Грузия. Культура Грузии

Курсовая работа
Содержание скрыть

Грузия – это удивительная страна, в которой пересекаются разные культуры, традиции и религии. В этой стране любой турист может найти то, что ему нравится больше всего – заснеженные вершины, субтропическое побережье Черного моря с кипарисами, пихтами и пальмами, уникальные минеральные источники и бальнеологические курорты, захватывающие пейзажи с красивейшей природой, древние крепости, а также очень вкусную кухню.

Грузия расположена на Кавказе на пересечении Западной Азии и Восточной Европы. На севере Грузия граничит с Россией, на юге – с Арменией и Турцией, а на юго-востоке – с Азербайджаном. На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Общая площадь этой страны – 69 700 кв. км., а общая длина государственной границы – 1 461 км.

На севере Грузии находится горная цепь Большой Кавказский хребет. В Грузии есть три горы, высота которых превышает 5 тысяч метров – Шхара (5 068 м), Джангитау (5 059 м), Казбек (5 033 м).

На западе страны находится равнина Колхида.

По территории Грузии протекает много красивых рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км) и Чорохи (438 км).

Столица

Столицей Грузии является Тбилиси, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки утверждают, что поселение людей на территории современного Тбилиси существовало еще 5 тыс. лет назад.

Официальный язык Грузии

Официальный язык в Грузии — грузинский, относящийся к картвельской языковой семье.

Религия

Около 84% населения Грузии – православные христиане, принадлежащие к Грузинской православной церкви, а еще 9% грузин считают себя мусульманами (шиитами).

Государственное устройство Грузии

Согласно действующей Конституции 1995 года, Грузия – это президентская республика. Ее глава – Президент, избираемый народом на 5 лет.

В Грузии законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (150 депутатов).

Члены Парламента избираются на 4-летний срок.

Основные политические партии в Грузии – «Единое национальное движение», «Грузинская мечта – демократическая Грузия», «Консервативная партия», «Республиканская партия», «Наша Грузия – свободные демократы».

Климат и погода

Климат в Грузии очень разнообразен. Условно эту страну можно разделить на две климатические зоны – Восток и Запад. Большой Кавказский хребет защищает Грузию от холодного ветра с севера, а горная система Малый Кавказ – с юга.

38 стр., 18501 слов

Современное состояние и перспективы развития культурно-познавательного ...

... исследования: охарактеризовать теоретические основы развития культурно-познавательного туризма провести анализ культурного потенциала района Кавказских Минеральных Водах. разработать рекомендации по использованию объектов культурного наследия в системе культурно-познавательного туризма на Кавказских Минеральных Водах. Объект исследования ...

Большая часть Западной Грузии (Батуми) находится в субтропическом влажном климате. Самым влажным регионом в Грузии является Аджарии, где ежегодно выпадает в среднем 5 500 мм осадков.

В Восточной Грузии климат переходный от влажного субтропического к континентальному. Погода в этом регионе находится под влиянием воздуха с Каспийского и Черного морей. Ежегодно здесь выпадает 400 — 1 600 мм осадков.

Среднегодовая температура воздуха в Тбилиси составляет +13,3С. В июле и августе средняя температура воздуха в Грузии равняется +31С, а в январе — -2С.

Море в Грузии

На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Береговая линия составляет 310 км. Большая часть побережья Черного моря в Грузии является курортной зоной.

Реки и озера

По территории Грузии протекает много рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км), Чорохи (438 км) и Алазани (351 км).

Что же касается озер в Грузии, то из них самые большие – Паравани, Карцахи и Палеостоми.

История Грузии

История Грузии является бесконечной чередой войн, восстаний и революций. Территория, на которой расположена Грузия (между Черным и Каспийским морями), на протяжении многих веков привлекала разных завоевателей. Грузия всегда была вовлечена в сферу экономических и политических интересов больших государств. Грузия является относительно молодым государством, сформировавшимся в X веке, однако ее история началась задолго до этого….

История грузинской государственности начинается с появления Колхиды и Иберийского царства. Так. Колхида была образована в VI веке н.э.

В X веке царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство. Оно достигло своего расцвета в XII веке во времена правления царя Давида Строителя. В XIII веке в Грузию вторглись татаро-монголы, а в XV веке – войска Тимура.

В XVIII-XIX веках Грузия постепенно входит в состав Российской империи. Но только в 1870-х годах из Грузии были окончательно изгнаны войска Османской империи.

В 1918 году Грузия вошла в состав Закавказской Демократической Федеративной Республики, а в 1936 году – в состав СССР.

Независимость Грузии была провозглашена в 1991 году. В 1992 году Грузия стала членом ООН.

Культура

На протяжении многих веков виноделие было не только основой экономического богатства Грузии, но и частью ее духовной культуры. Вино для грузин это не просто напиток. Вино в Грузии больше похоже на религию. Виноградная лоза часто упоминается в грузинских легендах и песнях.

В Грузии очень сильны традиции гостеприимства. Раньше в грузинских домах были даже специальные комнаты для гостей (или отдельные дома), куда мог войти любой гость, поесть и переночевать там.

Каждый грузинский праздник должен идти в определенном порядке. За этим следит специальный человек – тамада. Согласно традициям, тамадой должен быть сам хозяин дома или его должны выбрать из числа самых уважаемых гостей.

Грузинские традиции, а также грузинское гостеприимство отражается в свадебных обычаях. На грузинскую свадьбу нужно приглашать много гостей (иногда их количество достигает нескольких сотен).

Отказаться прийти на свадьбу – значит нанести оскорбление пригласившей стороне, и из-за этого может начаться кровная вражда.

14 стр., 6667 слов

Особенности культурного развития Грузии

... века эти три государства были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). В 1936 году эта федерация была распущена. С этого момента образовалась Грузинская Советская Социалистическая Республика. В 1990 году в Грузии ... важную роль в формировании государства. Малая распространённость мореходства и морского промысла древней и средневековой Грузии объясняется ...

Кухня Грузии

Возможно, некоторые туристы, побывавшие в Грузии, скажут, что самая главная ее достопримечательность – местная грузинская кухня. Традиционное грузинское застолье является неотъемлемым элементом культуры Грузии.

Грузины любят и умеют готовить мясо. Такие блюда, как шашлык, «цыплята табака», чихиртма и чахохбили уже давно завоевали себе популярность в самых разных странах мира.

Отличительная особенность грузинской кухни – большое количество соусов. Одно и то же блюдо в Грузии могут поддать с разными соусами, и оно будет отличаться не только по внешнему виду, но также по вкусу и аромату. Соусы в Грузии делают из ягод, фруктов, помидор, граната, ежевики, барбариса, которые варят, а затем смешивают с уксусом и специями.

Еще одна отличительная особенность грузинской кухни – обилие сыров. Каждая область в Грузии может похвастаться своим традиционным видом сыра. Самые известные сорта сыра – «Сулугуни», «Кобийский» и «Чанах».

Для приготовления блюд грузины часто используют орехи – миндаль, фундук и грецкие орехи.

Очень важный элемент грузинской кухни – специи. Они используются для приготовления завтрака, обеда и ужина. Самые популярные специи (в зависимости от сезона) петрушка, укроп, черемша, мята, базилик, чабер, эстрагон и др.

На грузинском столе рядом с мясом всегда обязательно должны быть овощи и зелень. Большинство овощных блюд готовят из баклажанов, фасоли, капусты, свеклы и помидоров. Так, в грузинской кухне есть несколько десятков блюд из баклажанов.

Очень популярны в Грузии супы, которые могут быть мясными, вегетарианскими и молочными. Суп в Грузии варят обычно без овощей, и, обязательно, приправляя соусом с мукой или яйцами.

Вместо хлеба в Грузии употребляют «гоми», очень густую кукурузную кашу, а также «шоти» (белый квасной хлеб) и «мчади» (кукурузные лепешки»).

Грузинское застолье нельзя представить без вина. Грузинские вина известны во многих странах мира. Самые популярные грузинские вина – «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави», «Твиши» и «Цинандали».

Достопримечательности Грузии

По официальным данным, в Грузии сейчас насчитывается более 10 тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. В Топ-10 лучших грузинских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Кафедральный собор Светицховели в Мцхете
  2. Сионский кафедральный собор в Тбилиси
  3. Церковь Св. Марии в Тбилиси
  4. Цитадель Греми на реке Инцоба
  5. Монастырь Шио-Мгвиме
  6. Церковь Джвари в Мцхете
  7. Крепость Ананури
  8. Женский монастырь Ахали Шуамта
  9. Крепость Хертвиси
  10. Женский монастырь Самтавро

Города и курорты

Самые большие грузинские города – Батуми, Рустави, Кутаиси, Зугдиди, Поти, Гори, и, конечно же, Тбилиси.

На побережье Черного моря в Грузии находится несколько отличных пляжных курортов – Батуми, Зеленый Мыс, Михинджаури, Орд, Кобулетти, Цихисдзири, Уреки. Лучшие грузинские пляжи находятся в Аджарии, которая расположена в субтропическом влажном климате. Практически вся береговая линия Аджарии представляет собой прекрасный длинный пляж, на берегу которого растут пальмы, пихты и кипарисы.

15 стр., 7247 слов

Туристско-краеведческая характеристика Грузии

... и полуостровов на протяжении всего Черноморского побережья Грузии (308 км). Цель данной курсовой работы - дать туристско - краеведческую характеристику Грузии, определить наличие туристских ресурсов в данном регионе и развитие ... и небольшими годовыми амплитудами температур. Здесь вегетация многих растений длится круглый год. На большой части Колхиды средняя температура января 4--7°, а июля ...

Грузия знаменита не только своими пляжами, но и бальнеологическими курортами. На сегодняшний день в Грузии существует около 2 тыс. термальных и минеральных источников. Причем более 20 из них – это большие минеральные источники (как в Боржоми).

Самые известные бальнеологические грузинские курорты – Боржоми, Цихисдзири, Цхалтубо, Мухури, Бешуми, Абастумани, Шови, Зекари.

Грузию нельзя представить без горнолыжных курортов. Самые известные из них — Бакуриани, Гудаури, Бахмаро. Сезон катания на лыжах в Грузии продолжается, как правило, с декабря по апрель.

Сувениры/покупки

Туристы из Грузии обычно привозят изделия народного творчество, рог для вина, платки, иконы, грузинский сыр, грузинское вино, чурчхелу, специи (хмели-сунели, кинза, имеретинский шафран), соусы (аджика, ткемали).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История Грузии

Грузия — название региона и современного государства в Закавказье, на побережье Чёрного моря, на южных склонах Главного Кавказского Хребта. Основным населением Грузии являются картвелы, народ европеоидной расы.

История Грузии охватывает длительный период времени, начиная с памятников Аббевильской Культуры и кончая событиями современности. Наряду с регионами Кавказа, Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации и считается местом зарождения металлургии. Первым в истории Грузии союзом племён, а позднее государством стало Диаоха, упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э.

Золотой век Грузии пришёлся на период между началом XI и началом XIII веков. Пиком расцвета стало время правления царицы Тамары, прозванной Великой (1184—1210).

При её царствовании Грузия достигла наибольшего расцвета, был написан шедевр грузинской литературы — поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».. В течение длительного периода после Золотого века Грузия была под монгольским, персидским и турецким владычеством, лишь периодически обретая независимость. В результате нашествий единое грузинское царство распалось на Картли, Кахети, Имерети и Самцхе-Саатабаго. Из-за усиления феодалов Имеретинское царство потеряло контроль над Мегрельским и Гурийскими княжествами, а также над Абхазией.

Постепенное возрождение Грузии началось после объединения Картли и Кахети. В 1783 году между Россией и Грузией был подписан Георгиевский трактат. В период с 1801 по 1864 годы грузинские царства и княжества вошли в состав Российской империи, в составе которой пробыли до 1918 года, когда было образовано первое грузинское демократическое государство — Грузинская Демократическая Республика. 25 февраля 1921 года Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована частями красной армии. В марте 1991 года Верховный Совет Грузии принял декларацию независимости. 31 июля 1992 года Грузия стала полноправным членом Организации Объединённых Наций.

2. Символы государства

Нынешний флаг принят в 2004 году, специальным «Законом о Флаге». На второй странице этого закона даётся схема флага с указанием его пропорций. Отношение длины к ширине — 3:2. Ширина креста равна 1/5 ширины полотнища.

3 стр., 1364 слов

Туристско-краеведческая характеристика Грузии

... естественного и механического движения населения Грузии в 2005 году. На основании совместной работы международных и грузинских экспертов выяснилось, что по состоянию ... в Тбилиси. Остановка в гостинице. Отправление в Боржоми. Посещение Боржомского заповедника. Время экскурсии 2 часа. Боржомский заповедник, в пределах Аджаро-Имеретинского хр. и его отрогов, в Груз. ССР. Образован в 1935, в современных ...

Герб Грузии является государственным символом Грузии. Современный герб принят 1 октября 2004 года. Он представляет собой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии — Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Щит увенчан золотой короной, держат его два золотых льва. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Частично герб основан на средневековом гербе грузинского царского дома Багратионов (Багратиони).

В период существования Грузинской Демократической Республики герб представлял собой семиконечную звезду, обрамлённую золотистым орнаментом. В центре располагался грузинский щит с изображением Святого Георгия на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит готовое к бою золотое копьё с серебряным наконечником, а в левой — щит (на локте, с левого бока коня).

Прямо над головой Святого Георгия сияет восьмиконечная золотая звезда; слева от звезды — месяц, а справа — солнце. Ниже месяца и солнца расположены ещё по две восьмиконечные звезды. Конь опирается задними ногами на горную вершину. Автор герба — известный русский художник Евгений Лансере (с 1922 года — профессор Академии художеств Грузии).

После восстановления независимости в 1991 году герб 1918 года был принят заново. После входа Красной армии в Грузию 28 февраля 1922 года декретом Ревкома ГССР был принят новый герб. Герб Грузинской ССР состоял из круглого красного поля, в верхней части которого изображена светящаяся пятиконечная звезда с простирающимися по всему полю лучами. Внизу — снежный хребет голубого цвета. На правой стороне — золотые колосья и на левой — золотые лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Большую часть середины занимает изображение золотого серпа и молота, которые упираются в светящуюся звезду, внизу — в вершину хребта, а по бокам — в колосья и лозы. Вокруг поля помещена надпись на грузинском, абхазском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб ГССР был окаймлён узором из орнаментов в грузинском стиле.

3. Особенности искусства и культуры Грузии

3.1 Архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX ВВ., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Базилика Анчисхати

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V — VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика. Известен ряд ранних грузинских базилик:

4 стр., 1793 слов

Интересный тур по Грузии

... Самые посещаемые города Грузии –Батуми и Тбилиси. Тбилиси. Город расположен в Тбилисской котловине, вдоль ... гостиница Зубалашвили (ныне Музей искусств Грузинской ССР, 1835)]. В конце 19 - начале ... обеспечивает условия для лучшей организации работы туроператора, экскурсовода с клиентами, облегчает ... Для дальнейшего развития культурно-познавательного туризма, важное значение имеет принцип планирования ...

Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион, постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с более кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Вид на крепость Греми

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Купольные перекрытия видимо опираются отчасти на местные традиции зодчества Закавказья. Строения созданные в это время отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в Дзвели-Гавази в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), построенный в 590-604 годах. Архитектором его возможно был Микел Тхеди. Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVII века.

3.2 Скульптура

«Мать Картли» — монумент в столице Грузии, городе Тбилиси, ставший одним из символов Тбилиси. Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый. За скульптуру Мать Картли Элгуджа Амашукели был удостоен в 1965 году Государственной премией Грузинской ССР им. ш. Руставели.

Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Батуми постепенно все больше и больше усовершенствуется, становится красивым разными зданиями и статуями. Один из них как раз и есть та статуя, которую называют «LOVE». Ее автор грузинка художник/скульптор Тамара Квеситадзе. Статуя представляет собой фигуры женщины и мужчины. Они стремятся друг к другу, в течение 8-10 минут они двигаются очень оригинально и красиво. А в конце они сливаются так, что как будь то одна целая статуя. Согласно источникам музой статуя стала известный роман Kurban Said-a «Али и Нино» (роман описывает любовную историю грузинской девушки Нино и Муслима юноши Али).

Работа сначала была представлена в Венеции а потом в Лондоне. Несколько лет назад грузинский народ про эту статую узнал от передачи Р. S. (аналитическое ток шоу на канале Рустави2), но тогда ни кто не мог представить что статуя будет установлена в Батуми.

3.3 Живопись

Благодаря сохранившимся росписям VII — XIII веков в Атенском Сионе, Бетании, Гелатском монастыре и Кинцвиси теперь достоверно известно о культурной славе средневековых художников Грузии. На весь мир известны имена великих художников, внесших огромный вклад в культуру Грузии: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани, Давид Какабадзе, Корнелий Санадзе, Симон Вирсаладзе, Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Екатерина Багдавадзе, Сергей Кобуладзе и Гиго Габашвили. Искусство Грузии настолько изящно, что с особым изыском и утонченностью сочетает в себе грузинские традиции и европейскую школу. Недаром грузинские скульпторы Зураб Церетели, Элгуджа Амашукели и Очиаури Ираклий внесли значительный вклад не только в культуру Грузии, но и в мировое наследие.

15 стр., 7208 слов

Культура Древней Греции

... Критяне славились судостроением и мореходством. Они знали секреты каменного зодчества, создали свою письменность и декоративное искусство. Религия. Значительную роль в культуре Крита играла религия, ... до н.э.) Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта. Ранняя ...

Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.

Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV — III тысячелетиях до н. Э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XIХII! веках.

Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.

С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.

В XVIII-XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).

В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.

21 стр., 10021 слов

Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального ...

... национального достояния». В принятом в 1996 г. Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» записано: «Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное ... искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века. Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в ...

4. Особенности женского и мужского костюма данного периода

Законодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси.

Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабалзе и Н. Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин.

В одежде этой, как роскошной и изысканной для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду.

Национальная одежда в Грузии была широко распространена вплоть до конца XIX- начала ХХ вв.

4.1 Мужской костюм

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи перанги, сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов шеидиши, широких верхних штанов шарвали из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов.

Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахал охи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ременным поясом с серебряной чеканкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья.

Парадной одеждой дворян была куладжа — короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор — высокая каракулевая папаха.

В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу — курки, вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в

непогоду была войлочная бурка — набади. В качестве головного убора ¬высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника — коши, мягкую обувь без каблука — мести и туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги — цаги, украшенные драгоценными камнями, с острыми носами на эластичной подошве.

Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи — каламани и голенища из грубой домотканой шерсти.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались при обрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный.

Кинжалы могли быть выполнены из стали, мельхиора, серебра и даже из золота. Почти всегда были отделаны богатой инкрустацией.

Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе помимо кинжала шашку, саблю и пистолет. Оружие служило не только в качестве украшения, но часто применялось и по своему прямому назначению.

15 стр., 7346 слов

Винная культура как потенциал развития туризма

... какой-либо страны. Если Вы один из почитателей кулинарного искусства, и знаток виноделия. Идеи винного туризма очень просты: пробовать вино только в местах его производства, ... познавательную ценность. С этой точки зрения винная культура может рассматриваться как основание для специфического вида туризма. В профессиональной лексике винный туризм носит название «энотуризм», который является ...

Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахети и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт.

В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне.

В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.

Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вышиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки -каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове — упомянутая выше шапочка-подшлемник или же косматая пастушеская папаха.

Имеретинцы покрывали голову папанаки — круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами.

В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды.

Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореадора; обтягивающие брюки, заправленные в плотно облегающие ногу мягкие сапоги. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских кинто (торговцев): архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Часто носили сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука.

Ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто.

Вся их одежда — чоха, архалук, шаровары, папаха — обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели «носящий черную чоху»).

Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха — чем не красавец-мужчина?

4.2 Женский костюм

Не менее своеобразна была женская одежда. Стянутое в талии длинное платье — карту ли, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом, с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступней. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола.

Головной убор состоял из лечаки — треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи — тонкого валика из шелка и ваты и чихта — обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда — только глаза.

Лечаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из- под лечаки выпускались букли волос, причем один конец лечаки свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду — катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Знать носила коши — туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх острыми носами из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи — каламани.

Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски.

Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Покрой свадебного платья оставался прежним, но он отличался отделкой и был белым. К праздничному платью пришивали серебряные с позолотой и аппликацию. В качестве свадебного головного убора одевали бархатную шапочку, покрытую легким ажурным платком.

Заключение

С незапамятных времен Грузия была источником культуры, науки, теософии, философии, поэзии и искусства целого региона. Хотя ближайшие к Грузии соседи были Турция и Персидское царство, грузинскому государству ближе по духу была Европа. Недаром XIX век был ознаменован существенным подъемом культуры Грузии, появлением богатой грузинской литературы и развитием науки.

Грузия страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой про стираются в глубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.

Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразил ось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций учений и т.д. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.

Период XI — ХН вв. — это Эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в эти средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство. Особенно ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.

Подобные документы

Грузинское гостеприимство как одна из традиций страны. Самый известный, романтичный и знаменитый обычай свадьбы — похищение невесты. Приемы и особенности мужского и женского танца. Национальная одежда и кухня Грузии. Анализ значения музыки в жизни грузин.

практическая работа , добавлен 19.01.2015

Социокультурные реквизиты современного общества. Этнолингвистическое разнообразие и относительная локализация народов кавказского региона. Сочетание элементов разных типов культур на Северном Кавказе. Сохранение культа старейшин, традиции гостеприимства.

реферат , добавлен 21.06.2016

История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца «Эриссини», грузинские полифонические мелодии.

реферат , добавлен 12.07.2010

Художественные искания, образы массовой культуры и философские поиски в культуре. Направления искусства: абстракционизм, сюрреализм, авангардизм, поп-арт, кинетическое искусство, перформанс. Устойчивые художественные признаки форм современного искусства.

реферат , добавлен 09.03.2017

Проблема современного кризиса культуры и его причины. Сущность современного понимания культуры. Материальная, социальная и духовная культура. Информатизация общества. Распространение нигилизма. Средства и пути преодоления современного кризиса культуры.

реферат , добавлен 03.12.2008

Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства. Система финансирования и отношения собственности в сфере культуры и искусства. Анализ системы хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры и искусства г. Тюмени.

курсовая работа , добавлен 25.02.2008

Крушение цивилизаций и стремительное установление новых порядков в XX веке. Анализ влияния государства на развитие культуры в XX веке, определение степени ее политизации. Влияние репрессий против старой интеллигенции на развитие культуры России в XX веке.

доклад , добавлен 23.11.2015

Таиланд как сочетание современного цивилизованного мира и неописуемой красоты природного мира с его яркой и красочной флорой и фауной. Государственное устройство страны. Растительный и животный мир Таиланда. Особенности культуры, литературы и музыки.

реферат , добавлен 10.02.2010

Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство — это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

реферат , добавлен 15.01.2004

История развития культуры, её основные черты. Две стороны культуры по З. Фрейду. Конфликт между ценностями культуры и государства. Особенности общинного и общественного типа социальных отношений. «Законы исторического развития» по Н. Данилевскому.

культура Грузии

Религия Грузии

Грузины исповедуют православное христианство, кстати, выстроена таким образом, что, несмотря на почитание христианства в стране спокойно относятся к приверженцам других религий. Многие жители Грузии являются мусульманами, а некоторые исповедуют ислам суннитского потока. Кроме того, небольшая часть населения является католиками.

Культура грузии 1

Экономика Грузии

Если провести сравнительный анализ, то можно сделать вывод, что в 21 веке, по сравнению с 20 находиться на высоком уровне. В стране развит экспорт товара: осуществляются поставки металлолома, оборудования, химикатов и другой продукции. Также развит и импорт товара: топливо, техника, продукты питания и медикаменты.

Экономика грузии 1

Наука Грузии

Конец 17 и начало 18 века характеризуется подъемом массой открытий, поэтому можно смело утверждать, что именно в этот период начала процветать. В советский период в стране была создана целая сеть исследовательских центров, учреждений науки и институтов. В 1918 году были открыты двери Тбилисского университета, в 1933 год был основан Математический институт им. А.М. Рамзадзе, а в 1935 году был организован Институт физики.

Наука грузии 1

Искусство Грузии

Для большинства туристов, наиболее привлекательным является . В становление культуры страны огромный вклад внесли великие художники, поэты, кинематографисты, музыканты и драматурги.

Впервые литературные произведения начали появляться еще в 5 веке до нашей эры, а музыкальные композиции более 15 веков назад. Многие литературные произведения переведены на русский язык и признаны истинными шедеврами. Кинематограф появился в стране в начале 5 века, так первый фильм был представлен вниманию общества в 1912 году, что поставило Грузию в один ряд с ведущими странами мира

Искусство грузии 1

Кухня Грузии

Наверное, нет таких людей на свете, которые бы не знали, что богата невероятно вкусными, пикантными и оригинальными блюдами. Грузинская кухня – самобытная и уникальная – она завоевала огромную популярность в мире, кроме того некоторые блюда, к примеру, суп харчо, шашлык и хинкали стали интернациональными.

География Грузии

География грузии 1

Обычаи и традиции Грузии

Человек, который познал знает, что такое настоящее гостеприимство. У грузин принято уважать каждого гостя, создавать для него все лучшие условия и щедро накрывать стол. Так, принято накрывать для гостя стол разносолами и щедро подкладывать ему в тарелку пищу, но есть и тут обычай – вкушение пищи для такого народа – это настоящая процедура, при которой не принято отвлекаться на посторонние темы. Именно гостеприимство является устоявшейся традицией, ведь гостей в стране любят, уважают и относятся к ним с почтением.

Прекрасной традицией является проведение свадьбы. Церемония бракосочетания – это настоящее событие, ведь представители двух огромных семей становятся близкими родственниками. Грузинская свадьба никогда не бывает маленькой, ведь на нее принято приглашать абсолютно всех без исключения родственников. Не прийти на свадьбу считается признаком неуважения, собственно как и отказ от приглашения.

Самой романтической свадебной традицией является – похищение невесты. Церемония тщательно планируется, причем не только родственниками, но и самой невестой. Следует отметить, что такой обычай практикуют чаще всего небогатые семьи.

На грузинских свадьбах, невесте и жениху в завершении тоста, не принято кричать «Горько!», здесь танцуют и поют. Кстати, национальные танцы – это еще одна уникальная традиция. Станцевать танец своей страны сможет только настоящие грузины. Народные танцы многогранны и сложны. В любом танце женщина выглядит грациозно и гордо, а мужчина воинственно и смело.

Обычаи и традиции грузии 1

Спорт Грузии

Многогранен и увлекателен . В стране есть свои виды спорта, которые более не распространены нигде. Так, уникальной по своему содержанию является конноспортивная игра цхен-бурти, правила которой заключаются в следующем: грузинские конники делятся на 2 команды по 6 игроков. Игроки взбираются на лошадей, вооружаются ракетками на длинных рукоятках и наносят удар ими по мячу. Главная задача попасть как можно больше раз в ворота противника. Если говорить о видах спорта, то особенно развит горнолыжный спорт, сноуборд, легкая атлетика и теннис.

Грузия находится на стыке Европы и Азии, что привело к развитию здесь разносторонней и терпимой культуры. Как гласит древняя народная легенда, когда Господь раздавал людям земли, на которых они будут жить и которые будут возделывать, грузины опоздали, поскольку были слишком заняты тем, что пили и ели. Бог сказал им по прибытии, что свободных земель больше не осталось, но грузины сообщили ему, что опоздали из-за того, что пили за здоровье Господа и пригласили его поучаствовать в застолье. Господь так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Воистину, Грузия — божественная страна!

Грузинская кухня является одной из наиболее ярких достопримечательностей страны и важным элементом общей культуры народа. Частью семейных традиций и необычным событием для иностранных гостей является прием пищи в грузинской семье. Важное место занимают здесь сложные церемонные отношения. Стол ведется тамадой, который предлагает выпивать традиционные тосты в течение всего процесса застолья. Человеку извне может показаться, время останавливается до тех пор, пока все не выпьют за сказанный тост. Рекомендуется не участвовать в тостовании, держа в руках пиво, так как это может быть расценено как неуважение традиций.

И во времена Советской власти, и в наши дни грузинские рестораны пользуются особой популярностью на всей территории бывшего СССР. В каждом районе Грузии есть своя уникальная частичка национальной кухни, в которой отражены местные особенности. В целом же для придания особого вкуса блюдам местные повара в основном используют травы и чеснок. Единственной проблемой, с которой вы можете столкнуться при покупке еды»», может стать привычка местных жителей торговаться. В кафе и ресторанах обычно подают грузинские и более традиционные блюда европейской кухни, а в национальных ресторанах быстрого питания — хинкали, кебабы, шашлыки и хачапури. Американские рестораны быстрого питания предлагают традиционный набор из хот-догов и гамбургеров. Для сравнения на завтрак попробуйте хаши, суп из требухи и коровьих копыт с большим количеством чеснока.

«Кока-Кола» и «Фанта» продаются повсеместно, однако традиционные грузинские минеральные воды и фруктовые напитки имеют заслуженную высокую репутацию. Обычно они продаются в специальных магазинах. Грузинские вина широко признаны продуктом высшего качества. Уникальный климат страны и хорошая почва создали Грузии славу винодельческой страны.

Грузинский алфавит состоит из 33 символов (5 гласных и 28 согласных).

Письменность и манера начертания букв абсолютно уникальны и не сопоставимы ни с одним известным алфавитом мира.

Спорт грузии 1

Спорт грузии 2

Спорт грузии 3

Спорт грузии 4

Спорт грузии 5

Григолия Н.Е. , Преподаватель, Гусева Г.С. , 25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.

А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема, которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересных разделов Грузинской культуры.

Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта страна очень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всего хотел узнать больше об этой стране и рассказать другим.

III. Литература и искусство.

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turizm-v-gruzii/

IV. Театр.

V. Библиотека и научные исследования.

VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).

VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА…

Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка).

Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.

Литература и искусство.

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turizm-v-gruzii/

Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многие незаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К ним относятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толкового грузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, Нико Лордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.).

Яркие произведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпических произведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др. (19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе «Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами. Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко

Театр.

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с Георгия Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко известна в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал первым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) была одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры и Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и Короле Лире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. Кахи Кавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере», Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «Ричарде Третьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100 спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».

Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в 1912).

Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!), Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада – ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международных премий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмов Георгий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм был снят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, Закро Сахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика «малой» авиации обслуживает горные деревушки Грузии «Мимино» — по-грузински «сокол». Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящего Грузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-Гврито».

Театр  1

Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились в Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др. Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее современного искусства представлены картины таких художников, как Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.

Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920—е годы работали в Париже. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеют такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили (1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых грузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе 1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная (в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автор оперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту, Ричард III по Шекспиру).

Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку к оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор Захарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народных песен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народных легендах.

библиотеки и научные институты.

В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музей Грузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), в котором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии и Кавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузии со своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов: древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского, западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, не просто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или просто Сталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в его доме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но со временим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у меня возникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал даже страх. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, в котором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIX века. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. У дома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне очень понравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне Иосифа Бесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. К переводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Один из переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: «Тянут на Сталинскую премию первой степени». Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионович был, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина в переводе Льва Котюкова:

Когда герой, гонимый тьмою, , Вновь навестит свой скорбный край. , И в час ненастный над собою , Увидит солнце невзначай,

Тогда гнетущий сумрак бездны

Развеется в родном краю. , Подаст надежда весть свою. , Я знаю, что надежда эта , В моей душе навек чиста. , Стремится ввысь душа поэта — , И в сердце зреет красота.

Развеется в родном краю  1

Крупнейшие библиотеки Грузии – Национальная библиотека, основанная в 1846, с фондом более 9 млн. единиц хранения; библиотеки Тбилисского университета и Грузинской Академии наук, а также центральные библиотеки автономных республик Абхазии и Аджарии.

Самым престижным учреждением в стране является Грузинская Академия наук, выделившаяся в 1941 из Академии наук СССР. В структуру Академии входят отделения естественных, гуманитарных и социальных наук с 55 институтами. В 1991 Академия насчитывала 57 академиков и 89 членов-корреспондентов. Грузия дала плеяду всемирно известных ученых: Николоз Бердзенишвили (1894–1965) опубликовал первый учебник истории Грузии; Мосе Джанашвили (1855–1934), автор многих научных и популярных работ по истории, этнографии и лингвистике, большинство из которых посвящено русско-грузинским отношениям; Николоз Мусхелишвили (1891–1976), механик и основатель грузинской школы математики, президент Академии наук Грузии в 1941–1972; Александр Цагарели (1844–1929), первый грузинский профессор-филолог, член научных обществ России, Норвегии, Италии, Франции, один из основателей Государственного университета Грузии; Илья Векуа (1907–1977), математик и механик, президент Академии наук Грузии в 1972–1977.

Развеется в родном краю  2

ПИРОСМАНИШВИЛИ (ПИРОСМАНИ), НИКО (1862–1918).

художник; самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового «наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников 20 в.

Родился в 1862 в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Рано осиротел, оставшись на попечении двух сестер, которые в 1870 перебрались с ним в Тифлис. Вернувшись в родное село в 1876, был пастухом. Первые живописные навыки получил у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и кабачков-«духанов». Вновь переселившись в Тифлис, перебивался случайными заработками; открыл в 1882 мастерскую декоративных росписей, однако это предприятие быстро прогорело. В 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге. Произведения, составляющие его живописное наследие, датируются не ранее 1895.

Писал красками собственного изготовления; основой часто служила дешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописывая лишь наиболее яркие места. Часть его произведений составляют расписные вывески, другую часть – картины-панно для украшения интерьеров. В отличие от многих других мастеров «наивной живописи» (к примеру, А.Руссо), Пиросмани (уменьшительное прозвище мастера) не копировал образцы «высокого» искусства, но брал простые повседневные сюжеты и мотивы, изображая характерные городские и сельские типажи (Дворник, 1904; Продавец дров, обе работы – в Музее искусств Грузии, Тбилиси; Рыбак среди скал, 1906, Третьяковская галерея), животных (Медведь в лунную ночь, 1905; Лань, 1916; обе картины – в Музее искусств Грузии), «вывесочные» натюрморты со снедью и бутылками, незамысловатые пейзажи (Гумно, 1915, Третьяковская галерея), сцены пирушек (Кутеж трех князей, Музей искусств Грузии).

Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. Даже большие многофигурные сцены (Пир во время сбора винограда, там же) проникнуты этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается «странным» колоритом, в целом достаточно строгим, порой даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми пятнами. Иногда Пиросмани обращался и к мотиву «искусства в искусстве», живописуя театральные сюжеты (Сцены из пьесы А.И.Сумбатова-Южина «Измена», частное собрание, Тбилиси), тоже обретающие у него оттенок простодушной притчи на грани абсурда.

Увидев в нем соратника, художник-футурист И.М.Зданевич привез ряд картин Пиросмани в Москву, показав на выставке «Мишень» (другой же из братьев Зданевичей, Кирилл, стал первым исследователем его творчества; его книга о Пиросмани вышла в Тбилиси в 1963).

Однако это признание не принесло художнику материального успеха.

Умер Пиросмани в Тбилиси 5 мая 1918. В 1982 в селе Мирзаани был учрежден его музей. Более глубокому пониманию наследия мастера-самоучки способствовал художественный фильм Пиросмани (1970, режиссер Г.Шенгелая), главную роль, в котором сыграл грузинский художник-авангардист А.Варази.

Ортачалская красавица. Развеется в родном краю  3

Развеется в родном краю  4

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА…

Лишь неделя счастья выпала на долю писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе.

В этой трагедии было столько «романтического»! И отвергнутый сиятельный обожатель, и упавшее кольцо, и солнце в знаке Скорпиона, и опознание по раненной на дуэли руке, и юная вдова в черном, и подземный ход!.. И даже, как положено, бриллиант — цена крови, огромный таинственный алмаз в 240 каратов, камень Великих Монголов, который в качестве извинения за убийство посланника отправил царю Николаю персидский шах. Но лучше, если бы все это стало сюжетом захватывающей книги, а не реальной историей двух любящих сердец…

ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.

В Тифлис Грибоедов приехал в угнетенном состоянии духа. И дело было даже не в том, что поездка в Персию страшила его. Он так и сказал Пушкину: «Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей». И о степени своего героизма Александр Грибоедов уже не волновался. Это он в начале персидской войны, вдруг заподозрив в себе постыдную трусость, выскочил на холм, обстреливаемый особенно сильно, и простоял отмеренный им самим срок под свистом пуль и снарядов. Помнится, и на дуэли, когда Якубович прострелил ему руку, труса не праздновал. Просто ожидаемая опасность заставила оглянуться на пройденный путь с обычным в таких случаях вопросом: «Что сделано?» Да, «Горе от ума» и Туркманчайский договор отменно удались. Но теперь он послан в Персию, чтобы следить за выполнением договора, и многое там придется делать так, как делать бы не следовало. Для того ему и дали этот «павлиний» чин министра-посланника…

Романтизм и сентиментализм всегда вызывали у Грибоедова ядовитейшую улыбку. Но история его любви, совпавшая с этим сложным периодом жизни, началась именно по законам сентиментализма…

ГДЕ ВЬЕТСЯ АЛАЗАНЬ…

Нину Чавчавадзе, дочь своего друга, он знал с детства, учил игре на фортепиано. И вдруг увидел уже девушку — с прекрасными глазами и нежным лицом. Поговаривали, что есть уже у Нины и настойчивый обожатель, почти жених — Сергей Ермолов, сын грозного генерала Ермолова. Да, в одну минуту, как в сентиментальнейших любовных романах, он, опытный дипломат, известный писатель, вдруг влюбился, как мальчишка. «В тот день, — писал Грибоедов, — я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепиано… мы… взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили…»

22 августа в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. Иерей записал в церковной книге: «Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева…» Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания — выпавшее из дрожавшей руки кольцо всех смутило…

Есть легенда, что сразу после свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в Цинандали, имение Чавчавадзе в Кахетии. В известиях о Грибоедове есть десятидневный перерыв — с 26 августа, когда состоялся бал у военного губернатора Тифлиса генерала Сипягина, и до 6 сентября, которым помечено письмо к одному из друзей. Так что пребывание «там, где вьется Алазань», где воздух напоен ароматом цветов, аллеи тенисты и над высоким обрывом стоит полу обрушившаяся церковка (в ней, говорят, молодые отслужили благодарственный молебен), вполне возможно… Где, как не здесь — в доме, в котором более тридцати прохладных комнат, а с широкой веранды в ясный день видны лиловые горы и белые вершины Кавказа — где же еще было пролететь «медовой неделе»…

Молодая чета отправилась в Персию с большой свитой. В караване было сто десять лошадей и мулов, ночевали в шатрах на вершинах гор, где царил зимний холод. В Эчмиадзине состоялась пышная встреча. Армянские монахи вышли с крестами, иконами и хоругвями. Грибоедов заночевал в монастыре и начал письмо к своей петербургской приятельнице Варваре Семеновне Миклашевич, в котором хвастался прелестью, игривостью своей молодой жены. А она в этот момент заглядывала ему через плечо и вдруг сказала: «Как это все случилось? Где я и с кем! Будем век жить, не умрем никогда!» Это было само счастье, и письмо осталось неоконченным…

«ЖЕСТОКОЕ СЕРДЦЕ»

После Эчмиадзина ждала Грибоедовых освобожденная русскими Эривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное духовенство, полковая музыка. Восемь дней пролетели как один. Приехал тесть Александр Чавчавадзе, теперь начальник Эриванской области. Отец и мать Нины проводили Грибоедовых и в семи верстах от города простились с любимым зятем навсегда…

Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе — своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один.

Въезд в столицу пришелся на воскресенье 5-го дня месяца реджеб, когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурным знамением и сразу вызвало неприязнь населения. Обстановка же и без того была угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако, настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуции. Но в Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался как можно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал, и не брал взяток. За это его прозвали «сахтир» — «жестокое сердце».

ТЕГЕРАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ.

Тоскуя по молодой жене, Грибоедов купил красивую чернильницу, отделанную фарфором, и отдал граверу с текстом на французском: «Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А.Г. 15 января 1829 года. Тегеран». Потом было письмо к Макдональду, коллеге, представителю Англии в Иране, и его супруге, с которыми в Тавризе общалась Нина. Александр очень беспокоился о жене и терзался тем, что вынужден оставлять ее одну в нездоровье — Нина очень тяжело переносила беременность. «Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу», — писал Грибоедов, имея в виду отъезд из Тегерана в Тавриз. Но этому не суждено было случиться… 30 января Грибоедова, а с ним еще более пятидесяти человек, растерзала толпа религиозных фанатиков, подстрекаемая теми, кого бесила настойчивость русского посла в вопросе возвращения пленных, подданных России, на родину. Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был с ним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал на поле брани с обнаженной саблей в руке. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей.

СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ.

Позже, когда русское правительство потребовало вернуть тело Грибоедова в Россию, его опознали лишь по руке, простреленной пулей Якубовича…

А Нина тем временем оставалась в Тавризе. Окружающие, боясь за нее, скрывали страшную весть. Говорили, что она должна ехать в Тифлис, дескать, Александр Сергеевич занемог, уехал туда и велел следом отправляться и ей. Нина отвечала: «Пока не получу письмо от мужа, никуда не тронусь». И лишь 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз. В Тифлисе Нина узнала, что муж мертв, и у нее случились преждевременные роды. Об этом в ее письме Макдональдам в Тавриз: «…Спустя несколько дней после моего приезда, когда я едва отдохнула от перенесенной усталости, но все более и более тревожилась в невыразимом, мучительном беспокойстве зловещими предчувствиями, сочли нужным сорвать завесу, скрывающую от меня ужасную правду. Свыше моих сил выразить Вам, что я тогда испытала… Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени… Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца…» На семнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала его 28 лет, до самой могилы. Грузинские женщины часто ходят в черном, так что ее вдовий наряд удивлял лишь в первые годы. В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, заболела сама и умерла.

Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turizm-v-gruzii/

1. Официальный саит Грузии — www. ll.ge “Культура Грузии”

3. Первый Тбилисский канал. Программа — «Великие люди Грузии» «03.23.2002.» Тема: «Нина Чавчавадзе».

4. Информация полученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.”

5. Журнал “ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.

Заключение

Написав этот реферат я выучил и узнал для себя много нового и я думаю, что и вы тоже узнали много интересного касающееся Грузинской культуры. Я рад, что выбрал эту тему.