Дворцово — усадебные ансамбли как обьект историко — архитектурных экскурсионных маршрутов

Курсовая работа

Темой данной курсовой работы является изучение дворцово-усадебных ансамблей как объектов историко-архитектурных экскурсионных маршрутов. Объектами исследования выступают сами усадьбы и дворцово-усадебные комплексы. Предметом исследования является экскурсионный потенциал историко-культурного наследия старинных усадеб.

Искусствовед-историк, доктор биологических наук А.Т.Федорук, который с 1967 года занимается изучением истории, архитектуры, культуры старинных усадеб, отметил, что альтернативы у старины нет и в этом ее особенность. Старинные усадьбы и даже места расположения утраченных дворцово-усадебных комплексов должны быть сохранены, так как историческое наследие нам нельзя терять [1]. По его словам, за каждым творением, если даже оно оказалось в руинах, стоят философия, поэзия, живопись, архитектура, быт и нравы той или иной эпохи.

Исходя из вышеупомянутого, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Дворцово-усадебные ансамбли были достойным украшением белорусской земли. Здесь развивались ремесла, торговля, создавались материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание, потому как хозяевами усадеб были высококультурные люди, которые получали прекрасное образование в университетах за границей, а потом возвращались на родину, историю и самобытную культуру которой очень ценили, и вносили свой огромнейший вклад в ее развитие. Сегодня, многие усадьбы, вызывавшие восхищение у современников еще в конце двух прошлых веков, вызывают чувство печали своим запустением сегодня. Урон, нанесенный усадьбам революцией, войнами, коллективизацией, бездарной хозяйственной деятельностью, превратил их в руины и свалки мусора, непривлекательные для местных и иностранных туристов. А ведь Беларусь – это страна, для которой агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных направлений, в развитии которого немалую роль могут сыграть старинные усадьбы с выраженными стилевыми особенностями, связанные с известными шляхетскими родами, знаменитыми личностями.

Целями данной курсовой работы являются:

Задачи исследования:

При написании представленной работы были использованы книги по архитектуре Беларуси в разные стилевые эпохи таких широко известных в данной области авторов, как А.Т. Федорука, В.А. Чантурии, А.И. Локотко и других авторов, а также интернет-источники, посвященные теме архитектуры Беларуси, и, в частности, старинным усадьбам Минщины.

23 стр., 11023 слов

Дворцово-парковые комплексы Беларуси как перспективные объекты ...

... использования; Описать и проиллюстрировать наиболее интересные с туристической точки зрения дворцово-парковые комплексы. Данная курсовая работа состоит из трех частей. В первой части кратко рассматривается история возникновения усадеб ... сохран­ности, благоустройство памятников и историко-градостроительных запов едников, их доступность для туризма благоприятствуют об­щению данной страны с иными ...

В данной курсовой работе рассматриваются не самые часто посещаемые экскурсантами и туристами усадьбы, объединенные единым экскурсионным маршрутом, не существовавшим ранее. Поэтому можно сказать, что экскурсия, разработанная при написании данной курсовой работы, обладает новизной и перспективностью использования мало известных, но привлекательных своей историей, архитектурой и легендарными владельцами, дворцово-усадебных ансамблей.

Глава 1 Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях

1.1 Дворцово-усадебный ансамбль

В культурно-историческом наследии Беларуси особое место занимают старинные усадьбы – сложные комплексы соподчиненных архитектурных природных элементов. Они включают жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы, а также малые архитектурные формы, каплицы, объединенные логикой планировочного построения и созданные в соответствии со стилевыми требованиями определенной эпохи. Усадьбы формировались в русле развития европейской культуры с учетом исторических, экономических и природных условий, местных традиций. Немалое значение имели также образ жизни и эстетические вкусы их владельцев [2, с. 7].

Даже небольшая, самая простенькая усадьба, в соответствии со стилем имела подъездную аллею, круг перед домом. Принадлежностью каждой усадьбы был плодовый сад или парк, обычно окружавшие усадебный дом или примыкавшие к нему, хозяйственные постройки. Сад со всем разнообразием растений и животных мыслился как подобие Вселенной, как особый микромир, рай, Эдем. И, в основном имелся хоть небольшой пруд. А далее, в зависимости от личных пристрастий – кто-то специально строил театральную сцену, а кто-то конный завод, оранжерею, библиотеку.

Планировке усадеб были присущи чаще всего принципы центричности и симметрии: в центре – усадебный дом (дворец), перед парадным крыльцом – курдонер 1 , далее – въездная аллея, с обеих сторон которой боскеты2 , сад и парк. Парадная (парковая) территория отделялась от хозяйственной ограждением (живой изгородью).

Несимметричные композиции обуславливались особенностями ландшафта [3, с. 16].

Обязательной принадлежностью усадебных домов и дворцов была галерея фамильных портретов, выражающая глубокое уважение к предкам. В традициях рода складывался особый материальный и духовный усадебный мир. Каждая усадьба чем-то славилась. Так, одним из лучших в Российской империи считался дукорский конный завод.

История возникновения усадеб уходит в глубокую старину. По данным археологических раскопок, они как частновладельческие замки известны на территории Беларуси с XI – XII вв. На Минщине старинные усадьбы были известны с ХV века [1]. Это Городилово, Вязынь.

Интеграция Беларуси в процессы общеевропейского культурно-просветительного развития повлияла на характер и облик помещичьих усадеб и магнатских резиденций.

Следует отметить, что ни одна из европейских стилевых волн не обошла нашей восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов, с преобладанием замковой суровости над светской изящностью, до хорошо отстроенных ренессансных комплексов, когда аскетизм и фортификационные формы уступают место благородным формам античного происхождения, и далее к художественным ансамблям барокко. В это время (начало XVIII в.) сложился определенный и достаточно устойчивый тип планировки усадебного дворца: парадное крыльцо с портиком 3 на столбах, вестибюль – аванзал4 , который переходит в парадный бальный зал, анфилады5 комнат по бокам (гостевые, каминные, столовая, библиотека, портретные залы, музыкальные комнаты и т.д.).

18 стр., 8619 слов

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных ...

... и продвижении на рынок туристических услуг. Темой данной курсовой работы является «Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах». Объектами исследования выступают дворцово-усадебные комплексы. Предметом исследования является экскурсионный потенциал историко-культурного наследия старинных усадеб. ...

Через боковые галереи дворец соединялся с флигелями. Развивается ярусное строение дворцов. В цокольных этажах располагаются кладовки, кухни, топки. На втором или мансардном этажах – гостевые, кабинеты, столовые, залы, спальни. Увеличились размеры окон и их количество. Светское, гуманистическое мировоззрение барокко способствовало увеличению разнообразия пластики (пилястры6 , фасадная скульптура).

Облик и убранство дворца приобрели праздничность и элегантность. Вестибюли и парадные залы образуют колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, ризолитовые и мозаичные полы, сводчатые потолки с верхним светом, стены, украшенные скульптурами и картинами, мебель, драпированная тонким бархатом с позолотой, зеркала, подсвечники, ковры. Между вестибюлем, залом и гостевыми оборудуются уютные кулуарные комнаты и холлы, которые усиливают эмоциональное восприятие величественного пространства бального зала и портретной гостиной (Мир XV-XVII вв., Несвиж XVII в.).

Многие дворцы имели хорошо оборудованные театральные залы (Ружаны, Слоним XVIII в.), оранжереи, зимние сады (Несвиж XVIII в.), обсерватории [3, с. 17].

Барочная мечтательность пришла в усадебные сады и парки. Считалось модным выращивать экзотические растения, выставлять в теплое время года на парковых аллеях в кадушках растения из заморских стран. Появляются частные зоопарки (Залесье XIX в.).

Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIX в. На смену вычурности рококо приходит сдержанное величие, монументальность. В Беларуси влияние классицизма прежде всего отразилось на крупных дворцах. Средние и мелкие имения уже впервой трети прошлого века строятся в стиле романтизма, или эклектически соединенных архитектурных форм предыдущих эпох [3, с. 17]. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля.

Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIX в.).

Обширное строительство дворцово-усадебных комплексов в Беларуси началось после воссоединения с Россией. Главным образом оно велось русскими дворянами, получившими земельные владения в Беларуси. Размеры дворцов, этажность, характер внутреннего и внешнего убранства во многом зависели от материальных возможностей владельцев. И если для времен господства Польши было характерно создание только крупных и обособленных от города дворцовых комплексов, то теперь типы дворцового строительства стали значительно многообразнее – от небольшой сельской усадьбы, близкой к жилому дому, до городских дворцов, занимающих важное место в архитектурно-планировочной композиции города.

14 стр., 6609 слов

Дворцово-парковые ансамбли России

... застройку – гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях ... понятие исторической составляющей современного ландшафта. Царицыно Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 ...

Архитекторы придавали важное значение условиям, в которых создавались дворцы-усадьбы, при этом выбор формы организации окружающей природной среды зависел от того содержания, которое вкладывалось в усадебный комплекс. Наиболее распространенными были два приема: первый – когда архитектурное сооружение находилось в соподчинении с окружающей природой, и второй – когда сооружение противопоставлялось природному окружению. Первый прием был присущ небольшим усадьбам, второй — более крупным архитектурным ансамблям [4, с. 29].

Усадьбы были мощными хозяйственными системами и в то же время исключительным культурно-историческим явлением края. Родовые гнезда создавались рядом поколений. Историческая цепь предков обязывала беречь родовое наследие. Богатые люди — владельцы усадеб — были прекрасно образованы, они занимались наукой, искусством, это были очень авторитетные люди, которые очень много сделали для Беларуси. В традиции рода, преемственности поколений складывался шляхетский материальный и духовный усадебный мир [2, с. 7].

Владельцы усадеб, представители шляхетских родов, занимали высокие должности, с оружием в руках защищали родину от врагов, работали дипломатами, строили замки, храмы и дворцы, создавали типографии и школы. С их именами связаны лучшие страницы нашей истории и культуры.

Каждая усадьба – это особый культурно-исторический и экономический пласт, тесно связанный с историей и жизнью других усадеб и страны в целом.

1.2 Использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях

Беларусь – это шляхетская страна. Страна дворцов и усадеб, страна с уникальными храмами, страна великих князей и королей.

Славное шляхетское прошлое Беларуси оставило на территории страны большое количество старинных усадеб с оригинальными архитектурными решениями, собственной и интересной судьбой. Из всего количества достопримечательностей Беларуси (а их около 7431), родовые дворцы и усадьбы составляют 740, из них около 200 являются историческими.

Несмотря на то, что многие усадьбы и дворцово- усадебные ансамбли на сегодняшний день находятся в полуразрушенном состоянии или в виде руин, они не становятся менее привлекательными для включения в историко-архитектурные или архитектурно-градостроительные экскурсии. Такие экскурсии стимулируют интерес к историческим событиям, историческим личностям и объектам – сильнейший побудительный туристический мотив, а наличие уникальных архитектурных объектов помогает успешному развитию туризма в регионе. Тем не менее, вопрос включения дворцово-усадебных ансамблей в историко-архитектурные экскурсии нуждается в изучении и продвижении на рынок туристических услуг.

Аспект изучения и сохранения культурно-исторического наследия Беларуси, в частности, старинных усадеб, непосредственно связан с экскурсионной деятельностью.

Проблема в том, что большинство потенциальных экскурсантов и туристов просто не знают о большинстве старинных белорусских усадеб. На слуху, безусловно, только малая часть того, что стоит посетить (дворец Пусловских, усадьба Уместовских, дворец Румянцевых-Паскевичей, Несвижский дворцово-парковый ансамбль).

13 стр., 6496 слов

Разработка исторической экскурсии ‘Прошлое и настоящее ...

... термина «экскурсия», дать определение исторической экскурсии, проанализировать принципы построения загородной исторической экскурсии, основные компоненты загородной исторической экскурсии и требования, предъявляемые к ее проведению. 1.2 Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь Разобравшись со ...

Но это стандартная ситуация во всех странах. Зачастую люди не желают рисковать и заказывать экскурсию в неизвестное место, да и виды экскурсий и экскурсионных групп бывают разные. Для некоторых групп главное отдохнуть, развеяться, а для других экскурсия – это цель поближе познакомиться с историей своей родины. Именно для таких, познавательно ориентированных групп, эксклюзивной экскурсией может стать посещение усадеб XVIII-XIX в.в., которые, кроме специалистов, тоже зачастую мало кому известны. Такие экскурсии знакомят с архитектурой, парковыми комплексами усадеб, историей их создания и устройства, с жизнью и деятельностью их владельцев.