Нижегородская область расположена в центре европейской части России, территория около 80 тыс.кв. км, население 3,6 млн. чел.; по уровню урбанизации и плотности населения регион входит в десятку наиболее густонаселенных регионов России. Собственный туристский потенциал Нижнего Новгорода исключительно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными; красота и многообразие природных ландшафтов; сравнительно благоприятная экологическая среда; выгодное геополитическое положение. Нижний Новгород занимает особое место на туристском рынке России в целом и Приволжского федерального округа (ПФО), в частности. Он имеет развитую транспортную инфраструктуру (дороги, речной порт, аэропорт, ж/д вокзал и пр.), прочные и стабильно развивающиеся туристские связи с городами и областями ПФО, а также Центральной Россией. Растет число маршрутов, позволяющих россиянам и зарубежным туристам посетить основные центры ПФО (Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Олу, Ульяновск, Пермь, Уфу, Саратов, Чебоксары и пр.).
В 90-е годы прошлого века, все сферы Нижегородской области, в том числе и туристическая переживали тяжелые времена. Это отражало влияние экономического кризиса, существовавшего на тот момент во всей стране. Следствием этого стали нехватка специалистов в туристической сфере. Но после кризисного периода 90-х все начало приходить в норму. Одновременно возобновляется поток российских и иностранных туристов.
В этих условиях появились возможности по повышению качества гостиничного обслуживания в Нижегородской области.
Различные теоретические и практические вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, способны сформировать у читателей необходимые знания в области экономики туризма. Данный аспект становится особо актуальным, учитывая интегрированный характер туристской отрасли и широкий спектр воздействия туризма на другие сферы экономической деятельности.
Материалы данного исследования могут использоваться в дальнейшем для создания учебно-методических комплексов или для разработки методологических рекомендаций и учебных планов по направлению «Туризм» для студентов экономических специальностей ВУЗов. Результаты исследования могут быть интересны аспирантам, преподавателям по направлениям «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Государственное и муниципальное управление», а также слушателям программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма.
Международные договоры и контракты в области туризма
... предпринимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий. Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий Операции по международному туризму и путешествиям — это вид деятельности, направленной на предоставление различного ...
1. Факторы, определяющие тенденции развития туристского рынка
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов прошлого века вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.
Средние темпы роста туризма составляют 7 — 9% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее — ВВТ):
- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 — 10 рабочих мест);
- стимулирует развитие внутренних подотраслей: гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия области;
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;
- способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.Факторы, определяющие тенденции и динамику развития туризма в России, могут быть определены на основе PEST-анализа 2 (таб. 1):
Таблица 1. Факторный PEST-анализ тенденций развития туризма в России
Как видно, Россия в целом следует общемировой тенденции по стиранию границ и облегчению визовых режимов, предоставляя своим гражданам возможность активного выездного туризма.
Так например, по данным Федерального агентства по туризму в 2010 г. за границу выехало более 12,6 млн. россиян, что на 32% большее по сравнению с 2009 г. (9,5 млн.чел.).
Россию в 2010 г. посетили 2,38 млн. иностранных туристов, что на 10% больше по сравнению с 2009 г. (2,16 млн. чел.).
Таким образом, на 1 въезжающего туриста — иностранца приходится 5 выезжающих туристов — россиян. Такое соотношение свидетельствует и о том, что Россия пока еще остается «нераскрученной» в туристическом отношении страной, особенно в региональном разрезе. Большинство иностранных туристов ограничиваются в своем знакомстве с Россией Москвой и Санкт — Петербургом.
Оценка влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие ...
... регион, это было связано с повышением тарифов на пролет в "Жемчужину Камчатки" Долину Гейзеров. Спрос на этот тур очень велик. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. ... принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития; создание условий для решения проблем ...
Этот факт, однако, имеет и позитивное значение, т.к. «экзотичность» российских регионов может выступать хорошим стимулом для туристов, стремящихся открыть для себя новые направления путешествий. Вместе с тем, обращает на себя внимание негативная тенденция восприятия России как дорогой страны с несоответствующим уровнем обслуживания. С нашей точки зрения, данный факт может быть объяснен общей неразвитостью туристической инфраструктуры и ее элементов, низким уровнем конкуренции среди туристических компаний; некомпетентностью компаний, оказывающих какие-либо услуги, в вопросах взаимодействия с туристами, а также неподготовленностью (непрофессионализмом) персонала виду отсутствия образования и специальной подготовки в сфере туризма. Напротив, наличие данных факторов позволяет сформировать так называемый «туристический менталитет» среди населения региона и страны в целом, т.е. восприятие туризма как неотъемлемого социального явления, проявляющееся в личном активном участии в туристско ориентированной деятельности, например, в открытии малого, зачастую семейного бизнеса: мини-отелей, ресторанов, магазинов; работе гидом и т.д.
Статистика выездного и въездного туризма для России за 2010 г. представлена, соответственно, на рис.1 и 2:
Рис.1. Выездной туризм из России в 2010 г. (чел.)
Рис.2. Въездной туризм в Россию в 2010 г. (чел.).
2. Туристский потенциал как составляющая экономического потенциала региона с учетом инновационной компоненты
Туристский потенциал является составной частью интегрального, экономического потенциала региона. Понятие «экономический потенциал» вошло в обиход в 70-х годах XX века и явилось обобщающим выражением качественных изменений в общественном производстве. Потенциал — от латинского «patentia» — сила, резервы, запасы.
В современной литературе можно встретить самые различные определения этого термина. В Большой советской энциклопедии экономический потенциал понимается как «совокупная способность отраслей народного хозяйства производить капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент» 5 .
В ряде публикаций ставится знак равенства между экономическим потенциалом, с одной стороны, и уровнем и динамикой роста производства важнейших видов промышленности и сельского хозяйства — с другой. Некоторые экономисты определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.
Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: географическим (в т.ч. природно-ресурсным) потенциалом, трудовыми ресурсами, производственным, финансовым, а также внешнеэкономическим и научно-технологическим (инновационным) потенциалом (рис.3):
Туристская инфраструктура Екатеринбурга (области, региона) , ...
... анализ факторов развития туризма и туристской инфраструктуры региона, который показал, что основными факторами, определяющими привлекательность г. Екатеринбург ... развития и потребления туристского потенциала территории. Невозможно объективно рассчитать уровень этого потенциала и с помощью ... именно этого препятствия на пути устойчивого развития туризма в Свердловской области. Заключение Подводя итог ...
Рис.3. Структура экономического потенциала региона
На основе данной методологии, можно определить туристический отенциал региона как способность имеющихся туристских ресурсов данного региона приносить доходы экономическим субъектам в определенный период времени. Таким образом, являясь частью экономического потенциала региона, туристский потенциал, в свою очередь, включает в себя:
- природно-ресурсный потенциал;
- историко — культурный потенциал;
- рекреационный потенциал;
- транспортная инфраструктура;
- финансовый (инвестиционный) потенциал;
- внешнеэкономический (экспортный) потенциал;
- инновационный потенциал.
Нижегородская область расположена в центре европейской части России, территория около 80 тыс.кв. км, население 3,6 млн. чел.; по уровню урбанизации и плотности населения регион входит в десятку наиболее густонаселенных регионов России. Собственный туристский потенциал Нижнего Новгорода исключительно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными; красота и многообразие природных ландшафтов; сравнительно благоприятная экологическая среда; выгодное геополитическое положение.
Нижний Новгород занимает особое место на туристском рынке России в целом и Приволжского федерального округа (ПФО), в частности. Он имеет развитую транспортную инфраструктуру (дороги, речной порт, аэропорт, ж/д вокзал и пр.), прочные и стабильно развивающиеся туристские связи с городами и областями ПФО, а также Центральной Россией. Растет число маршрутов, позволяющих россиянам и зарубежным туристам посетить основные центры ПФО (Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Олу, Ульяновск, Пермь, Уфу, Саратов, Чебоксары и пр.).
Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов РФ, в которых туризм может стать одной из бюджетообразующих отраслей. Это связано с тем, что Нижегородский край перспективен для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Анализ статистических данных о развитии Нижегородского рынка туристских экскурсионных услуг показывает, что наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и круизный виды туризма. Более быстрыми темпами развивается приключенческий туризм с активными формами передвижения и событийный. Одним из самых доходных видов туризма является деловой, лечебный и круизный.
3. Природно-ресурсный потенциал
Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы — р.Волги и р.Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.
Архитектура исторической части Нижнего Новгорода, как туристический ...
... учебные заведения, и областная библиотека. Высок туристический потенциал центральной исторической части Нижнего Новгорода. Это связано с непосредственной близостью ее к Нижегородскому кремлю. От площади Минина и Пожарского берут ... II, дважды посетившего это учебное заведение в 1858 г. В доме № 78 по этой же улице, выстроенном в 1847 году по проекту арх. А.А. Ставассера, размещался первый в ...
Основные действующие туристские маршруты по Нижегородской области (приложение к настоящей Программе):
Южное кольцо области:
- Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево — Большое Болдино — Нижний Новгород;
- Нижний Новгород — Богородск — Павлово — Вача — Казаково — Выкса — Нижний Новгород.
Северное кольцо области:
- Нижний Новгород — Городец — Ковернино — Семенов — Светлояр — Нижний Новгород;
- Нижний Новгород — Балахна — Чкаловск — Нижний Новгород.
Территория Нижегородской области расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий как в летний, так и в зимний периоды. Климат умеренный континентальный, со средними температурами января минус 15 градусов по Цельсию, июля — плюс 20 градусов. Площадь области составляет 76,9 тыс. кв. км. Население — 3,5 млн. человек. Территория Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области #M12291 925728644от 11 сентября 2009 года № 670#S «О Перечне муниципальных образований Нижегородской области» разделена на 47 муниципальных районов, 5 городских округов, 76 городских поселений, 322 сельских поселения.
4. Историко-культурный потенциал
Историко-культурный потенциал г. Нижнего Новгорода включает 874 объекта: объекты монументального искусства, объекты археологического наследия, объекты религиозного назначения, объекты ландшафтной архитектуры и исторические кладбища, малые архитектурные формы.
Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области представлено более чем 3 тысячами памятников истории, культуры и архитектуры, 1301 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: г.Н.Новгород (основан в 1221 году), включенный в список исторических городов Российской Федерации, г.Городец (основан в 1152 году), г.Арзамас (основан в 1552 году).
Уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия: Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и другие объекты, а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских — все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает лидирующее место в сфере народных художественных промыслов.
Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей, наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.
В Нижегородской области насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров, филармония, десятки концертных залов, 14 кинотеатров, десятки парков культуры, что создает благоприятные условия для организации досуга пребывающих туристов.
5. Транспортная инфраструктура
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, железнодорожных, водных и авиатранспортных магистралей, входит в европейский проект развития транспортных коридоров. Плотность сети автомобильных дорог в 5 раз превышает среднероссийские показатели, железных дорог — в 3 раза. Через Нижний Новгород проходят автомобильные трассы областного и федерального значения.
Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г.Москвы и обеспечивает прием и обслуживание внутрироссийских и международных авиарейсов. Благодаря авиакомпании «Lufthansa», совершающей практически ежедневные полеты из Франкфурта на Майне, Нижний Новгород связан с 727 городами и 127 странами мира.
В 2011-2021 гг. запланирована модернизация аэропорта, включающая строительство нового пассажирского терминала, развитие привокзальной площади и парковки, реконструкция инженерной инфраструктуры. Реконструкция нижегородского аэропорта будет способствовать развитию международного туризма и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта. Кроме того, актуальность реконструкции обусловлена необходимостью качественного обслуживания пассажирских потоков в период проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Нижний Новгород находится в системе Горьковской железной дороги (ГЖД), которая связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Вокзал Горький-Московский является крупнейшим пунктом приема и отправления пассажиров ГЖД.
В городе расположен центр «Волжского пароходства» — старейшего из пароходств России. Сегодня компания входит в четверку крупнейших судоходных компаний страны. Туристское направление в деятельности Волжского пароходства развивает дочернее предприятие пароходства, туристская фирма «Волга — Флот — Тур». Фирма работает с 1999 года. Кроме указанной фирмы организацией туристских круизных маршрутов занимаются ООО «Гама», ООО «Вояжель», а также ряд фирм, эксплуатирующих малый флот. Туристские компании имеют на своем балансе 21 пассажирский теплоход, обеспечившие за навигацию (с мая по октябрь) 2009 года перевозку более 37,5 тысяч туристов, в 2010 году — более 53 тысяч туристов. Также растет спрос на экскурсионные речные поездки. Прогулочным флотом в 2010 году обслужено 62 тысячи экскурсантов, что на 4,2% больше, чем в 2009 году. Однако большая часть судов требует реконструкции и переоборудования. Судоходные реки Волга и Ока с каждым годом мелеют и требуют значительных средств на дноуглубительные работы, реки Ветлуга и Сура недоступны даже для малых судов. Вследствие невозможности швартовки 3-4-палубных теплоходов многие города Нижегородской области остаются незадействованными в круизных маршрутах.
Основной парк автобусов (около 40 единиц) — иномарки — «Мерседес», «Неоплан», «Вольво», «Сетра», «Ютонг», «Ман Крейтор», «Транстар», «МАН», год выпуска которых с 1995 года по 2011 год. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа «ПАЗ», «ГАЗель». Имеющийся автопарк в основном не оборудован кондиционерами, что является непременным условием для приема иностранных туристов, частично оборудован биотуалетами и видеоаппаратурой. В рамках оказания государственной поддержки ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: с 2007 года по 2011 год организациями, осуществляющими туристско-экскурсионные перевозки, приобретены девять автобусов туристского класса.
Основными проблемами транспортной инфраструктуры, препятствующими формированию конкурентоспособной туристской индустрии являются:
1) в сфере авиационного транспорта:
- отсутствие нижегородской авиакомпании для организации чартерных программ;
- недостаток международных авиаперевозчиков на нижегородском рынке; туристский рекреационный природный нижегородский
2) в сфере автомобильного транспорта:
- недостаток комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания внутренних и въездных туристских потоков;
- неудовлетворительное состояние дорог, недостаточный уровень развития придорожного сервиса;
- высокая загруженность дорог по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам;
3) в сфере водного транспорта:
- обмеление рек, отсутствие либо ветхость причалов;
- высокая степень изношенности судов (суда 1960-1980-х годов постройки);
- высокие затраты на реконструкцию, строительство, техническое переоборудование круизных судов, на повышение комфортабельности;
- невозможность приема туристскими центрами (Балахна, Чкаловск, Павлово и другие населенные пункты) теплоходов из-за необорудованности причалов и обмеления русла;
- недостаточное количество обустроенных зеленых стоянок.
По данным 2009 года инфраструктура размещения Нижегородской области представлена 171 коллективным средством размещения, общей вместимостью 21132 места. Туристская гостиничная база г. Нижнего Новгорода на 4 квартал 2010 года насчитывает 53 коллективных средства размещения с номерным фондом 2916 номеров (4758 мест).
Четыре гостиницы туристского класса в городе имеют «звездную» классификацию: «Октябрьская» ***, «Ока» ***, «Александровский сад» **** и «Волна» ****.
Две гостиницы — «Волна» и «Александровский сад» — в соответствии с Системой классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденной приказом Федерального Агентства по туризму от 21 июля 2005 года N 86, прошли аттестацию на категорию «четыре звезды», две гостиницы — «Октябрьская» и «Дивеевская слобода» — на категорию «три звезды». За период с 2000 г. в Нижнем Новгороде появился ряд частных гостиниц: «Жук Жак», «Никола Хаус», «На Ильинке», «Воробей», «Николь» и другие, ведется реконструкция гостиниц «Волжский откос», «Областной дом крестьянина», «Ока», гостиничного комплекса «Нижегородский» и строительство ряда новых гостиниц. Планируется строительство не менее 10 — 15 гостиничных комплексов. В 2011 г. состоялось открытие нового отеля «Ibis Нижний Новгород», входящего в международную гостиничную сеть Accor. Гостиница под брендом Ibis в Нижнем Новгороде стала восьмой в российском портфолио компании. О своих планах построить отели в Нижнем Новгороде заявили представители таких известных брендов, как Kempinski, Marriott и Holiday Inn.
Стоимость одной ночевки в гостиницах Нижнего Новгорода колеблется от 600 рублей до 25000 рублей в зависимости от категории гостиницы и номера.
В гостиничном хозяйстве Нижегородской области наметилась общая тенденция увеличения количества гостиниц и аналогичных средств размещения.
В туристско-рекреационной сфере также наблюдаются положительные тенденции: увеличивается количество комфортабельных средств размещения: построены и введены в эксплуатацию бизнес-пансионат «Волга», гостиничный комплекс «Дивеевская слобода», загородный отель «Чайка», загородные клубы «Колумбус», «Акватория», «Ильдорф», ведется реконструкция санаториев «Филипповский», «Городецкий», «им. ВЦСПС» и других. Ведется реконструкция и переоборудование большинства баз и домов отдыха, иных объектов рекреационной сферы.
В числе отрицательных тенденций необходимо отметить, что необходимость реконструкции и переоборудования большинства средств размещения, затрат на консалтинг и маркетинг приводит к увеличению стоимости турпродукта, который становится неконкурентоспособным ни на российском, ни на зарубежном рынке.
Проблема низкой конкурентной способности касается и стоимости пакетов для иностранных туристов, посещающих Россию и Нижегородскую область с культурно-познавательными целями. Недельный тур в Россию, например, для немецкого туриста обойдется минимум в 1500 евро. При выборе путешествия иностранный турист, естественно, исходит из оценки предложений всех стран мира, предлагающих поездки. С учетом оценки стоимости и качества услуг российской туриндустрии и при отсутствии рекламных кампаний на целевых зарубежных рынках выбор зачастую оказывается не в пользу России.
В предкризисный период (до 2008 г.) доля Нижегородской области в общем количестве гостиниц и аналогичных средств размещения ПФО составляла 9%. В настоящее время по данному показателю она занимает пятое место в ПФО. По количеству размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения Нижегородская область занимает второе место в ПФО, уступая лишь Республике Татарстан и девятое место в целом по Российской Федерации.
Таблица 2. Число гостиниц и аналогичных средств размещения всубъектах Российской Федерации, входящих в ПФО ед.
Регион ПФО |
Годы |
|||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
Республика Башкортостан |
124 |
125 |
162 |
161 |
158 |
|
Республика Татарстан |
106 |
101 |
109 |
119 |
131 |
|
Самарская область |
55 |
52 |
71 |
69 |
79 |
|
Нижегородская область |
74 |
71 |
83 |
81 |
100 |
|
Пермский край |
54 |
52 |
73 |
78 |
106 |
|
Саратовская область |
52 |
58 |
71 |
79 |
96 |
|
Оренбургская область |
82 |
83 |
87 |
95 |
108 |
|
Кировская область |
67 |
69 |
71 |
97 |
93 |
|
Ульяновская область |
34 |
33 |
34 |
39 |
37 |
|
Чувашская Республика |
35 |
35 |
38 |
41 |
41 |
|
Республика Удмуртия |
21 |
26 |
36 |
37 |
42 |
|
Пензенская область |
33 |
30 |
35 |
30 |
34 |
|
Республика Марий Эл |
15 |
13 |
15 |
13 |
18 |
|
Республика Мордовия |
23 |
20 |
22 |
20 |
26 |
|
Всего по ПФО |
775 |
768 |
907 |
959 |
1 069 |
|
Рисунок 4. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в субъектах Российской Федерации, входящих в ПФО
Таблица 3. Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в субъектах Российской Федерации, входящих в ПФО, чел.
Регион ПФО |
Годы |
|||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
Республика Башкортостан |
284 417 |
237 370 |
295 351 |
310 289 |
324 344 |
|
Республика Татарстан |
372 364 |
341 504 |
371 848 |
479 843 |
599 102 |
|
Самарская область |
228 906 |
229 715 |
286 736 |
261 818 |
300 478 |
|
Нижегородская область |
267 654 |
278 555 |
354 253 |
416 876 |
423 799 |
|
Пермский край |
190 330 |
170 242 |
241 919 |
242 023 |
308 950 |
|
Саратовская область |
118 198 |
140 546 |
141 501 |
193 312 |
207 717 |
|
Оренбургская область |
188 801 |
204 715 |
225 044 |
224 760 |
239 176 |
|
Кировская область |
135 302 |
126 390 |
142 767 |
177 954 |
184 467 |
|
Ульяновская область |
102 598 |
107 667 |
105 564 |
111 000 |
116 405 |
|
Чувашская Республика |
100 213 |
93 545 |
92 942 |
105 885 |
110 345 |
|
Республика Удмуртия |
63 262 |
55 125 |
93 821 |
105 883 |
108 393 |
|
Пензенская область |
59 073 |
58 098 |
76 302 |
63 641 |
73 980 |
|
Республика Марий Эл |
25 259 |
22 599 |
40 983 |
41 941 |
53 594 |
|
Республика Мордовия |
42 322 |
44 461 |
34 534 |
37 008 |
52 484 |
|
Всего по ПФО |
2 178 699 |
2 110 532 |
2 503 565 |
2 772 233 |
3 103 234 |
|
Рис. 5. Численность размещенных лиц (чел.) в гостиницах и аналогичных средствах размещения в субъектах Российской Федерации, входящих в ПФО
Согласно общероссийским нормативам дефицит мест в гостиницах Нижнего Новгорода составляет 4488 единиц. Однако поскольку примерно половина номерного фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в капитальной реконструкции, реально этот дефицит может быть оценен в 6000 гостиничных мест.
Оценивая перспективы развития инфраструктуры размещения, заметим, что из существующих в настоящее время моделей размещения гостиниц для Нижнего Новгорода наиболее актуальна была бы центростремительная модель, суть которой состоит в нарастающем нелинейном увеличении плотности гостиниц от окраин города к центру. Данная модель работает на территориях с действенной централизованной системой управления землеотводом. Для территорий с явно выраженным административно-хозяйственным и культурным центром такая модель наиболее рациональна. Логика построения модели и управления ее реализацией прозрачна. Пример реализации центростремительной модели — сегодняшнее размещение гостиниц в Москве.
7. Деловая инфраструктура
Выставочная-ярмарочная деятельность является эффективной и неотъемлемой частью экономической политики и развития экономики на макро- и микроуровнях. Выставки активизируют деловую активность, способствуют развитию многих отраслей промышленности, стимулируют развитие региона, конкуренцию и быстрое распространение инноваций, содействуют укреплению межрегиональных и международных связей, оказывают существенное влияние на привлечение прямых инвестиций, повышают конкурентоспособность продукции Нижегородских предприятий, развитие инфраструктуры, транспорта, туризма и т.д.
Нижний Новгород располагает одним из крупнейших в России выставочно-конгрессных центров — ВЗАО «Нижегородская ярмарка». Это современный выставочный центр, на территории которого ежегодно проходит около 50 форумов, выставок и конгрессов межрегионального и международного значения: всероссийский научно-промышленный форум «Россия Единая», международный форум «Великие Реки/ICEF», «Автофорум» и другие.
В целях совершенствования выставочно-конгрессной деятельности Нижегородской области, повышения эффективности маркетинговой политики региона и развития международного и межрегионального сотрудничества в 2007 году в рамках министерства промышленности и инноваций Нижегородской области создан отдел выставочно-конгрессной деятельности, а также региональный координационный совет по выставочно-конгрессной деятельности при Правительстве Нижегородской области. Задачей данных структур является осуществление планомерной работы по организации выставок с участием Правительства Нижегородской области за рубежом и на территории РФ.
Научно-технический потенциал, накопленный в Нижегородской области, позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. На отдельных предприятиях образцы инновационной продукции имеют международные сертификаты, тем самым повышая экспортный потенциал производимой продукции. В этой связи нижегородские выставочные проекты, в частности, в инновационной сфере являются площадкой для представления Нижегородской области в крупных российских и международных выставках.
8. Инновационный потенциал
Инновационный потенциал региона представлен ресурсами, мобилизованными на достижение инновационной цели и организационным механизмом. Как структурный элемент экономического потенциала он близок к понятию «научно-технический потенциал». Функциональная направленность инновационного потенциала заключается в создании условий, при которых наиболее полно реализуются другие потенциалы: трудовой, природно-ресурсный, финансовый и т.д.
В условиях современной экономики, основанной на использовании достижений НТП, формирование достаточного инновационного потенциала является отправной точкой повышения эффективности развития региона. В теории эффективности, по нашему мнению, использование инновационного потенциала можно сопоставить с качественным сдвигом кривой производственных возможностей, так как именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.
Категория «инновационного потенциала» как структурного элемента в системе экономического потенциала является наименее разработанной в теоретическом и методологическом аспектах. Данная категория непосредственно связана с категорией научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал — это совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых обществом в сферу научно-технического прогресса, а также еще нереализованные результаты функционирования этой сферы, способные обеспечить более эффективное использование совокупного общественного труда.
Следовательно, инновационный потенциал в общем виде можно определить как потенциал знаний, полученных в процессе реализации научно-технического потенциала. В этом случае под инновационным потенциалом следует понимать совокупную способность научно-технических знаний и практического опыта, которыми располагает общество на данном этапе его развития, обеспечить наиболее полное использование ресурсов экономического потенциала.
Применительно к туризму сущность инновационного потенциала выражается в появлении предпосылок к высвобождению трудовых, производственных и природных ресурсов, а это, прежде всего, изменение показателей трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости. Иными словами, инновационный потенциал снижает ресурсоемкость и повышает производительность факторов, лежащих в основе других составляющих туристического потенциала. Такой же «вмененный» характер имеет внешнеэкономический потенциал, распределяющийся среди других составляющих туристического потенциала. При этом внешнеэкономический потенциал может возрастать в связи с ростом инновационного потенциала.
При таком определении величина инновационного потенциала является продуктом реализации научно-технического потенциала и одновременно входит в систему экономического потенциала P (рис.6):
Рис.6. Структурная конфигурация экономического потенциала
Экономический (интегральный) потенциал P=A+B+C+D+E+F, где: |
Туристский потенциал p=a+b+c+d+e+f, где: |
|
A — географический потенциал |
a — культурно — исторический потенциал |
|
B — природно-ресурсный потенциал |
b — рекреационный потенциал |
|
C — промышленно-производственный |
с — ср-ва размещения, транспортная инф-ра |
|
D — информационный потенциал |
d — потенциал деловой инфраструктуры |
|
E — трудовой потенциал |
e — кадровый и образовательный потенциал |
|
F — финансовый потенциал |
f — инвестиционный потенциал |
|
Таким образом, туристский сектор как отраслевой рынок может увеличивать свой вес в экономике региона именно за счет повышения своего инновационного потенциала, т.е. не за счет большей экстенсивности, а за счет большей интенсивности своего развития.
9. Итоги и перспективы реализации программ государственной поддержки развития туризма как отраслевого рынка Нижегородской области
Сегодня наиболее ярким примером региона, который делает акцент на туристской составляющей, является Нижегородский. Однако развитие внутреннего и въездного туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль «туризм» носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом.
С другой стороны, необходимость решения проблемы развития ВВТ программными методами обусловлено следующими факторами:
- высокий уровень конкуренции на международном рынке со стороны зарубежных стран;
- высокий уровень конкуренции на российском рынке со стороны регионов Российской Федерации, в том числе входящих в Приволжский федеральный округ;
- дисбаланс экспорта и импорта туристских услуг;
- неразвитость туристской инфраструктуры.
Уже 15 лет назад, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм был отнесен к числу приоритетных отраслей экономики. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года N 51, является логическим продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005 года, которая заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В свою очередь, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Программный, или системный подход к развитию туристского комплекса в Нижегородской области реализуется, начиная с 2007 г. 9 , в виде областных целевых программ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области» в 2007 -2011гг., 2009 — 2011 гг. 10 и 2012-2016 гг.11
Общими для всех данных программ целями стали:
- создание благоприятных условий для развития туристской отрасли Нижегородской области;
- увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Нижегородскую область;
- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов, сельского и социального туризма;
- создание условий для развития основных центров туризма и туристских зон;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и научное обеспечение.
Благодаря реализации целевых программ развития туризма объем услуг отрасли в период с 2005 года по 2008 год вырос с 1587,3 до 5506,5 млн. руб., т.е. в 3,5 раза. Ежегодные темпы роста внутреннего туристского потока в Нижегородской области составили около 15% при том, что в целом по России внутренний турпоток увеличивался в среднем на 6-8% ежегодно.
Актуальность разработки и принятия очередной Программы развития туризма в Нижегородской области на 2012 — 2016 гг. обусловлена необходимостью продолжения комплекса мероприятий по формированию конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области #M12291 925707043от 17 апреля 2006 года (№ 127)#S. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль «туризм» является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона, а именно, туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области.
По данным других субъектов Российской Федерации, в настоящее время в регионах реализуется и находится в стадии разработки 65 региональных программ развития туризма, в том числе в 5 регионах приняты концепции развития туризма. Среди наиболее эффективно работающих — программы республик Татарстан и Башкирии, программа по развитию туризма в Тюменской областей (с особым направлением по созданию туристического центра в Тобольске).
Программы Нижегородской области также относятся к числу наиболее эффективных.
Реализацию Программы предполагается осуществлять в два этапа, включающими выполнение следующих задач:
- I этап — 2012-2013 годы — разработка нормативных правовых актов в сфере туризма; маркетинг нижегородского турпродукта; подготовка документов для участия в федеральных целевых программах; государственная поддержка инвестиционных проектов, связанных с развитием материальной базы туриндустрии и повышением конкурентоспособности нижегородского турпродукта; создание новых объектов туристского показа; формирование экспозиций; содействие в подготовке кадров.
II этап — 2014-2016 годы — маркетинг нижегородского турпродукта; государственная поддержка инвестиционных проектов, связанных с развитием материальной базы туриндустрии и повышением конкурентоспособности нижегородского турпродукта; создание новых объектов туристского показа; формирование экспозиций; содействие в подготовке кадров; подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период.
Исполнителями основных мероприятий программы являются: Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (МПиРМП); Министерство финансов Нижегородской области, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, а также некоммерческое партнерство «Нижегородская туристская лига».
В основу ресурсного обеспечения реализации как очередной, так и предыдущих программ заложен принцип аккумулирования финансовых средств областного бюджета, местных бюджетов, а также в немалой степени внебюджетных источников. Выделение бюджетных средств на Программу рассматривается как возможность привлечения дополнительных средств по принципу софинансирования.
Наличие в регионе четкой государственной программы по развитию туризма является крайне положительным моментом, так как отсутствие государственной поддержки развития туристской инфраструктуры и обеспечения эффективного маркетинга областного турпродукта в условиях высокой конкуренции со стороны субъектов Российской Федерации и других государств может привести к потере Нижегородской областью имеющейся доли на рынке и потере инвестиционной привлекательности в сфере туризма. Объемы инвестиций в период реализации программ на период 2009-2011 гг. и 2012-2016 гг. в разрезе источников финансирования отдельно по годам и за периоды в целом представлены, соответственно, на рис. 8 и 9.
По оценкам как международных, так и российских специалистов по туризму, успешное развитие отрасли в области без государственной поддержки, особенно на первоначальном этапе, не представляется возможным.
Примечателен тот факт, что основными источниками средств для реализации программы являются не столько бюджетные средств, сколько собственные средства организаций туриндустрии, средства инвесторов, привлекающих кредиты коммерческих банков:
Рис.8. Объемы инвестиций в период реализации программ на период 2009-2011 гг. и 2012-2016 гг. в разрезе источников финансирования по годам
Рис.9. Объемы инвестиций в период реализации программ на период 2009-2011 гг. и 2012-2016 гг. в разрезе источников финансирования за периоды в целом
Как видно из приведенных данных, общий объем финансирования программы в 2012-2016 гг. в два раза превосходит размеры финансирования за период с 2009-2011 гг., причем не только в разрезе финансирования за счет областного бюджета, но и за счет внебюджетных источников. Это говорит, очевидно, о позитивных оценках перспектив областного туризма со стороны частных инвесторов.
Основными индикаторами достижения целей программы заявлены:
- увеличение количества туристов (как российских, так и иностранных), посетивших Нижегородскую область;
- рост объема услуг по отрасли «туризм».
Более подробно индикаторы достижения цели программы, в том числе их промежуточные значения отдельно по годам, представлены, соответственно, в таблицах 6 и 7:
Таблица 6. Индикаторы достижения цели Программы
Наименование индикаторов цели Программы |
Единицы измерения индикаторов цели Программы |
Значения индикаторов цели Программы |
|||
На момент разработки Программы (2011 г.) |
По окончании реализации Программы (2016 г.) |
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы) |
|||
Количество туристов, посещающих область, всего, в том числе |
тыс. чел. |
580,2 |
823,2 |
469,7 |
|
— российских |
тыс. чел. |
523,6 |
749,6 |
425,4 |
|
— иностранных |
тыс. чел. |
56,6 |
73,6 |
44,3 |
|
Количество коллективных средств размещения всего, в том числе |
ед. |
174 |
209 |
190 |
|
гостиниц и аналогичных средств размещения |
ед. |
92 |
122 |
106 |
|
Объем услуг по отрасли «туризм» |
млн. руб. |
5 352,5 |
10 744,2 |
6 130,2 |
|
Заметим, что по всем индикаторным показателям прогнозируется рост при условии реализации программы, причем по строительству новых гостиниц и объему туристических услуг рост прогнозируется даже без учета ее реализации. Это свидетельствует, во-первых, о том, что необходимость ввода в действие новых гостиниц является не только специфической проблемой туристского сектора, но и общей проблемой развития городской инфраструктуры, на решение которой, очевидно, будут направлены инвестиционные ресурсы в ближайшем будущем. Однако, благодаря программе запланировано достичь гораздо большего роста данных показателей, учитывая при этом, что без ее реализации прогнозируется снижение количества въезжающих туристов, что может повлечь за собой как ухудшение финансовых результатов работы гостиничного бизнеса, так и падение прибыльности и сокращение деловой активности в сфере туристических услуг в целом.
Таблица 7. Промежуточные значения индикаторов цели Программы
Наименование индикаторов цели Программы |
Единицы измерения индикаторов цели Программы |
Годы реализации Программы |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Количество туристов, посещающих область, всего, в том числе |
тыс. чел. |
635 |
670,8 |
714,8 |
761,8 |
823,2 |
|
— российских |
тыс. чел. |
577,2 |
611,9 |
654,7 |
700,5 |
749,6 |
|
— иностранных |
тыс. чел. |
57,8 |
58,9 |
60,1 |
61,3 |
73,6 |
|
Количество коллективных средств размещения всего, в том числе |
ед. |
182 |
187 |
192 |
200 |
209 |
|
— гостиниц и аналогичных средств размещения |
ед. |
99 |
103 |
107 |
114 |
122 |
|
Объем услуг по отрасли «туризм» |
млн. руб. |
6 559,2 |
7 351,5 |
8 303,9 |
9 381,2 |
10 744,2 |
|
Необходимо отметить, что Программа развития туризма на 2012-2016 гг. заявлена в качестве базового документа по подготовке туристской инфраструктуры региона (в первую очередь гостиничного сектора и сферы общественного питания) к проведению в Нижнем Новгороде матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. В соответствии с перечнем основных требований Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) к объектам гостиничной инфраструктуры городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года для проведения группового матча Нижний Новгород должен обеспечить минимум 7760 гостиничных номеров (в настоящий момент этот показатель в городе составляет 2916 номеров), в том числе:
- 150 номеров в гостиницах категории «5 звезд» (2 гостиницы);
- 860 номеров в гостиницах категории «4-5 звезд» (8 гостиниц);
- 750 номеров в гостиницах категории «3+ — 4 звезд» (8 гостиниц);
- 6000 номеров в гостиницах категории «две звезды+» (30 гостиниц).
Необходимо отметить, что основная часть номерного фонда действующих гостиниц г.Нижнего Новгорода и области требует реконструкции и переоборудования в соответствии с современными требованиями и запросами туристов, в первую очередь иностранных. В Нижнем Новгороде отсутствуют гостиницы категории «пять звезд».
В целях обеспечения необходимого количества гостиничных номеров заключаются соглашения с действующими коллективными средствами размещения Нижегородской области об использовании инфраструктуры и номерного фонда гостиниц во время проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. Общее количество зарезервированных номеров составляет 2397 единиц.
Таким образом, дефицит гостиничных номеров составляет 5363 единицы, в том числе:
- 250 номеров в гостиницах категории «пять звезд»;
- 889 номеров в гостиницах категории «четыре звезды»;
- 405 номеров в гостиницах категории «три звезды»;
- 3819 номеров в гостиницах категории «две звезды+».
Покрытие имеющегося дефицита предлагается за счет реализуемых инвестиционных проектов под строительство гостиниц.
Действующие коллективные средства размещения Нижегородской области, при условии проведения реконструкции и переоборудования, могут рассматриваться как база для обслуживания персонала (волонтеров) в период проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Для достижения поставленных целей субъектам туриндустрии необходимо активно участвовать в конкурсах на присвоение инвестиционным проектам по созданию объектов туристской инфраструктуры статуса приоритетных с дальнейшим оказанием различных форм государственной поддержки, а также в мероприятиях на оказание государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов туристской деятельности, а также в виде компенсации затрат на получение технических условий и подключение к инженерным сетям при реализации проектов строительства гостиниц.
Вместе с тем необходимо использование механизма государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета при софинансировании из областного бюджета. Кроме того, актуальными являются нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности:
- поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
- распространение позитивной информации об инвесторе;
- помощь в создании инфраструктуры бизнеса.
Заключение
Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей экономического развития России. Более того, в настоящее время туризм может и должен выступить как реальный антикризисный ресурс. Во всём мире признаётся, что это — одна из ведущих отраслей экономики, которая занимает первые места по созданию новых рабочих мест, стимулирует деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, способствует повышению уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, созданию потенциала для развития государства и укрепления его международных позиций.
При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечит рост качества услуг, будет способствовать стимулированию развития человеческого капитала, повысит качество жизни. В этой связи особую важность приобретают программные меры государственной политики, содействующие современным исследовательским проектам, распространению управленческих технологий и методов ведения бизнеса, по формированию сетей и кластеров туристского профиля.
Рычагами воздействия государства на инновации в туризме являются предоставление налоговых преференций активным в инновационном плане организациям, осуществление рациональной и эффективной научно-технической и кредитно-финансовой политики, создание благоприятных условий для привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций, установление приоритетных кластерных направлений развития туристских продуктов и технологий, сохранение культурно-исторических ценностей, а также культивирование бережного отношения к ним.
Причиной и следствием возникновения и развития инноваций в туризме являются потребности в развлечении и образовании, знакомство с другими культурами и толерантность, налаживание и поддержание социокультурных связей, приобщение к историческим ценностям на уровне как отдельного индивида, так и общества в целом. Таким образом, вектор развития инноваций в туризме сонаправлен не только с вектором экономического развития, но и с вектором развития общества.
Неординарные идеи, продвигающие бизнес в сфере туризма, автоматизация и доступность справочной информации, разработка новых туристических маршрутов, программное обеспечение и программные решения (например, бронирование отелей, билетов и мест в реальном времени) — это только некоторые примеры, иллюстрирующие инновационную деятельность в туризме и направление ее дальнейшего развития. В свою очередь, сами инновации в туризме влияют на создание благоприятного инвестиционного климата, а также на снижение уровня безработицы и повышение благосостояния населения, занятого в туристической сфере.
Туристский потенциал региона является составной частью экономического потенциала. Более того, он способен активно содействовать повышению инновационного потенциала региона за счет содействия развитию экономической инфраструктуры. И наоборот, значительный инновационный потенциал экономики региона способен позитивно сказаться на туристском секторе, создавая действенные предпосылки для роста сектора услуг в общем объеме регионального валового продукта.
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/resursnaya-osnova-turisticheskogo-kompleksa-g-nijnego-novgoroda-esse/
1. Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года №8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области».