Ретроспектива анимационной деятельсти

Дипломная работа

Приложение Д Оценочный лист профессиональной подготовки

аниматора………………………………………………………………………………………………………………………………………………108

Приложение Е Схема оценки профессиональной подготовки аниматора

ЗАО «Премьер — Парк»……………………………………………………………………………………………………………………111

Приложение Ж Программа занятий в «Творческой мастерской» на месяц… 112

Анимация — сравнительно новое направление в туристической деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно — развлекательных мероприятиях. Это явление — порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.

Под влиянием политических, социально — экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации ХХ1 века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности учреждений культуры. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д.

Социальная направленность развития анимационной индустрии выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Анимационная индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.

12 стр., 5646 слов

Туристстко-краеведческая и экскурсионная деятельность в образовательном ...

... теоретических основ туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности; 2.Составление комплекса методик оценки эффективности туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения на примере ГБОУ СОШ №849; 3.Дать характеристику туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения на примере ...

Тема дипломной работы является актуальной в современных условиях развития объектов социально-культурного сервиса, так как особое место на предприятиях индустрии туризма на современном этапе развития занимает анимационная служба, обеспечивающая организацию анимационной деятельности туристов. Именно анимация является источником большой дополнительной прибыли, поэтому в профессионалах данного профиля заинтересованы все современные предприятия индустрии туризма.

Важно подчеркнуть, что при всем широком наборе различных направлений анимационной деятельности в учреждениях культуры отсутствует целостная система, не определены функции, принципы анимационной деятельности, что, в свою очередь, оказывает влияние на понятие анимационной деятельности, границы исследования, на эффективность осуществления целостного технологического процесса в учреждениях культуры.

Поэтому актуальность темы обусловлена проблемой необходимости развития анимационной деятельности в России, которая вытекает из противоречия между сложившимся уровнем практической деятельности учреждений культуры, ее распространенности и потребностью в педагогической модели анимационной деятельности и отсутствием всего этого на практике, которая нуждается, прежде всего, в определении функций анимационной деятельности.

Цель работы — разработать мероприятия по совершенствованию анимационной деятельности на предприятии ЗАО «Премьер — Парк».

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  • рассмотреть понятие анимационной деятельности;
  • проанализировать состояние анимационного сервиса, на примере ЗАО «Премьер — Парк»;
  • разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию

анимационной службы.

Объектом исследования является ЗАО «Премьер — Парк» (обособленное подразделение СРЦ «Крейзи Парк» г. Самара)

Предметом исследования является деятельность анимационной группы и пути их совершенствования на примере ЗАО «Премьер — Парк».

Теоретической и методологической основой в написании данной работы послужили анализ и сбор информации периодической литературы, изучение документаций, методического материала, сбор данных по анкетному опросу.

Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:

  • углублено и дополнено понимание сущности и содержания деятельности анимационной службы;
  • разработаны методические рекомендации по совершенствованию деятельности анимационной службы.

Практическая значимость дипломной работы состоит в возможном внедрении практических выводов и рекомендаций в технологический процесс деятельности анимационной службы ЗАО «Премьер — Парк».

Отечественная социальная политика в сфере формирования и внедрения как соответствующих форм анимационной деятельности, так и ее инфраструктуры, обогащаясь опытом других стран, должна учитывать национальные традиции и культуру, быть способной конкурировать с зарубежными образцами, представлять по отношению к ним привлекательную альтернативу. Все это позволяет представить анимацию как комплекс различного рода услуг структурного, содержательного, организационного и технологического характера, объединяющих предприятия и учреждения различного рода деятельности.

15 стр., 7311 слов

Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха

... необходимых для нормального функционирования рекреационной системы. Объект исследования - рекреативные технологии в социально-культурной деятельности. Предмет исследования - рекреативные технологии в деятельности парков культуры и отдыха. Цель работы - выявить специфику рекреативных технологий в работе парка ...

1 Теоретические основы анимационной деятельности в социально — культурном сервисе и туризме

1.1 Анимация как вид культурно — досуговой деятельности

Анимация (animation — anim: душа — одушевление, оживление) — особый вид культурно — досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологиях активации окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов [35].

Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социальнокультурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культурно — досуговой деятельности Е. Б. Мамбеков определяет анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

  • как совокупность элементов, находящихся в постоянных отношениях;
  • как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
  • как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном, методическом и технологическом уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, поскольку весьма серьезная составляющая анимации — это ее мировоззренческий потенциал. Само понятие «анимация»

позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Предпосылки возникновения анимации в её современном понимании заключаются в негативных последствиях индустриализации и урбанизации. Следствием быстрого технического развития является в повседневной жизни повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело.

Организация отдыха связана с формированием и реализацией таких анимационных программ, которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Многообразие существующих форм и программ досуговой активной деятельности породило анимацию, т. е. вид деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил [17].

Анимация — новое направление в туристской и курортной деятельности, предполагающее как зрительское (пассивное), так и личное участие отдыхающих в игровых и театрализованных шоу- программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях.

Аниматор — человек, который создает и реализует анимационную программу, т. е. комплекс мероприятий спортивного и развлекательного характера, входящих в сферу рекреационных и духовных интересов туристов и разрабатывающихся для проведения ими свободного времени.

Целью анимации является обеспечение полноценного отдыха, наполнение души и тела необходимой жизненной энергией. В ходе выполнения данной цели, решаются следующие задачи:

  • восстановление и развитие физических и духовных сил человека;
  • рост уверенности в собственных силах;
  • снятие стресса, накопленного за рабочий период;
  • отвлечение от пассивных форм культурно — досуговой деятельности;
  • раскрытие творческого потенциала человека, удовлетворение духовных потребностей [35].

Типы и виды анимационных мероприятий, представленные в таблице 1, напрямую влияют на настроение и эмоциональный фон отдыхающих.

Таблица 1 — Типы и виды анимационных мероприятий

Тип анимации

Характеристика

Вид анимационных мероприятий

Санаторнооздоровительный тип

соответствует состоянию здоровья

специальные оздоровительные программы в игровой форме, прогулки по терренкурам

Природнорекреационный тип

находится в соответствии с местонахождением, выбираемым самим туристом

пикник на природе с элементами оживления отдыха, общение с домашними и экзотическими животными и наблюдение за дикими животными, зоотерапия

Спортивнозрелищный тип

согласуется с увлечениями

занятиями спортом и наблюдениями за спортивными соревнованиями, спортивными танцами

Культурноразвивающий тип

соответствует желанию познания окружающего мира через произведения искусства

Исторический, культурный, музейный туризм — обращение к произведениям искусства, знакомство с памятниками, посещение международных кинофестивалей, театральнозрелищных мероприятий

Зрелищноразвлекательный тип

стремление отвлечься от повседневности

виды событийного туризма -карнавалы, фестивали, шоу

Типы и виды анимационных мероприятий должны находиться в согласии с потребностями и возможностями отдыхающего. Мы будем говорить о туристской, рекреационной и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия в таблице 2 [11, 12].

Таблица 2 — Виды анимации и анимационных программ

Вид анимации

Характеристика

анимации

Виды анимационных программ

Туристская

анимация

туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие

специализированные анимационные

туристские

маршруты

дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах

Гостиничная

анимация

направлена на установление дружественных отношений внутри туристической группы

зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы

познавательные, экскурсионные

Рекреационная

анимация

направлена на восстановление духовных и физических сил человека

спортивные, спортивно-оздоровительные программы, спортивно-развлекательные

обучающие, любительские программы

комплексные программы, комбинируемые из однородных программ.

Различие толкований понятий «анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ анимационной досуговой деятельности. Это разнообразие сказывается как при формировании туристских маршрутов и в гостиничном бизнесе, так и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, в городах, в городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях.

Анимационные туристские маршруты — целевые туристические поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Такая анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, научные, фестивальные, карнавальные и спортивные [9].

Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах -программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах) и т. д.

Рекреационная анимация — вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека. Досуговые программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми предприятиями с местными жителями [26, 27].

Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, т.к. главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, в отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения и т.д., иными словами в восстановлении жизненных сил и энергии [36].

Туристская анимация — это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т.д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга [10].

При подготовке туристских анимационных программ учитываются многие особенности, позволяющие провести программу наиболее интересно, а именно: национальность туристов; возраст туристов; пол; численность;

  • активность участия туристов [29].

Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристического обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие разные потребности клиентов:

  • анимация в движении — удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
  • анимация через переживание — удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
  • анимация через общение — удовлетворяет потребности людей в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познания себя через общение;
  • анимация через успокоение — удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое;
  • культурная анимация — удовлетворяет людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно — историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
  • творческая анимация — удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество [1, 18].

В соответствии с категорией отдыхающих гостиничная анимация направлена на установление дружественных отношений внутри туристической группы. Для достижения этой цели талантливый аниматор выберет подходящий вид анимации, вызывая у людей разные положительные эмоции и чувства. Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации. От организации досуга населения зависит моральнопсихологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье [36].

В данном пункте теоретической главы дано развернутое определение анимации и выявлены предпосылки ее возникновения; рассмотрены типы и виды анимационных программ, влияющих на эмоциональный фон отдыхающих; охарактеризованы виды анимации по характеристике и типам анимационных программ.

1.2 Технологические особенности разработки анимационных программ

Технология создания и реализации анимационных программ — процесс сложный и многоплановый, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости программы, рекламу программ, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [19].

Анимационная программа — это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно — оздоровительных. культурно — массовых, познавательных и любительских занятий. Технологический процесс создания анимационных программ базируется на трех составляющих, характеризующих объектно — субъективные поведенческие линии:

  • объект деятельности — обслуживаемые туристы, население, группы или отдельные личности;
  • субъект деятельности — руководитель, специалист анимационной службы;
  • анимационная деятельность со всеми компонентами — процесс

воздействия субъекта на объект.

Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений).

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем, приведенных на рисунке 1 [2].

Рисунок 1 — Технология создания и реализации анимационных программ

как система

Рассмотрим каждую из них более подробно:

  • организационная — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
  • инструкторско — методическая — создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
  • режиссерская — распределение ролей, составление планов репетиций,

постановка спектакля, шоу;

  • техническая — подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения [16].

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов (Таблица 3).

Таблица 3 — Этапы создания анимационных программ

Вид этапа

Характеристика

этапа

Основные действия по реализации

Первый этап

подготовительный

— анализ предлагаемых анимационных программ;

— определение целей и задач;

— выбор места и времени проведения программы;

— проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и пр. особенностей потребителей данной услуги;

— создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

— составление сметы расходов на проведение программы;

— подбор творческих коллективов, распределение обязанностей внутри анимационной команды;

— техническую подготовку: закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.;

— установка звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены и пр.;

— проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.;

— проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

Второй этап

проведение

анимационной

программы

Необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи.

Третий этап

подведение итогов

-анализ проведенной программы;

— анкетирование потребителей с последующим анализом;

-работа над усовершенствованием программы.

Итак, технологический процесс включает три основные этапа:

  • подготовку;
  • проведение программы,
  • анализ проведенной программы.

Подготовка и разработка анимационных программ — особая деятельность индустрии развлечений, включающая спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов [25, 37].

Функции анимационных программ — организация и руководство культурными, оздоровительными и спортивными мероприятиями, их дальнейшее распространение среди туристов. В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:

а) для кого делается программа, где определяется:

1) возраст и пол будущих зрителей;

2) социальное положение и профессиональную занятость;

3) национальность (особенности культур и традиций);

4) стиль жизни отдыхающих в отеле людей;

5) состояние здоровья.

б) что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);

  • в) как построить анимационное событие [14].

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению. Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы — все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.

Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д.

В курортных гостиницах детям должно уделяться большое внимание, поскольку счастливый ребенок приносит счастье своим родителям, а значит повышает эффект от предоставленной услуги втрое. Для организации детской анимационной деятельности используют как материальную базу для взрослой анимации, так и специальные сооружения, помещения и оборудование для детей [6, 23].

Цель аниматоров мини-клуба: максимально интересно занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно, не заботясь беспрестанно о детях, их местонахождении и безопасности. Работа аниматоров в мини-клубах имеет свою специфику. Прежде всего, в мини-клубе должны работать аниматоры-профессионалы, имеющие специальную педагогическую подготовку и, по возможности, опыт работы с детьми. Кроме того, желательно, чтобы перед началом работы в мини-клубе аниматоры прошли курс практической анимации и обязательный инструктаж по технике безопасности.

Аниматоры должны быть, по природе, людьми добрыми, чуткими, общительными и внимательными. Аниматоры должны уметь решать межличностные конфликты детей, направлять их деятельность, заинтересовывать, увлекать. Аниматор должен обеспечить каждому члену детской группы возможность для активного участия во всех делах, постоянно меняя состав участников и распределение ролей в детских группах [4].

Для родителей, отдающих своих детей аниматорам, самым важным фактором является обеспечение их безопасности, поэтому важно, чтобы аниматоры были внимательны, предупредительны, а при необходимости, могли оказать ребенку первую медицинскую помощь.

Для того чтобы родители и дети были информированы о работе мини -клуба, необходимо проводить красочные рекламные мероприятия в начале каждой недели отдыха в виде анонса, а затем ежедневно более подробно. Можно провести экскурсию для детей и их родителей по мини-клубу. Важно, чтобы информация давалась на родном языке отдыхающих или языке им понятном [5, 32].

Анимация в гостиничном мини-клубе должна отличаться от развлечений детей в школе или детском саду своей праздничностью, красочностью, эффектностью, чтобы запоминалась детьми надолго, поэтому важно подбирать интересные игры, развлечения, конкурсы; часто менять их. Необходимо продумывать альтернативные мероприятия на случай плохой погоды или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Программы для детей должны быть дифференцированы по возрастам: программы для детей от 3 до 6 лет; программы для детей от 6 до 9 лет; программы для детей от 9 до 12 лет.

Отношение к отдыху зависит не только от характера людей, их личных качеств, занимаемой должности, но и от национальности. Наша планета богата разнообразием народов и культур, каждая из которых является огромным достоянием. Этнические особенности формируются и изменяются в течение длительного времени.

Факторами, влияющими на формирование и изменение этносов, являются: географическая среда, этническое окружение и его воздействие на этнос, традиции, религия. Специалистам, занятым в индустрии развлечений, необходимо знать национальные особенности отдыхающих, их привычки, вкусы, наиболее приемлемые формы досуг [34].

Таким образом, опытный аниматор, составляя программу развлечения, должен учитывать особенности гостей, знать подход к каждому из них. А для этого нужно научиться относить клиентов к разным типам и в соответствии с этим проводить составленные программы (Таблица 4) [7].

Таблица 4 — Типы личностей отдыхающих

Тип отдыхающих

Характеристика

Задача аниматора

Инициативные

отдыхающие

заранее планируют как рабочие дни, так и дни отпуска

требуется импровизация и ни в коем случае не допустим перехват инициативы

Деловые люди

в обыденной жизни практически лишены досуга

такой досуг, который дает им возможность совершенствоваться, или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни

«Узкоспециализиров

анные»

имеющие какое — то одно большое увлечение в жизни

в клубе по интересам он получит самое большое моральное удовлетворение

Активные

отдыхающие

предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться

программа составляется с расчетом на максимальную двигательную активность

Пассивные

отдыхающие

склонные к домашним видам досуга

программы, в которые включены вечерние шоу и видеотека

Неисправимые скептики и ворчуны

трудно чем-либо увлечь

при разнообразии предлагаемых программ, и они могут найти себе развлечение

При организации анимации, учитывая особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах, можно предлагать следующие формы досуговой деятельности:

Детям дошкольного возраста, ведущим типом деятельности которых является игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсные рисунки, прогулки [8].

Подросткам — школьникам наряду с перечисленными формами можно предлагать и другие. Дети этого возраста отличаются довольно большой активностью, требовательностью и даже предприимчивостью по отношению не только к себе, но и к окружающим людям. Им можно предлагать экскурсии и беседы, спортивные соревнования и эстафеты, конкурсы и дискотеки, школу вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники.

Для молодежи программы несколько меняются. В этом возрасте формируется характер и мировоззрение. Основными видами деятельности этого периода является учеба, которая требует большого напряжения сил. В досуговую программу можно включить: КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, походы, игры по типу телевизионных. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей. Большинство одиночек — это молодые люди, не обремененные затратами на воспитание и образование детей, предпочитающие тратить деньги на отдых, рестораны, веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту, индивидуализм. Они много времени уделяют организации своего свободного времени, стремясь в полной степени наслаждаться жизнью [15, 38].

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокойные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора), литературные гостиные и творческие вечера, банкеты, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, неплохо предложить такие формы проведения досуга, как посиделки, чаепития, вечера. Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть психологически оправданы. Людям, занимающимся активными формами работы с большой физической нагрузкой, будет полезен отдых, снимающий напряжение и усталость, стрессовое состояние. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, страдает от гиподинамии, нужны на отдыхе зарядка и активизация. Кроме того, человек должен получать от досуга и моральное удовлетворение [13, 33].

В итоге можно сказать, что люди разного возраста имеют не только различные интересы, но и физические возможности. Поэтому аниматору следует организовать отдых так, чтобы студентам и школьникам не было скучно, а пожилым людям было комфортно.

В данном пункте теоретической главы была рассмотрена технология процесса создания анимационных программ и ее составляющие, выявлены элементы ее функционирования; прослежена технология создания и реализации анимационных программ; охарактеризованы типы личностей отдыхающих; приведены этапы создания анимационных программ и их функции.

1.3 Специфика организации работы анимационной службы

Анимационная служба представляет собой систему взаимодействия персонала с целью создания анимационных программ и образов, и их дальнейшей реализацией. Аниматоры — непосредственные исполнители анимационных программ и мероприятий. В своей работе анимационные службы руководствуются перечнем основных нормативных и законодательных документов по вопросам организации отдыха детей и подростков:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно

эпидемиологическом благополучии населения»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;
  • СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ».

Всего в служебной лестнице анимационной службы возможны 3 основные ступени:

  • младший персонал анимационной службы — аниматоры — исполнители;
  • организаторы анимационных программ и мероприятий: хореографы, инструкторы, тренеры, методист-аниматор, аниматор-организатор;
  • менеджер по анимации;
  • генеральный менеджер [31].

Главный в системе анимации — менеджер по анимации. Он подчиняется непосредственно генеральному менеджеру. Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере развлечения, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества.

Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.

Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своих сторонников.

Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей, практическими навыками работы в условиях четко отлаженного механизма.

Менеджеру по анимации подчиняются:

  • методист-аниматор (хореограф), который занимается подготовкой сценариев и постановкой шоу, разработкой костюмов и проведением репетиций;
  • организатор-аниматор, который обеспечивает организацию процесса анимационной деятельности всем необходимым [28].

Аниматор должен изначально владеть определенными навыками работы и умениями, а также должен быть психологически готов к этой работе. Каждые две недели анимационная программа меняется, поэтому рабочий день аниматора проходит очень напряженно.

Вместе с аниматорами работают певцы, профессиональные танцоры и музыканты, которых часто специально на вечер приглашает и оплачивает администрация отеля. Заработки же самих аниматоров варьируются в зависимости от опыта работы: большую зарплату получают аниматоры, умеющие петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, владеющие иностранными языками.

Аниматор — тот же артист, и вся его деятельность требует постоянной самоотдачи — ежедневно, ежеминутно, на протяжении пятнадцати и более часов в сутки. Не всякий может выдержать столь активный и бурный ритм, поэтому так важно хорошо организовать работу аниматоров.

Любой желающий может попробовать себя в качестве аниматора. Требования простые: нужно любить общаться и легко находить общий язык со всеми, уметь заразить хорошим настроением окружающих. Как раз то, насколько аниматорам удается «завести» людей — определяет их профессионализм. Обычно люди, работающие аниматорами, по образованию педагоги, психологи или артисты. Но такое образование играет не самую главную роль. В любом случае, прежде, чем начать работу в качестве аниматора в отеле, на курорте, в санатории молодым людям предлагают пройти «школу аниматоров» [24].

Чтобы качественно выполнять свою работу аниматоры должны владеть целым рядом дисциплин: психология, актерское мастерство, хореография, методика социокультурной деятельности, экскурсоведение, игротехника (игровые практикумы), сценграфия (аниматоры прописывают программы сами).

В школе аниматоров всему этому обучают год. Но и дальше аниматоры могут проходить постоянное повышение квалификации [39].

Каждый аниматор выбирает то, что ему нравится: кто — то любит проводить экскурсии, кому-то по душе организация спортивных состязаний, кто-то настоящий король праздников и прекрасно ведет развлекательные вечерние программы. Так определяются специализации аниматоров. Обычно работает группа аниматоров, 4-6 человек.

Анимационный менеджмент имеет свою специфику, которая выражается в специфическом предмете труда, являющейся деятельностью управляемых анимационных систем и служб; в специфическом орудии труда, которым является анимационная программа, в результате труда, которым является удовлетворенность отдыхающих проведенным досугом [22].

С точки зрения системного подхода анимационный менеджмент представляет собой систему управления, в которой управляющей подсистемой является руководящий персонал анимационной службы туркомплекса, выступающий здесь в качестве системообразующего фактора.

Как правило, таких структурных подразделений несколько. У каждого организатора свое поле деятельности:

  • организатор спортивно-оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники;
  • организатор развлекательных программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;
  • организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;
  • организатор туристско-экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и др.

Помимо людей, которые непосредственно являются частью команды аниматоров, делать более яркими и красочными представления помогает и художник (если его нет среди аниматоров), который оформляет декорации к представлениям, рисует к ним анонсы, афиши и другие материалы, и портной, который шьет и отвечает за вечерние костюмы аниматоров.

Управляемой подсистемой являются туристы и состояние их здоровья, а

также исполнительный персонал анимационной, технической и других служб, участвующий в процессе анимационного обслуживания [21].

С другой стороны, анимационный менеджмент наряду с другими составляющими является подсистемой более общей системы управления туркомплексом — менеджмента гостеприимства. Анимационный менеджмент как один из видов специализированного менеджмента осуществляется по средствам выполнения взаимосвязанных и взаимопроникающих во времени функций планирования, организации, мотивации и контроля анимационной деятельности, которые организуются при решении определенных задач, (Рисунок 2).

Рисунок 2 — Функции анимационного менеджмента

Функция «планирования»:

  • разработка анимационной стратегии и концепции гостиницы, согласованной с маркетинговой стратегией;
  • разработка типовых анимационных программ и методик их адаптации к определенным группам и отдельным туристам;
  • анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления анимационного менеджмента и конъектуры гостиничного рынка района, региона, страны;
  • участие и формирование ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента гостиницы;
  • долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности гостиницы, включение мероприятий по совершенствованию анимационной деятельности в его бюджет и бизнес-план.

Функция «организация»:

  • организация и управление отношениями гостиницы во внешней среде по вопросам анимационного менеджмента;
  • оптимизация использования ресурсов гостиницы при выполнении целей и задач анимационного менеджмента;
  • формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента гостиницы, подбор, расстановка, подготовка, воспитание кадров, специалистов разного уровня квалификации для анимационного обслуживания;
  • организация взаимодействия с другими службами по вопросам

анимационного обслуживания: с технической службой (по вопросам

эксплуатации технических анимационных установок, систем, сооружений), службой приема и размещения, с финансовой службой (по вопросам финансов), а также с транспортной, туристско-экскурсионной, вспомогательной и другими службами, с которыми необходимо сотрудничать в процессе анимационного обслуживания;

  • разработка инвестиционной политики по вопросам реализации анимационной концепции (проводится совместно со службами финансового менеджмента), участие в формировании инвестиционного портфеля по данному вопросу;
  • риск — менеджмент — разработка путей снижения анимационных рисков и организация системы мероприятий по их профилактике и минимизации.

Функция «мотивация»:

  • творческая работа по развитию личности сотрудников анимационной службы, их способности к внутренней мотивации совершенствования анимационного мастерства;
  • разработка способов внешней мотивации аниматорского труда, морального и материального поощрения за его профессионализм и результаты; формирование принципов заинтересованности; определение параметров удовлетворенности трудом по анимационному обслуживанию туристов;
  • превращение любого работника гостиницы в частного

сопредпринимателя, морально и материально заинтересованного в результатах не только анимационной деятельности, но и комплекса в целом;

  • повышение квалификации и профессионального роста кадров, создание и поддержка престижа анимационной и гостиничной деятельности;
  • создание благоприятных условий для самореализации человека в деле, который руководствуется высокими мотивами, гуманистическими и эстетическими ценностями.

Функция «анализ и контроль»:

  • анализ анимационной деятельности гостиницы и представление его показателей, включая и экономические, высшему управленческому звену в любой момент времени для оперативного и стратегического управления;
  • корректировка концепции, тактических целей, анимационных программ и методик в соответствии с реальными обстоятельствами и результатами деятельности и анализа;
  • корректировка планов и проектов гостиницы и ее подразделений с точки зрения анимационного обслуживания туристов;
  • контроль исполнения управленческих решений в рамках анимационного менеджмента; контроль технической и других служб гостиницы в вопросах эксплуатации анимационных технических средств [3, 20].

Таким образом, менеджмент анимации — это система управления процессом предоставления туристу комплекса анимационных услуг, направленная на достижение стратегической цели функционирования в условиях рынка.

В данном пункте рассмотрены понятия анимационная служба, аниматор и анимационный менеджмент; представлена схема уровня профессионализма анимационной службы в виде служебной лестницы; прописаны функции анимационного менеджмента; описано взаимодействие и уровень подчиненности аниматоров, а так же определены их обязанности.

Исходя из вышенаписанного, в первой главе дипломной работы был определен понятийный аппарат анимационной службы; расписаны типы и виды анимационных программ; элементы функционирования и составляющие анимационных программ, технология ее создания и реализации; функции анимационного менеджмента. Таким образом, анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени, следовательно, анимационная служба — это аниматоры — специалисты, занимающиеся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующие человека в многообразии видов досуга, организующие полноценный досуг.