Многие люди, стремящиеся стать достойными руководителями, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути карьерного роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они — результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.
Суть превращения в хорошего менеджера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые нам даны — все навыки, дарования, энергию. Иначе все попытки будут лишь пустой имитацией, жалким стремлением казаться тем, кем мы не являемся.
Задача будущего менеджера — найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному. Это «нечто» внутри нас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели. И самое главное — мы не должны бояться потерпеть поражение. На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно.
Необходимо также заметить, что хороший менеджер является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным. Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются. Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо иметь свой подход. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 — 12 часов в день. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о деятельности менеджера, профессиональных и личностных его качествах.
Организация туристической деятельности
... структура туристического предприятия (рисунок 2). Возглавляет предприятие и руководит его деятельностью ... определенный круг вопросов, признанных существенными для организации управления. Несмотря на знание процессов ... Директор Заместитель директора Главный бухгалтер Менеджер Кассир 1. Ознакомление клиента с ... задача точной идентификации (формализации) его деятельности путем создания его полной (или ...
Цель данной курсовой работы: анализ деятельности менеджера, специфики и критериев ее оценки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные профессиональные и личностные качества современного менеджера;
- изучить лидерские качества менеджера;
- проанализировать требования, предъявляемые к менеджеру;
- дать оценку профессии менеджера;
- рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.
Объект исследования: деятельность управленческого персонала в туристической компании.
Предмет исследования: процессы и явления, влияющие на деятельность менеджера.
ГЛАВА I. ПРОФЕССИНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ
1.1 Профессиональные и личностные качества необходимые для успешной деятельности менеджера
При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и оценке деятельности менеджера, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. К профессиональным относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) компетенции — те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора. К числу деловых качеств менеджера относятся трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность.
Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств менеджера.
Не случайно целый ряд источников среди качеств менеджера, имеющих значение для эффективной работы в организации, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные).
Так, среди важнейших качеств лиц, работающих в бизнесе, особое внимание уделяется следующим мотивации, самооценка и уровень притязаний, конфликтное поведение, возможное девиантное поведение, а также невротическое и патологическое поведение, субъективная значимость денег, волевые факторы.
В процессе своей деятельности менеджер неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению отношений в коллективе и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению
Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.
Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и, прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.
Весьма необходимы для менеджера его волевые качества — настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.
Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).
С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера — научной, практической, консультационной — можно выделить некоторые качества, которые играют огромную роль при оценке его деятельности.
Качества менеджера.
Практический руководитель |
Ученый руководитель |
Руководитель-консультант |
|
-лидерские способности; -уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений — самоуверенности и самоутверждения. |
-спонтанная любознательность; -способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы; -творческое мышление; -фантазия; -наблюдательность. |
-уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений — самоуверенности и самоутверждения. |
|
Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности менеджера, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.
Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой — необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования. В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.
Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.
Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.
Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.
В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных, так и профессиональных.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.
Такими качествами являются:
- уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений — самоуверенности и самоутверждения;
- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
- умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества менеджера также мало, чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
- высокие моральные стандарты;
- физическое и психологическое здоровье;
- внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
- отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
- оптимизм, уверенность в себе.
Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
На низких уровнях ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних — в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
1.2 Особенности и критерии оценки деятельности менеджера
Основное содержание деятельности менеджера, — это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.
Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:
- неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
- высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого менеджера, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
- повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
- положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
- особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам менеджера;
- наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии менеджера-руководителя и подчиненного, менеджера-руководителя и коллектива, между менеджерами, между различными организациями.
Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
- весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от менеджера внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии.
Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:
- содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
- характер требований к психике человека, т.е.
характеристика субъекта труда.
По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек — живая природа» (инженеры, механики), «человек — знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек — художественный образ» (артисты, телеведущие).
По целям профессия менеджера — преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).
По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации — вычислительная и организационная техника.
По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.
Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров, наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.
По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Анализ деятельности управленческого персонала в туристических организациях
Туризм является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 11% мировых потребительских расходов и 16-е рабочее место. Поэтому, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Необходимо заметить, что вопрос подбора персонала для туризма в целом и для туристической организации в отдельности имеет первостепенное значение. Кадры до сих пор, несмотря на все современнейшие достижения, «решают все».
Но, на мой взгляд, одной из главных проблем туризма сегодня является отсутствие профессионально подготовленного персонала для сферы услуг. Отрасль динамично развивается, число турфирм, отелей и, особенно, ресторанов растёт на глазах, а кадров не хватает. Разумеется, каждый владелец турфирмы, отеля или ресторана хочет иметь грамотный персонал — все хотят получить услугу хорошего качества.
Один из французских деятелей туризма так сформулировал принцип сервиса: «Сверхзаботливость и сверхпредупредительность любой фирмы и ее великолепных сотрудников имеет лишь одну цель — удержать привлеченного рекламой клиента и выкачать из него как можно больше денег». И это действительно так, ведь качественное обслуживание туристов, обретение постоянной клиентуры и обеспечение себе тем самым устойчивой финансовой и конкурентной позиции на рынке туристских услуг — вот что является важным фактором для любого туристского предприятия, причём работа в этом направлении должна вестись постоянно.
Поэтому в данном исследовании будут рассмотрены различные примеры высокой и низкой культуры обслуживания клиентов наиболее крупными организациями, действующими в сфере туризма (гостиницы Ritz-Carlton, Holiday Inn, Four Seasons, La Quinta Motor Inns, компания «Disney» и др.)
Главным достижением этого десятилетия можно считать появление конкуренции в сфере туризма, которая заставляет руководство туристических фирм искать ответы на вопросы: что их потребители хотят покупать? Где? Как? Сколько и почему? Дело в том, что в системе рыночной экономики направления деятельности любой фирмы определяет потребитель, который приобретает туристский продукт по своему собственному усмотрению, и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рынке. Туристское предприятие, предлагающее услуги, которые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, будет щедро вознаграждено. И наоборот, тот, кто не сумеет добиться этого, будет наказан потерей потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно — знанием своего клиента.
Итак, одна из главных задач индустрии туризма состоит в том, чтобы развивать обслуживающую сторону бизнеса, развивать культуру сервиса. А это, прежде всего, культурный сотрудник фирмы (менеджер).
Для этого требуется работать профессионально, со знанием дела, точно, быстро, предупредительно, с чувством собственного достоинства и уважения к гостю, работать вежливо, тактично, красиво и с улыбкой, не путать гостеприимство с подобострастием, вести себя с достоинством.
i
Важно именно то, что люди, занятые в сфере туристского бизнеса, должны быть всецело ориентированы на клиента. Они сами являются своего рода частью туристского продукта, предлагаемого их туристской фирмой. Как они отвечают по телефону, приветствуют гостя и решают его проблемы, от этого зависит, будет ли он удовлетворен предложенными услугами. В настоящее время весь персонал организаций индустрии туризма должен выполнять свою работу так, чтобы клиент вернулся из путешествия с глубоким чувством удовлетворения. Их отношение, внешний вид и готовность выполнить любую просьбу туриста формируют общие впечатления от поездки. Менеджеры организаций, осуществляющих прием туристов, предоставляют услуги, которые через их посредничество становятся частью продукта. Они должны обслужить туриста так, чтобы он стал постоянным клиентом. От этого напрямую зависит доход туристской организации, т. к. увеличение постоянных клиентов на 5 % может обеспечить возрастание прибыли до 125%.
Индивидуальный характер туристического обслуживания обуславливает продолжительный контакт с потребителем. При этом процессы производства и предоставление услуг совпадают во времени, и клиенты являются прямыми свидетелями, а в некоторых случаях — и участниками обслуживания. Отсюда высокие личные и профессиональные требования к персоналу предприятий туристической индустрии.
К первой группе требований относятся личные характеристики, которые тяжело поддаются изменениям. Большинству профессий туристической индустрии присущи естественная презентабельность и приветливость, творческий подход к выполнению обязанностей, быстрая реакция, отличная память, порядочность.
К второй группе относятся требования, которые касаются профессиональных знаний и умений, приобретенных в процессе обучения и трудового стажа, к которым относят: уровень квалификации, умение общаться, владение иностранными языками, производительность работы, трудовая дисциплина, качество работы и т.п.
Уровень квалификации характеризует физические и умственные способности человека, которые она использует в трудовом процессе во время выполнения конкретной задачи. Свойствами персонала, которые обеспечивают соответствующий уровень квалификации, являются эрудированность, профессиональная компетентность работников, знание, умение, привычки.
Для персонала предприятия туристической индустрии несоответствие занимаемой должности приводит к ошибкам при осуществлении отдельных действий, манипуляций и операций, которое увеличивает время их выполнения (при организации трансфертов, экскурсий, путешествий в пределах страны и за границей в туристическом бизнесе, а также при предоставлении услуг гостеприимности на предприятиях гостиничного хозяйства).
К управленческому персоналу предприятий туризма и гостиничного хозяйства (менеджеров) профессиональные требования имеют более специфический характер: понимание природы управленческой работы и процессов менеджмента, знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, путей достижения поставленных целей и повышения эффективности работы предприятия, умение; пользоваться современными информационными технологиями и средствами коммуникации, которые необходимые в процессе руководства, владение искусством управления человеческими ресурсами и отладка внешних связей, способность к самооценке, умение строить правильные заключения и беспрерывно повышать квалификацию. Соблюдение вышеупомянутых требований обеспечивает высокую конкурентоспособность персонала , под которой понимают совокупность личных и профессиональных свойств персонала, которые дают возможность быстро воспринимать и анализировать ситуацию, принимать оптимальные решения и эффективно исполнять функциональные обязанности, а также эффективно реализоваться на рынке работы. профессиональный менеджер туристический бизнес
243
Итак, исходя из всего вышеперечисленного, менеджер, работающий в сфере туризма, должен владеть многими нужными навыками. Он должен быть человеком высокой культуры, знать и выполнять правила этикета, усвоить общепринятые нормы международного права, обладать высокоразвитым эстетическим вкусом, разбираться в вопросах политики, экономики, культуры, уметь на надлежащем уровне принять каждого приезжающего, создать уют, обеспечить высокое качество обслуживания. Лучшим проявлением эмоциональной культуры руководителя является умение создать обстановку так называемого максимального благоприятствования: приветливость, улыбка, добросердечие и доброжелательность находят отклик у каждого клиента.
Так, например, Айсадор Шарп (руководитель сети отелей «Four Seasons») поддерживает культуру обслуживания в отелях компании личным примером общения с персоналом и последовательной политикой компании в этом вопросе. Принцип приоритета интересов клиента у них связан с практикой поощрения служащих за неординарные действия, направленные на удовлетворение нужд клиента, — их провозглашают лучшими работниками года.
Хотелось бы привести некоторые примеры обслуживания туристов сотрудниками службы сервиса в наиболее крупных зарубежных предприятиях индустрии туризма:
1. Как-то остановившись в гостинице Holiday Inn, гость поинтересовался у клерка стола регистрации относительно структуры компании: сколько гостиниц они объединяют? Где они расположены? Служащий не мог ответить ни на один вопрос.
2. Чтобы эффективно работать, служащие должны регулярно получать информацию о своей компании. Историю компании, текущее состояние дел, миссию фирмы и ее видение — все это должны знать служащие. В них надо поощрять чувство гордости их новым нанимателем. У них должно быть желание вносить вклад в общий успех компании. В компании Disney все новые служащие проходят курс обучения «Традиции», где они узнают о своей компании, ее основателе и системе ценностей и убеждений. Затем служащие обучаются по своим конкретным специальностям. Disney обучает продавцов билетов в течение четырех дней, так как компания хочет, чтобы они были больше, чем просто продавцы билетов, и стали прекрасными членами коллектива. Это означает, что все они — члены одной команды. Подобно другим сотрудникам Disney они берут на себя роль представителей фирмы. В то время как они продают в киосках билеты, посетители парка аттракционов постоянно задают много вопросов. Они должны знать ответы на эти вопросы или уметь быстро найти их. Компания Disney понимает важность этих моментов.
3. La Quinta Motor Inns собирает служащих своих гостиниц из каждого из 18 регионов в головную контору для специальных сессий. Цель этих сессий: высказать признательность служащим и подчеркнуть, что все служащие уполномочены делать все необходимое, чтобы оправдать ожидания гостя. Когда фирма уполномочивает служащих на самостоятельные решения в пользу потребителя, это перемещает полномочия и ответственность при принятии решения от различного рода начальников к рядовым служащим.
4. В ресторане быстрого обслуживания не разрешалось посетителям пользоваться служебным телефоном, хотя телефонов, предназначенных специально для клиентов, в помещениях не было. Но как-то вечером один человек, на которого напали недалеко от ресторана, попросил разрешения воспользоваться телефоном. Служащие отказали ему в этом. Инструкция предписывала не разрешать посетителям пользоваться телефоном. Направленность их общей культуры обслуживания приучила служащих действовать строго в соответствии с инструкцией. Они оказались неспособны к принятию неординарного решения, которое шло вразрез с указаниями руководства компании. В прессе эта история была представлена как яркий пример безразличного отношения бизнеса к человеку. В результате ресторан получил отрицательную рекламу, и только удача помогла фирме избежать судебного иска.
5. Гость позвонил сотруднику регистрации гостиницы Las Hadas, курорта с пятью звездами в Мексике, и попросил принести ему дополнительные полотенца. Клерк, отвечающий на телефонный звонок, был озадачен. Конечно, гость мог знать, что по поводу полотенец нужно звонить в соответствующий отдел. Поэтому оператор заявил, что это — регистрация и в его служебные обязанности такой вопрос не входит, затем он посоветовал гостю звонить в хозяйственный отдел и повесил трубку.
6. Или, например, часто посетители ресторана, сидя за столами и просматривая меню обеда, просили принести им спиртное. Некоторым из этих гостей отвечали, что они должны обратиться не к официанту, разносящему еду, а к официанту по коктейлям. Официант, переадресовывая клиента другому человеку, тем самым делает ошибку, оставляя просьбу посетителя невыполненной. В обоих упомянутых выше инцидентах первый служащий, к которому обратился клиент, должен был позаботиться о его просьбе и сам передать ее соответствующему служащему. Такой подход называется соучастием в решении проблемы. В отеле Ritz-Caгlton первый служащий, получивший запрос гостя или его жалобу, отвечает за это. Именно первый служащий добивается, чтобы гость получил то, в чем он нуждается, и сам переадресует поступившую просьбу в соответствующие подразделения фирмы, а затем удостоверится, что все было выполнено хорошо, и клиент остался доволен. Данная организация нанимает «специальных тренеров», чтобы они в течение дня поработали со служащими компании, которые контактируют с клиентами, и привили им интерес к качественному обслуживанию клиента.
Нужно сказать, что люди сразу же чувствуют высокую культуру организации. Так, у сотрудников отеля Marriott уже вошло в привычку сразу же «поворачиваться лицом к клиенту». Глава компании Й. Уиллард Билл Марриотт-мл. последовательно наставляет, обучает и напоминает сотрудникам о важности клиента и его запросов. Сеть Four Seasons включает несколько гостиниц, и в любой из них служащие неизменно встречают гостя тепло, с искренним желанием помочь.
7. В гостинице Ritz-Carlton посыльный по ошибке принес гостю багаж лишь через час после того, как тот поселился в гостинице. После того как багаж был доставлен с опозданием, он сказал об этом руководителю своего участка. Руководитель участка лично принес извинения гостю и отметил в банке данных компьютера гостиницы, что у этого гостя были проблемы, и он должен получить исключительное обслуживание в течение всего остального времени его пребывания. Это рациональный способ решения проблемы, но такое бывает исключительно редко. В гостинице с обычной организационной структурой служащий, допустив ошибку, надеется, что его непосредственный начальник никогда об этом не узнает и даже пробует скрыть этот факт. Он знает, что его могут наказать, если начальник узнает о допущенной ошибке. Это говорит о том, что гостиница Ritz-Carlton обладает высокой культурой обслуживания, здесь во главе стоит задача наилучшим образом обслужить клиента. Посыльный был обеспокоен, прежде всего, проблемой постояльца и знал, что непосредственный начальник примет меры, которые позволят гостинице поправить его ошибку. Тот, в свою очередь, также не побоится сообщить о допущенной ошибке другим отделам и их руководству.
В данном случае всё зависит от организационной структуры. Проблема обычной организационной структуры состоит в том, что каждый сотрудник работает на своего начальника. А поскольку служащие хотят преуспевать в организации, то они больше всего обеспокоены тем, как руководство оценивает их работу. Проблема такого типа организации компании состоит в том, что каждый сотрудник обеспокоен тем, как он выглядит перед начальником, и вся организация мало внимания уделяет клиенту. В компании, обладающей высокой культурой обслуживания, на первом месте всегда стоит клиент, а администрация и руководство — в самом низу организационной структуры. При таком типе организации работа каждого сотрудника направлена на то, чтобы как можно лучше обслужить клиента. Общекорпоративное руководство помогает генеральным менеджерам обслуживать клиента, генеральные менеджеры поддерживают соответствующие отделы в обслуживании клиента, начальники отделов разрабатывают системы, которые позволяют руководителям участков лучше обслуживать клиента, и руководители участков помогают рядовым служащим в обслуживании клиента.
Таким образом, исходя из всех выше перечисленных примеров, мы можем сказать, что руководство должно развивать культуру сервиса, культуру, которая направлена на обслуживание клиента на основе определенных правил, процедур, системы поощрений и действий. Но, несмотря на действия человека как работника, качественно ли он трудится или нет, каждый работник компании — личность. Человек живет, работая, и в процессе работы он реализует себя как личность. Для руководства любой туристской организации важно не столько стимулировать, сколько оценивать значение его труда, ведь именно учёт заслуг, благодарность за выполненную работу усиливают стимулы к труду.
2.2 Анализ деятельности менеджеров в русских турфирмах. Обслуживание клиентов
В настоящее время (по материалам ВТО) одно из 15 — 17 рабочих мест в мире относится к сфере туризма. Для сравнения — в России — 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к данной сфере, в Москве — 1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО, в индустрии туризма занято около 130 млн. человек, что составляет около 7 % общей занятости. — Сенин В. С. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика, 2000.
Естественно, что в области национального и международного туризма российским турфирмам приходится конкурировать с чётко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков.
Анализ деятельности многих отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Анализ же кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных туристских центров, как Москва, Санкт-Петербург, в свою очередь, показывает, что, за редким исключением, работники либо вообще не имеют высшего специального туристского образования, либо получили отрывочные знания на краткосрочных платных семинарах и курсах. Именно поэтому производительность труда в российском туристском секторе остаётся достаточно низкой.
Насколько наши гости чувствительны к уровню качества предоставленных услуг и культуре обслуживания, свидетельствуют следующие отзывы — Гаврилов А. И. Профессионализм кадров // Туристические фирмы. — 1998 год. — № 16. — С. — 121.:
- Туристы из Англии: «Недостатки в обслуживании заставляют нас колебаться, приехать ли нам ещё раз в Россию»;
— Владелец двух отелей из Аргентины: «Обслуживание нуждается в 100-процентном улучшении — в противном случае туризм у вас никогда не будет процветать. Обратитесь к международной практике, правилам и традициям, изучите их, улучшите обслуживание — и у вас увеличится поток туристов, прибывающих в вашу страну, ваш отель.
Да, туризм в России развивается, продолжается создаваться заинтересованность для поездок в нашу страну, но уровень сервиса, как уже было отмечено выше, в нашей стране очень не высок. В настоящее время данная проблема находит своё решение в обеспечении профессионального обучения персонала, а также в его профподготовке.
Все мы знаем известный лозунг — «Клиент всегда прав». В сфере туризма он производит двойной эффект. Не случайно опытные специалисты по туризму говорят: «Та страна, то предприятие, которые лучше удовлетворят запросы туристов, получат и лучший кусок туристского пирога». Потребитель определяет сущность бизнеса, его направленность и шанс на успех. Именно поэтому работники туристского предприятия должны всецело ориентироваться на клиента.
Таким образом, в туристской индустрии персонал — самый важный компонент товара, так как он непосредственно контактирует с клиентами, и повышение культуры обслуживания является важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия, при этом можно предложить следующие направления повышения уровня конкурентоспособности персонала предприятий туристической индустрии:
1. Повышение требований к персоналу во время приема на работу.
2. Повышение квалификации кадров:
первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и специфики работы;
- обучение для ликвидации разрыва между требованиями к должности и личными качествами;
- обучение для повышения общей квалификации;
- обучение для работы за новыми направлениями развития организации;
обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.
3.
Внедрение новых технологий в обслуживании туристов.
4. Применение метода нулевого дефекта.
5. Сокращение случаев нарушения трудовой дисциплины благодаря проведению работы с персоналом.
6. Снижение количества затрат, связанных с проведением работ относительно обслуживания персонала.
7. Внедрение мероприятий научной организации работы: расстановка кадров в соответствии с квалификацией, образованием, возрастом, темпераментом.
ГЛАВА Ш. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
3.1 Проблемы подготовки кадров в сфере туристического бизнеса
Туризм — одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений в сфере услуг, которое может стать локомотивом социально-экономического развития целых регионов России. Но дефицит квалифицированных кадров сегодня наблюдается практически во всех сферах производства товаров и услуг, в том числе и в сфере туризма.
Проблема подготовки квалифицированных кадров для отрасли стоит остро. Большинство учебных заведений России выпускают специалистов, не имеющих практического опыта работы в отелях международного уровня. Ежегодно в России готовят порядка 25 тыс. специалистов в сфере гостиничного бизнеса и туризма, из которых 70% остаются невостребованными. По этой причине большую роль в подготовке будущих высококвалифицированных кадров играет их практическая подготовка в гостиницах, работающих по международным стандартам сервиса.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов:
- При нехватке квалифицированных кадров для туристической индустрии имеет место не востребованность выпускников профильных вузов из-за отсутствия у них практических навыков и должных знаний по конкретным специализациям;
- В условиях, когда увеличивается число учебных учреждений, имеется нужда во все более квалифицированных преподавателях.
Они должны обладать современными профессиональными умениями и знаниями, а так же должны иметь опыт работы в данной сфере;
- Возрастает потребность учебных заведений в адекватном методическом обеспечении учебного процесса, в освоении инновационных технологий профессионального образования, внедрении методов и средств дистанционного обучения. Отсутствует координация в вопросах обеспечения системы профессионального туристического образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам;
— Как правило, программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализуемые в системе профессионального туристического образования, не дают слушателям необходимых современных практических профессиональных знаний и навыков, носят формальных характер, в должной степени не связаны с программами корпоративного обучения кадров, существующими на предприятиях туристской индустрии.
Автор провел опрос среди студентов обучающихся по специальности «Туризм» в разных ВУЗах. Всего было опрошено 30 студентов. На вопрос: «Какие знания получают студенты обучающиеся по специальности в сфере туризма?» 70% опрашиваемых ответили «неудовлетворительные». Многие обосновали свой ответ тем, что в течение обучения используются только теоретические знания и мало часов уделяется практике. Причем, 3 студента отметили, что общих предметов в их учреждении больше чем по специальности — это не дает им развиваться как профессионалам. Остальные 30% опрошенных студентов ответили, что они получают удовлетворительные знания. Но они так же оставили свои замечания о том, что хотели бы видеть более совершенную модель обучения, например бизнес-классы от туроператоров и т.п.
В комментариях к опросу 20% опрошенных ответили, что в дальнейшем не будут работать по специальности, так как их дальнейшие планы не связаны с данной сферой и спрос на рынке труда на данную специальность оставляет желать лучшего. Но перспектива развития туризма сегодня, вдохновляет большинство опрошенных. 70% обучающихся специалистов готовы работать по специальности, внося свой вклад в развитие туризма. Они считают работу в сфере туризма интересной, перспективной для карьерного роста и дающей возможность изучать новые культуры и страны. Остальные 10% студентов планируют в будущем открыть свою собственную туристическую фирму. Естественно, для этого им потребуется множество знаний и опыта для того, чтобы реализовать свои планы. Как раз эти знания и опыт они и ожидают получить, обучаясь в ВУЗе.
Данный опрос дает понять, что многие студенты понимают, что существуют некоторые изъяны в программе обучения специалистов в сфере туристического бизнеса. Так что же требуется для того чтобы устранить эти проблемы?
В нашей стране существует на сегодняшний момент немало проблем в процессе обучения и подготовки кадров в сфере туризма — это и доказывает опрос, проведенный автором. Обучение по туристическим специальностям проводится в основном только на уровне теории, хотя она имеет далеко не решающее значение в данной профессии.
Студентам катастрофически не хватает практических навыков, которые могут дать практики, обучающие стажировки и тренинги. Все это оказало влияние на становление системы профессионального туристического образования. В первую очередь, специалисту в области туризма необходимы знания по ресурсоведению, по состоянию и динамике рынка, маркетингу, менеджменту.
Необходимо знать технологические особенности проектирования, подготовки, разработки и предоставления туров, особенности их тематического содержания. Нужны также знания по технологии производства и предоставления отдельных видов туристских услуг, учитывая разнообразие и особенности подготовки различных типов и видов туристических программ.
Все это требует огромных практических навыков. Многие туристические фирмы зарубежных стран, ориентированных на туризм, уже давно поняли эту истину. Профессиональная подготовка менеджеров, специалистов по туризму должна основываться на особенностях предпринимательской деятельности в сфере туроперейтинга и опираться на принципы педагогической дидактики. В ней также большое значение должно уделяться практическим навыкам.
Для решения этих проблем автор считает целесообразным проводить анализ потребности рынка труда в кадрах по специальности «Туризм» и соответственно вносить коррективы в квалификационные требования к этим профессиям.
3.2 Перспективы профессиональной подготовки в сфере туризма
Вузы, специализирующиеся на подготовке кадров для сферы туризма, имеют ряд определенных преимуществ, которые влияют на престижность профессии менеджера по туризму. Так, известно, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, а следовательно, определяет высокий уровень спроса на квалифицированных специалистов в этой области. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступления валюты международный туризм занимает второе место в мире товарного экспорта. Эти факторы определяют престижность профессии менеджера туристической сферы и привлекают абитуриентов к обучению в соответствующих образовательных учреждениях.
Тем не менее, следует учитывать проблемы, стоящие сегодня перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристкой индустрии, но основная проблема — это человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. Можно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль культуры межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе.
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, недостаточности моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является снижение уровня профессионализма и культуры обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность основных задач межличностного общения. Профессиональная подготовка специалистов в сфере туризма, знания, полученные в учебном заведении, должны с необходимостью включать в себя следующие обязательные компоненты:
- знание законодательных актов и нормативных документов, международных норм в сфере туризма;
- навыки управления человеческими ресурсами, лидерство, умение решения проблем, формулирование стратегий развития в команде;
- знание туристской отрасли, тенденций развития, географии туристских потоков, истории, культуры, экономики;
- владение одним и более иностранными языками, если того требует выполняемая работа, компьютерная грамотность;
- владение правильным русским языком и умение дать четкий, грамотный ответ на любой вопрос клиента;
- владение в полном объеме информацией о всех турах, которая может потребоваться потребителю;
- навыки личностного развития, эффективный самоменеджмент, навыки общения, проведения презентаций, использование международных стандартов.
Наличие и содержание опыта работы также является ключевой характеристикой потенциала работника. По этому вопросу организации разделяются на две группы: первые в основном обращают внимание на опыт работы в данной отрасли, и это является необходимым условием приема на работу. Основной недостаток такого подхода состоит в том, что имеющийся опыт у сотрудника может отрицательно повлиять на новую работу, так как стандарты обслуживания туристов в разных странах разные. А другие большее значение придают уровню профессиональной подготовки, а опыт работы по специальности относят к недостаткам, поскольку больших затрат требует именно переобучение работников на новые стандарты обслуживания. Как правило, ответственное отношение к делу, энтузиазм и привлекательный внешний вид имеют приоритет перед хорошими оценками в учебе. Специфика предприятий туризма состоит в том, что если они стремятся к дружелюбному, вежливому обслуживанию, то они должны отбирать вежливых и мотивированных работников. Преуспевающие компании строго следуют этому принципу. Возможно найти высокообразованных, профессиональных работников, но очень трудно обучить быть дружелюбными и вежливыми.
Кроме исходных характеристик, которыми должен обладать персонал, эффективность его работы также определяется профессиональным обучением, которое он получает в организации, оценкой, получаемой сотрудником от организации в ходе формальной аттестации или наставлений руководителя.
Обучение и профессиональную подготовку персонала нужно проводить постоянно, в самых разнообразных формах. Кроме традиционных методов повышения квалификации на семинарах и вебинарах, важно на самом предприятии проводить анализ работы лучших работников, секретов их мастерства, применять методы экспертных оценок и «мозговой атаки» при решении наиболее сложных управленческих задач. Успех кадрового менеджмента возможен лишь при настойчивой работе по повышению квалификации работников туристического сервиса.
В случае если фирма планирует выход на уровень международного туризма, то успех возможен только при владении персоналом разговорным иностранным языком, что характерно для всех турфирм мира. Опыт многих предприятий, обслуживающих иностранцев, показывает, что эту задачу можно успешно решить за 2-3 месяца обучения персонала, особенно среди молодежи.
Объединенная Европа располагает давними и значительными культурными традициями и различными материальными объектами культуры, которые стали основой подготовки высокопрофессиональных кадров в сфере туризма. Информационные технологии, используемые зарубежными туристскими фирмами, делают доступными для организации посещения туристами практически любых выбранных культурных событий, так как информация обо всех предстоящих событиях доводится до потенциального туриста заблаговременно и сопровождается, как правило, исчерпывающим описанием.
Наиболее прогрессивные предприятия самое пристальное внимание уделяют совершенствованию организационной структуры, формируют привлекательные рабочие места для работников, заботятся об их качественном развитии. Обучение сегодня еще в большей степени, чем раньше, не может быть закончено профессиональным обучением в учебных заведениях, даже если оно и включает максимум возможностей для овладения практическими знаниями и навыками. Процесс обучения должен быть непрерывным, осуществляться в различных формах — программы адаптации и повышения квалификации работников внутри организации, самообразование и саморазвитие. Следствием сезонного характера труда в туристской отрасли является наличие временных работников. Этот фактор порождает необходимость проектирования многопрофильных рабочих мест, когда один и тот же сотрудник выполняет различные функции в зависимости от сезонных особенностей, что требует от него разнообразных компетенций, знаний, умений, навыков, организованности и способности к развитию.