Особенности приема иностранных туристов в архангельске

Дипломная работа

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проблема транспортного обеспечения севера Европейской части Российской Федерации, как основного фактора, который влияет на социально-экономическое и рекреационное развитие региона. Регион рассматривается на примере двух областей: Архангельской и Вологодской. Эти области в настоящее время являются важным стратегическим регионом Севера России, с богатыми природно-сырьевыми и рекреационными ресурсами.

В соответствии со «Стратегией развития Арктической зоной Российской федерации до 2020 года», этому региону уделяется большое значение в перспективном развитии социально-экономической сферы Русского Севера. (Стратегия…,2011)

Исследование данной проблемы является актуальной задачей, так как анализ транспортного обеспечения северных территорий европейской части России, как основа социально-экономического и рекреационного развития региона представляет существенный научный и практический интерес. Север Европейской части России характеризуется высокими темпами рекреационного развития. Но территория является слабо изученной в отношении рационального использования рекреационных ресурсов. Однако транспортное обеспечение региона является не достаточно эффективным, для развития социально-экономических и рекреационных аспектов региона. (Селин, 2011)

В работе рассматривается современные задачи транспортного обеспечения региона, анализируется современное состояние железнодорожного, авиа, водного и шоссейного транспорта.

Актуальность исследования обуславливается: существенным влиянием транспортной обеспеченности региона на социально-экономическую и рекреационную базу Архангельской и Вологодской областей.

Целью исследования является: изучение современной транспортной обеспеченности региона, как основного фактора развития социально-экономической и рекреационной базы региона.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Анализ транспортной системы Архангельской и Вологодской областей;
  • Оценка транспортной обеспеченности региона;
  • Рассмотрение и анализ программ развития регионов;
  • Создание модельного проекта транспортного обеспечения национального парка «Онежское поморье»

Объект исследования, Предмет исследования

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных специалистов в области социально-экономического развития и рекреационного развития севера европейской части России.

3 стр., 1080 слов

Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России

... духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека. Перспективы развития: Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной ...

Практическая значимость.

Выполнение ВКР являются основой для проекта вовлечения резервов социально-экономического потенциала территории в развитие рекреационного природопользования в регионе.

Результаты ВКР могут быть использованы для дальнейшего развития транспортной базы на севере европейской части России, развитие которой должно улучшить социально-экономическое и рекреационное развитие региона. Предложены конкретные маршруты транспортного обеспечения морского круизного туризма для нового НП «Онежское Поморье».

1. Социально-экономическая структура региона

Рассматриваемая территория входит в Северо-Западный федеральный округ.

В административной структуре этого региона находятся: Мурманская, Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская и Калининградская области, республики Коми и Карелия. Общая площадь составляет 1,6779 млн. км 2 . Площадь рассматриваемой территории (Архангельской и Вологодской областей) составляет 733,1 тыс. км2 , что составляет около 44% всей площади Северо-Западного федерального округа. На севере территория омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, которые являются бассейном Северного Ледовитого океана. На западе граничит с Ленинградской областью и республикой Карелия, Финляндией и Норвегией. На юге: Тверской, Ярославльской, Костромской, Кировской областями, Пермским краем. На востоке: Свердловской и Тюменской областями. Для более подробного рассмотрения нами выбраны Архангельская и Вологодская области. архангельский транспортный рекреационный вологодский

1.1 Социально-экономическая характеристика Архангельской области

Архангельская область находится на севере европейской части России. Область имеет выгодное физико-географическое и экономико-географическое положение. Она образована в 1937 году. Площадь области составляет. Область включает в себя 19 муниципальных районов.

Население.

Численность населения Архангельской области на 1 января 2016 года составляет 1 173 763 чел. включая Ненецкий автономный округ согласно данным Росстата о предварительной оценке численности населения на 01.01.2016. Численность экономически активного населения Архангельской области в 2012 году составила 636 тыс. человек, что равнялось 0,84 % общероссийской численности. Число занятых – 604 тыс. человек (0,888 %).

Уровень безработицы – 5,4 % (98,2 % от среднего уровня по России).

(Архангельская область, 1997)

Экономика Архангельской области характеризуется относительно низкой производительностью труда. Так, средняя производительность труда в экономике региона составляет около 0,65 млн. руб. на человека в год, что составляет около 15% текущего уровня производительности труда в экономике США. В большинстве секторов экономики Архангельской области уровень производительности сопоставим со средними по РФ показателями, однако значительно уступает уровню европейских стран.

ВРП Архангельской области в 2012 году составил 469 млрд. рублей, ВРП на душу населения – 388 тыс. рублей. (#”907321.files/image001.gif”>

  • Рис. 1. Структура ВРП Архангельской области за 2014 год (по #”907321.files/image002.gif”>
  • Рис.

2 Структура ВРП Вологодской обл. в 2014 году, % (#”907321.files/image003.gif”>

15 стр., 7055 слов

Краеведческая оценка Вологодской области

... Вологодская область в ее современных границах была образована 23 сентября 1937 г. Общая площадь области составляет 14 457 тыс. га. Область граничит: на севере - с Архангельской, на востоке - с Кировской, на ... освоения Вологодской области, указать на проблемы туристской инфраструктуры. 1. Природные особенности региона 1 Общая физико-географическая характеристика Вологодская область расположена на ...

  • Рис. 3 Картосхема основных водных артерий Архангельской области Основные водные транспортные артерии Вологодской области: р. Шексна р. Сухона р. Юг

Шексна – река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км, площадь бассейна 19 тыс. км². Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище.

Замерзает в конце октября – декабре, вскрывается в апреле – начале мая.

Входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы. На реке 2 гидроузла – Шекснинская ГЭС и Рыбинская ГЭС. (#”907321.files/image004.gif”>

  • Рис. 4 Картосхема основных водных артерий Вологодской области

Морские порты

Порты Севера Европейской части России относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. В него входят порты, располагающиеся на Белом и Баренцевом морях.

Порты Архангельской области.

Основными портами Архангельской области являются:

  • Онега , располагающийся в устье реки на Белом море

Архангельск

  • Мезень , располагающийся в устье реки на Белом море.

Морской порт Онега расположен в устье реки Онега, в 7 км. От Онежской губы Белого моря, напротив устья реки Поньга. Навигация в порту длится с мая по январь, в остальное время порт недоступен для судов, однако возможна ледокольная проводка по заявке. К причалам порта ведут подходные каналы и фарватеры протяженностью 12 миль. В Онежском морском порту 7 причалов, общая длина причальной линии около 900 метров. На территории порта Онега работают 4 стивидорные компании. В г. Онега функционирует ОАО «Онежский ЛДК», который переваливает лесные грузы на экспорт. Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» осуществляет местные пассажирские перевозки и выгрузку генеральных грузов местного назначения. (#”907321.files/image005.gif”>

Рис.5 Карта автомобильных дорог Архангельской обл. (Дорожное агентство «Архангельскавтодор #”907321.files/image006.gif”>

  • Рис. 6 Картосхема автомобильных дорог Вологодской области

Сеть железных дорог региона

Рис.7. Карта-схема железнодорожных путей Архангельской и Вологодской областей

Железнодорожный транспорт в Архангельской области – одна из составляющих частей транспортной системы региона. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 1771 километр, большая часть этих путей относится к Архангельскому отделению

Железнодорожные линии региона, Москва – Архангельск, Москва – Воркута, Беломорск – Обозерская, Микунь – Вендинга, Заонежская железная дорога, Железная дорога космодрома Плесецк, Конецгорская, Кудемская, Лойгинская

Множество других ведомственных веток. Почти все они разобраны.

Множество узкоколеек (многие из которых изолированные), большая часть их разобрана.

Единственная электрифицированная линия: «Вологда – Коноша – Обозерская – Беломорск».

Двухпутные линии: «Вологда – Коноша – Обозерская», «Коноша – Вересово», «Вельск – Котлас» (и далее на Микунь).

Все остальные линии – однопутные.

Железная дорога в Вологодской области относится к Октябрьской железной дороге и Северной Железной дороге. Основными жд узлами являются город Череповец и город Вологда. (#”907321.files/image008.gif”>

  • Рис. 8 Количество пассажиров (Годовой отсчет ОАО «Аэропорт Архангельск» за 2015 год)

Аэропорт Котласа

Аэропорт Котлас

Таблица 3: Перевозчики

Авиакомпания Пункты назначения
Комиавиатранс Архангельск, Сыктывкар
Нордавиа Архангельск
Псковавиа Санкт-Петербург

(#”907321.files/image009.gif”>

  • Рис. 9 Никольская часовня в Кенозерском НП (#”907321.files/image010.gif”>
  • Рис.

10 Пинежские пещеры (#”907321.files/image011.gif”>

  • Рис. 11. Курорт Солониха (#”907321.files/image012.gif”>
  • Рис.

12 Соловецкий монастырь (#”907321.files/image013.gif”>

  • Рис 13. Каргополь (#”907321.files/image014.gif”>
  • Рис 14 Деревня «Малые Корелы» (#”907321.files/image015.gif”>
  • Рис.

15 Ферапонтов монастырь в НП «Русский Север» (#”907321.files/image011.gif”>

  • Рис. 16 Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге (#”907321.files/image016.gif”>
  • Рис. 17 Картосхема Архангельской области, с гостиницами

Рис. 18 Картосхема Вологодской области с гостиницами

Различия в транспортной доступности таких туристских ресурсов как национальные парки может в значительной степени ограничивать их посещаемость рекреантами.

Например: национальный парк «Кенозерский» находится вблизи ответвления на Каргополь федеральной трассы М-8 «Холмогоры». Железнодорожная ветка Северной железной дороги, которая ведет в Архангельск, доставляет туристов до станции Плесецк, откуда есть автобусное сообщение в д. Вершинино, где расположены администрация и гостиница Парка. Это обеспечивает значительный туристкий поток в этот национальный парк (до 50 тыс. туристов в год).

«Водлозерский» национальный парк находится в пределах дороги Пудожь – Медвежьегорск в Республике Карелия, которая примыкает к трассе Р-21 «Хибины», что тоже является важным фактором, обеспечивающим туристскую доступность парка.

Национальный парк «Русский Север» находится в 120 км на север от Вологды, областного центра Вологодской области по трассе А-119.

Самыми труднодоступными для туристов объектами на территории Архангельской области являются созданные недавно национальные парки «Русская Арктика» и «Онежское Поморье», не имеющие прямого наземного транспортного сообщения.

3. Перспективные проекты развития туризма в регионе, .1 Туристские потоки на территории исследования

Туристская отрасль Архангельской области является одной из характеризуется положительной динамикой въездного туристского потока (в 2010 году – 329,6 тыс. человек, в 2013 году – 379,5 тыс. человек).

За 2013 год рост въездного туристского потока в Архангельскую область составил 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.

Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. Среди стран, лидирующих по прибытию своих граждан в Архангельскую область, – страны Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия, Франция, Великобритания. (Maintaining the Order in the Arctic Ocean, 2011)

В число наиболее посещаемых муниципальных образований Архангельской области входят: “Город Архангельск” – 28 процентов, “Приморский муниципальный район” – 17 процентов, “Устьянский муниципальный район” – 10,5 процента, “Вельский муниципальный район” – 7 процентов, “Каргопольский муниципальный район” – 5 процентов, другие районы – 32,5 процента.

По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского потока представлена следующим образом:

  • с деловой целью – 44 процента;
  • с целью досуга, рекреации и отдыха – 17 процентов;
  • с целью лечения и профилактики – 9 процентов;
  • с прочими целями – 30 процентов.

По продолжительности пребывания в Архангельской области 74 процента туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 11 процентов – от 4 до 7 дней, 6 процентов – от 8 до 11 дней. Средняя стоимость туристского продукта по Архангельской области на 3-5 дней составляет 15-17 тыс. рублей.

Оборот туристского продукта в 2012 году составил 3149,1 млн. рублей (в 2010 году – 1588,4 млн. рублей).

Объем платных услуг, осуществляемых коллективными средствами размещения, в 2013 году составил 1,935 млн. рублей, сумма налоговых отчислений от коллективных средств размещения в бюджетную систему всех уровней – 184 млн. рублей.

Уровень инвестиций в сферу туризма в 2013 году составил около 109 млн. рублей, что меньше показателя 2008 года на 41 процент.

Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2013 году составила около 1,5 процента.

Производительность труда в сфере туризма в 2012 году составила 0,56 млн. рублей.

В целом туристская отрасль Архангельской области характеризуется положительной динамикой въездного и внутреннего туристского потока. В 2012 году Архангельскую область посетило – 338,1 тыс. человек, в 2013 году – 379,5 тыс. человек (рост 12 процентов), в 2014 году – 390,8 тыс. человек (рост 3 процента).

По итогам 2015 года турпоток в регион составил 402,3 тыс. человек.

Рис. 19 Динамика туристских потоков в Архангельской области (#”907321.files/image019.gif”>

  • Рис 20 Карта-схема территории НП «Онежское Поморье» (#”907321.files/image020.gif”>
  • Рис. 21 Аэропорт Летняя Золотица и Самолет Ан-2

Рис. 22 Здание Аэропорта (#”907321.files/image022.gif”>

  • Рис.23 Круизный маршрут №1

Второй маршрут

Рис.24 Круизный маршрут №2. (Архангельск – Лопшеньга – Архангельск)

Третий маршрут

Рис.25 Круизный маршрут №3 (Кемь – Соловки – Летняя Золотица – Архангельск)

Заключение

На основе вы полненных исследований и обобщений можно сделать следующие выводы, касающиеся транспортного обеспечения туристско-рекреационной сферы.

— Как показывает зарубежный опыт, успешное развитие туристской сферы базируется на широком комплексе применяемых технологий менеджмента, маркетинга, PR и рекламы туристских продуктов, в опоре на развитие транспортной, гостиничной, ресторанной инфраструктуры и других аспектах деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие туристско-рекреационной отрасли.

— В суровых условиях труднодоступных северных территорий России развитие транспортных коммуникаций с целью обеспечения потребностей населения в производстве и перемещении промышленной продукции и осуществления туристской деятельности приобретает всё большее значение. Разработка новых транспортных маршрутов по России для целей развития внутреннего и въездного туризма способствует общему развитию социально-экономической сферы регионов.

— Предложенные нами новые транспортные маршруты будут способствовать развитию туризма в новом национальном парке «Онежское Поморье». Нам представляется, что наиболее перспективным направлением будет развитие морского круизного туризма, с заходом в НП «Онежское Поморье» (причал Летняя Золотица) с использованием имеющихся в НП экологических маршрутов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/osobennosti-priema-inostrannyih-turistov-v-arhangelske/

1. Архангельская область /под ред. С.А. Селезнева. Архангельск. 1997 . 278 с.;

2. Бызова Н.М. Ландшафтная структура Архангельской области и проблемы природопользования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки, № 1 , 2012. С. 47-57.

— География Вологодской области /Под ред Е.А.Скупиной, Вологда. 2012. 254 с.

— Григорьев А.А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина А.Н., Севастьянов Д.В. Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013 – 152 с.

— Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск. 2000. 192 с.

— Дорофеев А.А. К вопросу об уровнях значимости туристских центров и объектов.// Сб. Географические основы рекреации и туризма: теория, образование, практика / Отв. ред. А.А.Ткаченко, Тверь, «Тверская усадьба. 2008 – 128 с.

— Здоров А.Б. Экономика туризма. Учебник.М. Финансы и статистика. 2007.277с.

— Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М., Севастьянов Д.В. – Водно-волоковые системы Севера России. География. История. Природопользование./ Под. Ред. Д.В.Севастьянова. СПб. 2013.-199 с.

— Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. Уч. пособие. СПб.: Изд.СПБУ, 2003 – 192 с.

— Разумовский В.М. Природопользование: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 296 с.

— Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике // Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г. стр. 563-565

12. Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Карпова А.В. Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития районов Российской Арктики // География и природные ресурсы, 2015, №4 с.88-96.

— Селин В.С. Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития // Регион: экономика и социология , 2011, №4 – с.3-18.

14. Толковый Военно-Морской Словарь М. 2010. 456 с.]

— Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем.- Москва: Логос, 2013.- С.17.- 464 с.

— Транспорт в России. Статистический сборник. М.: Росстат. 2009. – 215 с.

17. Maintaining the Order in the Arctic Ocean: Cooperation and Confrontation among Coastal Nations. East Asian Strategic Review National Institute for Defence Studies. Tokyo, Japan. 2011. P. 59−85.

18. Russian Arctic Offshore Hydrocarbon Exploration: Investment Risks// Greenpeace 2012. 26 c.

19. Ресурсы сети Интернет:

20. http://www.ronl.ru//ekonomika/358679/- Экономика Архангельской обл.

21. http://newsruss.ru/doc/index. – Структура экономики Архангельской области..

22. http://www.travelshunters.ru/study-62-1.html / Вологодская область. Ресурсы.

23. http://vologda-oblast.ru/o_regione/ekonomika/ Вологодская область.Экономика

— http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/ Водные ресурсы бассейна СЛО.

25. http://polartrans.ru/information/morskoj-port-onega/ Порт Онега

26. http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/mezen Порт Мезень

27. http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/dvina Сев.Двина

28. http://www.loglink.ru/catalog/card1458 Порты Севера

— http://tranzit-nord.narod.ru/index/0-7 Транспорт

30. http://trassa-m.ru/trassa-m8 Федеральные трассы

31. http://info.auto.ru/insure/faq/article/6240/ Автотранспорт

32. http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-htm Железные дороги

33. http://aviadocs.net/CAI/ao11-1312.pdf Аэропорты и аэродромы севера

34. http://www.avia35.ru/schedule/ Авиатранспорт

— http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2013/ Города севера

— http://refleader.ru/jgepolpolotrjge.html Туристские ресурсы

— http://www.pomorland.travel/upload/files/statistika Туризм в Арх. обл.

— http://government.ru/news/432/ Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 г. Гос Программа, 2011.

39. http://pikabu.ru/story/ayeroport_quotletnyaya_zolotitsaquot Онежское Поморье

Приложение

Табл. 4. Структура экономики Архангельской Области

Структура ВРП региона (по данным за 2014 год): %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,1
Рыболовство, рыбоводство 1,8
Добыча полезных ископаемых 26,9
Обрабатывающие производства 13,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,8
6,6
Оптовая и розничная торговля 8,1
Гостиницы и рестораны 1
Транспорт и связь 12,9
Финансовая деятельность 0,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6
Государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование 7,2 3,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,4

(http://newsruss.ru/doc/index.php/Экономика_Архангельской)

Табл. 5 Структура экономики Вологодской области

ВРП региона (по данным за 2014 год): 2014 год % %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,7
Рыболовство, рыбоводство 0
Добыча полезных ископаемых 0
Обрабатывающие производства 34,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,6
5,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12,2
Гостиницы и рестораны 0,6
Транспорт и связь 17,1
Финансовая деятельность 0,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 6,6
Образование 2,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,4

(http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi)