Культурно – исторический туризм: предпочтения амурчан и разработка нового туристского продукта (по следам Царевича Николая) (2016)

Дипломная работа

Понятие культурно-исторического туризма

1.1 Определение и классификация культурно-исторического туризма

Культурно-исторический туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его рассматривают как систему, которая раскрывает все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны. Основой культурно-исторического туризма является историкокультурный потенциал страны, включающий всю общественную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Данный вид туризма обусловлен интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным богатством туриста, позволяет ему развивать свои идентичные признаки представителя «культурного» класса.

Культурно-исторический туризм осуществляет и посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.)

Данный туризм является рекреационной деятельностью. Классификация рекреационной деятельности бывает многоуровневой. Туристические потребности первого уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами потребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает осмотр памятников культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д.

1.2 Факторы, влияющие на развитие культурно-исторического туризма

Туризм — лучший способ знакомства с другой культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из функций, которую в полной мере, непременно, способен решать туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых, несомненно, является природа. Привлекательность культурных комплексов определяется их художественной и исторической оценкой, модой и простотой по отношению к местам спроса.

5 стр., 2098 слов

Деятельность ЮНЕСКО в сфере развития культуры

... ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия[26]. ЮНЕСКО проводит большую работу по оказанию содействия ряду государств для завершения идентификации всемирного наследия, обеспечения постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка всемирного наследия, ... В понятие культуры включается также своеобразие исторических форм ... из требований культуры. Эта потребность вызвана тем, ...

Фактор в туризме — это момент, существенное обстоятельство туристской практики.

2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И В МИРЕ

2.1 Развитие культурно-исторического туризма в мире

В наше время культурно-исторический туризм обеспечивает нравственное, образовательное начало человека, способствует утверждению толерантности, т.е. уважению, принятию и правильному пониманию широкого многообразия культур нашего мира. Путешествия, безусловно, осуществляют межкультурное взаимодействие. Как ни один человек не может жить без взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна народность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый человек и этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других людей, и, таким образом, одновременно сам готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.

Мировой культурный туризм растет, следовательно, нужны новые места культурного наследия. Поэтому туристические центры строятся рядом с объектами мирового наследия. Знак отличия под названием «всемирное наследие» используется многими туристическими предприятиями как рекламная стратегия. Во многих случаях посещение объектов культурного наследия вырастает на 30% в год. Всего в мировом списке 730 культурных и природных объектов. В Европе сконцентрировано всего 322 культурных объекта, больше чем в остальных районах мира (общая цифра по Европе вместе с природными объектами составляет 375).

В ноябре 1976 года на международной конференции в Брюсселе была принята «Хартия культурного туризма». Её подписали 18 национальных организаций, входящих в систему международного комитета ЮНЕСКО по памятникам и памятным местам (ИКОМОС).

Рисунок1 -Доли видов туризма в общем объеме туристских услуг в мире в 2004 г. и 2014 г. по данным мировой статистики, в %

Главные идеи хартии были связаны с проблемами сохранения культурного наследия как ресурса для развития туризма. Один из факторов, стимулирующих развитие культурно-исторического туризма на современном этапе- это обострение конкуренции между туристскими странами и регионами. Развитые в туристском отношении страны уже не могут увеличивать количество принимаемых ими туристов за счёт плотности и уровня комфорта туристской инфраструктуры. Здесь во многом уже достигнуты пределы возможного. Поэтому ставка делается не на рост мощности турпотоков, а на интенсивность туристских программ, и эффект достигается прежде всего за счёт культурных компонентов. Именно они позволяют ,однако, существенно увеличить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

11 стр., 5051 слов

Культурно исторические центры России во внутреннем туризме

... туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия. 1.2 Культурное наследие как культурно-исторический центр ...

В целом, сбываются сделанные в конце 2013 года прогнозы экспертов UNWTO об общем росте туристической отрасли на уровне 4-5%, несмотря на экономические проблемы в некоторых частях света. За 10 лет, не смотря на кризис, а некоторых регионах, таких как Россия, Малайзия, туризм слаборазвит, чем в таких странах как Франция, США, Китай, туристические прибытия увеличились, причем в несколько раз.

 Рисунок 2 – Международные туристические прибытия, (млн. поездок), данные на 2004, 2014 год, организация UNWTO8

Рисунок 2 – Международные туристические прибытия, (млн. поездок), данные на 2004, 2014 год, организация UNWTO8

Чтобы лучше понять ситуацию в туризме в мире, воспользуемся отчетом Организации Объединенных наций. Организация подвела собственные туристические итоги за 2014 год. По данным ООН мировой турпоток за прошедший год вырос на 4,7%, что составляет более 1,1 миллиарда человек.

2.2 Развитие культурно-исторического туризма в России

Культурный туризм в России включает в себя посещение культурных, исторических или географических памятников. Данный туризм является одним из самых популярных и массовых видов туризма. Основной целью таких путешествий является ознакомление с достопримечательностями, природными и народными особенностями, памятниками истории, архитектуры и современной жизнью народа.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся почти 99 тыс. памятников истории и культуры, 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 140 национальных парков и заповедников, 67 цирков, 24 зоопарка. В нашей стране в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в числе музеевзаповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует своевременного совершенствования и развития.

Чтобы выяснить ситуацию въездного туризма в России, обратимся к рисунку 3. В 2008-2010 годах въезд иностранных граждан уменьшился, из-за финансового кризиса, далее число туристов увеличивается, с каждым годом, и в 2013 году въезд иностранных граждан достигает своего пика – 2664782, это больше на 81703 тыс., чем в 2014 году. Число прибытий изменилось в 2014 году, так как введен закон, усложняющий получение визы для иностранных граждан.

Рисунок 3 - Въезд иностранных граждан на территорию РФ (тыс. чел), по данным Ростуризма

Рисунок 3 — Въезд иностранных граждан на территорию РФ (тыс. чел), по данным Ростуризма

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Дальний Восток и Амурская область: ресурсы культурноисторического туризма

На территории Дальнего Востока РФ расположено немало культурноисторических и природных памятников. Такое разнообразие туристскорекреационных ресурсов открывает большие перспективы для развития практически всех видов туризма. Значительные территориальные различия в уровне развития туристско-экскурсионной инфраструктуры объясняются, отличительной чертой природно-климатических условий, географического положения, плотности населения и хозяйственной развитости дальневосточных районов. По перечисленным факторам территорию региона подразделяют на две зоны: южную, состоящую из Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, и северную, состоящую из Чукотского автономного округа, Камчаткой, Магаданской, Сахалинской областей и Республики Саха (Якутия).

14 стр., 6878 слов

Бальнеологические курорты России: перспективы развития, использование ...

... вод на бальнеологических курортах; .рассмотреть бальнеологические курорты России и перспективы их развития; .определить перспективы развития бальнеотерапии в России. Объектом исследования курсовой работы является бальнеологическая деятельность. Предметом исследования курсовой работы является совершенствование бальнеологических курортов России. 1. Использование ...

Южная экономико-географическая зона оказывает благоприятные для хозяйственной деятельности, проживания населения, туризма и рекреации площади, здесь основалась довольно обширная сеть населенных пунктов, а значительно высокий туристско-рекреационный спрос взаимодействовал развитию самой развитой на Дальнем Востоке индустрии и инфраструктуры туризма. Это относится к Приморскому краю.

На территории Дальнего Востока немало мест, которые составляют основу культурно-исторического туризма. Далее приведены самые известные из них.

Владивостокская крепость – это главное фортификационное сооружение города Владивостока и его окрестностей. Крепость изображает собой комплекс уникальных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX ст.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно-исторический туризм. Его интенсивное развитие связано, прежде всего, с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня. Доля культурно-исторический туризма среди всех видов туризма в России составляет более 20%, что говорит о его популярности. На Дальнем Востоке, данный вид туризма предпочитают большинство россиян, но для более широкого ознакомления с памятниками культуры не во всех населенных пунктах развита инфраструктура. Основой внутреннего туризма в России является как раз туризм культурно-исторический. Анализируя ситуацию на туристическом рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие тенденции, влияющие на развитие туризма: старение российского населения; увеличение числа пенсионеров; урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения к отдыху; вовлеченность в туризм работающих женщин; интерес россиян к культурно-историческому туризму.