Технология организации выставочной деятельности в библиотеке

Курсовая работа

«Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность»

Дж.Х. Шир

Обслуживание читателей — основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации, оказание помощи при их выборе и использовании. Библиотека раскрывает перед читателями свои уникальные фонды через широкую выставочную деятельность, экспонируя новые издания, развертывая ретроспективные показы литературы во многих областях науки, техники, педагогики, краеведения.

Выставочная деятельность — одно из наиболее интересных направлений в работе любой библиотеки. Трудно представить проведение массовых мероприятий, научных конференций, творческих встреч с читателями без книжно-иллюстративных выставок, просмотров, которые раскрывают фонд библиотеки по данной теме. Выставки остаются самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек. С развитием такого информационного ресурса как Интернет, к сожалению, наблюдается ослабевание читательского интереса к традиционным печатным изданиям. Поэтому время диктует необходимость перемен и в библиотечной деятельности с активным внедрением инновационных форм и методов работы. Так, например, при оформлении выставок библиотеки стали активно использовать компьютерные технологии — это оформление заголовков, цитат, иллюстраций, рекламных приглашений, а также включение в библиотечные экспозиции распечаток материалов с сайтов Интернета. Кроме того, в современных условиях информатизации популярны виртуальные выставки, представленные на сайтах библиотек. Существует несколько определений термина «инновации», но их объединяет очень важный момент, они опираются на уже имеющиеся достижения. Поэтому, необходимо учесть уже существующий опыт и применить его на практике.

Выставочная деятельность библиотек призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Для современного читателя, который является равноправным участником коммуникативного процесса, осуществляемого в библиотечной среде, возникает необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности форм и методов, позволяющих войти в открытое информационно-образовательное пространство, создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности.

9 стр., 4100 слов

Библиотеки и музеи: кооперация и интеграция электронных ресурсов

... учреждения культуры - архивы, библиотеки, музеи - по роду своей деятельности призваны отбирать информацию и предоставлять ее пользователю ... установка библиотеки на предоставление читателю доступа к библиотечному каталогу; каталоги музейных собраний издавались только крупнейшими музеями ... 1999 гг. специалисты Центра ПИК участвовали в работе экспертного жюри мультимедиа конкурсов «Аниграф. Контент». ...

Как строить книжные экспозиции, как наиболее зрелищно представить читателю имеющиеся в библиотеке издания? Эти вопросы встают сегодня перед каждым библиотекарем. Как и любая деятельность, организация выставок требует тщательного планирования.

В настоящее время накоплен большой опыт организации традиционных книжных выставок в помощь учебной, научно и культурно-просветительской работе. Эффективность книжных выставок обусловлена актуальностью, неординарным подходом при отборе литературы, оформлении экспозиции, и, конечно, четким читательским адресом.

Выставка — это своеобразное средство коммуникации, отличающееся и своими собственными возможностями. В отличие от газетной публикации, рекламного письма, проспекта или каталога, которые в конечном счете дают лишь абстрактное представление о предмете, на выставке сам предмет выдвигается на передний план, ведь станки и установки показываются в действии. Только выставка дает возможность контакта со столь многими и столь компетентными специалистами за короткий отрезок времени для людей, которые ищут информацию, и является хорошей рекламой для тех, кто его предлагает.

Таким образом, технология выставочной деятельности — это совокупность процессов и операций, обеспечивающих качество и эффективность библиотечных выставок.

Хорошо подготовленная и организованная выставка — это произведение библиотечного искусства, плод научных и творческих изысканий, результат вдохновенной работы. Она должна способствовать формированию положительного имиджа библиотеки.

Глава I. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке

1.1 Классификация выставок

Научной классификации библиотечных выставок в подлинном смысле понятия не существует. Но чтобы упорядочить представление о разных выставках, особенностях методики их создания, охарактеризуем их типичные разновидности. Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим основаниям:

по содержательно-смысловым признакам: универсальные, отраслевые и тематические

по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов и т.п.;

  • по времени издания документов или их поступления/возврата в библиотеку: новых поступлений, возвращенных и «забытых» книг;
  • по конструктивным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, другим способом.

В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими).

Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; о них сообщают местные СМИ, по ним проводят презентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей — владельцев личных книжных и других коллекций.

С освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает какую-либо деятельность зрителя-читателя.

Существуют и другие разновидности: по условиям доступности (платные и бесплатные), источникам финансирования (бюджетные, внебюджетные).

4 стр., 1755 слов

Современные отечественные и зарубежные технологии создания выставок и экспозиций

... меры и система поддержки для отечественных выставочных компаний и центров. Необходимы четкость и порядок вокруг выставочного дела. Актуальность темы обусловлена не только активным развитием выставочного дела в России и за рубежом, но и растущим профессионализмом экспонентов, их стремлением к оптимизации маркетинговых бюджетов, а также тем, что выставки стимулируют развитие экономики ...

По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:

  • По статусу — самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;
  • По содержанию — универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
  • По целевому назначению — в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;
  • По времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;
  • По месту экспонирования — организуемые в библиотеке или за ее пределами;
  • По срокам функционирования — постоянные, длительные, кратковременные;
  • По полноте раскрытия фонда — просмотровые, локальные, полочные;
  • По видам изданий — книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
  • По конструкционным особенностям — витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
  • По основанию для проведения — по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
  • По степени доступности — бесплатные и платные;

— Но творчество и фантазия библиотекарей безграничны и сейчас создано очень много видов выставок, которые не вписываются в эту схему. После анализа публикаций и практического опыта библиотек представляется возможным выделить следующие виды выставок:

Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете).

Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.

Озвученная выставка: предполагается музыкальное оформление, наличие аудио- или видеосопровождения. Например: «Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.

Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…», «Эту книгу я возьму с собой в поход…» и т. д.

Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.

Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.

12 стр., 5729 слов

«Квест-технологии во внеклассной работе как средство развития ...

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Особенности развития мотивационной сферы младшего школьника Отечественные психологи в ... изменяется под влиянием мотива. Мотивация – это источник активности и направленности деятельности человека по приобретению знаний. К одной деятельности побуждают разные ...

Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас…» (о М.И. Лопухиной).

Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.

Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем социального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».

Выставка-бенефис читателя: например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки — привлечение внимания к книгам через близкие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знаний), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для младших школьников, и для подростков.

Выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй отгадай…». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.

Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения Частинского района». Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей- подростков.

Выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше организовывать для младших школьников и подростков.

Выставка одной книги. Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги — для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, и побуждающие к целостному восприятию произведения. А когда книга предстает в разных аспектах — переиздания; иллюстрации разных художников; история создания; прототипы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; продолжения, дописанные другими авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.

Выставка-игра. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что особенно заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется ее целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг», для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др. Например: «Поможем Маше собрать грибы в лукошко. Для подростков подойдут рыцарские турниры или «морское путешествие» «На всех парусах — в лето».

20 стр., 9685 слов

Выставка и ярмарка в туристической индустрии

... стремительного развития, как выставочного бизнеса, так и индустрии туризма. Целью работы является изучение особенностей выставочно-ярмарочной деятельности в туриндустрии, специфики организации и осуществления рекламной деятельности туристических предприятий на выставках. «Листая страницы истории…» История развития выставочно-ярмарочной деятельности Становление ...

Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о себе…». Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Интересующие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнениями, предлагать творческие задания читателям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов. Перспективна для раскрытия тема «Диалоги о культуре», что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать. Прежде всего, конечно, нужно привлечь внимание детей к самому понятию «культура», показать его многозначный смысл. Выставка-диалог больше всего подходит старшим подросткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возрастную группу.

Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. В отличие от предыдущей, ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке. Хорошо, если это будет цикл выставок политематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьников и подростков.

Выставка-конкурс может быть посвящена любым темам, обязательно наличие условий конкурса, подведение итогов, награждение.

Выставка-рекомендация и выставка-совет. Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой- либо интересующей подростков проблеме, например, рекомендации подросткам: «Как развить память». Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы составляет библиотекарь, как и саму ее подборку для выставки.

Выставка-чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Выставка-чайнворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс — все это выставки одного ряда, близкие по форме. И хотя они стимулируют пытливость, развивают любознательность, подготавливают к более внимательному прочтению представленных на выставке источников, злоупотреблять ими не стоит: ведь однообразия не любят ни взрослые, ни дети, ни малыши, ни подростки. Представьте себе ситуацию, если все выставки будут кроссвордами или чайнвордами?

Выставка-словарь: организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.

Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме — это просто…», «Наши руки не для скуки» и др. Как думается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.

Живая выставка. Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т. д. По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников.

13 стр., 6291 слов

Культура и досуг детей и подростков

... досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и подростков. ... поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность детей и подростков точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «… для подростков «посидеть ...

Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.).

Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.

Выставка-презентация (реклама, премьера).

Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты, или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ «Девочки, новая книга для вас: прочтите!». Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.

Выставка-икебана. Если есть желание придать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в ней эстетическую ауру, то надо проявить фантазию и обязательно оформлять такие выставки. На них представляются книги по данной тематике, и обязательно наличие композиций из цветов. Те библиотекари, которые уже организовывали подобные выставки, советуют адресовывать их подросткам, а также привлекать к их оформлению подростков. Возможен и другой подход. Чтобы привлечь внимание к поэзии, можно организовать выставку «Поэзия серебряного века в образах флористов-дизайнеров» , и к каждой цветочной композиции подобрать по настроению стихотворение из авторских сборников поэтов серебряного века.

Выставка-откровение относится к разряду психологических выставок, которые организуются в последние годы в библиотеках, и предполагает откровенные мысли читателей-подростков по каким- либо вопросам.

Выставка, подготовленная читателем: выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных друзей, портреты кумиров, фото коллекций марок, различные знаковые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из различных материалов, и многое другое.

Выставка-настроение: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т. д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано…не мною…обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произведениям русских классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.

Выставка одного жанра. Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтэзи, авантюрный роман, исторический роман и т. д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны подросткам, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.

Выставка одного автора, как правило, организуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библиотеке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читательский адрес выставки может быть разнообразным, в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью демонстрируются: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя

26 стр., 12734 слов

Выставки в туристском маркетинге

... популярность международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT), проходящая в Москве и являющаяся самой известной выставкой в России. международные туристские биржи. 1.2. Процесс организации участия туристской фирмы в работе выставки. Для того чтобы сделать участие в выставке более ...

Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовенок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героем и многое другое.

Выставка-полемика. Она оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемичного материала, отзывов на него, отражающих различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки-преступники?».

Выставка-поиск для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например: «Интересные люди нашего села», «Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны», «Древнее название Перми — Биармия: правда и вымысел».

Выставка-исследование читательских предпочтений: можно провести голосование для читателей-подростков на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее».

Выставка-досье: создание выставки предполагает сбор фактических данных о чем-либо. Например: «Родословная флага, герба, гимна РФ». Данная форма выставки приемлема для подростков.

Выставка-экспозиция, например: «Да, были люди в наше время». На выставке располагаются репродукции батальных сражений, биографические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках Отечественной войны 1812 г. Рекомендуется оформлять эту выставку для подростков.

Выставка-конфликт. Думается, что это еще одна из разновидностей «психологических выставок». Необходимость таких выставок ощущают работники не только в библиотеках для взрослых. В библиотеках детских и школьных она оформляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести поиск возможных путей выхода из нее.

Выставка книжных иллюстраций. На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи).

Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придают каждой неповторимый вид.

Выставка-почта: выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

Выставка-календарь: можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и ее материалов.

12 стр., 5925 слов

Ярмарки и выставки в развитии рынка туризма

... участие в выставках. Объектом исследования является выставочная компания «Красноярская ярмарка», предмет - ее деятельность в продвижении туристского продукта. При написании курсовой работы использованы труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам организации туризма и маркетинга: ...

Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращенные читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем).

Может быть организованной для малышей и для подростков.

Выставка-вернисаж: на выставке располагаются книги и репродукции картин по определенной тематике, но акцент делается на репродукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.

Выставка-сказка: выставка готовится вместе с читателями- младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.

Выставка-дневник — это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник Анны Франк», дневники Ф.М.Достоевского, К.И. Чуковского, Ю.К Олеши и др.).

По желанию бывшие читатели библиотеки, учителя школы, родители могут представить и свои дневники.

Выставки-имена. Желательно, чтобы это был цикл выставок «Александр», «Анна», «Владимир» и т.д. Их цель — познакомить учащихся с историческими личностями, имеющими одинаковые имена (Александр Македонский, Александр Невский), поэтами и писателями, литературными и библейскими героями (Анна Ахматова, Каренина, Керн, Снегина, мать Девы Марии).

Выставка обеспечит развитие кругозора сегодняшним Аннам, Владимирам, Татьянам, Борисам и всем остальным — ведь для каждого его имя — особый знак. Эти выставки целесообразно организовывать к юбилейным датам, дням рождения и дням ангела.

Подобные приемы помогут вызвать интерес и к выставкам, и книгам, другим документам, которые на них представлены, создать целостный, привлекательный, действенный, эффективный образ выставок, усилить их педагогический, информационный, эстетический и познавательный потенциал.

Всего после анализа публикаций и отчетов о работе было выделено 73 вида выставок. Другими видами выставок являются: адресная, витрина, гороскоп, декорация, информация, коллизия, макет, минимузей, нетрадиционных носителей информации, память, плакат, праздник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, размышление, реквием, реклама, стенд, творческий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология.

Также различают:

Выставки по содержательно-смысловому признаку

Тематические выставки — самые распространенные в библиотеках. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определенной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей учитывают также содержание школьной программы (включая вводимые в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, наличие профильных классов. И конечно, обосновывая выбор темы и продумывая содержание и оформление выставки, библиотекарь не забывает о воспитательных задачах детской библиотеки, соотнося раскрываемые издания с глубоким историческим, культурным, социально-политическим контекстом.

Краеведческие выставки. Нередко в крупных публичных и школьных библиотеках экспонируют краеведческие выставки, которые тоже иногда бывают в виде циклов. Роль краеведческих изданий в воспитании любви к родному краю вряд ли можно переоценить. Структура цикла различна. Нередко эта разновидность тематических (а не отраслевых — поскольку краеведческие публикации обычно объединяет конкретная тема) выставок строится в соответствии с хронологическим принципом. Например, так конструируют цикл выставок по истории Москвы «Наша древняя столица», где представлены публикации о разных периодах. Другие — в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, флора и фауна, история, развитие экономических связей, культурная жизнь и т.п.

4 стр., 1781 слов

Тушение пожаров в музеях, библиотеках и на выставках

... Весь учет литературы в библиотеках сосредотачивается в каталогах, которые могут располагаться в отдельных помещениях. Обстановка на пожаре При возникновении пожаров в зданиях музеев и выставок огонь быстро ... книг и документов; быстрое введение сил и средств для тушения огня в хранилищах и других помещениях, пустотах конструкций, а также защиту их от проливаемой воды. При тушении пожаров в ...

Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, представлены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций.

Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, приуроченные к юбилею известного деятеля или крупного исторического события. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки всерьез, то нередко «круглая дата» — это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению.

Данное обстоятельство учитывают крупные библиотеки, традиционно выпускающие календари знаменательных и памятных дат. Во многих детских и школьных библиотеках существует постоянно действующая экспозиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки.

Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Их композиция определяется целевым и читательским назначением. Наряду с принципом «от общего к частному» (к примеру, «певец «Тихого Дона»: к 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова»), когда раскрывают сначала основные издания писателя и публикации о нем, применяют и хронологическую последовательность раскрытия темы. Показывают, например, основные этапы писательской деятельности Л.Н.Толстого, «голубой» и «розовый» периоды творчества П.Пикассо.

Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим экспозиции монографического характера. Практикам они известны как выставки одной книги (журнала, статьи).

Их функции различны, а задача чаще всего — привлечь внимание к новинке и одновременно привить (расширить) интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведений об авторе работы и о других его публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается, например, журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках — одно из условий выполнения их целевого назначения. Нередко такого рода выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Всегда юный — всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»).

Композиция этих выставок строится по принципу «от частного к общему».

Рекламные выставки. Одним из вариантов тематических выставок являются экспозиции, направленные на рекламу библиотеки, раскрытие ее информационных возможностей, на освоение школьниками основ библиотечно-библиографических знаний. Такие выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в информационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это «показательные» экспозиции книг, испорченных детьми, или наоборот, «вылеченных» ими в «Книжкиной больнице». Сюда также можно отнести постоянные или временные экспозиции публикаций об истории создания своей библиотеки, показ ее раритетов, иллюстративных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей и читателей.

В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея об истории своей библиотеки. В витрину помещают, например, пишущую машинку «Ундервуд», на которой в 30-е годы прошлого века печатали каталожные карточки; пожелтевшие от времени книги инвентарного учета; письма читателей с фронта и, конечно же, старые черно-белые фотографии, позволяющие ощутить особую достоверность экспозиции. Например, визуальным центром выставки об истории столичной библиотеки им. А.П.Чехова стала гитара с автографом Б.Ш.Окуджавы — писатель с особой нежностью относился к «Чеховке», неоднократно выступал здесь с конца 50-х годов.

Выставки по жанрово-типологическому признаку

Другая разновидность библиотечных выставок создается исходя из типа или жанра издания. В экспозицию отбирают издания одного типа. В профессиональных представлениях библиотекарей эта разновидность связана прежде всего с выставками текущих периодических изданий, а также одного журнала.

Выставка одного журнала/газеты. Выставка одного журнала по своим функциональным особенностям приближается к тематической. Недаром выше мы упоминали о ней, говоря о выставках монографического характера. Ее цель — раскрыть содержание журнала «крупным планом». (Иногда эти выставки именно так и называют: «Журнал… крупным планом».) Такие выставки открывают публикации о данном периодическом издании общего, проблемного характера, затем раскрывают содержание его отдельных, наиболее интересных рубрик. Например, посвящая выставку журналу «Смена», библиотекарь не обойдет вниманием опубликованные в последние годы остросюжетные романы, детективный рассказ и т.п. В некоторых случаях содержание выставки расширяют за счет публикаций сведений о постоянных авторах журнала, а также отдельных изданий их произведений.

Газеты — в отличие от журналов — на библиотечных выставках стараются не экспонировать. Газетная бумага — непрочный материал, быстро выгорающий даже при не слишком ярком освещении, ломкий и хрупкий. К тому же детям с дефектами зрения, в равной степени, как и взрослым, непросто прочитать удаленный от глаз на полметра и более мелкий газетный шрифт. Предпочтительнее привлекать внимание к отдельным газетным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом. Их желательно закрепить с помощью паспарту. Особо важные публикации оформляют в рамки и после экспонирования сохраняют в рабочем архиве библиотекаря.

Для ориентации в наиболее интересных публикациях из свежих номеров газет обычно используют стенды, функционально примыкающие к выставкам. В одних случаях на них экспонируют сами публикации (точнее, их ксерокопии), которые подобраны в определенной системе. Например, «Мир за неделю» или «Легко ли быть молодым?». В других — библиотеки размещают на стенде планшеты-карманы с названиями журналов и газет.

В планшеты вкладывают карточки с аналитически расписанными статьями из свежих номеров. По истечении времени карточки вливают в систематическую картотеку статей. Электронный каталог дает основание покончить с привычными страхами библиотекаря за судьбу представленных на стенде карточек.

Жанровые выставки. Жанровые выставки, ориентирующие читателя в столь близких его сердцу исторических детективах или остросюжетных повестях, «дамском романе» или приключенческой книге, позволяют расширить круг привычного чтения. По своим методическим особенностям эти выставки близки к жанровым стеллажам, постоянно действующим в фонде свободного доступа. Нередко библиотекарь сознательно «раздвигает» границы жанра, представляя в экспозиции добротные издания, лишь внешне напоминающие легкое, развлекательное чтение. Для этого ему нужно хорошо ориентироваться в литературе, следить за новинками и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки жанровых выставок функционально близка к тематическим.

Выставки по временному признаку.

Третью группу выставок объединяет признак времени издания документов и их поступления/возврата в библиотеку.

Новые поступления. В первую очередь вспомним популярные экспозиции новинок. Сложилось мнение, что выставки новых поступлений формируют, не обращая внимания на содержательную сторону. Однако это не так. Безусловно, главный признак отбора — новизна. Но при этом сотруднику библиотеки, тем более детской или школьной, небезразлично, на каких книгах он акцентирует внимание читателей.

Содержательная оценка и в данном случае имеет место. Это находит проявление в композиции выставок. Если в крупных, чаще всего универсальных научных, новинки размещают по таблицам ББК (здесь и поступлений много, и читатели, как правило, предпочитают «прицельно» знакомиться с изданиями из конкретных отраслевых отделов фонда), то в небольших библиотеках книги располагают по-разному. Иногда — по значимости, помещая на первое место наиболее важные, с точки зрения библиотекаря, издания.

Правомерен вариант, когда преобладают эстетические мотивы, чтобы создать благоприятно воспринимаемый визуальный ряд, уйти от монотонности, неизбежной при экспонировании книг на неглубоких полках «выставочных» стеллажей. При этом опытный сотрудник все-таки старается выделить отдельные издания по содержательному признаку: с помощью ярких закладок, кратких аннотаций или просто разместив ту или иную книгу в центре выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, держателя-подставки, цветного задника.

Есть и другой вариант, как бы «новое наоборот»: выставка книг, которые очень долго были на руках у читателей и наконец вернулись.

Хронологические выставки. Их обычно организуют к юбилею библиотеки, школы, города, желая показать редко используемые части фонда, в том числе раритетные, ценные издания. Иногда цель такой выставки уточняется за счет желания использовать книгу как фактор связей между поколениями — «Их читали наши родители/бабушки и дедушки», или привить любовь к классической книжной графике — «Вглядись в чуть пожелтевший книжный лист…» (примеры взяты из практики детских библиотек).

Композиционно такие выставки строят по принципу «от общего к частному»: сначала раскрывают издания по проблеме в целом. Применительно к первому примеру это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу», «Я собирал книги — книги собрали меня»), а уже затем довоенные и послевоенные издания, оказавшие влияние на жизнь нескольких поколений. Во втором случае выставку открывают издания об искусстве книжной иллюстрации. Этот ряд дополнен книгами-воспоминаниями замечательных художников, оставивших свой след в данном жанре: А.Бенуа, М.Добужинского, В.Конашевича и др.

Выставки по территориальному признаку

Выставки, дифференцируемые по месту размещения, делят на внутри-библиотечные (включая внутприполочные — в фонде свободного доступа) и те, которые проектируют в библиотеке, но экспонируют за ее пределами. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному отметим, что их целевое и читательское назначение определяют достаточно жесткий отбор изданий и мобильность (частая сменяемость).

Они невелики по объему (5-6 названий) и по продолжительности (7-10 дней).

За отдельными исключениями внутриполочные выставки отражают книги из одного-двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Организуют их как отдельные экспозиции по актуальным темам, а также под постоянными рубриками: «Календарь знаменательных дат», «За страницами твоего учебника», «Писатели-земляки» и др.

Методика выставок, организуемых за пределами библиотеки, требует особого внимания. Ведь такие выставки выступают своеобразным средством рекламы наших ресурсов. Они динамичны по своей композиции, чаще всего посвящены острой, вызывающей всеобщий интерес теме. Следует тщательно продумывать их заголовки, а также оформление, предусматривать комфортные условия для ознакомления с экспозицией (освещение, удобные подходы и др.).

Поскольку библиотекарь не всегда может обеспечить дежурство у такой выставки, лучше экспонировать материалы в закрытой стеклянной витрине или делать их краткосрочными. Опыт показывает, что и школьные библиотеки с успехом организуют подобные выставки, особенно если школа позиционирует себя как культурный центр района, поселка. В зарубежной практике выездные выставки школьных библиотек весьма распространены.

Концептуальные выставки

К таким выставкам — и музейного типа, и мультимедийным — аудитория по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что данные экспозиции читатели (посетители) будут внимательно рассматривать. Имеются в виду не только экспонаты, но и их визуальная взаимозависимость, сочетания цветовой гаммы, фактуры, уровня освещенности. Оценивают также возможность подойти к столам, витринам или стенду, взять в руки или сфотографировать документы, переписать понравившуюся музыку или видеофильм и др.

Будучи частью комплексной программы — литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т.п., концептуальные книжные выставки обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего одновременно в разных ролях — читателя, зрителя, слушателя — к культурным ценностям. Наиболее известный пример — Декабрьские вечера, ежегодно проводимые в столичном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Книжно-иллюстративная выставка с предметной составляющей выступает здесь на равных с экспозицией произведений изобразительного искусства и музыкальными концертами.

Можно конструировать выставку, в частности, используя метод ассоциаций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связанных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В.В.Маяковский — В.Э.Мейерхольд, Д.Д.Шостакович — А.М.Родченко, А.С.Пушкин — М.П.Мусоргский — Ф.И.Шаляпин, исполнитель роли Б.Годунова. Для того чтобы «выстроить» такие «цепочки», следует внимательно изучить творчество человека, которому мы посвящаем выставку, концептуально осмыслить ее содержание.

Выставка может строиться и на контрасте, что, как показывает опыт, повышает к ней внимание читателей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая — негативные. На дискуссионный характер выставки читателю указывает прежде всего формулировка ее названия. Допустим, «Школьная реформа: рго еt соntrа» или «Кто прав в оценке книги…?».

Книжные развалы

Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функционально близкие к ним книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедры выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда.

На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, то есть ярко выраженная в других формах заданность библиотечной рекомендации. Именно это, как показали исследования, и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет библиотечной рекомендации или не знает, что выбрать (так называемый «неопределенный спрос»).

И тех и других среди подростков-максималистов предостаточно. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит — хорошая книга»).

Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом косвенной рекомендации, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения (в дополнение к другим, «прямым» методам), использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал — понравилась — советую другим» (примеры взяты из практики публичных библиотек).

А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают с читательскими отзывами о прочитанном; сопровождают ими книжно-иллюстративные выставки; организуют публичные обсуждения рецензий детей, кружки и семинары юных литературных критиков; проводят творческие конкурсы на лучший отзыв.

Книжными развалами, т.е. косвенной рекомендацией, по сути являются и экспозиции типа «Для тех, кто торопится», «В тихий субботний вечер…», «Почему нас забыли?» (о незаслуженно забытых книгах).

Их обычно размещают вблизи столов выдачи.

1.2 Основные функции выставки

Выставка библиотечная — это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определённый читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание в зрительно воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо её изображение.

Как правило, выставка экспонируется в течение определённого времени и имеет определённые этапы организации: выбор заголовка, определение подразделов, подбор цитат, вопросов, иллюстраций, продумывание композиции, размещение и оформление.

Книжно-иллюстративные выставки специалисты рассматривают прежде всего как способ раскрыть наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание читателей на самых значимых в настоящий момент публикациях или, наоборот, показать забытые издания, обратить внимание читателя на малоспрашиваемые разделы фонда.

Библиотечный фонд — основа функционирования библиотеки.

Принципы организации фонда в залах обслуживания библиотеки включает в себя:

Совмещение функций читального зала и абонемента

Обеспечение максимально открытого доступ к книгам, периодике, CD-ROM, DVD

Актуальные, новые + часто спрашиваемые — в открытом доступе

Дублетные + реже спрашиваемые — в подсобных фондах залов

Длительного хранения + мало спрашиваемые — в отделе хранения основного фонда

Введение справочно-библиографического обслуживания в структуру отраслевых залов (включая систематические каталоги и картотеки и функции сложного информационного поиска по всем доступным источникам)

Главной целью выставочной работы библиотеки, как правило, является раскрытие фондов. Помимо раскрытия фонда можно выделить и такие функции выставок:

1. Возможность связать воедино издания из различных разделов фонда;

2. Помогают сориентироваться в потоке новых изданий;

3. Средство творческого самовыражения библиотекарей;

4. Демонстрируется умение работать в команде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д.

Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются:

  • привлечение внимания к чтению;
  • облегчение поиска необходимых изданий.

Таким образом можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих ее имиджа 1 . Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой — в отличие от многих иных направлений (комплектования, каталогизации) — имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку. Особенно, если этот человек обладает определенной культурой чтения. Не случайно, конкурс на лучшую выставку стал привычной номинацией в творческих состязаниях библиотекарей на профессиональных фестивалях, которые проводятся в рамках района, региона.

Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.

Глава II. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке

2.1 Особенности организации выставочной деятельности

Книжная выставка — широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать гармоничной библиотечной среде.

Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности:

  • документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;
  • образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;
  • библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности — показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными.

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных. Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги, и, главное, раскрытие фондов. Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий.

Методика организации библиотечных выставок — это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки. Одной из задач методики является обеспечение четкой взаимосвязи и правильного размежевания разделов выставки.

Непосредственный показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей различных групп, помогает выявить их конкретные интересы. Но книжная выставка требует большой подготовительной работы, поэтому необходимо очень профессионально и творчески подходить к организации этого мероприятия.

Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки, как и любая деятельность, складывается из определенных этапов. Первый этап связан с уточнением проблематики выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, то есть требующий изучения, исследования. Следующим этапом является изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателями. Здесь правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю, не ясна точка зрения автора. Третий этап — это разработка концепции выставки. Библиотекарю следует тщательно обдумать и отобрать необходимые для экспозиции документы, придумать оформительские средства, с помощью которых он сможет воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное значение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь. Формирование концепции выставки можно считать завершенным, если вы готовы ответить на три вопроса: