Развитие туризма в России (2)

Курсовая работа

Туризм

», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 годуМадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Есть и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой — деятельность по производству туристического продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство — это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие — это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.

Объект мой работы: развитие туризма в России

Предмет моей работы: проблемы и перспективы развития туризма в России

Цель является, изучить проблемы в области туристической деятельности и выявить перспективы ее развития

Задачи:

  • Рассмотреть историю развития туризма в России

  • Описать совокупность средств государственного регулирования туристической деятельности

  • Выявить способы решения проблем характерных в области туризма в России

Глава 1.Этапы развития туризма в России, тапы развития туризма в России:, Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

5 стр., 2387 слов

Анализ влияния национальных традиций Таиланда и его культуры на туризм

... углом и неожиданно открыть в себе много нового. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать национальные особенности туризма Таиланда и разработать экскурсионную программу. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие ...

В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.

Первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения

внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др.

Основным препятствием для путешествий XVIII- начала XIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей).

Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.

Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго.

Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.

4 стр., 1851 слов

Развитие экстремального туризма на Северном Кавказе

... работы является изучение и анализ проблем и перспективы развития экстремального туризма на Северном Кавказе. Для достижения цели выделяются следующие задачи: 1.Определить понятие туризма, его классификации; 2. Определить понятие и особенности ...

В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е.Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.

В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря.

Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.

В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.

Таким образом, просветительский период охарактеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский период (1890-1917г.г.)

Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.

Одной из массовых туристских организаций дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург).

Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.

  1. Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ).

    Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности.

Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.

Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.

В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц.

Северном Кавказе организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубину Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XXв. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.

20 стр., 9805 слов

Структура туристского рынка России и динамика развития выездного ...

... в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. ...

Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”.

Т.о., предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.

Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г.

В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось объединённое лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.

По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.

Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.

Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.

При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.

Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами.

Наряду с этим была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного населения путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе.

В 1925-1928г.г. функционировало государственное акционерное общество “Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма.

3 стр., 1122 слов

Организация методической работы по туристско-краеведческой направленности ...

... педагогике (г. Н.Новгород), муниципальный образовательный Форум «Образование района - территория развития и социальной успешности», Региональный семинар - совещание «Теория и практика организации ДО в ОО Иркутской ... года (в мае - месяце) проводится Неделя педагогического мастерства отдела туристско-краеведческой направленности, в течение которой педагоги показывают свое педагогическое мастерство на ...

Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.

Этот период характеризуется

  • создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

  • формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

  • создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

  • формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

  • появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

Организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)

Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.

С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.

В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей.

К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.

Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.

В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.

К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.

Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.

4 стр., 1699 слов

Экологический туризм в Крыму: понятие, развитие, управление

... 157-158]. Уникальный по богатству своих туристско-рекреационных ресурсов Крымский регион обладает огромным потенциалом для развития экологического туризма. Достаточно сказать, например, что природно-заповедный ... исследователя В.В. Храбовченко экологический туризм - это вид туризма, основанный на туристском спросе, связанном с потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экосистем ...

В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”.

Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).

С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Таким образом, туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

3 стр., 1482 слов

Планирование деятельности туристской фирмы

... туристском рынке все больше предприятий обращает самое пристальное внимание на планирование своей деятельности. А. Э. Саак в своей книге «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» говорит, планирование ... задачи: Раскрыть сущность бизнес-планирования; Рассмотреть основные моменты, которые нужны для открытия туристской фирмы; Рассмотреть юридические аспекты открытия туристской фирмы Данная ...

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.

Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть

Административно-нормативный период (1970-1990г.г.)

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

3 стр., 1069 слов

Предпосылки и проблемы развития внутреннего и въездного туризма ...

... Туризм в России. http://www.wikipedia.org/wiki 2) Российская музейная энциклопедия «Музейный мир России» 3) Все о туризме. Туристическая библиотека. Современные особенности развития туризма в России. Воскресенский В.Ю. Международный туризм 4) Туризм в субъектах Российской Федерации: региональные особенности и перспективы развития. 5) Российский ...

— В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный период (с 1990г.) в

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

  • б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
  • в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
  • г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

Современное состояние российского туристского рынка.

  1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

  2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

  3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

    6 стр., 2781 слов

    Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

    ... 48,9 3,1 Россия 47,1 2,9 Чехия 44,0 2,7 Таким образом,целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение ...

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

  • упрощение порядка выезда;

  • расширение внешних деловых контактов;

  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

  • доступность цен на выездные туры;

  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

В 1998 г. финансово-экономический кризис 18 августа поставил под угрозу существование не только отдельных компаний, но и всей туриндустрии в целом. Уже в первые дни сентября четверть специалистов в области организации туристских путешествий остались без работы, в дальнейшем практически прекратили свое существование около 40% туристических фирм.

В 2000 г. появляются первые российские сетевые объединения туристических фирм.

Основные этапы развития российского туристического бизнеса демонстрируют путь, пройденный за короткий исторический период, измеряемый десятилетием. За этот период сформировался рынок предложения туристских услуг, основанный на частной собственности. Российский туристический бизнес выстоял в напряженной конкурентной борьбе с иностранными компаниями и занял прочные позиции на туристском рынке, сумел консолидироваться с отечественными авиакомпаниями, создал успешные чартерные программы, учредил и поддержал свою профессиональную ассоциацию, объединившую предприятия ключевых секторов туристской индустрии.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы.

В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (экскурсионные туры на время каникул и летние лагеря).

Таким образом, туристическая отрасль развивается с огромной скоростью. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Глава 2. 2. Государственное регулирование туристской деятельности

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

  • развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

  • усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско–правовых обязательств, а как следствие — повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

  • появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

  • развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

  • формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

  • комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);

  • развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

  • гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности (далее – законодательство о туристской деятельности) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности — единый федеральный реестр туроператоров (далее – реестр).

В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).

С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей.

В свою очередь турагентская деятельность в настоящий момент освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. Как показывает международная практика, наличие «звезд» у гостиницы существенно повышает ее привлекательность для потенциальных клиентов. В настоящее время система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей.

Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс.

Названные системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

Значительное внимание в деятельности федеральных органов исполнительной власти отводится вопросам анализа и обобщения правоприменительной практики, на основе которой формируются предложения по совершенствованию законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в рабочей группе играют представители гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.).

Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые — призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:

  • определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности;

  • защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;

  • содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

  • содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

  • классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;

  • содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;

  • содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;

  • другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.

Я считаю, что государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

Глава 3. Проблема и перспективы области туристической деятельности в России

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.).

Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения — наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
  • активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
  • круизный — морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
  • деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:

  • регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
  • регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

— регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран.

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире как по въезду, так и по выезду.

Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Современное состояние развития туризма в мире и состояние сферы туризма в Российской Федерации позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Дальнейшее развитие туристского рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями.

Наблюдается тенденция — рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристского рынка. Кроме того, в настоящее время групповыми туристскими пакетами на международном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя.

Можно подвести итог, сказав, что потребитель туристских услуг ХХI века — более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристском рынке.

Таким образом, туризм XXI века — это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристских товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристский бизнес будущего — это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации, продвижении и реализации туристских услуг.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/regionalnyie-aspektyi-razvitiya-turizma/

  1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-С-Пб, 2001

  2. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд, 2004.

  3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003г.

  4. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».

  5. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР” , Ростов-на-Дону, 1988

  6. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.-культур. деятельность» / Ю.Д. Дмитревский. — Смоленск: СГУ, 2000г.

  7. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005г.

  8. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

  9. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г.

  10. Туристическая энциклопедия «Вокруг света».

  11. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

  12. «Основы туристской деятельности» сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.