Потенциал антикризисного управления в сфере туризма региона

Дипломная работа

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/izuchenie-teoreticheskih-aspektov-informatsionnogo-obespecheniya/

Приложения

1. Изучение теоретических основ антикризисного менеджмента в сфере туризма;

2. Исследование антикризисного управления в сфере туризма региона;

3. Разработка нового туристского продукта как антикризисной меры в сфере туризма региона.

Объектом исследования является потенциал антикризисного управления в сфере туризма региона, предметом — антикризисные меры управления для условной организации в сфере туризма.

В данной работе использованы такие методы исследования, как:

  • ­ общенаучные: описание, анализ, синтез, классификация, систематизация и обобщение теоретического материала по данной теме;
  • ­ частнонаучные: включённое наблюдение, анализ документов, интервьюирование, технология визуализации.

Теоретическая база потребовала обращение к разным группам источников, который можно разделить на несколько групп: источники, в которых исследуется сфера туризма, из них значимыми являются труды В.А. Квартальнова [13], А.Д. Чудновского [36], А.Б. Косолапова [16], А.П. Дуровича[8], О.Т. Лойко, [18]; авторские труды, которые раскрывают менеджмент в сфере туризма (В.Е. Чиркин [35], А.Э. Саак, [26], Г.В. Атаманчук [2], Л.В. Сковородкина [28], Е.А. Джанджугазова [6],. Ю.В. Григоренко [5], др.), а также труды авторов, рассматривающих антикризисное управление в сфере туризма (Н.В. Королёва [14], Е.Н. Захаров [11], М.А. Дикий [7], В.А. Жидких [9] и др.)

Нормативно-правовая база исследования выпускной квалификационной работы потребовала обращение к следующим группам источников: нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне (федеральные законы («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [21]), стратегии развития («Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года» [29]), государственные программы (Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [4], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; нормативно-правовые документы, принятые на региональном уровне ( закон Вологодской области «О туристской деятельности на территории Вологодской области» от 09.10.97; «Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года» от 07.12.12).

6 стр., 2671 слов

Разработка новых тур продуктов в целях развития культурно-познавательного ...

... состоит в изучении способов разработки новых тур продуктов в целях развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации. Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает туристский продукт. Предметом исследования выпускной квалификационной работы является г. Калининград. Задачи ...

Эмпирическая база выпускной квалификационной работы потребовала обращение к следующим группам источников: привлеченные (экспертные мнения, статистические данные таких ресурсов, как Аналитический центр компании РБК [24], Федеральная служба государственной статистики [33], данные агентства Aviasales [1] и др.), документы Департамента культуры и туризма Правительства Вологодской области и Туристского информационного центра, а также авторские исследования на основе существующих данных и статистики.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.

Введение включает в себя обоснование актуальности выпускной квалификационной работы, определение цели и задач, выделение объекта и предмета, описание теоретической, нормативно-правовой и эмпирической базы исследования. Также указаны использующиеся методы исследования, содержание работы, апробация и практическая значимость выпускной квалификационной работы.

В первом разделе исследуется сфера туризма, изучается менеджмент в сфере туризма на государственном и частном уровнях. Из общего менеджмента выделяется антикризисный менеджмент как актуальная тема для данной исследовательской работы.

Во втором разделе проводится анализ сложившейся ситуации в туристской отрасли Российской Федерации, рассматривается то, какое влияние кризис оказал на туристскую сферу деятельности Вологодской области, а также изучаются антикризисные методы в сфере туризма.

В третьем разделе представлен проект нового туристского продукта как антикризисной меры для условного предприятия туризма в виде индустриального тура на территории Сокольского района.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, делаются выводы и умозаключения по основным частям работы.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении и использовании антикризисных мер для условного предприятия туризма, а также в предоставлении тура, готово к реализации на рынке туристских услуг.

Основные результаты данного исследования обсуждались на следующих научных конференциях:

  • ­ 45-я студенческая научно-практическая конференция (Вологодский государственный университет, 01.03.2016);
  • ­ научная конференция в рамках Всероссийского молодёжного научного форума «Молодые исследователи — регионам» (Вологодский государственный университет, 20.04.2016).

1.1 Сфера туризма и её значение

В современном мире сфера туризма является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. С давних времён люди путешествовали, но, по временным рамкам относительно недавно, данный феномен приобрёл глобальный характер. Ежегодно доходы от туристского бизнеса увеличиваются.

Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

  • увеличивает местный доход;
  • создает новые рабочие места;
  • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
  • развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
  • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
  • обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
  • увеличивает валютные поступления.

Приведем классическое определение туризма по В.А. Квартальному и дадим развернутую характеристику его составляющих: «Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [13].

25 стр., 12096 слов

Особенности правового регулирования рекламной деятельности в ...

... характеристика рекламной деятельности по законодательству РФ , .1 Историческое развитие рекламной деятельности в РФ Реклама как способ распространения информации о товаре, работе или услуге появилась достаточно давно: первые сведения о рекламе ... главе данной дипломной работы приводится общая правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству РФ. Вторая глава работы посвящена изучению ...

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов РФ, приняты следующие определения основных понятий [21]:

  • туризм — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
  • туристский продукт — тур, предназначенный для реализации туристу;
  • туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
  • туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом);
  • турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором);
  • туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
  • туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, проживающих постоянно в Российской Федерации, временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях., он не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни;
  • туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
  • туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
  • туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

— продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).

14 стр., 6903 слов

Развитие сферы услуг в России

... отношений и являются частью общественного сектора экономики. Цель данной работы - выявить значимость сферы услуг в современном мире, а также особенности функционирования данной сферы в экономике, факторы развития сервиса на этапах развития экономики, предпринимательства. Объектом работы ...

Туристская индустрия — это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [21]. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу, которая является основой развития организованного туризма. К материально-технической базе туризма относятся: туристские организации (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

Вся вышеперечисленная инфраструктура является важнейшим элементом организации туризма, потому что на основе её выделяются ведущие направления туризма данной территории, ещё потенциал и возможности. В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Также стоит сказать о субъекте и объекте в сфере туристской деятельности. Субъектами туризма выступают предприятия, учреждения, организации, осуществляющих и регулирующих предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворения познавательных, оздоровительных, спортивных, деловых, религиозных и других потребностей туристов [8]. К объектам сферы туризма принадлежат сочетание природных комплексов и культурных ценностей, которые привлекают внимание и могут удовлетворить духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физического и интеллектуального потенциала.

Для современного общества и мировой экономики сфера туризма имеет огромное значение. Как отрасль экономики для многих стран она является хорошим источником пополнения бюджета. В некоторых странах роль туризма в экономике страны является ведущей (Египет, Турция).

По данным международного агентства World Travel and Tourism Council Data на 2015 доля туризма в ВВП Египта составила 11,4 % (к примеру, в 2007 году доля в ВВП сферы туризма в Египте составляла 19,4 %), причём эти данные включают только доходы предприятий, непосредственно занимающихся туристической деятельностью [34]. Огромное количество отраслей экономики косвенно работает на туризм. К таким можно отнести сельское хозяйство, промышленность, всю сферу услуг и многие другие. Туризм неразрывно связан со всеми этими сферами и его функционирование невозможно без них. Соответственно развитие туризма предполагает развитие всего комплекса экономики, развитие инфраструктуры территории. Требуется наличие ресурсов для создания привлекательного туристского региона.

6 стр., 2744 слов

Этнический туризм и его современное развитие в России

... актуальность этнического туризма в России и в мире. Степень изученности: Степень изученности проблемы развития этнического туризма постоянно находились и находятся в поле зрения государства, практиков туристского движения, участников различных походов и этнографических экспедиций. В данной работе ...

К таким можно отнести:

  • природно-климатические ресурсы (реки, озёра, горы и др.);
  • культурно-исторические ресурсы (памятники истории и культуры);
  • трудовые ресурсы (люди, работающие на развитие сферы туризма);
  • информационные ресурсы (СМИ, интернет и др.).

Для Российской Федерации сфера туризма также имеет большое значение. Особенно важным является развитие внутреннего и въездного туризма. Это позволит увеличить объём ввозимых финансовых средств из-за границы, а также сохранить средства граждан РФ внутри страны. Развитие внутреннего туризма является приоритетным направление, особенно в связи со сложившейся политической и экономической ситуаций в мире. С закрытием приоритетных выездных направлений заметно увеличивается спрос на внутрироссийские туры и экскурсии. Граждане всё чаще выбирают местные поездки, так как путешествия заграницу становятся сложнее и дороже.

Заметен рост привлекательности России как туристического направления и его потенциал. Так, в 2015 году, на Всемирном экономическом форуме был составлен рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году [3]. Россия, по сравнению с 2013 годом (рейтинг составляется с периодичностью раз в два года), поднявшись на 18 позиций, находится на 45 месте. Из факторов конкурентоспособности, по которым в отчёте оцениваются страны, сильными сторонами России являются богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникационная инфраструктура. При этом туристические предложения в России становятся значительно более конкурентоспособными по цене благодаря значительному снижению курса рубля. На это указал руководитель Федерального агентства по туризму О. Сафронов: «… в целом по России число туристов — как иностранных, так и своих — в прошлом году выросло на 20 % — до 50 млн., тогда как в федеральной целевой программе плановый показатель на 2018 год — 40 млн. человек» [13]. В свою очередь, значительное негативное влияние оказывает качество инфраструктуры наземного и водного транспорта, неблагоприятный деловой климат и все ещё низкий уровень международной открытости, в частности в области визовых требований для туристов из других стран.

Подводя итог, стоит сказать, что сфера туризма на данном этапе развития общества является одной из важнейших отраслей, которая играет серьёзную роль в экономике. Россия на данный момент не является одной из наиболее привлекательных и конкурентоспособных стран, но заметно укрепляет свои позиции. Этому способствует наличие богатых природных и культурно-исторических ресурсов.

1.2 Менеджмент в сфере туризма

1.2.1 Государственное управление в туризме

Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь.

Г. В. Атаманчук определяет три обязательных условия государственного управления [2]:

  • управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;
  • распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);
  • системность.

В широком смысле государственное управление в сфере туризма — это разновидность социального управления, осуществляемого путем целенаправленного, организующего и распорядительного воздействия государства на сферу туризма с использованием его институтов, принадлежащих к различным ветвям и уровням публичной власти в целях надежного существования и устойчивого развития сферы туризма.

14 стр., 6996 слов

Специфика регионального управления сферой туризма в Краснодарском крае

... развития сферы туризма Краснодарского края; ? исследовать туристско-рекреационный потенциал Краснодарского края; ? изучить взаимоотношения Краснодарского края и федеральных органов власти России, Краснодарского края и соседних регионов РФ в разрезе регионального управления сферой туризма; ? выявить слабые и сильные стороны программного подхода к управлению сферой туризма в Краснодарском крае. В ...

В процессе осуществления социального управления происходит упорядочение сферы туризма, согласованное функционирование ее элементов, поддержание должного режима их деятельности, а также взаимодействие сферы туризма с внешней средой. Управление обеспечивает надежное существование и устойчивое развитие сферы туризма.

Различают три типа систем управления: федеральное, региональное, муниципальное.

Также стоит выделить основные функции государственного управления в сфере туризма [35]:

1. Информационное обеспечение туристкой индустрии. Функция представляет собой внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях повышения качества и доступности услуг.

2. Прогнозирование и моделирование в сфере туризма. Функция заключается в определении основных направлений развития сферы туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе принятие программ и стратегий развития сферы туризма или его отдельных аспектов.

3. Бюджетный вид планирования сфере в туризме. Указанная функция включает в себя деятельность по разработке докладов об основных результатах и направлениях деятельности национальной туристской администрации, текущих и долгосрочных планов осуществляемых ею мероприятий в установленной сфере деятельности.

4. Организация структуры публичного менеджмента. Данная функция представляет определенный управленческий процесс, направленный на формирование и оптимизацию структуры, сфер деятельности, задач функций и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма, а также структуры исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, определение их прав и обязанностей в сфере туризма. Неотъемлемой частью процесса организации управленческой деятельности является четкое разграничение сфер деятельности, функций и полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере туризма, а также определение характера участия саморегулируемых организаций в реализации отдельных функций государственного управления в сфере туризма.

5. Распорядительство. Функция представляет собой оперативное регулирование управленческих отношений в сфере туризма, а также разработку и принятие административных решений органов государственного и муниципального управления в сфере туризма, направленных на эффективное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими, устранение административного усмотрения, ликвидацию дублирования административных функций.

6. Руководство. Данная функция предполагает оперативное регулирование управленческих отношений в сфере туризма, разработку и принятие административных актов органов государственного и муниципального управления в сфере туризма, направленных на эффективное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими, устранение административного усмотрения, ликвидацию дублирования административных функций.

4 стр., 1699 слов

Экологический туризм в Крыму: понятие, развитие, управление

... создание в Автономной Республике Крым общественных организаций, ставящих своей целью развитие экологического («зеленого») туризма в регионе, например, Крымской ассоциации сельского зеленого туризма и ... этого направления туристской деятельности. Современные исследователи выделяют три основных направления экологического туризма: 1. Научно-экспедиционный туризм природоведческого характера, как ...

7. Координация. Функция координации направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в сфере туризма и иных государственных и муниципальных органов, а также объединений граждан и юридических лиц для достижения общих целей и задач государственного управления.

8. Контроль. Функция по контролю в сфере туризма представляет собой установление соответствия фактического состояния в сфере туризма, системы государственного управления туризмом требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования сферы туризма, установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления с точки зрения целесообразности и законности.

9. Регулирование в сфере туризма. Данная функция включает в себя установление субъектами государственного управления в сфере туризма общеобязательных требований и процедур для объектов государственного управления в целях надежного бытия и устойчивого развития сферы туризма.

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма сформулированы в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 года [21]. Данный закон содержит в себе все основные понятия, связанные с туристической деятельностью и является одним из её основных регуляторов. В закон внесли уже 10 поправок в зависимости от изменений туристского рынка.

Также государство реализует различные долгосрочные программы развития и стратегии развития туризма, как на федеральном, так и на региональном уровнях. К основным из них можно отнести:

  • «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года [29];
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [4].

Данные программы позволяют целенаправленно подходить к реализации идей и планов относительно развития сферы туризма на территории страны и регионов. Также эти меры помогают чётче прослеживать динамику развития сферы туризма на территории реализации и находить положительные и отрицательные результаты деятельности органов государственного управления.

Вместе с тем, изменения в политической, социально-экономической жизни нашего общества, опыт функционирования российского и мирового туристских рынков требуют новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Подводя итог, стоит сказать, что государственное регулирование сферы туризма является неотъемлемой частью регулирования данной отрасли экономики. Государство осуществляет регулирование на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Для контроля за сферой туризма государство издаёт законы, регулирующую туристскую деятельность, а также занимается разработкой долгосрочных программ развития и стратегий развития на федеральном и региональных уровнях, соответственно для страны и отдельного региона. Это позволяет более эффективно и системно заниматься развитием сферы туризма.

10 стр., 4644 слов

Медицинский туризм как перспективное направление деятельности ...

... туриста) в другую страну или регион для получения медицинских услуг. Известный отечественный специалист А.В.Бабкин использует понятие лечебный туризм. Он определяет его как деятельность, характеризуемую ... по проблемам управления сферой услуг, индустрией туризма и гостеприимства. Подходы к определению медицинского туризма как одного из видов туризма рассматривали в своих работах: А.В.Бабкина, ...

1.2.2 Бизнес-управление в сфере туризма

Сфера управления предприятием в сфере туризма имеет свои особенности и отличия. В первую очередь это характеризуется тем товаром, который реализуется в туризме. Он имеет определённые отличия, которые сказываются и на управлении предприятием, и на туристской отрасли в целом. Выделим эти особенности туристского продукта [8]: неосязаемость, неотрывность от производства, неспособность к хранению, изменчивость качества. Также стоит отметить, что турпродукт может являться как товаром, так и услугой, причём чаще всего в тур индустрии услугой он является чаще.

Если рассматривать структуру управления предприятием, то под ней понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых взаимоотношениях, что обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого.

Наша задача рассмотреть управление на основных предприятиях туризма. Менеджмент как управление организацией работы туристской компании предполагает три основных направления [5]:

  • менеджмент создания туристской организации предусматривает организационные, финансовые, содержательные, кадровые и другие аспекты;
  • менеджмент разработки и внедрения в практику туристского продукта включает четыре этапа: исследование; эксперимент; обучение кадров; реклама и реализация;
  • менеджмент реализации туристского продукта тесно связан с маркетингом и принципами розничной торговли.

Одной из важнейших особенностей туризма, как объекта управления является специфика туристических услуг и туристского продукта. их необходимо учитывать при разработке системы управления туристическим предприятием, организацией, территорией, при установлении стандартов обслуживания, обучении персонала и т. д.

Особые требования к менеджменту в туризме выдвигает и специфика туристического спроса, который имеет неоднородный характер и выделяется среди других причин:

  • неосязаемость и сохранность турпродукта;
  • разнообразием потребительских предпочтений;
  • высокой значимости общественных факторов.

На управлении туристической сферой сказывается и такая ее особенность, как получение услуги в комплексе во время пребывания туриста на отдыхе. Именно этот комплекс составляет основу туристического спроса. В зависимости от клиентов на передний план может выйти та или иная услуга. Турпродукт создается усилиями многих организаций, зависимых друг от друга. В результате этого возрастает значение кооперации, как по горизонтали, так и по вертикали, что облегчает падения услуг в комплексе.

Под влиянием ряда объективных и субъективных факторов, таких как природно-климатические, экономические, социальные (наличие свободного времени), демографические, психологические (традиции, мода), материально-технические (развитие сети учреждений размещения, питания, транспорта и др.) формируется сезонность туристического спроса и предложения. Все указанные факторы, особенно природно-климатические условия, определяющие сезонную неравномерность спроса на туробслуживание необходимы менеджеру турорганизации для разработки предложения и принятия мер для снижения неравномерности спроса на туристические услуги.

6 стр., 2840 слов

Система и структура управления туризмом. Туристические регионы, ...

... и спросом на туристский продукт, ориентированный на учет требований рынка. Основными элементами управления туристской фирмой являются управление процессом создания тура, созданием портфеля туров и управление персоналом. Цель работы рассмотреть систему и структуру управления туризма. Задачи работы ...

Особенности организации управления в турфирмах связаны с множеством факторов, среди которых можно, прежде всего, выделить [36]:

  • вид деятельности (туроператор или турагенство).

    Здесь различие в подходе вытекает из направления работы обеих организаций: туроператор создаёт турпродукт, продвигает и реализует его, в то время, как турагент не занимается создание турпродукта и выступает только как продавец;

  • специализация турфирмы (пляжный отдых, культурно-познавательный, оздоровительный и т. д.);
  • виды туризма (въездной, выездной, внутренний).

На данный момент предприятия стараются диверсифицировать услуги, используя этот подход, как одну из антикризисных мер управления организацией;

— Кроме особенностей организационной структуры предприятия важным аспектом деятельности выступает этика управления и обслуживания на предприятии туризма. От этого зависит отношение потребителей к организации, а также атмосфера внутри коллектива, которая, несомненно, сказывается на деятельности предприятия. Существует семь основных принципов этики делового общения персонала турпредприятия [16]:

  • пунктуальность;
  • конфиденциальность;
  • настроенность на клиента;