Медико-санитарные туристские формальности

Курсовая работа

В современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Одной из важнейших проблем современного туризма является правовое регулирование медико-санитарных формальностей. Лица, намеревающиеся впервые посетить в качестве туриста зарубежную страну, обычно полагают, что существуют лишь пограничные и таможенные правила. Но вряд ли будут возражения, что не менее важны санитарно-эпидемиологические формальности, регулирующие порядок въезда в тропические страны, где существует масса смертельно опасных болезней, которые турист может ввезти в свою страну.

Знание и четкое выполнение медико-санитарных норм избавит его от многих неприятностей в поездке. Немаловажное значение для туриста имеет строго регламентированный порядок провоза через границу многих образцов флоры и фауны; правила, связанные с перемещением через границу валюты и ценностей; вопросы страхования при совершении зарубежной поездки и т.д.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность исследования современных особенностей правового регулирования медико-санитарных формальностей.

Цель данной работы: исследовать правовое регулирование медико-санитарных формальностей в России и за рубежом.

Задачи: рассмотреть понятие, особенности и регулирование туристских формальностей в законодательстве разных стран и РФ; исследовать особенности правового регулирования медико-санитарных формальностей: общие медико-санитарные правила, проблемы ВИЧ-инфекции и туризма, страхование в сфере туризма.

1. Понятие, особенности и регулирование туристских формальностей

1.1 Определение понятия «туристские формальности»

«Форма» по латыни — установленный порядок. «Формальный» — сделанный по установленному образцу. «Формальность» — установленное законодательством условие или действие, требуемое при выполнении какого-либо важного и ответственного дела.

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Изд.2-е, перераб. и доп. М.:Юркнига, 2005. С.347..

10 стр., 4972 слов

Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных ...

... заключенного, а в обязательном порядке с целью выявления и излечения любого физического или психического заболевания, в том числе наркомании. На весь персонал исправительного учреждения возложена обязанность по охране физического и психического здоровья ...

Туристские формальности — это введенные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой, и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристской поездки, тем более, если она совершается в другое государство Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. — 144с..

Согласно международным соглашениям туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Одни туристские формальности имеют непосредственное отношение к самому туристу, например необходимость получения заграничного паспорта, соблюдение порядка прохождения пограничного контроля и таможенного досмотра, оформления прививки от «желтой лихорадки» при поездке в ряд тропических стран и т.д.

Другие формальности относятся к турфирме — это все те условия, которые требуется ей выполнить в установленном порядке для того, чтобы заниматься бизнесом в сфере международного туризма. Например, получить лицензию на туристскую деятельность и сертификат соответствия на создаваемый турпродукт, соблюдать требования по существенным условиям договора между турфирмой и туристом и т.д.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требовании о вакцинации (прививках).

Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Исходя из изложенного, туристские формальности — это правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении турпоездки.

Туристские формальности устанавливаются только законными, конституционными властями государства.

22 стр., 10830 слов

Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием ...

... их реализации и воспроизводства [3]. В своей работе я проведу исследование территориального туристского продукта Алтайского края, уделяя особое внимание таким видам маркетинговой деятельности, как выявление основных ... актуальных, и туристическая деятельность является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Как и в любом бизнесе, в туризме есть свои законы развития, проблемы ...

1.2 Туристские формальности в законодательстве разных стран

Для подтверждения важности туристских формальностей и необходимости их упорядочения и упрощения можно привести выдержки из ряда основополагающих международных документов.

1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.): «Государства — участники Соглашения выражают намерение поощрять развитие туризма путем рассмотрения в позитивном духе вопросов, связанных с формальностями, требуемыми для поездок за границу»;

2. Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 1980 г.): «Всемирная туристская организация включает в программу своего развития вопросы изучения состояния туристских формальностей в мире, существующих норм и текущей практики в данной области, а также выработку общих рекомендаций для их упорядочения и упрощения туристских поездок»;

3. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.): «Правительства ответственны за поступательное развитие туризма, укрепление безопасности путешествий, защиту туристов, упрощение туристских формальностей и процедур, превращение туризма в «индустрию гостеприимства» при бережном отношении к туристским ресурсам и окружающей среде»;

4. Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.): «Вопросы упрощения туристских формальностей должны находиться в неразрывной связи с обеспечением безопасности в туризме и выработкой взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения проблем данной сферы».

5. Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999г. в Нью-Йорке по инициативе Всемирной туристской организации (ВТО) одобрила концепцию Глобального этического кодекса туризма и предложила ВТО дополнить его предложениями из частного сектора, неправительственных и трудовых организаций. Письменные комментарии к Кодексу поступили из более чем 70 государств — членов ВТО и различных организаций. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 г. на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в Сантьяго (Чили).

Кодекс содержит 9 статей, определяющих правила для правительств, туристских направлений, туроператоров, туристских агентств и самих путешественников. Статья 10 посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации. Предполагается, что данный механизм будет основан на примирении посредством создания Всемирного комитета по этике туризма в составе представителей всех регионов мира и всех участников туристского процесса — правительств, частного сектора, трудовых и неправительственных организаций.

По заключению экспертов ВТО, Глобальный этический кодекс туризма должен стать действующим документом, в том числе в плане упорядочения туристских формальностей. В частности, в ст. 8 «Свобода туристских путешествий» предусматривается, что административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, например визовые, санитарные и таможенные, нужно по мере возможности адаптировать таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; поощрять соглашения между странами, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.

17 стр., 8032 слов

Туризм в международном частном праве

... в пределах страны. Поэтому международный туризм именуют также «невидимым экспортом». По поручению ВТО в 1994 г. ГАТС вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские ...

2. Правовое регулирование медико-санитарных формальностей

2.1 Санитарно-эпидемиологические формальности в туризме

Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медициной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100 000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тыс. чел. умирает. Значительная часть опасных инфекций ввозится из-за границы. По материалам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004..

Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и ВТО (Всемирной туристской организации).

В документе №А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе «Безопасность и защита туристов и туристских объектов» говорится, что «параграфы данного документа пересмотрены в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика заразных болезней должна включать образование туристов (например, в случаях со СПИДом), вакцинацию (например, против «желтой лихорадки»), и профилактическое лечение (например, в случае с малярией)».

Десятая ассамблея ВТО указала на необходимость добиваться всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок и санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники ассамблеи призвали национальные туристские администрации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам и турфирмам. Для информирования туристов и защиты потребителей ассамблея рекомендовала государственным органам и оперативному сектору туризма унифицировать свои правила с учетом документа «Медицинская информация и формальности при международных путешествиях».

В этих целях ВОЗ публикует следующие документы:

  • «Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу», которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов;
  • «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе в процессе совершения туристских поездок.

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствие с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм — пограничные формальности».

Международные медико-санитарные правила ВОЗ действуют с 1951 г., периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки.

В документах ВОЗ и Международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты обязательно указываются в следующем порядке: день, месяц, год, причем название месяца должно быть указано, только буквами, например: «Январь 5,1990».

13 стр., 6084 слов

Особенности порядка пребывания российских туристов в странах СНГ

... характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного ... нарушениях закона. Федеральная таможенная служба предостерегала и предостерегает от использования подобного рода схем ввоза товаров. Ведь согласно Кодекса Российской Федерации ...

Крайне важно иметь в виду, что если турист по предписанию врача регулярно употребляет какие-либо специфические лекарства, тем более содержащие наркотические вещества, то в целях исключения недоразумений с таможней и властями на границе иностранного государства необходимо обязательно иметь при себе подробное медицинское предписание и рецепт на данный препарат с указанием торгового и латинского названий. В оптимальном варианте российскому туристу следует иметь названные документы и на английском языке.

Главный санитарный врач города Москвы ежегодно подписывает постановление «О проведении аттестации специалистов туристических фирм и агентств по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний», согласно которому работники турфирм подлежат аттестации на базе Центра Госсанэпиднадзора Москвы в период с 15 февраля по 15 мая.

В свою очередь, турфирма обязана проводить инструктаж туристов, отъезжающих в эндемичные страны, по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний с выдачей индивидуальной Памятки гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям (чума, холера, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекция, малярия), заверенной подписью туроператора и печатью фирмы.

Помимо этого турфирма должна обеспечить туристов, отъезжающих в эндемичные страны, препаратами для химиопрофилак-тики малярии, которые выдаются туристу под расписку в соответствии с рекомендациями ВОЗ и Госсанэпиднадзора России.

К числу особо опасных карантинных заболеваний в международном масштабе относятся: чума, оспа, холера, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекция и малярия.

2.2 Общие медико-санитарные правила

Для того чтобы избежать опасных инфекционных заболеваний, в турпоездках существуют определенные медико-санитарные правила:

  • использовать питьевую воду и напитки гарантированного качества;
  • использовать в пищу только продукты промышленного изготовления;
  • запрещается употреблять в пищу нетрадиционные блюда, включая горячие бутерброды, приобретать продукты с лотков без сертификационных свидетельств, а также с просроченным сроком годности на упаковке, сырые овощи, фрукты или салаты из них можно есть только после термической обработки;
  • тщательно мыть овощи и фрукты водопроводной водой, а также руки перед едой и пользоваться только индивидуальной посудой;

— при купании в водоемах не допускать попадания воды в полость рта, оптимальный вариант — купаться в бассейнах, а не в море или иных водоемах (ведь недаром западные туристы при поездках в экзотические страны первым делом интересуются — есть ли в отеле бассейн, даже если гостиница расположена прямо на берегу моря).

Турфирмы красочно рекламируют круглогодичные поездки за границу, опуская ряд важных факторов, в том числе специфику нашего российского климата. Из «поздней осени или зимы» российский турист на 1-2 недели едет в «жаркое лето», там за короткое время происходит резкая перемена климата и других жизненно важных условий. Как это скажется на нем, его состоянии, не принесет ли такой отдых клиенту ухудшение здоровья, турфирму, как правило, не беспокоит. Поэтому туристам, особенно пожилым людям, а также путешествующим с детьми, в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом.

22 стр., 10636 слов

Характеристика основных факторов и условий развития туризма во Франции

... на 7 лет всеобщим голосованием. Двухпалатный парламент состоит из Национального собрания и Сената. 2 Основные исторические этапы развития страны Франция ... преимущественно католики. Париж - культурная столица Франции. Каждый камень здесь буквально дышит ... помощью которого строили храмы и дворцы. Франция почти на 20 % покрыта лесами, где в большинстве своем растут дуб, бук, сосна и ясень. На юге страны ...

Общие рекомендации ВТО и ВОЗ по оказанию медицинской помощи следующие:

  • желательны соглашения на двусторонней основе или многосторонние договоры по медицинскому страхованию и медицинской помощи туристам;
  • предоставление неотложной медицинской помощи всем туристам;
  • при острой форме болезни или тем более в случае смерти туриста незамедлительно известить консульство и родственников (в поездке у одного из членов тургруппы обязательно должны быть их адреса и телефоны, более того, то должны неукоснительно соблюдать сами турфирмы);
  • осуществлять перевозку тела или его захоронение (за плату);
  • быстрая выдача всех требуемых в таких случаях документов.

2.3 Туризм и ВИЧ-инфекции

Важнейшим вопросом современности является предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. 30 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». В первоначально принятой редакции Закон предусматривал обязательное медицинское обследование всех иностранных граждан, прибывающих в Россию на любой срок. На практике это привело бы к состоянию полного паралича въездного туризма, резко сократило бы валютные поступления и свело на нет все усилия последних лет по созданию образа России как страны благоприятной для туризма. Более того, в данной редакции Закон наносил непоправимый ущерб не только развитию туризма и экономики в целом, но и политическому имиджу страны.

Принятие Государственной Думой первой редакции Закона совпало с открытием в Лондоне крупнейшей в мире ежегодной туристской биржи, в которой приняли участие сотни российских турфирм. В связи с этим они сразу же столкнулись с трудностями в реализации туров в Россию. Одновременно началась массовое аннулирование ранее заключенных контрактов на прием туристов из ведущих держав мира в Россию.

В зарубежных СМИ была развернута широкая кампания по критике правовых, медицинских, этических и иных аспектов принятия данного решения, которое в большинстве случаев трактовалось как дискриминационное и прямо нарушающее права человека в части ограничения свободы передвижения и, кроме того, всячески подчеркивалось, что Закон практически неприспособлен для введения в действие в условиях России.

Положения Закона, касающиеся обязательного обследования на ВИЧ-инфекцию всех въезжающих в страну иностранцев, независимо от срока их пребывания, вступили также в противоречие с нормами международного права. Так, по документу ВТО и ВОЗ — «Медицинская информация и формальности при международных путешествиях» любое требование по сертификату на СПИД («AIDS-free certificate») является нарушением международных правил здравоохранения ВОЗ и не существует никаких юридических оправданий для введения таких дискриминаций и ограничений для туристов.

На седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО, проходившей с 22 сентября по 1 октября 1987 г. на тему: «Безопасность и защита туристов и туристских объектов», Генеральным секретарем было подчеркнуто:

15 стр., 7345 слов

Особенности страхования туристов в Российской Федерации

... страхового дела в Российской Федерации Страховой бизнес получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свидетельствуют сотни созданных страховых организаций, появление новых видов страхования, ранее неизвестных в экономике. ...

  • «растущее во всем мире число заболеваний СПИДом вызвало рост озабоченности среди туристов в отношении того, что они могут заразиться этой болезнью во время путешествия. На самом деле, СПИД передается не в результате самой поездки, а в результате определенного, крайне рискованного, поведения лиц или в своей стране, или во время турпоездки. Существуют три пути передачи вируса: половой, через кровь (в том числе через шприцы), а также внутриутробно (от матери к ребенку).

    Знание этих трех путей передачи вируса позволит путешественнику избежать заражения ВИЧ, вызывающим СПИД»;

— «никакая программа проверки международных путешественников на СПИД не может предотвратить проникновение или распространение инфекции ВИЧ. Подобные программы в лучшем случае и с очень большими затратами задержат, причем лишь на короткое время, распространение ВИЧ как в мире, так и какой-либо конкретной стране, но и отвлекут значительные ресурсы от образовательных программ и других мероприятий по предотвращению передачи вируса через уколы и от матери к ребенку».

Если бы вышеуказанный Закон вступил в силу, то он однозначно нанес бы удар по въездному туризму в Российскую Федерацию, значительная часть иностранных туристов отказалась бы ехать к нам в страну из-за этих дискриминационных мер. В результате принятых мер Закон был возвращен в Государственную Думу на доработку, после чего было внесено изменение: обязательный сертификат на СПИД должны были иметь только иностранцы, въезжающие на срок более 3 месяцев. Новая редакция Закона Государственной Думой была принята 24 февраля 1995 г. Также Правительство РФ приняло Постановление от 25 ноября 1995 г. № 1158, предусматривающее, что иностранцы, обращающиеся за визами, обязаны предоставлять соответствующую справку на ВИЧ-инфицированность. В данном постановлении записано, что спидоносители, выявленные на территории РФ, подлежат депортации на родину.

Аналогичные требования существуют и в ряде других стран, но предоставление медицинских свидетельств об отсутствии ВИЧ-инфекции у въезжающих иностранцев обычно предусмотрено лишь в случае их прибытия в страну на длительный срок (США — только при въезде на постоянное место жительства, Китай, Пакистан, Филиппины — на срок более 1 года, Ливия — 6 месяцев и только Иран и Северная Корея — на срок свыше 3 месяцев).

2.4 Страхование в сфере туризма

Оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования, поэтому до отъезда следует обязательно застраховаться и выяснить все детали медицинской и прочей страховки. Желательно смоделировать страховой случай, мысленно представив возможные происшествия (внезапная болезнь, травма, пищевое отравление и т.д.).

Пока в России нет обязательного страхования выезжающих за рубеж. На сегодняшний день страховать или не страховать россиянина зависит от законодательства той страны, куда он направляется. Например, для получения шенгенской визы страховка обязательна, а вот законы Таиланда, где российские туристы попали в аварию во время экскурсии, этого не требуют.

По существующим правилам многие государства не выдают туристских виз, если у туриста отсутствует медицинская страховка. Но ряд стран пока этого не требует, прежде всего потому, что не могут в полной мере обеспечить гарантируемой квалифицированной медицинской помощью в любом месте и в любое время.

17 стр., 8413 слов

Въезд и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и апатридов

... нарушение порядка въезда в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов. въезд выезд иностранный апатрид Глава 1. Правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) иностранных граждан и апатридов ...

Следует помнить, что в случае, если у туриста отсутствует требуемый в посещаемой стране полис медицинского страхования, все расходы за оказание медицинской помощи он будет оплачивать сам.

Страховые компании с 2000г. стали предлагать страхование туроператорской и турагентской ответственности или гражданской ответственности туроператоров и турагентов. Но такие виды страхования пока мало популярны из-за несовершенства законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме, а также взаимного недоверия страховщиков и турфирм.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования. В случае, если отсутствуют страховые документы, расходы по оказанию медицинской помощи за пределами территории РФ несет сам гражданин.

Существенные изменения в данный порядок были внесены Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в ст.17 которого указывается: «Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания» (Приложение).

Предполагалось, что это положит конец так называемому «компенсационному страхованию», когда туристам возмещали понесенные ими расходы за лечение лишь по возвращении на родину после написания заявления с приложением массы медицинский справок и счетов. При «компенсационном страховании» турист в поездке должен был иметь при себе значительную сумму в валюте, но практика показала, что в 99% тяжелых случаев денег на экстренное лечение все равно не хватало.

Но вопрос о франшизе — сумме, в пределах которой турист оплачивает медицинскую помощь самостоятельно в стране пребывания, остается пока не решенным, поскольку в Законе РФ «О страховании» было предусмотрено право включать франшизу в услуги по медицинскому страхованию. Минимальная сумма страхового возмещения составляет 300 долл. США, максимальная зависит от желания клиента.

Исходя из международной практики, как правило, не подлежат возмещению расходы, понесенные застрахованным туристом, если страховой случай (например, нанесение телесных повреждений) произошел из-за противоправных действий застрахованного или в результате участия туриста в восстаниях, народных волнениях, бунтах, военных действиях, а также, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или при попытке самоубийства. Ни одна страховая компания не оплатит расходов на лечение хронических, психических, венерических заболеваний. Как правило, не будет компенсироваться моральный ущерб, понесенный из-за невозможности по причине болезни участвовать в экскурсиях и других мероприятиях туристской программы. Плата за страхование (страховой взнос) зависит от посещаемой страны, маршрута, продолжительности поездки, суммы страхового покрытия. Возраст также имеет значение, так как чаще всего фирмы отказываются страховать лиц старше 70-75 лет и детей до 3 лет. Некоторые страховые компании стали использовать пластиковые карты, обеспечивающие страхование медицинских расходов при выезде за границу на непродолжительные сроки.

12 стр., 5938 слов

Турист как экономический объект туризма

... области международного туризма. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее определение понятия туриста: «ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, ...

Учитывая, что проблема обязательного медицинского страхования для России новая и достаточно сложная, турфирмам и туристам имеет смысл в каждом конкретном случае перед той или иной заграничной поездкой получить консультации и разъяснения в страховых компаниях.

Заключение

В данной работе были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы регулирования туристских формальностей в законодательстве разных стран и РФ; исследованы особенности правового регулирования медико-санитарных формальностей.

Туристские формальности представляют собой правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении туристической поездки.

Многие международные документы, такие как Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Япония), Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Швеция), Глобальный этический кодекс туризма (ВТО) подчеркивают важность соблюдения туристских формальностей.

Санитарно-эпидемиологические формальности в туризме направлены на обеспечение безопасности туристов и туристских объектов, охрану здоровья туристов. Турфирма обязана проводить такие мероприятия как инструктаж туристов по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний, обеспечить туристов, отъезжающих в эндемичные страны, препаратами для химиопрофилактики малярии, которые выдаются туристу под расписку в соответствии с рекомендациями ВОЗ и Госсанэпиднадзора России и др.

Согласно рекомендациям ВОЗ в рамках медико-санитарных формальностей желательны принятие специальных мер, таких как соглашения на двусторонней основе или многосторонние договоры по медицинскому страхованию и медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицинской помощи всем туристам и др.

Развитие международного туризма становится все более актуальной темой, так как численность туристов постоянно растет. В таких условиях неизбежно возникнут проблемы и трудности, связанные с пересечением границ и выполнением путешествующими пограничных и медико-санитарных туристских формальностей. В этой связи наиболее остро встает вопрос о совершенствовании регулирования туризма в рамках не только мирового сообщества в целом, но и в России в частности.

Примером «неудачного» регулирования медико-санитарных формальностей является принятый в 1995г. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», вызвавший негативную оценку мирового сообщества и нанесший большой ущерб не только развитию туризма и экономики в целом, но и политическому имиджу страны. В результате принятых мер Закон был возвращен в Государственную Думу на доработку, после чего было внесено изменение: обязательный сертификат на СПИД должны были иметь только иностранцы, въезжающие на срок более 3 месяцев.

Проблема обязательного медицинского страхования для России также является новой и достаточно сложной из-за несовершенства законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме, а также взаимного недоверия страховщиков и турфирм.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/issledovat-pravovoe-regulirovanie-mediko-sanitarnyih-formalnostey/

1. Директива Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» от 13 июня 1990 г. № 90 / 314 /EEC // Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма «Изд-во Михайлова». — 2005.

2. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А.Жукова. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2006. — 192 с.

3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности // Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. — 288с.

4. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. — 144с.

5. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.Кривчикова. — М.: Международные отношения, 2005.

6. Резолюции, принятые Генеральной ассамблеей на 16 сессии. Дакар (Сенегал), 28 ноября — 2 декабря 2005 года // www.world-tourism.org/ruso/pdf/GA16_resolutions.pdf

7. Федеральный Закон О порядке выезда из Российской Федерации

и въезда в Российскую Федерацию (в ред. Федеральных законов от от 09.02.2009 N 4-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2-П, Федеральным законом от 30.12.2008 N 322-ФЗ) / Интернет-версия системы КонсультантПлюс.

8. Федеральный Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ) / Интернет-версия системы КонсультантПлюс.

9. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Изд.2-е, перераб. и доп. М.:Юркнига, 2005. С.347.

Приложение 1

Безопасность туризма в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

  • о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
  • об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
  • об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
  • о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
  • о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
  • об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
  • о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
  • об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности

В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.