Развитие спортивно-оздоровительного туризма

Курсовая работа

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, что не может не отражаться отрицательно на физических возможностях детей и подростков. Формирование здорового образа жизни стало сегодня одной из приоритетных задач государства.

В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, так как этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать все физические качества, в том числе скоростно-силовые способности. Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить пробел в нехватке двигательной активности, необходимой для развития растущего детского организма. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Постоянное общение с природой, влияние её естественных факторов — свежий воздух, вода и солнце, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, дают возможность психологической разгрузки, снимают нервное напряжение, повышают положительный эмоциональный фон — всё это даёт туризм. Занятия этим видом спорта в возрасте 11-12 лет способствуют развитию всех двигательных качеств и содействуют приобретению социального опыта, опыта общественных и личностных отношений. Они обладают большим воспитательным потенциалом: способствуют становлению силы воли, трудолюбия, целеустремлённости, взаимовыручки, ответственности.

Профессор А.А. Гужаловский возраст 11-12 лет считает сенситивным периодом для развития скоростно-силовых способностей. По мнению Ю.Н. Федотова и В.И. Ганопольского туризм является важным средством для развития данного качества.

Обучение учащихся технико-тактическим приемам прохождения туристских этапов: «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», разведение костра, установка палатки, укладка рюкзака, ориентирование на местности требует высокого уровня развития скоростно-силовых способностей. Воспитание этих качеств позволяет сформировать быстрые, правильные и безопасные действия участников и подготавливает базу для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.

Всё это говорит о необходимости повысить скоростно-силовые качества на занятиях спортивного туризма у детей 11-12 лет.

Занятия туризмом должны проводится на открытом воздухе. Чтобы они соответствовали принципу систематичности, в наших климатогеографических условиях в холодное время года тренировки проводятся в спортивном зале. В зимний период основное внимание необходимо уделять формированию скоростно-силовых качеств.

11 стр., 5478 слов

Совершенствование и развитие качества обслуживания на предприятиях ...

... -95 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Практическая значимость Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы совершенствования и тенденций развития качества обслуживания официантами на предприятиях общественного питания 1.1 Особенности организации обслуживания Предприятия общественного питания в отелях ...

Поскольку, в настоящее время не обнаружено конкретных средств для развития скоростно-силовых качеств при проведении занятий по туризму с детьми 11-12 лет, поэтому мы считаем, что тема исследования «Средства для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 11-12 лет на занятиях по спортивному туризму» является актуальной.

Гипотеза исследования — предполагается, что, подобрав и использовав средства развития скоростно-силовых способностей при проведении занятий в спортивном зале в зимний период у детей 11-12 лет увеличится уровень этих качеств.

Объект исследования — обучающиеся 11-12 лет.

Предмет исследования — процесс использования средств развития скоростно-силовых способностей у юных туристов в зимний период.

Цель исследования — повысить уровень развития скоростно-силовых качеств у юных туристов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие источники по проблеме исследования.

2. Подобрать средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств для проведения занятий в группе юных туристов в спортивном зале.

3. В ходе педагогического эксперимента апробировать эффективность подобранных средств и проанализировать результаты.

1. Cпортивный туризм, как средство воспитания скоростно-силовых способностей у детей 11-12 лет

1.1 Виды туризма

В переводе с французского (tourism) — прогулка, поездка. Туризм в обществе возник в тот период, когда у человека появляется потребность в получении информации о новых местах, и становится средством, которое приносит удовольствие и даёт возможность отдохнуть.

В настоящее время практически каждому человеку предоставляется возможность побывать в любой точке земного шара. Самолёт, поезд, автомобиль доставят вас куда угодно. Но некоторые люди выбирают пешие способы передвижения. Туризм — является одним из важных средств активного отдыха. Хорошо и правильно организованное и проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, выносливость, ловкость, воспитывает инициативу, настойчивость, мужество, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.

С исторической точки зрения туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, общении, познании, отдыхе. Туризм, как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время позволяет человеку реализовать необходимые желания в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе. Для достижения туристских целей используются оздоровительные, спортивные, краеведческо-исследовательскиe, культурно-познавательныe, профессионально — деловыe и другие средства туризма.

В зависимости от выбранного признака существует большое количество классификаций туризма. Американский учёный В. Смит исходя из цели путешествия определяет шесть категорий туризма: рекреационный; исторический; этнический; культурный; деловой; экологический.

14 стр., 6792 слов

Культурно-просветительский туризм на примере Омска и Омской области

... областей. Объектом исследования является Омская область, как регион развития культурно-просветительского туризма. Предмет настоящей дипломной работы — культурно-просветительский туризм. Цель работы — разработка экскурсионного маршрута ... туризм экскурсия культурный Глава 1. Религиозный туризм как направление туристической деятельности , 1.1 История и география развития религиозного туризма ... миграция по ...

Украинский учёный Н.П. Крачило предложил свою классификацию из шести видов туризма: спортивный; курортно-лечебный; культурно — развлекательный (туристические путешествия с целью ознакомления с достопримечательностями; посещение картинных галерей, театров, музеев, фестивалей, спортивных соревнований); промысловый; религиозный; познавательно-деловой.

Российский учёный Н.С. Мироненко выделяет три основных вида: оздоровительный и спортивный; лечебный; познавательный (природный, культурно-исторический).

Туризм может быть активным или пассивным, внутренним и международным. По разным основаниям может подразделяться на различные виды:

  • по возрасту туристов: детский, взрослый, молодёжный;
  • по цели поездки: научный, познавательный, деловой, рекреационный;
  • по характеру организации и интенсивности обслуживания: плановый, неорганизованный (самодеятельный);
  • по способу передвижения (вида транспорта): автотуризм, морской, речной и караванный и др.;
  • по виду использования природных ресурсов: развлекательный, экологический, олимпийский, пешеходный, горный, водный;
  • по продолжительности тура: кратковременный, долгосрочный;
  • по интенсивности туристской деятельности: постоянный (круглогодичный) и сезонный (связанный с определённым временем года);
  • по численности путешествующих: индивидуальный, групповой, семейный;
  • по форме финансирования: социальный и коммерческий.

По целевой функции, мотивам, результатам занятий туризмом Кравчук Татьяна Анатольевна выделяет следующие типы туризма: спортивный; рекреационный; реабилитационный; учебный; экскурсионный; профессионально-прикладной; культурно-познавательный; культурно-развлекательный; приключенческий; краеведческий; экспедиционный; деловой; коммерческий; комбинированный и программный.

Главной целью спортивного туризма является спортивное совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересечённой местности и в преодолении естественных препятствий.

Рекреационный туризм имеет целевую функцию средствами активного отдыха и оздоровления восстанавливать физические и психические силы человека.

Цель реабилитационного туризма — используя климатические условия различных мест пребывания туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках, осуществлять лечение определенных заболеваний.

Профессионально-прикладной туризм имеет целевую функцию — совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков средствами туризма.

По характеру туристского маршрута туризм подразделяется на пешеходный; водный (плоты, гребные суда); парусный (разборные судна); конный; лыжный; горный; велосипедный; авто-мото; спелео и комбиниpованный. Эти виды туризма включены в спортивную классификацию как части спортивного туризма, так как нормированы определенными требованиями по набору технически сложных препятствий, продолжительности, протяжённости и другим факторам спортивного туристского маршрута.

Существуют такие виды туризма, которые не включены в спортивную классификацию, к ним относятся: горнолыжный, водно-моторный и др.

17 стр., 8409 слов

Развитие физических и функциональных возможностей юных туристов ...

... туристов. К приоритетным направлениям туристской деятельности закон относит поддержку внутреннего, социального и самодеятельного туризма. Туристскую деятельность предлагается регулировать путём содействия кадровому обеспечению туристской деятельности, развитию научных исследований ...

В обществе появляются и развиваются новые виды туризма. Часть из них отделяется от туризма в качестве отдельных видов спорта (спортивное ориентирование, водный, альпинизм, скалолазание и другие).

В то же время и туризм вбирает в себя элементы других видов спорта, совершенствуя содержание и технику туристских походов и путешествий.

Для раскрытия различных форм туризма Федотов Ю. Н. определил характерные отличительные признаки:

  • место занятий туризмом,
  • физическая нагрузка на туристском маршруте,
  • сезонность туристских маршрутов,
  • уровень доступности и социальной значимости туризма,
  • организационные основы туризма,
  • туристская программа,
  • состав участников.

Лев Алексеевич Вяткин выделяет плановый и самодеятельный туризм.

В наше время плановый туризм превращается в экономическую индустрию. Желающие путешествовать на любом виде транспорта по России и за рубежом покупают путёвки через турагентства и экскурсионные бюро, передвигаясь пассивным (автобусом самолётом, поездом и т.п.) или активным (в составе группы пешком, на лыжах, байдарках) способом. Положительным фактором планового туризма является то, что не надо думать о транспорте, снаряжении, продуктах. Но есть и минусы — в туристской группе могут оказаться незнакомые люди психологически несовместимыми, что нередко портит всю поездку или поход.

В самодеятельном туризме группы формируются из знакомых людей, которые выбирают район похода и сроки путешествия. Походы выходного дня могут быть однодневными (без ночёвок), двухдневными (с ночёвкой).

Они представляют собой прогулку или экскурсию в природу, к историческим достопримечательностям, памятникам.

В зависимости от цели путешествия Владимир Александрович Шкенев подразделяет туризм:

  • на спортивный туризм — участие в спортивных мероприятиях;
  • на познавательный (экскурсионный) — посещение привлекательных мест, смотр культурных исторических, природных достопримечательностей;
  • туризм с социальными целями — участие в общественных мероприятиях;
  • любительский — охота, рыболовство и пр.;
  • деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;
  • религиозный — посещение «святых мест»;
  • пригородный туризм — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха.

По способу передвижения различает туризм: пешеходный, велосипедный, мототуризм, конный, лыжный, альпинизм (В.А. Шкенев. Спортивно-прикладной туризм. С. 17).

1.2 История развития спортивного туризма в Тотемском районе

В последние 20 лет значительный вклад в развитие спортивно-оздоровительного туризма в г. Тотьма вносила Станция юных туристов.

Эта организация появилась в начале 90-х годов XX века в результате реорганизации Дома пионеров. Решение о создании нового детского учреждения было утверждено постановлением главы администрации Тотемского района С.М. Громовым от 04 августа 1992 года, № 199.

В бывшем здании Дома пионеров клубу отвели одну комнату: дети и педагоги были рады и этому. Директором клуба была назначена Путилова Е.Е., методистом — Семенихина Е.И. На общем сборе кружковцев ребята придумали клубу название — «Каскад», которое несколько лет было неофициальным названием Станции юных туристов. Основной задачей учреждения на данном этапе стала организация досуга детей средствами турима и краеведения.

11 стр., 5207 слов

Выездной туризм 90-х годов в России ( по предмету Менеджмент ...

... периодических изданий и публикаций в Интернет. У нас недавно искали Последние добавленные работы Фрагмент работы: Выездной туризм 90-х годов в России. Выездной туризм Послевоенный всплеск рождаемости сам ... по себе ска-зывается на возрастном составе, что в комбинации ...

Традиции, сложившиеся во время работы Дома пионеров, сохранились в работе нового учреждения, которое продолжало сотрудничество с Ленинградской комплексной геологической экспедицией. Вместе с ленинградскими геологами каскадовцы участвуют в многодневных походах с целью шлихового опробования берегов реки Сухоны и ее притоков. Развитию нового направление в деятельности клуба — экологического, способствовала работа по заданиям районного комитета по экологии. В эти годы в деятельности учреждения развиваются клубные формы работы: походы выходного дня, экскурсии в музеи, по городу и району, краеведческие игры и конкурсы, календарные праздники, вечера отдыха. Ребята приходят в клуб, чтобы пообщаться с друзьями, интересно и с пользой провести здесь время.

В августе 1994 года в результате ходатайства руководителя клуба Г.Д. Елисеева и при поддержке заведующей РОНО А.Н. Истоминской учреждение получает отдельное здание (бывшего детского сада) на Зелене и становится филиалом областной Станции юных туристов, с 1998 года — филиалом областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. В эти годы:

  • от клубных форм работы учреждение переходит к организации дополнительного образования детей средствами туризма и краеведения: начинают работать кружки, расширяется их сеть на базе сельских школ;
  • в целях массового привлечения юных тотьмичей к познанию своей малой родины, коллектив педагогов разрабатывает и реализует целевую краеведческую программу «Город Тотьма — частица России»;
  • воспитанники учреждения начинают заниматься исследовательской деятельностью по разным направлениям краеведения, участвуют в районных и областных краеведческих олимпиадах «Мир через культуру», в 2000 году во Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» в Москве, где 5 человек получают дипломы 1,2,3 степени и звания лауреатов;
  • появляются новые направления в деятельности учреждения — археология, этнография, литературное краеведение, спортивное ориентирование и др.;
  • под руководством педагога-организатора Степаненко А.

И. начинает развиваться спортивный туризм. Через 3 года его воспитанники становятся чемпионами Вологодской области, призерами первенства России по пешеходному и лыжному туризму, участвуют в путешествиях по Кольскому полуострову, Приполярному Уралу, Крыму;

— возобновляется традиция проведения районных туристических слетов. На выездных семинарах практикумах педагоги — туристы осваивают технику пешеходного туризма, изучают спортивное ориентирование для обучения детей этим видам спортивного туризма и более качественного проведения туристских соревнований.

В 2003 году решением Тотемского районного муниципального собрания от 25.11.2003 года № 146 на базе филиала ОЦДиЮТиЭ создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов». 21 июня 2006 года зарегистрирован новый Устав учреждения, в соответствии с которым вновь меняется название учреждения: МОУ ДОД «Тотемская СЮТ».

В 2004 году получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по 2 направлениям: туристско-краеведческому и физкультурно-спортивному. В 2008 году учреждение успешно проходит процедуру государственной аккредитации.

3 стр., 1137 слов

Развитие силовых способностей спорсменов-скалолазов на кампусборде. (стр. 1 )

... по развитию силовых способностей на кампусборде. Разработать технологию развития силовых способностей спортсменов ... спортивного результата. Структура работы. Дипломная работа написана на 68 ... силовых качеств Выделяют такие основные виды силовых качеств: максимальную силу, скоростную силу и силовую выносливость. Под максимальной ... спорта, вышедший из альпинизма. Современной специализированной литературы ...

Педагогический коллектив нёс миссию своего учреждения в том, чтобы:

  • развивать у юных тотьмичей интерес к познанию истории и культуры своего края и родного Отечества;

— формировать духовность, патриотизм, национальное сознание юного тотьмича как гражданина России через реализацию программ дополнительного образования туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленностей в интересах развития личности, общества и государства.

В целях удовлетворения интересов детей и их родителей в учреждении создавались объединения по разным направлениям краеведения: археология, этнография, православное и историческое краеведению, музееведение, экология; и видам туризма: основы туризма, спортивный туризм, школа безопасности. Традиционными стали городские краеведческие игры по программе «Город Тотьма — частица России», поездки победителей краеведческих конкурсов по городам Вологодчины, лагерные сборы юных краеведов-исследователей.

За годы работы учреждения более 350 детей приобщились к исследовательской деятельности в области краеведения, участвуя в районной и областной олимпиаде «Мир через культуру», из них 50 юных краеведов стали призерами областной олимпиады. Участвуя во Всероссийских краеведческих конференциях «Отечество» в Москве, «Первые шаги в науку» в г. Обнинске, «Юность, Наука, Культура» в г. Санкт — Петербурге, 12 школьников получили дипломы и стали лауреатами. В краеведческом музее создан фонд исследовательских работ школьников, который насчитывает более 250 докладов. В альманахах ВОИСК опубликовано десятки работ юных тотьмичей.

Для занятий спортивным ориентированием в 2007 году создана спортивная карта местечка Десятина. В рамках движения «Школа безопасности» проводятся районные соревнования по медицинской подготовке и правилам дорожного движения, по виду «поисково-спасательные работы», по технике пешеходного туризма, Турград.

Совершенствуя качество дополнительного образования детей, педагоги учреждения работают над новым содержанием дополнительных образовательных программ, таких как: школа безопасности, краеведы — археологи, краеведы-этнографы, краеведы-историки, православное краеведение и др. Три года по окончанию учебного года проводится итоговая аттестация воспитанников, по результатам которой им выдаются свидетельства о дополнительном образовании.

В 2014 году в результате реорганизации МБОУ ДОД «Тотемская СЮТ» присоединена к МБОУ ДОД «Тотемский ДДТ». В учреждении продолжают свою деятельность объединения туристско-краеведческой направленности: «Водный туризм», «Спортивный туризм», «Юные туристы-краеведы». МБОУ ДОД «Тотемский ДДТ» является организатором районных туристских соревнований для обучающихся образовательных учреждений. С 1 января 2016 года МБОУ ДОД «Тотемский ДДТ» переименован в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования» (Историческая справка об учреждении, составленная методистом МБОУ ДОД «Тотемская СЮТ» Зайцевой И.Ю. 2006 г. 4 с.)

1.3 Общая характеристика скоростно-силовых способностей

В теории и методике физического воспитания даётся определение скоростно-силовым качествам, как способности занимающихся к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

14 стр., 6627 слов

Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10–12 лет

... развитие скоростно-силовых способностей у пловцов 10 - 12 лет. Предмет исследования. Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10 - 12 лет. Цель. Определить эффективность разработанных методик применения упражнений направленных на повышение скоростно-силовых способностей ... и результаты собственных педагогических наблюдений и опыта работы с детьми и подростками легли в основу идеи ...

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых с большой силой требуется и значительная скорость движения. Чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным.

По мнению авторов, таких как Ю.Ф. Курамшин, В.М. Гелецкий, А.М. Максименко и В.С. Макеева главной разновидностью скоростно-силовых способностей является взрывная сила, как способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, борьбе, боксе и т.д.)

Алхасов Д.С и Ж. К. Холодов, к скоростно-силовым способностям добавляют быструю силу. По мнению авторов, быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, которые проявляются в упражнениях со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Ж. К. Холодов и С. В. Кузнецов взрывную силу характеризуют двумя компонентами: стартовой и ускоряющей силой. Под стартовой силой понимают способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно-силового индекса в движениях, где развиваемые усилия предельны:

J = F max /t max,

где, J — скоростно-силовой индекс;

  • F max — максимальное значение силы, показанной в конкретном движении;
  • t max — максимальное время достижения максимальной силы (Холодов Ж.К.

Теория и методика физической культуры и спорта. С.79).

Профессор Ю.Ф. Курамшин на динамограмме приводит пример отталкивания при прыжке вверх с места квалифицированного спортсмена и новичка. Кривая взрывного усилия у мастера спорта показывает, что за очень короткий промежуток времени спортсмен достигает высокого уровня проявления силы.

Кривая взрывного усилия, по мнению автора, трехкомпонентна и определяется максимальной силой мышц, способностью к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц (стартовая сила) и способностью к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы — ускоряющая сила. Выявлено, что эти свойства присущи человеку любого возраста, пола, независимо от того, занимается он спортом или нет.

Холодов Ж.К. подразделяет взрывную силу лишь на два компонента: стартовую и ускоряющую силу.

Для того чтобы проявить максимальную силу, мышцам необходимо время. Выявлено, что через 0,3 с от начала движения мышца проявляет силу, равную 90% от максимума. Но в спорте есть много движений, которые выполняются за время меньшее, чем — 0,3 с (например, время отталкивания в беге у сильнейших спринтеров длится 100—60 м/с).

В таких случаях спортсмен не успевает проявить максимальную силу. Поэтому главным фактором силовых качеств будет скорость нарастания силы. Доказательством этому служит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнение движений в метании копья, отталкивании в беге, прыжке и т.д. с ростом квалификации спортсменов.

1.4 Средства развития скоростно- силовых способностей

По мнению Б.А. Ашмарина в педагогическом процессе развитие скоростно-силовых качеств осуществляется через развитие собственно-силовых способностей. Эта возможность обусловлена закономерностями переноса в развитии ведущих физических способностей. Автор считает, что для развития скоростно-силовых способностей необходимо использовать упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, с гантелями, с сопротивлением партнёра).

В зависимости от величины отягощений упражнения можно условно разделить на упражнения, развивающие или скорость, или силу. В первых упражнениях скорость сокращения мышц близка к максимальной при отягощении в 20—30% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнения колеблется от 5—10 до 30—40 с. Во втором типе упражнений величина отягощений составляет 60—80% от максимальной, а скорость сокращения мышц — 30—50% от максимальной. Продолжительность упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности может составлять от 1—2 до 5—6 мин.

Васильков А.А считает, что в скоростно-силовых упражнениях важную роль играет мощность. Скоростно-силовыми (мощностными) являются упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, т. е. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы. Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Продолжительность упражнения с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин — в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки).

Мусатов Е. А., Чернышева Е. Н., Прянишникова О. А., Карасева Е. Н и Смирнова С. А. выделяют большое разнообразные скоростно-силовых упражнений, входящих в программу физического воспитания. К ним относятся различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные, гимнастические и др.), метания, толкания, броски и быстрое поднимание спортивных снарядов, скоростные передвижения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах (выпрыгивание и ускорение в играх).

Большую часть таких упражнений выполняют с нормированным внешним отягощением, периодически меняя её степень. В другую группу входят упражнения с мгновенным преодолением воздействующего отягощения, направленными на увеличение мощности усилий (например, прыжки в глубину с тумбы высотой 75-100 см) с последующим выпрыгиванием вверх. Авторы перечисляют средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств:

  • прыжки на двух ногах через гимнастическую скамейку (маленький барьер);
  • прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на возвышение высотой 30-40 см;
  • прыжки на одной ноге с продвижением вперёд — 15-30 м на каждой ноге;
  • бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперёд в различном темпе — 15-30 м;
  • бег прыжками с ноги на ногу;
  • прыжки в высоту с места (или разбега);
  • прыжки в длину с места (или разбега);
  • броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками — 6-8 раз;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лёжа — по 5-7 раз на время.

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей В. М. Гелецкий, как и Холодов Ж. К. с Кузнецовым В.С. предлагает использовать следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями, отжимания на параллельных брусьях, подъём переворотом на высокой перекладине, от пола или от скамейки, висы на согнутых и полусогнутых руках, подтягивания, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1—3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д.

Критериями оценки скоростно-силовых способностей служит время удержания определённого положения туловища, число подтягиваний, отжиманий, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

Матвеев Л. П. определяет место скоростно-силовым упражнениям в структуре отдельного комплексного занятия. Упражнения скоростно-силового характера проводятся первые, после соответствующей разминки в начале основной части занятий. В структуре отдельных занятий место и порядок чередования любых упражнений зависят от ведущих компонентов содержания занятий, места занятия в микроцикле, общей логике построения целостного процесса физического воспитания и от других обстоятельств.

Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич и Г. И. Погадаев для развития скоростно-силовых качеств предлагают в разминку включить медленный бег в течение 5-8 минут, гимнастические упражнения (глубокие приседания — 12-20 раз, наклоны вперёд — 12-20 раз и махи ногами вперёд, назад, в стороны — по 12-20 раз каждой ногой).

В основной части урока использовать бег с прыжками — 4 раза по 20 м; пробегание с ходу с максимальной скоростью — 4 раза по 30 м; многоскоки (пятерной прыжок) — 3 раза; выпрыгивание из глубокого приседа — 4 раза по 10; и приседание на одной ноге у опоры, поочерёдно на обеих ногах до отказа — 2 раза; после каждой попытки отдых 1- 2 мин.

1.5 Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет

Без активных физкультурных занятий невозможно полноценное развитие детей школьного возраста. Недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы.

Школьный возраст является наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам.

В процессе физического воспитания необходимо учитывать основные закономерности развития детского организма:

  • неравномерность темпов роста и развития;
  • гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма;
  • обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;
  • биологическая надёжность функциональных систем;
  • обусловленность процессов роста и развития генетическими факторами;
  • акселерация физического и физиологического развития организма.

В естественном развитии раскрыты особые «критические» периоды, когда развивающийся организм наиболее чувствителен к влиянию внешней среды.

Такие периоды характерны для младшего и среднего школьного возраста. Установлено, что именно в эти «критические» периоды быстрее и эффективнее развиваются физические качества. Тем не менее, необходимо учитывать, что биологические предпосылки, благоприятствующие обучению разным двигательным действиям и развитию разных физических способностей, формируются не одновременно.

Более того, накопление этих предпосылок нельзя полностью связывать с конкретным паспортным возрастом детей, поскольку биологический возраст далеко не всегда совпадает с ним (опережает или отстает на один-два года).

Нет полного совпадения во времени периодов усиленного естественного развития способностей у девочек и мальчиков.

Профессор А.А. Гужаловский считает, что не все “критические” периоды наиболее благоприятны для осуществления избирательно-направленного воздействия и представляет их хронологию и классификацию:

  • период повышенных темпов развития — “критичeский”, в котором следует выделять его разновидности, характеризующиеся: а) наиболее высокими и б) умеренно высокими темпами развития физических качеств;
  • период пониженных темпов развития — “субкритический”.

Из классификации видно, что возраст 11-12 лет благоприятен для развития скоростно-силовых качеств.

В соответствии с такой классификацией рекомендуется осуществлять разностороннее воздействие с преимущественным вниманием к тем качествам, которые на данном возрастном этапе находятся в условном “критичeском” периоде развития с наиболее высокими и умеренно высокими темпами роста.

Если не использовать эти периоды для достижения оптимального результата, то это приведёт к тому, что не все возможности организма будут реализованы в необходимой степени, или для их реализации потребуется значительно больше времени и сил.

А.А. Гужаловский считает, что такое физическое качество, как сила играет базовую роль по отношению ко всем остальным физическим способностям. Автор объясняет этот факт так, что мышцы и развиваемые ими усилия являются единственными посредниками между командами ЦНС (при выполнении абсолютно любого движения) и выполнением двигательного действия. Мышцы и их усилия это — то единственное, чем располагает нервная система для совершения двигательной активности. Совсем незначительные усилия, например, когда человек моргает или просто дышит и сверхчеловеческие усилия, когда, штангист поднимает рекордный вес, являются главным и непременным условием любого двигательного действия. Без мышечных усилий невозможно проявление, каких бы то ни было двигательных способностей.

Сапин Михаил Романович относит возраст 11-12 лет к периоду второго детства (8-12 лет).

В этот период преобладает рост тела в ширину и начинается половое созревание. К концу периода усиливается рост тела и в длину. Причём темпы роста тела в длину у девочек больше (в среднем на 7 см), чем у мальчиков.

В возрасте 11-12 лет быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб школьника подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек, чем у мальчиков. Массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон.

Существенные различия наблюдаются и в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе учатся школьники с разной степенью полового созревания, а значит, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Таким образом, в этом возрасте актуальна проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У детей 11-12 лет отмечается морфологическая и функциональная незрелость сердечно-сосудистой системы. Так как в этом возрасте продолжается развитие центральной нервной системы, то особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 11 — 12 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

Наиболее высокий темп развития дыхательной системы отмечается у подростков в период полового созревания. В возрасте 11-12 лет объём лёгких увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объём дыхания и растёт показатель жизненной ёмкости лёгких.

Режим дыхания у детей 11-12 лет менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл школьник потребляет 14 мл кислорода, а взрослый — 20 мл. Подростки меньше способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода и у них быстрее снижается насыщение крови кислородом.

На фоне общей неравномерности темпов роста и развития некоторые дети опережают или отстают от своих ровесников. Опережающие (акселераты) встречаются реже, чем «отстающие». Как правило, к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.

Ускоренный рост и развитие сопровождаются увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций.

Гетерохронность (неравномерность) хорошо наблюдается в развитии двигательной функции. Важные её показатели — сила, ловкость, выносливость и быстрота — в школьном периоде развиваются с разной интенсивностью.

Максименко А. М. отмечает, что скоростно-силовые способности у мальчиков развиваются в 10-11 и 14-16 лет, а у девочек — в 11-12 лет.

Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А. и Вяткин З. Н. считают, что биологическое созревание организма школьников обуславливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек— с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет.

Таким образом, проанализировав собранные данные по теме, можно сделать вывод о том, что сенситивным периодом для развития скоростно-силовых качеств является возраст 11-12 лет. Важным средством для развития этих способностей является туризм. Если подобрать правильные упражнения для развития скоростно-силовых качеств, то можно значительно увеличить их уровень.

2. Методы, организация и результаты собственных исследований

2.1 Методы исследования

2.1.1 Анализ литературных источников по теме исследования

Анализ литературных источников использовался с целью поиска и систематизации научных данных по теме исследования. Нами были рассмотрены вопросы о видах туризма, развитии спортивного туризма в Тотемском районе, дана общая характеристика скоростно-силовых способностей, подобраны средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств для проведения занятий в группе юных туристов в спортивном зале, описаны анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет. Библиография включает в себя 22 источника с 1981 по 2014 гг. издания.

2.1.2 Тестирование

Тестирование заключалось в проведении тестов на определение скоростно­силовых способностей учащихся 11-12 лет. Были проведены следующие тесты:

Прыжок в длину с места.

Упражнение выполняется в спортивном зале. На полу чертится разметка: стартовая линия, на расстоянии 80 см от нее до 260 см через сантиметр проводятся тонкие линии для измерения дальности прыжка. Сбоку цифрами обозначается расстояние от 80 см до 260 см. Результат определяется по расстоянию от линии старта до точки касания пяток испытуемого. Участник делает три попытки, из которых выбирается лучший результат.

Испытуемый принимает исходное положение. Ступни ног становятся параллельно на ширине плеч, слегка согнуты, носки располагаются у стартовой линии, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны.

Выполнение упражнения. Ученик отводит руки назад, сгибает ноги в коленях, и оттолкнувшись обеими ногами, делает резкий взмах руками вперёд, прыгает вдоль разметки и приземляется на обе ноги. Перед выполнением упражнения ученику даётся установка на индивидуальный максимум.

Измерение. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии. Требования безопасности. Упражнение выполняется на полу в обуви, обеспечивающей плотное сцепление с полом при отталкивании. Под пятки рекомендуется подложить войлочную прокладку. При потере равновесия и падении назад после приземления, не следует подставлять руки за спину. Для смягчения падения назад тестируемых нужно научить мягкому перекату назад из упора присев.

Бросок набивного мяча.

Упражнение выполняется в спортивном зале. Для оценки скоростно-силовых способностей верхнего плечевого пояса предлагается выполнить бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя ноги врозь. На полу мелом проводится линия. Испытуемый садится так, чтобы пятки оказались на линии. Расстояние между пятками 20-30 см. Ноги слегка согнуты, ступни вертикальны. Выполняется наклон туловища назад, мяч располагается в руках над головой. Выпрямляя туловище испытуемый выполняет бросок из-за головы. Длина броска измеряется в сантиметрах от обозначенной линии до ближайшей точки касания снаряда пола. Из трёх попыток лучший результат идёт в зачёт.

Подъём туловища за 1 минуту из положения лёжа.

Упражнение выполняется в спортивном зале.

Испытуемый принимает исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Партнёр удерживает ноги за голеностопный сустав. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза. Спина плотно прижата к полу. Руки скрещены на груди и не отрываются от неё во время выполнения упражнения.

Выполнение упражнения. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, чтобы локтями коснуться колен. После этого опускается в исходное положение до касания лопатками пола. Упражнение выполнять в течение одной минуты.

Измерение. Фиксируется количество полных циклов, выполненных за 1 минуту, включая поднимание туловища с касанием локтями колен и опускание до касания пола лопатками. Подсчёт количества полных циклов ведут одновременно выполняющий упражнение и партнёр. Перед выполнением упражнения ученику дается установка на выполнение максимально возможного количества повторений за 1 мин. Во время выполнения упражнения не следует допускать отодвигания таза от пяток, необходимо добиваться опускания на лопатки, касания локтями колен.

Требование безопасности: упражнение выполнять на жёсткой, не скользящей подстилке (ворсолан, тонкий поролоновый коврик, татами, войлок и им подобные).

Не рекомендуется принимать норматив на гимнастических поролоновых матах.

2.1.3 Метод математической статистики

Метод математической статистики использовался с целью статистической обработки результатов эксперимента. Полученные в ходе эксперимента результаты проанализированы и обработаны с помощью формул и таблиц, описанных Б.А. Ашмариным в теории и методике педагогических исследований в физическом воспитании.

1. Описательная статистика с расчётом следующих показателей:

  • среднего арифметического значения М, которое вычисляли по формуле:

(1)

где: ? — знак суммирования;

  • V — полученные в исследовании значения;
  • N — число вариант.
  • среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) определяется:

(2)

где:

  • наибольшее значение варианты;
  • наименьшее значение варианты;
  • табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.
  • стандартная ошибка среднего арифметического показывает вариативность результатов всей генеральной совокупности. Вычисляется по формуле:

(3)

при 30

2. Для сравнительного анализа показателей контрольного тестирования между экспериментальной и контрольной группами использован t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Находится из формулы:

(4)

2.1.4 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения средств для развития скоростно-силовых способностей. В основе нашего исследования был положен сравнительный эксперимент, который заключался в сравнении данных двух групп — экспериментальной и контрольной в области проверки поставленной гипотезы. Эксперимент проходил с декабря 2015 по март 2016 года, на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». В нашем эксперименте приняли участие 20 детей, которые занимаются в разных объединениях «Спортивный туризм», из них 10 детей составили экспериментальную группу (4 девочки и 6 мальчиков), 10 детей — контрольную (5 девочек и 5 мальчиков).

Уровень развития скоростно-силовых качеств у детей одинаков.

2.2 Организация исследования

туризм школьник туристский спортивный

Эксперимент проходил с декабря 2015 по март 2016 года на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». В эксперименте приняли участие 20 детей школьного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. В начале эксперимента скоростно-силовая подготовка у этих детей не отличается.

Занятия в контрольной группе проходили по традиционной методике. На занятиях в экспериментальной группе использовались нами подобранные средства для развития скоростно-силовой направленности.

Первый этап — теоретико-поисковый (октябрь 2014 г. — ноябрь 2015 г.) были установлены проблема и цель исследования, проводился анализ научно-методической литературы, осваивались методы исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения, разработать гипотезу.

Второй этап — экспериментальный (декабрь 2015 г. — март 2016 г.) был посвящён проведению эксперимента на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования». Первоначально в ходе эксперимента, у 20 школьников (9 девочек и 11 мальчиков 11-12 лет), занимающихся спортивным туризмом было проведено тестирование на выявление уровня развития скоростно-силовых качеств. В результате выяснилось, что уровень одинаков. В ходе педагогического эксперимента для экспериментальной группы мы разработали план занятий, в которые были включены упражнения для развития скоростно-силовых способностей. Все занятия в течение четырёх месяцев три раза в неделю проходили на спортивном зале МБОУ «Тотемская СОШ № 1», арендованным Центром дополнительного образования. После окончания эксперимента с целью определения его эффективности нами была проведена оценка уровня скоростно-силовых способностей, как и на первом занятии.

Третий этап — аналитический (апрель — май 2016 г.) являлся завершающим и был связан с оформлением данных исследования. Полученные результаты обрабатывались методом математической статистики. На данном этапе формировались работа в целом.

2.3 Результаты собственного исследования и их обсуждения

Перед экспериментом в экспериментальной и контрольной группах детей 11-12 лет занимающихся спортивным туризмом мы провели тестирование, с целью выявления уровня скоростно-силовых способностей.

Данные тестирования изображены в следующих рисунках и таблицах.

Рисунок 1 — Результаты теста «Прыжок в длину с места» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (см)

Таблица 1 — Сравнительные результаты теста «Прыжки в длину с места» до начала эксперимента (см)

гр

результат

M

у

m

t

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

к

157

171

152

168

143

159

133

154

162

159

155.8

7.05

2.23

0.35

э

146

151

144

149

160

170

158

171

161

158

156.8

5.39

1.71

Результаты начального тестирования по прыжкам в длину составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах р (0,35) ? т (0.77).

Рисунок 2 — Результаты теста «Бросок набивного мяча» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (см)

Таблица 2 — Сравнительные результаты теста «Бросок набивного мяча» до начала эксперимента (см)

гр

результат

M

у

m

t

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

к

227

254

218

190

375

360

345

310

215

190

268.4

31.35

9.9

0.37

э

225

250

220

210

370

365

350

320

200

220

273

28.86

9.13

Результаты начального тестирования по броскам набивного мяча составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах р (0.37) ? т (0.69).

Если р меньше т, значит, полученные результаты достоверно не различаются.

Рисунок 3 — Результаты теста «Подъем туловища из положения лежа» в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента (кол-во раз)

Таблица 3 — Сравнительные результаты теста «Подъем туловища за 1 минуту из положения лежа» до начала эксперимента (кол-во раз)

гр

результат

M

у

m

t

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

к

50

38

47

39

44

56

44

55

51

42

46.6

3.92

1.24

0.5

э

39

55

57

46

48

44

53

42

54

39

47.7

4.6

1.46

Результаты начального тестирования по подъему туловища из положения лежа составили следующие показатели в экспериментальной и контрольной группах р (0.5) ? т (0.62).

Если р меньше т, значит, полученные результаты достоверно не различаются.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям до начала эксперимента показывают, что в трёх тестах статистически достоверные различия практически отсутствуют.

В экспериментальной группе было проведено сорок занятий, в которые были включены упражнения для развития скоростно-силовых способностей. Обучающиеся занимались три раза в неделю по сорок минут в течение четырех месяцев. В экспериментальной группе целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств происходило в основной части занятия. Для проведения эксперимента были выбраны следующие прыжковые, беговые и силовые упражнения:

  • прыжки на месте;
  • прыжки с продвижением вперёд на двух и одной ноге;
  • прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд;
  • прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку;
  • прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую;
  • выпрыгивание из глубокого приседа;
  • быстрый бег по прямой;
  • быстрые передвижения боком, спиной;
  • бег с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд;
  • бег прыжками с ноги на ногу;
  • броски набивных мячей (1 кг) различными способами;
  • глубокие приседания;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
  • приседание на одной ноге у опоры, поочерёдно на обеих ногах;
  • наклоны вперёд.

Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью — 80 — 95% от максимальной.

В течение первого месяца на занятиях применялись следующие упражнения: прыжки на месте, прыжки с продвижением вперёд на двух и одной ноге, быстрый бег по прямой; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сверху, снизу); наклоны вперёд. С каждым занятием увеличивалась нагрузка. В прыжках на месте, бросках набивных мячей и наклонах вперёд — количество повторений, в прыжках с продвижением вперёд на двух и одной ноге и в беге по прямой — пробегаемое расстояние.

Во время второго месяца занятий использовались другие средства для развития скоростно-силовых способностей: прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд; быстрые передвижения боком, спиной; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сбоку, от груди); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. С каждым занятием также шло увеличение нагрузки. В прыжках через гимнастическую скамейку увеличивалось число скамеек, в передвижениях боком, спиной — пробегаемое расстояние, в бросках набивных мячей и разгибание рук в упоре лёжа — количество повторений.

В течение третьего месяца обучающиеся выполняли следующие упражнения: прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку; бег с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (от плеча, стоя); глубокие приседания. С каждым занятием нагрузка также увеличивалась. В прыжках на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на гимнастическую скамейку, бросках набивных мячей, глубоких приседаний — количество повторений, в беге с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперёд пробегаемое расстояние.

В течение четвёртого месяца занятий предлагались другие упражнения:

  • прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую; выпрыгивание из глубокого приседа; бег прыжками с ноги на ногу; броски набивных мячей (1 кг) различными способами (сидя, лёжа); приседание на одной ноге у опоры, поочерёдно на обеих ногах. С каждым занятием также увеличивалась нагрузка. В прыжках со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую — время выполнения упражнения, в выпрыгивании из глубокого приседа, бросках набивных мячей и приседании на одной ноге у опоры — количество повторений, в беге прыжками с ноги на ногу — пробегаемое расстояние.

Одно из занятий было проведено соревновательного характера, в котором были использованы упражнения из нашего списка.

В начале заключительной части занятия в экспериментальной группе проводились подвижные игры.

«Перепрыгни скакалку»

Все обучающиеся встают в круг, выбирается один водящий. В эту игру можно играть двумя способами.

Первый вариант игры. Водящий берёт скакалку и начинает вращать так, чтобы она скользила по полу под ногами играющих. Обучающиеся следят за движением скакалки и подпрыгивают. Тот, кого заденет скакалка, встаёт в середину круга и также начинает вращать её, а предыдущий водящий идёт на его место. Оставшиеся два — три игрока, которых не задела скакалка — считаются победителями игры.

Второй вариант игры. Водящий вращает скакалку, а играющие бегут по кругу навстречу движению скакалки, перепрыгивая через неё толчком одной ноги.

«Займи место»

В игре участвуют две команды обучающихся, в каждой по четыре человека. Соперники делятся на пары и встают по кругу в обручи диаметром один метр. По свистку руководителя обучающиеся одной команды передвигаются против часовой стрелки, а игроки второй команды — по часовой стрелке. Задача каждого игрока — быстрее обежать круг и первым встать на своё место. Игрок, опередивший соперника, приносит своей команде очко. Далее снова по свистку преподавателя обучающиеся обегают круг, но уже в другом направлении. Игра повторяется так несколько раз, соперники в парах меняются. Та команда, которая набрала большее количество очков — является победителем.

«Прыжки вперёд»

Игра проводится между двумя командами. Обучающиеся делятся по парам и встают колоннами на расстоянии двух метров между парами. В руках у игроков концы коротких скакалок, которые они натягивают на уровне опущенной вниз руки. По свистку учителя первая пара каждой команды кладёт скакалку на пол, быстро бегут назад своих колонн и последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока берут свою скакалку за концы и встают на своё место.