Туризм в Азербайджане

Курсовая работа

5. Особенности этнокультурных ситуаций

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые знакомы нам сейчас. Много веков понадобилось для их формирования, и много событий, как положительных, так и отрицательных, стало причиной их возникновения. В азербайджанских традициях нашли отражение и различные религиозные мировоззрения людей, особенность их менталитета, влияние других культур. Многие из традиций в 20 веке централизованное правительство республики пыталось искоренить, но никогда и ни у кого не получится уничтожить в человеке то, что является частью его. Именно поэтому многие древние азербайджанские традиции живы до сих пор.

Новруз Байрам

История его празднования началась еще во времена зороастризма, когда люди поклонялись силам природы, солнцу и огню. По сути, Навруз — не религиозный праздник, а день весеннего равноденствия, символизирующий обновление природы. По мнению ученых, история праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне весенний Новый год отмечался 21 дня месяца нисана (март-апрель).

Праздник продолжался 12 дней, причем к каждому из дней были приурочены свои ритуалы, обряды, представления и многие другие развлечения. В советское время, однако, празднование Навруза было отменено, а тех, кто его все же справлял — преследовали власти. Но даже несмотря на это, азербайджанские семьи бережно хранили весенние традиции, что позволило в нужное время их возродить.

Этот восточный праздник традиционно ассоциируется с приходом весны, началом сельскохозяйственных работ, обновлением природы и наступлением теплых дней. Это время года всегда играло огромную роль в жизни людей, что, в принципе, стало причиной возникновения множества обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающую природу.

Чай в частности — это не просто национальный напиток, это предмет, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и принимает непосредственное участие во всех сопутствующих ему мероприятиях. Будь то помолвка, свадьба, рождение, похороны, празднества и просто спокойный умиротворенный отдых — всегда непременным и желанным участником является чай.

4 стр., 1688 слов

Роль народных традиций и фольклора в воспитании подрастающего ...

... за сохранение и развитие национальной культуры, народных традиций. В октябре 2010 года председатель Государственного собрания Республики Марий Эл Минаков Ю.А. вручил ... и др.). Традиции в работах перечисленных ученых преимущественно рассматриваются и как механизм наследования, и, одновременно, как содержание этого наследия, механизм передачи и ее природа. Большое значение в характеристике традиций и ...

В Азербайджане этот ритуальный напиток пьют из стаканчиков, имеющих особую грушевидную форму — верх и низ у них зауженные, а «талия» узкая. Называются они также по особому — «армуды», что собственно и переводится как «грушевидный». Относительно того, почему стаканы имеют именно такую форму, вариантов существует много. Одни говорят, что их, якобы, удобно держать в руках, другие предпочитают более эстетическое объяснение — мол, напоминают женскую фигуру и т.д. Но на самом же деле, все довольно просто. Дело в том, что в нижней части стакана чай остывает медленнее, чем в верхней. И таким образом температура остатков чая на дне стакана такая же, как и в самом начале чаепития. В этом смысле армуды являются поистине чудом древнего азербайджанского дизайна: красивая форма обусловлена функциональностью.

Обычаи гостеприимства (гонагпэрэстлиг, гоногпэрвэлик), имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.

Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало.

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.

Азербайджанская кухня — национальная кухня азербайджанского народа, являющейся также кухней народов Азербайджана. По мнению азербайджанского кулинара Таира, азербайджанская кухня одна из самых разнообразных. Основные компоненты кухни определяются природными условиями страны: горный и субтропический климат обусловили широкое распространение в азербайджанской кухне баранины, птицы, речной и морской (каспийской) рыбы, а также фруктов и овощей . Широкое распространение получили разнообразная зелень, специи и приправы: корица, гвоздика, петрушка, кресс-салат (вазари), зеленый и черный рейхан (базилик), укроп, горький и душистый перец, тмин, кинза, мята, шафран, сумах и т. д. Широкое распространение в азербайджанской кухне получили шашлыки и блюда в тандире. Имеются различные напитки, сладости. Отличительная особенность азербайжданской кухни — использование баранины для приготовления различных блюд. Гораздо в меньшей степени азербайджанцы потребляют говядину, птицу, рыбу. На формирование азербайджанской кухни оказали влияния требования Ислама- в результате традиционно не представлены в ней блюда из свинины и блюда, содержащие алкоголь. Другая особенность азербайджанской кулинарии — острый вкус и неповторимый аромат, которые придают блюдам всевозможные специи и зелень: горький и душистый перец, базилик, корица, гвоздика, укроп, петрушка, кинза, мята, тмин и многие другие. Особо стоит остановиться на шафране и сумахе.

25 стр., 12026 слов

Кухня народов кавказа особенности и продвижение в гастрономическом туризме

... кухня, как и другие национальные особенности армянского народа, сохранила свои типичные черты. Традиционность и преемственность армянской кулинарии проявляются весьма многообразно - в использовании старинной кухонной техники и в технологии приготовления блюд, и в составе пищевого сырья, и в ...

Первый из них является непременным компонентом для приготовления многочисленных пловов. Сумах, как правило, подается к различным мясным блюдам. Широко использует азербайджанская кулинария овощи (помидоры, огурцы, баклажаны и другие), фрукты (яблоки, груши, айву, апельсины, лимоны), косточковые (сливы, алычу, абрикосы, персики).

Также имеются различные виды долмы из баклажанов, помидоров и перца.

Некоторые блюда азербайджанской кухни готовятся в специальной посуде. Например, суп пити — в питишницах, пловы — в казанах, особых котлах с утолщённым дном и специальными крышками, в которых помещаются раскалённые угли, для того чтобы плов «упревал» равномерно. Для особого вида мясного ассорти — саджа — используют одноимённую сковороду с установленной под ней крохотной жаровней.[2] Для приготовления кебаба и люля-кебаба используют различные шпажки, для первых блюд — чашки — каса, для тушения мяса — тас — небольшие

Обычаи и нравы Азербайджана

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах женщинам стоит избегать излишне открытой или обтягивающей одежды и мини-юбок, а мужчинам — шорт или маек без рукавов. При этом опрятность в одежде здесь очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы), но в отличие от многих близлежащих исламских государств, никакого фанатизма к мечетям и гробницам святых нет, для многих местных жителей это объекты искреннего уважения и почитания, но не более того. Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В этой, в общем-то небогатой, стране, принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет — желание гостя — закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай, затем вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем — сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Религия в Азербайджане.

Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.

Психологические особенности внутрисемейных отношений в азербайджанской семье

Особенности этнопсихологии в семье в Азербайджане

Семья обладает такой системой передачи социальной информации, которая позволяет ребенку осваивать ее с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой. Компоненты этой системы — и родительская любовь, и безграничное доверие ребенка к родителям, и общий психологический климат семьи, и ее представительность как своего рода микромодели общества. Именно благодаря всему этому семья — идеальное « опосредствующее звено», обеспечивающее безболезненную, органическую интегра­цию ребенка в большой, сложный и противоречивый мир общественных отношений. В азербайджанском понимании счастье семьи соизмеримо с уровнем воспитания выросших в ней детей.

Обычно азербайджанцы называют семью «домом»: «Как дела дома?», «Передай привет домашним», «Пусть ваш дом будет всегда благоустроенным!», «Дай бог, чтобы у тебя был свой дом!».

Азербайджанская мифология — комплекс воззрений, верований и культов азербайджанцев

По своей содержательной структуре азербайджанские мифы исходят из единого античного начала. Среди персонажей азербайджанской мифологии не только циклопы (тепегёз), дэвы, драконы и прочие волшебные образы мифических и полумифических сил. В этой мифологической системе чрезвычайно активны такие мифические единства как Земля-Небо, Море-Гора, Вода-Огонь, Человек-Зверь, Дерево-Цветок, Ветерь-Сель. Сюжет, которые связаны с этими единствами, созданы на различных этапах общественного развития и несут в себе особенности и признаки развития самого народа

Агач киши (дух)

Агач киши («меша адам», буквально «человек дерева» или «лесной человек») — персонаж балкарской и азербайджанской мифологии. В мифах балкарцев и азербайджанцев духи, живущие в горных лесах. Их представляли в образе волосатых существ обоих полов, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик с резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи агач киши наведываются под покровом ночи в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду. По мнению некоторых исследователей, образ Агач Киши является вариантом легенды о «снежном человеке».

Гюль-ябани (дух)

Гюль-ябани («пустынный демон») — злой дух в мифах турок, азербайджанцев, киргизов, таджиков. Обитает в степях и на кладбищах. В переводе с арабского «гуль» означает — «чудовище-демон», а «ябан» — от персидского «пустыня».

По поверьям турок и азербайджанцев основным занятием гюль-ябани было пугать припозднившихся ночных путников. При этом злой дух имел черты оборотня а по ночам любил ездить на лошади, запутывая ей гриву. Согласно легендам, если в ворот одежды гюль-ябани воткнуть иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека. Но при этом что все приказы хозяина он будет выполнять наоборот. В западных регионах Азербайджана гюль-ябани часто отождествляли с вредоносным духом воды ардов.

Национальный Герой Азербайджана — высшая степень отличия Азербайжана, учреждённая 15 июля 1992 года. Звание присваивается за выдающиеся заслуги общенационального значения в Азербайджане в защиту и укрепление государственной системы и создания значимых национальных ценностей (изначально «за исключительные заслуги перед народом и подвиги во имя независимости и прогресса Азербайджанской Республики»).

6. Материально-технические ресурсы туриндустрии, определение ведущей группы туристских ресурсов

Туризм в Азербайджане — это одна из отраслей экономики, которая стремительно развивается в последние годы. Сравнительно небольшая по территории «страна огней», расположена на стыке Европы и Азии, что делает её очень привлекательным для развития туристического бизнеса. Из 11 существующих климатических зон нашей планеты, 9 представлены на территории Азербайджана, начиная от субтропиков и заканчивая высокогорными альпийскими лугами.

Вместе с тем, несмотря на большую диаспору азербайджанцев в России, туризм из России в Азербайджан практически равен нулю, исключая поездки российских азербайджанцев на историческую Родину.

Туристы

В 2008 году количество туристов, посетивших Азербайджан составило более 1 млн. 400 тыс. человек (В основном туристы из Европы, Азии, Северной Америки, и т.д.

Таблица 1. Количество туристов в Азербайджане за период 2006-2011г.

Год

Количество туристов (чел.)

2006

900.000

2007

1.100.000

2008

1.400.000

2009

1.000.988

2010

1.850.000

2011

2.239.000