Организационно-экономические проблемы развития международного туризма в Северо-Кавказском федеральном округе

Дипломная работа

Зарамаг и Кармадон — бальнеологическая курортная местность.

Основные лечебные факторы — климат и минеральная вода.

В Республике Северная Осетия — Алания находится климатическая курортная зона — Первый Редант. Для морского курорта характерно наличие минеральных источников, содержащих цинк, медь, йод и бром. В Чеченской Республике находится морской курорт Серноводск, на территории которого находится 9 источников минеральной воды различного состава.

На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены крупные горнолыжные курорты: в Карачаево-Черкесской Республике — Домбай, в Кабардино-Балкарской Республике — Приэльбрусье, в Республике Северная Осетия — Алания — Цей.

Республика Дагестан с ее протяженным побережьем Каспийского моря — центр пляжного туризма.

Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля Северо-Кавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6%, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превышает 2.

Небольшой вклад туристической отрасли в экономику регионов Северо-Кавказского федерального округа связан с недостаточным объемом туристического потока и высокой долей частного (теневого) сектора. Большая доля неорганизованного туристического потока и минимальная продолжительность пребывания туристов, а следовательно, и низкие туристические расходы характерны для центров горнолыжного, спортивного и экстремального туризма. Доля иностранных туристов во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, ниже среднего показателя по стране.

Развитие туристического комплекса Северо-Кавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для иностранных граждан. Предоставление гостиниц и спецпомещений в эти субъекты Российской Федерации остается на низком уровне. Международная система классификации отелей в Северо-Кавказском федеральном округе крайне слаба.

7 стр., 3025 слов

Стратегия развития спортивного туризма в Северо-Кавказском Федеральном округе

... центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля Северо-Кавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6 процентов, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превосходи ...

На курортах Северо-Кавказского федерального округа отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурно-развлекательные комплексы др.).

В рамках существующего инвестиционного потока невозможно гарантировать обновление и создание новых объектов туристической инфраструктуры. Основными факторами, ограничивающими поток инвестиций, являются высокие региональные риски, связанные с угрозами безопасности, а также проблемы транспортной доступности.

Низкий уровень развития региональных аэропортов приводит к увеличению транспортных расходов и времени пребывания туристов в дороге. Это снижает конкурентоспособность туристического предложения и дороговизну авиаперелетов. В настоящее время большинство санаторно-курортных организаций используются как базы отдыха и не соответствуют требованиям оказания санаторно-курортного лечения, имеют место факты строительства коттеджей, бензоколонок и других объектов, несвойственных курортному региону, а также факты непродуманного и несогласованного городского и курортного строительства, приводящего к чрезмерным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды и иным аварийным ситуациям.

Не в полной мере соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям экологическая и санитарно- эпидемиологическая обстановка на территории особо охраняемого эколого- курортного региона Кавказские Минеральные Воды, имеются значительные проблемы в организации сбора и утилизации отходов на территории региона. Основная проблема водоснабжения и канализации курортов Северо-Кавказского федерального округа — значительный износ инженерных сетей.

Неэффективное позиционирование туристического продукта среди конкретных целевых групп — одно из препятствий на пути реализации туристического потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

Приоритетным направлением туристической индустрии Северо-Кавказского федерального округа является лечебный, рекреационный и горнолыжный туризм, что стимулирует развитие культурного, образовательного, коммерческого, экологического, спортивного, этнического и другого туризма. Реализация природного потенциала в районе долины Архыз Карачаево- Черкесской Республики, районе горы Эльбрус в Кабардино-Балкарской Республике, районе ущелья Мамисон в Республике Северная Осетия —

В Алании и Республике Дагестан курорт Матлас создаст одну из крупнейших горнолыжных зон страны.

Одна из стратегических задач развития туризма — стимулировать развитие новых туристических центров в Северо-Кавказском федеральном округе в дополнение к уже существующим. Формирование новых инвестиционных площадок позволит ускорить процесс обновления основных фондов отрасли, усилит конкуренцию и качество предоставляемых услуг, а также позволит повысить разнообразие туристического предложения, плотность рекреационных зон и уровень инфраструктурной освоенности.

2.2 Анализ результатов развития международного туризма в Северо- Кавказском федеральном округе

11 стр., 5105 слов

Особенности размещения производительных сил Северо-Кавказского ...

... и экономико-географическое положение Северо-Кавказский федеральный округ (CКФО) - федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на ... в теории развития производства, оказав заметное влияние на все теории размещения производства, появившиеся впоследствии за рубежом. На протяжении ...

Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года туристический сектор определен одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Обладая большим мультипликативным эффектом, развитие туризма оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений.

Индустрия путешествий и туризма в настоящее время является одним из крупнейших в мире источников занятости, экспортных поступлений и ключевым фактором экономического роста и развития. В настоящее время путешествия и туризм прямо или косвенно составляют около 3-5% мирового ВВП, а также мировой экспорт услуг. Если в расчетах принять во внимание мультипликативный эффект туристической индустрии, ее общий вклад будет еще более значительным.

По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2011 году доходы мировой экономики за счет международного туризма впервые в истории перешли рубеж в 1 трлн. долларов, превысив на 3,8% показатель 2010 года. Вместе с дополнительными 196 млрд. долларов, полученными в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма в прошлом году составила 1,2 трлн. долларов.

Сейчас на долю международного туризма (путешествия и пассажирские перевозки) приходится 30% мирового экспорта услуг. Туризм как экспортная категория занимает четвертое место в мире после экспорта топлива, химикатов и продуктов питания и в то же время занимает первое место во многих развивающихся странах.

Согласно оценкам, общий вклад индустрии путешествий и туризма в обеспечение занятости, включая косвенно поддерживаемые рабочие места, составляет 7-8%. Это означает, что индустрия туризма является очень важным участником глобальной повестки дня в области развития и играет уникальную роль в формировании динамичного, устойчивого и сбалансированного глобального роста.

важно отметить, что развитие туризма для экономически менее развитых субъектов Российской Федерации, но со значительным туристско-рекреационным потенциалом, имеет большее значение, чем для экономически сильных субъектов Российской Федерации.

Это обусловлено несколькими аспектами:

  • туризм является отраслью «мгновенной отдачи» от финансовых вложений (предприятия общественного питания, оптовой торговли, оказания бытовых услуг — экономика региона получает живые деньги);
  • низкая степень диверсификации экономики определяет значимость для нее каждой отрасли.

Туристская сфера способна оказать значительное влияние на динамику основных показателей социально-экономического развития регионов с низким уровнем ВРП. Развитие туризма благотворно сказывается не только на сфере услуг, но и на сельском хозяйстве, промышленном производстве и развитии малого бизнеса. В этом случае величина косвенного воздействия может быть намного больше прямого. Например, в г. Суздале сфера туризма наполовину формирует бюджет города.

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, которые обладают значительным туристским потенциалом, богатым культурным и историческим наследием, туризм должен стать именно такой «точкой роста». Развитие туризма, расширение доступа посетителей к природным, культурным и другим объектам, а также создание имиджа страны и региона, установление международных и межрегиональных связей, укрепляет и расширяет источники инвестиций. Развивая туризм, регион привлекает дополнительные финансы для развития инфраструктуры, решения вопросов, связанных с поддержанием в должном состоянии различных объектов показа для туристов — природных и историко-культурных памятников, памятных

мест и достопримечательностей.

Помимо влияния развития туризма на экономику регионов, важно отметить и то, что туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Туризм является эффективным средством создания условий для диалога. Неслучайно туризм называют послом мира и благополучия. Он способствует расширению бизнеса и углублению культурных связей между народами разных стран, играет важную роль в достижении взаимопонимания между людьми, представляющими разные культуры. Благоприятное влияние индустрии туризма и путешествий на все секторы экономики позволяет добиться высоких результатов в обучении и развитии инфраструктуры гостеприимства.

Кроме того, туризм — один из наиболее эффективных механизмов защиты памятников истории и культуры. Качественный и конкурентоспособный туризм может существенно повлиять на процессы, связанные с сохранением культурного наследия и аутентичных образцов культуры. Это еще раз свидетельствует о необходимости развития туризма в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, богатых культурными и историческими памятниками.

Статистика последних лет свидетельствует о положительной тенденции в развитии туризма. Ежегодный рост внутреннего турпотока в России в посткризисный период составляет 8-9% (в 2010 году внутренний турпоток составил 30,8 млн. человек).

По экспертной оценке в 2011 году внутренний турпоток составил 33,3 млн. человек.

Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует по предварительной оценке о его росте в 2011 году на 10% по сравнению с 2010 годом. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составило в 2011 году только 2,3 млн. поездок.

По данным, представленным исполнительными органами власти в сфере туризма субъектов СКФО, туристский поток в 2010 году составил всего 1,8 млн. человек (это 5,2% от общероссийского турпотока), из них менее 10% — иностранные туристы.

Как мы видим, несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля Северо-Кавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6%, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превосходит 2%.

Рисунок 2 — Въезд иностранных граждан в Россию в 2011 году

Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 11% и составил 14 млн. человек.

Рисунок 3 — Выезд Российских граждан за рубеж в 2011 году

По данным, представленным исполнительными органами власти в сфере туризма субъектов СКФО, туристский поток в 2010 году составил всего 1,8 млн. человек (это 5,2% от общероссийского турпотока), из них менее 10% — иностранные туристы.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо- Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно- оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.

Приоритетными направлениями туристической индустрии Северо-Кавказского федерального округа являются оздоровительный и горнолыжный туризм. туристический федеральный кластер путешествие

В то же время в некоторых республиках Северо-Кавказского федерального округа перспективными могут быть и другие виды туризма. В частности, ЮНВТО высоко оценивает потенциал Республики Дагестан и определяет ее как одно из самых перспективных туристических направлений на юге России. Побережье Каспийского моря способствует развитию пляжного и круизного туризма, а один из древнейших «живущих» городов мира — г. Дербент может являться не только брендом Республики, но и всего СКФО.

Таблица 1 — Показатели деятельности коллективных средств размещения в 2011 году в Северо-Кавказский федеральный округ

Число гостиниц и аналогичных средств размещения

Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тысяч

Численнос ть размещенн ых в коллектив ных средствах размещени я, тыс. человек

Объем платных услуг гостиниц и аналогичн ых средств размещен ия, млн. рублей

Республика Дагестан

20

60,3

97,8

237,2

Республика Ингушетия

2

3,3

4,2

12,3

Кабардино-Балкарская Республика

37

211,5

128,1

116,4

Карачаево-Черкесская Республика

54

741,2

165,3

259,5

Республика Северная Осетия — Алания

11

141,9

47,6

153,8

Чеченская республика

2

2,9

1,5

23,0

Ставропольский край

104

532,8

797,1

1088,2

Итого:

230

1693,9

1241,5

1890,4

В то же время, несмотря на очевидность потенциала развития данной сферы национальной экономики, некоторые регионы Северо-Кавказского федерального округа практически не освоены в туристических целях. Причины низкого развития связаны со следующими проблемами:

Недостаточно развитая инфраструктура. Во многих регионах не хватает коллективных средств размещения, а существующие в основном изношены. Кроме того, на курортах СКФО практически отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, культурно-развлекательные комплексы, аквапарки, кемпинги для отдыха и др.).

Низкий инвестиционный уровень. Основными факторами, ограничивающими поток инвестиций, являются высокие региональные риски, связанные с угрозами безопасности, а также проблемы транспортной доступности. На сегодняшний день по данным, предоставленным субъектами Российской Федерации, в реестре инвестиционных проектов, который ведет Федеральное агентство по туризму, насчитывается 286 инвестиционных проектов туристско-рекреационной направленности, из них 27 проектов находятся на территории Северо-Кавказского федерального округа, что составляет менее 10% от общего количества всех проектов. Общий объем средств, необходимых для финансирования всех проектов, составляет 4,6 миллиарда долларов. руб., из них 120,6 млн. руб. приходится на финансирование инвестпроектов в СКФО (без учета проектов, планируемых к реализации через ОАО «Курорты Северного Кавказа).

Республика Дагестан: 5 проектов общей стоимостью 14,8 млн.

Ставропольский край: 13 проектов общей стоимостью 68,04 млн.

Карачаево-Черкесская Республика: 1 проект стоимостью 2,2 млн.

Республика Северная Осетия-Алания: 8 проектов общей стоимостью 35,53 млн. руб.

Транспортная недоступность. Низкий уровень развития региональных аэропортов приводит к увеличению транспортных расходов и времени пребывания туристов в дороге. Это снижает конкурентоспособность туристического предложения и дороговизну авиаперелетов.

Недостаточно эффективное продвижение турпродукта. Неэффективное позиционирование туристического продукта среди конкретных целевых групп — одно из препятствий на пути реализации туристического потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

Дефицит квалифицированных кадров.

Низкое качество предоставляемых туристских услуг. Международная и российская системы классификации объектов туристической индустрии, включая гостиницы и другие средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, имеют крайне слабое распространение на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Излишние административные формальности и нерешенные земельные вопросы.

Недостаточный уровень обеспечения безопасности.

И, как следствие, негативный имидж Северо-Кавказского федерального округа. Кроме того, ограничивающим фактором является наличие ограниченного и регулируемого режима посещения иностранными гражданами территории субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.

Основными путями решения обозначенных проблем развития туризма являются:

  • обеспечение государственной поддержки развития туристической отрасли;
  • развитие государственно-частного партнерства и создание финансовых основ для привлечения инвестиций в сферу туризма;
  • активное продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
  • развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, применение зарубежного опыта.

2.3 Характеристика нормативно-правовой базы и законодательное обеспечение развития международного туризма СКФО

Активизация развития внутреннего и въездного туризма на Северном Кавказе началась около двух лет назад. На федеральном уровне был принят ряд мер, позволивших значительно улучшить ситуацию с развитием этого направления.

На формирование благоприятных условий развития туристской отрасли в целом и, в частности, на Северном Кавказе, а также на привлечение инвестиций в туристский сектор нацелена принятая в 2011 году федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» на период с 2011 по 2018 год.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года предусматривает развитие туристического кластера на Северном Кавказе. С целью реализации положений Стратегии в декабре 2010 года постановлением Правительства России учреждена компания ОАО «Курорты Северного Кавказа» (далее — КСК)25 с уставным капиталом в 5,35 млрд. рублей26. Действует по принципам государственно-частного партнерства как управляющая компания по реализации данного проекта.

Помимо государства соучредителями КСК являются ОАО «Особые экономические зоны», Сбербанк, Внешэкономбанк. Дополнительным источником финансирования комплексного проекта в части создания инфраструктуры являются инвестиционные программы инфраструктурных компаний и естественных монополий ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «РусГидро».

КСК подготовил соглашения о создании особых туристско-рекреационных экономических зон в субъектах Российской Федерации, входящих в туристический кластер.

В результате сформировано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа в субъектах Российской Федерации, федеральных округах Южного и Северного Кавказа. Ведется строительство санаториев: Архыз — в Карачаево-Черкесии, Мамисон — в Республике Северная Осетия — Алания, Эльбрус-Безенги — в Кабардино-Балкарии, Армхи и Цори — в Ингушетии, Матлас — в Дагестане, Лагонаки — в Краснодарском крае и Республика Адыгея.

Правительство РФ приняло решение включить прибрежные районы Каспия в туристический кластер, где планируется развитие рекреационной деятельности на пляже. В настоящее время КСК подписала соглашение о сотрудничестве по созданию прибрежного кластера на Каспии с компанией «Нафта Москва», которая планирует инвестировать в проект более 43 млрд рублей.

Также по поручению Правительства Российской Федерации готовится совместный проект концепции комплексной программы развития Кавказских Минеральных Вод. Предполагается разработать и принять специальный федеральный закон о Кавказских Минеральных Водах, который бы определил его границы, орган управления, особенности формирования бюджета, градостроительные, земельные отношения, налоговые льготы, аналогичные с особыми экономическими зонами или аналогичные проекту «Сколково».

Строительство части инфраструктурных объектов туристического кластера осуществляется в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2013 годы)» [28] и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

В рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривается реконструкция сети федеральных автодорог и модернизация аэропортов Северного Кавказа. В частности, в 2012-2014 годах планируется реконструкция аэропорта «Махачкала», в 2013-2015 годах — реконструкция аэропорта «Владикавказ». В дальнейшем с учетом развития туристического кластера планируется реконструкция 4 аэропортов в городах Краснодар, Майкоп, Нальчик и Беслан. Рассматривается вопрос создания аэропортов в непосредственной близости от новых курортов.

Железнодорожное сообщение играет важную роль в транспортной сфере туристического кластера. В настоящее время в регионе работают вокзалы в Беслане (15 км от Владикавказа), Прохладном (54 км от Нальчика), Усть-Джегуте (15 км от Черкесска), Черкесске (столица Карачаево- Черкесской Республики), Хаджохе (26 км от районного центра Тульский в Майкопском районе Адыгеи), Алагире (54 км от Владикавказа).

Для увеличения грузовых и пассажирских перевозок необходимо развивать автомагистрали38. Дорожно-транспортная сеть при реализации проекта туристического кластера будет значительно расширена: она предусматривает реконструкцию существующих автомобильных дорог, строительство новых дорог. Это позволит наладить безопасное и комфортное автобусное сообщение для доставки большинства туристов из аэропортов в горные оздоровительные комплексы на современных автобусах. Изучаются перспективы строительства автовокзальных комплексов для организации транспортных развязок. Будут построены автостоянки для туристов, которые предпочтут добираться до курортов на личном транспорте, организован трансфер в аэропорты и на вокзалы.

С целью привлечения инвесторов к строительству курортов Северного Кавказа Правительством Российской Федерации предприняты специальные меры.

В ноябре 2011 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах»30, предусматривающие предоставление дополнительных налоговых преференций резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), а также упрощение миграционного режима для иностранных граждан, привлекаемых для работ по созданию курортов.

В настоящий момент ведется работа над инициативой по замене льгот по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на субсидированные процентные ставки по кредитам.

С 2011 года принято решение о предоставлении специальных государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе в объеме до 70% от суммы кредита. Практика порядка реализации таких гарантий показала, что есть необходимость их совершенствования. Целесообразно, чтобы данная практика предоставления соответствующих гарантий была распространена и на те проекты, которые непосредственно будут реализоваться в ОЭЗ, для инвесторов-резидентов ОЭЗ.

Привлечение значительных инвестиций обеспечит высокую социально-экономическую эффективность проекта развития Северо-Кавказского туристического кластера. По предварительным оценкам экспертов КСК, вклад комплексного инвестиционного проекта в валовой региональный продукт задействованных субъектов к 2020 году составит более 700 млрд. рублей, что обусловит более чем двукратный рост экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Развитие туризма и смежных отраслей экономики позволит обеспечить работой значительную часть населения соответствующих регионов. Предполагается, что будет создано более 160 тысяч постоянных рабочих мест (а при полной реализации потенциала — до 320 тысяч).

Планируемые налоговые отчисления позволят создавать новую и развивать уже существующую социальную инфраструктуру в регионах, что будет способствовать снижению там социальной напряженности. Ожидаемый поток туристов (порядка 7-9 млн. в год) способен вывести регионы Северного Кавказа из числа дотационных, сделать депрессивные регионы конкурентоспособными.

3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

3.1 Совершенствование национального законодательства регулирующего международный туризм в Северо-Кавказском федеральном округе

Важным направлением деятельности по обеспечению государственной поддержки развития туристической отрасли является реализация Федеральным агентством по туризму, как государственным заказчиком, федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 года № 10 (далее — Программа).

Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию программы в виде целевых субсидий субъектам Российской Федерации, направляются на софинансирование строительства объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры к создаваемым туристическим комплексам, а строительство самих туристических комплексов должно осуществляться за счет внебюджетных источников.

Федеральное агентство по туризму определено государственным заказчиком только по нескольким мероприятиям раздела программы

«Развитие туристско-рекреационного комплекса» с объемом финансирования из федерального бюджета на весь период реализации программы — 2,173 млрд. рублей на софинансирование:

  • в Республике Дагестан — туристско-рекреационные комплексы «Новокаякент», «Немецкая деревня «Порт-Петровск»;

в Карачаево-Черкесской Республике — туристско-рекреационные

комплексы «Архыз» и «Теберда-Домбай»;

  • в Республике Адыгея — горно-рекреационные комплексы «Хаджох», «Оштен», «Партизанский», «Свято-Михайловский»;
  • в Республике Северная Осетия-Алания — горно-рекреационный комплекс «Мамисон»;
  • в Кабардино-Балкарской Республике — горнолыжные комплексы Приэльбрусья;
  • в Республике Калмыкия — туристические оздоровительные комплексы «Березовское» и «Магой».

Вместе с тем, в результате проведенной оптимизации расходов федерального бюджета в 2009 году сокращение по Ростуризму составило 30%, на 2010 год — 25%, на 2011 и 2012 годы сокращение составило 70%.

Таким образом, вместо первоначально запланированных в Программе средств федерального бюджета в объеме 2,173 млрд. рублей фактическое доведение лимитов Ростуризму составило 1,404 млрд. рублей (таблицу 2).

Таблица 2 — Сокращение объемов финансирования по годам реализации Программы

Сроки реализации

Предусмотрено Ростуризму по Программе

Фактически доведенные Ростуризму лимиты

2008 год

554,2

554,2

2009 год

216,4

151,48

2010 год

268,4

201,22

2011 год

544,8

163,44

2012 год

589,4

213,54

2013 год

120,7

120,7

Всего: 2008-2013 годы

2173,2

1404,58

Из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы за четыре года было направлено 1070,34 млн. рублей, в том числе: в 2008 году — 554,2 млн. рублей, в 2009 году — 151,48 млн. рублей; в 2010 году — 201,22 млн. рублей, в 2011 году — 163,44 млн. рублей.

В рамках мероприятий программы, отнесенным к ведению Ростуризма, с привлечением средств федерального бюджета завершено строительство:

В Кабардино-Балкарской Республике: построенное с привлечением средств федерального бюджета внешнее электроснабжение 2-й и 3-ей очереди канатной дороги позволило за счет средств республики построить и ввести в эксплуатацию 2-ю очередь канатной дороги горнолыжного комплекса Приэльбрусья.

В Республике Адыгея завершено строительство 2-ой очереди автодороги пос. Гузерипль — плато Лаго-Наки. Кабинет Министров Республики Адыгея в 2009 году в рамках Международного инвестиционного форума в г. Сочи подписал инвестиционное соглашение с компанией ООО «Инвесттурсервис» по строительству горнолыжного комплекса «Оштен» на сумму 3,0 млрд. рублей.

В Республике Дагестан в рамках строительства инженерной инфраструктуры к создаваемым туристско-рекреационным комплексам

«Новокаякент» и «Немецкая деревня «Порт-Петровск» с привлечением средств федерального бюджета завершено строительство объектов инженерной инфраструктуры: автодорог, газопровода, объектов водоснабжения, канализации с очистными сооружениями, ЛЭП 10кВ, со сроком строительства 2008-2011 годы.

В Карачаево-Черкесской Республике с 2008 года продолжаются работы:

по строительству объектов водоснабжения и энергоснабжения горно- рекреационных комплексов «Архыз» срок ввода в действие в 2010 году (в данный момент строительство продолжается за счет средств инвестора),

по строительству объектов водоснабжения и энергоснабжения туристско-рекреационного комплекса «Теберда-Домбай», срок ввода в действие 2013 год.

В Республике Северная Осетия-Алания с 2008 года ведется строительство водозабора и водопроводных сетей горно-рекреационного комплекса «Мамисон». Срок ввода в действие 2013 год.

С целью завершения в полном объеме мероприятий программы Ростуризмом были внесены предложения по увеличению объемов финансирования из федерального бюджета на 2012-2013 годы (см. таблицу 2).

Федеральным Законом о бюджете на 2012 год установлены предельные объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию Ростуризмом мероприятий Программы в объемах:

Республика Адыгея — 177 349,5 тыс. руб.

Карачаево-Черкесская Республика — 36 200 тыс. руб.

Предварительно согласовано с субъектом бюджетного планирования и координатором Программы на 2013 год:

  • по Республике Адыгея — 82 700 тыс. руб.;
  • по Карачаево-Черкесской Республике — 68 500 тыс.

руб.; по Республике Северная Осетия-Алания — 38 000 тыс. руб.

В стадии рассмотрения выделение дополнительных ассигнований из федерального бюджета в сумме 391 230 тыс. руб., в том числе и по Кабардино-Балкарской Республике — 203 500 тыс. руб.

С учетом проведенного ранее секвестирования средств федерального бюджета по Программе и того, что при расчете потребности в финансировании на программные объекты не были учтены дефляторы, предоставляемые Минэкономразвития РФ по годам строительства, недофинансирование мероприятий по Программе составляет на сегодняшний день 1 650 452 тыс. руб. (таблицу 3).

Это послужило основанием того, что в настоящее время субъекты РФ запрашивают дополнительные ассигнования из федерального бюджета.

Таблица 3 — Объем недофинансирования мероприятий Программы

Субъект РФ

Мероприятие

Карачаево-Черкесская Республика

Строительство объектов энергоснабжения туристско-рекреационного комплекса

«Теберда-Домбай»

Республика Адыгея

Строительство инженерной инфраструктуры

туристско-рекреационного комплекса

«Хаджох»

Создание инженерной инфраструктуры Свято-Михайловского туристско-

оздоровительного комплекса

Строительство объектов инженерной инфраструктуры горнолыжного комплекса

«Оштен»

Республика Северная Осетия — Алания

Строительство водозабора и водопроводных сетей

горно-рекреационного комплекса

«Мамисон»

Республика Дагестан

Строительство санаторно-курортного комплекса «Новокаякент»

Строительство санаторно-курортного комплекса

«Немецкая деревня «Порт Петровск»

Республика Калмыкия

Создание инженерной инфраструктуры туристско-оздоровительного комплекса в с. Березовское

Создание инженерной инфраструктуры туристического комплекса «Магой»

Кабардино-Балкарская Республика

Создание инфраструктуры для строительства

канатной дороги на гору Чегет (1-2 очередь)

При этом необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации при формировании предложений о выделении дополнительных средств федерального бюджета, необходимых для продолжения работ по созданию инженерной инфраструктуры объектов капитального строительства, подходят к этому вопросу недостаточно обоснованно.

Например, Правительство Республики Дагестан вышло без документального обоснования с просьбой изыскать возможность выделения дополнительных средств в объеме 668 800 тыс. руб. (в т.ч. 268 900 тыс. руб. для завершения строительства объекта «Новокаякент» и 399 900 тыс. руб. для завершения строительства объекта «Немецкая деревня «Порт-Петровск»), т.е. в 1,57 раз больше, чем уже профинансированы эти объекты в соответствии с условиями Программы (424 215 тыс. руб.).

Анализ данных мониторинга выполнения показателей субъектов Российской Федерации, участвующих в Программе, свидетельствует об увеличении туристического потока в республиках Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (таблица 4).

К примеру, участие в Программе в 2009 году Кабардино-Балкарской Республики позволило значительно увеличить туристический поток в КБР. Если в 2008 году КБР посетило 117 790 человек, то в 2009 году турпоток вырос до 174 379 человек, в 2010 году посетило 193 205 человек, при сложной экономической и политической обстановке в Республике в указанный период времени данные посещения выше, чем в 2008 году (начало реализации Программы).

Таблица 4 — Мониторинг выполнения показателей по Программе: динамика выполнения показателей реализации федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)» по разделу «количество отдыхающих»

Субъекты РФ

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Республика Адыгея

206,2

196

207

240

243

245

256

250

250

Республика Дагестан

57

212

218

219,

2

223,2

220

226

223

229

Кабардино- Балкарская республика

142

173,3

174

,3

158

193,2

177,7

101,2

195,5

Ош

Республика Калмыкия

115

151

152

193,2

158

180

156

178

170

Карачаево- Черкесская Республика

600

430

434

385

387

329,8

421,1

333,2

Ош

Республика Северная Осетия

98

81,2

83,

2

98

98,2

100

114

136

175

,1

Итого

1218

111

6,6

1243,

5

Ош

1293

и ,4

1302,6

1252,5

1274,3

1315,

7

Ош

Отмечаем, что Программа не содержит средств для продвижения туристического продукта в республиках Северного Кавказа.

В связи с чем, Федеральным агентством по туризму в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»:

1).

В 2011 году проведен пресс-тур для представителей средств массовой информации по территории ряда субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания) на сумму 3 500 тыс. руб. в целях содействия продвижения региональных туристских ресурсов, маршрутов и продуктов, создания условий и предпосылок к повышению узнаваемости российских туристских брендов.

2).

В 2012 году представители ряда субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов принимали участие в мероприятиях по продвижению туристского потенциала России на территории иностранных государств (Германия, Франция, Великобритания) в рамках единого формата «Russian Tourism Roadshow» и имели возможность более подробно представить туристский потенциал своих регионов.

3).

Также субъекты Российской Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов принимали участие и софинансировали из бюджета субъектов РФ другие мероприятия Программы.

В частности:

  • Республика Адыгея (ЮФО) профинансировала программные мероприятия на сумму 485,5 тыс. руб. (из них: подготовка, издание и распространение печатных рекламно-информационных материалов о туризме на сумму 298,4 тыс. руб.; производство, прокат и публикация материалов о туризме и курортах в российских и региональных СМИ на сумму 163 тыс. руб.; поддержка и обновление информации WEB-сайта Комитета Республики Адыгеи по туризму и курортам на сумму 24,1 тыс. руб.), приняла участие в Международной выставке «Emitt-2012» в г. Стамбул (Турция); туристской ярмарке «Мир без границ» в г. Ростов-на-Дону; Международной туристской выставке «Интурмаркет-2012» в г. Москве; Российско-Китайском уристическом форуме в Пекине, произведя расходы на сумму 2 865,64 тыс. рублей из средств регионального и местных бюджетов.

Республика Дагестан приняла участие в бизнес-форуме с участием руководителей австрийских и международных компаний, г. Вена (Австрийская Республика); Международной туристской выставке

«EMITT-2012» в г. Стамбул (Турция); туристской ярмарке «Кавказская здравница-2012» в г. Кисловодск; Международной туристской выставке

«Интурмаркет-2012» г. Москва; Российско-Китайском туристическом форуме в г. Пекин (Китай), произведя расходы на общую сумму средств регионального и местных бюджетов 4 420,00 тыс. рублей.

Ставропольский край принял участие в Международной туристической ярмарке «Borsa Internazionale del Turismo «BIT» в г. Милан (Италия); туристской ярмарке «Кавказская здравница-2012» г. Кисловодск; Международной туристской выставке «Интурмаркет-2012» г. Москва; Международной туристской выставке «Путешествия и туризм MITT — 2012» г. Москва; Российско-Китайском туристическом форуме в г. Пекине на общую сумму средств регионального и местных бюджетов 4 852,6 тыс. рублей.

Краснодарский край (ЮФО) принял участие в Международной туристской выставке «Путешествия и туризм MITT — 2012» г. Москва; Международной туристической ярмарке «Borsa Internazionale del Turismo

«BIT» в г. Милан (Италия); Международной туристской выставке

«Интурмаркет-2012» г. Москва; «ITB» в г. Берлин (Германия).

Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края организованы и проведены: практический семинар по обеспечению безопасности зимних видов туризма; семинар для руководителей средств размещения; семинар для администраторов служб питания и размещения; Всероссийская научно-практическая конференция по теме

«Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы». Общая сумма расходов регионального и местных бюджетов составила 21 366 тыс. рублей.

Следует отметить, что субъекты СКФО и ЮФО имеют все предпосылки к успешному развитию туризма на своих территориях. Существующие в туризме технологии позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город. Доказательством тому могут послужить примеры из опыта развития туризма в зарубежных странах.

В мировой практике существуют примеры курортных зон, граничащих или находящихся в проблемных с точки зрения безопасности районах. Это и Израиль, и Египет.

К примеру, до недавнего времени туристская индустрия не имела существенного влияния на экономику Египта и государственная политика не выделяла эту отрасль в числе приоритетов развития страны.

В настоящее время туризм является одним из важных источников доходов Египта. Эта сфера по доходам сопоставима с доходами, которые приносит экспорт нефти.

Вложение частных инвесторов в отрасль началось с 1970-х, когда был принят ряд законов, повысивших инвестиционную привлекательность, как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей. Именно с этого времени начинается в Египте современное развитие отрасли и формирование туристских кластеров.

Туристские кластеры вносят заметный вклад в экономику страны. Туристская отрасль одна из ключевых секторов национальной экономики Египта, обеспечивая свыше 19% валютных поступлений, порядка 11% ВВП ежегодно, а также способствует постоянному притоку инвестиций.

Благодаря туризму в значительной мере решается проблема безработицы (в туризме занято около 12% экономически активного населения страны).

Такая практика может быть внедрена и у нас в стране.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что необходимо наладить совместную работу по привлечению инвестиций в экономику субъектов СКФО и ЮФО.

Только тесное взаимодействие между властями и бизнесом, эффективное государственно-частное партнерство способны во многом решить проблемы, которые препятствуют развитию туризма на благодатной земле Северного Кавказа.

3.2 Модернизация туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе

Кластеры представляют собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка.

Особенности кластеров по сравнению с другими формами организации заключаются в следующем:

  • необычно широкий состав участников;
  • географический размер кластера может варьироваться от масштаба города до уровня страны или группы соседних стран;
  • наличие синергетического эффекта;
  • гибкость и динамичность функционирования;
  • конкурирующие фирмы идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ.

Кластерные формы организации деятельности присутствуют в различных отраслях.

Туристский кластер — это совокупность организаций и фирм, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах. Основной целью кластера является формирование и функционирование конкурентоспособного туристского комплекса (Рисунок- 4).

Р исунок 4 — Модель туристского кластера

Формирование туристского кластера способствует созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Его функционирование обеспечивает широкие возможности для обеспечения занятости местного населения и удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Внесение значительного вклада в развитие экономики осуществляется за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.

Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта, и, соответственно, планирования и развития туризма. Определение видов, специфики ресурсов определяет спрос на туристские продукты и опосредованно — на формирование и поддержание всей туристской инфраструктуры.

Идентификация туристских ресурсов дает возможность для определения необходимых элементов кластера. При этом, уникальность туристских ресурсов, местные традиции и культура отдыха оказывают влияние на выбор специфики туристского кластера, на процесс его формирования и определения основных туристских продуктов.

В состав кластера также входят туристские фирмы, главными задачами деятельности которых является создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания. Концентрация усилий на создании многообразных туристских продуктов способна заинтересовать требовательного туриста (внутреннего или иностранного).

Во время путешествия турист потребляет разные услуги — общие, специфические туристские и сопутствующие. Но, прежде всего, он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности — жилье, питании, транспорте, досуге. Именно поэтому основными из элементов кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. Составляющие данного элемента отражают особенность туристского потребления и при этом вызывают производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления туристского продукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях. Межотраслевая природа туризма предполагает присутствие в сети поставщиков коллективных средств размещения, предприятий общественного питания, центров досуга, мест притяжения туристов, деловых центров, лечебно-оздоровительных учреждений, и прочих услуг (? По оценкам Всемирной туристской организации и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано либо влияет на развитие 32 отраслей национальной экономики) .

Суть деятельности поддерживающих (обслуживающих) туризм отраслей заключается в оказании туристам сопутствующих услуг. К ним относятся финансовые и медицинские услуги, местная розничная торговля, включая продажу сувениров и туристского снаряжения, инженерная (бытовая) инфраструктура, обеспечение безопасности и т. д. Данные предприятия и организации функционируют на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, но их вовлечение в состав кластера создаст более привлекательные условия для развития и увеличения объемов оборота. Основной туристский продукт может быть реализован и без участия местных организаций, но это повлечет увеличение затрат и снижение удовлетворенности туристов. Устойчивое развитие обслуживающих отраслей и их активное взаимодействие с туристскими организациями — это залог успешного функционирования всего кластера.

Кластер функционирует только в определенной среде, а именно в благоприятных условиях (политических, социо-культурных, экономических, природных), которые представляют собой совокупность внешних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность туристских услуг.

Благоприятные условия — это комплексное понятие и включает такие элементы, как ресурсы (природные, человеческие), научно- исследовательский потенциал, инвестиционный климат, проводимая на территории политика властей, характер конкуренции, уникальность производимой продукции и услуг, потребности местных потребителей, квалификация поставщиков, наличие связанных отраслей.

При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать климатические факторы, которые относятся к природным условиям. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов. Географические границы кластера зависят и от специфики туристских ресурсов, исторических особенностей развития территории, включая климатические условия и рельеф местности.

Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, которые оказывают огромное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относятся инвестиционный климат на территории кластера, который способен обеспечить развитие основных элементов кластера. Количество и качество трудовых ресурсов являются также значимыми при функционировании кластера. Все организации — участники кластера — нуждаются в профессионалах туристского бизнеса.

Важно учитывать традиции и культуру местного населения — социо- культурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства. К социальным факторам стоит отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для развития квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма.

Наряду с образовательными учреждениями, особое место занимают научно-исследовательские институты разного профиля, присутствие которых способствует всестороннему анализу составляющих кластера, его возможностей развития, а также динамичному развитию научного туризма.

Большое значение имеет политическая ситуация на территории кластера. Политика властей в области развития туристской деятельности, её поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшим условием формирования кластера.

Особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами. Данная связь основывается не только на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности как туристов, так и территории. Это выражается во взаимосвязи («транспорт — средства размещения — питание») как основных услуг кластера, так и во взаимосвязях («государственное управление — коммерческие организации — научно-образовательные учреждения»).

Идентификация туристского кластера (ресурсы, структура, границы, вид) необходима в процессе его формирования, развития и дальнейшего совершенствования.

Эффективная работа всех элементов туристского кластера поможет не только значительно пополнить бюджеты территорий, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру территорий.

В 2011 году была разработана концепция развития туристического кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа, которая представляет собой детализированное описание проекта строительства горнолыжных курортов в указанных регионах: Лагонаки в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Архыз в Карачаево-Черкесской Республике, Мамисон в Республике Северная Осетия — Алания, Эльбрус-Безенги в Кабардино-Балкарской Республике и Матлас в Республике Дагестан. Данный проект был одобрен Президентом РФ, а основные положения его реализации закреплены Постановлением Правительства № 833 от 14.10.2010 О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

В настоящее время Северный Кавказ обладает важным стратегическим экономико-географическим и транзитным потенциалом, однако ряд проблем социально-экономического характера затрудняет развитие региона. Проект создания горно-туристического кластера призван стабилизировать социальную обстановку в регионе, ликвидировать экономическую отсталость округа, обеспечить устойчивое развитие Северного Кавказа и расширить стратегические (геополитические) возможности Российской Федерации на Кавказе. Обладающий самым мощным в стране потенциалом по развитию рекреационного комплекса, этот регион характеризуется совокупностью важнейших характеристик, позволяющих прогнозировать высокую эффективность проекта по созданию туристического кластера. Сюда следует отнести: