Актуальность данной темы курсового проекта обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Методика проведения исторических экскурсий» с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Любая история, является современной историей, поскольку через представление прошлых событий и страстей мы можем решать современные проблемы, удовлетворять интересы.
Бережное отношение к прошлому является залогом успешного развития страны в будущем.
Цель исследования — охарактеризовать особенности подготовки и проведения исторических экскурсий.
Задачи:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Дать определение исторической экскурсии.
Охарактеризовать особенности подготовки исторической экскурсии.
Охарактеризовать методы проведения исторической экскурсии
Разработать экскурсию.
Предмет исследования — подготовка и проведение исторических экскурсий.
Объект исследования — экскурсионная деятельность.
Данный проект состоит из двух глав. Первая глава «Особенности подготовки и проведения исторических экскурсий». Вторая глава «Технологическая документация экскурсии». Приложение включает в себя карточки экскурсионных объектов и «портфель экскурсовода»
При написании данной работы использовалась различная литература. Хотелось бы отметить книгу Емельянова Б.В. «Экскурсоведение» М: Советский спорт, 2007. В учебнике раскрыты основные вопросы экскурсоведения, дается достаточно полное представление об основах экскурсионной теории, методологии и методики, о профессиональном мастерстве экскурсовода.
Большое внимание в книге уделено сущности экскурсии, ее функциям, признакам, экскурсионному методу, видам анализа в экскурсии, ее элементам — показу и рассказу, их сочетанию, использованию в экскурсионном процессе основных положений таких наук, как психология и логика. Показывается значение экскурсии в качестве педагогического процесса.
Также в работе использовались книги Савина Н.В. « Экскурсоведение» и Долженко Г.П. «Экскурсионное дело».
1. Экскурсия: сущностный аспект
1.1 Определение, классификация и значение исторической экскурсии
Историческая экскурсия — это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица.
Проектирование цикла профориентационных экскурсий по свердловской ...
... разработке туристского продукта, познать особенности работы экскурсовода, формировать профессиональные компетенции. Экскурсия «Алапаевск - Нижняя Синячиха» предусмотрена в 4 семестре (на 2 курсе) в рамках изучения дисциплины «Культурно-исторические центры Урала». Экскурсия ...
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
- историко-краеведческие сосредотачиваются на изучении одного или нескольких значительных событий или ознакомлении с определенным периодом развития края;
- археологические знакомят с археологическими памятниками (городища, селища, курганы, древние поселения и др.);
- этнографические позволяют изучить быт, народные промыслы, традиции, обряды, культуру разных наций и народностей;
- военно-исторические — проводятся по местам боевой славы;
- историко-биографические — по местам жизни и деятельности известных людей;
- экскурсии в исторические музеи;
- производственно-исторические;
- историко-театральные;
- историко-музыкальные.
Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни народа страны, деятельностью исторических личностей, подвигами героев; места археологических раскопок, экспозиции исторических и краеведческих музеев.
Исторические экскурсии способствуют формированию нравственных качеств личности и распространению исторических знаний. В процессе овладения историческими знаниями формируется историческое мышление личности, способной самостоятельно сопоставлять факты, события прошлого и настоящего, видеть исторические явления в их развитии и взаимосвязи с другими событиями и фактами общественной жизни. Местные памятники сохранившие историческую информацию локального характера конкретизируют исторические события и помогают увидеть общие закономерности исторического процесса.
Одной из форм патриотического воспитания населения являются военно-исторические экскурсии.
По своему содержанию они классифицируются на:
- экскурсии по памятным местам, связанным с борьбой народа за независимость;
- по памятным местам воинской славы («По местам боев в Минском «котле», разгроме французов в 1812 г.);
- по военно-инженерным сооружениям («Брестская крепость»);
- связанные с жизнью и деятельностью отдельного героя («Судьбы опаленные войной»).
Экскурсии на военно-историческую тему могут посвящаться как истории войны или отдельной военной компании, так и конкретному историческому событию или подвигу.
Цель всех этих экскурсий — воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому, истории страны.
Сопоставление прошлого и настоящего в исторических экскурсиях позволяет видеть тенденцию общественного развития и при этом активизирует познавательную активность экскурсантов.
1.2 Техника подготовки исторических экскурсий
Исторические экскурсии имеют следующие особенности: содержание экскурсии содержит достоверные исторические факты, события прошлого и настоящего, связанные между собой; наличие в экскурсии историко-краеведческого материала.
Методика подготовки исторических экскурсий в своей основе сохранила общую для всех экскурсий последовательность различных этапов разработки. Но при разработке исторических экскурсий нужно учитывать специфические требования. Одним из основных этапов разработки исторических экскурсий является подбор исторических фактов, их объяснение, а так же отбор экскурсионных объектов с ним связанных. Экскурсовод должен провести исследовательскую работу, тщательно изучить достаточное количество источников, обеспечивающих достоверность выводов и обобщений. Изучая исторические события, отбирая экскурсионные объекты, составляя текст экскурсии важно иметь в виду, что историческое явление должно быть типичным и отображать историческую связь своего периода; исторический факт должен быть раскрыт в общей цепи исторических фактов и в взаимосвязи с ними.
Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных ...
... услуг. Темой данной курсовой работы является «Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах». Объектами исследования выступают дворцово-усадебные комплексы. Предметом исследования является экскурсионный потенциал историко-культурного наследия старинных усадеб. Искусствовед-историк, доктор ...
Отбор исторических фактов — это начало разработки экскурсии. Факты надо объяснять с определенной позиции, на основе принципов научности, объективности, исторической достоверности, связи с современностью, доходчивости и убедительности. Способы реализации данных принципов в каждой конкретной экскурсии зависят от темы экскурсии и исторического материала, заложенного в объектах и составляющего ее содержание.
В объединении разрозненных исторических фактах важную роль играют логические переходы и портфель экскурсовода. Среди наглядных средств, входящих в портфель экскурсовода, следует выделить карты, схемы, они применяются, если речь идет о масштабных событиях, когда экскурсионные объекты разбросаны по большой территории, и охватить их единым взглядом экскурсанты не могут.
Сопоставление прошлого и настоящего в исторических экскурсиях позволяет видеть тенденцию общественного развития и при этом активизирует познавательную активность экскурсантов. Этому способствуют также принимаемый прием контраста, характерный для исторических экскурсий. Если в качестве объекта выступает культовое здание (церковь, собор), то экскурсовод на конкретных фактах раскрывает роль и значение религии на различных этапах становления государства. При знакомстве с историко-архитектурными объектами — дворцами, дворянскими усадьбами, недостаточно ограничиться рассмотрением их архитектурно-художественной ценности, здесь необходимо рассказать об условиях, в которых они создавались.
Важным требованием методики разработки исторической экскурсии является умение в каждом конкретном случае определить оптимальное соотношение общеисторического и местного материала. Если объекты исторической экскурсии содержат информацию о факте местной истории, то общеисторический материал будет фоном, используемым в рассказе экскурсовода для исторического анализа событий. Если же экскурсионный объект и связанное с ним событие имеет важное значение, то задача экскурсовода будет заключаться в поиске историко-краеведческих фактов, незнакомых экскурсантам.
3 Техника проведения исторических экскурсий
Выбор приема зависит от экскурсионного объекта, значения исторического факта, его места в экскурсии, осведомленности экскурсантов о нем и об историческом объекте. Если объект не является основным, то уместно использовать экскурсионную справку. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.
Методика проведения экскурсии
... подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии; методики проведения экскурсии; - — методики после экскурсионной работы. Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, ...
Наиболее распространенными приемами изложения материала является описание и объяснения.
Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.
Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие о других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап анализа. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др.
Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.
Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.
Прием зрительного монтажа является вариантом методического приема зрительной реконструкции, позволяющим зрительно представить экскурсантам объект, суммируя (монтируя) из отдельных частей, элементов его внешний облик.
Прием локализации событий − это способ показа исторического места, события, явления в соответствии с локальной (местной) обстановкой, в которой они протекали, происходили. Обстановка описывается словами: здесь, на этом месте и т.д. Приему локализации свойственна точность воспроизведения порой в сочетании с приемом реконструкции.
Умелое использование данного приема оказывает на экскурсантов эмоциональное воздействие, вызывая чувство сопричастности показываемому объекту.
Прием локализации событий — связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к тому месту, где произошло событие. В ряде случаев прием локализации событий сочетается с приемом реконструкции.
Прием абстрагирования. Это выделение из целого отдельных частей с целью последующего глубокого наблюдения, что позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы (одна из частей здания — этаж, балкон, крыльцо).
Абстрагирование позволяет экскурсантам « не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, на какие части предмета стоит обратить внимание.
Прием интеграции построен на объединении отдельных частей в единое целое. Действие методического приема интеграции связано с методом синтеза — соединение отдельных частей в единое целое, обобщение разорванных фактов. Этот прием может быть использован при показе архитектурного ансамбля (сначала показывается каждое здание, затем экскурсовод их объединяет, характеризуя ансамбль в целом).
Также часто может быть использован прием цитирования, использование отрывков из художественной литературы оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов. Это вспомогательный прием, который используется с целью постановки проблемы через художественный образ и помогает расширить литературный кругозор экскурсантов. Использование этого приема требует от экскурсовода хорошего знания художественной литературы, умения отбирать произведения с учетом их художественной и познавательной ценности, возможности локализации в данной теме. К таким приемам можно отнести литературный монтаж, чтение отрывка из художественного произведения, пересказ эпизода из книги, использование эпиграфа во вступительной части экскурсии. Для усиления эмоциональной стороны исторической экскурсии можно использовать выступления участников исторических событий, это требует предварительного определения места, времени и продолжительности таких встреч.
Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:
- вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;
- вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы рассматриваются как прием ораторской речи;
- вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. В экскурсии на тему «Валаам — жемчужина Ладоги» экскурсовод рассказывает о том, что «видели» на этом месте растущие валаамские сосны, которым более чем по двести лет. В экскурсии по Московскому Кремлю и Красной площади экскурсовод ссылается на древние Кремлевские башни, стены, которые «видели» многие исторические события. Этот прием помогает экскурсоводу создать картину события. Например, при показе Кирилло-Белозерского монастыря экскурсовод делает ссылку на старые монастырские стены, которые были очевидцами в 1612-1613 гг. штурма обители поляками и литовцами. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.
Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий. Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид (изобразительный).
Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.
Прием соучастия. Задача этого приема — помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.
Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематичность в подаче материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно быть логически последовательным
Часто объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т.е. являются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу помимо исторического анализа приходится давать и искусствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать детали и особенности сооружения. Однако главное внимание все-таки следует уделять историческим событиям, связанным с памятником.
Специфическим в исторической экскурсии является прием ретроспективы. Этим приемом экскурсовод пользуется достаточно часто. Он заключается в праве экскурсовода сделать незначительное отступление от темы с тем, чтобы быстро вернуть экскурсантов к основному логическому стержню рассказа. Необходимость и распространение этого приема обусловлена тем, что экскурсионные объекты не выстроены как музейная экспозиция в соответствии с маршрутом, что на местах остановок могут находиться и другие объекты, не соответствующие теме экскурсии, но находящиеся в поле зрения экскурсантов. Как правило, экскурсанты задают вопросы, касающиеся этих объектов. В этом случае экскурсоводу самому целесообразно дать экскурсионную справку и вернуться к основной теме показа и рассказа. Это исключение из правила обусловлено объективными обстоятельствами.
Как специальный методический прием здесь используются виды движения:
- движение экскурсантов вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения;
- замедленное движение вокруг комплекса объектов;
- при показе объекта в движении рассказ опережает показ;
- движение вокруг объекта с выходом из автобуса, или в автобусе.
Чрезвычайно важную роль в экскурсиях на военно-историческую тему имеет «портфель экскурсовода»: карты, схемы, фотографии, магнитофонные записи, кинофильмы, диафильмы и т.д.
Особое место занимают элементы ритуала при посещении воинских кладбищ, братских могил, а также монументов, где зажжен Вечный Огонь. Здесь необходимо соблюдать определенный порядок осмотра и рассказа. В таких моментах особенно возрастает роль экскурсовода как воспитателя и организатора.
Следует заранее предупредить группу как вести себя у Вечного Огня (особенно если это дети или подростки): соблюдать тишину, не курить, почтить память героев минутой молчания, если позволяют погодные условия, то следует снять головные уборы (мужчины).
У братских могил, или, например, в Хатыни у Вечного Огня, отвести группу на некоторое расстояние и рассказывать, не повышая голоса.
Во многих военно-патриотических экскурсиях показываются мемориалы Великой Отечественной войны. При показе памятников военной истории экскурсоводу следует подчеркнуть их идейно-художественную направленность: высокую гражданственность и гуманизм образов, художественную правду и силу обобщения, вырастающую до символа. Для правильного понимания памятников военной истории современными туристами следует обратить внимание на стремление авторов к документальности, к точному воспроизведению в композиции мемориальных комплексов ландшафтов, оборонительных сооружений, использованию сохранившегося здания или руин, боевой техники и т.п. Это видят экскурсанты в руинах Брестской крепости со следами прямых попаданий снарядов и бомб, в других мемориальных комплексах.
Памятники военной истории позволяют воссоздать на экскурсиях яркие страницы отечественной истории, активно содействуют патриотическому воспитанию. Их использование в туристско-экскурсионных маршрутах вызывает у экскурсантов особого рода сопереживания и размышления, глубоко затрагивая каждого. Они играют огромную воспитательную роль, содействуя формированию нравственных идеалов, прежде всего у подрастающего поколения.
2. Технологическая документация экскурсии «И спросил Дон-Батюшка, а знаете ли Вы?»
2.1 Технологическая карта экскурсии «И спросил Дон-Батюшка, а знаете ли Вы?»
Название экскурсии: «И спросил Дон Батюшка, а знаете ли вы?»
Продолжительность: один академический час
Содержание экскурсии: урок-экскурсия, познавательная, природоведческая
Состав группы: взрослые
Сезонность:с 15 апреля по 15 октыбря
Участки(этапы перемещения по маршруту) |
Места остановок |
Объект показа |
Продолжительность осмотра в минута |
Основное содержание информации |
Указания по организации |
Методические указания |
1.количество рек на территории Донского края |
Просмотр слайдов |
|||||
Логический переход |
||||||
1.Река Дон 2.Современный исток Дона 3.Тезки Дона |
2.Самая крупная река нашей области — Дон 2.1 Название Дон 2.2 Дон Иванович 2.3Современный исток Дона 2.4 Тихий Дон |
Показ слайдов |
||||
Логический переход |
||||||
1.река Калитва 2.река Березовая 3.река Ольховая 4.река Вербовая 5.река Терновая 6.река Грушевка 7.река Рогалик 8.река Богучарка |
3.Реки Ростовской области 3.1Легенда о реке Калитва 3.2Реки от пород деревьев 3.3Реки и озера с интересными названиями |
|||||
Логический переход |
||||||
1.Озеро Маныч 2.Соленое озеро 3.Голубое озеро 4.Озеро Водолей 5.Озеро Круглое 6.Озеро Пеленкино 1.Цимлянское водохранилище 2.Веселовское водохранилище 3.Пролетарское водохранилище 1.Болота 1.Азовское море 2.Таганрогский залив 3.Лукоморье 4.Бугудония 1.Крутояр 1.Минеральные источники |
4.Озера Ростовской области 4.1Озеро Маныч 4.2 Ростов-город озер 4.3 Грязевое озеро Пеленкино 5.Водохранилища 5.1Цимлянское водохранилище 5.2 Веселовское водохранилище 5.3Пролетарское водохранилище 6.Болота 7.Азовское море 7.1Азовское море-самое средиземное море в мире 7.2 Мифы об Азовском море 7.3 Природа Азовского моря 7.4 У лукоморья дуб зеленый 7.5 Бугудония 8.Крутояр 9.Минеральные воды Ростовской области |
|||||
Анимационная программа: викторина |
Цель и задачи экскурсии.
Целью экскурсии является ознакомление экскурсантов сособенностями природы Донского края, знакомство с гидроресурсами Ростовской области. Экологическое, интернациональное и эстетическое воспитание. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Задачами экскурсии является:
- изучение и накопление знаний о водном бассейне Ростовской области;
- знакомство с географическим прошлым рек;
- знакомство с былинами и легендами, связанными с реками;
- моделирование экологического общения с природными объектами;
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Контрольный текст экскурсии
Сидит бабушка за столом, вяжет. Раздается стук в дверь.(приветствие внучки) историческая экскурсия карта
Здравствуй Катенька, здравствуй моя внученька, ой выросла то как! Заходи скорее будем чай пить.
Ну как живешь бабушка, рассказывай.
Да все по-старому, внученька, дом, огород, да куры с петухами. Ты мне лучше о себе расскажи, как учеба, нашла ли жениха красивого?
(про жениха) с учебой все отлично, сессию на пятерки закрыла, и теперь хочу поехать отдохнуть (заграница) подальше отсюда, потому что у нас нет ничего интересного и веселого.
ай-яй-яй внученька, как же ты ошибаешься. Не обязательно ехать так далеко в поисках интересного и веселого.
что ты имеешь в виду, бабушка?
а то, что наша родная Ростовская область не менее интересна, чем этот, как его, с пирамидами?
Египет, бабушка, ну что здесь может быть интересного, только казаки, да Дон.
Как мало ты край родной знаешь, внученька, вот сейчас лето, все хотят купаться, загорать, знаешь ли ты, Катенька о речках наших, о море Азовском, да о Доне-батюшке, где отдохнуть можно и какие тайны они в себе носят?
Ну что-то знаю, нам рассказывали на уроках краеведения и географии.
Так давай же внученька поговорим об этом подробно и расскажем нашим экскурсантам про воды края родного.
Давай, бабушка.
количество рек
В Ростовской области около 5 тыс. мелких рек и водостоков общей протяженностью 16,7 тыс. км. Из них 410 малых рек, длина которых около 10 км, в том числе 149 рек-до 200 км. Большая часть рек приходится на временные водостоки (балки) имеющие сток только весной и иногда во время обильных дождей.
В пределах Ростовской области в бассейне р. Дон протекает 4551 река (из них 165 малых и средних рек суммарной протяженностью 9565 км) основную часть которых представляют реки протяженностью менее 10 км.
Наиболее крупными реками Ростовской области являются р. Дон и его притоки — рр. Сев.Донец, Зап. Маныч, Деркул, Кундрючья, Чир, Сал, Калитва, Быстрая, Тузлов, Бол. Егорлык, притоки Таганрогского залива реки Ея, Миус, Кагальник. Наиболее крупными транзитными реками области являются р.Дон (поступает на территорию Ростовской области на участке Цимлянского водохранилища с территории Волгоградской области), р.Сев.Донец (с территории Украины), р. Западный Маныч (с территории Калмыкии).
- Самая крупная река нашей области-Дон
Дон имея длину 1870 км, занимает четвертое место после Волги, Днепра и Урала.
1Название Дон
Слово «дон» как полагают многие исследователи, осетинское. Древние осетины- это потомки аланов, которые кочевали в начале нашей эры по южно-русским степям. Словом дон они обозначали просто реку без всякого названия. Позднее это слово стало собственным название нашей реки.
2Как назывался Дон в древности?
Первые сведения о Доне относятся к 5 веку до нашей эры. Тогда Дон назывался Амазонией- по воинствующему племени женщин амазонок, которые занимались войнами и охотой. Потом Дон стал именоваться Танаисом. Это название связано с такой легендой.
Танаис, сын амазонки Лизинны и отца Бероса, любил воевать, но с пренебрежением относился к военным талантам женщин. Богиня красоты Венера за такое отношение к женщинам «вдохнула» ему любовь к матери Лизинне. Не вынес Танаис такого жестокого наказания. Его охватило отчаяние и он бросился в реку, которая стала называться его именем.
Теперь название Танаис сохраняет одно из древнейших на Дону поселений близ устья Дона. В нем расположен археологический музей-заповедник.
А знаешь бабушка, и дорогие наши экскурсанты, что также как и наш Дон называются реки в других странах?
3 Тезки Дона
У Дона 5 тезок! Есть Дон во Франции, он впадает в реку, которая несет свои воды в Бискайский залив. Индийский Дон-приток небольшой реки, текущей в Бенгальс кий залив. Дон в Шотландии впадает в Северное море, близ города Абердина. Английский Дон-приток реки Уз, также ткущей в Северное море. На берегу этого Дона стоит город Донкастер. Канадский Дон впадает в озеро Онтарио. Тезками Дона являются также два города-один в Мексике, другой во Вьетнаме.
(отрывок песни дон Иванович)
А почему казаки называют Дон Ивановичем?
5 Дон Иванович
Дело в том что наша река в недалеком прошлом вытекала из Иван-озера,расположенного близ города Новомосковска Тульской области. При Петре 1 у истока Дона возвели обводной канал, и уровень озера понизился. Сейчас на месте озера разлилось Шатское водохранилище, от современного истока отделено железнодорожной насыпью.
А еще Дон называют «тихим» помните: Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон…
4 Тихий Дон
Уклон реки небольшой-всего 10 см на каждый километр и скорость течения не велика-0,5 м/сек. За медленное и спокойное течение народ и дал реке название «тихий Дон».
6 Современный исток Дона
За исток Дона теперь принят маленький ручеек,начинающийся в центральном парке города Новомосковска. Он заключен в каменное ложе. Рядом бетонная стела со старославянской надписью названия реки. Здесь же дамба в виде старинной крепости, у причала которой стоит резное парусное судно. И, как в пушкинской сказке, из волн небольшого водохранилища выходит дядька Черномор со своими богатырями…
Вот видишь сколько мы о Доне вспомнили и рассказали , а ты говорила, Дон, казаки…
Теперь давай вспоминать и рассказывать о других не менее интересных наших речках.
Давай, бабушка.
- Реки
Все реки Рoстовской oбласти oтносятся к бассейну Азовского моря, бoльшинство из них к бассейну главной артерии области — реки Дoн (протяженность 1870 км).
Нa территории Ростовской облaсти протекают судoходные реки, являющиеся значительными притоками Дона: Сaл, Северский Донец и Маныч.
Рeка Сал, протекая по сухой степи, характеризуется извилистым руслом с большим кoличеством меандр, стaриц или лиманов.
Река Мaныч с сoлонцевато-гoрькой вoдой, по которой прoходит услoвная грaница мeжду Еврoпой и Азией, делится на Зaпадный Маныч (течет к Дoну) и Вoсточный Маныч (тeчет к Кaспию).
Судоходный Северский Донец — самый крупный приток Дона. Название река получила из-за того, что текла из Северского княжества, в отличие от истоков Дона, о чём и пишет путешественник XVI века Александр Гваньини: «Есть также другой, малый Танаис, который берёт своё начало в Северском княжестве (поэтому он называется Донец Северский) и выше Азова впадает в большой Танаис».
А левый его приток — река Калитва — до сих пор радует путешественников своей красотой и историей происхождения названия.
А сейчас я расскажу легенду о реке Калитва.
1Легенда о реке Калитва
Все это было незапамятные времена, в ту пору наши Донские степи звались Диким полем. Они и в правду были дикие: ни дорог, ни проезда, одни ковыли да высокие травы. Только и пролегал Нагайский шлях. Хазары, половцы по нему на Русь ходили грабить да убивать. Бывало налетят хазары, но отобьются от них русские люди и погонят вновь в степь. А не отобьются — так беда. Побьют они мужчин, старух, детей, а девушек в полон забирают, и гонят по Нагайскому шляху, что шел к самому Каспийскому морю. Идут девушки-полонянки по шляху, лица у них от солнца, да степного ветра, черные, сами босые, оборванные, голод и холод терпят. Идут, чтобы на чужой стороне вести работу подневольную, жизнь прожить постылую. А красивым да стройным уготовлена другая доля: пополнять гаремы ханские».
О как она была прекрасна, недавно поступившая в гарем хана новая невольница! Гибкая, стройная станом, прекрасная лицом, на котором нежными розами пылали щеки, очерченный строгими линиями маленький рот и коралловые губки звали к мягкому поцелую, а длинные золотистые волосы, заплетенные в косы, скользили, словно змеи, до самого пояса. Но самым привлекательным были голубые глаза. В напряженные минуты они вспыхивали голубыми искрами, выдавая душевные волнения.
Однажды хан пригласил её к себе и задумчиво сказал: «Да, ты уважаешь меня и покорна, но не так, как все. Ты единственная из моих наложниц не можешь забыть своей Родины, хотя живешь в роскоши. Ты одна возбуждаешь во мне непонятную, смутную тревогу… О, если бы я мог раскрыть у тебя, живой, твою прекрасную белую грудь и увидеть твоё сердце! Если б я мог читать твои мысли! Однако, твои поступки открывают понемногу истину».
Мои поступки? О каких поступках говоришь ты, повелитель?
Хан взглянул на неё в упор своими темными, с желтоватыми белками, лукавыми глазами и, затянувшись из кальяна, окутал лицо густым дымом благовонного курева, продолжал: «Почему ты всегда грустна, задумчива, часто плачешь? Или ты не знаешь, что когда женщина задумывается, у неё уже почти готово преступление? Ты всегда одинаково печальна, в твоих грустных голубых глазах я всегда вижу отражение твоей печальной Родины с её тихими озерами, хмурыми лесами и дикими скалами. Скажи, что тяготит твою душу? Что с тобой?»
О, если бы она могла сказать правду, то её первые слова были бы: «Отпусти меня, дай свободу!» Вырваться из неволи, бежать от дикого, необузданного хана, от его ласк, бежать подальше от этого дворца, такова была её постоянная мечта. Но сказать этого она не могла, потому что знала, как преследовали, издевались, стирали с лица земли тех, кто не подчинялся дикой воле хана. Хан был прав — с первой минуты, когда она попала сюда, она не была весела, позорный плен тяготил её, быть может потому, что она не знала рабства и ещё потому, что никто не любил так своей Родины, как она: угрюмой, холодной, бедной. Там все было так созвучно, стройно, так одухотворено и освящено трудом и с таким гордый сознанием своего достоинства, высоко носил там голову человек. В угрюмой неприветливости холодного края люди жили дружно и сплоченно, и всем было тепло и богато. А жить во дворце было тяжело, душно,
Эти раздумья прервал голос хана, который продолжал: «Я ночью видел странный сон, моя любимая, я думаю, он из тех, которые считают вещими. Я видел странную кра¬сивую белую птицу, которая откуда-то взялась и, быстро пролетев надо мной, встретившись за воротами дворца с такой же птицей, устремилась на север. Но я настиг их…» «И-?» — это было произнесено ею тихо и с таким затаенным ужасом. «И убил одну из них», — продолжал хан. Женщина вдруг побледнела и поникла, потом гордо вып¬рямилась, чудные бирюзовые глаза её метали искры.
Уйдя к себе, она как всегда села на ковер и тихо запела грустную песню своей Родины, держа перед собой высеченную из дикого камня человеческую фигурку. В ней, грубо сделанной, была какая-то скрытая мощь, что-то стойкое, непоколебимое, и женщина то крепко прижимала её к своему сердцу, то страстно целовала её. Таковы были люди с её Родины с бирюзовым небом, голубыми озёрами, стройными соснами и елями.
«Она либо волшебница, либо сумасшедшая, — шептал главный евнух, который не раз наблюдал такое — Надо непременно доложить хану».
И вот однажды дворец потрясли шум и крики, поднялось великое смятение, исчезла голубоглазая рабыня. Обысканы были подвалы и чердаки дворца, прибрежный берег моря, но она словно растаяла в воздухе. Много было захвачено людей по подозрению в сообщничестве побегу, дворцовую прислугу пытали, но так ничего не добились. Однако многие утверждали, что каменный человечек ожил, превратился в настоящего, перед взором которого открылись все двери дворца, и увел женщину на берег моря, где поджидали их быстрые кони, сев на которых они устремились на север. Страшно рассердился хан, лишившись своей любимой наложницы, и направил во все концы света всадников в погоню.
День и ночь скачет голубоглазая со своим возлюбленным, вот уже и половина Дикого поля позади, скоро Русь-матушка и любимый север. Но быстрые ханские лошади, стали настигать беглецов. И тогда, улыбнувшись, юноша предложил ей: «Беги моя любимая, я их задержу». Но не согласилась она, стала с болью в душе наблюдать за неравной схваткой. Многие гонцы хана полегли в поле, другие повернули и ускакали прочь. Но и добрый молодец был смертельно ранен, только успел сказать любимой: «Прости, что не довёз». Под высоким деревом она его похоронила, а сама, безутешная, превратилась в чистый прозрачный родник, который побежал по безбрежной Великой степи. Встречая меловые и каменные скалы, перелески, сливаясь с другими ручьями, дав начало реке Калитва.
Говорят, что если будешь у истока реки, вглядись внимательно в родник, и ты увидишь в глубине прекрасную женщину. Легкая как паутина, бледно-зелёная одежда окутывает её гибкий стан, сквозь неё, как цветок водяной лилии, белеет нежное тело, жемчужная сетка едва сдерживает роскошные золотистые кудри, а в глазах вспыхивают тысячи искринок. Так гласит легенда о рождении нашей реки.
Какая красивая легенда и какая девушка, все время тосковала по родному краю, а мы спешим вырваться…
А есть в нашей области, бабушка и дорогие наши экскурсанты реки, получившие свои названия от пород деревьев.
Да ты, что Катенька, и какие деревья дали названия нашим речкам?
2 Реки от пород деревьев
Березовая
Район расположен в северо-восточной части Ростовской области. По территории района протекают реки Березовая и Гнилая. Ландшафт района — южная лесостепь. Почвы представлены чернозёмом южным среднемощным, малогумусным и слабогумусным. Из лесов преобладают дубовые, липовые, сосновые.
Ольховая
Ольховая — река в России, протекает в Ростовской области. Устье реки находится в 133 км по левому берегу реки Калитва. Длина реки составляет 119 км, площадь водосборного бассейна 1480 км².
Протекает в станице Боковской.
Терновая
Название реки произошло от название вида небольших колючих кустарников, тёрна (терновника).
По реке получили своё название следующие объекты: хутор Терновский.
Река протекает и берёт начало на западе Доно-Егорлыкской равнины, у хутора Дудукалова <#»668779.files/image001.gif»>
Наименование объекта: Озеро Маныч-гудило;
На чьей территории расположен объект: Угодье расположено на территории двух субъектов Федерации: западная часть — Пролетарское водохранилище — в Ростовской области, восточная — оз.Маныч-Гудило — в республике Калмыкия, в пределах орнитологического филиала государственного заповедника «Черные земли»
Описание объекта: Протяженность озера более 150 км в длину, и до 10-15 км (в некоторых местах) в ширину; его глубина — 4 м и более;
Охрана объекта:Внесено в перечень объектов международной Рамсарской конвенции об охране водно-болотных угодий.
.05.13 Велько Е.В, студент СКС-Г33
Наименование объекта: Исток реки Дон;
На чьей территории расположен: Исток Дона расположен в северной части Средне-Русской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря в черте города Новомосковска;
Место нахождения объекта: Официально принято считать истоком Дона ручей в детском парке, где и установлен архитектурный комплекс «Исток Дона»;
Описание объекта: Исток Дона заключен в каменное ложе, рядом бетонная стела со старославянской надписью названия реки. Здесь же дамба в виде старинной крепости, у причала которой стоит резное парусное судно;
.05.13 Велько Е.В., студент СКС-Г33
Наименование объекта: Таганрогский залив;
События связанные с объектом: Таганрогский залив ассоциируется с пушкинским сказочным Лукоморьем. Здесь когда-то был расположен легендарный дуб, вокруг которого по златой цепи ходил кот ученый. В 2002 году неизвестные вандалы спалили дуб. То, что уцелело от дерева-долгожителя, пришлось спилить;
На чьей территории расположен: Таганро́гский зали́в расположен в северо-восточной части Азовского моря;
Описание объекта: Таганрогский залив отделён от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 140 км, ширина у входа 31 км. Средняя глубина залива составляет 4,9 м, объём 25 км³. Площадь Таганрогского залива 5600 км².
.05.13 Велько Е.В., студент СКС-Г33
Наименование объекта: Весёловское водохранилище;
На чьей территории расположен: Расположено в 65 км на восток и юго-восток от г.Ростова, в западной части долины р.Маныч. Границы водно-болотного угодья совпадают с границей водоохранной зоны
Описание объекта: Веселовское водохранилище имеет объем — 1095 миллионов кубических метров.
Охрана объекта: Весь водоём и окрестные земли закреплены за охотничьими хозяйствами. Западная, наиболее ценная часть Веселовского водохранилища находится в ведении Ростовского госохотхозяйства с хорошо организованной охраной, здесь располагаются основные места воспроизводства серого гуся, лысухи, колонии голенастых, концентрируются во время миграций и зимовок гусеобразные. Охотничья нагрузка невелика;
.05.13 Велько Е.В., студент СКС-Г33