и даже составлять новые карты. В процессе подобной творческой работы непроизвольно происходит запоминание географической номенклатуры. [6]
На основе контурных карт составляются картограммы, картодиаграммы и картосхемы. Картограмма — это карта, показывающая с помощью различной штриховки или оттенков цвета различную интенсивность явления в пределах соответствующих территорий.
Рис.5. Картограмма распределения районов по урожайности зерновых культур [12]
Картодиаграмма отображает суммарные различия каких-либо явлений в пределах определенных единиц территориального деления соответствующими этому делению диаграммными фигурами.
Рис.6. Картодиаграмма промышленности ДЭР [12]
Картосхема — упрощенная карта.
Рис.7. Картосхема. Районирование РФ [12]
Контурная карта служит основой для проведения проверочных работ (например, учащиеся наносят указанные учителем объекты или называют те объекты, которые на карте показаны при помощи цифр и условных обозначений).
Сегодня в арсенале средств обучения географии имеются и стенные контурные карты . Используются также рельефные карты, которые передают объемное изображение земной поверхности.
Рис.8. Карта рельефа России [10]
Они удобны для изучения общего характера местности, так как отличаются большей наглядностью; блок-диаграммы — это разрезы отдельных участков земной коры, передающие не только особенности земной поверхности, но и ее внутреннее строение; профили — вертикальные разрезы земной поверхности по определенным направлениям. Данные пособия помогают школьникам сформировать конкретный образ территории, понять особенности картографических способов изображения действительности. [7]
Россия в процессе европейской интеграции: аспекты политического взаимодействия
... между Россией и ЕС (упор сделан на экономику и безопасность). В связи с этим цель дипломной работы - раскрыть сущность европейской интеграции и особенности ее современной динамики, исследовать пути и методы геополитического позиционирования Евросоюза и России ...
1.1.Место и роль карты в преподавании географии
Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например, приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность, может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психологическую и педагогическую роль, способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. [3]
1.2 Виды географических карт и картографических проекций
Географические карты классифицируют по содержанию, масштабу, назначению, территориальному признаку.
По содержанию подразделяются на общегеографические и тематические.
По территориальному охвату:
карты мира , карты материков, карты стран и регионов.
Туристско-географическая характеристика Центральной России
... ресурсы. Рассмотреть виды туризма в данном регионе и выработать мероприятия по развитию туризма в данном регионе. Глава 1. Общая географическая характеристика 1.1 Географическое положение Центральная Россия подразделяется на 3 части: Центрально-Чернозёмный, Центральный ...
По масштабу:
крупномасштабные (1:10 000 — 1:200 000 и крупнее)
среднемасштабные (1:200 000 — 1:1 000 000)
мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000)
По назначению:
- научно-справочные — предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации, культурно-образовательные — предназначены для популяризации знаний, идей, учебные — используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин, среди них контурные карты, отображающие объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;
- туристические — могут содержать: населённые пункты, ориентиры, достопримечательности, маршруты передвижения;
- навигационные, дорожные.
По содержанию:
- Общегеографические (физические) карты — изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д. Общегеографические крупномасштабные карты, на которых изображены все объекты местности, называются топографическими;
- среднемасштабные общегеографические карты — обзорно-топографическими, а мелкомасштабные общегеографические карты — обзорными.
Тематические карты — показывают расположение, взаимосвязи и динамику природных явлений, населения, экономики, социальную сферу. Их можно разделить на две группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.
Карты природных явлений охватывают все компоненты природной среды и их комбинации. В эту группу входят карты геологические, геофизические, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические, океанографические, ботанические, гидрологические, почвенные, карты полезных ископаемых, карты физико-географических ландшафтов и физико-географического районирования и т. д.
Общественно-политические карты включают карты населения, экономические, политические, исторические, социально-географические, причём каждая из подкатегорий в свою очередь может содержать собственную структуру разделения. Так, экономические карты включают также карты промышленности (как общие, так и отраслевые), сельского хозяйства, рыбной промышленности, транспорта и связи.[5]
Создание карт
Созданием картографических произведений занимается раздел картографии.
Создание карт выполняется с помощью картографических проекций — способа перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты.
Для этого сначала переходят к математически правильной фигуре эллипсоида или пули, а затем проектируют изображение на плоскость с помощью математических зависимостей. При этом используют различные вспомогательные поверхности цилиндр, конус, плоскость. При этом, практически стандартом сейчас стало расположение сторон света: севера сверху и соответственно юга внизу, запада слева и востока справа, относительно смотрящего.
Цилиндрические проекции используются для карт мира — модель Земли мысленно помещают в цилиндр и проектируют на его стенки земную поверхность. При развёртывании цилиндра образуется плоское изображение. [2]
Климатические курорты России учащихся по экологии (8 класс)
... зависимости от расположения в перечисленных зонах полная характеристика климатического курорта включает ландшафтно-климатические особенности и высоту над уровнем моря. Горные курорты предгорье (от 100 до 500 м над ... степей и пустынь - приморские Слайд 5 Данная курортная зона относится к регионам России с тренирующим влиянием климата (по среднегодовым значениям) на организм человека и благоприятна ...
Рис.9. Равновеликая цилиндрическая проекция [11]
Параллелям и меридианам в данной проекции соответствуют прямые линии, проведённые под углом. При цилиндрическом проектировании линией наименьших искажений является экватор.
Конические проекции зачастую используются для изображения Евразии, Азии и мира. Для создания данной проекции один или несколько конусов мысленно насаживаются на модель Земли и на них переносят все точки земной поверхности.
Рис.10. Коническая проекция [11]
Меридианами в такой проекции являются прямые линии, выходящие из одной точки полюса, а параллелями — дуги концентрических кругов.
Для изображения на картах отдельных материков и океанов используют азимутальную проекцию, при которой на плоскость проектируют поверхность материка. Точкой нулевого искажения является точка касания плоскости к земной поверхности, максимальное искажение имеют периферийные части карты.
Рис.11. Азимутальная проекция [11]
Параллели в прямых азимутальных проекциях (точка соприкосновения — полюса) изображаются концентрическими кругами, а меридианы — прямыми лучами. В азимутальной проекции составлены карты Антарктиды и приполярных районов. В поперечно-азимутальной проекции (точка соприкосновения — на экваторе) составлена карта полушарий, в которой меридианам и параллелям соответствуют кривые, за исключением экватора и средних меридианов полушарий. Для изображения отдельных материков точки соприкосновения выбирают в их центре (карты Африки, Австралии, Америки).
В современных условиях картографические проекции строятся также с помощью математических расчетов без вспомогательных поверхностей; их называют условными проекциями.
Искажения на картах.
На любых географических картах существуют искажения длин, углов, форм и площадей.
Рис 12. Виды картографических искажений [11]
Эти искажения разных видов, а их величина зависит от вида проекции, масштаба карты и охвата проектируемой территории. Обнаружить на карте искажения длин вдоль меридианов можно, сравнив отрезки меридианов между двумя соседними параллелями — если они находятся на одном уровне, то искажений длины нет. Об искажении расстояний на параллелях свидетельствует соотношение длин отрезков экватора и параллели 60°-й широты между соседними меридианами. Если искажения отсутствуют, то отрезок экватора ровно в два раза больше, чем отрезок 60°-й параллели.
О характерном для большинства карт искажении углов можно сделать вывод в том случае, когда параллели и меридианы не образуют между собой прямых углов.
Различить искажения формы можно сравнив длину и ширину какого-либо географического объекта на карте и глобусе — если соотношения форм пропорциональны, то искажения по данному критерию нет. Ещё проще различить искажения формы можно сравнив ячейки сетки на одной широте: если они одинаковы, то это свидетельствует об отсутствии искажений формы на данной географической карте.
В зависимости от назначения карт, для них подбирают такие проекции, на которых один из видов искажений может отсутствовать, или быть пренебрежимо малым.
По характеру искажений картографические проекции делятся:
- равновеликие — нет искажений площадей;
- равноугольные — нет искажений углов;
- произвольные — существуют все виды искажений.
[13]
Глава 2. «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.»
Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях. [7]
При изучении курса «География России» в 8-9 классах, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. В этой связи, целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая некоторое сокращение его общей части, при одновременном расширении регионального раздела. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой большой страны как Россия.
Поэтому примерная программа по данному курсу рассчитана на 70 часов и предлагает изучение следующих разделов:
- особенности географического положения России;
- природа России;
- население России;
- хозяйство
- географии крупных регионов страны.
- место и роль России в современном мире.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»
Задачи курса:
- овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население – хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
- усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
- развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России.
2.1.
Анализ УМК по географии
Для своей работы я выбрала УМК Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевского для 5-11 классов. Издательство «Русское слово». ФГОС.
На мой взгляд, учебник отвечает всем методическим требованиям. И что самое важное, если ученик пропустил урок, он сможет восстановить пропущенный материал по учебнику достаточно просто и с удовольствием.
Учебник очень красочный, яркий, привлекающий внимание. Содержит большое количество фотографий, схем и других иллюстраций. Материал, представленный в данном учебнике, соответствует стандартам. Учебный материал представлен доступным и понятным языком для учащихся. Все выстроено последовательно и взаимосвязано с дополнительными вопросами и заданиями, помогающими изучать материал быстро и легко. Учебник позволяет успешно работать с учащимися разного уровня подготовки. В конце параграфов имеются вопросы для закрепления разной сложности. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации.
Данный учебник помогает достигать высоких образовательных результатов. Он современен и оригинален.
Все учебники данной линии написаны одними и теми же авторами.
Достоинства единства авторского коллектива:
Особенности учебников географии для 6-11 классов издательства «Русское слово»: соответствуют образовательному стандарту 2004 г, имеют гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ, входят в Федеральный перечень учебников.
Учитывают переход от «знаниевой» парадигмы в образовании к деятельностной»:
- Все задания и географическая информация направлены на развитие мышления, тренировку памяти, закрепление и углубление полученных знаний, расширение полученных знаний, расширение кругозора; на обеспечение прочности навыков работы с географическими и контурными картами, рисунками, схемами. Разноуровневые вопросы по карте.
Иллюстрации в учебнике различны по типологическому составу, форме и содержанию. Их можно отнести к следующим группам:
-
Структурно-схематические рисунки;
-
Образно-иллюстрированные средства обучения;
-
Образно-наглядные, дающие представления о реальных объектах и явлениях.
Учебник составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС.
Отличие учебников заключается в расширенном методическом аппарате, дополнительных элементах навигации. Тематическое содержание учебников дополнено приложениями, позволяющими реализовать на практике подготовку учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ.
Большое внимание в учебниках обращается на практическое значение знаний, что способствует развитию интереса к предмету, мотивирует учащихся изучать географию не только в мировом масштабе, но и в рамах своей страны, региона. Этому способствует и богатый иллюстративный ряд учебников, основанный на использовании современных, в том числе и космических, технологий.
Состав УМК:
- программа;
- рабочая программа;
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- пособие для учителя.
География России изучается в 8-9 классах, учебник в 8 классе продолжает знакомить с процессами, происходящими в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере, с природой России, и её отдельных регионов. Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
В учебнике два раздела. В первом — продолжается ваше знакомство с природными оболочками: литосферой, атмосферой, гидросферой. Здесь будет и повторение пройденного в прошлом году, и много новой информации. Дети узнают, как процессы, протекающие в той или иной природной оболочке, проявляются на территории нашей страны, а также, чем природа России похожа на природу других материков и их частей, расположенных в тех же широтах, чем отличается от них и почему.
Второй раздел — региональный. Описываются крупные природные районы, которые входят в состав нашей страны, и подробно изучается природа каждого из них. Детей ждут заснеженный Кавказ, древний Урал, бескрайняя Сибирь и удивительный Дальний Восток. [8]
В учебнике для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. В нем рассматривается география населения и хозяйства Российской Федерации — вначале по отраслям хозяйства, а затем по крупным экономическим районам. Приведены краткие социально-экономические характеристики стран ближнего зарубежья.
Учебники нравятся не только мне, но и учащимся. Поэтому с сентября 2012-20103 учебного года учебники этой линии были введены во всех классах. Анкетирование учащихся проведенное мною в некоторых классах показало, что привлекло их в этих учебниках. Практически все учащиеся отметили эстетичность оформления учебника, то, что в них очень много фрагментов карт, необходимых для изучения тем; рисунков, способствующих лучшему пониманию и усвоению тем. Часть опрошенных ребят обратили внимание также на структуру учебника, где после каждого параграфа даны задания разного уровня сложности, задания для работы по карте и тестовые задания. Такая направленность изложения материала прослеживается во всех основных темах курсов.
Язык изложения прост и доступен для понимания. [11]
На уроках дети работают с атласами и в контурных картах издательства «Русское слово». Это географический атлас для 8-9 классов «Физическая география России. Население и хозяйство России». Атлас завершает линейку для 5-9 классов и на сегодняшний момент является наиболее полным изданием, отражающим особенности физической географии России.
Карты атласа в полной мере соответствуют современным границам Российской Федерации – на все карты нанесена Республика Крым. Новая территория в составе России охарактеризована по всем основным параметрам – природные и климатические зоны, геологическое строение, плотность и состав населения, хозяйственная и промышленная деятельность.
Кроме того, информация, представленная в новом атласе, точно и подробно характеризует современную экономическую ситуацию в стране – карты составлены на основе актуальных экономических показателей и статистики.
Важной особенностью атласа также является карта часовых поясов и зон, отражающая актуальные изменения, внесенные в Федеральный закон «Об исчислении времени» в 2014 году.
Атлас отличается ярким дизайном, выполнен на мелованной бумаге, что делает его привлекательным и интересным для учащихся. В текстовых блоках в доступной и удобной форме даны пояснения к картам, сводные графики и диаграммы данных, приведенных на картах, картографические термины и понятия. [7]
Атлас может быть использован как с УМК по географии для 8-9 классов (авторы – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский) издательства «Русское слово», так и с другими учебниками по географии России
2.2. Формирование умений работы с картами при изучении курса
Уровень умений в работе с картой у выпускников основной школы невысокий, особенно это проявляется при сдаче ГИА, где разрешается пользоваться школьными атласами, но это не облегчает их положение, а, наоборот, часто осложняет. Учащиеся затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не умеют их анализировать, давать характеристики объектам и явлениям.
Практика работы показывает что, несмотря на технические возможности кабинета географии, карта должна присутствовать на каждом уроке географии.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии. [5]
Формирование приемов чтения карты начинаю с курса физической географии 6 класса. Опираюсь на знания и умения, которые были получены в курсах природоведения, учащиеся начинают читать общегеографическую карту и составлять по ней описания отдельных объектов.
Прием чтения условных знаков общегеографической карты ввожу при изучении первой темы, а затем использую при изучении последующих тем.
Рассказывая о значении карты в жизни и хозяйственной деятельности человека, отмечаю важность умения пользоваться ею. Чтобы работать с любыми картами, необходимо знать правила их чтения, владеть приемом чтения условных знаков. Для этого на доске помещаю приемы чтения условных знаков карты в виде правила. [8]
При знакомстве с каждой картой атласа дети отвечают на вопросы:
-
Какие карты помещены в атласе? (назвать)
-
Каков масштаб этих карт?
-
Как показаны на карте отдельные объекты?
На первых порах учащиеся боятся карты, они отказываются выходить к доске. К сожалению, программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов предлагаю такие задания с картой.
-
Соверши путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов Аравийского полуострова к берегам Южной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
-
Соверши путешествие по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
-
Соверши путешествие по Африке по 20° с.ш., называя государства и страны. [7]
Проблему боязни карты позволяет решать групповая работа. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта — это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света – север, юг, восток, запад. Разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.
Примеры заданий для отработки навыков работы с картами атласа c применением элементов групповой работы.
По физической карте мира определите соответствие между названиями географических объектов и их координатами:
30° с.ш., 30° в.д.; а) Каир;
69 ю.ш., 91° з.д.; б) о. Пасхи;
56° с.ш., 38° в.д.; в) Москва.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 3- 4географических названия для показа на карте.
Контуры материков.
Группы получают конверты с разрезанными контурами материков. Надо собрать материки (в конверте помещены два – три разрезанных силуэта), назвать их. Рассказать о материках-соседях.
Географические объекты.
Каждая группа получает карточки с написанными на них названиями географических объектов. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
Объясняя способы изображения рельефа на карте, отрабатываю приемы чтения условных знаков и предлагаю следующие вопросы:
- Как показаны на карте горы, равнины?
- Как можно определить максимальную высоту гор?
- Что нужно сделать, чтобы рассказать по карте о рельефе территории?
Эти вопросы способствуют закреплению знаний и помогают учащимся осознать состав действий и использовать их на практике. [8]
Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова.
Описание гор – это первый прием описания объекта по карте, поэтому даю его сама. Использую такие варианты введения приема: вначале рассказываю о каких-либо горах, используя карту, а потом, даю состав приема описания горы по карте. В этом случае следует обратить внимание школьников на способ действия, поскольку, не зная его, нельзя составить полное и правильное описание.
Состав приема описания гор и последовательность действий учащихся вывожу на экран.
Описание гор
Действия
Опорные приемы
1. Найти горы на карте
Чтение условных знаков карты
2. Установить, в какой части материка они расположены
3.Определить направление хребтов с помощью географической сетки
Определение сторон горизонта по карте
4. Измерить протяженность гор по карте с помощью масштаба
Измерение расстояний с помощью масштаба
5. По шкале высот определить преобладающую высоту гор
6. Найти отметку наибольшей высоты гор [7]
Знание состава приема и последовательности действий облегчает учащимся составление описания. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта; составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа.
Объяснение учителем способов выполнения заданий обеспечивает рост познавательной самостоятельности школьников. По теме “Равнины” прием описания гор поможет при составлении описания равнин выполнить данное задание самостоятельно, используя таблицу.
Описание равнин
План описания
Действия, входящие в состав приема
1. Географическое положение равнины
Определить в какой части материка она находится.
2. Размеры равнины
Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток по карте с помощью масштаба.
3. Высота над уровнем моря
По шкале высот определить преобладающие высоты, по отметкам высот – наибольшую высоту.
4. Поверхность равнины
Определить наклон равнины по направлению течения реки.
Сделать общий вывод о характере поверхности равнины.
Контроль за использованием приема работы с географическими картами при решении учебных задач осуществляю в ходе выполнения проверочных работ. [8]
На первом уроке по теме “Географическая карта” предлагаю учащимся задание: к концу изучения темы составить 3-4 вопроса по ней с использованием географической карты. Требования к знаниям и умениям вывешиваю на доску на весь период изучения темы.
Географическая карта (знать и уметь):
-
длину окружности Земли;
-
линии градусной сетки – меридианы и параллели;
-
способы изображения неровностей земной поверхности;
-
определять направления, географические координаты, высоту точек;
-
находить местоположение своего населенного пункта на карте.
Для выявления различия в изображении параллелей и меридианов на глобусе и карте учащиеся заполняют таблицу.
Изображение меридианов и параллелей на глобусе и географических картах.
Вывожу на экран (по таблице составляют рассказ).
На заключительном уроке по теме знания и умения ученика, вызванного к доске, контролируют все учащиеся класса, используя самостоятельно составленные вопросы, некоторые из них:
-
Покажи областной центр Курской области и определи его географические координаты.
-
Покажи самую длинную параллель. Как она называется?
-
Какими способами изображаются горы и равнины на карте? [8]
Проверка знаний и умений одновременно показывает достижения и недочеты в знаниях учащихся. При этом не спешу оценивать ответы учащихся. Спрашиваю учащихся: “Чей вопрос и задание наиболее удачно составлено?”. И только после этого прошу учащихся оценить ответы товарищей по критериям, которые помещены на доску.
В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов, можно использовать географические загадки.
Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.
Большой интерес у учеников вызывают весёлые вопросы, например:
-
Как переводится слово Анды? ( Медные горы. )
-
Какой полуостров говорит о своём малом размере? ( Ямал.)
-
Этот пролив раньше называли « Геркулесовы столбы». Каково его современное название? ( Гибралтарский пролив.)
В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте. [6]
Целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов чтения карты способствует сознательному усвоению знаний и умений, ведет к росту познавательной самостоятельности при подготовке к ГИА.
Заключение.
Географическая карта является языком географии. Можно считать, что карта породила географию, а так же была ею в третьем веке до нашей эры.
Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии. Изучаемая географией поверхность земного шара очень велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой район. Посредством же карты можно охватить сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.
Изучение географии в школе невозможно без карты. «Овладение навыками работы с картами, получения по ним новой информации и анализа – необходимые условия формирования географической и общей культуры учащихся».
Задачи, «решаемые» по карте имеют широкий спектр.
По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.
Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.
Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и других объектов.
На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных ПТК.
Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов.
По карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных и других предприятий.
Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский, ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать, наиболее, интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и получать необходимую информацию. До сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории.
Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру.
В моей педагогической практике карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, увязываю его с картой. При проверке выполнения домашнего задания требую, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта.[8]
На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Еще несколько лет назад, в контурных картах давались задания для изучения или закрепления новых знаний, но сейчас, в рамках ФГОС, в современных изданиях, задания не представлены, и дети должны сами предложить перечень заданий, и выполнить их. На мой взгляд, это мотивирует ученика и дает право ребенку логически поразмышлять, ведет к развитию умственных, личностных и творческих способностей ребенка. Более слабым учащимся можно раздать дополнительные карточки с заданиями и алгоритмом для правильного выполнения учебной задачи.
Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, дополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города.
Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии, а так же для проведения практических работ и проведение контрольных работ. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.
Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы с контурной картой, учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии.
Подобные практические формы работы, доказывают, на сколько, важно и целесообразно применение контурных карт в обучении географии,
позволяют сделать вывод, что картографический метод исследования на уроках географии является эффективным в процессе изучения нового материала, а также его на этапе закрепления.
Список использованных источников:
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotat-napravleniya-sovershenstvovaniya-razvitiya-morskih/
1. Баранский Н.Н. методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение,1990.
2. Баринова Е.И., Ром В.Я, География России. 8-9 кл., методическое пособие.- изд., -М.: Дрофа, 2000.-144с.
3.Методика обучения географии в средней школе / Под ред. И. С. Матрусова. М., 1985
4.Душина И.В. Методика обучения географии: Пособие для учителей и студентов. Издательство АСТ, 2002.-203с.
5. Куприн А.М. Слово о карте.- М.: Недра, 1989, 143 с.
6. Гелеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. Методическое пособие для учителя. 2006.- 128с.
7. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 9 кл. М.: ВАКО, 2013.- 208с.
8. Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких Н.И., Алексеевского. ООО «Русское слово»- учебник, 2015.-344с.
9. https://studref.com
10.nsportal.ru
11. infourok.ru
12.StudFiles.net
13.cyberleninka.ru