Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но это вовсе не всеобщий собес, распределяющий блага нуждающимся или тем, которые выдают себя нуждающихся.
Социальное государство – созидатель высокоэффективного социального рыночного хозяйства и источник сильной социальной политики, обеспечивающих достойную жизнь каждого. Именно для этого нужна эффективная система социальной поддержки граждан, прежде всего наиболее уязвимых слоев населения.
Что, кстати, вовсе не означает, что представители остальных социальных групп, в том числе среднего класса, остаются вне социальных гарантий государства. Учителя, врачи, творческая интеллигенция, студенчество, многодетные семьи – всегда были и остаются сегодня «зоной особого внимания» государства. Социальное государство не может не понимать или забывать о своем долге заботиться о том, чтобы каждый инженер, агроном, экономист, технолог, дизайнер имел реальную возможность не просто работать по специальности и получать достойную заработную плату, но и строить профессиональную карьеру, профессионально и интеллектуально расти. А значит иметь реальную возможность постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. И вознаграждение (оплата труда) за это в итоге должно быть справедливым, по крайней мере, не ниже средней по экономике данного региона. Причем платиться не за факт пребывания в должности и просиживания на рабочем месте положенное количество часов, а за реальный реальный вклад (по качеству и количеству) в производство, науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание качественных публичных услуг.
Современная Россия не в полной мере соответствует понятию социального государства, и многие социальные гарантии, закрепленные в Конституции, остаются пока только на бумаге.
Предмет работы – социальная модель государства.
Объект работы – социальная модель государства европейских стран и возможности ее формировании в России.
Цель работы – исследование социальная модель государства европейских стран и возможностей ее формировании в России.
Задачи работы:
- изучить сущность социальной модели государства;
- изучить исторические предпосылки появления социальной модели государства;
- изучить особенности социальной модели европейских стран;
- изучить преимущества и недостатки социальной модели;
- оценить текущее состояние формирования социальной модели в России;
- исследовать перспективы формирования социальной модели европейских стран в России.
Информационной базой работы является учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы государственных органов власти.
«Экономическая и социальная география зарубежных стран. ...
... важно как в познавательном, так и в практическом отношении. Цель работы: изучить понятия «территория», «туристско-рекриационный комплекс», «туристский район». Понятие «территория» Территория – часть поверхности земной ... В нашей стране разработана модель развития туристских территорий, разработанная Ю. А. Ведениным и дополненная Ю. А. Худеньких. Согласно этой модели туристские территории в своем ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное государство (нем. Sozialstaat) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Социальным называют государство, достигшее вершин эволюции, наиболее высокого развития государственной системы. Государство является социальным в том случае, когда его внутренняя политика нацелена на создание благоприятных условий и высокого уровня жизни граждан. Существующие основы социального государства закреплены в его конституции, где прописаны гарантии, обеспечивающие охрану здоровья, труда людей. Государством устанавливается размер минимальной заплаты, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов. В конституции содержится описание системы социальных государственных служб, установленные государственные пенсии и пособия. Рассматриваются и другие гарантии обеспечения государственной социальной защиты граждан, например, добровольное страхование, занятия благотворительностью.
Становление современных форм и моделей государственной социальной политики произошло во второй половине XIX в. в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства.
Формирование современной социальной политики в промышленно развитых странах происходило с начала 60-х гг. XX в. Большинство исследователей связывают этот факт с высокой динамикой преобразований экономического и общественного устройства, которые происходили под воздействием научно-технической революции и изменения содержания труда.
Среди ключевых факторов, определяющих европейскую социальную модель можно назвать следующие: экономические решения; региональная политика; европейская система ценностей; общая социальная политика, чья сфера постепенно расширяется.
Социальное государство на примере европейских стран – это правовое демократическое государство, высшей ценностью которого является человек, это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого. Социальное государство на законодательном уровне признает и своей экономической и социальной политикой, правоприменительной и правоохранительной практикой гарантирует экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, защищает свободу и собственность, обеспечивает на этой основе социальный мир, экономический рост и безопасность государства, физическое, духовное и нравственное совершенствование человека.
Система социальной защиты населения
... обобщения. Структура курсовой работы Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, ...
В России основы социального государства содержатся в статьях Конституции под номерами тридцать семь-сорок три и в отдельных Федеральных законах, в которых говорится о мерах поддержки ветеранов, о социальном обслуживании граждан России (1995 г.), об инвалидах и их социальной защите в РФ (1995 г.) и др.
Печально, но сейчас в России, даже несмотря на прогрессивные законы, постулат о социальном государстве остается, к сожалению, во многом декларацией.
Очевидной иллюстрацией такого безнравственного и чреватого социально-политическими потрясениями положения является чрезмерный разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан страны, который называется децильным коэффициентом. У нас он достигает 40 раз. Достаточно вспомнить, что 10% россиян владеют 90% богатств страны. Такое положение нетерпимо.
Нам еще предстоит дотягиваться до исходного экономического уровня, с которого стартовала Европейская социальная модель. В то же время появилась возможность использовать как ее опыт, так и преимущества ХХ1 века.
Перед Россией стоит чрезвычайно сложная задача – определить роль, возможности и обязанности всех составляющих сил российского общества, четко обозначить долю ответственности каждого из социальных партнеров в кризисный период. Безусловно, богатый европейский опыт, его достижения и просчеты могут оказать помощь реформирующемуся обществу. Сложность заключается в том, что к настоящему времени система социального партнерства, апробированная и доказавшая свою эффективность на Западе, в России до сих пор не развита, не определены функции партнеров, их права и обязанности. В стремлении соответствовать западным стандартам эта систем насаждается сверху, хотя логика требует обратного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/modeli-sotsialnogo-gosudarstva-2/
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. — М.: Юрайт, 2013. — 154 c.
3. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. — М.: ДиС, 2012. — 496 c.
4. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 202 c.
5. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
6. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. — М.: ДиС, 2012. — 208 c.
7. Воронин, А.Ю. Макроэкономика — I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 110 c.
8. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега-Л, 2014. — 254 c.
9. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 576 c.
10. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 608 c.
«Транспортная логистика и транспортные средства». – Павлодар, ...
... маршрутам. На сегодняшний день в стране не существует четкой логистической системы таких перевозок, которая одновременно удовлетворяла бы потребности пассажиров и транспортных предприятий. Вместе с тем, организация работы ... управлении, планировании и контроле за эффективным движением потоков материальных и людских ресурсов, финансовых средств и соответствующей им информации от места возникновения ...
11. Ким, И.А. Сборник заданий по макроэкономике: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10-11 классов (профильный уровень образования) / И.А. Ким. — М.: Вита-Пр., 2013. — 144 c.
12. Марычанова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Марычанова, С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2008. – 430 с.
13. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. — СПб.: Питер, 2013. — 560 c.
14. Никифоров А.А. Макроэкономика. Научные школы, кон-цепции, экономическая политика: учеб. пособие / А.А. Никифоров, С.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: Дело и сервис, 2008. – 324 с.
15. Овчинников, Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. — СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. — 368 c.
16. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник для магистров / Н.М. Розанова. — М.: Юрайт, 2013. — 813 c.
17. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. — М.: МИСиС, 2013. — 88 c.
18. Туманова Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого под-хода: учебник /Е.А. Туманова, Н.Л. Шатас – М.: ИНФРА-М, 2010. – 322 с.
19. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. А.И. Добрынина и Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 398 с.
20. Экономическая теория: учебник для бакалавров/ под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2012. – 320 с.
21. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. — 2012. — № 5(95).
— С. 30-44.
22. Хома Н.М. Модели социального государства: новые подходы к типологизации// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2013. — №1. – С.10
23. Сайт Минэкономразвития