Современное состояние и тенденции развития рекреационного туризма в России (на примере Санкт-Петербурга)

Дипломная работа

Туризм — важная составляющая экономики многих государств, обеспечивающая занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Главные цели туризма: развлекательные, рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются профессионально-деловые цели, далее следуют лечебные, гостевые и другие.

Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристского обмена. На их долю приходится более 50% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки.

По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры.

Российская Федерация обладает высоким туристическим потенциалом. На ее долю приходится значительная часть суши с самым разнообразным ландшафтом. На ее территории, включающей в себя части Европы и Азии, расположены как уникальные природные объекты (озеро Байкал, долины гейзеров на полуострове Камчатка, сибирская тайга и т.д.), так и многочисленные историко-архитектурные памятники. Существует развитая международная транспортная сеть. Правда, нуждаются в реконструкции и модернизации гостиничное хозяйство и внутренняя транспортная сеть. Следует отметить, что в России имеются возможности для летнего и зимнего туризма.

Число иностранных туристов, посетивших Россию за первое полугодие 2010 года, увеличилось на 17%. По данным Росстата за первое полугодие 2010 года Россию посетили 884тысячи иностранных туристов, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Рост туристических прибытий произошел в основном за счет Китая, Японии и некоторых других азиатских государств. Например, за отчетный период в Россию прибыли 52 тысячи китайских туристов, что на 75% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Вырос также поток туристов из Японии (20%), Кореи (12%), Малайзии (77%) и Филиппин (95%).

Кроме того, на 37% вырос поток туристов из Израиля и на 42% — из Египта. Но если число египетских туристов составило всего 916 человек, то туристический поток из Израиля увеличился до 21 тысячи человек. На 9% зафиксирован также прирост числа туристов из Германии, составивший более 123 тыс. человек. Германия по-прежнему сохраняет первое место по общему числу иностранных туристов, посещающих Россию.

11 стр., 5051 слов

Культурно исторические центры России во внутреннем туризме

... туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной (предоставление туристских услуг иностранным и иногородним туристам ... развитие внутреннего туризма России. На основе поставленной цели определены следующие задачи работы: раскрыть цели культурного туризма; раскрыть влияние культурно-исторических центров на население ...

Однако по странам, откуда традиционно прилетали иностранные туристы зафиксированы серьезные снижения. Так, поток туристов из Великобритании и США сократился на 23%, Испании — на 28%, Италии — на 14%, Финляндии — на 19%. Общее число иностранцев, посетивших Россию в январе-июне 2010 года, увеличилось на 2% — до 10,1 млн. человек.

Санкт-Петербург — самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны. При опросе менеджеров туристических фирм, спрос на туры в Санкт-Петербург у иностранных туристов на 5% превышает спрос на поездки в Москву и Золотое кольцо. У российских туристов, интерес к посещению Санкт-Петербурга на 30% больше чем к Москве, и на 50% больше, чем к Золотому кольцу. Свыше 4,8 млн. гостей прибыли в город на Неве в 2009 году. В Санкт-Петербурге функционирует около 700 туристских компаний. В городе имеется более 130 объектов размещения вместимостью около 30 тыс. человек. Основные гостиницы расположены компактно в исторической части города и прилегающей к ней территории. Свыше 300 ресторанов предлагают туристам и гостям города разнообразные блюда национальной и зарубежной кухни.

Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Санкт-Петербург сегодня является единственными морскими воротами России в Европу, крупным морским портом, действующим более 10 месяцев в год. Количество круизных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург морским путем, составляет более 150 тыс. ежегодно. Город является одним из крупнейших портов Балтийского моря, принимающим океанские лайнеры ведущих круизных и пассажирских компаний мира.

Актуальность выбранной темы заключается в изучении возможностей, для дальнейшего развития и повышения качества туризма в Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург является уникальным объектом для анализа современного состояния туризма в России и разработки стратегии по дальнейшему развитию туризма в стране. Благодаря богатейшему культурно-историческому наследию Санкт-Петербург уверенно входит в десятку самых популярных для посещения городов мира. Не смотря на это, общее количество туристских посещений Санкт-Петербурга может быть значительно выше. Многие туристы посетившие Санкт-Петербург, сталкиваются с многочисленными недостатками, характерными для туризма в России — низкий уровень сервиса, несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, низкий профессионализм обслуживающего персонала и многими другими. Именно в Санкт-Петербурге, принимающем значительные количества туристов, вышеперечисленные недостатки проявляются наиболее остро и требуют как можно более быстрого устранения.

Целью данной дипломной работы: изучить современное состояние и спрогнозировать тенденции рекреационного туризма в Санкт-Петербурге. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1 -изучить современное состояние и возможные перспективы развития мирового рынка туризма;

2 -изучить особенности туризма в Санкт-Петербурге на современном этапе;

3 — провести анализ перспектив развития туризма в Санкт-Петербурге;

10 стр., 4701 слов

«Санкт-Петербург — северная столица России «

... летию Санкт-Петербурга. В 2003 г. Санкт-Петербургу исполнится 300 лет. В преддверии этой даты Администрация Санкт-Петербурга, организации культуры и искусства стремятся объединить усилия, таланты и ресурсы ... продвигающиеся перспективные проекты: "Балтийский мост", "Скоростной диаметр", паромная переправа между Санкт-Петербургом и Швецией, строительство портов в городе Приморске, поселке Усть - Луга, ...

4 -на основе проведенного анализа разработать тур по Санкт-Петербургу или его окрестностям.

Дипломная работа состоит из Введения, Основной части (включающей в себя 3 главы), Заключения и Списка использованной литературы. Общий объем дипломной работы составляет ??? страниц.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА

1.1 Общая характеристика развития международного туризма на современном этапе

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами. Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» гласит, что «туризм- это временные выезды (путешествия) граждан РФ ,иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

В настоящее время туризм классифицируется:

  • по целям: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения, деловой и конгресс-туризм, курортный, лечебный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп-туризм, религиозный, учебный и др.;
  • по степени мобильности: передвижной, стационарный, смешанный.;
  • по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
  • по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
  • по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
  • по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
  • по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;
  • по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
  • по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан) [9].

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

Сегодня туризм имеет огромное значение для мировой экономики. Также и для экономики каждой страны, включенной в это массовое туристическое шествие. Туризм приносит в бюджеты стран колоссальные деньги. Параллельно с этим увеличивая объем инвестиций, вкладываемых в индустрию туризма, примерно на 30 % ежегодно.

Страны, в распоряжении которых имеются необходимые для привлечения туристов ресурсы (солнце, море, пляжи и развитый гостиничный сектор), специализируются на международном туризме, экспортируя эти услуги по всему миру.

Помимо колоссальной прибыльности этого направления, туризм также является мощнейшим фактором для увеличения престижа страны и роста ее значимости в глазах мирового сообщества. Кроме того, сегодня туризм выходит на еще одно направление, всё более приобретая социальное значение, включая жителей разных стран в процесс обмена культурными ценностями и повышения образовательного уровня людей.

Еще в начале 90-х годов доля такого направления как туризм уже составляла более 10 % мировой торговли товарами и услугами, благодаря чему уже тогда туризм занимал третье место после экспорта нефти и автомобилей. Сегодня туризм находится на первом месте, являясь активным источником поступлений в бюджет страны иностранной валюты. Оказывает положительное воздействие на платежный баланс страны.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. Также и на развитие международного туризма в странах, нацеленных, прежде всего на прием туристов. Увеличивает не только приток иностранной валюты, но и создает новые рабочие места в стране.

Что касается участия в системе международного туризма России, то, несмотря на свой высокий, по оценкам специалистов, потенциал в этом отношении, она занимает незначительное место на мировом туристическом рынке, и на долю России приходится не более 4% мирового потока туристов.

На туристский спрос, а следовательно, и на туристский рынок оказывает влияние ряд факторов. Спрос на туризм, как и на другие товары и услуги, обусловлен покупательской способностью потребителей, то есть наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия. Туризм как отрасль экономики, может успешно существовать при наличии двух условий: свободного времени граждан и достаточных материальных средств. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм [17].

Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общмировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г [Таблица 1]. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма — с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие — с 707 долл. США в 1995 г.. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.

Таблица 1.Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам в 1995—2020 годах( млн. чел).

В % к 1995 г.

Годы

Регион

1995

2000

2010

2020

2020

Европа

335

390

527

717

214

Тихий океан

80

116

231

438

547

Америка

111

134

195

285

256

Африка

20

27

46

75

375

Средний Восток

14

19

37

69

492

Южная Азия

4

6

11

19

475

Всего

564

692

1047

1602

284

Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет также Чехия [Таблица 2].

Таблица 2. 10 стран-лидеров по приему туристов в 2020 году

№ пп.

Прибытие туристов в млн. чел

Доля в мировом потоке. %

Среднегодовой рост в 1995 — 2020 гг. в %

1

Китай

137,1

8,6

8,0

2

США

102,4

6,4

3,5

3

Франция

93,3

5.8

1.8

4

Испания

71,0

4,4

2.4

5

Гонконг

59,3

3.7

7.3

6

Италия

52,9

3.3

2.2

7

Великобритания

52,8

3,3

3,0

8

Мексика

48,9

3,1

3,6

9

Россия

47,1

2,9

6,7

10

Чехия

44,1

2,7

4,0

Всего

708,8

44,2

100

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год [Таблица 3]. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.[23]

Таблица 3. 10 стран-лидеров по выезду туристов в 2020 году

Выезд туристов

(в млн. чел)

Доля в мировом потоке (в %)

1

Германия

163.5

10,2

2

Япония

141.5

8,8

3

США

123,3

7,7

4

Китай

100,0

6,2

5

Великобритания

96,1

6,0

6

Франция

37,6

2,3

7

Нидерланды

35.4

2,2

8

Канада

31.3

2,0

9

Россия

30,5

1.9

10

Италия

29,7

1.9

Всего

788,9

49.2

За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам от туризма Польша переместилась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долл. США. Для Польши характерен особенно высокий рост визитеров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег).

Из стран, ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. посетили 13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока визитеров в Польшу, где определяющее значение сохраняет Германия (53% потока) [20].

Темпы и особенности развития туризма на современном этапе дают основание предполагать дальнейшее увеличение туристских потоков в мире, усиление влияния туризма на национальную экономику многих стран и на мировую экономику в целом. По многочисленным оценкам, в группу стран-лидеров мирового туризма в будущем войдет и Россия. Включение России в группу наиболее привлекательных для туристов стран мира предполагает необходимость тщательного изучения современного состояния туризма в России, оценки привлекательности туристских ресурсов и инфраструктуры, анализа существующих положительных и отрицательных аспектов развития туризма в стране и поиску оптимальных путей развития туризма в России.

1.2 Особенности развития туризма в Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 — местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры [15].

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 — как объекты культурно наследия.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб) [8].

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

Однако, несмотря на огромное количество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, у этого бизнеса в нашей стране большое будущее.

К 2015 году число иностранных туристов, ежегодно посещающих Россию, должно увеличиться до 32 миллионов человек. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимир Стржалковский. «К 2015 году в России на развитие туриндустрии планируется освоить 3 триллиона рублей. 30% этих средств планируется направить из федерального бюджета, а около 60% — из внебюджетных», — сказал Стржалковский на пресс-конференции, посвященной Стратегии развития туризма РФ до 2015 года.

Глава Ростуризма отметил, что, согласно Стратегии, к 2015 году планируется увеличить въезд иностранных граждан в РФ с 23 до 32 миллионов человек в год. «Количество сертифицированных отелей должно вырасти с 5 тысяч до 13 тысяч, а объем платных услуг в сфере туризма должен увеличиться в четыре раза, с 89 миллиардов рублей до 370 миллиардов рублей», — сказал Стржалковский.

По его словам, планируется также, что количество граждан России, выезжающих за границу увеличится с 29 миллионов до 46 миллионов в год.

Руководитель Ростуризма добавил, что «в настоящий момент вклад в российскую экономику от сферы туризма составляет чуть более 3% [12].

Конечно, в силу своего географического положения и специфического климата, Россия никогда не сможет стать местом массового летнего отдыха.

Но наша страна обладает тем, что в ближайшие десять лет может существенно повысить ее спрос у путешественников. Это природные ценности, уникальные историко-культурные достопримечательности, неповторимое и притягательное своеобразие русского народа [3].

Доказательством уникальности и привлекательности для туристов является Санкт-Петербург. Этот город обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.

Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей 18-19 веков сохранился в практически неизменном виде. По разным причинам (в том числе разрушения в годы II Мировой Войны, строительство современных зданий в послевоенный период в крупнейших исторических центрах Европы) Санкт-Петербург сегодня превратился в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий. Этому, в частности, способствовала утрата городом столичного статуса, которая в значительной степени предотвратила вторжение в архитектурный облик исторического центра зданий стилистики середины-конца 20 столетия [11].

За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Среди наиболее популярных — «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города, служившие оценкой его привлекательности; «Город трех революций» свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последние годы — «северная столица» России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.

В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург [7].

В городе — 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных.

Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов в Санкт-Петербурге не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые, так, например, музей хлеба, частный музей кукол (открыт в 1999 году) — третий по счету музей такого типа в России, здесь представлены коллекции из более чем 2000 кукол, в том числе «Многонациональный Санкт-Петербург», «Пушкинский Петербург».

Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности.

Богата и разнообразна событиями музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры и искусств. Появляются новые традиции — ежегодные городские карнавалы.

Особое место в программе событий культурной жизни Санкт-Петербурга занимают балетные представления. Петербургская школа балета по достоинству считается одной из лучших в мире. Традиции русской классической школы передаются из поколения в поколение выдающимися педагогами. Искусством известных и выдающиеся петербургских танцовщиков — Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой, Михаила Барышникова — восхищался и восхищается весь мир. Современный петербургский балет — это не только традиционная русская классическая школа, но и балет Бориса Эйфмана, который расширил жесткие классические рамки русского балета почти до немыслимых пределов. Оставаясь верным классической основе (не случайно же он 7 лет был хореографом Вагановской академии танца), он соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом. Оковы традиционных схем разорвал и известный петербургский танцовщик и балетмейстер Валерий Михайловский. Этот мужской коллектив танцовщиков исполняет репертуар из знаменитых женских номеров классических балетов — и все это на пуантах! [13].

Постоянное расширение включаемых в сферу культурного туризма объектов Всемирного культурного наследия, интенсивное расширение спектра предлагаемых маршрутов и объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни — все это — в сочетании с развивающейся туристской инфраструктурой позволило Санкт-Петербургу войти в ряд ведущих мировых центров культуры и туризма.

Санкт-Петербург — самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны. Свыше 4,8 млн. гостей прибыли в город на Неве в 2009 году. В Санкт-Петербурге функционирует около 700 туристских компаний. В городе имеется более 130 объектов размещения вместимостью около 30 тыс. человек. Основные гостиницы расположены компактно в исторической части города и прилегающей к ней территории. Свыше 300 ресторанов предлагают туристам и гостям города разнообразные блюда национальной и зарубежной кухни.

Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Санкт-Петербург сегодня является единственными морскими воротами России в Европу, крупным морским портом, действующим более 10 месяцев в год. Количество круизных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург морским путем, составляет более 150 тыс. ежегодно. Город является одним из крупнейших портов Балтийского моря, принимающим океанские лайнеры ведущих круизных и пассажирских компаний мира.

Санкт-Петербург входит в число популярных направлений экскурсионного туризма в Европе. Культурное наследие города признано уникальным в мировом сообществе. Это привлекает в Северную столицу туристов с познавательными целями. Но в настоящее время туристские возможности Санкт-Петербурга используются не в полной мере. Это видно в сравнении объемов туристических потоков с другими туристскими маршрутами Европы. Например, Прага принимает ежегодно около 4 миллионов заграничных туристов. В мировые туристские столицы Париж и Лондон ежегодно приезжает 7-20 миллионов гостей из-за границы. Въездной туристический поток в Берлин составляет более 12 млн. Количество заграничных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, — чуть более 2 млн. человек в год. На данном этапе город находится в процессе развития туристской отрасли, основная цель которой — сравняться с европейскими туристскими центрами по количеству туристов.

За последние 5 лет туристский поток в Санкт-Петербурге вырос на 7%. Бум роста пришелся на предыдущие годы, когда открывались границы между Россией и Западом, и поездка в Россию становилась более упрощенной. Большей популярностью Санкт-Петербург пользуется у внутренних туристов, т.е. туристов из России. Их доля с 2006 года росла и в 2008 году составила 52%. С 2008 года соотношение внутреннего и въездного туристических потоков сохраняется на уровне 52% к 48%. По прогнозам Российского Союза Туриндустрии, в 2010 году это соотношение сохранится. Динамика соотношения туристских потоков представлена на Рисунке 1.:

Рисунок 1. Соотношение внутреннего и внешнего въездного туристического потока.

В Санкт-Петербурге ярко выражена сезонность туризма. Для зимнего периода характерен минимальный спрос. Это происходит в связи с недостаточно развитым для такого города, как Санкт-Петербург, направлением конференц-туризма. В последние годы заметна тенденция увеличения наполняемости гостиниц в межсезонье и низкий сезон за счет перераспределения доли конференц-туризма на месяцы, которые традиционно не популярны у туристов, прибывающих с познавательными целями. Это является результатом последовательной маркетинговой политики города, направленной на продвижение зимних сезонов на международный рынок.

Основная доля спроса приходится на период «белых ночей». Это легко объяснимо с точки зрения уникальной привлекательности города в этот период. Основной задачей по увеличению туристского потока в Санкт-Петербург является снижение фактора сезонности. Перераспределить потоки гостей с туристическими целями на другие месяцы не представляется возможным по объективным причинам, поэтому основной упор необходимо сделать на привлечение туристов с деловыми и частными целями в осенний и зимний период [19].

В 2002 году была принята программа «Белые дни», инициатором которой выступили пятизвездочные отели «Астория», «Англетер», «Гранд Отель Европа», «Коринтия Невский Палас» и «Радиссон САС». Программа предлагает привлечение гостей в Санкт-Петербург в период с ноября по март. Ведущие культурные организации подготавливают специальные мероприятия к зимнему сезону. Основой привлекательности программы является относительно низкая стоимость тура по сравнению с летним периодом и наличие насыщенной культурной программы, не уступающей летнему сезону. В 2007 году к программе присоединилось еще несколько отелей — «Ренессанс Балтик Отель», «Кемпински Отель Мойка, 22», «Парк Инн Пулковская», «Прибалтийская» и «Елисеев Палас Отель». По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, реализация программы в течение 5 лет позволила увеличить заполняемость отелей, участвующих в программе, в зимний период, более чем на 20%. Для увеличения туристских потоков в Санкт-Петербург, городу необходимо дальнейшее развитие схожих по сути программ и продвижение их на внутреннем рынке России и за рубежом [14].

Иностранные туристы отдают предпочтение гостиницам среднего и высокого класса, практически не останавливаясь в отелях менее 3-х звезд. Около 50% российских и более 53% туристов из стран СНГ предпочитают гостиничный сегмент класса «3 звезды». Эконом класс наиболее востребован у российских туристов и студентов зарубежных стран. На Рисунке 2 представлены предпочтения туристов разных регионов в выборе класса гостиницы.

Туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, можно условно разделить на следующие сегменты: молодежь (до 25 лет), средний возраст (25-55 лет) и старшее поколение (больше 55 лет).

До 60% приезжих иностранцев — это пенсионеры или люди старшего возраста. Иначе обстоит дело с внутренним туризмом: из российских городов в северную столицу, как правило, приезжают родители с детьми, детские группы, более 40% внутренних туристов — молодежь, и совсем небольшой процент — старшее поколение.

Рисунок 2. Предпочтения туристов в выборе класса гостиницы в зависимости от региона прибытия.

Деловые путешествия в общем потоке составляют 30%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии. Сегмент деловых туристов представляет мужчины среднего (35-44 года) или старшего среднего возраста (45-54 года), занимающие позицию менеджера среднего звена или топ-менеджера. Статистика показывает, что российские деловые туристы менее притязательны, чем иностранные, и больше всего интересуются удобством расположения и ценовой политикой отеля. Тогда как иностранные деловые туристы выше ценят качество и широту предоставляемых услуг.

Деловой туризм считается особенно перспективным из-за своей внесезонности, прогнозируемости и ориентации на клиента с высоким уровнем дохода. Точно отражает структуру этого вида туризма аббревиатура MICE: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions — Деловые встречи/Инсентив-туризм/Конференции/Выставки [4].

Деловой туризм постепенно развивается, и многие отмечают приближение Санкт-Петербурга к западным стандартам, связывая это, в первую очередь, с наличием иностранных гостиничных сетей. Однако, следует отметить, что, по сравнению с западными странами, Россия пока отстает по количеству и объему проводимых мероприятий. Таким образом, развитие делового туризма в Санкт-Петербурге является одним из приоритетных направлений в рамках увеличения туристских потоков в город.

Благодаря наличию самых разнообразных туристских ресурсов на своей территории, Россия представляет собой достаточно привлекательное в настоящее время и перспективным в будущем направление мирового туризма. Уникальные и многочисленные культурно-исторические и природные туристские ресурсы, имеющиеся в России, представляют собой основу для развития самых разных видов туризма. Следовательно, на внутреннем и мировом рынке туризма, Россия может предложить туристам широкий спектр услуг и возможностей для отдыха. Изучая возможные причины недостаточного развития туризма в России, следует обратить внимание на достаточно заметное неблагоприятное влияние сезонности на возможность оказания услуг туристам. В целях уменьшения отрицательного влияния сезонности на туризм в России следует развивать широкий спектр видов туризма, расширять ассортимент предлагаемых туров и услуг. Диверсификация национального туристского продукта может привести к снижению отрицательного влияния сезонности на туризм в России.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

2.1 Анализ туристических ресурсов

Санкт-Петербург, бесспорно, является одним из крупнейших туристских центров мира по своим туристским ресурсам. Имеется и надлежащая туристская индустрия, и инфраструктура для приема туристских потоков. Поскольку практически во всем мире туризм — доходная деятельность, то все эти предпосылки должны обеспечить весьма высокий доход от туризма в бюджет города. Однако, при наличии уникальных ресурсов и индустрии, достаточного количества туристских агентств, такого дохода нет.

Анализ современного состояния, проблем и перспектив развития туристского комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области свидетельствует:

  • Санкт-Петербург обладает уникальным (даже в мировом масштабе) туристским (природным и культурно-рекреационным) потенциалом, который способен удовлетворить потребности большинства категорий российских туристов;
  • уникальность природного и культурно-рекреационного потенциала Ленинградской области заключается и в очень высокой территориальной плотности объектов экскурсионного показа (на 10 км2 территории региона приходится 1,5 памятника истории и культуры) и в наличии городов-музеев (на территории области к ним относятся: г.

Пушкин, г. Ломоносов, г. Павловск, п. Репино и т. д.);

  • успешное и более полное использование огромного природного и культурно-рекреационного потенциала должно быть обусловлено, с одной стороны, активным развитием рекреационной деятельности, рекламой малоизвестных природных и культурно-исторических объектов, а с другой стороны — целенаправленной работой по сохранению имеющихся природных и культурно-рекреационных ресурсов;

— индустрия туризма в настоящее время представлена четырьмя основными структурами: туристскими агентствами и фирмами, гостиничным бизнесом, турбазами и домами отдыха, обслуживающими предприятиями (развлекательными комплексами, барами, ресторанами и т. д.).

Оценка современного состояния этих структур показывает, что они, несмотря на большое количество предприятий, находятся в кризисном состоянии. Подобные тенденции характерны и для других объектов сферы обслуживания и транспортного комплекса области. Большинство объектов инфраструктуры требуют ремонта или замены. [22]

Сильными сторонами туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются: достопримечательности — объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции, поддержка со стороны администрации области, крепкие партнерские связи, относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическая безопасность, наличие квалифицированных кадров.

Важнейшая задача — возрождения туризма, как социального явления и становление его в качестве доходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение туристских потребностей населения и гостей города.

2.2 Анализ туристской инфраструктуры

Инфраструктура города. С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.

Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного Штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I («Медный всадник»), Смольный собор. В советское время таким же узнаваемым символом стал и крейсер «Аврора». Широко известны «белые» ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой.

После Великой Отечественной Войны, когда стало необходимо в массовом порядке строить жильё, город заметно увеличил свои размеры. Появились не просто новые кварталы, а целые районы, такие как Гражданка, Ржевка-Пороховые, Весёлый Посёлок, Купчино, Автово.

Сегодня Санкт-Петербург стремится быть как можно более удобным не только для своих жителей, но и для туристов. Строятся новые дома, дороги, новые отели и гостиницы. Появляется всё больший интерес к истории Санкт-Петербурга, к его культуре, к знаменитым людям, которые здесь жили и работали.

Транспортная инфраструктура.

Железнодорожный транспорт. Стоит отметить, что основное большинство туристов прибывает в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом. Вокзалов в Санкт-Петербурге 6, и каждый совмещен со станцией метро. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает возможным посещение Санкт-Петербурга представителям менее обеспеченных слоев населения.

Санкт-Петербург обслуживается Октябрьской железной дорогой, через которую осуществляются зарубежные и внутренние пассажироперевозки. Петербургский транспортный узел — один из крупнейших транспортных узлов России. Протяженность железнодорожных путей на территории Санкт-Петербурга составляет 423 км. В городе пять действующих пассажирских железнодорожных вокзалов:

  • Балтийский вокзал (м. Балтийская) — обслуживает исключительно пригородный пассажиропоток на Сосновый Бор, Гатчину, Гдов, Лугу;
  • Витебский вокзал (м.

Пушкинская) — поезда дальнего следования юго-западного направления, в том числе на Киев, Варшаву, Берлин; пригородные перевозки на Оредеж, Великий Новгород;

  • Ладожский вокзал (м. Ладожская) — поезда дальнего следования северного и восточного направлений, в том числе на Мурманск, Вологду, Петрозаводск, Архангельск; пригородные перевозки на Будогощь, Волховстрой, Невдубстрой, Лодейное Поле, Тихвин;
  • Московский вокзал (Санкт-Петербург-Главный) (м.

Площадь Восстания/Маяковская) — поезда дальнего следования на Москву, центр и юг России; пригородные перевозки на Будогощь, Малую Вишеру, Бабаево, Великий Новгород;

  • Финляндский вокзал (м. Площадь Ленина)- обслуживает пригородный пассажиропоток на Сестрорецк, Выборг, Кузнечное, Ладожское Озеро и др., а также поезда на Хельсинки.

Плотность железных дорог в пригородной зоне Петербурга составляет 45-50 км на 1000 кв. км территории. Для сравнения, плотность железных дорог в Калининградской области — 41, в Московской области, включая Москву — 60, в Испании — 26, во Франции — 61, Германии 72 км на 1000 кв. км территории

В 2009 году между Санкт-Петербургом и Москвой начал курсировать высокоскоростной пассажирский поезд «Сапсан». Время путешествия теперь сократилось до 4 часов. В конце 2010 года началось высокоскоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Время в пути на поезде Allegro составляет 3,5 часа.

В 2009 году в Санкт-Петербурге количество пассажиров железнодорожного транспорта составило 88 миллионов человек.

Железнодорожным транспортом пользуются в основном внутренние туристы, прибывающие в Санкт-Петербург из регионов России. Иностранные туристы по железной дороге прибывают преимущественно из Финляндии.

Дальше до места размещения можно доехать на метро, либо на такси. Из аэропорта можно добраться в город на такси, на маршрутке, либо автобусом.

Автомобильный транспорт.

Наибольшие по объему международные пассажирские автомобильные перевозки осуществляются между Санкт-Петербургом и Финляндией. Объем пассажирских перевозок между Санкт-Петербургом и Эстонией не так значителен. Однако, после вступления Эстонии в Европейский Союз, начался рост количества перевезенных пассажиров.

Автомобильный туризм удобен в случае индивидуального и самодеятельного семейного тура, либо при транзите через Санкт-Петербург с остановками в виде обзорной экскурсии по городу.

Автовокзал расположен на набережной Обводного канала. С автовокзала отправляются автобусы во Владимирскую, Калужскую, Новгородскую, Тульскую области, Мурманск, Воронеж, Курск, Самару, Смоленск, Кострому, Пермь, Псков, Рязань, Татарстан. Также осуществляются международные рейсы: в Ригу, Таллинн, Тарту, Пярну, Минск, Тампере, Хельсинки, Одессу, Кишинев, Киев. На сегодняшний день от перронов автовокзала отправляется более 160 автобусов в день.

Пассажирские автоперевозки также осуществляются большим количеством транспортных компаний, обладающих различным по размеру автопарком и уровнем комфортабельности автобусов. Отправления автобусов осуществляются из различных частей города. Например, от Балтийского вокзала, от гостиницы «Октябрьская», из других мест. Некоторые перевозчики забирают пассажиров от дверей дома.

Конкуренция между автоперевозчиками позволяет пассажирам выбирать наиболее подходящих автоперевозчиков и условия перевозки.

Городской общественный транспорт.

В 2004 году в эксплуатацию введен Большой Обуховский мост (Вантовый мост).

С началом движения по мосту в Санкт-Петербург исчезла проблема, существовавшая долгие годы — невозможность попасть на другой берег Невы в ночное время из-за разведенных мостов.

В последнее десятилетие активно ведется строительство кольцевой автодороги (КАД), опоясывающей город. В 2005 году начато строительство внутригородской платной автомагистрали — Западного скоростного диаметра (ЗСД).

Первая очередь ЗСД открыта в 2008 году. Планируется соединение ЗСД и КАД. После завершения строительства должна существенно снизиться нагрузка на дороги города.

Авиационный транспорт.

Инфраструктура аэропорта «Пулково» включает аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами, два аэровокзала, грузовой терминал, топливозаправочный комплекс, парковочный комплекс и другие объекты инфраструктуры.

Аэропорт разделен на два терминала — «Пулково — 1» и «Пулково — 2». Аэровокзальный комплекс «Пулково-1» предназначен для обслуживания пассажиров внутренних рейсов и рейсов, вылетающих за пределы РФ (страны СНГ и чартерные рейсы дальнего зарубежья).

На сегодняшний день пропускная способность терминала составляет около 1800 пассажиров в час.

В аэровокзальном комплексе «Пулково-2» обслуживаются международные рейсы. В настоящее время аэровокзал является одним из крупнейших международных терминалов в России. Терминал был построен в начале 1950-х годов. В мае 2003 года завершен первый этап реконструкции «Пулково-2». Пропускная способность терминала составляет более 1000 пассажиров в час.

Из аэропорта «Пулково» рейсы выполняют 32 российские авиакомпании, 11 авиакомпаний стран СНГ, 32 иностранные авиакомпании. Доля низкобюджетных перевозчиков в суммарном регулярном пассажирообмене Пулково-2 в 2009 году составила всего 5,3%. Наличие авиакомпаний-дискаунтеров (дискаунтерами называют авиакомпании, работающие в эконом-сегменте. Такие компании предоставляют минимальные цены при минимуме дополнительных услуг) существенно увеличивает количество туристов, прибывающих в город. Рост числа авиакомпаний-дискаунтеров — одна из тенденций развития мирового туризма, поскольку низкобюджетные перелеты являются привлекательными для самостоятельных туристов.

В настоящий момент аэропорт «Пулково» не соответствует международным стандартам и имиджу Санкт-Петербурга как европейского города. Правительство города инициировало проект реконструкции аэропорта по схеме государственно-частного партнерства. В июне 2009 года были подведены итоги международного инвестиционного конкурса на право управления аэропортом «Пулково» и реализацию плана его стратегического развития. Победителем был определен консорциум ООО «Воздушные ворота Северной столицы», в состав которого вошли российская банковская группа «ВТБ», немецкий международный аэропортовый оператор «Фрапорт» и греческая инвестиционная компания «Копелузос». По условиям соглашения ГЧП, аэропортовый комплекс перешел под управление ООО «Воздушные ворота Северной столицы» сроком на 30 лет, в течение которых будут сделаны масштабные инвестиции в его реконструкцию, внедрены новейшие аэропортовые технологии. Реконструкция аэропортовой инфраструктуры и строительство нового пассажирского терминала направлены на создание на базе аэропорта «Пулково» международного узла европейского уровня, отвечающего статусу воздушных ворот Санкт-Петербурга — Северной столицы России.

Морской и речной транспорт.

Наиболее распространены транзитные поездки на Валаам. Чаще всего туристы собираются в Москве и организованной группой на поезде едут в СПб, где присоединяются к другой группе, сформированной непосредственно на месте. Далее на теплоходе группа отправляется на остров.

До 2009 года, кроме шести пассажирских причалов комплекса «Морской вокзал» на Васильевском острове, по приему морских пассажирских судов работали по три пассажирских причала на Английской набережной (длина причала — 430 м) и набережной лейтенанта Шмидта (длина причала — 500 м), а также четыре причала на территории грузового района ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». При этом для судов, прибывающих к причалам Морского вокзала, а также расположенным на набережных реки Невы, при проходе через Невские ворота установлены ограничения по длине — до 200 м, и по осадке — до 9 м. Это обстоятельство существенно ограничивало возможности приема крупных судов и обслуживания пассажиров в соответствии с международными стандартами. Около 70% туристов попадали в Петербург через грузовой район порта.

В 2009 году была открыта первая очередь нового пассажирского порта Санкт-Петербурга — «Морской фасад». В настоящее время действуют два круизных терминала и паромный терминал. Завершается строительство третьего круизного терминала. Пропускная способность порта к 2012 году, с введением в строй третьей очереди, в сезонный период составит порядка 13 тысяч туристов в день или до 1,5 миллионов пассажиров в год.

В настоящее время все большее количество туроператоров всего мира и, прежде всего, региона Балтийского моря, включает Санкт-Петербург в свои морские круизные маршруты. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что Санкт-Петербург является самым большим морским портом России на Балтике и вторым после Лондона (по численности населения) портовым городом Европы. В сезон 2010 года новым морским пассажирским портом было принято около 300 тысяч туристов.