Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/otchet/razvitiya-ekologicheskogo-turizma-v-moskovskoy-oblasti-esse/
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой в качестве одного из составных компонентов выступает многоотраслевой производственный комплекс, называемый индустрией туризма. Это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, предприятий познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентсткую деятельность, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Таким образом, индустрия туризма представляет собой комплекс отраслей и предприятий, деятельность которых нацелена на удовлетворение разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время.
Цель работы — анализ инфраструктуры туризма в Московской области.
Объект исследования — гостиница «Царская деревня».
Предмет исследования — деятельность гостиницы «Царская деревня».
Преддипломная практика способствует приобретению необходимых практических навыков согласно перечню должностных обязанностей.
Во время преддипломной практики происходит сбор и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной работы и детальное изучение работы предприятия сферы социально-культурного сервиса и туризма, а именно гостиницы «Царская деревня».
1 Роль туризма в развитии экономики страны
туризм инфраструктура гостиница развлечение
В настоящее время туризм представляет собой сложное массовое явление, которое влияет на экономику многих стран и регионов. Актуальность тематики обусловлена тем, что туризм является высокодоходной и динамичной отраслью современной мировой экономики. Существует множество различных определений туризма, но до сих пор в научной литературе отсутствует однозначное его определение. Однако, несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» такие элементы, как туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, деятельность организаций-посредников, отношения, связи, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг.
Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран
... времени. Объект данной работы - социальная работа зарубежных стран. Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных стран. Гипотеза данной работы - анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран включает ...
Обобщая множество определений понятия туризма, мы предлагаем следующее.
Туризм — это сложная социально-экономическая система, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: во-первых, это граждане (туристы), совершающие временные выезды (путешествия) с постоянного места жительства, не превышающего 12 месяцев подряд, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, и иных целях с возможностью занятия оплачиваемой деятельностью, при которой денежные средства остаются в стране (месте) временного пребывания; во-вторых, это организаторы-посредники, которые занимаются туроператорской и турагентской деятельностью; в-третьих, это совокупность взаимоотношений (явлений, связей), возникающих во время поездки и пребывания людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания; в-четвертых, это инфраструктура туризма, включающая в себя места показов, средства транспорта, объекты развлечения, размещения и обслуживания туристов и т.д. Концепция определения туризма представлена на рис. 1.
Рис. 1 Обобщенная концепция понятия «туризм»
Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны. Прямое воздействие выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные денежные средства туриста, или же расходы туриста, вкладываются в индустрию (инфраструктуру) страны, обеспечивая тем самым занятость населения, пополнение бюджета налогами, иными словами, увеличение дохода не только туристских организаций, но принимающей страны в целом. В связи с этим образуется некая цепочка «расходы — доходы — расходы » когда расходы туристов становятся доходами туристских организаций, которые, в свою очередь, часть своего дохода превращают в расход и т.д.
1.2 Сущность инфраструктуры туризма
В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина «инфраструктура» (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).
Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия — следует из определения, данного в Экономическом словаре: «инфраструктура — это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей» [13].
Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.
Оздоровительный туризм: основные понятия, анализ организации ...
... понятия оздоровительной услуги в качестве цели туристской поездки; исследованы особенности организации оздоровительного туризма проанализированы сходства и различия между организацией данного вида туризма в России и зарубежных Объектом исследования является туризм как совокупность оздоровительных ... состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры. На набор географического направления влияет ...
Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на «новое качество» экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы [6].
Под инфраструктурой туризма и гостеприимства следует понимать совокупность общих условий производства туристского продукта. При раскрытии содержания понятия «общие условия производства»- мнения специалистов расходятся. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс, другие — весь технологический процесс, третьи — технологический процесс плюс управленческие воздействия, необходимые для формирования туристского продукта. Именно последнее мнение наиболее корреспондирует сложным содержанием понятия «туристский продукт». Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций.
Боголюбов B.C. и Севастьянова С.А. пишут, что «туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает». Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению [2].
Исследования, выполненные В.С.Боголюбовым с соавторами, позволяют представить инфраструктуру туризма как сложную систему, являющуюся подсистемой более высокого уровня — туристской дестинации. Однако данные исследования оставляют открытым вопрос состава информационной базы межрегиональных сравнений уровня развитости инфраструктуры туризма, поскольку попытка полного и корректного количественного определения групп инфраструктуры по туристским дестинациям, приводит к получению наборов различных показателей. Это объяснимо уникальностью аттракторов и дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены туристам в конкретном месте пребывания.
Дальнейший анализ литературы показал множественность толкований понятия «инфраструктура туризма», не отличающихся, однако, столь же солидным методологическим обоснованием и детальной проработкой, как приведенное выше. Так, например, Овчаров А.О. в своих трудах отмечает, что «основу туристской инфраструктуры составляют средства размещения, под которыми понимается любой объект, предоставляющий временные услуги по проживанию» [6]. Данное определение трудно признать конструктивным, поскольку оно практически ограничивает условия, необходимые для предоставления туристских услуг, наличием средств размещения.
Инфраструктура индустрии туризма в регионе (на материалах ООО ...
... Целью работы является исследование инфраструктуры индустрии туризма Курской области и выделение направлений развития туристского сектора в регионе. Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: ¾ рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры индустрии туризма; ¾ проанализировать состояние инфраструктуры индустрии туризма ...
Весьма детальное определение инфраструктуры туризма дает С.А. Попов Р.А. Данный ученый под инфраструктурой туризма предлагает понимать комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Это автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое. Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций [7].
Интерес представляют исследования инфраструктуры туризма, выполненные С.А.Севастьяновой, которая в своих исследованиях представляет: ее как сложную систему взаимодействующих элементов, и являющуюся подсистемой индустрии туризма. По мнению указанного автора, туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента [11].
Первый элемент — индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой — комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, — транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность, которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.
Таким образом, С.А.Севастьянова так же, как и В.С.Боголюбов, представляет инфраструктуру туризма как сложную систему. Достоинством данного представления в контексте настоящего исследования является то, что оно создает потенциальную возможность межрегиональных сравнений, поскольку конкретно, учитывает в составе инфраструктуры отрасли, представленные в экономике всех регионов Российской Федерации и отчитывающиеся перед региональными статистическими органами. Однако требует уточнения возможность получения данных, характеризующих развитие всех отраслей, указанных в определении С.А.Севастьяновой, по набору показателей, одинаковому для субъектов Российской Федерации за ряд лет.
Следует согласиться с С.А.Севастьяновой и в оценке роли инфраструктуры туризма в социально-экономическом развитии региона. Инфраструктура туризма, являясь частью инфраструктурного комплекса региона, выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры предполагает создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная — организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Развитая инфраструктура туризма обеспечивает не только доступность туристского ресурса, а также комфортность пребывания туриста в месте посещения дестинации. Функционирование и развитие индустрии туризма и гостеприимства в свою очередь, выступают в виде существенного элемента социально-экономической системы страны, требующей крупней инвестиций и приносящей немалые доходы государству и предпринимателям [5].
Помимо множественности определений инфраструктуры туризма, что обусловило необходимость проведения критического анализа дефиниций, в специальной литературе отсутствует также единство определения туризма как отрасли сферы услуг. Различные авторы говорят о туризме, индустрии туризма, индустрии гостеприимства, туристской индустрии, устанавливая различные связи между данными понятиями. Для регионов страны наличие туристских ресурсов (природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил) является важной, одной из существенных составляющих индустрии туризма.
Благодаря своевременно сформированной туристской инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона, а также увеличение притока инвестиций [13].
Инфраструктура туризма и гостеприимства, являясь сложной системой, состоящей из множества элементов -предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности — вследствие своей сложности является объектом регионального управления. Пропорциональное развитие ее элементов возможно только при осуществлении централизованного регулирования, инструментом которого являются программ развития туризма в регионах. Следовательно, речь может идти об определении состава инфраструктуры региональной системы туризма и гостеприимства как объекта регионального управления, наблюдаемого статистическими органами.
1 Характеристика деятельности гостиницы «Царская деревня»
В корпусах отеля располагается 115 номеров следующих категорий:
Стандартные,
Семейные,
Студио,
Люксы,
Именные уникальные люксы.
Номера оборудованы кондиционерами.
Для взыскательных гостей отель предлагает именные люксы: «Одуванчик», «Восточный», «Президентский» , «Губернатор», «Шоколад», «Киноман», «Модерн». Каждый номер индивидуален: аксессуары, мебель, интерьер номера неповторимы и соответствуют названию. Из номеров видно реку или сосновый бор.
В клубе имеется:
ресторан «Кают компания» (А-ля карт),
ресторан «Акватория»,
спорт бар,
лобби.
Ароматный кофе, вкуснейшие десерты и торты, домашняя выпечка готовят для наших гостей в собственной кондитерской. Все это можно отведать в Спорт-баре и Лобби-баре.
В ресторане «Кают-компания» подаются приготовленные по оригинальным рецептам разнообразные блюда русской и европейской кухни. Кроме того, имеется уникальная возможность попробовать свежевыловленную рыбу: стерлядь — летом, а зимой налим. Специально для гурманов предоставляется возможность насладиться свежими устрицами с побережья Франции.
В гостинице проводятся шикарные банкеты и другие мероприятия. Мы предлагаем банкетные залы, рассчитанные на 50 и 120 человек. Летом имеется прекрасная возможность организовать праздничные мероприятия под открытым небом на английской лужайке, с которой открывается вид на набережную. На территории базы отдыха находится зал торжеств на 250 человек, оснащенный профессиональным светом, музыкальным оборудованием и сценой. Он превосходно подходит для проведения ужинов, фуршетов, регистраций бракосочетания.
Кроме того, для организации торжественных мероприятий имеется летний многофункциональный шатер, в котором оборудовано вечернее освещение. Имеется возможность разместить плазменные панели и проектор. Для влюбленных у гостиницы «Царская деревня» появилось специальное предложение — «Романтическое свидание с продолжением». Романтическая атмосфера и положительные эмоции будут гарантированы.
Развлечения на зимней базе отдыха очень разнообразны:
коньки,
ледяная горка,
катание на санях,
лыжные прогулки,
зимняя рыбалка,
катание на надувных санках — ватрушках.
Для эффективной работы и корпоративного отдыха созданы прекрасные условия. Организации различных корпоративных мероприятий, а также тимбилдинга, способствует инфраструктура отеля.
На территории гостиницы располагаются:
конференц центр, который вмещает до 500 человек,
интернет-класс
комнаты для переговоров, которые рассчитаны на 40 человек.
В помещениях имеется профессиональное мультимедийное и звуковое оборудование. А на всей территории имеется бесплатный Wi-Fi.
Гостиница «Царская деревня» предлагает большой спектр услуг для тех, кто желает заняться спортом и укрепить здоровье: занятия с профессиональным инструктором в фитнес-клубе, массажный кабинет, бассейн с озонированной водой.
Организационная структура гостиницы «Царская деревня» представлена на рис. 2.
Рис. 2 Организационная структура гостиницы «Царская деревня»
Характеристика основных служб отеля представлена в таблице 1.
Таблица 1 Основные службы гостиницы «Царская деревня»
Основные службы |
Функции служб |
Штатные единицы |
Служба развития |
Ведет переговоры на перспективное использование номерного фонда гостиницы, обсуждает вопросы использования помещений, выясняет потребности определенных групп клиентов, разрабатывает и реализует стратегию развития гостиницы |
Зам. управляющего по вопросам маркетинга и персонала |
Планирование и обеспечение организации оптимальным количеством работников необходимой квалификации, управление человеческими ресурсами, решение текущих кадровых вопросов |
||
Служба финансово-экономическая |
Ведет учет и контроль над расходами денежных средств. Организация финансовой деятельности в гостинице |
Главный бухгалтер |
Служба инженерно-техническая материального снабжения |
Планирование, организация и проведение капитального, профилактического и текущего ремонта конструктивных элементов здания, инженерных коммуникаций, номерного фонда и установленного в нем оборудования |
Зам. управляющего по тех. вопросам, инженер-технолог |
Служба безопасности |
Обеспечивает безопасность постояльцев, охраняет имущество, принадлежащее гостям и сотрудникам гостиницы |
Охранники |
Служба размещения и номерного фонда |
Обеспечивает быстрое и качественное размещение гостей, контролирует процесс заполнения номерного фонда, ведет учет и регистрацию постояльцев |
Администратор гостиницы, портье стойки размещения |
Встречает гостей, обеспечивает комфортное пребывание каждого гостя в гостинице, фиксируя все их просьбы и пожелания |
Консьерж — швейцар |
|
Содержание номерного фонда гостиницы в порядке и чистоте, следит за готовностью номеров к заселению, за оснащением и оборудованием в номерах во время и после пребывания гостей в номерах |
Горничные |
|
Обеспечивает оперативное поступление чистого белья в номера, стирает, утюжит и чистит белье, принадлежащее постояльцам гостиницы |
Кастелян |
|
Служба приготовления пищи |
Работа включает полный цикл приготовления пищи |
Шеф-повар, повара, уборщик |
Служба зала ресторана |
Несет ответственность за комфорт посетителей ресторана, обеспечивает оперативность приема заказа, следит за порядком |
Администратор зала, гардеробщик, официанты |
В 2014 году среднесписочная численность работающих уменьшилась на 5 человек (табл. 2)
Таблица 4 Динамика среднесписочной численности работающих, чел.
Категория работающих |
2013 |
2014 |
Изменение |
Темп роста |
всего |
91 |
113 |
22 |
124,2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) |
69 |
68 |
-1 |
98,5 |
в том числе: администраторов |
9 |
9 |
0 |
100 |
менеджеров |
7 |
7 |
0 |
100 |
портье |
6 |
6 |
0 |
100 |
горничных |
18 |
20 |
2 |
111,1 |
врачей |
0 |
0 |
0 |
Х |
среднего медицинского персонала |
1 |
1 |
0 |
100 |
работников спортивного комплекса |
28 |
25 |
-3 |
89,3 |
Средняя численность внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера |
10 |
6 |
-4 |
60,0 |
Прочие работающие |
0 |
0 |
0 |
Х |
Общая численность персонала увеличилась на 24,2%. Среднесписочная численность работников без внешних совместителей и работников несписочного состава уменьшилась на 1,5%. Наибольший прирост составила численность горничных на 11,1%, а наименьший у работников спортивного комплекса — 10,7%. Численность не списочного состава уменьшилась на 40%. Количество администраторов, менеджеров портье и среднего медицинского персонала не изменилось.
Среднесписочная численность работников по услугам спортивного комплекса уменьшилась по сравнению с 2013 годом, а по услугам размещения увеличилась по сравнению с 2013 годом.
Гостиница «Царская деревня» имеет четкую, иерархию менеджмента, в рамках которой все его члены занимают определенное место в соответствии со своим статусом.
В низшей части иерархии находятся люди, которые заняты непосредственно работой, к ним относится производственный персонал гостиницы, так называемые индивидуальные участники. Над ним возвышается многослойная пирамида менеджеров, в которой выделяют три уровня:
Менеджеры, руководящие деятельностью только отдельных сотрудников, они не контролируют деятельность менеджеров.
Менеджеры, управляющие работой других менеджеров, которые находят методы решения наиболее важных задач.
Менеджеры высшего звена, отвечающие за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей гостиничного предприятия. Они ответственны перед руководством гостиницы.
Существует пять базовых операций в работе менеджеров, какой бы деятельностью в индустрии гостеприимства они не занимались:
Менеджер устанавливает цель, определенные конкретные задачи в каждой группе целей, делает их эффективными через сообщения их другим сотрудникам предприятия, чья работа необходима для достижения данных целей.
Менеджер выполняет организационную функцию, анализируя деятельность и принимая решения необходимые для достижения целей. Он группирует в организационную структуру и выбирает персонал для их выполнения.
Менеджер выполняет функцию анализа оценки и интерпретации результатов работы каждого сотрудника предприятия.
Менеджер поддерживает постоянную коммуникацию в коллективе, забывая про приемы мотивации.
Менеджер способствует росту людей, включая самого себя.
Ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но вмести, они имеют одну общую цель — удовлетворение потребностей клиентов.
Общие решения стратегического характера принимаются генеральным директором. Генеральный директор является посредником между владельцами предприятия и управляющим персоналом, с одной стороны и гостиничного предприятия с другой. Эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих задач в конкретные управленческие решения.
Кроме того, на генеральном директоре лежат решения задач связанных с общими направлениями деятельности предприятия, в том числе проведение финансовой политики.
Руководство высшего звена принимает решения, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Но часть этих вопросов может быть передана на расширение нижестоящих управления, если на генерального директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.
Также в дополнение к руководству высшего звена используют такую организационную форму, как исполнительный комитет, который состоит из руководителей главных функциональных подразделений (служб) гостиницы. В него входят руководители таких направлений, как размещение, питание, маркетинг ( коммерческая служба), административно — хозяйственная работа. Каждый из руководителей за эти направления несет ответственность за решение стоящих перед ним задач.
Руководители среднего звена (руководители структурных подразделений), обладают полномочиями принятия оперативных решений в рамках своих подразделений.
Как уже было сказано выше, менеджмент как токовой, не имеет четкой иерархической системы управления.
Менеджмент в отеле выполняет четыре основные функции (планирование, организация, мотивация, контроль), без которых управление организации не будет осуществляться на должном уровне.
Помимо основных функций менеджмент имеет главную задачу, которая обеспечивает прибыльность, а значит эффективность работы всех подразделений. В 2014 году выручка от реализации увеличилась на 8900 тыс.р. (табл. 3)
Таблица 3 Динамика выручки от реализации, тыс. р.
Вид услуги |
2013 |
2014 |
Изменение |
Темп роста |
Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) |
62100 |
71000 |
8900 |
114,3 |
в том числе: от продажи номеров |
49500 |
56200 |
6700 |
113,5 |
от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость номера/путевки (курсовки) |
12600 |
14800 |
2200 |
117,4 |
Выручка от продажи номеров увеличилась, а так же увеличилась выручка от продажи дополнительных услуг. Темп роста выручки от реализации опережает темп роста оказанных услуг на 0,8%. Темп роста выручки от дополнительных услуг не входящих в стоимость номера опережает темп роста оказанных услуг по продажи номеров на 3,9%. В отчетном году себестоимость услуг увеличилась на 19,4%, а именно на 10750 тыс. р. (табл. 4)
Таблица 4 Динамика себестоимости объема оказанных услуг, тыс.р.
Показатель |
2013 |
2014 |
Изменение |
Темп роста |
Полная себестоимость |
55477 |
66227 |
10750 |
119,4 |
Материальные затраты — всего |
9800 |
11300 |
1500 |
115,3 |
из них: работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями |
45 |
63 |
18 |
140 |
Затраты на оплату труда |
24300 |
28100 |
3800 |
115,6 |
Единый социальный налог |
6100 |
7400 |
1300 |
121,3 |
Амортизация основных средств |
860 |
880 |
20 |
102,3 |
Прочие затраты |
14417 |
18547 |
4130 |
128,6 |
из них: обязательные |
52 |
52 |
0 |
100 |
представительские расходы |
15 |
15 |
0 |
100 |
налоги, включаемые в себестоимость ( без ЕСН) |
140 |
140 |
0 |
100 |
оплата услуг сторонних организаций |
14100 |
18200 |
4100 |
129 |
другие затраты |
110 |
140 |
30 |
127,3 |
В 2014 году значительно увеличились по сравнению с прошлым расходы на материальные затраты (40%) и прочие затраты (28,6%).
Также увеличились оплата услуг сторонних организаций на 29%, затраты на оплату труда на 15,6%, единого социального налога на 21,3%, амортизация ОС на 2,3% .
Чистая прибыль в отчетном году увеличилась на 29003 тыс.р.(табл. 5)
Таблица 5 Динамика прибыли предприятия, тыс.р.
Прибыль |
Пред. год |
Отчет. год |
Изменение |
Темп роста |
Валовая прибыль |
21100 |
28700 |
7600 |
136 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1200 |
15100 |
13900 |
1258,33 |
Прибыль от финансовых операций |
3 |
6 |
3 |
200 |
Прибыль от прочих операций |
460 |
750 |
290 |
163,04 |
Прибыль от внереализационных операций |
-600 |
250 |
850 |
-41,67 |
Прибыль до налогообложения |
1700 |
15630 |
13930 |
919,41 |
Чистая прибыль (убыток) |
3263 |
32266 |
29003 |
988,84 |
Валовая прибыль в отчетном году увеличилась всего на 988,84%, прибыль до налогообложения увеличилась на 919,41%, прибыль от финансовых операции возросла на 100%, от продаж — на 1258,33%. А вот прибыль от внереализационных операций уменьшилась на 58,33,5%. А по прочим операциям в прошлом году получили всего 460 тыс. р., а в отчетном понесли убытки в размере 750 тыс.р..
Прибыль до налогообложения в отчетном году снизилась на 382 тыс. р.(табл. 6)
Таблица 6 Влияние факторов на изменение прибыли, тыс. р.
Показатель |
2013г |
2014г |
Изменение |
Влияние |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
62100 |
71000 |
8900 |
114,3 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
41000 |
42300 |
1300 |
103,2 |
Коммерческие расходы |
7600 |
8600 |
1000 |
113,2 |
Управленческие расходы |
12300 |
5000 |
-7300 |
|
Прочие доходы и расходы: Проценты к получению |
13 |
26 |
13 |
200 |
Проценты к уплате |
10 |
20 |
10 |
200 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
Х |
Прочие операционные доходы |
660 |
980 |
320 |
148,5 |
Прочие операционные расходы |
200 |
230 |
30 |
115 |
Внереализационные доходы |
200 |
650 |
450 |
325 |
Внереализационные расходы |
800 |
400 |
-400 |
50 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
144600 |
156130 |
11530 |
107,9 |
На увеличение положительное влияние оказали уменьшение управленческих, увеличение процентов к получению, увеличение внереализационных доходов.
В отчетном году рентабельность предприятия в целом уменьшилась, а рентабельность продаж наоборот увеличилась (табл. 7)
Таблица 7 Динамика рентабельности предприятия, проц.
Показатель |
Пред. год |
Отчет. год |
Изменение |
Рентабельность продаж |
1,93 |
21,27 |
19,34 |
Рентабельность услуг |
2,93 |
35,70 |
32,77 |
Рентабельность предприятия |
4,54 |
39,54 |
35,00 |
Рентабельность собственных средств |
16,40 |
160,53 |
144,13 |
В отчетном году рентабельность продаж увеличилась на 19,34, рентабельность услуг и рентабельность предприятия и собственных средств также увеличилась.
Прирост нематериальных активов составил 400%. Дебиторская задолженность (платежи после 12 месяцев) увеличились на 326,92%. Рост внеоборотных активов составил 2,45%. Стоимость имущества изменилась на 2066 тыс.р., следовательно потенциал предприятия увеличился. В относительном выражении прирост составил 5,51%, что больше темпа роста выручки. Также потенциал предприятия увеличился за счет роста собственных средств (на 900тыс.р.) и увеличения краткосрочных заемных средств (на 1239тыс.р.).
Доля основных средств уменьшилась на 0,92%. Доля оборотных активов увеличилась на 2,10%. Доля долгосрочных заемных средств в общей структуре сократилась на 0,37%, но зато краткосрочных — увеличилась на 1,45%.
Таким образом, как показывают результаты анализа деятельности гостиницы «Царская деревня» финансовое положение недостаточно устойчивое для прибыльного функционирование и необходимо принимать меры по развитию.
2.2 Анализ туристской инфраструктуры Московской области
Московская область занимает особое место на туристском рынке России, она обладает:
-абсолютно высокой плотностью и концентрацией памятников культурного наследия, из которого 200 объектов показа занесены в реестр памятников ООН, дающей неограниченные возможности для экскурсионной деятельности;
мощным научным потенциалом (многочисленные университеты, академии, учебные, научно-исследовательские и проектные институты, научные центры), являющимся основой для научного конгрессного туризма;
крупнейшим центром Православной Церкви, что обеспечивает развитие религиозного туризма;
скоплением разнообразных промышленных предприятий и деловых центров, определяющих широкие возможности для делового туризма;
достаточно благоприятными природными условиями для организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов специализированного туризма;
плотной рекреационной сетью (свыше 1000 учреждений отдыха и более 4000 туристских фирм);
лучшей транспортной обеспеченностью в России (11 крупнейших железнодорожных и 15 автомобильных магистралей, 4 гражданских аэропорта, 3 из которых соответствуют международным стандартам, 2 речных порта);
-крупным ресторанно-гостиничным хозяйством (более 45 тыс. гостиничных мест в Москве, существенно обновленных в последнее время и 2490 мест в гостиницах и мотелях области);
большими трудовыми ресурсами, которые после соответствующей профессиональной подготовки могут быть привлечены к работе в туристской сфере;
большим количеством учебных заведений, занимающихся подготовкой туристских кадров во главе с Российской международной академией туризма.
К этому надо добавить центральное геополитическое положение региона (зона социокультурной и экономической конвергенции) и относительную политическую стабильность в нем, стремительное развитие Москвы как одной из крупнейших туристских столиц мира, центра деловой активности, социально-экономическую подготовленность территории для интенсивного ведения хозяйства на основе предпринимательства.
Анализируя состояние рекреационной сети Московской области, отметим, что в советский период Московская область располагал самой развитой рекреационной сетью в стране, которая была представлена следующими типами учреждений:
-предприятиями лечебно-оздоровительного отдыха (санатории, санатории-профилактории);
туристскими предприятиями (туркомплексы, турбазы, мотели, кемпинги, дома рыбаков и охотников, дома отдыха и пансионаты, базы отдыха);
-конноспортивными школами и пр;
домами творчества;
детскими оздоровительными учреждениями (пионерские лагеря и
выездные детские сады, центры и станции детского и юношеского туризма);
-дачной рекреацией (индивидуальные дачи, сельские дома, купленные горожанами, дачные кооперативные поселки, садово-огороднические товарищества, коттеджные поселки горожан).
Колоссальное культурное наследие и развитая социокультурная инфраструктура позволяли широко развивать экскурсионную деятельность. Область располагает большим штатом прекрасно подготовленных музейных работников.
В Московской области активно функционировали различные виды транспортного туризма: в Москве начиналось самое большое число речных маршрутов в стране. Ежегодно Московский областной совет по туризму и экскурсиям отправлял несколько десятков экскурсионных поездов в различные концы страны. Многочисленные туристы прибывали в Московскую область из других республик и областей Союза и стран дальнего зарубежья.
Начавшаяся перестройка разрушила рекреационную систему региона. Лишившись государственных инвестиций, многие рекреационные учреждения прекратили свое существование или стали работать с неполной нагрузкой. К 2008 г. число мест в учреждениях сократилось в 2 раза. Особенно пострадали детские оздоровительные учреждения (бывшие пионерские лагеря, выездные дачи яслей и детских садов).
В настоящее время трудно сказать, сколько рекреационных учреждений осталось в — действительности, так как ни Госкомстат, ни Администрация области не располагает. Проблема осложняется тем, что 85% учреждений принадлежит различным ведомствам и только 15% учреждений имеет централизованное подчинение.
Выборочные обследования рекреационных учреждений позволяют сделать вывод о том, что современное состояние рекреационного хозяйства Подмосковья следует признать неудовлетворительным:
-наблюдается сокращение рекреационной сети за счет консервации многих предприятий отдыха с последующей сменой функционального использования их земельных участков и строений;
-«вымывание» дешевых услуг и общий рост цен на путевки;
физическое и моральное старение материальной базы рекреационных учреждений;
отсутствие реальной экономической помощи по поддержанию рекреационных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности, при сохранении за ведомством права собственности на имущество этих предприятий, что лишает последних возможности поиска инвестора;
обнищание и низкая загрузка учреждений Москурорта, сохранивших централизованное подчинение профсоюзам;
отсутствие единого туроператора, работающего по — координации загрузки подмосковных учреждений отдыха.
Характеризуя современное состояние туристских учреждений, следует отметить, что к началу перестройки в Подмосковье функционировало 260 пансионатов и домов отдыха, 250 ведомственных баз отдыха, 40 турбаз, кемпингов и мотелей, несколько домов творчества и сеть баз рыбаков и охотников. Общее число мест в туристских учреждениях превышаю 500 тысяч.
Наибольшая концентрация туристских предприятий отмечалась в ближнем Подмосковье в радиусе одночасовой доступности. Пансионаты, дома и базы отдыха располагаюсь наиболее плотно вдоль рек Москвы, Клязьмы, Пахры и по побережьям водохранилищ Канала им. Москвы. Особняком сложилась зона отдыха на юге области по р. Оке.
Охотничьи базы располагались преимущественно по окраинным районам области, имеющим лучшие охотничьи угодья. Особенно много отмечалось их на северо-западе области. Дома рыбаков были приурочены к водохранилищам (Можайскому, Рузскому, Истринскому, Клязьминскому) и Великим Шатурским озерам.
Пансионаты и дома отдыха характеризовались различной вместимостью от 40-50 мест до 1000 и более. Среди них самыми крупными были Клязьминский пансионат и турцентр в Звенигороде.
Многочисленные ведомственные базы отдыха, как правило, имели небольшую вместимость 50-100 мест, располагали очень ограниченной материальной базой и эксплуатировались преимущественно в летний период.
В период перестройки резко сократилась сеть туристских учреждений. Многие предприятия и ведомства оказались не в состоянии поддерживать принадлежавшие им дома и базы отдыха.
В настоящее время мы имеем очень пеструю картину в сети туристских учреждений. Так благоустроенный дом отдыха «Красная гора» простаивает уже более 6 лет, пансионат «Тучково» работает с очень низкой загрузкой, а принадлежавший тому же Министерству экономики дом отдыха «Вороново» имеет почти 100% загрузку, расширяет и модернизирует свою материальную базу.
Ряд туристских учреждений стали сдавать свои помещения под общежития строителей или другие нужды. В отличие от них дома отдыха и пансионаты, в которых оказалось более предприимчивое руководство, стали искать пути по оснащению своих предприятий новыми привлекательными услугами.
Больше всего пострадала система детского отдыха в Подмосковье. Ранее в регионе детскому отдыху уделялось очень большое внимание: было организовано 1100 лагерей и 540 выездных детских садов и яслей. Сейчас трудно сказать, сколько учреждений детского отдыха сохранилось в области, так как предприятия сведения о них не дают, а помещения и территории сдают в наем под складские и иные нужды. Это ставит вопрос о необходимости инвентаризации детских оздоровительных учреждений.
Анализ состояние туристской инфраструктуры показал, что, несмотря на то, что по сравнению с другими территориями России Московская область характеризуется наиболее развитой инфраструктурой, уровень ее для туризма недостаточен. Отмечается существенная нехватка предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, которые за последние годы в разных районах области сократились в 2-3 раза и в среднем составляют всего 4 предприятия на 10 тыс. жителей.
Переход на рыночные отношения и почти поголовная приватизация малых предприятий, не привели к оживлению в сфере обслуживания. Сказывается значительный износ (от 40 до 70%) основных фондов в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, достигающий максимальных величин в частных предприятиях. В результате за последние 6 лет произошло снижение розничного товарооборота на 55-60%.
Для развития местного туризма особое значение имеет состояние автомобильных и железных дорог. Автодороги даже федерального значения не соответствуют по качеству мировым стандартам. В пределах «Золотого Кольца» на Горьковском и Ярославском шоссе протяженность участков с удовлетворительным состоянием по прочности и ровности покрытия варьирует от 26 до 56% соответственно.
Автомобильные трассы недостаточно оборудованы объектами сервиса. Обеспеченность дорог бензозаправками составляют 60% от норматива, станциями техобслуживания — 30%, пунктами питания — 50%, туалеты, необходимые для туристов, практически отсутствуют.
Качество дорог не отвечает условиям безопасности. Большинство автомагистралей испытывают значительную перегрузку (например, Горьковское шоссе в 1,3 раза), особенно в выходные летние дни, когда большинство москвичей отправляются загород: пробки на дорогах стали постоянной реальностью.
Не все памятники природного и культурного наследия Подмосковья доступны для показа из-за отсутствия хороших местных дорог. В период межсезонной распутицы по ряду дорог невозможно проехать даже в места отдыха. Осложняет отдых населения и сокращение автобусного парка в области на 10%. Из-за плохого состояния подвижного состава сокращается выпуск автобусов на линию, часты отмены маршрутов к традиционным местам отдыха и историческим достопримечательностям.
Крайне мало комфортабельных туристских автобусов. Практикующие частные автобусы, обслуживающие экскурсии, обычно ниже установленных требований. Туристские автобусы, соответствующие мировым стандартам, слишком дороги для местных туристских маршрутов.
На всех автодорогах практически отсутствует система аварийновыездной связи, необходимой для обеспечения безопасности туристов.
Для самодеятельного туризма и дачников основным транспортом остается электричка. За последние годы техническое состояние железнодорожных путей и подвижного состава резко ухудшилось, а стоимость проезда — выросла. В летнее время для перевозки пассажиров применяют вагоны с истекшими сроками службы. Как и на шоссейных дорогах, отмечается инфраструктурная необустроенность железнодорожных путей: большая часть железнодорожных станций не имеет залов ожидания, кафе, киосков, приличных туалетов.
Авиация в Московском регионе для целей туризма используется крайне ограниченно. Хотя почти все аэродромы расположены на территории области, и именно через них проходят основные вылеты российских туристов за рубеж, область никакой компенсации за это не получает, испытывая значительное ухудшение экологической обстановки из-за химического и шумового загрязнения окрестностей.
Зона воздушного авиационного шума в Московской области распространяется на 5% территории области, наиболее дискомфортны — Люберецкий, Ленинский, Химкинский, Домодедовский, Раменский, Наро- Фоминский районы Для туристского обслуживания населения можно не учитывать дискомфортные по шуму территории, в том случае, когда они пересекаются маршрутами, т.е. пребывание в них эпизодическое. Однако размещение стационарных туристских объектов в зоне шумового дискомфорта нежелательно.
Малая авиация в области практически перестала существовать, но сохранилась аэродромная инфраструктура малых аэродромов, которую можно приспособить для туристских целей. Малые аэродромы можно использовать для полетов туристов на воздушных шарах и аэростатах, вертолетах и маломестных туристских самолетах. Подобную продукцию начинает выпускать Луховицкий авиационный завод, который по конверсии перешел на изготовление разнообразного туристского снаряжения и оборудования. При оживлении туристской деятельности в качестве международных аэродромов могут быть задействованы и военные аэродромы.
Неудовлетворительно в области развита и связь. На крайне низком уровне, особенно в сельской местности, находится почтовое обслуживание. Недостаточна и устарела телекоммуникационная сеть. Гостиницы области, как правило, не обеспечены средствами междугородней связи. В туристских учреждениях не везде имеется междугородняя и международная связь. Не получили еще широкого распространения радиотелефонная и сотовая связь с подвижными объектами.
Плохо обеспечивается прохождение современной документальной связи (телексы, телефаксы и пр.), что снижает предпринимательскую активность из-за информационной изолированности региона.
Без решения вопроса современного телекоммуникационного обеспечения всех районов области быстрое развитие туризма невозможно.
Московская агломерация является одним из самых крупных в мире высокоурбанизированных районов с относительно малонарушенной и незагрязненной природной средой, тем не менее, загрязнение атмосферного воздуха выше предельно допустимых концентраций (ПДК) наблюдается над Москвой, Подольском, Клином, Каширой и рядом других городов, на отдельных территориях Ленинского, Люберецкого, Балашихинского, Ногинского и др. районов. В зоне загрязнения воздуха проживает более 2/3 населения гор. Москвы и Московской области.
Ежегодно в окружающую среду поступает 2 млн. тонн минеральных удобрений, 3,7 млн. тонн помета, 9,3 млн. тонн навоза, 3 тыс. тонн пестицидов. Отдельно стоят промышленные выбросы и выбросы энергоустановок и транспорта. Растительность Московской области ежегодно поглощает 10-11 млн. тонн углекислого газа и вырабатывает 9-10 млн. тонн кислорода, на залесенных территориях в 2-3-х километровой зоне от источников загрязнения атмосферный воздух очищается ниже ПДК. Анализ показал, что переход к рыночным отношениям, общехозяйственный хаос, правовой беспредел пагубно отразились на рекреационной системе Подмосковья: богатейшие туристские ресурсы области остаются невостребованными и во многом разрушаются. Это касается как природного потенциала, так и культурного наследия. Особенно опасным представляется тот факт, что до сих пор не произведено резервирование ценных природных местностей. Плата за пользование природными ресурсами не взимается, средства на их восстановление не выделяются, что ведет к их истощению.
Наиболее ценные природные ландшафты стремятся использовать не по назначению:
-в наиболее живописных участках Подмосковья, начинают возводиться коттеджные постройки и садоводческие товарищества (например, уникальная долина реки Волгуши, ранее выделенная в курортную зону);
происходит захват территории исторических ландшафтов даже тех, которые отнесены к природно-историческому заказнику «Верхняя Москва- река» (окрестности Архангельского и водоохранной зоны водохранилищ, выделенные для кратковременного пляжнокупального отдыха жителей);
некоторые организации, стремясь получить заказы, не гнушаются фальсификацией сведений о природной среде, которую они планируют уничтожить
Экологическая обстановка в Московской области по сравнению со многими промышленными регионами России оценивается как относительно благоприятная, однако с позиций туризма в ней далеко не все благополучно.
Общий уровень загрязнения природной среды в последние годы сократился в связи со спадом производства за исключением придорожных зон, загрязнение которых увеличилось в связи с резким ростом парка автомашин.
Серьезной экологической проблемой для Подмосковья является истощение водных ресурсов, нарушение гидрологического режима рек и водоемов, обмеление большинства водотоков. Это пагубно отразилось на обеспечении питьевой водой рекреационных объектов, особенно садоводачных поселков, где строительство шахтовых колодцев стало в ряде в ряде случаев невозможно. Обмеление рек сократило возможности использования их для водного туризма, перестали существовать маршруты, которые проходили по рекам Ламе, Сестре и другим.
Несмотря на имеющееся законодательство и принимаемые меры значительно загрязнены реки ниже г. Москвы — Клязьма, Пахра, Нерская, Искорка, Яуза, Ока (ниже г. Коломны) и др. относительно менее загрязнены водоемы западного и северного секторов Подмосковья.
Особо неблагоприятное положение складывается с малыми реками и озерами и прудами, имеющими низкую самоочищающуюся способность.
При формировании рекреационной системы области экологический фактор не принимался изначально во внимание. Наибольшая плотность рекреационных учреждений отмечается в ближайших к столице районах в радиусе одночасовой доступности. В результате большинство объектов туризма оказалось в зоне экологического риска, что ставит вопрос об их выносе в более чистые окраинные районы Подмосковья.
При организации зон отдыха не учитывалась рекреационная емкость территории, приводящая к экологической деградации ландшафтов под влиянием чрезмерной рекреационной нагрузки.
Экологическим неблагополучием характеризуются и непосредственно территории самих рекреационных объектов, которые загрязняются деятельностью туристских учреждений. Проектирование предприятий отдыха имело существенные недостатки: почти повсеместно хозяйственные зоны оказались включенными в рекреационные зоны, что приводило к нивелированию оздоровительного эффекта от пребывания отдыхающих на природе.
В туризме чрезвычайно важно, какое общее впечатление о стране остается у приезжающих в нее туристов. Это касается состояния природных комплексов. Важнейшим элементом культуры народа является умение жить на земле, оставляя ее в более пригодном виде для жизни следующих поколений. К сожалению, территория области, ее лесные и сельскохозяйственные угодья, улицы городов и поселков свидетельствуют о падении общей экологической культуры населения.
Очевидно, что духовное обнищание последних лет пагубно отразилось на состоянии той среды, что нас окружает. Сиюминутная выгода, равнодушие, потеря эстетического чувства приводят к варварскому отношению к природе, люди привыкают жить в окружении стихийных свалок и не замечают, как быстро меняется облик Подмосковных пейзажей, которые с каждым годом становятся все менее привлекательными как для местных, так и для иностранных туристов.
Подводя итог, необходимо отметить, что рекреационные ресурсы изучены на территории Московской области недостаточно полно. Теоретически они оценены по всей территории области, однако, для решения вопроса об организации конкретных рекреационных учреждений и построения всей рекреационной системы в целом этого недостаточно. Требуется обследование территории с выделением конкретных площадей под освоение.
При разработке планов по развитию туризма Московской области обследование проведено не достаточно полно. В результате рекреационные ресурсы большей части окраинных районов области так и остались необследованными. Общее количество перспективных участков, выделенных под рекреационное освоение в целом по области крайне недостаточно и не сможет в будущем решить проблему развития туризма в Подмосковье. Одним из затруднительных моментов является то, что они изучались различными авторами, представителями различных школ и их результаты не всегда могут быть сопоставимы. В методиках и подходах не было единообразия.
Туристский потенциал Московской области наиболее ярко выражен в северном, юго-западном, западном, северо-западном территориальных секторах области.
Важнейшими составляющими культурного достояния территории, базовыми ресурсами культурной деятельности являются объекты историкокультурного наследия — памятники; организации (учреждения) культуры; кадры (работники культуры и искусства).
По сумме этих показателей Московская область занимает третье место (после Москвы и Петербурга) среди субъектов Российской Федерации.
Московская область отличается очень высокой степенью концентрации историко-культурных памятников. В расчете на 1 тыс. кв. км территории приходится 138 памятников, в то время как в среднем по России всего 4 памятника.
В общем количестве историко-культурных памятников основную долю
— 67,7% — составляют памятники архитектуры и градостроительства; памятники археологии составляют около 21%; доля памятников истории — 10,7%; памятников монументального искусства — 0,6%.
Сегодня на территории Московской области насчитывается 5825 объектов исторического и культурного наследия — это около 5% всех памятников истории и культуры Российской Федерации. По типологической принадлежности в составе общего объема памятников насчитывается: 2899 объектов градостроительства и архитектуры, 22 объекта искусства, 378 объектов истории и 116 объектов археологии.
На территории области находятся 320 усадеб разной степени сохранности с их охранными зонами и прилегающими историкокультурными ландшафтами.
Дворцово-парковые и усадебные ансамбли связаны визуальными коридорами и панорамными видами с ландшафтным окружением и определяют функциональное назначение, статус, характер освоения, использования и развития значительных территорий. Большинство усадеб расположено на берегах рек и водоемов, и, таким образом, привязано к природно-экологическому каркасу. Эти территории являются ключевыми территориями историко-культурного каркаса.
В Московской области осуществляют свою деятельность 83 музея (включая выставочные залы, картинные галереи, музейно-выставочные центры), в том числе 4 федеральных, 12 областных, подведомственных Министерству культуры Московской области, и 67 муниципальных. Ежегодно музеи Московской области посещают около 2,3 млн. человек, из них около 452,3 тыс. — школьники.
Московская область исторически является центром Русской Православной церкви, на ее территории расположено более 1000 монастырей и церквей.
В Московской области в местах традиционного бытования сосредоточены организации народных промыслов.
Традиционные художественные промыслы области являются уникальными и включают организации, которые могут показать не только процесс изготовления изделий, но и ассортиментные кабинеты, где сосредоточены коллекции изделий, сложившиеся на протяжении десятилетий.
На долю Московской области приходится около 20% всех туристических ресурсов страны, ежегодно здесь отдыхают около 2 млн. человек и на этом рынке работают более 250 туристских компаний. Эти показатели сопоставимы с данными Краснодарского края, который традиционно считается одним из курортных центров России. Можно отметить, что основные места расположения гостиниц в Московской области на севере, северо-западе и западе региона. Большое количество рекреационных объектов находится в окрестностях Звенигорода, Рузы, Наро- Фоминска, а также Дмитрова.
По официальным данным, в настоящее время на рынке санаторнокурортных и гостиничных услуг в Московской области работают около 170 комплексов, количество номеров — более 15 тыс., количество одновременных посетителей может достигать 34 тыс. чел. На рынке гостинично-санаторных услуг наблюдается парадоксальная ситуация: курортов с уровнем обслуживания 4-5 звезды всего около 10% от общего числа объектов. Вместе с тем, около половины всех гостиничных объектов представляют собой низкоклассные (1 -2 звезды) постсоветские дома отдыха и пансионаты. При этом, по оценкам экспертов, среднегодовые показатели загруженности превышают 60% — что является очень высоким показателем для сектора высококлассных услуг.
Основной проблемой формирования туристкой системы Подмосковья становится удовлетворение потребностей в различных видах и формах туризма при сохранении природного и историко-культурного комплекса. При решении этой проблемы особое значение приобретает определение места туристских территорий в общей системе функционального зонирования, выявление и резервирование туристских ресурсов и их рациональное использование.
Для Московской области характерна пространственная неравномерность туристской деятельности, которая определяется как потенциалом территории, так и отношением к освоению этого потенциала организаторов туризма.
Анализ состояния туристской инфраструктуры показал, что, несмотря на то, что по сравнению с другими территориями России Московская область характеризуется наиболее развитой инфраструктурой, уровень ее для туризма недостаточен. Отмечается существенная нехватка предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, которые за последние годы в разных районах области сократились в 2-3 раза и в среднем составляют всего 4 предприятия на 10 тыс. жителей. Автомобильные трассы недостаточно оборудованы объектами сервиса. Обеспеченность дорог бензозаправками составляют 60% от норматива, станциями техобслуживания — 30%, пунктами питания — 50%, туалеты, необходимые для туристов, практически отсутствуют. Качество дорог не отвечает условиям безопасности. Большинство автомагистралей испытывают значительную перегрузку (например, Горьковское шоссе в 1,3 раза), особенно в выходные летние дни, когда большинство москвичей отправляются загород: пробки на дорогах становятся постоянной реальностью.
Не все памятники природного и культурного наследия Подмосковья доступны для показа из-за отсутствия хороших местных дорог. В период межсезонной распутицы по ряду дорог невозможно проехать даже в места отдыха. Осложняет отдых населения и сокращение автобусного парка в области на 10%. Из-за плохого состояния подвижного состава сокращается выпуск автобусов на линию, часты отмены маршрутов к традиционным местам отдыха и историческим достопримечательностям.
Крайне мало комфортабельных туристских автобусов. Практикующие частные автобусы, обслуживающие экскурсии, обычно ниже установленных требований. Туристские автобусы Голицинского завода, соответствующие мировым стандартам, слишком дороги для местных туристских маршрутов.
На всех автодорогах практически отсутствует система аварийновыездной связи, необходимой для обеспечения безопасности туристов.
Для самодеятельного туризма и дачников основным транспортом остается электричка. За последние годы техническое состояние железнодорожных путей и подвижного состава резко ухудшилось, а стоимость проезда — выросла. В летнее время для перевозки пассажиров применяют вагоны с истекшими сроками службы. Как и на шоссейных дорогах, отмечается инфраструктурная необустроенность железнодорожных путей: большая часть железнодорожных станций не имеет залов ожидания, кафе, киосков, приличных туалетов.
Авиация в Московском регионе для целей туризма используется крайне ограниченно. Хотя почти все аэродромы расположены на территории области, и именно через них проходят основные вылеты российских туристов за рубеж, область никакой компенсации за это не получает, испытывая значительное ухудшение экологической обстановки из-за химического и шумового загрязнения окрестностей.
Зона воздушного авиационного шума в Московской области распространяется на 5% территории области, наиболее дискомфортны — Люберецкий, Ленинский, Химкинский, Домодедовский, Раменский, Наро- Фоминский районы. Для туристского обслуживания населения можно не учитывать дискомфортные по шуму территории, в том случае, когда они пересекаются маршрутами, т.е. пребывание в них эпизодическое. Однако размещение стационарных туристских объектов в зоне шумового дискомфорта нежелательно. В туристском отношении крупные аэропорты (Шереметьево, Домодедово, Внуково) обустроены слабо. Учитывая постоянное скопление в них народа, частое вынужденное длительное ожидание отложенных рейсов, целесообразно организовать в ближайшей окрестности всевозможные предприятия зрелищной и развлекательной туристской индустрии.
Неудовлетворительно в области развита и связь. На крайне низком уровне, особенно в сельской местности, находится почтовое обслуживание. Недостаточна и устарела телекоммуникационная сеть. Гостиницы области, как правило, не обеспечены средствами междугородней связи. В туристских учреждениях не везде имеется междугородняя и международная связь. Не получили еще широкого распространения радиотелефонная и сотовая связь с подвижными объектами.
2.3 Анализ деятельности практиканта в гостинице «Царская деревня»
В должности администратора практикант изучал особенности системы управления гостиницей. Компьютерные системы в гостинице состоят из оборудования и программного обеспечения. В гостинице «используется компьютерная система на базе персональных компьютеров, объединенные в сети и позволяющие при минимуме занимаемого объема создать мощную программную поддержку. В отеле используются адаптированные к определенному характеру деятельности компьютерные программы, позволяющие решать сложные проблемы сбора и сортировки информации, отработки поступающих по различным каналам данных и оказания содействия руководству в принятии оперативных и стратегических решений.
В гостинице «Царская деревня» используется самая популярная система управления гостиницей Fidelio (FIDELIO HOTEL MANAGEMENT SYSTEM).
Fidelio представляет собой полностью интегрированный пакет программного обеспечения, предназначенный для максимального повышения эффективности работы гостиницы. Функционально комплекс состоит из нескольких модулей:
бронирование,
управление блоками (создание, просмотр, анализ блоков комнат),
управление тарифами (просмотр, изменение, оптимизация),
пакетирование услуг (конфигурирование, реализация, отслеживание, предоставление услуг, расчеты и т. п.),
регистрация и выписка гостей, администратора (отображение статусов комнат, поэтажных планов, генерация отчетов),
консьержки и подготовка отчетов.
Система FIDELIO обладает высокой гибкостью и универсальностью. Благодаря тому, что пользователь имеет возможность выполнения собственных определений, система Fidelio может быть легко адаптирована в соответствии с любым классом и размером гостиницы. Ниже приводятся основные элементы, обеспечивающие гибкость и универсальность системы:
Блок раскраски экрана (Screen Painter)
Генератор отчетов (Report Generator)
Определяемые пользователем меню отчетов
Определяемая пользователем ночной аудит
Определяемые пользователем пиктограммы
Различные параметры установки
Неограниченные уровни защиты.
Стандартный и удобный для пользователя интерфейс системы Fidelio позволяет служащим гостиницы быстро научиться пользоваться этой системой. Простота использования программного обеспечения является важным инструментом организации данной системы.
В целом менеджмент в гостинице «Царская деревня» можно охарактеризовать как перспективный. Отлаженная, четкая система работы персонала и подразделений отеля обеспечивает приток клиентов.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности можно выдвинуть
организация эффективной рекламной кампании;
повышение мотивации сотрудников;
внедрение новых услуг.
Заключение
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования. Эффективное использование составляющих элементов инфраструктуры дает положительные темпы роста макро — и мезоэкономических показателей не только экономики страны, но и отдельных регионов.
Основным инструментом развития туризма в Российской Федерации в настоящее время являются федеральные и региональные социально-экономические программы, преимущество которых заключается в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Такие программы развития туристской отрасли не вписываются в рамки отдельных министерств, ведомств или региональных административных органов. Управление ими, координация и контроль совместной деятельности большого числа разрозненных предприятий и учреждений могут быть эффективными и рациональными только на основе системного программно-целевого принципа.
Выделение на территории Российской Федерации (РФ) зон, различающихся по уровню развития инфраструктуры туризма, требует решения методических вопросов, основным из которых является выбор базового определения инфраструктуры, использование которого позволяет получить не только качественные, но и количественные характеристики ее составляющих, сопоставимых по субъектам РФ.
В процессе практики были выявлены характерные черты инфраструктуры туризма Московской области.
1. ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. N 164)
2. ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.
. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
. ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов
. Положение о лицензировании турагентской деятельности от 11 февраля 2002 г. № 95.
6. Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.06.2008 г.) — Новосибирск: Издательство Сибирского университета, 2008. — 28 с.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. — Издание 7-е, переработанное и дополненное. — СПб.: «Невский Фонд» — «Издательский домГерда», 2004. — 448 с.
8. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2009.
9. Гостиничный и туристический бизнес /Под ред. А. Д. Чудновского. — М.: Тандем — издательство Эксмос, 2008.
. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. — М.: Нолидж, 2006.
11. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник / Н.А. Зайцева. М.: «Академия», 2007.
12. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм: Монография. — М.: Советский спорт, 2008. — 288 с.
13. Ильина Е. Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. для туристских колледжей и вузов. — М.: РМАТ, 2008.
14. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 2008.
. Косманёв А.Л. Подходы к определению туристской инфраструктуры // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 октября 2009 г. — Томск, 2009. — С. 43-45.
. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 422 с.
. Менеджмент туризма: Учеб. для студентов / Авт. сост. И. В. Зорин. — М.: РМАТ, 2009.
. Сенин В.С. Организация Международного туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 400 с.
. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. — М.: Мир деловой книги, 2009.
20. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. — М., 2008.
. Азар В. Структурная перестройка туристского рынка России// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. №3.