Задача № 1
Условие задачи
Выбрать хорошо известный объект (например, измерительный или бытовой прибор, транспортное средство).
При анализе определить применительно к выбранной системе следующее:
- систему в целом, полную систему и подсистемы;
- окружающую среду;
- цели и назначение системы и подсистемы;
- входы, ресурсы и (или) затраты;
- выходы, результаты и (или) прибыль;
- программы, подпрограммы и работы;
- исполнителей, лиц, принимающих решения и руководителей;
- варианты системы, при использовании которых могут быть достигнуты поставленные цели;
- критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижения целей;
- модели принятия решения, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выходы или осуществить выбор вариантов.
- тип системы;
- обладает ли система свойствами иерархической упорядоченности, централизации, инерционности, адаптивности, в чем они состоят;
- предположим, что фирма хочет повысить качество выпускаемой системы. Какие другие системы, кроме анализирующей, необходимо учитывать? Объяснить, почему на решение этой проблемы влияет то, как устанавливаются границы окружающей среды.
Решение
Для решения поставленной задачи в качестве объекта (анализируемой системы) я выбрала автомобили ГАЗ-3309 и ЗИЛ-5301ТО.
Цель анализа – выбор оптимального решения.
Система – это совокупность (множество) элементов, между которыми имеются связи (отношения, взаимодействия), то есть под системой понимается упорядоченная совокупность.
При этом можно выделить три основных признака системы:
- признак иерархичности (вложения): система – это совокупность элементов, которые сами могут рассматриваться как системы, а исходная система может рассматриваться как часть более общей системы, то есть система рассматривается как часть иерархии систем;
- признак функциональной целостности: для системы характерно наличие интегративных свойств, которые присущи системе, но не свойственные ни одному из её элементов в отдельности или их сумме (“целое больше суммы частей”);
- признак существенности: для системы характерно наличие существенных связей между элементами.
1. Система в целом, полная система и подсистемы
Развитие системы придорожного сервиса как элемента туристско-рекреационного ...
... литературе, периодической печати. 1. История развития и современные подходы к формированию придорожного сервиса 1.1 Придорожный сервис как интегрированная система в сфере услуг Современное общество переживает ... - будут задействованы при выполнении работ и услуг непроизводственного характера. Рассматривая услуги как важнейший элемент сервисного общества, удовлетворяющий потребности, обратимся к ...
Система в целом — комплекс, включающий в себя рассматриваемый объект и учитывающий его взаимосвязь с элементами внешней среды (внешними системами, непосредственно оказывающими влияние на функционирование объекта), а также взаимосвязь его подсистем.
- Уровень 1. Система в целом
- Уровень 2. Полная система: автомобиль
- Уровень 3. Подсистемы
- Внешний первый уровень включает те внешние системы, которые учитываются при решении задачи (для достижения цели анализа).
Внешние системы определяют условия и ограничения на достижение цели. В данном случае в него входят:
- S1-система исполнителя ( водитель);
- S2-система объектов перевозки (грузы);
- S3-система питания (автозаправочные станции);
- S4-система обеспечения и обслуживания (станции технического обслуживания);
- S5-система дорог.
- PS1- система загрузки (кузов);
- PS2- приводная система (двигатель и трансмиссия);
- PS3- система управления (рулевое управление и тормоз);
- PS4- исполнительная система (ходовая часть).
- S6-природная среда;
- S7-система обучения водителей;
- S8-экономическая система (заводы изготовители, торгующие организации);
- S9-технологическая система и т.п.
- тип длинномерные и объёмные грузы;
- масса груза 4,5 т;
- расстояние 60 км;
- время доставки 60 мин;
- по дорогам всех технических категорий, в том числе по грунтовым дорогам;
- сохранность груза (потери не более 0,1 %).
- перевозка длинномерных и объёмных грузов;
- в кол-ве 4,5 т;
- время перевозки 60 мин.
- ЛПР – прораб;
- Руководитель — начальник проекта для которого производятся перевозки.
- Табл.
- Применим аддитивную свертку, определив значение критерия для каждого варианта.
- К(В1) = 4,6 К(В2) = 4,2
- система потребителя, определяющая требования к качеству продукции и ее потребительским свойствам;
- система маркетинга, непосредственно связанная с системой потребителя;
- производственная система;
- экономическая система, определяющая финансовые условия деятельности фирмы;
- система обслуживания;
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
S5 |
PS1 |
PS2 |
PS3 |
PS4 |
На втором уровне объект анализа рассматривается как совокупность функциональных подсистем, предназначенная для достижения определенной цели (целей), задаваемых внешними системами.
На третьем уровне выделяются подсистемы объекта, необходимые для его функционирования с учетом условий и ограничений со стороны внешних систем. В данном случае уровень включает:
2. Окружающая среда
Окружающая среда включает наряду с перечисленными выше внешними системами S1…..S5 также ряд других систем, которые могут в первом приближении не учитываться при решении нашей задачи.
Например:
3. Цели и назначение системы и подсистем
Назначение автомобиля доставка различных длинномерных и объёмных грузов.
Показатели подсистемы:
4. Входы, ресурсы и затраты
Входом является груз массой 4,5 т доставленный к месту назначения в течении 60 мин. при расходе топлива 15 литров на расстояние 100 км.
К результатам относится количество перевезенного груза в течение контрольного времени 120 мин.
Затраты определяются как расход топлива в натуральных единицах (л) при выполнении определенного объема работ, в частности к единице пробега л/км.
5. Выходы, результаты и прибыль
Выходом является груз, доставленный к месту назначения. К результатам относится перевезенный груз, а также экономия топлива, времени и уменьшение потерь груза в процессе перевозки. Возможная экономия, связанная с применением данного автомобиля вместо иного автомобиля (или нескольких).
6. Программы, подпрограммы и работы
Для технической системы выделяется уровень работ:
7. Исполнители, ЛПР и руководители
Исполнитель — водитель;
8. Варианты системы
Для приведенного примера вариантами системы является автомобили ГАЗ-3309 и ЗИЛ-5301ТО, пригодный для достижения цели.
9. Критерии для оценки достижения цели
Критерии (меры эффективности) показывают, в какой степени достигаются цели системы, и дают представление о количественной величине проявления признаков системы.
— ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т. предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием. Характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями. ГАЗ-3309 имеет рамную конструкцию с цельнометаллической 2-местной 2-дверной кабиной и металлической платформой, имеющей три откидных борта для облегчения и ускорения погрузки и разгрузки, может комплектоваться тентом. Скорость при максимальной нагрузке 95 (км/ч).
Расход топлива при скорости 40 км/ч 14 литров на 100 км, при скорости 60 км/ч 19 литров на 100 км. Комплектуется дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 мощностью 117 л.с./кВт Кабина автомобиля оборудована системами отопления и вентиляции, обеспечивающими высокий комфорт водителю в различных климатических зонах. Сиденья для пассажиров и водителя — раздельные, оборудованы ремнями безопасности.
— ЗИЛ-5301ТО предназначен для перевозки различных видов грузов по дорогам с твердым покрытием. Кабина семиместная, двухрядная. Оперение с коротким капотом, открывающимся назад. Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания с регулируемой жесткостью, а также регулировку положения в продольном направлении с регулировкой наклона спинки и подушки. Пассажирские сиденья нерегулируемые. Стеклоочиститель трехщеточный с электрическим приводом. Омыватель ветрового стекла — насос с электроприводом. Отопитель соединен с системой охлаждения двигателя. Платформа состоит из основания с деревянным полом, шести металлических бортов (боковые борта двухсекционные) и каркаса с тентом. Масса перевозимого груза 2,3 т. Масса снаряженного автомобиля с тентом 4,49 т. Комплектуется дизельным двигателем ММЗ Д-245.12С мощностью 108 л.с./кВт. Расход топлива при скорости 60 км/ч 12 литров на 100 км. Скорость при максимальной нагрузке 95 (км/ч).
№ 1. Критерии для оценки достижения цели
Технические характеристики |
Модели грузовиков |
Примечание |
|
ГАЗ-3309 (В1) |
ЗИЛ-5301ТО (В2) |
||
Грузоподъемность (т) (К1) |
4,5 |
2,3 |
|
Скорость при максимальной нагрузке (км/ч) (К2) |
95 |
95 |
|
Расход топлива 60 км/ч (л/100км) (К3) |
19 |
12 |
|
Наличие дополнительных приспособлений, применяемых для сохранности груза (К4) |
есть |
есть |
тент |
Проходимость (бал.) (К5) |
5 |
4 |
10. Модели принятия решений
В нашем примере применим модель выбора, позволяющую выбрать наилучший вариант системы для достижения цели, из некоторого исходного множества вариантов.
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
|
В1 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
В2 |
2 |
5 |
5 |
5 |
4 |
По результатам расчетов получаем К(В1) > К(В2), поэтому для достижения поставленной цели наилучшим будет автомобиль ГАЗ-3309.
11. Тип системы
Автомобиль – это техническая, относительно закрытая, статическая система. По преобразовательным возможностям относится к первому типу (отсутствует преобразование входного элемента).
12. Свойства системы
Автомобиль обладает свойствами иерархической упорядоченности, так как может быть разложен на подсистемы; автомобиль обладает свойством централизации, так как центром является двигатель; свойством инерционности, так как имеет конечное время разгона и торможения: автомобиль является адаптивной системой, так как сохраняет свою функцию при возмущающих воздействиях среды, например, при изменении квалификации водителя, качества топлива, качества ухода и обслуживания, качества дороги, изменения погодных условий и т.п.
13. Принятие решения
Для принятия решения о повышении качества выпускаемой системы производителю необходимо учитывать требования внешних систем: