Технологические процессы при обслуживании пассажиров в аэровокзале

Курсовая работа

аэровокзал пассажир услуга

Наземное обслуживание в аэропортах — одна из немногих разновидностей деятельности в воздушном транспорте, в которой совместно участвуют службы аэропорта, подразделения авиакомпаний, независимые подрядчики. От того, как организовано наземное обслуживание, зависит не только безопасность полетов, регулярность отправлений воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажи">воздушных судов, но и зачастую пропускная способность аэропортов.

Целью данной работы является изучение технологии обслуживания пассажиров в аэропортах.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие и назначение аэровокзальных комплексов.

Рассмотреть правила предоставления в аэропорту платных и бесплатных услуг.

Рассмотреть организацию обслуживания пассажиров перед вылетом.

Рассмотреть технологию проведения досмотра пассажиров.

Термины и определения:

Терминал — часть аэропорта, предназначенная для посадки/высадки пассажиров, погрузки/выгрузки грузов.

Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.[2] (статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Аэродром — земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание самолётов, вертолётов и планёров.

Аэровокзал — здание для обслуживания пассажиров воздушного транспорта и операций с багажом.

Чартерный рейс — это рейсы, которые происходят по заказу туроператора на основе чартерного договора между ним и авиакомпанией.

Транзитный пассажир — пассажир, который в соответствии с договором международной воздушной перевозки перевозится далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт.

Трансферный пассажир — пассажир, который в соответствии с договором международной воздушной перевозки доставляется в пункт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика.

40 стр., 19509 слов

Обслуживание пассажиров аэропорта

... технология интернет-регистрации, благодаря которой каждому пассажиру предоставлена возможность самостоятельно зарегистрироваться на свой рейс. ... на практике осуществить расчеты оптимального количества оборудования для обслуживания пассажиров, ... перрон для воздушных судов авиа- ... рейсов нового пассажирского терминала «А» аэропорта Внуково. Общая пропускная способность аэровокзалов Внуково — 6800 пассажиров ...

Назначение, функции и классификация аэровокзальных комплексов. Пропускная способность

Аэровокзалы относятся к транспортному типу общественных зданий и сооружений. Аэровокзальный комплекс является частью аэропорта, его основным связующим звеном между наземными видами транспорта и воздушными судами. Он предназначен для комплексного обслуживания пассажиров воздушного транспорта до и после полета, а также провожающих и встречающих.Аэровокзальный комплекс включает: аэровокзал, привокзальную площадь, перрон и другие сооружения. Состав аэровокзального комплекса, его пропускная способность во многом зависят от класса, величины аэропорта и его назначения, годовых объемов перевозок.

Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок, т.е. суммарным количеством вылетающих, транзитных, трансферных и прилетевших пассажиров, а также классом аэродрома, характеризующим возможность безопасного приема и выпуска воздушных судов определенного типа.

Таблица 1

Классы аэропортов

Пропускная способность

аэровокзальных комплексов, аэровокзалов (пасс/час.)

Годовой объем перевозок (млн. пасс.)

1

2000 — 3000

7 — 10

2

1500 — 2000

4 — 7

3

1000 — 1500

2 — 4

4

400 — 1000

0,5 — 2

5

100 — 400

0,1 — 0,5

Неклассифицированные аэропорты

35 — 100

0,025 — 0,1

Основным производственно-технологическим показателем аэровокзального комплекса является его пропускная способность, определяемая количеством пассажиров, которое аэровокзальный комплекс может обслужить в течение определенного периода времени: часа, месяца, года. Пропускная способность аэровокзального комплекса, как правило, принимается на расчетный час «пик». В зависимости от пропускной способности они подразделяются на группы[4]:

Таблица 2

Группа

Пропускная способность (пас/час)

Малые

До 400

Средние

От 400 до 1500

Большие

От 1500 до2000

Крупные

Свыше 2000

При недостаточной пропускной способности аэропорта возникают задержки в обслуживании самолетов.

По назначению аэровокзальные комплексы подразделяются в зависимости от типа обслуживаемых авиалиний: внутренних и международных.

Пассажирский аэровокзал выполняет три основных функции:

пересадку пассажиров с одного вида транспорта на другой.

обслуживание пассажиров и обработка багажа.

предоставляет помещения для ожидания пассажирам.

Задачи, решаемые в аэровокзальном комплексе:

непосредственное обслуживание пассажиров.

обслуживание пассажиров, осуществляемое авиакомпаниями.

правительственные мероприятия (таможенный досмотр, иммиграционная служба, медицинская служба, сельскохозяйственная инспекция).

функции авиакомпаний.

В зданиях аэровокзалов работники авиакомпаний осуществляют регистрацию авиабилетов, прием и выдачу багажа, обслуживают пассажиров в залах ожидания и контролируют их перемещение. Авиакомпании отвечают также за техническое соответствие своих самолетов нормам безопасности, соблюдение норм технического обслуживания и эксплуатации самолетов, оплату расходов, квалификацию инженерного персонала и экипажей самолетов и взаимодействие с диспетчерскими службами страны.[5]

Аэропорты являются жизненно важными центрами, в которых сосредоточены различные службы (представительства авиакомпании; служба безопасности, службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля; различные организации и предприятия, направленные на отдых, развлечения пассажиров; служба организации пассажирских перевозок).

Поэтому в них предусмотрена система обеспечения безопасности и охраны авиапассажиров. Руководство аэропорта несет ответственность за территорию и помещения аэропорта.

Платные и бесплатные услуги, предоставляемые пассажирам в аэропорту

В аэропортах пассажирам предоставляется комплекс необходимых услуг. В аэровокзалах, в зависимости от класса аэропорта, оборудуются: залы регистрации, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, торговые киоски.

В аэропортах, расположенных на значительном удалении от населенных пунктов, организуются гостиницы и другие помещения для отдыха транзитных пассажиров. В городах, на курортах и в крупных населенных пунктах организуются агентства и кассы для продажи билетов. В отдельных городах для обслуживания пассажиров организуются городские аэровокзалы.[6]

Перевозчик предоставляет бесплатно пассажирам следующие услуги: доставка багаж из аэровокзала до воздушного судна и обратно, а также производит погрузку (выгрузку) багажа в воздушное судно; предоставляет комнаты отдыха, а также места в гостинице при перерыве в перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна в пути; принимает на хранение вещи при вынужденной задержке воздушных судов; предоставляет во время полета питание по нормам и в порядке, установленным МГА; информирует о движении воздушных судов, стоимости перевозки, других условиях пользования воздушным транспортом, а также о движении средств наземного транспорта между городом и аэропортом.

Перевозчик не выдает устных и письменных справок отдельным гражданам о вылете и прилете пассажиров, о проданных им билетах, а также письменных справок о наличии мест. Справки выдаются только по официальным запросам предприятий, учреждений, организаций, если запрос связан с несчастным случаем, задержкой вылета, и по другим причинам, признанным перевозчиком уважительными.

Системы обслуживания пассажиров и обработки багажа

Централизованная порейсовая система: регистрация пассажиров производится в центральном зале, где каждая стойка закреплена за отдельным рейсом.

Централизованная свободная система: регистрация пассажиров производится в центральном зале у любой стойки. При такой системе обслуживания необходима сложная и дорогостоящая система сортировки багажа.

Децентрализованная система: пассажир ориентируется по табло в центральном зале, затем направляется к одному из децентрализованных залов обслуживания.

Комбинированная разъединенная система: процесс регистрации разъединен между двумя, иногда более пунктами внутри аэровокзала.

Все перечисленные системы можно объединить в три основные: централизованная, децентрализованная и комбинированная.

Организация обслуживания пассажиров перед вылетом

При оформлении на рейс пассажир должен иметь при себе следующие документы: билет, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а так же документы, удостоверяющие особые условия перевозки (медицинское заключение, ветеринарный сертификат, доверенность на ребенка, документы, дающие право на ношение оружия и т.д.).

Регистрация билетов и оформление багажа начинается за 1 час 30 минут или за 1 час до времени вылета рейса. Заканчивается регистрация за 40 минут до времени вылета, указанного в вашем билете. Время в билете указывается местное.

Пассажиры, опоздавшие на регистрацию или посадку в самолет, к полету не допускаются.

Перевозчик имеет право отказать в перевозке:

Если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров.

В целях предотвращения нарушений соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

В связи с отказом пассажира выполнять требования правил, инструкций и указаний перевозчика.

В связи с болезнью пассажира, если его состояние здоровья создает опасность для самого больного или окружающих.

Когда пассажир имеет неправильно оформленные документы.

При отказе пассажира от досмотра.

Лицам, создающим опасность, или если они могут причинить вред другим лицам или их собственности.

Пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Пассажиру, действия которого нарушают установленные правила пользования воздушным транспортом.

Протяженность пути пассажиров по открытому перрону в любом направлении не должна превышать 50 метров (от зоны ожидания вылета в аэровокзале до автобуса, от автобуса до самолета).

Время фактической регистрации пассажира не должно превышать 2 минут. Время окончания регистрации для передачи сведений о пассажирах и багаже диспетчеру службы организации перевозок заканчивается не позднее, чем за 40 минут до времени вылета на широкофюзеляжных самолетах и за 30 минут на узкофюзеляжных.

Время закрытия стойки регистрации — за 20 минут до расчетного времени вылета рейса. Во время регистрации должны быть учтены и подтверждены все специальные запросы, сделанные пассажиром при бронировании.

Технология проведения досмотра пассажиров

Досмотр пассажиров; членов экипажей гражданских воздушных судов;обслуживающего;персонала ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.[7]

Основной задачей досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов.

Досмотр производится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами авиапредприятий, авиакомпаний независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях.В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне.

При досмотре применяются технические средства досмотра.Досмотр пассажиров с использованием технических средств производится в следующем порядке:

Пассажиру предлагается выложить имеющиеся у него в одежде металлические предметы и пройти через рамку стационарного металлоискателя.

При срабатывании сигнализации о наличии в его одежде металлических предметов с помощью ручного металлоискателя уточняются места расположения этих предметов. После извлечения и проверки этих предметов проводится контрольный проход пассажира через рамку стационарного металлоискателя.

Личный досмотр пассажиров производится в обязательном порядке в случаях:

поступления сообщения о готовящемся захвате (угоне) воздушного судна.

поступления сообщения о наличии у пассажира взрывчатых и иных опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке.

выявления путем личного наблюдения специалистами службы авиационной безопасности признаков подозрительного поведения и действий пассажира.

Личный досмотр производится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром. При необходимости для личного досмотра могут привлекаться сотрудники милиции. Запрещается производить в одном помещении личный досмотр нескольких пассажиров одновременно. Изъятие в случае обнаружения у пассажира или в его ручной клади опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, производится с составлением соответствующего акта (приложение 6).

В зависимости от степени опасности изъятых оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов принимается решение о допуске пассажира к полету, наложении на него административного взыскания — штрафа или передаче его в органы внутренних дел (приложение 7).

В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира с соблюдением требований.

Проверку наличия отметок на авиабилетах о прохождении досмотра пассажирами (в том числе и транзитными) у трапа воздушного судна производят дежурные по посадке.

Обслуживание прилетевших пассажиров

Встречу пассажиров осуществляют сотрудники службы организации перевозок и пограничной службы, которые информируют пассажиров о прохождении специальных процедур. По прибытии воздушного судна сотрудники пограничных и таможенных органов получают от членов экипажа необходимые документы, а также информацию о санитарно — эпидемиологической ситуации на борту воздушного судна. Сотрудник службы организации перевозок с разрешения и под контролем сотрудников пограничной службы осуществляет доставку пассажиров в здание аэропорта.После доставки в здание аэропорта, пассажиры следуют в зал пограничного контроля (или транзитную зону).

После прохождения пограничного контроля пассажиры следуют в зону выдачи багажа, получают багаж и проходят в зону таможенного контроля. В зоне таможенного контроля пассажиры проходят таможенное оформление и контроль в порядке, установленном таможенным законодательством РФ.

При осуществлении таможенного контроля сотрудники таможенной службы:

информируют пассажиров о необходимости предъявить таможенные декларации, паспорта и иные документы, и направляют их для прохождения таможенного оформления и контроля.

консультируют граждан о действующих таможенных правилах, поддерживают порядок в зоне таможенного контроля.

проверяют правильность заполнения пассажирской таможенной декларации.

осуществляют досмотр ручной клади и багажа пассажиров.

При необходимости сотрудники таможенной службы производят досмотр ручной клади и багажа, сверяют наличие валюты и других предметов или ценностей, заявленных в пассажирской декларации, в случае их соответствия, заверяют таможенную декларацию личной номерной печатью.[8]

Обслуживание транзитных и трансфертных пассажиров

При получении информации о следовании транзитного рейса смены таможенных, пограничных органов и служб аэропорта назначаются для встречи самолета, прибывающего транзитным рейсом.

Экипаж воздушного судна с борта самолета сообщает о количестве пассажиров и членов экипажа, наличии багажа и груза диспетчерской службе аэропорта, а диспетчерская служба передает данные пограничной, таможенной службе и службам аэропорта. Получив информацию о посадке воздушного судна и номере его стоянки, сотрудники аэропорта, таможенных и пограничных органов направляются к самолету к моменту заруливания его на стоянку. Сотрудники пограничной службы дают разрешение на выход пассажиров из самолета. Для поддержания пограничного режима до вылета самолета, сотрудники пограничных органов, производящие оформление транзитного международного рейса, остаются на борту воздушного судна (кроме иностранных воздушных судов).

После высадки из воздушного судна пассажиры, в сопровождении сотрудников службы организации перевозок аэропорта и под контролем пограничных органов, препровождаются в транзитный зал для обеспечения пограничного режима. Нахождение в транзитном зале или попытки проникновения в транзитную зону посторонних лиц категорически запрещается. После получения информации об окончании регистрации вылетающих пассажиров и готовности воздушного судна и экипажа к приему пассажиров, сотрудники пограничных органов контролируют посадку транзитных (трансферных) пассажиров в воздушное судно.

Заключение

В работе решены следующие задачи: рассмотрены правила предоставления в аэропорту платных и бесплатных услуг; рассмотрена организация обслуживания пассажиров перед вылетом; рассмотрена технология проведения досмотра пассажиров.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/aerovokzalnyiy-kompleks-aeroporta-osnovnyie-kontseptsii-passajirskih/

Воздушный Кодекс Российской Федерации

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 23 июня 2003 г № 150 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа и почты».

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98 (Д) «Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил «сертификация аэропортов. Процедуры».

Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 102 «Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов».

Правила международных перевозок пассажиров, багажа и грузов № 1, утвержденные Министром гражданской авиации от 3 января 1986 года