автор: Левчук Елена Сергеевна
Учитель русского языка и литературы МАОУ Новоселезневская СОШ
Эссе «Мой педагогический опыт»
Учитель русского языка и литературы МАОУ Новоселезневская СОШ, Левчук Елена Сергеевна
О своей любимой профессии, своем любимом деле, можно писать бесконечно. Но это одновременно и легко и трудно. Легко потому, что любимое дело позволяет реализовывать себя как профессионал и личность. Трудно потому, что почти невозможно выразить в нескольких строках весь спектр эмоций, которые испытывает профессионал при попытке «объять необъятное», сделать успешными не только себя, но и других, как это полагается в педагогике.
Часто бывает, что профессию человек выбирает спонтанно, и по окончании ВУЗа выпускники уже разочарованы своим выбором и точно знают, что не будут работать по специальности. У меня все было иначе. После первого курса педагогического института я оказалась в детском оздоровительном лагере и за два месяца работы вожатой точно и окончательно поняла, что педагогика – это мое призвание и моя профессиональная страсть, и вот уже десять лет школа – это мой второй дом. Начав свой профессиональный путь в качестве педагога, я работала учителем истории и обществознания, заведующей в детском саду. В настоящий момент я – учитель русского языка и литературы. Особенным и самым ценным в моей работе сейчас является то, что я чувствую себя причастной ко всем событиям, которые происходят в нашей школе. Но чем бы я ни занималась, главное для меня – это сотрудничество с ребенком, совместный путь рука об руку, помогающий преодолевать трудности и достигать успеха.
Как учитель русского языка, провожу анализ процесса преподавания русскому языку и литературе, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.
Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.
Достопримечательности казахстана – на английском языке Достопримечательности ...
... на территории Казахстана. 7. Карта Казахстана «Атамекен» , самые известные достопримечательности Республики Казахстан 8. Карагандинский экологический музей Располагающийся в Казахстане, Карагадинский экологический музей является единственным ... 120 мировых рекордов и проведено множество соревнований. Эссе на тему достопримечательности Казахстана С чего следует начать исследование Астаны? Конечно ...
Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.
В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:
- максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
- учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
- постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;
- проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;
- применение личносто-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.
Обучая на уроке своих учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов. Интересно проходят уроки, на которых ученики знакомятся с баснями И.А. Крылова. Они образны, эмоциональны, выразительны, доступны по форме и по содержанию.
За образами зверей ребята прекрасно видят человеческие пороки, недостатки, учатся самостоятельно анализировать поступки героев, негодуя, смеясь или восхищаясь. Так обучающиеся знакомятся с понятием аллегория, учатся искусству олицетворения и иносказания. На уроках дети не только учатся видеть мораль (мораль – основа всякой басни), но и играют, воплощая героев басен И.А. Крылова, причем задания, связанные с инсценировкой басен, даются по группам и включают в себя произведения, выходящие за рамки школьной программы. А затем я предлагаю творческое задание – попытаться самостоятельно написать басню, превратившись в баснописца. Ребята с интересом относятся к этой работе, им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение. Результаты этой работы многих радуют, ведь большинству учеников басня удаётся.
Разработать направления совершенствования развития морских путешествий в россии
... В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации учеников к изучению географии. Основная цель моей работы: совершенствование практических навыков и умений при работе ... в совместной работе, позднее школьники могут разрабатывать его самостоятельно. Приведем пример задания по климатической карте России. Рис.1. Климатическая карта России [12] При работе ... направления ... географических знаний. [ ...
Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников. Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение.
С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, причем, руководствуясь дифференциацией, предлагает разный уровень сложности для разных категорий учеников, использует в работе перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.
Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, свободные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.
В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных систем и технологий, их применения в конкретной ситуации. Современные информационные коммуникативные технологии обладают уникальными возможностями для развития творческих способностей обучающихся: используем ИКТ в подготовке мультимедийных презентаций, создание обучающих программ и т.д. С учётом особенности русского языка как предмета гуманитарной области в курсе школы целесообразно отбирать те педагогические технологии, которые учитывают специфику предмета. Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие творческой активности. На уроках обеспечиваю поле деятельности для творческого самопроявления всех обучающимся. Выстраиваю урок как единое целое с чёткими установками, направленными на развитие мыслительной и творческой активности обучающихся. Поэтому на уроках использую различные виды творческих работ: составление предложений по схемам; творческие диктанты, целью проведения которых является развитие речевых навыков обучающихся и обучения орфографии; творческие диктанты с изменением формы предложения или его части с перестановкой членов или частей предложения; сочинения-миниатюры, причём этот вид творческих работ всегда провожу дифференцированно с целью научить каждого. Считаю, что дифференцированным обучением является динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Не стоит забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен. Учение должно быть трудным, но посильным. Результаты своей работы вижу в том, что у многих обучающихся сформирован устойчивый интерес к предмету, творческие работы многих отличаются образностью и грамотностью.
Тизация и практическое закрепление теоретических знаний по общепрофессиональным ...
... общепрофессиональные) и управленческие группы учебных предметов. Общенаучные предметы дают основы знаний тех наук, на которые опираются специальные учебные предметы: в педагогических училищах и колледжах – это педагогика и ... знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, ...
Как учитель русского языка осуществляю организацию учебно-воспитательной деятельности обучающихся на уроке. Использую разнообразные приемы, методы и средства обучения с учетом специфики преподавания предмета. Новые технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, а тем более учитель, должен иметь знания, умения и навыки работы на компьютере. В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Персональный компьютер использую в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, для повторения и обобщения знаний. Обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания. Обобщать и делать выводы, фиксировать главное. Умение самостоятельно работать – один из главных видов деятельности на уроке . Планируя проведение урока, я стараюсь добиваться высокой эффективности, так как на занятиях обучающиеся должны получить глубокие знания, овладеть учебными навыками, умениями. Это уроки, на которых широко и разносторонне использую систему обратной связи, т.е. провожу устный и письменный опросы, опрос с элементами программирования, опрос с выборочным ответом или тест, которые позволяют оперативно выявить уровень знаний и умений обучающихся на определенном этапе, а в идеале – проверить знания и умения обучающихся всего класса. Наряду с применением тестовых технологий считаю, что необходимо, чтобы закрепление навыка правописания проводилось не только на уроке ознакомления с правилом, но и на последующих уроках, для того чтобы знания и приобретенные навыки закрепились в долговременной памяти учеников, были доведены до автоматизма.
«Организация производственного обучения в профессиональном ...
... прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, подготовку их к работе, как в процессе производственного обучения, так и теоретического. Анализ состояния производственного обучения и научно ...
Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников.
Программа по литературе под редакцией В. Коровиной предлагает возможность приобщиться к литературе как древнего времени, так и наших дней, дает русскую классику на фоне мировой классики, позволяет показать полную жанровую и тематическую картину литературного процесса, передать богатство чувств, мыслей и форм литературы нашего века, предоставляя учителю определенную свободу выбора. Стараясь вовлечь детей в процесс познания, уже первое серьезное путешествие в мир литературы делаю для обучающихся путешествием в мир собственного творчества. Это прежде всего путешествие в мир читателя, это – сотворчество читателя. Путь «от маленького писателя к большому читателю», который предлагала в свое время М.А. Рыбникова, не закрыт для современных школьников. Сотворчество читателя – главное направление в моей работе, оно помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения.
Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся на уроках, обеспечивают высокое качество знаний. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.
Использование системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны. Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Включаю сильных обучающихся в проектную деятельность, обучающимся с гуманитарным складом ума поручаю составлять рефераты, доклады и т.д. Стараюсь организовать самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей, применяя многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Применяя психологию дифференцированного обучения на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами, группами, коллективной), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого. Создаю на уроке условия для самовыражения каждого обучающего. Придаю большое значение поощрению, используя в своей практике различные виды поощрений: выставки, назначение консультантов, помощников учителя и т.д.
Методы профессионального обучения
... теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристику; - содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога; - методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирование новых знаний, умений, навыков; ...
Активно применяю технологии, которые интенсифицируют деятельность обучающихся, развивают их познавательный интерес: технологии развивающего обучения, проектную, игровую, тестирование, использую занимательный материал, задания повышенной сложности, таблицы, схемы, кластеры, мультимедиа – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие познавательного интереса.
Каждый учитель знает, что в классе есть ученики, которые так и рвутся задать на уроке вопросы, при подготовке домашних заданий ищут и читают дополнительную литературу, пользуются энциклопедическими словарями и справочниками, перерабатывают такое количество материала, которое более чем достаточно для высокой отметки. Но есть и другие школьники. Они никогда не поднимут руку, редко читают. Иными словами, у одних познавательные интересы хорошо развиты, а у других проявляются очень слабо. Поэтому при проведении уроков в 5-х классах, передо мной стоит задача: определить уровень познавательного интереса учащихся к моему предмету.
Используя методику «Выбери нужное лицо», разработанную психологами Р. Тэммл, М. Дорки, в 5 классе я выявляю отношение к моему предмету по рисункам: улыбающийся ребёнок – печальный. Узнаю, что около 30% учащихся хотят изучать русский язык, им нравится предмет, но не любят выполнять домашние задания. К литературе готовятся с большим интересом, примерно 70% детей тянут руки на уроке, готовы к пересказу текста, чтению наизусть стихов, с охотой делают рисунки, но им не нравятся письменные ответы на вопросы по изученным произведениям, сочинения.
Я считаю, что человек лишь тогда становится мастером, когда понимает, что до конца жизни остается начинающим. Постоянно повышаю профессиональную квалификацию.
В заключение хотелось бы вспомнить высказывание великого педагога К.Д.Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». Мой выбор удачен. Мой подход к профессии – это не формальное выполнение должностных функций, это – ежедневные поиск, творчество, сотрудничество. Поэтому могу с уверенностью утверждать – что я счастливый профессионал!
Развитие ловкости у обучающихся младших классов
... младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Предмет исследования: экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие ловкости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры. Цель ... столь же яркие качества слаженности, послушности и точности работы. Итак, реальные ощутительные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства. Опираясь на только ...