В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, что не может не отражаться отрицательно на физических возможностях детей и подростков. Формирование здорового образа жизни стало сегодня одной из приоритетных задач государства.
В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, так как этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать все физические качества, в том числе скоростно-силовые способности. Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить пробел в нехватке двигательной активности, необходимой для развития растущего детского организма. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Постоянное общение с природой, влияние её естественных факторов – свежий воздух, вода и солнце, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, дают возможность психологической разгрузки, снимают нервное напряжение, повышают положительный эмоциональный фон – всё это даёт туризм. Занятия этим видом спорта в возрасте 11-12 лет способствуют развитию всех двигательных качеств и содействуют приобретению социального опыта, опыта общественных и личностных отношений. Они обладают большим воспитательным потенциалом: способствуют становлению силы воли, трудолюбия, целеустремлённости, взаимовыручки, ответственности.
Профессор А.А. Гужаловский возраст 11-12 лет считает сенситивным периодом для развития скоростно-силовых способностей. По мнению Ю.Н. Федотова и В.И. Ганопольского туризм является важным средством для развития данного качества.
Обучение учащихся технико-тактическим приемам прохождения туристских этапов: «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», разведение костра, установка палатки, укладка рюкзака, ориентирование на местности требует высокого уровня развития скоростно-силовых способностей. Воспитание этих качеств позволяет сформировать быстрые, правильные и безопасные действия участников и подготавливает базу для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
Всё это говорит о необходимости повысить скоростно-силовые качества на занятиях спортивного туризма у детей 11-12 лет.
Занятия туризмом должны проводится на открытом воздухе. Чтобы они соответствовали принципу систематичности, в наших климатогеографических условиях в холодное время года тренировки проводятся в спортивном зале. В зимний период основное внимание необходимо уделять формированию скоростно-силовых качеств.
Совершенствование и развитие качества обслуживания на предприятиях ...
... -95 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Практическая значимость Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы совершенствования и тенденций развития качества обслуживания официантами на предприятиях общественного питания 1.1 Особенности организации обслуживания Предприятия общественного питания в отелях ...
Поскольку, в настоящее время не обнаружено конкретных средств для развития скоростно-силовых качеств при проведении занятий по туризму с детьми 11-12 лет, поэтому мы считаем, что тема исследования «Средства для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 11-12 лет на занятиях по спортивному туризму» является актуальной.
Гипотеза исследования – предполагается, что, подобрав и использовав средства развития скоростно-силовых способностей при проведении занятий в спортивном зале в зимний период у детей 11-12 лет увеличится уровень этих качеств.
Объект исследования – обучающиеся 11-12 лет.
Предмет исследования – процесс использования средств развития скоростно-силовых способностей у юных туристов в зимний период.
Цель исследования – повысить уровень развития скоростно-силовых качеств у юных туристов.
Задачи исследования:
- Проанализировать существующие источники по проблеме исследования.
- Подобрать средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств для проведения занятий в группе юных туристов в спортивном зале.
- В ходе педагогического эксперимента апробировать эффективность подобранных средств и проанализировать результаты.
1. Cпортивный туризм, как средство воспитания скоростно-силовых способностей у детей 11-12 лет
1 Виды туризма
В переводе с французского (tourism) – прогулка, поездка. Туризм в обществе возник в тот период, когда у человека появляется потребность в получении информации о новых местах, и становится средством, которое приносит удовольствие и даёт возможность отдохнуть.
В настоящее время практически каждому человеку предоставляется возможность побывать в любой точке земного шара. Самолёт, поезд, автомобиль доставят вас куда угодно. Но некоторые люди выбирают пешие способы передвижения. Туризм – является одним из важных средств активного отдыха. Хорошо и правильно организованное и проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, выносливость, ловкость, воспитывает инициативу, настойчивость, мужество, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.
С исторической точки зрения туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, общении, познании, отдыхе. Туризм, как особый вид деятельности <#”901788.files/image001.gif”> (1)
где: ∑ – знак суммирования;
- V – полученные в исследовании значения;
- N – число вариант.
среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) определяется:
(2)
где: – наибольшее значение варианты;
- наименьшее значение варианты;
- табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.
стандартная ошибка среднего арифметического показывает вариативность результатов всей генеральной совокупности. Вычисляется по формуле:
Развитие координационных способностей посредством спортивных игр
... и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности); - развитие координации движений неведущей конечности; - развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми ...
(3)
при 30
2. Для сравнительного анализа показателей контрольного тестирования между экспериментальной и контрольной группами использован t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Находится из формулы:
(4)
2.1.4 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения средств для развития скоростно-силовых способностей. В основе нашего исследования был положен сравнительный эксперимент, который заключался в сравнении данных двух групп – экспериментальной и контрольной в области проверки поставленной гипотезы. Эксперимент проходил с декабря 2015 по март 2016 года, на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». В нашем эксперименте приняли участие 20 детей, которые занимаются в разных объединениях «Спортивный туризм», из них 10 детей составили экспериментальную группу (4 девочки и 6 мальчиков), 10 детей – контрольную (5 девочек и 5 мальчиков).
Уровень развития скоростно-силовых качеств у детей одинаков.
2 Организация исследования
туризм школьник туристский спортивный
Эксперимент проходил с декабря 2015 по март 2016 года на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». В эксперименте приняли участие 20 детей школьного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. В начале эксперимента скоростно-силовая подготовка у этих детей не отличается.
Занятия в контрольной группе проходили по традиционной методике. На занятиях в экспериментальной группе использовались нами подобранные средства для развития скоростно-силовой направленности.
Первый этап – теоретико-поисковый (октябрь 2014 г. – ноябрь 2015 г.) были установлены проблема и цель исследования, проводился анализ научно-методической литературы, осваивались методы исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения, разработать гипотезу.
Второй этап – экспериментальный (декабрь 2015 г. – март 2016 г.) был посвящён проведению эксперимента на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». Первоначально в ходе эксперимента, у 20 школьников (9 девочек и 11 мальчиков 11-12 лет), занимающихся спортивным туризмом было проведено тестирование на выявление уровня развития скоростно-силовых качеств. В результате выяснилось, что уровень одинаков. В ходе педагогического эксперимента для экспериментальной группы мы разработали план занятий, в которые были включены упражнения для развития скоростно-силовых способностей. Все занятия в течение четырёх месяцев три раза в неделю проходили на спортивном зале МБОУ «Тотемская СОШ № 1», арендованным Центром дополнительного образования. После окончания эксперимента с целью определения его эффективности нами была проведена оценка уровня скоростно-силовых способностей, как и на первом занятии.
Третий этап – аналитический (апрель – май 2016 г.) являлся завершающим и был связан с оформлением данных исследования. Полученные результаты обрабатывались методом математической статистики. На данном этапе формировались работа в целом.
3 Результаты собственного исследования и их обсуждения
Перед экспериментом в экспериментальной и контрольной группах детей 11-12 лет занимающихся спортивным туризмом мы провели тестирование, с целью выявления уровня скоростно-силовых способностей.
Данные тестирования изображены в следующих рисунках и таблицах.
Рисунок 1 – Результаты теста «Прыжок в длину с места» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (см)
Таблица 1 – Сравнительные результаты теста «Прыжки в длину с места» до начала эксперимента (см)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 157 | 171 | 152 | 168 | 143 | 159 | 133 | 154 | 162 | 159 | 155.8 | 7.05 | 2.23 | 0.35 |
э | 146 | 151 | 144 | 149 | 160 | 170 | 158 | 171 | 161 | 158 | 156.8 | 5.39 | 1.71 |
Результаты начального тестирования по прыжкам в длину составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах р (0,35) ≤ т (0.77).
Рисунок 2 – Результаты теста «Бросок набивного мяча» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (см)
Таблица 2 – Сравнительные результаты теста «Бросок набивного мяча» до начала эксперимента (см)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 227 | 254 | 218 | 190 | 375 | 360 | 345 | 310 | 215 | 190 | 268.4 | 31.35 | 9.9 | 0.37 |
э | 225 | 250 | 220 | 210 | 370 | 365 | 350 | 320 | 200 | 220 | 273 | 28.86 | 9.13 |
Результаты начального тестирования по броскам набивного мяча составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах р (0.37) ≤ т (0.69).
Если т, значит, полученные результаты достоверно не различаются.
Рисунок 3 – Результаты теста «Подъем туловища из положения лежа» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (кол-во раз)
Таблица 3 – Сравнительные результаты теста «Подъем туловища за 1 минуту из положения лежа» до начала эксперимента (кол-во раз)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 50 | 38 | 47 | 39 | 44 | 56 | 44 | 55 | 51 | 42 | 46.6 | 3.92 | 1.24 | 0.5 |
э | 39 | 55 | 57 | 46 | 48 | 44 | 53 | 42 | 54 | 39 | 47.7 | 4.6 | 1.46 |
Результаты начального тестирования по подъему туловища из положения лежа составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах т (0.62).
Если р меньше т, значит, полученные результаты достоверно не различаются.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям до начала эксперимента показывают, что в трёх тестах статистически достоверные различия практически отсутствуют.
В экспериментальной группе было проведено сорок занятий, в которые были включены упражнения для развития скоростно-силовых способностей. Обучающиеся занимались три раза в неделю по сорок минут в течение четырех месяцев. В экспериментальной группе целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств происходило в основной части занятия. Для проведения эксперимента были выбраны следующие прыжковые, беговые и силовые упражнения:
- прыжки на месте;
- прыжки с продвижением вперёд на двух и одной ноге;
- прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд;
- прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку;
- прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую;
- выпрыгивание из глубокого приседа;
- быстрый бег по прямой;
- быстрые передвижения боком, спиной;
- бег с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд;
- бег прыжками с ноги на ногу;
- броски набивных мячей (1 кг) различными способами;
- глубокие приседания;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
- приседание на одной ноге у опоры, поочерёдно на обеих ногах;
- наклоны вперёд.
Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью – 80 – 95% от максимальной.
В течение первого месяца на занятиях применялись следующие упражнения: прыжки на месте, прыжки с продвижением вперёд на двух и одной ноге, быстрый бег по прямой; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сверху, снизу); наклоны вперёд. С каждым занятием увеличивалась нагрузка. В прыжках на месте, бросках набивных мячей и наклонах вперёд – количество повторений, в прыжках с продвижением вперёд на двух и одной ноге и в беге по прямой – пробегаемое расстояние.
Во время второго месяца занятий использовались другие средства для развития скоростно-силовых способностей: прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд; быстрые передвижения боком, спиной; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сбоку, от груди); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. С каждым занятием также шло увеличение нагрузки. В прыжках через гимнастическую скамейку увеличивалось число скамеек, в передвижениях боком, спиной – пробегаемое расстояние, в бросках набивных мячей и разгибание рук в упоре лёжа – количество повторений.
В течение третьего месяца обучающиеся выполняли следующие упражнения: прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку; бег с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (от плеча, стоя); глубокие приседания. С каждым занятием нагрузка также увеличивалась. В прыжках на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку, бросках набивных мячей, глубоких приседаний – количество повторений, в беге с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд пробегаемое расстояние.
В течение четвёртого месяца занятий предлагались другие упражнения: – прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую; выпрыгивание из глубокого приседа; бег прыжками с ноги на ногу; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сидя, лёжа); приседание на одной ноге у опоры, поочерёдно на обеих ногах. С каждым занятием также увеличивалась нагрузка. В прыжках со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую – время выполнения упражнения, в выпрыгивании из глубокого приседа, бросках набивных мячей и приседании на одной ноге у опоры – количество повторений, в беге прыжками с ноги на ногу – пробегаемое расстояние.
Одно из занятий было проведено соревновательного характера, в котором были использованы упражнения из нашего списка.
В начале заключительной части занятия в экспериментальной группе проводились подвижные игры.
«Перепрыгни скакалку»
Все обучающиеся встают в круг, выбирается один водящий. В эту игру можно играть двумя способами.
Первый вариант игры. Водящий берёт скакалку и начинает вращать так, чтобы она скользила по полу под ногами играющих. Обучающиеся следят за движением скакалки и подпрыгивают. Тот, кого заденет скакалка, встаёт в середину круга и также начинает вращать её, а предыдущий водящий идёт на его место. Оставшиеся два – три игрока, которых не задела скакалка – считаются победителями игры.
Второй вариант игры. Водящий вращает скакалку, а играющие бегут по кругу навстречу движению скакалки, перепрыгивая через неё толчком одной ноги.
«Займи место»
В игре участвуют две команды обучающихся, в каждой по четыре человека. Соперники делятся на пары и встают по кругу в обручи диаметром один метр. По свистку руководителя обучающиеся одной команды передвигаются против часовой стрелки, а игроки второй команды – по часовой стрелке. Задача каждого игрока – быстрее обежать круг и первым встать на своё место. Игрок, опередивший соперника, приносит своей команде очко. Далее снова по свистку преподавателя обучающиеся обегают круг, но уже в другом направлении. Игра повторяется так несколько раз, соперники в парах меняются. Та команда, которая набрала большее количество очков – является победителем.
«Прыжки вперёд»
Игра проводится между двумя командами. Обучающиеся делятся по парам и встают колоннами на расстоянии двух метров между парами. В руках у игроков концы коротких скакалок, которые они натягивают на уровне опущенной вниз руки. По свистку учителя первая пара каждой команды кладёт скакалку на пол, быстро бегут назад своих колонн и последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока берут свою скакалку за концы и встают на своё место.
Далее в игру вступает вторая пара обучающихся. Они кладут свою скакалку на пол и преодолевают первую скакалку. Затем бегут назад от конца колонны к своему месту и перепрыгивают через остальные скакалки. Когда последняя пара выполнит задание, т.е. перепрыгнет через скакалки всех стоящих, игра заканчивается.
Победителем становится та команда, которая на игру затратит меньшее количество времени.
«Тяни в круг»
На полу чертят два круга диаметром один и два метра (один в другом).
Все обучающиеся встают в большой круг и крепко берутся за руки. По свистку учителя игроки начинают двигаться по кругу то вправо, то влево, не отпуская соединенных рук. По второму свистку учителя все останавливаются и стараются втянуть за руки своих соседей в круг.
Для того, чтобы спастись, играющие не разомкнув рук, пытаются перепрыгнуть или перешагнуть большой круг, попав в малый, где можно находиться. Оказавшийся в большом круге обучающийся, выходит из игры. Игроки, разомкнувшие руки во время перетягивания, выходят из игры. Когда оставшиеся ученики не смогут окружить большой круг, тогда встают вокруг малого круга и продолжают втягивают друг друга в него.
«Охота за зайцами»
Играют две команды обучающихся с одинаковым количеством игроков. Одна команда – охотники, встают в линию напротив друг друга за противоположными лицевыми линиями на расстоянии двенадцати метров. Им выдаётся волейбольный мяч. Вторая команда – зайцы, находится за боковой линией между охотниками.
По свистку преподавателя первый заяц, прыгая на одной ноге преодолевает площадку. Охотники, перебрасывая с одной стороны мяч, пытаются осалить зайца. Тот заяц, который переберётся на другую сторону площадки, приносит своей команде очко.
Если в зайца попали мячом, то он выбывает из игры. Далее это путь проделывают остальные зайцы. После двух пробежек обучающиеся меняются ролями. Условия игры. Попадание в зайца не засчитывается в следующих случаях: если оно произошло после отскока мяча от пола; если мяч попал в голову зайца и сели бросавший заступил за линию.
Побеждает та команда, получившая большее количество очков.
«Дотянись до булавы»
Для игры берутся две верёвки, которые связываются посередине так чтобы, их концы были равной длины. Четыре игрока, взявшись за концы, пытаются перетянуть верёвку, каждый в свою сторону.
От каждого обучающегося в двух метрах устанавливается по булаве. Тот игрок, который сумеет первым дотянуться до своей булавы и поднять её – становиться победителем.
«Кот и воробышки»
На полу чертят такой величины круг, чтобы все обучающиеся могли свободно разместиться по окружности. Водящий – кот становится в центре круга. Остальные играющие воробышки – находятся за кругом, у самой черты.
По свистку преподавателя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо внутри круга.
Тот, кого поймали, становится котом, а кот – воробышком. Побеждает тот обучающийся, которого ни разу не поймали.
«Сбей городок»
В середине зала чертится линия, на которую ставятся десять городков (булав).
Все обучающиеся делятся на две равные команды и строятся на лицевых линиях площадки, лицом к середине. Каждому игроку одной из команд выдаются маленькие мячи. По сигналу ученики бросают мячи и пытаются сбить городки. Преподаватель считает количество упавших булав. Каждая команда бросает по пять раз. В конце игры подсчитывается количество сбивших булав и подводятся итоги.
«Замри»
Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку. Выбирается водящий. Он выходит на середину кругa, маленьким мячoм сильно ударяет об пол и называет чей-либо номер. Тот, чей номер назвали бежит за мячoм, а остальные обучающиеся разбегаются по площадке. Как только игрок схватит мяч, то кричит: «Замри!» – и все игроки должны остановиться на месте. Тогда водящий бросает мяч в ближайшего к нему игроку, а тот в свою очередь, не сходя с места может увёртываться от мяча.
Если водящий промахивается, то бежит за мячoм. В это время игроки перебегают подальше. Взяв мяч, водящий сновa кричит: «Замри!» – и старается кого-либо осалить. Тот, в кого попали мячом становиться водящим. Кто ни разу не был водящим – является победителем игры.
«Догнать прыгунов»
Игроки делятся на две команды. Каждая команда становится вдоль боковых линий лицом к середине. Одна команда – прыгуны, вторая – пятнашки. На полу чертится разметка. На расстоянии одного метра от лицевой границы зала для бегунов проводится стартовая линия, через три метра чертится вторая стартовая линия – для прыгунов. Через 10-12 м от второй стартовой линии проводится полоса шириной два метра. По команде учителя «На старт!» выходят четыре игрока из команды прыгунов и занимают места за второй линией. Так же за ближайшую к стене линию за ними в затылок встают четыре игрока из команды пятнашек.
По команде учителя «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все быстро выбегают вперёд. Задача прыгунов – скорее добежать до полосы и перепрыгнуть через неё. Задача пятнашек – успеть осалить прыгунов, до того, как они сделают прыжок.
Если «прыгуна» не успеют задеть до прыжка, его команда получает одно очко. После первых четвёрок в игру вступают вторые четвёрки «прыгунов» и «пятнашек». Игра продолжается до тех пор, пока все обучающиеся не примут участие в ней. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта. Команда, набравшая большее количество очков является победителем.
«Попади в цель»
Играющие делятся на две равные команды. На полу проводится черта, которая обозначает линию броска. На расстоянии пяти метров от неё с интервалом в три метра проводят четыре параллельные ей линии. Обучающиеся встают в две колонны, перпендикулярно проведенным линиям. Каждому играющему выдаётся мешочек с песком. Далее поочерёдно, то из одной, то из другой команды, игроки бросают мешочки как можно дальше за линии. Тот, кто бросил – уходит в конец своей колонны. Выигрывает та команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.
«Бег друг за другом»
Все играющие делятся на две равные команды. Перед линией старта обучающиеся встают двумя параллельными колоннами. По свистку учителя первые номера быстро бегут вперёд, пока не услышат свисток. Учитель замечает место, где в это момент находились бегуны. После этого два следующих игрока от каждой команды становятся на это место и по сигналу начинают бег. Если игра проводится по кругу, то сменяющие друг друга игроки бегут вперёд. Если же бег ведётся по ограниченной прямой линии, то обучающиеся каждый раз двигаются в обратном направлении. При этом представитель команды, которая пробежала большее расстояние, оказывается ближе к линии старта. Побеждает та команда, у которой расстояние, полученное из отдельных отрезков бега, в результате соревнования оказалась больше.
«Прыгуны»
Игроки делятся на две команды. На полу чертится линия старта. По свистку учителя, обучающиеся из каждой команды, выполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй встает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Мальчики прыгают спиной вперёд, девочки лицом вперёд. Когда все игроки прыгнут, учитель измеряет всю длину прыжков команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
«Перетягивание каната»
Разделившись на две равные команды, игроки встают к стартовой линии. На гимнастическом канате по середине привязывается красная ленточка. Команды берут гимнастический канат и по свистку учителя начинают тянуть его в свою сторону. Даются три попытки. Та команда, которая перетянет команду соперников – является победителем.
«Коршун и наседка»
Выбирается один водящий – коршун. Все играющие становятся в колонну друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих игроков. Первый кто стоит впереди изображает наседку, все остальные игроки – цыплят. По свистку учителя наседка начинает передвигаться по залу, а коршун старается схватить цыплёнка, стоящего последним в цепи. Наседка всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведёнными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по залу так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.
«Обезьяны»
Выбираются трое водящих – ловцов. Все остальные обучающиеся, изображают обезьян. Ловцы стоят напротив гимнастической стенки. Обезьяны размещаются у гимнастической стенки. Ловцы договариваются между собой, какие будут делать движения. Затем выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны залезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения.
По свистку учителя обезьяны бегут к деревьям (гимнастической стенке) и влезают на них. Задача ловцов поймать тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Кого поймали, уводят к себе. Игра повторяется два – три раза. Далее подсчитывают количество пойманных обезьян и выбирают других ловцов. Игра повторяется снова.
«Медведи и пчёлы»
Играющие делятся на две команды: треть из них – медведи, остальные -пчёлы. На гимнастической стенке располагается улей. На полу очерчивается круг – место берлоги. Вокруг – место луга. Пчёлы размещаются на гимнастической стенке. По свистку учителя пчёлы опускаются, летят на луг за мёдом и жужжат. Медведи влезают на опустевший улей и лакомятся мёдом. По сигналу «Медведи» все пчёлы летят в улей, а медведи слезают и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчёлы жалят (дотрагиваются рукой).
Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за мёдом, а остается в берлоге.
Правила игры. Пчёлы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по свистку. Спрыгивать с гимнастической лестницы нельзя, надо слезать.
«Перелёт птиц»
Играющие – птицы встают на одной стороне зала, напротив гимнастических скамеек. По сигналу учителя «полетели» птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу «буря» птицы летят к деревьям (игроки встают на гимнастическую скамейку).
Один – два игрока, которые были последними, выбывает из игры. Когда учитель говорит: «Буря прошла», – птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повторяется три – четыре раза.
«Белые медведи»
Подготовка к игре. На полу чертится квадрат 12х12 м. В стороне площадки ограничивают небольшое место – льдину. Выбирают двух водящих – белых медведей, которые встают на льдину. Остальные играющие – медвежата, они размещаются произвольно по площадке. По свистку учителя белые медведи берутся за руки выбегают с льдины и начинают ловить медвежат. Догнав кого-то, белые медведи стараются соединить руки так, чтобы пойманный ими обучающийся оказался между руками. Настигнутого игрока белые медведи отводят на льдину, а сами идут опять на ловлю. Поймав таким же образом еще одного медвежонка, белые медведи отводят его на льдину. Когда на льдине окажется двое пойманных медвежат, они также берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Игрок, пойманный последним, считается самым ловким и становиться в следующий раз белым медведем, выбираем себе в пару любого из игроков.
На последнем занятии по окончанию эксперимента в экспериментальной и контрольной группах мы провели то же тестирование, что и в начале эксперимента, с целью выявления уровня скоростно-силовых способностей.
Рисунок 4 – Результаты теста «Прыжки в длину с места» в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента (см)
Таблица 4 – Сравнительные результаты теста «Прыжки в длину с места» на конец эксперимента (см)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 157 | 172 | 154 | 168 | 142 | 160 | 135 | 155 | 164 | 158 | 156.5 | 7.05 | 2.23 | 1.28 |
э | 148 | 154 | 146 | 152 | 165 | 173 | 161 | 174 | 165 | 162 | 160 | 5.39 | 1.71 |
Результаты конечного тестирования по прыжкам в длину с места составили следующие показатели, по которым мы видим, что в группах имеют достоверные различия после проведения эксперимента t р (1.28) ≥ t т (0.22).
Если t р больше t т, значит, полученные результаты достоверно различаются.
Рисунок 5 – Результаты теста «Бросок набивного мяча» в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента (см)
Таблица 5 – Сравнительные результаты теста «Бросок набивного мяча» на конец эксперимента (см)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 230 | 250 | 220 | 192 | 375 | 362 | 315 | 217 | 193 | 269.4 | 31.02 | 9.82 | 1.05 | |
э | 235 | 255 | 228 | 217 | 375 | 373 | 360 | 325 | 210 | 227 | 280.5 | 11.05 | 3.49 |
Результаты конечного тестирования по броскам набивного мяча составили следующие показатели, по которым мы видим, что в группах имеют достоверные различия после проведения эксперимента t р (1.05) ≥ t т (0.34).
Рисунок 6 – Результаты теста «Подъем туловища из положения лежа» в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента (кол-во раз)
Таблица 6 – Сравнительные результаты теста «Подъем туловища за 1 минуту из положения лежа» на конец эксперимента (кол-во раз)
гр | результат | M | у | m | t | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
к | 50 | 40 | 49 | 39 | 45 | 58 | 46 | 55 | 53 | 44 | 47.9 | 4.12 | 1.3 | 0.99 |
э | 43 | 58 | 61 | 50 | 52 | 50 | 55 | 46 | 58 | 41 | 51.4 | 4.3 | 1.36 |
Результаты конечного тестирования по подъему туловища из положения лежа составили следующие показатели, по которым мы видим, что в группах имеют достоверные различия после проведения эксперимента t р (0.99) ≥ t т (0.34).
Если t р больше t т, значит, полученные результаты достоверно различаются.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что нами подобранные средства по развитию скоростно-силовых качеств у юных туристов 11- 12 лет в экспериментальной группе дала положительные результаты, есть изменения в лучшую сторону.
Результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя четыре месяца применения подобранных упражнений, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе. Хотя, как было установлено на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использованные на занятиях по спортивному туризму средства для развития скоростно-силовых способностей являются достаточно эффективными.
Эффективность проведенного эксперимента прослеживается и в результатах туристско-соревновательной деятельности. Обучающиеся экспериментальной и контрольной групп, занимающиеся в разных объединениях «Спортивный туризм» второй год принимают участие в районных лично-командных туристстких соревнованиях «Техника пешеходного туризма», проводимых в спортивном зале. В ходе соревнований юные туристы на время преодолевают технические этапы: «Навесная переправа», «Параллельные перила», «Спуск», «Траверс», «Подъем», «Вертикальный маятник» и «Кочки». В прошлом учебном году юные туристы экспериментальной группы не показывали хороших результатов в личном и командном зачете. После проводимого эксперимента в этом учебном году значительно улучшился результат. В личном зачете четверо обучающиеся экспериментальной группы заняли призовые места. В командном зачете юные туристы также завоевали победу.
Заключение
Возраст 11-12 лет является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых качеств, и прирост показателей происходит именно в данный период развития подрастающего организма. Для того, чтобы целенаправленно развивать скоростно-силовые способности, в этом возрасте можно заниматься любым видом спорта, в том числе туризмом. Многие авторы в своих классификациях отмечают спортивный туризм, главной целью которого является спортивное совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересечённой местности и в преодолении естественных препятствий. Обучение учащихся технико-тактическим приёмам прохождения туристских этапов требует высокого уровня развития скоростно-силовых способностей.
С 1992 года по настоящее время в городе Тотьме обучающиеся знакомятся с основами туризма, учатся преодолевать естественные препятствия в объединениях «Спортивный туризм», работающего на базе МБОУ ДО «Тотемский ЦДО».
По мнению одних авторов, главной разновидностью скоростно-силовых способностей является взрывная сила, как способность проявлять большие величины силы в наименьшее время, а, по мнению других, к скоростно-силовым способностям добавляют быструю силу, которая проявляется в упражнениях со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
В изученных источниках для определения уровня развития скоростно-силовых способностей авторы предлагают использовать контрольные упражнения, а для их развития выделяют большое разнообразие средств, входящих в программу физического воспитания: различного рода прыжки, толкания, метания, броски и быстрое поднимание спортивных снарядов, скоростные передвижения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах.
На основании изучения источников, нами были подобраны средства, способствующие повышению уровня скоростно-силовых качеств. В течение четырех месяцев на занятиях по спортивному туризму в зале использовались подобранные нами беговые, прыжковые, силовые физические упражнения и подвижные игры.
По результатам педагогического эксперимента была доказана эффективность подобранных нами упражнений. При помощи метода математической статистики, t-критерия Стьюдента, мы смогли выделить статистические значимые различия показателей по исходным и итоговым данным уровня развития скоростно-силовых способностей у школьников 11-12 лет в экспериментальной и контрольной группах. Результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча и подъем туловища из положения лежа) показатели в экспериментальной группе спустя четыре месяца от применения комплекса упражнений для развития скоростно-силовых способностей оказались выше, чем у детей в контрольной группе. И в ходе районных туристских соревнований по сравнению с прошлым годом значительно улучшилось время преодоления технических этапов. Это говорит о большей эффективности применения подобранных нами средств по развитию скоростно-силовых качеств.
Таким образом, подобранные нами средства, направленные для развития скоростно-силовых качеств у школьников 11-12 лет, в ходе экспериментальной проверки показали свою эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе, подготовке юных туристов к соревнованиям по спортивному туризму.
Проведенное нами педагогическое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что, подобрав и использовав средства развития скоростно-силовых способностей при проведении занятий в спортивном зале в зимний период, у детей 11-12 лет увеличится уровень этих качеств.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razvitie-lovkosti-v-sportivnom-turizme/
1. Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры (в таблицах и схемах): методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050141 «Физическая культура» / Д. С. Алхасов. – Москва. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 100 с.
- Буйленко, В.Ф. Туризм: учебник / В.Ф. Буйленко. – Ростов н /Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. – 411 с.
- Васильков, А.
А. Теория и методика физического воспитания: учебник /А. А. Васильков. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 381 с.
- Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
- Историческая справка об учреждении, составленная методистом МБОУ ДОД «Тотемская СЮТ» Зайцевой И.Ю.
– 2006 г. – 4 с.
- Кравчук, Т. А. Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие / Т. А. Кравчук / часть I. – Издание 2-е, переработанное и дополненное в 2-х частях. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 186 с.
- Крачило, Н.
Г. География туризма / Н. Г. Крачило. – Киев: Вища школа, 1987. – 208 с.
- Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2005. – 224 с.
- Макеева, В.
С. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие. / В. С. Макеева. – Академия безопасности и выживания, 2014. – 190 с.
- Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник/ А. М. Максименко. – Москва: Физическая культура, 2005. – 544 с.
- Матвеев, Л.
П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд., перераб. и под. – Москва: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
- Мироненко, Н. С. Рекреационная география / Н. С. Мироненко. – Москва: изд. Московского университета, 1981. – 207 с.
— Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.
- Спортивно – прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8 – 9 классы / сост. В. А. Шкенев. – Волгоград: Учитель, 2009. – 317 с.
- Теория и методика физической культуры: учебник / под.
ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – Москва: Советский спорт, 2004. – 464 с.
- Теория физической культуры и спорта. учебное пособие /Сиб. федер. ун-т;/ сост. В. М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
- Теория и методика физического воспитания: учеб.
для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; / под ред. Б. А. Ашмарина. – Москва: Просвещение, 1990. – 287 с.
- Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебное пособие / Ю. Н. Федотов. – Санкт-Петербург, СПбГАФ Ким. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 292 с.
- Физическая культура в системе высшего профессионального образования (теоретические и методические аспект): учебное пособие / Е.
А. Мусатов, Е. Н. Чернышева, О. А. Прянишникова [и др.]. – Елецк: ЕГУим И. А. Бунина, 2011. – 315 с.
- Физическая культура: учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев, – 6-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
- Холодов, Ж.К.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
22. Smith, V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. – Philadelphia, 1977. – 245 с.
Приложение
Результаты тестирования обучающихся
Таблица 7 – Результаты скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе на начало эксперимента
УПР 1 (см) | УПР 2 (см) | УПР3 (кол-во раз) | |
1.П.Н. | 146 | 225 | 39 |
2.М.М. | 151 | 250 | 55 |
3.К.Д. | 144 | 220 | 57 |
4.З.О. | 149 | 210 | 46 |
5.Ш.Д. | 160 | 370 | 48 |
6.Ф.Е. | 170 | 365 | 44 |
7.Б.Р. | 158 | 350 | 53 |
8.А.А. | 171 | 320 | 42 |
9.П.А. | 161 | 200 | 54 |
10.Н.К. | 158 | 220 | 39 |
Среднее значение | 156.8 | 273 | 47.7 |
Таблица 8 – Результаты скоростно-силовых качеств в контрольной группе на начало эксперимента
УПР 1 (см) | УПР 2 (см) | УПР 3 (кол-во раз) | |
1.П.Е | 157 | 227 | 50 |
2.Ж.К. | 171 | 254 | 38 |
3.П.А. | 152 | 218 | 47 |
4.Ф.А. | 168 | 190 | 39 |
5.Ш.А. | 143 | 375 | 44 |
6.С.А. | 159 | 360 | 56 |
7.Ф.Е. | 133 | 345 | 44 |
8.Б.А. | 154 | 310 | 55 |
9.Ш.А. | 162 | 215 | 51 |
10.К.К. | 159 | 190 | 42 |
Среднее значение | 155.8 | 268,4 | 46.6 |
Таблица 9 – Результаты скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе на конец эксперимента
УПР 1 (см) | УПР 2 (см) | УПР 3 (кол-во раз) | |
1.П.Н. | 148 | 235 | 43 |
2.М.М. | 154 | 255 | 58 |
3.К.Д. | 146 | 228 | 61 |
4.З.О. | 152 | 217 | 50 |
5.Ш.Д. | 165 | 375 | 52 |
6.Ф.Е. | 173 | 373 | 50 |
7.Б.Р. | 161 | 360 | 55 |
8.А.А. | 174 | 325 | 46 |
9.П.А. | 165 | 210 | 58 |
10.Н.К. | 162 | 227 | 41 |
Среднее значение | 160 | 280.5 | 51.4 |
Таблица 10 – Результаты скоростно-силовых качеств в контрольной группе на конец эксперимента
УПР 1 (см) | УПР 2 (см) | УПР 3 (кол-во раз) | |
1.П.Е | 157 | 230 | 50 |
2.Ж.К. | 172 | 250 | 40 |
3.П.А. | 154 | 220 | 49 |
4.Ф.А. | 168 | 192 | 39 |
5.Ш.А. | 142 | 375 | 45 |
6.С.А. | 160 | 362 | 58 |
7.Ф.Е. | 135 | 340 | 46 |
8.Б.А. | 155 | 315 | 55 |
9.Ш.А. | 164 | 217 | 53 |
10.К.К. | 158 | 193 | 44 |
Среднее значение | 156.5 | 269.4 | 47.9 |