Физического воспитания школьников

Дипломная работа

Одной из основных причин разработки данной работы является устойчивая тенденция к снижению уровня физической и функциональной подготовленности школьников и ухудшению их состояния здоровья. Согласно статистике на сегодняшний день в России идет катастрофическое ухудшение здоровья детей, в частности школьников.

Также причинами послужило отсутствие новых подходов в обеспечении физического воспитания и в первую очередь, в методике построения системы основной формы процесса физического воспитания – урока физической культуры.

Урок физической культуры направлен на развитие различных физических качеств, важнейшим из которых является сила. Она необходима при выполнении любой физической деятельности и отражает общий уровень работоспособности человека, как в повседневной жизни, так и в спортивной деятельности. Её необходимо развивать для того, чтобы человек имел способность преодолевать большие физические нагрузки. Она играет большую роль в повседневной жизни человека.

Актуальность исследования обусловлена:

  • катастрофическим снижением количества здоровых детей, все большим потоком страдающих хроническими заболеваниями и инвалидов. Вместе с тем происходит снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Некоторые исследователи рассматривают это, как национальную трагедию России;
  • необходимостью совершенствования процесса воспитания основных физических качеств школьников, в том числе и силовых способностей, так как со временем меняется контингент занимающихся.

– недостаточностью данных, отражающих методические рекомендации по использованию различных методов развития физических качеств современного школьника. В частности, для развития у них силовых способностей в процессе физического воспитания на уроках физической культуры.

Указанные аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске наиболее оптимального пути развития силовых способностей учащихся 9-х классов в процессе физического воспитания.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Гипотеза исследования:

1) в ходе моделирования содержания занятий использовались исходные показатели силовых способностей учащихся, которые были получены в результате проведения тестов;

2) в качестве средств развития силы учащихся 9 классов использовались физические упражнения с внешним отягощением и с собственным весом;

3) основным ожидаемым результатом развития силы считать улучшение показателей при повторном тестировании.

5 стр., 2013 слов

Туризм и физическое воспитание

... среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле). Глава 2. Туризм как одно из важных средств активного отдыха Туристские ... сторона физического воспитания -- целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития ...

Практическая значимость, Научная новизна

Вопросами, касающиеся методики воспитания силовых способностей на уроках физической культуры в разное время занимались такие учёные, как Попов В.С, Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К.

Методологической основой исследования послужил метод анализа научно-методической литературы.

  • Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

В числе важнейших качеств, определяющих возможность и результативность двигательной деятельности, издавна выделяют то, которое первоначально получило название «сила». Под этим понятием в целом подразумевают любую способность преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию за счет мышечного напряжения и противодействовать им, обеспечивая тем самым эффект действия.

это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (Холодов Ж.К., 2006).

Силовые способности

Сами по себе силовые способности не проявляются. Они связаны с какой-либо двигательной деятельностью. При этом, различные факторы оказывают влияние на силовые способности, значительность которых зависит от конкретных действий и в частности от условий их осуществления, вида силовых способностей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

Классификация факторов влияющих на силовые способности:

1) центрально нервные;

2) личностно-психические;

3) биомеханические;

4) собственно мышечные;

5) биохимические;

6) физиологические.

Суть центрально-нервных факторов заключается в частоте эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии ЦНС на их функцию.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя волевые и мотивационные компоненты, а так же эмоциональные процессы способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Отдельное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарат, величина перемещаемых масс и др).

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения относительно быстро сокращающихся и относительно медленно сокращающихся мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; физиологический поперечник и массу мышц; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения.

Биохимические и физиологические факторы отвечают за особенности периферического и центрального кровоснабжения (Холодов Ж.К., 2006).

Силовые способности в современной литератур е подразделяют на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.

Собственно-силовые способности характеризуются тем, что значительную роль в их проявлении играет активизация процессов мышечного напряжения, осуществляемая внешним предметным либо иным отягощением (сопротивлением).

В наибольшей мере эти способности проявляются при мышечных напряжениях в изометрическом и близкому к нему режиме. Совершаемых без изменения длины мышц (изометрический, статический тип их функционирования) или с относительно медленным сокращением мышц, преодолевающих околопредельное отягощение (как, например, при поднимании и переноске предметов, вес которых близок к предельно посильному), а также в случае мышечных напряжений так называемого эксцентрического (полиметрического) типа, когда, несмотря на предельное напряжение мышц, происходит их удлинение под воздействием сверхпредельного отягощения (как, например, при вынужденном приседании под воздействием достаточно большого внешнего отягощения, когда ряд мышц-разгибателей напрягается в условиях принудительного растягивания).

6 стр., 2844 слов

Развитие координационных способностей посредством спортивных игр

... снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке ...

Собственно-силовые способности в большей степени, чем другие, определяются такими факторами, как объем (физиологический поперечник) мышц и функциональные возможности нервно-мышечного аппарата, позволяющие обеспечить мышечные напряжения титанического характера.

Скоростно-силовые способности, как подсказывает уже само их название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В их основе лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания снарядов значительного веса и т.д.).

Некоторые из проявлений скоростно-силовых способностей получили название «взрывной силы». Этим термином обозначают способность по ходу движения достигать, возможно, больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время. «Взрывная сила» имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.д.).

К силовым способностям можно отнести и силовую выносливость, которая представляет собой способность противостоять утомлению, вызываемому продолжительными (непрерывными или повторяющимися) мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Примером проявления статической силовой выносливости – длительное удержание поднятой тяжести или сохранение заданной позы в условиях внешнего отягощения. Пример проявления динамической силовой выносливости – многократное поднимание отягощения с возможно короткими интервалами (многократное поднимание гири или многократное отжимание в упоре лежа).

Выносливость по мере увеличения отягощения как приобретает более силовой характер.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления. Первое ,когда напряжение мышц осуществляется за счет активных волевых усилий человека(активная статическая сила), второе, когда происходит принудительное растяжение напряженных мышц за счет внешнего отягощения или собственного веса – пассивная статическая сила (Холодов Ж.К., 2006).

Подростковый кризис на выходе из него (15-16 лет), чаще всего характеризуется духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в изменение социального положения подростка (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.).

Старший подросток продвигается в Подросток 14-16 лет стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве – осмыслить свои права и обязанности.

3 стр., 1137 слов

Развитие силовых способностей спорсменов-скалолазов на кампусборде. (стр. 1 )

... сила. Поэтому изучение возможности развития силовых качеств на кампусборде видится достаточно актуальной задачей на данном этапе, что и предопределило направление данной работы. ... силой человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Тренировка обычно рассматривается в качестве систематического процесса повторных упражнений, ...

Учащегося 9 класса начинает волновать он сам в – актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя.

Внешний облик – предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку 13-16 лет (основной этап физиологических изменений) предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику.

Период с 12 до 17 лет отличается интенсивным развитием растущего организма подростка, когда активно растет скелет, укрепляется опорно-мышечный аппарат, постепенно увеличивается мышечная масса. При этом наблюдается некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы, что является важнейшим фактором в выборе средств силовой подготовки.

В период полового созревания, который обусловлен большим изменениями в эндокринной системе, активно усиливается секреция гормонов. У юношей половой гормон – тестостерон оказывает влияние на рост мышц. Этим объясняется обстоятельство, что в 13-16 лет подростки имеют благоприятные биологические возможности для наращивания мышечной массы и развития силы. Данные предпосылки не могут быть основанием для безоглядных действий в силовой подготовке, так как речь идет о нагрузках на не сформировавшийся растущий организм. В юношеском возрасте важным является создание функционально основы для силовых нагрузок, для возможности использовать упражнения с отягощениями в будущем.

Целенаправленная силовая подготовка мальчиков и юношей возможна после достаточно ощутимой по времени, содержанию и результату общей физической подготовки. Силовые упражнения не должны быть направлены на развитие максимальной силы, а также скорости ее развития.

Силовые упражнения для девушек. Известно, что мышцы в общей массе женского тела составляют примерно 30-35%, в то время как у мужчин 40-47%. Это связано с тем, что гормональное состояние женского организма способствует замедлению роста мышц.

Девушки на 2-4 года быстрее юношей достигают своих возрастных физических кондиций, что связано с более быстрым половым созреванием.

При подборе упражнений силовой подготовки необходимо учитывать то, что девушки обладают более высокой гибкостью. Девушки лучше переносят нагрузки и быстрее восстанавливаются. При подборе отягощений надо учитывать то обстоятельство, что абсолютные силовые показатели женщин ниже, чем у мужчин.

Технологически верная силовая подготовка девушек с учетом их анатомо-физиологических особенностей способствует повышению жизненного тонуса, работоспособности, улучшает формы тела и здоровье.

Что касается непосредственно школьного возраста, традиционная физическая культура в школе позволяет достаточно эффективно развивать мышечную силу, только до периода полового созревания (12-13 лет).

В последующем необходимо использовать дополнительные формы и средства воспитания силы для полноценного ее развития (Дворкин Л.С., 2009).

На проявление мышечной силы значительное влияние оказывают занятия физической культурой и спортом, начиная с детского и подросткового возраста. В советской системе спортивной тренировки подрастающего поколения большое значение придавалось воспитанию различных физических качеств для всестороннего физического развития и для трудовой деятельности. По мнению СП. Летунова, Р.Е. Мотылянской, актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание правильной системы силовой подготовки является решающим фактором роста спортивных достижений во многих видах спорта.

18 стр., 8841 слов

Развитие скоростных качеств у пловцов в учебно-тренировочных ...

... физиологические особенности пловцов 10-14 лет. 2. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение развития скоростных качеств пловцов. 3. Основываясь на передовом тренерском опыте, описать методику (привести соответствующие упражнения) развития скоростных качеств пловцов в ...

По мнению В.С. Кузнецова, акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 15 лет. На необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей, подростков и юношей указывали многие авторы. Подбор силовых упражнений для подростков и юношей должен предусматривать гармоничное развитие мускулатуры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. Особенно заметно отражается на увеличении мышечной силы характер специфической мышечной деятельности при занятиях гимнастикой. В то же время любая мышечная деятельность в различных видах спорта влияет на развитие силы.

Таким образом, целенаправленная и регулярная тренировка основных физических качеств оказывает положительное влияние не только на хорошую успеваемость по предмету «Физическая культура», но и на развитие основных систем организма: дыхания, кровообращения и энергообмена.

Самыми благоприятными периодами для развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет. Это в значительной степени относится и к доле мышечной массы в общей массе тела: к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%. В результате силовой тренировки мускулатура может увеличиться до половины массы тела. Следует заметить, что в отмеченные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Но при развитии силы нужно учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Собственно силовые способности, которые характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режиме мышц и определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата, наиболее эффективно поддаются целенаправленному воспитанию у мальчиков и юношей в 13-14 и 16-17 лет, а у девочек – от 11 до 16 лет. В эти же периоды происходит увеличение общей массы тела, поэтому прирост относительной силы является не столь выраженным.

Скоростно-силовые способности, которые характеризуются непредельными напряжениями мышц, которые проявляются с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью (например: прыжки в высоту, в длину с места и с разбега, метания мяча, гранаты) в 14-16 лет у мальчиков, юношей лучше всего поддаются развитию. В школьном возрасте дети быстро растут и развиваются. Этот естественный процесс нельзя не учитывать при занятиях силовыми упражнениями.

1.3.Средства и методы развития силовых способностей на уроках гимнастики

Средства развития силовых способностей. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.

Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные (Холодов Ж.К.).

Основные средства:

1) упражнения с весом внешних предметов (штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.);

14 стр., 6627 слов

Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10–12 лет

... силовых способностей пловцов 10-12 лет. Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 - 12 лет учебно-тренировочной группы третьего года обучения. Разработать методику по применению упражнений скоростно-силового характера для пловцов, ... им своих сил (Л. П. Макаренко, 1983). В спортивном отношении школьный возраст имеет большие возможности. Однако в работе с ...

2) упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

3) упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (специальные пояса, манжеты);

4) упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

5) ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх);

6) упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа;

7) статические упражнения в изометрическом режиме (упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов: различные упоры, удержания, поддержания).

Изометрические упражнения способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц и подразделяются на упражнения:

  • удержание в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);
  • упражнения с активным напряжением мышц в течение определенного времени в определенной позе (выпрямление полусогнутых ног, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.).

Данные виды упражнений, выполняются обычно при задержке дыхания, тем самым приучают организм к работе в очень трудных условиях (кислородное голодание).

Характерной особенностью занятий с использованием изометрических упражнений их простота, требуют мало времени, не сложное оборудование и с помощью данных упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы.

Длительность изометрических упражнений для учащихся среднего и старшего школьного возраста не должна превышать 5 – 7 сек. Их мощность должна быть в пределах 70 – 80% от максимальной. Такое усилие должно осуществляться 2 – 3 раза в одной серии с интервалом в несколько секунд. На одном занятии можно использовать 5 – 6 изометрических упражнения в разных исходных положениях. Между сериями должен быть отдых продолжительностью не менее 2 минут. В пределах одного занятия общее время на проведение этих упражнений должно составить 7 – 10 минут, включая интервалы отдыха.

Дополнительные средства:

1) упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.);

2) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.);

3) упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей (Кузнецов В.С., 2009).

21 стр., 10082 слов

Методы воспитания выносливости специального типа

... на общую и специфическую (или специальную) выносливость [2,3] Общая выносливость – это способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на ... требует различных проявлений силовой выносливости. Наиболее распространенным внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений контрольного упражнения, ...

Наиболее распространенные из них:

1) Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса).

Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

2) Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа).

В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100.

3) Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

4) «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45- 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).

После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

5) Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80- 90% от максимума продолжительностью 4-6 сек, 100% 1-2 сек. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении.

6) Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями).

Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

7) Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

9 стр., 4451 слов

На курсах повышения квалификации «Развитие научно-исследовательской ...

... учащихся; -увеличение количества учащихся , принимающих участие в конференциях разного уровня ; - повышение качества научно- исследовательских работ учащихся. Глава I. Научно- исследовательская работа музеев. В основе всей деятельности музеев находится научно- исследовательская работа ... Связь музея и науки несомненна. В ходе научно- исследовательской работы музеев решаются следующие задачи: - ...

В соответствии с этим различают два основных методических подхода в развитии силовых способностей.

  • преодолением непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа);
  • использование отягощений околопредельного и предельного веса.

При использовании первого подхода величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы предельное число повторений составило 15-20 раз. Такое предельное число повторений с заданным отягощением называется повторным максимумом – ПМ. (В данном случае ПМ = 15-20.)

В этом методе наиболее полезным является последние повторения «до отказа». При этом вес, который в первых попытках было довольно легко поднимать, в последних попытках оказывается как бы близким к предельному, становится раздражителем большой физиологической силы.

При целенаправленном развитии силовых способностей упражнения с непредельным отягощением включают по 3-4 различных вида в одном занятии. Каждый из видов повторяется в 2-3 сериях. Отдых между сериями должен составлять 2-3 минуты, а темп движений должен быть средним.

Необходимо иметь в виду, что особенно бурно сила развивается в течение первых 12-15 занятий, а затем наступает период более плавного её нарастания.

По мере роста физической подготовленности занимающихся возникает необходимость увеличения веса отягощения. В связи с этим целесообразно применение метода стандартно-повторяющегося отягощения. Суть его состоит в том, что от занятия к занятию по мере роста силовых возможностей занимающихся количество повторений при постоянном отягощении увеличивается. После того, как возросшая сила позволит занимающемуся выполнять больше запланированного количества повторений упражнения, величина внешнего отягощения должна изменяться так, чтобы максимально возможное количество повторений вновь снизилось до исходного уровня (ПМ, равного 15-20), то есть уровня, позволяющего наиболее эффективным образом развивать силовые способности.

Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи и испытать радость и глубокое удовлетворение от занятий. Это укрепляет веру занимающихся в свои силы, приучает к систематической, искренне заинтересованной и активной физкультурной деятельности.

Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Основной из которых связан с тем, что работа «до отказа» не выгодна в энергетическом отношении. Прежде, чем применяемое отягощение превращается в раздражитель предельной силы, приходится выполнять очень большую предварительную работу. Существенным отрицательным фактором является также и то, что последние наиболее ценные попытки выполняются на фоне сниженной (вследствие утомления) возбудимости ЦНС. Сила же значительно успешнее развивается на фоне «свежего» состояния центральных нервных структур.

Вместе с тем, в этих факторах заключены и весьма существенные положительные стороны, позволяющие успешно развивать такую важную из разновидностей силовых способностей, как силовая выносливость. Существенной положительной стороной такого подхода является и то, что большие объемы выполняемой работы вызывают значительные сдвиги в обмене веществ, что является весьма полезным в занятиях с преимущественно оздоровительной направленностью.

Данный подход является особенно эффективным на начальных этапах силовой тренировки, когда эффективность развития силы почти не зависит от величины сопротивления (когда достаточно того, чтобы она составляла 35-40% от максимальной силы).

Другой подход – использования предельных отягощений, во многих отношениях является более продуктивным для развития максимальной силы. Физиологическое обоснование этого заключается в следующем.

Известно, что чем интенсивнее процесс возбуждения, вызванный большой величиной раздражителя (отягощения), тем сильнее выражен следующий за ним процесс торможения, и тем сильнее следующая за ним фаза послетормозной экзальтации (повышенной возбудимости).

Закономерности этого фазового процесса и лежат в основе методики целенаправленного развития максимальной силы. Обязательным условием повторного выполнения упражнения в рамках этой методики является полное восстановление организма после предыдущей нагрузки. Необходимость обязательного соблюдения этого требования обусловлена тем, что максимальная сила может успешно развиваться только при неутомленной нервной системе. Из этого следует, что интервалы отдыха между подходами должны быть такими, чтобы обеспечить полное восстановление после предыдущей нагрузки.

Данный методический подход является основным в тренировке высококвалифицированных спортсменов, и мало приемлем для начинающих занятия физическими упражнениями. Он может использоваться в занятиях хорошо подготовленных старшеклассников 1-2 раза в месяц. При этом отягощение должно составлять 80 – 90% от максимального, а интервалы отдыха между подходами не менее 3 минут. Тренировка с таким весом отягощения должна быть прекращена при первых же ощущениях утомления и дальше можно работать с меньшими отягощениями, решая другие задачи силовой подготовки.

Понятие «предельного веса», на применении которого основан метод максимальных усилий, нуждается в уточнении. Как правило, под этим понятием подразумевается не подлинно предельных, а предельный тренировочный вес, который на 10 – 15% меньше максимального. Обычно это такой вес, который можно поднять не более 3 раз.

Специальные исследования и тренировочная практика показывают большую эффективность метода максимальных усилий в развитии силовых способностей. Однако это не даёт оснований рассматривать этот методический подход как абсолютно более эффективный безотносительно к месту и времени использования. Во-первых, максимальные усилия не всегда пригодны и связаны с повышенным риском получения травм. Во-вторых, любой метод при его многократном, однообразном применении рано или поздно становится привычным и даёт всё меньший эффект. Исходя из этого с учетом представленных выше положительных сторон использования метода непредельных отягощений, можно заключить следующие.

На начальном этапе силовой тренировки приоритетное место должен занимать метод использования непредельных отягощений. По мере повышения тренированности всё большую роль приобретает метод максимальных отягощений. Вместе с тем даже в занятиях высококвалифицированных спортсменов, будучи основным, он не должен оказаться единственным.

Место таких упражнений в отдельном занятии определяется необходимостью выполнять максимальные силовые нагрузки на фоне оптимального «свежего» состояния ЦНС. Силовая работа в таких условиях является наиболее эффективной для роста показателей максимальной силы. Поэтому при комплексном развитии физических качеств силовые упражнения наиболее эффективны в том случае, если их выполнение приходится на начало основной части занятия. Однако это далеко не всегда представляется возможным. Поэтому в занятиях, где основными задачами является освоение или совершенствование сложных движений (или занятиях технически сложными видами спорта, например, спортиграми), силовые упражнения ставят в конце основной части занятия, а её начало посвящают решению более важных для данного занятия задач, тоже требующих «свежести» ЦНС.

Существует еще один метод силовой тренировки, который основан на использовании статических (изометрических) упражнений или упражнений в самосопротивлении. Его применение имеет ряд достоинств:

  • позволяет сохранять необходимый уровень напряжения сравнительное длительное время;
  • позволяет с высокой степенью избирательности воздействовать на любые мышечные группы;
  • не требует много времени и не нуждается в сложном оборудовании;
  • особенно ценным оказывается тогда, когда ограниченна возможность движения с большой амплитудой в танке, подлодке, при использовании лечебной физкультуры);
  • эффективен в целях предания рельефности мускулатуре.

Вместе с тем у этого метода имеются и весьма существенные недостатки, препятствующие его широкому применению и не позволяющие его рассматривать в качестве одного из основных. Они заключаются в следующем:

  • общая эффективность ниже, чем при использовании динамических упражнений;
  • рост силы проявляется преимущественно лишь при том положении тела, в котором проводилась тренировка;
  • одновременное напряжение мышц – антагонистов – сгибателей и разгибателей (именно в этом состоит суть данного метода) противоречит основным требованиям рациональной координации движения;
  • рост статической силы мало сказывается на проявлении максимальных показателей силы в динамическом режиме.

Учитывая приведённые аргументы, методы, основанные на использовании статических усилий, следует рассматривать лишь как дополнительные при развитии силовых способностей.

Для современной методики силовой тренировки характерно увеличение отдыха между подходами.

В специальной силовой тренировке вначале следует использовать метод предельных усилий, а затем, если ставится задача одновременного развития и силовой выносливости, – непредельных «до отказа».

Статические усилия в отдельном занятии выполняют, как правило, после динамических упражнений или перед отдельными скоростно-силовыми действиями.

Общая стратегия развития силовых способностей в школьном возрасте предполагает следующий порядок действий в занятии:

  • наибольший удельный вес должен иметь упражнения скоростно-силового характера (не менее 50% от общего объёма);
  • динамические упражнения, выполняемые в преодолевающем и уступающем режимах работы с непредельным отягощением (от 40 до 80% от индивидуального максимума);
  • упражнения для воздействия на развитие силовой выносливости;
  • упражнения, выполняемые в изометрическом режиме и условиях самосопротивления.

1)На основе анализа литературных источников выявить методические особенности развития силовых способностей учащихся 9-х классов;

2)в процессе констатирующего эксперимента оценить исходные показатели развития силы учащихся 9-х классов;

3)разработать методику развития силы учащихся 9-х классов на уроках гимнастики.

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Педагогическое тестирование.

4. Методы математико-статистической обработки.

Анализ научно-методической литературы. При изучении и анализе литературных источников по данной проблеме были выявлены основные составляющие силовых способностей и факторы, определяющие их развитие. Был определен возраст и формы проявления силовых способностей у школьников. Значительный интерес представляли работы, содержащие сведения и спортивной физиологии, биомеханики, психологии, теории и методики физического воспитании.

Изучалась также литература, обобщающая опыт педагогов, тренеров и спортсменов по вопросам развития силовых способностей.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент являлся основным методом исследований, которые проводились в естественных условиях. Эксперимент преследовал цель выявления эффективности методик развития силовых способностей в школе №3 г.Чита.

Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей были использованы методы математической статистики.

Основные этапы эксперимента приведены в разделе 2.3. Организация исследования.

Педагогическое тестирование.

Для определения начального уровня физической подготовленности и уровня силовых способностей учащихся IX классов использовали следующие тесты:

  • подтягивание из виса на высокой перекладине, количество раз;
  • подтягивание из виса на низкой перекладине, количество раз;
  • сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на полу, количество раз;
  • сгибание и разгибание рук, в упоре на брусьях, количество раз;
  • динамометрия правой и левой кисти, кг;
  • прыжок в длину с места, расстояние в сантиметрах;
  • вис на согнутых руках, время в секундах;
  • поднимание прямых ног до угла 90 градусов из виса гимнастической стенке, количество раз;
  • сгибание и разгибание рук в упоре от скамьи, количество раз;
  • подъем туловища из положения лежа за 1 минуту, количество раз.

При выборе тестов руководствовались педагогическими тестами, контрольными нормативами и государственными тестами.

Тест №1 – подтягивание из виса на высокой перекладине

Оборудование: высокая перекладина

принимает положение вис, после чего сгибает руки и поднимается подбородком над перекладиной или выше, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения вис (Лях В.И.).

Процедура тестирования по ГТО: Подтягивание на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки и ноги прямые, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках хватом сверху необходимо подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 секунды.

Испытание выполняется на максимальное количество раз доступное участнику.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи вслух.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • нарушение требований к исходному положению (неправильный хват рук, согнутые в локтевых суставах руки и в коленных суставах ноги, перекрещенные ноги);
  • подбородок тестируемого ниже уровня грифа перекладины;
  • фиксация исходного положения менее чем на 1 секунду;
  • подтягивание рывками или с использованием маха ногами (туловищем);
  • явно видимое поочередное (неравномерное) сгибание рук.

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 11 и выше;
  • Хорошо – от 9 до 10;
  • Удовлетворительно – от 6 до 8;
  • Не удовлетворительно – 5 и ниже.

Тест №2 – подтягивание из виса на низкой перекладине

Оборудование: низкая перекладина

Процедура тестирования по ГТО: Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, стопы вместе, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.

Высота грифа перекладины для участников I – IX ступеней – 90 см по верхнему краю.

Для того чтобы занять исходное положение, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от перекладины, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает исходное положение.

Из исходного положения участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, возвращается в исходное положение, зафиксировав его на 1 секунду. и продолжает выполнение испытания.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи вслух.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • нарушение требований к исходному положению (неправильный хват рук, согнутые в локтевых суставах руки);
  • подтягивание выполнено с нарушением прямой линии «голова – туловище – ноги»;
  • подбородок тестируемого не поднялся выше грифа перекладины;
  • явно видимое поочередное (неравномерное) сгибание рук.
  • отсутствие фиксации на 1 секунду исходного положения.

Нормативы для учащихся 9 класса (девушки):

  • Отлично – 18 и выше;
  • Хорошо – от 12 до 17;
  • Удовлетворительно – от 10 до 11;
  • Не удовлетворительно – 9 и ниже.

Тест №3 – сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на полу

Процедура тестирования: Испытуемый принимает исходное положение упор лёжа, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения упор лёжа (Лях В.И.).

Процедура тестирования по ГТО: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ).

Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или контактной платформы высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и, зафиксировав его на 1 секунду, продолжить выполнение испытания.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • нарушение требований к исходному положению;
  • нарушение прямой линии «плечи – туловище – ноги»;
  • отсутствие фиксации на 1 секунду исходного положения;
  • превышение допустимого угла разведения локтей;
  • разновременное разгибание рук.

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 32 и выше;
  • Хорошо – от 27 до 31;
  • Удовлетворительно – от 22 до 26;
  • Не удовлетворительно – 21 и ниже.

Тест №4 – сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях

щи этого теста можмышц разгибателей брусьев), что дает ровать 60 учащихся в течение 40 мин.

Оборудование: параллельные брусья

бает локти под углом 90 или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре (Лях В.И.).

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 15 и выше;
  • Хорошо – от 12 до 14;
  • Удовлетворительно – от 7 до 11;
  • Не удовлетворительно – 6 и ниже.

динамометрия кисти.

кистевой динамометр, секундомер, весы для измерения массы тела.

Процедура тестирования: Для определения показателя силы мышц-сгибателей кисти испытуемый в положении стоя отводит вытянутую руку с динамометром (подвижной частью к пальцам) под прямым углом к туловищу (на уровне плеча).

Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. По сигналу экспериментатора испытуемый дважды выполняет максимальное усилие на динамометре (максимально его сжимает) на каждой руке. Фиксируется лучший результат.

Нормативы для учащихся 9 класса (девушки):

Норма от 20 до 28.

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

Норма от 22 до 38.

Тест №6 – прыжок в длину с места.

Оборудование: измерительная лента.

Процедура тестирования: для выполнения прыжка участнику необходимо встать в таком положении: ноги расставить на ширине плеч, ступни в параллельном положении, а носки – перед специальной доской. Прыгать нужно одновременным отрывом обеих ног от поверхности, можно и со взмахом рук. Приземлившись, спортсмен выпрямляется, делает 2 шага вперед, и только после этого выходит с место своего прыжка. Длина прыжка измеряется по перпендикулярной линии от точки отталкивания до самой ближней точки касания к поверхности тела спортсмена. Участник получает 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

К наиболее важным этапам правильного выполнения прыжка можно отнести силу тяжести и реакцию опоры. Толчок следует выполнять примерно под углом в 45 гр., именно таким расположением гарантируется проведение относительно длинного прыжка. Кроме того, необходимо уделить внимание опоре при прыжке – сначала она должна быть максимальной, а в завершающем этапе – близкой к минимуму. На дальность прыжка могут оказать влияние несколько факторов:

  • в начале прыжка нужно быть в приседе, а в завершающей стадии – максимально выпрямленном положении;
  • толчок старайтесь выполнять максимально мощной, а стопы при прыжке должны буквально «обгонять тело».

Важно также правильно дышать. Перед прыжком нужно сделать оптимальный глубокий выдох, а после приземления – вдох.

Ошибки, в результате которых попытка не засчитывается:

  • заступ, то есть пересечение линии, которая обозначена для начала прыжка;
  • совершение прыжка с подскока;
  • отсутствие синхронности в движениях конечностей;
  • преждевременное опускание ног;
  • выпрямление суставов не до конца;
  • падение при контакте с землёй;
  • отсутствие разминки в начале.

Нормативы для учащихся 9 класса (девушки):

  • Отлично – 180 и выше;
  • Хорошо – от 170 до 179;
  • от 155 до 169;
  • 154 и ниже.

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 210 и выше;
  • Хорошо – от 200 до 209;
  • Удовлетворительно – от 180 до 199;
  • Не удовлетворительно – 180 и ниже.

Тест №7 – вис на согнутых руках.

Оборудование: высокая перекладина, секундомер.

Процедура тестирования: вис на согнутых руках выполняется обратным хватом на перекладине, подбородок над перекладиной. Сразу после принятия исходного положения включается секундомер. Отсчет заканчивается после значительного разгибания рук (когда подбородок опускается ниже перекладины).

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • подбородок находится ниже перекладины;
  • помогать себе подбородком, упершись им в перекладину;
  • смена хвата с обратного на хват сверху.

Нормативы для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 40 и выше;
  • Хорошо – от 35 до 39;
  • Удовлетворительно – от 25 до 34;
  • Не удовлетворительно – 24 и ниже.

Тест №8 – поднимание прямых ног до угла 90 градусов из виса на гимнастической стенке.

Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер.

Процедура тестирования: поднимание ног начинает выполняться из исходного положения вис на гимнастической стенке, по сигналу учащийся начинает выполнять подъемы. Задача сделать максимальное число повторений.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • выполнение движения с помощью инерции;
  • угол меньше 90 градусов;
  • ноги согнуты в коленях.

Нормативы для учащихся 9 класса 9 (юноши):

  • Отлично – 12 и выше;
  • Хорошо – от 10 до 11;

Удовлетворительно – от 8 до 9

Не удовлетворительно – 7 и ниже.

Тест №9 – сгибание и разгибание рук в упоре от скамьи.

Оборудование: гимнастическая скамья.

Процедура тестирования: испытуемый принимает исходное положение упор от скамьи, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения упор лёжа (Лях В.И.).

Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ).

Сгибая руки, необходимо коснуться грудью скамьи или контактной платформы высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и, зафиксировав его на 1 секунду, продолжить выполнение испытания.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • нарушение требований к исходному положению;
  • нарушение прямой линии «плечи – туловище – ноги»;
  • отсутствие фиксации на 1 секунду исходного положения;
  • превышение допустимого угла разведения локтей;
  • разновременное разгибание рук.

Нормативы для учащихся 9 класса (девушки):

  • Отлично – 30 и выше;
  • Хорошо – от 25 до 29;
  • Удовлетворительно – от 20 до 24;
  • Не удовлетворительно – 19 и ниже.

Тест №10 – Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Оборудование: гимнастический мат, секундомер.

Процедура тестирования: подъем туловища выполняется из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, образуют угол 90 градусов и зафиксированы, руки за головой. По команде занимающийся начинает выполнять подъемы и одновременно с командой включается секундомер. Повторение засчитывается только в том случае, когда туловище принимает вертикальное положение. Задача сделать максимальное число повторений за 30 секунд.

Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из исходного положения (ИП):

лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.

Участник выполняет максимальное количество поднятий туловища за 1 мин, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.

Засчитывается количество правильно выполненных поднятий туловища.

Для выполнения испытания (теста) создаются пары, один из партнеров выполняет испытание (тест), другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.

Ошибки, в результате которых повторение не засчитывается:

  • отсутствие касания локтями бедер (коленей);
  • отсутствие касания лопатками мата;
  • пальцы разомкнуты «из замка»;
  • смещение таза.

Нормативы ГТО для учащихся 9 класса (девушки):

  • Отлично – 40 и выше;
  • Хорошо – от 35 до 39;
  • Удовлетворительно – от 26 до 34;
  • Не удовлетворительно – 25 и ниже.

Нормативы ГТО для учащихся 9 класса (юноши):

  • Отлично – 50 и выше;
  • Хорошо – от 45 до 49;
  • Удовлетворительно – от 35 до 44;
  • Не удовлетворительно – 34 и ниже.

Методы математико-статистической обработки. После ряда наблюдений мы получили весьма большой объем фактического материала. Для обработки данных и анализа результатов необходимо применить методы описательной статистики. Прежде всего, эта группировка данных и представление их в виде специальных статистических таблиц, а также представление полученных в результате эксперимента данных в графическом виде.

Исследования проводились в естественных условиях на базе школы №3 г. Чита. Проведение эксперимента – январь 2019 года.

В эксперименте приняло участие 11 юношей и 11 девушек в возрасте 14-15 лет.

На первом этапе на основе результатов анализа научно – методической литературы осуществлялся выбор темы, объекта и предмета исследования. Ставилась цель, и подбирались задачи для ее успешного решения. Разрабатывалась научная гипотеза, а также методика тестирования.

На втором этапе исследования происходило формирование группы. Проводилась первое тестирование в группе.

На третьем этапе проводилось повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.

На четвертом этапе – написание глав выпускной квалификационной работы, выводов.

3.1. Результаты исследования исходных показателей развития силы учащихся 9-х классов

Для определения исходных показателей развития силы были использованы тестирования (подтягивания, подтягивания на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, динамометрия кисти, прыжок в длину с места, вис на согнутых руках, поднимание туловища из положения лежа на спине, поднимание прямых ног до угла 90 градусов из виса на гимнастической стенке).

В исследовании приняло участие 22 человека в возрасте 14-15 лет, из которых 11 юношей и 11 девушек.

Исходные показатели юношей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные показатели развития силы учащихся 9-х классов

Фамилия Имя Подтягивания Отжимания Отжимания на брусьях Динамометрия кисти Прыжок длину с места Вис на согнутых руках Поднимание ног из виса на гимнастической стенке.
1 Байрамов

Михаил

13 40 15 40 220 42 17
2 Горелов

Михаил

10 36 10 35 195 38 14
3 Казеев Александр 8 30 7 30 180 32 12
4 Костенко Анатолий 15 42 17 50 210 44 19
5 Комиссаров

Глеб

11 39 10 35 207 41 15
6 Кузьмин

Данил

10 35 9 35 192 37 14
7 Ланцов Александр 12 40 12 40 200 42 16
8 Нестеров Артем 9 38 8 35 195 40 13
9 Пугаченко

Игорь

8 35 7 30 187 37 12
10 Руденко

Андрей

8 37 8 35 197 39 12
11 Столяров

Андрей

11 40 12 40 200 42 15

Получив среднее значение из исходных показателей развития силовых способностей юношей 9 класса в тесте «подтягивания» -10, можно сказать о том, что данный показатель соответствует хорошему уровню. Сделав то же с остальными показателями следует следующее: в отжиманиях показатель соответствует отличному, в отжиманиях на брусьях соответствует удовлетворительному, в динамометрии кисти соответствует норме, в прыжке в длину с места соответствует хорошему, в висе на согнутых соответствует хорошему, в поднимании ног из виса на гимнастической стенке соответствует отличному.

Проанализировав показатели можно сказать, что у юношей 9-х классов хороший уровень развития силы.

Исходные показатели девушек представлены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные показатели развития силы учащихся 9-х классов

Фамилия

Имя

Подтягивания на низкой перекладине Отжимания от скамьи Прыжок в длину с места Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. Динамометрия кисти
1 Дочкина Екатерина 8 21 155 27 20
2 Дубинина

Лидия

10 25 160 31 19
3 Епанчинцева Александра 10 24 158 30 20
4 Закирова

Алина

12 28 165 34 22
5 Кибашева

Алия

8 22 155 28 18
6 Кузнецова

Олеся

11 26 158 32 22
7 Леванова

Мария

12 28 162 34 22
8 Моисеева

Дарья

12 29 165 35 20
9 Мурзаева Кристина 15 30 170 36 25
10 Рублёвкина

Дарья

13 28 168 33 20
11 Шишмарёва

Дарья

11 26 160 32 18

Получив среднее значение из исходных показателей развития силовых способностей девушек 9 класса в тесте «подтягивания на низкой перекладине» -11, можно сказать о том, что данный показатель соответствует удовлетворительному уровню. Сделав то же с остальными показателями следует: в отжиманиях от скамьи показатель соответствует хорошему, в динамометрии кисти соответствует норме, в прыжке в длину с места соответствует удовлетворительному, в поднимании туловища из положения лежа на спине соответствует удовлетворительному.

Проанализировав показатели можно сказать, что у девушек 9 класса удовлетворительный уровень развития силы. Для улучшения показателей как у юношей, так и у девушек следует разработать методику развития силы на уроках гимнастики.

3.2. Экспериментальная методика развития силы учащихся 9-х классов на уроках гимнастики

Учебно-воспитательный процесс 9 класса по физической культуре осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочих программ по физической культуре (Лях В.И., 2012).

Так как в нашей исследовательской работе мы занимались вопросами изучения методических основ развития силы на уроках гимнастики, поэтому рассмотрели вторую четверть, посвященную разделу гимнастики. Вторая четверть составляет 21 урок физической культуры, из которых шесть уроков выделяется на тестирование и 15 уроков направлены на освоение учащимися двигательных действий и развитие физических способностей, в частности силы.

При выборе метода развития силы были учтены такие факторы, как: возраст, индивидуальные способности учащихся, уровень физической подготовленности. Наш выбор остановился на методе непредельных усилий, с нормированным количеством повторений. Данный метод преимущественно направлен на увеличении мышечной массы тела и развитие максимальной силы. При использовании этого метода в сравнении с методом максимальных усилий значительно ниже вероятность получения травм, а по динамике развития на начальном этапе данный метод считается наиболее эффективным (Холодов Ж.К., 2006).

Применение этого метода предполагает строго дозированные интервалы нагрузки и отдыха.

В учебно-воспитательном процессе учащихся 9 классов используются три типа уроков физической культуры:

– первый тип с образовательно-познавательной направленностью, в которых решаются задачи приобретения знаний по базовым видам двигательной деятельности, умения планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями, комплексы утренней гимнастики, умение осуществлять контроль за проведением комплекса упражнений.

  • второй тип с образовательно-обучающей направленностью, в которых решаются задачи обучения базовым видам двигательной деятельности, формирования знания по технике и тактике двигательных действий.
  • третий тип с образовательно-тренировочной направленностью, в которых решаются задачи совершенствования физической подготовленности учащихся.

В методике предлагается использовать образовательно-тренировочные уроки, проводимые по типу целенаправленной физической подготовки, где решаются задачи направленные на развития силы учащихся 9 классов. В зависимости от уровня физической подготовленности осуществляется подход в развитии силовых способностей учащихся.

Методика основана на применении упражнений с весом собственного тела направленных на развитие силовых способностей учащихся на уроках гимнастики.

Для развития силы используется комплекс упражнений , выполняемых по методу интервальной нагрузки с непредельными усилиями и нормированным количеством повторений. Весь комплекс делится на три урока.

Комплекс упражнений для юношей:

1) первый урок

  • подтягивания хватом сверху – 10 повторений;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа – 30 повторений;
  • поднимание ног из виса на гимнастической стенке – 10 повторений.

2) второй урок

  • приседания – 20 повторений;
  • выпрыгивания из глубокого приседа – 10 повторений;
  • запрыгивания на скамью – 10 повторений.

3) третий урок

  • вис на согнутых руках обратным хватом – 30 секунд;
  • сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях – 10 повторений;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине – 30 повторений.

Комплекс упражнений для девушек:

первый урок

  • подтягивание на низкой перекладине – 8 повторений;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине – 30 повторений.

2) второй урок

  • приседания – 20 повторений;
  • выпрыгивания из приседа – 10 повторений;
  • запрыгивания на скамью – 20 повторений.

3) третий урок

  • сгибание и разгибание рук в упоре от скамьи – 20 повторений;
  • поднимание коленей к груди из виса на гимнастической стенке – 10 повторений.

Количество подходов – 3. Отдых между подходами 2-3 минуты. Учащиеся с низким уровнем подготовленности выполняют меньшее количество повторений и. больше отдыхают.

Результаты анализа источников научной и методической литературы свидетельствуют о том, что большое внимание уделяется проблеме совершенствования физического воспитания учащихся основной школы. По мнению большинства специалистов в области физической культуры и спорта одним из важных направлений физического воспитания школьников является развитие физических качеств.

Многими специалистами в области школьного физического воспитания отмечается неудовлетворительная физическая подготовленность школьников, поэтому возникает необходимость разработки методики развития физических качеств учащихся 9-х классов средствами гимнастики на уроках физической культуры.

В процессе педагогического эксперимента проведено исследование исходных показателей развития силовых способностей, с помощью тестов. Методика развития силы учащихся 9-х классов на уроках гимнастики, основана на использование упражнений с отягощением веса собственного тела. Упражнения выполняются в первой половине основной части урока. Во второй половине акробатические упражнения, способствующие снижению эмоционального и функционального настроя.

1) Анализ источников научной и методической литературы показывает, что используя физические упражнения, которые оказывают положительное воздействие на весь организм, можно эффективно влиять на уровень физической подготовленности и развитие физических качеств. Большое количество упражнений дает неограниченные возможности воспитания и развития физических качеств учащихся.

2) Исходные показатели определены с помощью тестирования. Уровень развития силы учащихся соответствует хорошему показателю. Оценка уровня развития силовых способностей проведена в соответствии с нормативами.

3) Разработана и предложена методика развития силы учащихся 9-х классов с использованием физических упражнений с отягощением веса собственного тела.

1. Бермудес Д.В. Определение оптимальной безопасной физической нагрузки в процессе физического воспитания школьников с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики // Наука и школа. 2014. №2. С. 148-152.

2. Бухарин В.А., Кокорева Е.Г., Елисеев Е.В. Физическая подготовленность и здоровье школьников 15-16 лет средствами физкультурно-спортивного комплекса “ГТО” и кроссфита // Здравоохранение, образование и безопасность. 2017. № 4 (12).

С. 15-21.

3. Вахитов Р.Р., Хабибулин Д.А., Емельянов А.В. Развитие скоростно-силовых способностей у школьников 12-13 лет на уроках физической культуры // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2017. № 10. С. 60-63.

4. Врублевский Г. В., Ярцева Н. В. Гимнастика в системе подготовки и сдачи норм ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. 2014. №9. С. 26-28.

5. Гашникова А.В., Козачук Л.В. Влияние занятий физической культурой на скоростно-силовые способности школьников // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности : Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Под ред. Л.В. Кашицыной. Саратов, 2017. 26-28 с.

6. Гузь С. М.Хуббиев Ш. З. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12-17 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №10. С. 32-37.

7. Гусев А. А. Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе // ОНВ. 2008. №6. С. 141-144.

8. Дворкин Л. С. Дворкина Н. И. Кошкарёв С.С. Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние 12-14 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №7. С. 66-70.

9. Загревский О. И.Загревский В. О. Методы силовой подготовки гимнастов // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №377. С.136-139.

10. Карась Т.Ю., Жураковский Е.А. Средства и методы развития силовой выносливости у учащихся среднего школьного возраста // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2017. № 1. С. 43-47.

11. Костромитина Е.С., Бутакова Е.В. Развитие физических качеств у учащихся среднего школьного возраста средствами фитнес-аэробики // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. 2017. № 4-2 (15).

С. 68-72.

12. Курамшин Ю.Ф. учебник Теория и методика физической культуры. М.: «Спорт», 2009. 311с

13. Литус Р.И. Место и роль атлетической гимнастики на уроках физической культуры для учащихся старшего школьного возраста // Инновационные образовательные технологии. 2015. №3. С. 25-28.

14. Люлина Н.В. Обоснование методики развития силовых способностей у юношей, занимающихся атлетической гимнастикой // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 3. С. 148-153.

15. Лях В.И. Двигательные способности. Физическая культура в школе: учебное пособие. М.: Издательство «Просвещение», 2007. 300с.

16. Матвеев А. П. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №12. С. 167-172.

17. Михайлова Э.И. Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. №2. С. 156-165.

18. Панфилов О. П. Борисова В. В. Титова А. В. Шестакова Т. А. Особенности использования оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в школе // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. №1. С. 76-81.

19. Пестова Т. Г. Развитие силы у девушек 15-16 лет на занятиях по системе «Body-pump» // Наука. Инновации. Технологии. 2012. №1. С. 140-145.

20. Пестерева К.В., Кублицкая Е.А. Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14).

С. 134-135.

21. Попов В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств.: учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» ЮРГТУ. Новочеркасск, 2012. 82 с.

22. Попов Э. М. Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1. С. 235-239.

23. Рябышева С.С., Миннахметова Л.Т. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы II междунар. науч. конф., посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Казань, 2014. 470-472 с.

24. Старцев М.С. Развитие силовых качеств учащихся на занятиях атлетической гимнастикой // Среднее профессиональное образование. 2011. №8. С. 15-17.

25. Тищенко В. А. Ежаченко Я. Особенности методики развития силы у детей разного школьного возраста // Физическая культура и спорт. 2014. №3. С. 43-47.

26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 405 с.

27. Чернова А.О. Развитие силовых и скоростно-силовых качеств у юношей 13-14 лет на уроке физической культуры // Физическая культура, здравоохранение и образование : материалы XI междунар. науч. конф., посвященной памяти В.С. Пирусского / под ред. В.Г. Шилько. Томск, 2017. С. 41-43.

28. Шерин В. С. Основы технологии подготовки и обучения в гимнастике // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №372. С.167-169.