Получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Отчет по практике

Целью данной практики является подготовка к осуществлению профессиональной деятельности в части расчетно-финансовой, деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Перечень выполненных в процессе практики работ включает в себя:

1. Ознакомление с нормативными документами управлений и документооборотом министерства финансов Республики Бурятия;

2. Изучение этапов бюджетного процесса в Республике Бурятия, ознакомление с порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований;

3. Анализ бюджетных источников и опыта разработки социальных программ в Республике Бурятия;

4. Изучение вопросов экономического анализа показателей об исполнении расходов бюджета в социальной сфере;

5. ознакомление с проблемами финансирования расходов в социальной сфере в Республике Бурятия;

6. Проведение оценки проводимых контрольных мероприятий и разработка предложений по обеспечению результативности и эффективности расходования средств, выделяемых на социальную сферу из республиканского бюджета.

Место прохождения практики — Министерство финансов Республики Бурятия. Дата прохождения практики с 18.04.16 — 29.04.16г.

1. Функции управления и документооборот в Министерстве финансов Республики Бурятия

Функции управления должны обеспечить в организации руководство и управление деятельности. В Республике Бурятия структура Министерства финансов включает: министра и его заместителей, структурные подразделения.

Структурными подразделениями Министерства являются 3 комитета и отделы по основным направлениям деятельности.

Комитеты и отделы обеспечивают деятельность Министерства и осуществляют свои полномочия и функции в соответствии с настоящим Регламентом, Положениями о комитетах и об отделах, утверждаемыми министром, а также поручениями министра и его заместителей.

Рассмотрим подробнее структурные подразделения Министерства:

1. Комитет правовой и организационной работы

В состав Комитета входят:

  • юридический отдел;
  • отдел государственной службы и кадров;
  • отдел исполнения сметы;
  • отдел обеспечения деятельности.

К функциям комитета относится:

1. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения законности в системе Министерства финансов Республики Бурятия и его структурных подразделениях, принятие мер к предупреждению нарушений действующего законодательства, обобщение практики применения законодательства, разработка предложений по его совершенствованию.

4 стр., 1786 слов

В Министерстве курортов и туризма Автономной Республики Крым

... Верховной Радой Автономной Республики Крым. Министерство осуществляет координацию деятельности, межотраслевое регулирование, исполнительные функции и полномочия в сфере курортов и туризма по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению Автономной Республики Крым, а также ...

2. Организация правового обеспечения деятельности Министерства финансов Республики Бурятия.

3. Контроль за правоприменительной и нормотворческой деятельностью структурных подразделений Министерства финансов Республики Бурятия.

4. Участие в разработке предложений по совершенствованию структуры Министерства финансов Республики Бурятия, по определению прав и обязанностей структурных подразделений министерства, а также должностных лиц.

5. Обеспечение организации исполнения законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия по вопросам государственной службы и кадровой работы в Министерстве финансов Республики Бурятия.

6. Координация работы структурных подразделений Министерства финансов Республики Бурятия по своевременному и качественному исполнению нормативных документов Президента и Правительства Российской Федерации, Президента и Правительства Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия.

7. Организация контроля за работой структурных подразделений Министерства финансов Республики Бурятия по подготовке и исполнению законов, постановлений и решений Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, ответов на поступающие письма в установленные сроки.

8. Осуществление учета, контроля и анализа исполнения смет расходов по содержанию Министерства финансов Республики Бурятия.

9. Обеспечение соблюдения кассовой и расчетной дисциплины.

10. Обеспечение контроля и учета за расходованием полученных в учреждениях банков денежных средств по назначению.

11. Обеспечение учета всех финансовых, кредитных и расчетных операций.

12. Анализ фактического состояния обеспечения деятельности Министерстве финансов Республики Бурятия.

13. Обеспечение размещения и организации рабочего места работников Министерства финансов Республики Бурятия.

14. Осуществление контроля за содержанием и техническим состоянием служебных помещений.

2. Комитет финансово-бюджетного надзора

В состав Комитета входят:, -отдел анализа, планирования и методологии контроля;, -отдел ревизий органов государственной власти и местного самоуправления;, -отдел ревизий социальной сферы и взаимодействия с правоохранительными органами.

Комитет осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:

1. Осуществляет контроль и надзор:

  • за использованием средств республиканского бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в республиканской собственности;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия получателями средств республиканского бюджета, субсидий, гарантий Республики Бурятия, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
  • за своевременным, целевым, рациональным использованием средств республиканского бюджета;
  • за устранением нарушений в финансово-хозяйственной деятельности получателей средств республиканского бюджета, выявленных в ходе ревизий и проверок, а также за возмещением причиненного ущерба республиканскому бюджету;

2. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

7 стр., 3444 слов

ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ...

... Куль для организации тура выходного дня. Цель работы – на основе исследования и анализа туристских ресурсов Туймазинского района Республики Башкортостан провести ресурсное обоснование тура выходного ... информацию о своем туристском потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов. Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов: Туристско-оздоровительный тип Познавательно- ...

3. Организует своевременное и полное рассмотрение писем, запросов федеральных и республиканских органов исполнительной власти, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4. Осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

5. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Комитета;

6. Осуществляет ревизии и проверки по месту нахождения проверяемой организации, а также камеральные проверки муниципальных образований в Республике Бурятия, организаций, получающих средства республиканского бюджета;

7. Осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования в Республике Бурятия, в бюджете которого доля межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, и готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;

8. Участвует в подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, в формировании ведомственной целевой программы;

9. Готовит и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных и иных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

10. Формирует годовой и квартальные планы контрольных и надзорных мероприятий, при необходимости вносит в них изменения и дополнения;

11.Формирует сводный план основных вопросов контрольно-ревизионной работы исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств на соответствующий финансовый год и представляет на утверждение в Правительство Республики Бурятия;

12. Формирует сводную информацию о выявленных фактах нецелевого и неэффективного использования средств по получателям средств республиканского бюджета;

3. Комитет исполнения бюджета

В состав Комитета входят:

  • отдел анализа исполнения бюджета;
  • отдел консолидированной отчетности;
  • отдел информационного обеспечения;
  • отдел организации исполнения бюджета.

Функции Комитета:

1. Рассматривает и подготавливает предложения по нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной политики по вопросам компетенции комитета.

2.Осуществляет разработку проектов законов Республики Бурятия, проектов нормативных правовых актов Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства по вопросам компетенции комитета.

3. Формирует предложения по совершенствованию бюджетной системы, развитию и совершенствованию межбюджетных отношений в Республике Бурятия в пределах компетенции комитета.

4. Организует разработку и подготавливает для представления министерством на рассмотрение Правительства Республики Бурятия проекты нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия:

16 стр., 7720 слов

Туристско-рекреационный потенциал Республики Бурятия

... и торговли РФ, Министерства экономического развития РБ, Комитета по туризму Республики Бурятия, нормативно-правовые документы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка ... оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличения доходов государства и граждан России, ...

  • об исполнении республиканского бюджета за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года;
  • другие акты по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения комитета.

5. Ведет учет:

  • исполнения республиканского бюджета и составление отчетности об исполнении;
  • выполнения функции администратора поступлений республиканского бюджета по доходам определенным соответствующим приказом;
  • осуществления функций главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий Министерства.

6.Составляет сводную бюджетную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по республиканскому бюджету в соответствии с утвержденными порядками.

7.Осуществляет финансирование расходов республиканского бюджета.

8.Подготавливает доклады о результатах и основных направлениях деятельности отделов комитета.

9.Организует работу по автоматизации бюджетного процесса.

10.Осуществляет планирование обновления и развития информационной структуры Министерства финансов Республики Бурятия, учитывая предложения подразделений министерства; внесение предложений по приобретению оборудования, расходных материалов и инструментов, программного обеспечения для включения в смету министерства.

11. Осуществляет иные функции и полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия в пределах компетенции комитета.

4. Отдел социальных расходов

Основной задачей отдела является разработка и реализация госудрственной бюджетной политики по курируемым направлениям в части расходов по направлениям «Национальная экономика», «Образование», «культура и кинематография», «Средства массовой информации», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Социальная политика».

Функции отдела:

1. Вносит предложения по совершенствованию бюджетной системы Республики Бурятия по курируемым направлениям расходов в социальной сфере.

2.Рассматривает и согласовывает предложения главных распорядителей бюджетных средств курируемых отраслей при разработке прогнозов социально-экономического развития республики на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

3.Готовит материалы для подготовки:

-проекта республиканского бюджета и прогноза консолидированного бюджета по курируемым вопросам, проекта постановления Правительства Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия о республиканском бюджете, а также других нормативных документов по совершенствованию бюджетной системы.

  • бюджетного послания Президента Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия.
  • проектов законов и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
  • республиканских целевых программ.
  • порядков предоставления, планирования и анализа целевых межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам по курируемым направлениям.
  • соглашений между Министерством финансов Республики Бурятия и органами местного самоуправления.
  • информации по выполнению Соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов.

4. Организует работу по совершенствованию долговременных финансовых нормативов по курируемым расходам.

11 стр., 5088 слов

Динамика и перспективы развития рынка туристских услуг. На примере ...

... динамику рынка туризма и перспективы его развития на примере Республики Бурятия -сделать рекомендации по развитию туристских услуг в Республике Бурятия Глава 1 Теоретические основы рынка туристских услуг 1.1 Основные понятия, сущность рынка туристских услуг Туризм проникает во ...

5. Анализирует эффективность использования средств по курируемым расходам бюджета, проводит экспертизу проектов ведомственных целевых программ.

6. Готовит предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры и экономию государственных средств.

7. Осуществляет методическое руководство по вопросам планирования, составления бюджетов в части курируемых расходов по отраслям социальной сферы, плана и отчета по сети, штатам и контингентам.

8. Проводит проверку реестра расходных обязательств главных распорядителей средств республиканского бюджета курируемых отраслей.

9. Готовит доклады о результатах и основных направлениях деятельности отдела.

10.Осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

5. Отдел расходов реального сектора экономики

Функции отдела:

1. Формирование проекта республиканского бюджета по расходам, связанным с вопросами национальной экономики, отнесенными к сфере:

  • промышленности, энергетики, связи, информатики, транспорта, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и природопользования, туризма, градостроительства и земельного кадастра, малого бизнеса и предпринимательства, оценки недвижимости, признания прав и регулирования отношений по государственной и муниципальной собственности;
  • расходов по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение строек и объектов, включенных в республиканскую адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы;
  • расходов по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • приобретения и строительства жилья;
  • содержания и обеспечения государственных учреждений, осуществляющих экономическую деятельность в курируемых отраслях экономики.

2. Планирование и анализ расходов на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий местным бюджетам, связанным с вопросами, курируемыми отделом.

3. Разработка нормативных правовых актов по расходам республиканского бюджета, курируемым отделом.

4. Разработка административных регламентов по курируемым направлениям.

6. Выполнение иных функций и отдельных поручений руководства министерства.

6. Отдел бюджетной политики и планирования бюджета

Основные функции отдела:

1.Организует разработку проектов законов в соответствии с графиком законопроектной деятельности, поручениями Главы Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия:

  • о бюджетном процессе в Республике Бурятия;
  • о республиканском бюджете на очередной год и плановый период и внесении изменений в него;

2.Организует разработку и представление на рассмотрение Правительства Республики Бурятия проекты нормативных правовых актов, правовых актов Правительства Республики Бурятия

3.Организует работу по:

  • формированию и выполнению Программы социально-экономического развития Республики Бурятия в части бюджетной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • экспертизе проектов ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования;
  • подготовке материалов к докладу Главы Республики Бурятия о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Бурятия за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
  • оценке эффективности непрограммных расходов республиканского бюджета;
  • составлению свода республиканского бюджета;
  • составлению годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Бурятия «Управление государственными финансами и государственным долгом»;
  • проведению оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Республики Бурятия;
  • экспертизе годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Бурятия;
  • разработке и реализации региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов
  • оценке эффективности непрограммных расходов республиканского бюджета.

4.Согласовывает доклады о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств Республики Бурятия.

15 стр., 7396 слов

Развитие рынка туризма в Республике Бурятия

... туризма в экономике Республики Бурятия Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов в сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре ВРП определена в размере 0.07%. По ... но необходима государственная поддержка, выраженная в создании новой программы развития туризма в России. В Москве проведена определенная работа по возрождению гостинично-туристского комплекса столицы ...

5.Принимает годовую бюджетную отчетность субъектов бюджетной отчетности в пределах возложенных на отдел полномочий;

6.Подготавливает годовую, месячную бюджетную отчетность Министерства в пределах возложенных на отдел полномочий.

Деятельность Министерства обеспечивается системой взаимосвязанных управленческих документов, составляющих его документационную базу. Ее состав определяется компетенцией Министерства, порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный), объемом и характером взаимосвязей между Министерством, другими органами управления и организациями.

Движение документов в Министерстве с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки образует документооборот.

Вся корреспонденция, поступившая в Министерство обрабатывается, регистрируется и распределяется отделом государственной службы и кадров в день поступления. Корреспонденция, поступившая в течение последних 30 мин. рабочего дня — на следующий рабочий день.

Основой построения поисковых систем является регистрация документов — запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.

Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях.

Регистрируются документы, поступающие из других организаций и от физических лиц, а также создаваемые — внутренние и отправляемые.

Документы регистрируются независимо от способа их доставки, передачи или создания.

Для обеспечения эффективного использования информации при принятии решений в Министерстве создается поисковая система по документам (СЭД ОГВ).

В СЭД ОГВ поиск конкретного документа осуществляется по реквизитам (группа документов, корреспондент, адресат, название, регистрационный номер, номер (внешний), дата регистрации, дата (внешняя).

Доставка документов в Министерство осуществляется, как правило, средствами почтовой, фельдъегерской и электрической связи.

С помощью почтовой связи в Министерство доставляется письменная корреспонденция в виде простых и регистрируемых писем, почтовых карточек, бандеролей и мелких пакетов, а также печатные издания.

Ответственность за организацию и правильное ведение делопроизводства в структурных подразделениях (комитетах, отелах) возлагается на председателей комитетов, начальников отделов.

Непосредственная работа по документационному обеспечению в структурных подразделениях (комитетах, отделах) ведется лицами, ответственными за делопроизводство.

2. Этапы бюджетного процесса в Республике Бурятия, порядок и методика планирования бюджетных ассигнований

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями в Республике Бурятия, являются:

  • Глава Республики Бурятия;
  • Народный Хурал Республики Бурятия;
  • Правительство Республики Бурятия;
  • финансовый орган Республики Бурятия;
  • Счетная палата Республики Бурятия;
  • органы местного самоуправления;
  • орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

Этапы бюджетного процесса:

1.Разработка проекта республиканского бюджета осуществляется в соответствии с графиком разработки проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, представленном в приложении 1.

2. При составлении проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

Правительство Республики Бурятия:

  • одобряет основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период;
  • одобряет основные направления налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период;
  • одобряет прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • утверждает перечень расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений;
  • утверждает государственные программы и вносимые в них изменения;
  • утверждает бюджетный прогноз Республики Бурятия на долгосрочный период;
  • одобряет проект республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • одобряет проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период.

Рабочая группа по формированию республиканского бюджета рассматривает и согласовывает:

  • основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период (в том числе прогноз индекса потребительских цен, индексов средних тарифов на теплоэнергию, электроэнергию, воду на очередной финансовый год и на плановый период);
  • основные параметры проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • основные параметры бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • проект программы государственных внутренних заимствований Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год и на плановый период;
  • проект программы государственных гарантий Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • другие данные и материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета.

Министерство финансов Республики Бурятия:

  • разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект основных направлений бюджетной политики Республики Бурятия;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект бюджетного прогноза Республики Бурятия на долгосрочный период;
  • организует составление, составляет и представляет в Правительство Республики Бурятия проект республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • осуществляет свод предварительного реестра расходных обязательств на очередной финансовый год и на плановый период;
  • устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета;
  • разрабатывает и представляет в Рабочую группу основные параметры республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет в Рабочую группу проект программы государственных внутренних заимствований Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет в Рабочую группу проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет в Рабочую группу проект программы государственных гарантий Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • определяет предельные объемы средств бюджетных ассигнований главных распорядителей средств республиканского бюджета (далее — ГРБС);
  • осуществляет оценку ожидаемого исполнения республиканского, консолидированного бюджета за текущий год;
  • представляет Главе Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) отдельных положений законов Республики Бурятия, не обеспеченных источниками финансирования;
  • подготавливает другие данные и материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета.

Министерство экономики Республики Бурятия:

  • разрабатывает предварительные итоги социально-экономического развития Республики Бурятия за первое полугодие текущего года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Республики Бурятия за текущий год;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет главным администраторам бюджетных средств, в Министерство финансов Республики Бурятия основные параметры прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект основных направлений налоговой политики Республики Бурятия;
  • представляет в Министерство финансов Республики Бурятия и Рабочую группу проектировки республиканского бюджета по бюджетным инвестициям в объекты государственной (муниципальной) собственности на очередной финансовый год и на плановый период по действующим и принимаемым расходным обязательствам;

— совместно с главными администраторами доходов обеспечивает прогноз доходов республиканского, консолидированного бюджетов Республики Бурятия, за исключением доходов от оказания платных услуг, по статьям и подстатьям (подвидам) классификации доходов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

Главные распорядители средств республиканского бюджета:

  • разрабатывают и представляют в Министерство экономики Республики Бурятия и Министерство финансов Республики Бурятия проекты ведомственных планов государственных услуг на очередной финансовый год и на плановый период;
  • осуществляют расчет финансового обеспечения выполнения государственного задания, соответствующий проектам ведомственных планов государственных услуг на очередной финансовый год и на плановый период;
  • представляют в Министерство экономики Республики Бурятия предложения по формированию расходов по бюджетным инвестициям в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • разрабатывают проекты нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия, обусловливающие принятие новых или изменение действующих расходных обязательств;
  • при наличии распоряжения Правительства Республики Бурятия о предоставлении принципалу государственных гарантий представляют в Министерство экономики Республики Бурятия предложения по формированию программы государственных гарантий Республики Бурятия в части предоставления государственных гарантий Республики Бурятия юридическим лицам, муниципальным образованиям в Республике Бурятия (в части инвестиционных проектов) и предложения об объемах бюджетных ассигнований на возможное исполнение предоставляемых государственных гарантий Республики Бурятия, подлежащих уплате в очередном финансовом году и в плановом периоде;
  • при необходимости подготавливают другие данные и материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (по запросу).

Главные администраторы доходов республиканского бюджета:

  • разрабатывают прогноз объемов поступлений в республиканский бюджет на очередной финансовый год и на плановый период по соответствующим доходам республиканского бюджета и представляют его с пояснительной запиской, расчетами и обоснованиями в Министерство экономики Республики Бурятия — по налоговым и неналоговым доходам и Министерство финансов Республики Бурятия — по доходам от оказания платных услуг;
  • при необходимости подготавливают другие данные и материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (по запросу).

Главные администраторы источников финансирования дефицита республиканского бюджета:

  • разрабатывают прогноз объемов поступлений в республиканский бюджет на очередной финансовый год и на плановый период по соответствующим источникам финансирования дефицита республиканского бюджета с пояснительной запиской;
  • представляют в Министерство финансов Республики Бурятия предложения по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • при необходимости подготавливают другие данные и материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (по запросу).

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия:

  • разрабатывает и представляет в Министерство финансов Республики Бурятия и Рабочую группу основные параметры бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период.

3. В случае уточнения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу, изменения законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия Министерство финансов Республики Бурятия в соответствии с решениями Главы Республики Бурятия, Рабочей группы корректирует объемы доходов, источников финансирования дефицита по администраторам доходов, источников финансирования дефицита и предельные объемы расходов (в части, касающейся расходов инвестиционного характера, — по согласованию с Министерством экономики Республики Бурятия).

4. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований, утвержденной Министерством финансов Республики Бурятия.

5. Бюджетное планирование осуществляется в программном комплексе «Хранилище КС».

1. Методика планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (далее — Методика) применяется при определении объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

2. Для целей настоящей Методики используются следующие методы планирования:

  • Нормативный метод- расчет объема бюджетного ассигнования на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативных правовых актах;
  • Плановый метод-установление объема бюджетного ассигнования в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте Правительства Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия, а также договорах, заключенных от имени Республики Бурятия;
  • Метод индексации- рассчет объема бюджетного ассигнования путем индексации на уровень инфляции объема бюджетных ассигнований текущего финансового года.

3. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Республики Бурятия по следующим основным направлениям:

  • оказание государственных услуг (выполнение работ);
  • социальное обеспечение населения;
  • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;
  • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • предоставление межбюджетных трансфертов;
  • обслуживание государственного долга;
  • исполнение судебных актов по искам к Республике Бурятия о возмещении вреда причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти либо должностных лиц этих органов;
  • создание резервных фондов Правительства Республики Бурятия;
  • создание Дорожного фонда Республики Бурятия;
  • создание Резервного фонда Республики Бурятия.

3.Анализ бюджетных источников и опыта разработки социальных программ в Республике Бурятия

Основными бюджетными источниками доходов Республике Бурятия являются налоговые доходы и безвозмездные поступления. Рассмотрим более подробнее данные показатели в таблице 1:

Таблица 1. Основные показатели исполнения республиканского бюджета по доходам*

Наименование показателей

Поступило, млн. рублей

2013 год

Уд. вес,%

2014 год

Уд. вес,%

Темп роста, %

2015 год

Уд. вес,%

Темп роста, %

Доходы, всего

45 059,4

100

43 593,1

100

96,7

46 148,9

100

105,9

в том числе:

Налоговые доходы

17 517,7

38,8

16 702,8

38,3

95,3

21 484,7

46,5

128,6

Неналоговые доходы

543,1

1,2

634,2

1,5

116,7

669,8

1,5

105,6

Безвозмездные поступления

26 998,6

59,9

26 255,9

60,2

97,2

23 994,4

52,0

91,4

В 2015 году по сравнению с 2014 годом общий объем доходов увеличился на 5,9%, в том числе налоговых на 28,6%, и неналоговых на 5,6%, в то время как объем безвозмездных поступлений сократился на 8,6%.

Основными доходными источниками, за счет которых в 2015 году сложилась положительная динамика налоговых поступлений являются налог на прибыль (рост в 2,3 раза к 2014 году), налог на добычу полезных ископаемых (рост в 1,5 раза), налог на имущество организаций — на 11,9%, в то же время наблюдается снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц на 0,1%; налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения на 7 %, транспортному налогу — на 0,5%, акцизам — на 0,5%.

Основные факторы, оказавшие положительное влияние на объем и динамику поступления доходов в 2015 году:

  • финансовые результаты деятельности крупных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству транспортных средств и добыче полезных ископаемых;
  • ценовая конъюнктура на рынке драгметаллов, повышение курса валют;
  • изменения федерального законодательства (индексация размеров госпошлины, передача региональным бюджетам федеральной доли акцизов на нефтепродукты и 50% госпошлины при обращении через МФЦ).

Вместе с тем, отрицательно на поступлении налоговых доходов отразились:

  • снижение объемов производства и ухудшение финансовых результатов деятельности организаций по отдельным видам экономической деятельности;
  • оптимизация численности работников в бюджетной сфере и организациях реального сектора экономики;
  • снижение инвестиционной активности организаций и деловой активности малого бизнеса.

Республиканский бюджет в 2015 году формировался и исполнялся в рамках 19 государственных программ Республики Бурятия, из них 7 программ социальной направленности. Цели, задачи и показатели которых соответствуют основным направлениям социально-экономического развития Республики Бурятия, утвержденным Законом Республики Бурятия от 28.02.2011 №1903-IV «О программе социально-экономического развития

Исполнение свыше 99% по 4 следующим госпрограммам:

«Развитие образования, науки и молодежной политики» — 99,8%,

«Культура Бурятии» — 99,8%,

«Развитие физической культуры и спорта» — 99,4%,

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия» — 99,1%.

Исполнены от 98% до 99% госпрограммы:

«Социальная поддержка граждан» — 98,4%,

Менее 98% исполнение по следующим госпрограммам:

«Развитие здравоохранения» — при утвержденном годовом объеме ассигнований 10 864 943 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 10 508 686,8 тыс. рублей или 96,7% к годовому плану, не исполнено 356 256,2 тыс. рублей, в основном, по расходам на строительство объектов здравоохранения.

По подпрограмме Г «Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия» по объекту «Строительство ГУЗ «Детская республиканская клиническая больница» в 45 квартале Октябрьского района г. Улан-Удэ (в том числе корректировка проектно-сметной документации)» исполнение за счет средств федерального бюджета по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» составило 1 871,1 тыс. рублей при плане 2 414,5 тыс. рублей, остаток 543,4 тыс. рублей образовался в связи с неисполнением обязательств со стороны подрядной организации из-за задержки поставки оборудования субподрядчиком, ведется претензионная работа. За счет средств республиканского бюджета исполнение составило 3 512,2 тыс. рублей при плане 107 249,1 тыс. рублей, остаток 103 736,9 тыс. рублей. Средства были предусмотрены на сентябрьской сессии Народного Хурала РБ. Государственный контракт с ООО «Дарханстрой» заключен 23.10.2015 года. Срок исполнения государственного контракта 23.05.2016 года.

По подпрограмме Д «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения» по объекту «Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Улан-Удэ» при годовом лимите за счет средств республиканского бюджета 280 580,0 тыс. рублей, кассовые расходы составили 79 504,1 тыс. рублей (28,3%), неиспользованный остаток в объеме 201 075,9 тыс. рублей в связи с тем, что по условиям заключенного договора о предоставлении субсидий Государственной корпорации «Ростех» оплата осуществляется по факту выполненных работ. Остаток средств образовался в связи с отставанием от графика производства работ на 3-4 месяца по причине не проведения государственным заказчиком торгов на медицинское оборудование, что оказало влияние на проведение внутренних отделочных работ.

По подпрограмме 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» — не исполнение составило 9 000,0 тыс. рублей по межбюджетным трансфертам для оплаты единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, расходы произведены согласно представленных заявок.

Кроме того, в рамках данной госпрограммы по пояснениям ГРБС Министерства здравоохранения Республики Бурятия не исполнение бюджетных назначений обусловлено сложившейся экономией по результатам проведения конкурсных процедур за ноябрь — декабрь 2015 года.

«Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» при утвержденном годовом объеме ассигнований 36 350,3 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 34 707,7 тыс. рублей или 95,5% к годовому плану, не исполнено на сумму 1 642,6 тыс. рублей, в основном, по направлению расходов «Популяризация бурятского языка в СМИ» в связи с длительностью проведения процедур закупок.

4. Анализ показателей об исполнении расходов бюджета в социальной сфере

Рассмотрим первоначально утвержденный план по расходам и фактические расходы в 2015 году:

Таблица 2. Исполнение республиканского бюджета за 2015 год по разделам

Код

Наименование разделов

План 2015

Факт 2015

% исполнения

0100

Общегосударственные вопросы

1 787 099,1

1 580 686,4

88,4

0200

Национальная оборона

26 215,3

26 185,0

99,9

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

544 081,0

539 986,0

99,2

0400

Национальная экономика

8 022 401,4

7 423 666,6

92,5

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 880 802,4

2 500 918,8

86,8

0600

Охрана окружающей среды

862 219,0

635 878,7

73,7

0700

Образование

11 490 468,1

11 460 910,9

99,7

0800

Культура, кинематография

772 950,1

771 111,7

99,8

0900

Здравоохранение

10 495 499,5

10 138 575,4

96,6

1000

Социальная политика

7 896 741,3

7 778 001,6

98,5

1100

Физическая культура и спорт

443 291,2

440 505,0

99,4

1300

Обслуживание государственного и муниципального долга

452 246,2

291 259,4

64,4

1400

Межбюджетные трансферты

3 577 357,6

3 541 648,8

99,0

ВСЕГО РАСХОДОВ

49 314 851,4

47 192 451,9

95,7

Кассовые расходы республиканского бюджета Республики Бурятия по бюджетной деятельности за 2015 год составили 47 192 451,9 тыс. рублей или 95,7% к уточненным бюджетным назначениям.

Исполнение свыше 99% по следующим расходам:

Национальная оборона-99,9%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность-99,2%

Образование-99,7%

Культура, кинематография-99,8%

Физическая культура и спорт-99,4%

Рассмотрим исполнение республиканского бюджета по расходам за 2013-2015гг.:

Приоритетными в структуре расходов республиканского бюджета за анализируемый период являются расходы социальной направленности. Так, в 2015 году расходы на образование составили 24,3% в общей сумме, на здравоохранение 21,5%, социальную политику 16,5%.

Как видно из таблицы, общий объем расходов регионального бюджета в 2014 году имеет положительную динамику по сравнению с 2013 годом. Так, в 2013 году он составлял 46 792,7 млн. руб., а к 2014 году вырос до 47 399,6 млн. руб., в процентном выражении прирост расходов составил 1,2%. Это обусловлено увеличением расходов на культуру, здравоохранение и социальную политику и национальную оборону. В 2015 году наоборот, наблюдается снижение затрат на данные статьи.

В 2015 году расходы сократились на 0,5% по сравнению с 2014 годом, так в 2014 году общий объем расходов составлял 47 399,6 млн. руб., а в 2015 году снизился до 47 192,5 тыс. руб. Такое снижение обусловлено снижением расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, охрану окружающей среды, культуру и здравоохранение.

Следует отметить, что в 2015 году произошло резкое уменьшение расходов на культуру на 16,7%. Расходы на здравоохранение также значительно снизились на 14,2% по сравнению с 2014 годом.

Рассматривая структуру расходов бюджета Республики Бурятия можно сказать, что наибольший удельный вес занимает образование. Их доля в структуре расходов регионального бюджета ежегодно составляет около 25%. Так, в 2013 году доля расходов на образование составляла 23,4%, в 2014 году увеличилась и составила 24,4%, а в 2015 году -24,3%. Доля расходов на образование в общем объеме регионального бюджета имеет тенденцию к увеличению.

За анализируемый период расходы на здравоохранение занимают второе место в общем объеме расходов. В 2013 году их доля составляет 19,05%, в 2014 году удельный вес данного направления увеличился и составил 24,9%. В 2015 году — вновь снизился до 21,5%.

Также следует отметить, что доля расходов на социальную политику, составлявшая в 2013 году 14,1%, в 2014 году увеличилась до 16,1%. В 2015 году удельный вес расходов на социальную политику составил 16,4%. В общем объеме расходов социальная политика имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период.

Наименьшие удельные веса в структуре расходов занимают расходы на национальную оборону (менее 1%), охрану окружающей среды (1,3-16%), культуру (1,4-1,95%) и физическую культуру и спорт (1,0-1,4%).

При этом указанные направления не имеют четкой тенденции к увеличению или снижению доли в общей структуре расходов регионального бюджета.

5. Проблемы финансирования расходов в социальной сфере и разработка предложений по обеспечению результативности и эффективности расходования средств, выделяемых на социальную сферу из республиканского бюджета

За последние годы наблюдается сокращение перечня и объема финансирования социальных услуг, что является основополагающей проблемой в развитии социальной сферы. Это связанно с ограниченными финансовыми возможностями государства осуществлять финансирование социальной сферы в необходимом объеме. В связи с этим бюджетное финансирование направленно преимущественно на приоритетные области развития социальной сферы. Для этого разработаны и реализуются специальные проекты в области здравоохранения, образования, социальной политики. Важное место занимает направление «Новое качество жизни». В рамках данного направления планируется обеспечить доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Это позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на решение наиболее важных социальных проблем.

Кроме того, ключевые проблемы финансового обеспечения социальной сферы связаны с несовершенством нормативно-правовой базы, ее отставанием от современных экономических условий. Нерешенность законодательно-правовых вопросов при распределении полномочий между властными структурами системы управления в процессе решения социальных проблем вызывает противоречия между федеральным, региональными и муниципальными уровнями управления. Эти противоречия отражают отсутствие четкого механизма реализации государственной социальной политики.

В Республике Бурятия основными проблемами в развитии социальной сферы является:

  • недостаточное финансирование;
  • слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы;
  • социальная незащищенность работников социальной сферы.

В регионе пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов.

К серьезным социальным проблемам в Республике Бурятии можно также отнести: высокий уровень бедности, неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости. Проблемы недостаточного финансирования социальной сферы приводят к низкому качеству услуг, кадровому дефициту, недостаточному материальному оснащению соответствующих учреждений. Высокий уровень потерь в социальной сфере служит результатом значительного снижения эффективности системы социальных услуг и социальной помощи.

Важным направлением повышения эффективности работы социального обслуживания является дальнейшая оптимизация сети учреждений. Это объединение отдельных учреждений, открытие новых.

Значимое место занимает разработка программных мероприятий социальной сферы на перспективу. В соответствии с программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года ожидается внедрение следующих мероприятий по улучшению развития социальной сферы в регионе:

  • повышение качества предоставляемых государственных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте, социальной защите;
  • создание условий для формирования нового качества жизни населения, в том числе развитие учреждений социальной сферы, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищного строительства и другие;
  • обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;
  • обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций;
  • сохранение, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, формирование здорового образа жизни населения;
  • обеспечение социальных гарантий граждан;
  • обеспечение безопасности личности и общественной безопасности;
  • обеспечение потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.

В области социальной защиты граждан ожидается:

1) Организация многоуровневой адресной поддержки малоимущих и социально уязвимых слоев населения;

2) Повышение экономической эффективности расходов бюджетной сферы и внебюджетных фондов в области социальной защиты населения;

3) Повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций и организации обслуживания на дому;

4) Обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений торговли, культуры, средств транспорта, связи и информации.

Как было отмечено выше, для внедрения данных мероприятий необходимо достаточное финансирование. Таким образом, в целях предотвращения негативных тенденций в финансовом обеспечении социальной сферы необходимо определить основные направления совершенствования бюджетного финансирования социальной сферы, среди них можно выделить следующие:

  • усиление ответственности органов власти и учреждений за использование средств, выделяемых на финансирование социальной сферы;
  • рациональное разграничение полномочий по осуществлению социальное расходов между органами власти всех уровней;
  • наделение территориальных властей доходами, достаточными для финансирования возложенных полномочий, за счет децентрализации бюджетных средств через закрепление дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований ;
  • развитие информационной системы управления государственными финансами;
  • реализация государственных программ по повышению эффективности бюджетных расходов;
  • развитие системы государственного (муниципального) контроля.

В заключение отмечаем, одной из важнейших задач современного государства является развитие социальной сферы и повышение уровня жизни населения, достигнуть которые представляется возможным, только при условии повышения эффективности методов бюджетного финансирования социальных расходов.

Заключение

В результате прохождения практики были получены следующие умения и навыки:

1. Способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль;

2. Способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области учета и контроля;

3. Способность планировать налоги в составе доходов бюджетов бюджетной системы РФ;

4. Способность принимать участие в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений;

5. Способность выявления нарушений бюджетного, налогового, валютного и иного законодательства, наложения штрафных санкций.

финансы бюджет документооборот социальный

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/otchet/formirovanie-u-studentov-professionalnyih-umeniy-i-opyita-professionalnoy/

1. Об автономных учреждениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.11. 2006 г. № 174 (с изм. и доп. от 04.11. 2014г.) // СПС «Консультант плюс».

2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 07.05. 2012 г. № 597 // СПС «Консультант плюс».

3. Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие физической культуры и спорта на 2013 — 2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РБ от 29.12.2012г. № 823 (с изм. и доп. от 02.11.2015г.) // СПС «Гарант».

4. О Государственной программе Республики Бурятия «Культура Бурятии» [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РБ от 03.09.2012 г. № 502 (с изм. и доп. от 29.12.2015г.) // СПС «Гарант».

5. Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования, науки и молодежной политики» [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РБ от 06.02.2013 № 49 (с изм. и доп. от 09.12.2015г.) // СПС «Гарант».