Курортно-рекреационный комплекс Краснодарского края и его роль в развитии детского оздоровительного туризма

Дипломная работа

Мостовской район. Расположен в предгорной юго-восточной части Краснодарского края. Уникальные геополитические, природные, производственные ресурсы Мостовского района создают предпосылки для развития туризма. Разработано 30 туристических маршрутов [39]. На территории Мостовского района находятся 7 горных вершин, высотой более 2 тыс. м., которые позволяют построить горнолыжный курорт. В связи с тем, что склоны гор в районе северные, снег на них лежит 8 месяцев в году, толщина снежного покрова достигает 6 — 9 метров [30]. Для развития горнолыжного отдыха необходимо строительство жилого фонда размещения, горнолыжных баз и деревень с инфраструктурой. Развитие туристического комплекса является одним из приоритетных направлений развития района.

2. ДЕТСКИЙ РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

2.1 История развития детской рекреации в России

Первоистоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

Со введением естествознания в состав обучающих программ учебных заведений появляются первые образовательные прогулки детей на природу, реализующие педагогический принцип наглядности, причем о целесообразность таких прогулок высказывались даже передовые русские педагоги, рекомендовавшие проведение экскурсионных прогулок и на природу, и на ремесленные мануфактуры, и в мастерские простых тружеников-ремесленников [13].

60-е годы XIX века привнесли еще одну педагогическую новацию — отдельные учителя-энтузиасты пытаются в рамках образовательного процесса организовывать дальние прогулки, в основании которых были естественно-научные экскурсии. Несколько позднее педагоги начинают вкладывать в прогулки новую цель, гуманитарную. Так по собственной инициативе педагоги организовывали путешествия с целью обзора исторических достопримечательностей с ученическим коллективом, посещая в том числе природные и рекреационные достопримечательности. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

Окончание XIX века сложились две ведущих разновидности детского образовательного туризма: путешествия и экскурсии [15].

Путешествия, как первый, из указанных видов детского образовательного туризма, ставил цели изучения таких предметов, как географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии.

Другой вид — это более отдаленные учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

4 стр., 1819 слов

История развития делового туризма в веке

... участия в их работе. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной ... под солнцем. Практически вся дальнейшая история человечества напрямую связана с деловым туризмом. Добрая половина знаменитых арабских сказок посвящена описанию путешествий купца Синдбада. А кто проложил ...

Русский туринг-клуб, как первое туристское сообщество в России создается в 1895 г., причем первоначально возник туристический клуб в 1890 г. в Одессе. Наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей Крымский горный клуб занимался разрабатыванием познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. В 1900 г. в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал «Ежегодник Русского горного общества». Ориентировочно, тот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 г. в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель — Рудольф Рудольфович Лейцингер — пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.

Начиная от 1899 г. начинается издание журнала «Русский турист», инициированный правлением Русского туринг-клуба, на страницах которого публиковалась специальная рубрика, посвященная школьным путешествиям и образовательным экскурсиям. Такие статьи ставили целью обобщению опыта по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для ознакомления с достопримечательностями крупных городов и природой Крыма, Кавказа, Урала и Средней Азии.

Ведущим новаторским педагогическим элементом обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений, становится внедрение с начала XX в. путешествия и экскурсии для учащихся. Школа и ее образовательный потенциал при связи с туристическими ресурсами оказывается в центре научного обоснования необходимости развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р. Лейцингер. Например, известно, что исключительно летний сезон 1905 г. Р.Р. Лейцингером были организованы и проведены восемь специализированных тематических ученических экскурсий по горам Кавказа, в которые были вовлечены 246 учеников из различных городов России.

Деятельность по развитию детского туризма после смерти Р.Р. Лейцингера не прекращалась, благодаря этому, на рубеже столетий деятельность в области туризма и экскурсионного просвещения превращаются в один из методов образования. В этот период происходит обогащение тематики экскурсий, углубляется взаимосвязь со школьными предметами. Путешествия школьников теперь могут различаться по длительности (местные 1-2 дневные и дальние продолжительные походы), выделяют приоритетным летний период, что обуславливает фактор сезонности, начинает расширяться география туристических поездок — от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР, З.П. Соловьёв. Он считал, что детский отдых в стране нужно строить на совершенно новых основах. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями — поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы и другие, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей.

20 стр., 9805 слов

Структура туристского рынка России и динамика развития выездного ...

... круизы. Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены ...

Соловьевым был выдвинут тезис о том, что разумная, научно-аргументированная учебно-воспитательная работа должна и может способствовать оздоровлению и всестороннему развитию ребёнка. В детских оздоровительных учреждениях без учебно-воспитательной работы обойтись просто невозможно. Вопрос был лишь в том, какой должна быть эта работа, какие цели она преследует, каков удельный вес её в системе жизнедеятельности здравницы и каковы её конечные результаты [12].

Чтобы решить эту проблему не теоретически, а практически, нужно было создать экспериментальную базу и на её основе разрабатывать концепции, формы и методы такой деятельности. Подобной базой мог стать пионерский лагерь санаторного типа. Такая экспериментальная база была по инициативе З.П. Соловьёва создана в 1925 году в «Артеке».

На время военных действий Центральная туристско-экскурсионная станция прекращала свою деятельность, и дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.

В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений.

С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий.

Материальная база пополняется в 70-е годы XX в. по части специализированного отдыха детей школьного возраста, а именно: расстраиваются и благоустраиваются более тридцати молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов всесоюзного назначения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран [13].

Начало 1990-х гг., как период бурных экономических реформ, советская система детского туризма государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимума потому, что руководству Кремля показалось неэффективным развитие этой отрасли. При этом попытки реформирования экономических основ и отношений в этой сфере создать так и не удалось, однако на современном этапе индустрии детского туризма принадлежит достаточная для дальнейшего развития материально-техническая база. В качестве субъектов, способных развивать детский туризм, готовы выступать как коммерческие фирмы, так и общественные объединения.

Координацией работы по развитию в Краснодарском крае детско-юношеского туризма руководит Краевая станция юных туристов (СЮТур).

Это учреждение управляет деятельностью шести Центров детско-юношеского туризма более низкого уровня, имеет собственную туристическую базу в здании СЮТур, при станции также работает маршрутно-квалификационная комиссия.

Требуется отметить, что по уровню реальной работы ведущую роль в развитии детского и юношеского туризма в нашем регионе играет все же Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма. Это муниципальное учреждение дополнительного образования детей было учреждено в сентябре 1987 г.

При организации отдыха детей важным аспектом является достижение не только оздоровительного, но и воспитательного и развивающего эффекта, также при всем многообразии детских учреждений имеется их типизированная классификация, которая приведена на рисунке 5 [23].

круглогодичные-

работают в течение круглого года

Стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах

круглосу-

точные

спортивные

сезонные-работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних(например, горнолыжные лагеря)и/или весенних школьных каникул

Палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток

дневные

языковые

(лингвистические)

Лагерь выходного дня

Выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены-одно и тоже, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах

С размещением в семье местных жителей

общеоздоровительные

лечебно-коррекционные, санаторные

культурно-познавательные

с психологическими тренингами, например, с тренингом лидерских качеств для подростков.

Лагеря с учебной программой

Экологические лагеря

Трудовые лагеря

Художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие.

Рисунок 4 — Классификация детских лагерей [17]

Рассматривая классификацию детских лечебно-образовательных учреждений по времени деятельности, выделяют детские лагеря круглогодичные, которые работают в течение круглого года, и сезонные, которые работают в определенное время года — в сенситивный для лечебного эффекта.

По месту проведения детские лагеря делят на стационарные, отличающиеся расположением на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах, и на палаточные, которые могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток, говоря о выездных лагерях имеют ввиду лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах.

Не требует комментариев дробление по типу организации на круглосуточные и дневные детские лагеря.

Широкий разброс по содержанию программ пребывания в детских лагерях связаны с тем, что их назначение весьма различно, так бывают общеоздоровительные, санаторные, где условия пребывания детей направляются на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний.

В эту категорию (по содержанию программ пребывания) входят и лагеря с учебно-образовательной программой, это так называемые обучающие лагеря, которые в свою очередь делятся на три вида: для учеников, неуспевающих по школьной программе, для ребят, которые хотят получить дополнительные знания (будь то языковые, исторические, математические знания), для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).

В таких обучающих лагерях в день у детей проводиться всего два или три урока, но атмосфера на этих занятиях достаточно расслаблена и неформальна. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

Следует отделять от обучающих лагерей языковые (лингвистические), которые дают целевое и глубокое практико-ориенториванное изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду.

Трудовые детские лагеря организовываются для подростков от 12 до 17 лет, там от подъема до обеда детям предлагается на выбор трудовая деятельность по интересам, причем ее продолжительность ограничена четырьмя часами в сутки, занятия в таком лагере после обеда разнообразны, но укладываются в парадигму культурно-развлекательного досуга для детей.

Раскрывая сущность профильных лагерей необходимо уточнить, что такой лагерь определяет строгую тематическую определённую направленность деятельности детей, ее суть раскрывается в развивающих и спортивно-игровых занятиях, осуществляется на базах различных секций и досуговых центров.

Заключительным в категории лагерей, делимых по содержанию программ пребывания, выступает спортивный лагерь, чье основное предназначение состоит в физическом развитии детей.

Такое многообразие учебно-развлекательных и учебно-оздоровительных учреждений в нашей стране позволяет предполагать высокий потенциал опыта и педагогической культуры, что при государственной финансовой и организационной поддержке способно привлекать даже иностранных туристов в Краснодарский край с его перспективным туристско-рекреационным комплексом.

2.2 Ресурсы детского оздоровительного туризма и обзор лидирующих детских оздоровительных центров в Краснодарском крае

Во многих странах рекреационное обслуживание является крупнейшей, а иногда и ведущей отраслью экономики. На территории Краснодарского края это одна из перспективных отраслей.

Развитие рекреационного хозяйства тесно связано с рекреационными ресурсами, для Краснодарского края это климатические условия, разнообразные природные ландшафты (горы, пляжи двух морей), лечебные грязи, минеральные источники, множество туристских объектов и экскурсионных маршрутов, санатории, дома отдыха [5].

В степной зоне рекреационный комплекс представлен экскурсионными бюро, туристскими клубами, многочисленными музеями и памятниками природы.

Азово-Таманская зона располагает санаториями, детскими оздоровительными лагерями, домами и базами отдыха, кемпингами, археологическими и геологическими (грязевые вулканы) памятниками природы и др. Далеко за пределами края известны Ейские здравницы [4].

В предгорной зоне в Лабинском районе расположены бальнеогрязелечебница и санаторий на базе месторождения минеральных вод.

Низкогорная зона представлена множеством туристских объектов. Курорт Горячий Ключ известен своими санаториями, пансионатами, домами отдыха. На курортах Горячего Ключа, используя местные минеральные воды, излечивают заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кожные заболевания, расстройства нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Здесь же расположено множество экскурсионных объектов (Дантово ущелье, скала Петушок и другие) [13].

Прекрасные условия для развития рекреационной отрасли — в среднегорной зоне: в Апшеронском, Хадыженском, Псебайском районах разработано множество туристских маршрутов, есть санатории, пансионаты, дома отдыха.

Активно формируется рекреационный комплекс в пос. Красная Поляна (Адлерский район г. Сочи).

В настоящее время поселок функционирует как центр пешеходного туризма и горнолыжного спорта. Построенная недавно канатная дорога ставит курорт в один ряд с такими признанными горнолыжными центрами, как Домбай и Приэльбрусье.

Наиболее благоприятная для развития рекреационного комплекса зона — Черноморское побережье. Здесь уже давно функционируют спортивно-туристские, оздоровительные комплексы. Далеко за пределами России известен город-курорт Анапа как детская здравница. В 1994 г. по указу Президента России город получил статус курорта федерального значения. В Москве открыто действующее представительство города-курорта Анапы, которое занимается вопросами инвестиций, подготовкой документов для того, чтобы курортная отрасль могла приносить доход в бюджет края [10].

Заслуженной славой пользуются курорты Сочи, Геленджик, Туапсе, здравницы которых могут вмещать одновременно до 300 тыс. отдыхающих. На территории Туапсинского района развивается санаторно-курортный комплекс «Югра» Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь разработан первый в России проект строительства искусственного острова-пляжа в открытом море.

Рекреационный комплекс в крае активно развивается. Это создает перспективы направления сюда инвестиций (в том числе иностранных), создание новых рабочих мест в сфере обслуживания. Доходы от развития рекреационного комплекса будут поступать в бюджет края [18].

Самым распространенным видом детского туризма в России являются детские лагеря. Главной задачей оздоровительного лагеря является организация отдыха детей и подростков, обстановка в нем существенно отличается от домашней, и это ключевой фактор в разработке программ и целей оздоровительного лагеря.

Возможность общения с природой представляется важной особенностью пребывания ребенка санаторно-оздоровительном учреждении. Условия одновозрастного коллективного проживания детей в группе способствует обучению их нормам социальной жизни, правильному поведению в социуме, культуре человеческих взаимоотношений, благоприятствует раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовному развитию, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих потенциальных свойств личности маленького гражданина России.

Регламентация способов организации жизни детей в оздоровительном лагере представлена в следующих актах: «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (30.09.2000 г.).

Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.

Положительными тенденциями современного развития сети санаторных и оздоровительных учреждений для летнего детского отдыха являются следующие постулаты [16]:

  • отказаться от типизации и единообразия;
  • разработать разные формы летнего отдыха с дифференцированными источниками финансирования;
  • создать условия для творчества педагогических коллективов;
  • развивать сети профилированных детских центров;
  • устанавливать связи между образовательной деятельностью школы, учреждений доп. образования и летних детских центров;
  • гуманизировать деятельности оздоровительных учреждений для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

1 Санаторные лагеря. Применяются программы с использованием оздоровительных упражнений, спортивных игр, купания, закаливания и т. д. В таких учреждениях не проводятся масштабные развлекательные мероприятия, основной задачей выступает забота педагогов о здоровом образе жизни детей и подростков.

2 Профильные лагеря. В программе лагеря планируются ежегодные традиционные массовые представления, дискотеки, проводятся тематические занятия в различных кружках, секциях, студиях, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основную роль здесь играют аниматоры, руководители кружков, режиссеры.

3 Загородные центры. В таких учреждениях ребенку помогут решить психологические проблемы и устранить комплексы. Предусматривается создание атмосферы безопасности у ребенка, выявляются его проблемы, предусматривается нахождение способов их решения. Для этого работа ведется в микрогруппах, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

4 Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с той лишь целью, чтоб развивать, оздоравливать и предоставлять отдых детей по месту проживания.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением, патриотическое воспитание.

Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы, профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций.

Краснодарский край — один из самых южных регионов России — обладает наиболее благоприятными условиями для климатолечения. Ежегодно 187 детских оздоровительных учреждений Краснодарского края принимают более 500 тыс. ребят со всей России [38].

Абсолютное большинство детских лагерей находится в приморском зоне, благодаря чему ребята под присмотром специалистов купаются в море, получают такие полезные для здоровья растущего организма солнечные ванны и дышат морским воздухом, обогащенным озоном и йодом. Врачами-курортологами разработаны специализированные оздоровительные программы. Профессиональные педагоги отвечают за развивающую и обучающую части пребывания ребят на отдыхе.

Анапа — крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов — традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др.

В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др.

Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ-санаторий «Кавказ».

В Краснодарском крае действует система детских оздоровительных лагерей (их более ста), в которых сохранен и преумножен богатейший опыт воспитательной и образовательной работы с детьми. В последние годы летний детский отдых на юге пользуется все большим спросом, активно строятся здравницы международного класса, аквапарки [34].

Детские лагеря Краснодарского края расположены по всему побережью Черного моря, но больше всего их в Анапе, Туапсе и Геленджике. Воздушные и морские ванны, теплое солнце, воздух, насыщенный морскими солями и минералами, дают общий оздоровительный эффект, а разнообразные развлекательные программы делают детский отдых на море не только полезным, но и очень интересным, рассмотрим несколько крупных и имеющих продолжительную историю функционирования детских оздоровительных лагерей, что понять в чем состоит особая привлекательность Краснодарского края для организации детского оздоровительного туризма как отрасли внутреннего коммерческого туризма.

Всероссийский Детский Центр «Орлёнок» — детский лагерь федерального значения в районе города Туапсе, круглогодично принимающий на отдых и оздоровление подростков 11-15 лет (учащихся 6-10 классов) [20].

Великолепная природа и уникальная субкультура создают прекрасные условия для отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере «Орленок».

Всероссийский Детский Центр «Орлёнок» расположен в 45 км от города Туапсе. В «Орленке» просторный песочный пляж. За каждым детским лагерем в Туапсе закреплена определенная зона купания, оборудованная навесами. Сектора купания детей обозначены поплавками. Купание в море и принятие солнечных ванн проводится ежедневно согласно распорядку дня — с 7.30 до 8.30, с 9.30 до 12.30, с 16.30 до 18.30 при благоприятных медицинских и климатических условиях (температура воды не ниже +18 oС, температура воздуха не ниже +20 oС, волнение моря не более двух баллов).

При проведении пляжных процедур обязательно присутствуют медицинский работник, инструкторы по плаванию, вожатый, спасатель. Инфраструктура Дворца Культуры и Спорта представлена следующими объектами: Дом Авиации и Космонавтики; Дом Вожатых; библиотека; стадион с трибуной на три тысячи мест. Он включает: футбольное поле стандартных размеров; шесть беговых дорожек; сектора для прыжков в длину, метания копья и диска, толкания ядра; малая спортивная арена с двумя площадками для игры в баскетбол и гандбол; спортивный зал школы с набором спортивного инвентаря для активных занятий физической культуры и спортом; стрелковый тир длиной 25 метров; бассейн; Дворец культуры.

Проживание ВДЦ «Орленок» состоит из восьми структурных подразделений — лагерей, каждый из которых имеет свою историю, традиции и неповторимую программу, а также отличается составом архитектурного наполнения и дизайном ест отдыха детей, что проиллюстрировано в приведенных фотографиях (см. Рис. Б.1-Б.8, Приложения Б).

В течение круглого года принимают ребят ДОЛ «Звездный», «Стремительный», «Штормовой»- это отдельные трех и четырехэтажные здания с набором всех помещений, необходимых для размещения и обслуживания, а лагерь «Солнечный» представляет собой современные коттеджи. Летние ДОЛы «Дозорный», «Комсомольский» являют собой архитектурные комплексы из современных летних домиков, коттеджей, а «Олимпийский»- двухэтажное здание.

В каждом ДОЛ имеются душевые, своя столовая, медицинские пункты, комнаты администрации, специально оборудованные места для отрядной работы, летние эстрады, хозяйственные, вспомогательные помещения, сушильная и гладильная комнаты. У большинства детских лагерей есть свои хорошо оборудованные спортивные площадки для занятий волейболом, баскетболом, мини футболом, городками, подвижными играми.

Каждый лагерь имеет собственную столовую. Залы оборудованы столами, рассчитанными на 10 человек. Столы накрывают сами ребята согласно графику дежурства (1-2 раза в смену), использованную посуду каждый ребенок убирает за собой сам [20].

Медицинская служба ВДЦ «Орленок», называемая Управлением охраны здоровья, состоит из медико-санитарной части, медпунктов всех восьми детских лагерей, медпункта Дворца культуры и спорта. Медико-санитарная часть, осуществляющая лечебно-диагностические, оздоровительные и консультативные мероприятия, оснащена: двумя стационарами (соматическим и инфекционным, соответственно на 40 и 15 коек) с круглосуточным врачебным дежурством, поликлиническим отделением; лабораторно-диагностическим отделением; санитарным отделением с бактериологической лабораторией.

Дети распределяются в отряды по 25-30 человек. С каждым отрядом работают по 2-3 педагога, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие специальную подготовку в школе педагогических работников центра.

В этом году «Орленку» исполняется 55 лет, за которые данное оздоровительное детское учреждение получило не только Российское, но международное признание.

Всероссийский детский центр «Смена» открыл свои двери 1 июня 1985 года и является одним из четырех флагманов детского отдыха в России наряду с центром «Артек» в Крыму, «Орлёнок» в Туапсинском районе Краснодарского края и центром «Океан» во Владивостоке [21].

Среди ключевых направлений деятельности «Смены» можно выделить инновационные образовательные площадки, вобравшие в себя самые актуальные темы молодежи России: лидерство, образование, предпринимательство, патриотизм, волонтерство, экология, инновации, робототехника, спорт, интеллект, культура, бизнес, журналистика, творчество, IT-технологии и коммуникации. Образовательная программа на год включает около 70 специализированных смен.

Участники образовательных программ посещают занятия и мастер-классы ведущих специалистов не только России, но зарубежья: артистов, олимпийских чемпионов, политиков, руководителей крупных корпораций, бизнес-тренеров, историков, журналистов, писателей и других авторитетных деятелей.

На территории Всероссийского детского центра расположено четыре лагеря: «Лидер-Смена», «Спорт-Смена», «Арт-Смена», «Профи-Смена». Два из них — «Лидер-Смена» и «Спорт-Смена» — принимают своих гостей в течение всего года.

Всероссийский детский центр «Смена» не только поддерживает статус престижной оздоровительно-образовательной базы федерального масштаба, но и является центром внимания молодежи России младше 18 лет, нацеленной на совершенствование и успешную самореализацию. Для организации досуга работают различные кружки и секции, где дети получают новые знания и навыки, проводятся тематические экскурсии.

Всё происходящее в «Смене» фиксируют юные корреспонденты газеты «Наша Смена» и телестудии «Смена-ТВ». Во время участия в программах молодые люди не только получают новые знания и навыки, но и заводят новых друзей из разных регионов страны, с которыми продолжают общение в социальных сетях [21].

Всероссийский детский центр «Смена» находится в одном из живописнейших мест России — поселке Сукко, между городом Анапа и Государственным природным заповедником «Утриш». Удаленная на 12 километров от города, «Смена» располагается в уникальных природно-климатических условиях, где можно насладиться целебным воздухом, видом гор Кавказского хребта, можжевеловыми лесами и прекрасными пейзажами местности. Черное море, которое так радует детей и взрослых в курортный сезон, находится в шаговой доступности, что хорошо видно на рис. Б.9, Приложения Б.

Являясь площадкой круглогодичного отдыха, ежегодно Всероссийский детский центр «Смена» принимает десятки тысяч детей и молодежи со всей России.

Отдых должен быть наполнен яркими впечатлениями не только от новых знакомств и разнообразия развлекательных и образовательных мероприятий, но и от путешествий.

Экскурсионное бюро предложит отдыхающим детям на выбор пешие, конные, автобусные экскурсии по Анапе и ее окрестностям, посещение знаменитого Анапского дельфинария на Большом Утрише, сафари-парка, зоопарка, пингвинария и других интересных мест, от которых каждый будет в восторге.

Музей «Смены» сохранил не только историю детского центра с 1985 года, но и военно-историческое наследие посёлка Сукко, в котором расположена «Смена». Спортивные трофеи украшают несколько залов административных корпусов.

Всероссийский детский центр «Смена» динамично развивается и идет в ногу со временем, совершенствуя и модернизируя условия, предлагаемые для отдыха, проживания и оздоровления детей, прибывающих в центр для участия в специализированных сменах. В соответствии с современными стандартами и нормами в центре работают четыре лагеря, два из которых — круглогодичные. События, мастер-классы, концерты и презентации — все это и многое другое можно увидеть, а также принять участие, на базе новых образовательных площадок.

ДОЛ «Лидер-Смена» — детский образовательный лагерь круглогодичного функционирования, рассчитанный на прием и размещение 688 человек. Приоритетной задачей лагеря является обучение и воспитание молодых лидеров России в рамках курса профориентации молодежи, заданного Министерством образования и науки Российской Федерации. 2-этажа 4,6-х местное размещение. В Корпусе 4, 6 местные номера с удобствами в номере [21].

2 жилых этажа, административный этаж, столовая Голубая долина, конференц-зал, актовый зал на 300 мест, телестудия, редакция газеты, радиостудия, учебные классы, это здание изображено на Рис. Б.10 Приложения Б.

ДСОЛ «Спорт-Смена» — детский спортивно-образовательный лагерь круглогодичного функционирования, рассчитанный на прием и размещение 450 человек.

Направление его деятельности включает работу со спортивными общественными организациями и федерациями по олимпийским и не олимпийским видам спорта. В корпусах 2-3 и 6-ти местные номера с удобствами в номере, двор и корпус изображены на Рис. Б.11 Приложения Б.

Здесь располагаются 280 мест, 4 этажа, 3 жилых этажа, зал тяжёлой атлетики, конференц-зал на 90 мест.

Есть где потренироваться, устроить соревнования и просто отдохнуть, наслаждаясь природными красотами и чистым воздухом.

На Рис. Б.12, Приложения Б, приведен снимок площадки для построения ДОЛ «Профи-Смена» и ДОЛ «Арт-Смена», это детские образовательные лагеря летнего функционирования, реализовывающие всероссийские программы творческой и профориентационной направленности. В корпусах 2-5 местные номера с удобствами на этаже.

В каждом корпусе работают сменные администраторы, предусмотрены камеры хранения, гладильные, прачечные.

Участникам смен предоставляются услуги по трансферу от аэропорта, ж/д- и автовокзала Анапы, станции «Тоннельная».

Детский лагерь «Дружба» находится в Сочи (Лазаревский район), в поселке Макопсе, в 100 метрах от Черного моря в лесопарковой зоне.

Санаторий функционирует круглый год, рассчитан на 750 детей в летний период, в осенне-летний период на 200 детей в возрасте от 7 до14 лет.

Территория лагеря «Дружба» представляет собой прекрасный субтропический парк с кипарисами, пальмами, магнолиями и платанами.

В оздоровительном лагере «Дружба» оборудованный пляж, медпункт, солярий, массаж, ЛФК, ингаляции, баскетбольные и волейбольные площадки, футбольное поле, уроки плавания. Педагогический состав лагеря устраивает спортивно-развлекательные праздники, игры, кружки по интересам, дискотеки, проводятся фестивали, конкурсы детского творчества.

На Рис. Б.13, Приложения Б, приведен парк ДОЛ «Дружба» с ландшафтными композициями и архитектурными элементами — лестницами и прогулочными дорожками. В течение всей смены в лагере «Дружба» проводятся развлекательные мероприятия- вечера подвижных игр, конкурсы («Алло! Мы ищем таланты!», конкурс актерского мастерства, «Мисс и Мистер лагеря»), игра «Я + ты»; «Детектив-шоу», День Нептуна (на Рис. Б.14, Приложения Б- открытие праздника), День именинника, торжественное открытие и закрытие смены, спартакиады, эстафеты «Веселые старты», первенства лагеря по футболу, волейболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, армрестлингу и многое другое.

За дополнительную плату организуются экскурсии по достопримечательностям Лазаревского, экскурсии в Сочи, в Дендрарий, дельфинарий, экскурсия на 33 водопада, в самшитовое ущелье, к дольменам и т.д.

На Рис. Б.15 Приложения Б приводится фото территории ДОЛ «Дружба», на которой расположены трёх- и пятиместные номера с удобствами (душ, туалет на этаже).

Диетическое пятиразовое питание, в меню предусматриваются фрукты, овощи, соки, продукты моря.

Основной медицинский профиль: болезни органов дыхания.

Лечебный профиль: заболевания органов дыхания, а именно: хронические риниты, фарингиты, ларингиты, ларинготрахеиты, тонзиллиты, гаймориты, бронхиты.

Для лечения используется массаж, ЛФК, физиотерапия, ингаляция, ванны лечебные, климатотерапия.

Называя данные детские оздоровительные учреждения лидерами рынка детского оздоровительного туризма, мы исходили из количества посетивших их детей с 2012 по 2014 гг., по данным статистики данных предприятий санаторно-курортного отдыха, их услугами воспользовались порядка ј количества детей, посетивших по путевкам оздоровительные лагеря Черноморского побережья за указанные годы.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

3.1Анализ современного состояния детского рекреационного туризма

Важнейшей целью современного общества и государства является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и Кубани, создание условий для гражданского и личностного становления подрастающего поколения посредством туристско-краеведческой деятельности.

Организация отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае осуществляется в рамках реализации политики социального развития администрации края на основе нормативной базы: VI краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 гг., утвержденная Законом Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1654-КЗ; Закон Краснодарского края от 29.03.2005г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае»; Закон Краснодарского края от 03.03.2010 г. № 1909-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей»; распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011г. № 729-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае в 2011 -2013 гг.»; приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 28.05.2013г. № 651 «Об утверждении Порядка предоставления детям, проживающим на территории Краснодарского края, путевок (курсовок) в организации отдыха детей и их оздоровления»; письмо Минздравсоцразвития России «Типовое положение о детском оздоровительном лагере» и др. [1].

Краснодарский край, благодаря своему географическому положению, климатическим условиям, славному историческому наследию, считается крупнейшим и общепризнанным рекреационным регионом России и снискал славу «жемчужины России», «житницы страны», «всероссийской здравницы», края туризма. С каждым годом увеличивается поток туристов, желающих увидеть своими глазами жемчужину России.

Кубанские дети изучают родной край на уроках «Кубановедения», а во внеурочное время отправляются в туристские путешествия, где приобретают основы патриотизма и понимания своей малой родины.

Туризм, воздействуя на ум, душу, и тело подрастающего поколения, способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности, способной любить и защищать Родину, сохранять и приумножать наследие родного края. Духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения базируется на деятельном патриотизме. Основы деятельного патриотизма закладываются с самого юного возраста, и как говорил К.Д. Ушинский: «…прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».

Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой своей малой родины позволит внести подрастающему поколению Кубани и свою лепту в развитие и процветание края. Актуальность такого воспитания обусловлена необходимостью создания условий по развитию детско-юношеского туризма на Кубани и системой взаимодействия ведомств, структур и общества по реализации новых форм туристско-краеведческой работы, позволяющих обеспечить здоровые и развивающие альтернативы досуга подрастающего поколения.

Несмотря на природно-рекреационный и историко-культурный потенциал, развитие школьного, массового туризма в крае на сегодняшний момент сопряжено с определёнными проблемами и трудностями. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • в 89 учреждениях дополнительного образования детей, пропагандирующих туристскую направленность, обучается 60% детей и подростков от общего числа занимающихся детско-юношеским туризмом;
  • только 251 из 1293 общеобразовательных школ края пропагандирует туристско-краеведческую деятельность, что составляет 20% от их общего числа.

Это связано с недостаточной материально-технической базой образовательных учреждений, музеев образовательного типа, нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием сформированной туристской инфраструктуры, системного подхода в развитии детско-юношеского туризма, опыта работы в области обслуживания туристов — учащихся, а также разрозненность и отсутствие информации о собственных туристско-краеведческих ресурсах.

Согласно анализу, проведенного Краснодарской службой статистики, и публикациям с СМИ в 2014 году детский отдых в Краснодарском крае по прежнему удерживал прочные позиции визитной карточки Кубани.

После передачи в 2010 г. полномочий по организации детского оздоровления и отдыха от Фонда Социального страхования РФ в субъекты, времени на подготовку у регионов не оказалось. Усилиями всех служб и ведомств Краснодарского края в самые сжатые сроки был разработан и внедрен новый механизм оздоровления и отдыха детей. Как результат, законодательную базу Кубани, регламентирующую вопросы организации детской оздоровительной кампании, можно назвать одной из сильнейших в России.

Подводя итоги детской оздоровительной кампании прошлого года следует заметить, что в 2014 г. успешно решены ключевые задачи:

  • детский отдых стал максимально доступным — полноценно отдохнул практически каждый кубанский школьник;
  • популяризация в крае детского туризма послужила фундаментом для его дальнейшего развития;
  • активно использованы малозатратные виды отдыха, такие как походы, экскурсии, придворовые площадки;
  • создана система взаимодействия с другими субъектами РФ, направляющими своих детей на отдых в здравницы Кубани.

В 2014 г. всеми формами отдыха и оздоровления были охвачены 457 тысяч кубанских детей в возрасте от 6 до 15 лет, то есть 98% детского населения края (на 1% больше 2013 г.).

Каждый четвертый ребенок смог отдохнуть в загородных лагерях или в санаториях по бесплатным путевкам. В рамках малозатратного отдыха каждый второй школьник участвовал в экскурсионных поездках и туристических походах, каждый третий посещал лагеря дневного пребывания на базе образовательных учреждений. Более половины ребят стали участниками спортивно- и культурно-массовых мероприятий.

Более 300 тыс. детей побывали в детских здравницах. В том числе, более 3 тыс. детей смогли пройти оздоровление вместе с мамами и папами по программе «Мать и дитя». При этом учтен опыт прошлых лет оздоровления детей по санаторно-курортным путевкам в сопровождении родителя (законного представителя).

Второй год в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» выделяются средства на обеспечение питанием детей в 1339 лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений в объеме 119 млн. руб.

В течение года в них отдохнуло более 129 тыс. детей.

За минувшие два года мощный импульс развития получил в крае детский туризм, переживший кризис нескольких последних лет. В туристические походы по 4 возрожденным маршрутам отправились около 80 тыс. детей. В настоящее время открыты 5 лицензированных маршрутов для движения организованных детских групп.

На территории края зафиксирован высокий оздоровительный эффект 95,3% (в 2010 году — 93,5%).

Он превышен в 20 муниципальных образованиях. Бесспорные лидеры — Сочи, Туапсинский и Новопокровский районы.

Серьезным вложением в доступность детского отдыха и оздоровления явились социальные выплаты родителям (законным представителям), частично компенсирующие затраты за самостоятельно приобретенные детские путевки. Размер такой компенсации равен 50 процентам от установленной в Краснодарском крае средней стоимости одного дня пребывания ребенка в здравнице. Получить социальную выплату может каждый житель Кубани, любая семья. Кроме того, ежегодно из бюджета Краснодарского края на компенсации юридическим и физическим лицам выделяется около 25 млн. руб. Хорошо организована работу в данном направлении в Краснодаре, Анапе, Сочи, Новороссийске, а также Гулькевичском, Каневском, Кореновском, Красноармейском, Мостовском, Новокубанском, Крымском, Северском районах.

Безопасность детей, в первую очередь, зависит от сознательности взрослых, отвечающих за их оздоровление. Отлаженное взаимодействие ведомств и служб позволило оперативно выявить и предотвратить целый ряд несанкционированных заездов в здравницы, не прошедшие проверку Роспотребнадзора, — а значит, не соответствовавшие требованиям безопасности.

В целях популяризации детских здравниц Краснодарского края в разработке находится Интернет-ресурс — единая база данных детских оздоровительных учреждений Краснодарского края.

Консолидированный бюджет детского оздоровления и отдыха на Кубани в 2014 году, по сравнению с 2013 г., вырос почти в два раза и составил 2 млрд. 146 млн. руб., то есть 2 859 руб. на одного ребенка, подлежащего оздоровлению. Трудно поверить, что в 2000 году бюджет составлял всего 45 млн. руб.

Основная доля консолидированного бюджета — краевые средства (1 млрд. 063 млн. 140 тыс. руб. или 50%).

Каждый четвертый рубль на отдых и оздоровление детей привлечен из внебюджетных источников. Это 571 млн. руб. или 26% в общем объеме консолидированного бюджета.

Пятая часть затраченных средств, а именно 429 млн. руб., — средства муниципальных бюджетов (21%).

Среди лидеров — города Геленджик (6712 руб. на одного ребенка) и Новороссийск (4093 руб.), а также Приморско-Ахтарский (8416 руб.) и Каневской (4270 руб.) районы.

Анализ деятельности всех служб края, причастных к организации детского отдыха и оздоровления, показывает: на полном ходу войдя в новую оздоровительную кампанию, Кубань уверенно продолжает работу по обеспечению и повышению качества и эффективности детского отдыха.

На организацию и проведение оздоровительной кампании 2015 г. из краевого бюджета выделен 1 млрд. 088 млн. 776 тыс. руб., что превышает бюджет 2014 г. на 25 млн. 636 тыс. руб.

Бывшим губернатором Краснодарского края Александром Николаевичем Ткачевым в сфере обеспечения прав детей на оздоровление и отдых на 2015 г. определены следующие приоритетные задачи:

  • выделение средств на оздоровление не ниже уровня 2014 года, включая привлеченные средства;
  • обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • принятие исчерпывающих мер по предотвращению перепрофилирования детских оздоровительных организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
  • создание Интернет-ресурса, содержащего подробный реестр организаций отдыха и оздоровления детей и подростков, расположенных на территории Краснодарского края, включая стационарные палаточные лагеря и лагеря дневного пребывания в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • обеспечение заполнения руководителями детских оздоровительных стационарных учреждений, независимо от вида собственности и ведомственной принадлежности, «Паспортов организаций отдыха и оздоровления детей и подростков»;
  • обеспечение безопасности каждого ребенка как в период оздоровления, так и в пути следования к местам отдыха и обратно;
  • создание единого центра по подготовке и аттестации педагогических отрядов, разработка нормативного документа, регламентирующего деятельность педагогических отрядов на территории Краснодарского края;
  • разработка рекомендации по составлению педагогических (воспитательных) программ для детских оздоровительных учреждений; проведение аттестации педагогических (воспитательных) программ здравниц муниципальными межведомственными комиссиями;
  • совершенствование форм организации отдыха и оздоровления детей, в том числе по развитию семейных форм отдыха;
  • проведение широкой информационной кампании о возможностях отдыха и оздоровления кубанских детей и о выплатах частичной стоимости приобретенных путевок;
  • увеличение числа граждан и предприятий, самостоятельно приобретающих путевки детям и получающих компенсационные выплаты.

В 2015 году было внесено изменение в краевое законодательство. А именно, с 1 января 2015 г. путевки в санатории для детей в сопровождении родителей (законных представителей) предоставляются детям в возрасте от 4 до 6 лет (включительно), детям-инвалидам — с 7 до 17 лет (включительно), если по медицинским показаниям они нуждаются в постоянном уходе и помощи.

Теперь санаторно-курортная путевка предоставляется для лечения ребенка, а не сопровождающего его лица. Опыт предыдущих лет показывает, что достаточно большой процент оздоровленных по путевкам «Мать и дитя» — это взрослые дети с родителями. К сожалению, малыши и дети-инвалиды, действительно нуждающиеся в постороннем сопровождении и лечении, не смогли получить путевки данного вида, до них попросту не дошла очередь.

Конкретизирование категории и возраста детей, подлежащих лечению в санатории, позволит воспользоваться правом оздоровления детям, реально нуждающимся в лечении и постороннем сопровождении. В то же время, возрастная категория получателей детских бесплатных путевок в санатории расширена от 7 до 17 лет (включительно).

До 2014 г. бесплатные путевки в санатории для детей в возрасте старше 14 лет были не доступны.

Что касается перспективных видов детского туризма следует заметить краевую программу по развитию детского горно-пешеходного туризма, потому что в XXI в. вопросы активного отдыха детей особенно актуальны. Прежде всего из-за того, что новое поколение компьютерных гениев просто нуждается в движении, в умеренных физических нагрузках. И горно-пешеходный туризм в этих целях — самое лучшее средство.

В советские времена практически каждый ребенок в течение лета обязательно совершал покорение одной из вершин Северного Кавказа. Этому способствовало наличие базовых приютов, обустроенных для ночевок туристов.

В 1990-х годах плановый туризм со всей инфраструктурой потерял поддержку государства и практически прекратил свое существование. Выжил он благодаря усилиями энтузиастов, влюбленных в горы.

Активное возрождение детского туризма в нашем крае началось с 2010 года. Именно тогда были введены в эксплуатацию два маршрута: «Дорогами древних цивилизаций» — из Горячего Ключа — через Главный Кавказский хребет — к морю, и маршрут «Олимпийский» — из Мостовского района через горную часть заповедника — в п. Красная поляна (с посещением олимпийского объекта «Олимпиада — 2014») по которым прошло около 900 детей.

Продолжается возрождение когда-то заброшенных плановых пешеходных маршрутов «По партизанским тропам Кубани» с переходом из Северского района к Черноморскому побережью. Сегодня это видоизмененные и переименованные в «Страницы истории Кубани» и «Кавказ — транзит». Первые 60 человек, прошедшие по маршруту в 2009 г., были подростками из категории нуждающихся в особой заботе государства.