Общая характеристика сферы услуг

Курсовая работа

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других рынков услуг.

Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг. Это связано с торговлей товарами (особенно технически сложными), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Переход к рынку и строительство смешанной экономики в развитых странах включает сложный процесс становления рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. С точки зрения особенностей природы конкретных видов услуг, соотношение рыночных, платных и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных сервисных отраслях. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют сервисные отрасли, где услуги являются объектом жесткого государственного регулирования. Кроме того, есть некоторые услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики.

5 стр., 2339 слов

Внедрение новых видов услуг в сфере гостеприимства»

... индустрии гостеприимства в системе туризма. Существуют различные подходы к толкованию понятия «качество услуги». Наиболее употребляемым является определение, данное в Международном стандарте ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» Качество услуги – это совокупность характеристик услуги, ...

Все это свидетельствует о том, что наступил принципиальный новый этап в общественном (в том числе и в международном) разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. Учитывая значимость этого процесса и его влияние на современное общество, Организация объединенных наций, которая каждое десятилетие отмечает актуальным для человечества девизом, период с 1990 по 2000 гг. назвала десятилетием развития сферы услуг.

В западной литературе осуществляемые структурные преобразования сравнивают по своей значимости с индустриальной революцией прошлого. Страны же, не успевшие «вписаться» в этот процесс, отбрасываются на периферию мировой хозяйственной системы. В связи с этим становятся очевидными несостоятельность и пагубность отношения к структуре общественного производства, к услугам и к труду, их создающему, с позиции не только XIX века, но даже первых двух третьих ХХ века.

Место и роль сферы услуг в современном обществе, ее воздействие на все стороны его развития определяют возрастающий интерес к изучению происходящих в сфере услуг процессов.

Объектом исследования является сфера услуг.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются проблемы унификации классификаций сферы услуг и определения ее важности для общества.

Цели и задачи исследования. При написании курсовой работы по выше указанной теме, я поставил перед собой достижение следующей цели: изучить проблемы структуризации и определение роли сферы услуг в обществе. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме. Таким образом, объектом исследования является экономико-статистическая информация; а предметом исследования — сфера рынка услуг.

Гипотеза исследования состоит в следующем: чем глубже развивалась сфера услуг, тем расплывчатей становилась ее классификация, и тем многозначнее стал термин «услуга».

Методологической основой исследования послужила совокупность методов: структурно-функциональный анализ, анализ статистических данных, метод анализа документов.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно вносит определенный теоретический вклад в обобщение разных вариантов определения услуг и их классификации.

Понятие и квалификация услуг

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

16 стр., 7644 слов

Туризм, как сфера деятельности

... деятельности. 5. Охарактеризовать анализ туристической деятельности Тюмени. Объектом исследования является сам туризм как сфера деятельности. Предметом исследования является туристическая деятельность. Для написания данной работы были использованы как ... как “ЭКО”, “Маркетинг в России и за рубежом” Данная курсовая работа ... деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков. Туризм ...

Согласно марксистской доктрине (в которой третичному сектору, как нематериальному производству, вообще не было места) сфера материального производства делится на четыре сектора: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и грузовой транспорт (иногда включался пассажирский транспорт общего пользования).

В современных условиях, когда на передний план все более выступают социальные проблемы, структура хозяйства рассматривается уже иначе. Первичный сектор — это отрасли, непосредственно связанные с природными ресурсами — добывающая промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйства. Вторичный сектор — обрабатывающая промышленность, нацеленная на изготовление конечного продукта. Третичный сектор, или сфера услуг — непроизводственная сфера деятельности, направленная на создание условий для функционирования хозяйства и жизнедеятельности населения. Из этой третичной сферы ныне выделяют и четвертичную сферу — информационные технологии.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. Однозначного термина «услуги» в настоящее время нет. Многие экономисты трактуют их по-разному. Поэтому рассмотрим несколько определений.

Услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.

Услуга определяется как полезное действие, дела, поступки или же действия вообще. Очевидно, что это определение чересчур обще.

К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности …».

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.

По определению Р. Малери: «Услуги — нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) — это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку.

К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа).

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга — это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли. Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя на самолете, посещая врача, подстригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги. Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько:

1. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.

2. Официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.

3. Сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой. Услуги классифицируют по различным признакам. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций.

Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг:

Таблица 1 – Классификации услуг

Классификация Всемирной торговой

ассоциации

Международная стандартная промышленная классификация

Классификация Организации экономического сотрудничества и развития

Общероссийский классификатор услуг ОК-002

бытовые

деловые

посредничество

связь

связь

связь

строительство и инжиринг

распределение

склады, торговля, рестораны

поставка, планирование

торговля

образование

образование

финансовые

банки, недвижимость, страхование, создание капитала

банки, финансовое посредничество, страхование

здравоохранение и социальные

общественные, индивидуальные, социальные

медицинские

туризм и путешествия

туристические

отдых, культура, спорт

культура, физкультура и спорт

транспорт

транспорт

перевозки

транспорт

экология

другие

другие

Основные выводы, которые можно сделать из этой таблицы, — это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.