Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе

Курсовая работа

В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация — это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих

Основная задача — создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Культурно-досуговые мероприятия. Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является: комплексный подход к организации мероприятий, свобода выбора этих мероприятий, театрализация: использование разнообразных приемов (образность, символичность, метафоричность, стилизация) и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием, персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

  • карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),
  • раут (собрание людей, не предполагающее танцы);
  • банкет (массовое собрание людей, в основе которого — обильное угощение);
  • мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);
  • раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);
  • церемония
  • шоу-представление, массовое зрелище.

Стать аниматором непросто. Аниматор должен изначально владеть определенными навыками работы и умениями, а также должен быть психологически готов к этой работе. Всему этому учат новичков — от преодоления языкового барьера до искусства перевоплощения в свой персонаж. Кроме того, проводятся специальные семинары и практические занятия по танцам, разработке программы на сезон, проведению спортивных игр и соревнований. [33]

Деятельность аниматора направлена на развитие творчества туристов, обогащение содержания анимационной деятельности, поиск новых форм работы с учетом современных запросов, использование материальных и выразительных средств полном объеме. И если вооружить работников сферы туризма интересными и увлекательными программами, учитывающими возрастные и психологические особенности, местные традиции и традиции других стран, то это позволит сделать туризм массовым, способным вовлечь в свою сферу все социальные слои населении, в том числе молодежь.

6 стр., 2702 слов

Музейные культурно-досуговые программы

... развлекательно-познавательного досуга. Поиск возможных путей развития культурно-досуговой деятельности в музеях и определил выбор темы моей курсовой работы : «Музейные культурно-досуговые программы». В качестве объекта исследования выступает культурно - досуговая деятельность музея. Предметом исследования ...

Организация массового анимационного мероприятия начинается с определения цели, темы, места и времени его проведения, количества и возраста приглашенных. Подбираются ведущий, исполнители, соответствующий инвентарь, музыкальное сопровождение, декорации, костюмы и др. Составляется бюджет мероприятия.

Для проведения культурно-развлекательных мероприятий используют зрительные залы многоцелевого назначения, которые быстро и легко трансформируются. Возможный план зала: сцена, танцевальный партер, зона отдыха, места для зрителей. Для светового и звукового решения программ используется различное оборудование.

Если в составе гостиницы работает крупный культурно-развлекательный комплекс, он расположен в отдельно стоящем здании. Руководитель культурно-развлекательного комплекса отвечает не только за предоставление услуг по организации отдыха, но и за проведение мероприятий делового характера.

В состав помещений комплекса могут входить киноконцертные залы, бильярдные, залы игровых автоматов, казино, ночные клубы, библиотеки, интернет-кафе, художественные и музыкальные салоны, предприятия общественного питания.

Иногда в туристских путешествиях нет возможности провести анимационное мероприятие на больших площадках с использованием дополнительных средств. В таких случаях готовят анимационные программы, направленные на раскрытие личности человека, раскрепощение его духовного потенциала, инициирование его духовной энергии.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

  • жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).

    При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;

  • названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;
  • сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение.

Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка;

  • сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью — проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;
  • режиссерским планом — перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.[34]

Праздничные мероприятия как анимационные объекты. Организация праздников — это один из важных моментов в построении анимационных программ, и здесь главное — не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы. Менеджеры анимации строят развлекательные программы на основе традиций той или иной страны, ставят перед собою в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей с обычаями, нравами, жизнью народов ее населяющих. В отелях праздникам посвящают вечерние программы, в ресторанах в этот день в меню включают особый праздничный сладкий десерт; на протяжении всего дня детям раздают шарики и конфеты, а ночью зажигают салют.

13 стр., 6393 слов

Гостиничные анимационные услуги и программы

... анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Обычно такие программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (хобби). К таким анимационным программам относятся: культурно ...

При разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости.

4. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.[29,C.65]

Организация призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений. Как правило, таких структурных подразделений несколько. У каждого организатора свое поле деятельности:

* Организатор спортивно- оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники;

* Организатор развлекательных программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;

* Организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;

* Организатор туристско- экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и пр.;

* Менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов. Нередко в обязанности менеджера на отечественных российских предприятиях входит также решение коммерческих вопросов, вопросов организации рекламной кампании и многих других, что, конечно, отражается на качестве работы.

К сожалению, немногие туристские учреждения могут позволить себе создание полноценной анимационной службы. В большинстве из них один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и поют, и танцуют, и спортивные соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио .

1.3 Тенденции развития и способы совершенствования анимационного менеджмента в России

В международном туризме с его процессами интеграции в гостиничном и ресторанном сервисе, с процессами глобализации, приводящими к некоторому обезличиванию предприятий индустрии туризма и гостеприимства, именно наличие и уровень анимации оказываются решающими аргументами в конкурентной борьбе предприятий с примерно одинаковым уровнем оснащенности и сервиса.[32, С. 11]

Для въездного российского туризма и сферы гостеприимства именно оригинальный, основанный на полиэтнической специфике, анимационный сервис позволяет скрасить не всегда высокий уровень гостиничного, ресторанного и транспортного сервиса, дает шансы туризму в российских регионах стать достаточно привлекательным для иностранных туристов и отечественных туристов из других регионов. Не менее важен качественный анимационный сервис и для современных учреждений рекреации, где до сих пор досуговая составляющая сводится к очень ограниченному набору разрозненных дополнительных услуг и не имеет ничего общего с анимацией в ее современном понимании. И если одна из особенностей Западной Европы -многофункциональность специалистов, то российская высшая школа, как правило, ориентирована на узкоспециализированные кадры.

16 стр., 7789 слов

Особенности анимационной работы с детьми и подростками в туристических ...

... службы детской и подростковой анимации; изучить технологии отдыха и развлечений в туристическом комплексе для детей и подростков; охарактеризовать этапы организации и проведения анимационной работы с ... людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации; творческая анимация - удовлетворяет потребность ...

Качество предоставляемых услуг является сегодня наиболее важным фактором конкурентоспособности предприятий сферы сервиса и туризма. Под качеством услуг в указанной сфере понимается совокупность характерных особенностей, отвечающих требованиям клиента и вызывающих у него удовлетворение.

Проблема развития социокультурных процессов и повышения качества туристского сервиса напрямую связана с оптимизацией профессиональной подготовки специалистов в соответствии с целями и задачами, стоящими перед предприятиями отрасли, и, как следствие, с диверсификацией туристского образования, расширением спектра альтернативных программ и систем обучения. Особое значение в нашем регионе это приобретает в период предолимпийской подготовки.[28, С.34]

Учитывая многонациональность населения юга России (мы имеем в виду системные образования — этносы (народы) и этнические группы), специалист по анимационному сервису, работающий в сфере социально-культурного сервиса и туризма, должен быть прекрасно подготовлен в области истории и культуры, причем как культуры мировой, общенациональной, так и культуры народной, бытовой. Кроме того, будущий аниматор должен владеть и основами профессиональной культуры, т.е. определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Кубань исторически является зоной активных этнических традиций, которые представляют собой сложный, многогранный социально-культурный феномен. Утверждая вечные ценности традиционной культуры, нет необходимости говорить о том, что многие этнические традиции в современных условиях сохранились по-разному. Неодинакова сегодня и картина бытования традиционной культуры у различных этносов и этнических групп Кубани (на территории Краснодарского края насчитывается более 20 системных этнических образований).

Подчиняясь в принципе единым законам развития, каждая культура уникальна и проходит свой неповторимый путь, обусловленный своеобразием природной и историко-культурной обстановки. Научные разработки проблемы приобщения обучающихся к народной культуре, национальным традициям и обычаям, которые развиваются в процессе взаимопроникновения, взаимообогащения и взаимовлияния, требуют внимательного и глубокого изучения.

2.Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере

Конституция РФ [1] гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

3 стр., 1208 слов

Территориальные особенности управления развитием этнического ...

... этнического туризма необходимо провести анализ развития туризма в целом. Для этих целей построена периодизация развития туризма в Республике Бурятия, позволившая выявить относительно запоздалый характер становления туризма и предпосылки для развития этнического туризма. Выбор территории для развития этнического ...

При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.