«Современные тенденции в образовании»

Эссе

Эссе по курсу «Управление образовательными системами: теория и практика»

Описание современных тенденций в образовании (из опыта работы).

Приоритетной проблемой современного общества считаю повышение аддиктивности поведения подростков и молодежи, а также представителей уже взрослого, зрелого поколения. Повышение аддиктивности связываю с недостаточным развитием умения критично воспринимать информацию и эмоциональной депривацией в детском возрасте. Недостаточная критичность, на мой взгляд, следствие постоянной смены ценностей, идеалов, разрушение традиций. Родителям, как и детям, а может быть и в большей степени, необходима поддержка, помощь в построении взаимодействия с ребенком, в осознании своей роли как родителя, воспитателя. Часто родителями эта необходимость в помощи не осознается, а если и осознается, то рассматривается как собственная родительская несостоятельность, что является причиной дисфункции семейных отношений.

Принято считать, что дисфункция семейных отношений характерна для неблагополучных семей, однако на деле получается, что во внешне благополучных семьях, где родители уделяют много внимания детям – забирают сразу после уроков, возят на большое количество кружков, секций и студий, добиваясь этим различных целей (поставленных самими родителями) – возникает не меньше проблем во взаимодействии с ребенком. Казалось бы, родители из кожи вон лезут, «занимаются» детьми, а они все равно испытывают ощущение одиночества, ненужности, незащищенности. Здесь речь идет о внешней, формальной заинтересованности ребенком, на лицо подмена истинного внимания и заботы внешними их проявлениями, замена целей развития ребенка целями родительской самореализации посредством достижений ребенка.

Часто можно наблюдать такие ситуации, когда учитель рассказывает родителям о том, как их ребенок себе ведет в школе, причем по просьбе самих родителей «Ну как мой сегодня вел?» (а в школе, по сравнению с домом, поведение ребенка может меняться на противоположное), родители, вследствие переноса на себя замечаний педагога, начинают защищаться и оправдываться, что говорит о высокой степени инфантильности самих родителей, еще не поставивших себя на роль «взрослого родителя». Вообще, можно говорить о поколении родителей, которые явно самореализуюстя и самоутверждаются посредством достижений ребенка, его поведением, внешним видом. На родительских собраниях можно стать свидетелем этакого родительского соревнования. Как это влияет на образовательный процесс? Школа становиться полигоном для решения несвойственных ей проблем, находящихся совершенно в другой сфере жизни, а мы должны учить детей, а не разбирать межродительские конфликтные ситуации. Практически это может выражаться в явно высказываемом недовольстве части родителей присутствием в классе «этакого хулигана», мешающего остальным учиться, и требовании к администрации «убрать этого ученика из нашего класса». Поэтому приходится «образовывать» и родителей, организуя для них консультации, лекции, дни открытых дверей, открытые мероприятия и др.

35 стр., 17237 слов

Влияние физической культуры и спорта на социальную адаптацию ...

... социальную адаптацию детей с ограниченными особенностями здоровья. Гипотеза: успешное использование средств адаптивной физической культуры станет возможным при правильной организации работы с детьми на основе новейших образовательных разработок. Методы, использованные в работе: ...

Также тенденцией становится демонстрация родителями своей несостоятельности в процессе воспитания ребенка в семье, что выражается в словах, которые все чаще звучат на беседах с родителями: «Я с ним/ней не справляюсь, делайте с ним, что хотите, я вам разрешаю!» Можно оставить без комментариев.

Еще хотелось рассказать о тенденции, которая должна, на мой взгляд, привести к серьезным организационным изменениям в учебном процессе: старшеклассники 10-11 классов пропускают учебные занятия по неуважительной причине, т.к. считают, что многие второстепенные предметы им уже не понадобятся, т.к. они уже знают, какие ЕГЭ-сертификаты им нужны. По данной проблеме педагоги что только не делали, все равно после незначительного улучшения ситуации с посещаемостью тенденция возвращается, возникает ситуация напряжения, стресса, в том числе и для педагогов («Мы же программу не проходим, оценок ставит не за что!).

Здесь необходимы кардинальные решения по изменению архитектуры учебного процесса в старших классах, пересмотра учебного плана, технологий и системы оценивания в периоды промежуточной аттестации.

Это описание только двух тенденций, на практике их больше.

*Данные тенденции выявлены в непосредственной деятельности в конкретной школе, но, я уверена, что они не являются оригинальными!

Елена Гришина

Магистратура ВШЭ

«Управление образованием»

1курс