Становление музейного дела в странах Азии складывалось в условиях, кардинально отличных от условий, в которых развивались музеи Европы, Америки. Многие азиатские страны были превращены в колонии, самой крупной из которых стала Индия. Музей как феномен не был рожден Индией самостоятельно, а возник благодаря деятельности английских ученых — представителей колониальной администрации. Их усилиями были созданы сначала комплексные музеи, собрания которых отражали научные интересы завоевателей, а позже стали появляться и узкопрофильные музеи, не просто собрания редкостей, но специализированные коллекции для ознакомления и изучения отдельных сторон национальной культуры. Данное направление продолжило свое развитие в уже независимой Индии, что и определило современное состояние музейной сети страны.
Основное внимание в работе сосредоточено на изучении динамики развития музейного дела в Индии, преимущественно постколониального периода (с 1947 г.).
Данная тема является недостаточно изученной в отечественной музеологической литературе, потому для понимания дальнейших перспектив развития необходим и актуален комплексный анализ. Актуальность данного исследования также обусловлена активной деятельностью Индии в комитетах и объединениях Международного совета Музеев (далее — ИКОМ), а также в рамках созданного в 2011 г. объединения БРИКС.
Объектом исследования является история развития музейного дела в Индии и ее современное состояние. Предметом исследования можно назвать деятельность государственных учреждений культуры и негосударственных организаций по формированию и совершенствованию музейной сети страны.
Целями данной работы является изучение хронологии развития музейного дела в Индии и анализ современного положения дел в музейном пространстве данного государства, его места в мировой культуре, востребованности его самобытного наследия в межкультурном диалоге, динамики развития музейной сферы в Индии на протяжении последних 70 лет.
Задачами работы являются:
- сбор и изучение литературы и различных источников, посвященных заявленной теме работы;
- определение рамок периодизации развития музейного дела в Индии и их обоснование;
- анализ развития музейного дела в Индии на каждом из выделенных этапов;
- описание деятельности организаций, ответственных за развитие музеев Индии;
- изучение российско-индийского сотрудничества по вопросам науки, культуры и образования в рамках БРИКС;
- анализ тенденций и проблем музейного дела страны в разные периоды времени.
Методами, используемыми при написании работы, являются общенаучные методы, такие как: формализация и систематизация данных, их классификация, анализ имеющейся информации, синтез полученных данных. В процессе изучения указанной тематики были применены и частно-научные методы, ключевыми из которых стали конкретно-исторический и хронологический методы, которые были использованы в последовательном описании фактов, связанных с переходом к институту музея в Индии, формированием музейного дела в стране, развитием российско-индийских межмузейных отношений в конце XX — начале XXI вв.
Влияние социального туризма на развитие экономики страны
... механизма процесса формирования основ социального туризма, выявлении основных социально-политических, экономических факторов и условий, воздействующих на процесс его формирования и возможности влияния на экономику регионов и страны в целом; - в выявлении и рассмотрении особенностей процессов взаимодействия сферы ...
Историю зарождения феномена коллекционирования на территории исторической Индии представляется возможным проследить, если обратиться к трудам об истории искусства Индии См. напр.: Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии. М., 1963. C. 7-67., ввиду того, что домузейный период музейного дела Индии не подвергался тщательному анализу. Изучение культуры Индии началось исследователями-европейцами на рубеже XVIII — XIX вв. Оно осуществлялось в рамках научных обществ, созданных англичанами на территории своей колонии. О музейном деле Британской Индии можно узнать из общих трудов по изучению истории музейного дела различных стран мира, к примеру, из пособий Т. Ю. Юреневой См. напр.: Юренева Т. Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011. С. 346-352..
Во второй половине XX века происходит формирование музеологии в Индии. В самой Индии можно назвать таких специалистов, как Джиотиндра Джаин, специалиста по ритуальному искусству Индии, посвятившему жизнь изучению мифов и преданий своей страны, который посвятил ряд своих работ музею ремесел в Дели, в котором проработал долгое время См. напр.: Джаин Д. Музей ремесел в Дели // Museum 1987. № 3 (157).
С. 48-55.; или профессора Сарму, изучавшего феномен археологического музея в Индии См. напр.: Сарма И. К. Индия: археологические музеи на месте раскопок и их значение для культурного образования // Museum 1998. № 4 (198).
С. 45-49.. Большой вклад в изучение культурного наследия Индии сделали супруги Мерварт, Герман Христианович и Людмила Александровна, которые занимались изучением местных наречий и собирали экспонаты для Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого на Цейлоне и в Индии См. напр.: Соболева Е. С. Культура Южной Азии в музеях начале ХХ века (по письмам Г.Х. Мерварта) // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIV: Н. — СПб.: Издание СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», 2015. С. 212-219.. Современные исследования ученых посвящены, в большинстве своем, отдельным музеям страны, а также тенденциям музейного дела Индии и сопутствующим им проблемам См. напр.: Лунев С. И. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета., №1(10) М., 2010. С. 189-201..
В работе анализируются статьи о музеях Индии из профильных См. напр.: Cameron D. F. Marble floors are cold for small, bare feet // Museum management and curatorship 1993. № 12(2).
Развитие стран Африки в постколониальный период
... развития транспортной системы. В марте 1998 г. в Аддис-Абебе прошел первый крупный форум по инвестициям в развитие экономики в странах ... Намибии и Анголе; удалось нормализовать отношения между Кенией, Угандой и Танзанией; в 1993 г. Эритрее была предоставлена ... в основу которых положены принципы невмешательства во внутренние дела эмиратов, уважения их полного суверенитета и территориальной целостности, ...
P. 159-170. и не профильных журналов См. напр.: Алонина С. А. Клозетная культура // Вокруг света 2012 (8).
С. 45-48., а также труды по истории и культуре Индии См. напр.: Holbein T., Dawkins W., Crace J. Indian museums: a centenary retrospect // Journal of the Royal Society of Arts, 1914. №62 (3193).
P. 207-221..
Ввиду отсутствия комплексного труда, который охватывал бы основные вопросы становления и развития музейного дела в Индии, для проведения исследования нами был использован широкий круг источников. Для изучения государственной политики и системы управления музейным делом были использовали законодательные и нормативные акты. В частности, в работе присутствует анализ нормативных документов ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ и музейных организаций Индии — Музейная Ассоциация Индии (далее — МАИ) и ИКОМ Индии См. напр.: MAI “By-Laws”. Dehli, 2010, P. 1-24..
В качестве источников использовались материалы, отражающие текущую деятельность музеев страны, представленные в рамках научных семинаров и конференций музейных работников в рамках деятельности ИКОМ См. напр.: 15th Triennial Conference in New Delhi // ICOM Committee for Conservation. URL: http://www.icom-cc.org/243/icom-cc-triennial-conferences/15th-triennial-conference,-new-delhi,-india,-2008/#.WQpFxDFSDIV (дата обращения: 05.05.2017)..
Другим ценным для работы источником стала информация, почерпнутая с сайтов музеев Индии и культурных организаций данной страны и других стран См. напр.: Welcome to Indian Museum // Indian Museum. URL: http://indianmuseumkolkata.org (дата обращения: 07.05.2017)..
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и используемых источников: нормативных документов и электронных ресурсов. Первая глава посвящена периодизации развития музейного дела в Индии; вторая описывает основные направления работы современной Индии над совершенствованием музейного дела и трудности, связанные с этим.
Глава 1. Становление музейного дела в Индии
В современном мире остро стоит вопрос «глокализации», понимаемой как параллельный процесс объединения и унификации мирового наследия и одновременно стремление к познанию культурами своей самобытности. Это в полной мере относится к культуре современной Индии.
Страна с богатой историей, своеобразным мироощущением, седьмая по размеру территории и вторая по численности населения, Индия не может не гордится своим огромным вкладом в мировую культуру: крупнейший и богатейший центр мировой торговли, удивительная архитектура, которой нет равных в мире, ведические рукописи, изучение которых открывает все новые и новые аспекты истории и философии этой уникальной страны. Культура Древней Индии начала складываться c III тысячелетии до н.э. Буддизм (как одна из мировых религий), индуизм, джайнизм, сикхизм, а в первом тысячелетии проникновение иудаизма, христианства и ислама сделали это государство, в котором по-прежнему проживает множество малых этноконфессиональных групп, разнообразным и в конфессиональном плане.
Задачей данной главы является описание основных периодов истории музейного дела в Индии. Рассматривая периодизацию музейного дела в Индии, можно выделить три ключевых этапа его развития:
История развития частных музеев в России
... - бизнес в сфере детских частных музеев. Объект - дом-музей сказок «В гостях у сказки». Частные музеи в России, История развития частных музеев в России Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы ... стране практически не создавались. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и ...
1. Домузейный период охватывает период с III тысячелетия до н.э. до 1814 года — года основания первого музея в Индии;
2. Период возникновения и развития музеев Индии колониальной эпохи (1814 — до 1940-х годов).
Выделение данного этапа обусловлено значительными переменами в музейном деле и в политической ситуации страны. В 1944 г. была основана Museums Association of India (MAI — Музейная Ассоциация Индии).
В 1947 г. Индия добилась независимости от Великобритании.
3. Индия в мировом музейном пространстве с 1940-х годов по настоящее время.
Разумеется, эта периодизация условна, ввиду отсутствия четко регламентированного деления этапов развития музейного дела Индии. В этих рамках более подробно рассмотрим деятельность Индии в музейном пространстве.
История становления и развития музейного дела в Индии имеет ряд сходств с системой развития музеев в других странах, как самостоятельных держав, так и в странах, испытавших на себе влияние колонизаторов. Как и во многих странах Запада и Востока, музейное дело на территории Древней Индии началось со стихийного коллекционирования вещей, отвечающих эстетическим вкусам вельмож и правителей, и формирования коллекций предметов сакрального назначения при храмах. В период с III тысячелетия до н.э. и до VII в. н.э. были возведены архитектурные памятники (дворцы и храмы), многие их которых были украшены скульптурами и барельефами Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии. М., 1963. C. 13.. Возникли и развивались художественные ремесла, литература разных жанров, появился индийский театр, развивалась монументальная и станковая живопись.
В эпоху средневековья развиваются стили и жанры различных видов искусств, что обусловлено вторжениями захватчиков и междоусобицами, большое государство становится территориально раздробленным, для каждой отдельной области характерен свой язык, свои традиции, своя идеология и эстетика. Например, до прихода в Бенгалию европейских колонизаторов страна переживала как период расцвета в эпоху Моголов, так и период упадка после ослабления Могольской Империи, и к концу XVIII — началу XIX века представляла собой огромное поле для исследований. Там имелось много частных собраний и сокровищ, памятников искусства и архитектуры, разбросанных по всей территории государства.
С британскими завоевателями связаны и первые попытки систематизировать собрания, создать единые музеи. Что характерно, первые музеи были комплексными и, что тоже типично для Британии, естественно-научными. Первым музеем Индии (и Азии) считается Индийский музей в Калькутте (современная Колката), открытый в 1814 году. Именно с этой даты в Индии принято отсчитывать начало музейной работы. Как сообщается на сайте ИКОМ, в 2014 году отмечалось 200-летие данного события, по случаю которого ИКОМ совместно с министерством культуры Индии провел в Колкате и Нью-Дели конференцию и семинар по вопросам, связанным с различными направлениями работы музеев этого государства в XXI веке India celebrates 200 years of museum work // International Council of museums (ICOM).
URL: http://icom.museum/news/news/article/india-celebrates-200-years-of-museum-work/ (дата обращения: 04.05.2017)..
Помимо комплексных музеев постепенно формируются и музеи отдельных профильных групп, чаще археологические и художественные Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. C. 259.. Появляются университетские музеи. Предметы в музеях не просто собираются, но и изучаются, выступают в качестве наглядных пособий. Все это можно отнести к характерным чертам развития музейного дела в колониях: первоначально музеи создавались европейскими колонистами для себя, без учета потребностей и интересов местного населения. Экспозиции были построены в соответствии с уровнем развития научных знаний в Западной Европе. Постепенно при создании музеев власти начинают ориентироваться и на задачу повышения уровня жизни местного населения. В целом, в Индии внедрение музеев по британскому образцу прошло вполне успешно.
Туристско-страноведческая характеристика Индии
... великолепные песчаные пляжи, превратившиеся в центры туризма международного значения. Экономико-географическое положение Индии благоприятствует развитию хозяйства. В первую очередь это относится к положению страны на морских ... место на Земле). Влажность воздуха в период дождей — в среднем 95—98%. Муссонный ритм выпадения осадков определяет ритм хозяйственных работ и всего образа жизни. 70–80% ...
Освободительные движения 1940-х, обретение независимости в 1947 г. и провозглашение республики 26 января 1950 г. открывают новые возможности для музейной работы в Индии. Целый ряд новых профильных групп музеев в Индии появляется на волне революционных движений, например, мемориальные музеи, музеи национального искусства, научные музеи. Страна вступает в международные культурные организации (ЮНЕСКО, ИКОМ), создает свои национальные комитеты (МАИ, ИКОМ Индии), присоединяется к международным организациям, которые одной из своих задач ставят развитие культурного сотрудничества (ООН, БРИКС, G20, ВТО).
В музейном деле современная Индия стремится сохранить баланс между новейшими стратегиями развития музеологии и типично национальными традициями, адаптировать музеи в XXI веке для различных групп посетителей: и для индийцев, и для туристов из других стран. Отличительной чертой новой республики является то, что, развивая музейное дело в своей стране, Индия уже не обращается за помощью к бывшей метрополии, успешно справляясь своими силами. Бывшая еще 70 лет назад колониальной страна сегодня успешно развивается, динамично двигаясь навстречу европейскому миру, но в то же время она сохраняет культурную самобытность. Она не только активно развивает сферы науки, культуры и техники, считается страной, богатой интеллектуальными ресурсами, но и является мощной военной державой, имеет ядерное оружие. В целом, о современной Индии можно сказать, что наряду с типичным для традиционного Востока опытом и страна знаменита и инновациями, воспринятыми от Западного мира.
1.1 Домузейный период (III тыс. до н.э. — начало XIX века)
Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся на протяжении нескольких тысячелетий. Культура Древней Индии начала складываться уже в III тысячелетии до н.э., о чем свидетельствуют раскопки Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) в долине Инда, которые были в то время населены дравидоязычными племенами Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии. М., 1963. C. 7.. Памятники ранней эпохи древнеиндийской культуры относились к архитектуре и, в большинстве своем, не сохранились, так как были деревянными. Там же. С. 11. Однако о них можно судить по образцам, описанным в своде архитектурных правил «Манасара», создание которого относят к V веку н.э., в котором указаны традиционные принципы строительства городов и деревень в соответствии с древними обычаями Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии. М., 1963. С. 12..
Во II тысячелетии до н.э. кочевые племена приходят в долину Инда и разрушают местную цивилизацию, смешиваются с ней, создавая новые произведения искусства и ремесла; создаются легендарные поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Уже в I тысячелетии н.э. первенство в общественной жизни захватывают брахманы, оформляется брахманизм, начинается собирательство предметов сакрального толка, строятся новые архитектурные сооружения, впрочем, тоже из дерева.
Отечественные военные музеи ХХ века
... автор на основе изучения документов ряда отечественных архивов (РГВА, научных архивов Центрального музея Вооруженных сил, Военно-исторического музея ... первой трети XX в. Особый интерес представляет исследование на тему: "Российские военные музеи в первой трети XX века: из истории организации и деятельности". В нем ...
Однако и каменные постройки появляются на рубеже эр. Когда в 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся на территорию Индии, чтобы владычествовать там всего несколько лет до восстания Чандрагупта Чандрагупта Маурья — первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев (правил в 322—298 годах до н. э.), освободившего население от греческого влияния и основавшего династию Маурья (322-185г.г. до н.э.), там уже возводились здания из камня, и именно при этой династии каменное зодчество достигло своего расцвета, в частности, в новой столице — Паталипутре. Строились как жилые здания (Дворец Ашоки Ашока — внук Чандрагупты, правитель империи Мауриев с 273 по 232 год до н.э., покровитель буддизма. — III век до н.э.), так и культовые сооружения (буддистские храмы, реликварии — ступы, колонны — стамбхи, пещерные храмы и монастыри).
Во многих хранились реликвии Будды (зубы, локоны, кости) и религиозные книги Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011. С. 347..
Среди немногих сохранивших колонн (или их частей) самой известной можно назвать Львиную капитель, которая украшала столб, поставленный на месте, на котором, по легенде, Будда прочитал свою первую проповедь. Она хранится в археологическом музее Сарната Welcome to Sarnath Museum // Archaeological museum of Sarnath. URL: http://www.sarnathmuseumasi.org (дата обращения: 04.05.2017).
и относится к III веку до нашей эры Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. С. 256.. Ее изображение можно увидеть на государственном гербе Индии.
Скульптура, изначально неотделимая от архитектуры (барельефы, горельефы), отличалась разнообразием сюжетов: от бытовых сцен до статуй божеств. Разумеется, существовали определенные каноны, но они не были настолько строги, чтобы ограничивать творчество мастеров. Как раз в скульптуре хорошо заметны черты, которые позволяют людям, не изучающим углубленно индийское искусство, выделять его среди прочих: плавность линий тела, реализм изображаемого, индивидуальный подход к изображению отдельных людей и божеств.
В IV веке н.э. к власти пришла династия Гуптов, при которой происходит объединение земель и расцвет культуры Индии: литературы, архитектуры, театра, изобразительных искусств. Их правление заканчивается в VI веке, а влияние на искусство сохраняется вплоть до эпохи раннего средневековья. Храмы из обители молящихся перевоплощаются в места обитания божеств, архитектура становится более монументальной, а убранство и росписи в помещении — более аскетичными. Это хорошо заметно при посещении сохранивших пещерных храмов того периода Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии, М., 1963. С. 33..
Эпоха феодализма приходит с падением династии Гуптов и оставляет после себя последние монолитные скальные храмы. Самым известным можно назвать храм Шивы в западной Индии, близ Мумбая (в VII веке он был частично разрушен) Там же. С. 37-38..
Провинциальный краеведческий музей
... ВОВ И.А. Венников. Один год музей существовал как народный. В 1978 году он становится филиалом Куйбышевского областного краеведческого музея. В 1987 году музей был реконструирован. Уникальность ... которые обновляются каждые два месяца. Краеведческий музей г.Октябрьска Музей основан в 1985 году. Представляет собой классический вариант муниципального краеведческого музея. Экспозиция выстроена в духе ...
С X века начинается вторжение мусульманских завоевателей, что приносит одновременно и к возникновению героического эпоса (поэма «Притхвирадж Расо Притхвирадж III, или Притхвирадж Чаухан (1166—1192) — царь из индуистской династии Чаухан, правивший большим царством на севере Индии во второй половине XII века. Он знаменит победой в Первой тараинской битве в 1191 году, погиб во время Второй тараинской битвы в1192 году, в результате чего Дели перешёл под контроль мусульманских правителей.» автора Чанда Бардаи, рассказывающая о борьбе правителя Дели за независимость своей земли), и к влиянию ислама на культуру Индии Там же. С. 48..
Борьба за независимость вполне логично приводит к централизации Индии, апогей которой приходится на правление династии Моголов (XVI — XVII века).
Искусство Индии переживает сначала расцвет, а потом и упадок вместе с упадком династии Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии, М., 1963. С. 46.. Центрами зодчества того времени являются Дели и Агра, здания строятся в соответствии с пожеланиями заказчиков. Можно разглядеть и исламские мотивы (Тадж-Махал, Агра, XVII в.) Там же. С. 53-55., и традиционно индийскую монументальность (Красный форт, Дели, XVII в.) Там же. С. 52.. После Тадж-Махала и уже при европейских колонизаторах в Индии уже не возводятся столь величественные постройки, а прикладное искусство хоть и сохраняется, но остается в том состоянии, пика которого достигло при династии Моголов Там же. С. 64..
Атрибуция предметов индийского искусства в домузейный период довольно сложна ввиду того, что произведения коллекционировали без указаний на имя создателя (создателей), предметами прекрасного торговали, приносили в дар, украшали помещения. Их изучение сопряжено с определенными трудностями также ввиду того, что источники, на основе которых могли бы вестись подобные исследования, дошли до нас в небольшом количестве, их достоверность весьма условна, а их систематизация практически невозможна, поскольку страна долгое время не существовала как единое политическое целое, разные рукописи создавались в разных княжествах, система летоисчисления тоже не была единой, потому на данный момент анализ осуществляется больше на основе материальной культуры, а письменными источниками занимаются специалисты-востоковеды Гийон Э. Философия буддизма. М., 2004. С. 46..
Однако домузейный период богат оригинальными произведениями искусства и ремесла, что и позволило завоевателям собрать огромное количество предметов для фондов своих будущих музеев.
1.2 Музеи колониальной Индии (начало XIX — сер. XX вв.)
Первыми из европейских колонизаторов берегов Индии достигли португальцы (в XV-XVI вв.).
Здесь они начали строить поселения и порты, постепенно сосредоточив в своих руках контроль над торговлей. Вслед за ними появились голландцы, чуть позднее — датчане, французы и англичане. Так началась эпоха колонизации Индии и прилегающих к ней территорий Юренева Т. Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011. С. 346.
В конце XVII века права на Индию заявляет британская Ост-Индская компания, которая руководит торговлей, политикой, дипломатией, налогами, т.е. становится во главе административного управления страны. В 1858 г. парламент Великобритании упраздняет ее деятельность, а Индия окончательно становится английской колонией, управление страной переходит к генерал-губернатору в статусе вице-короля. Королева Виктория провозглашается императрицей Индии Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. С. 254..
Литературные музеи Москвы
Объект данного исследования - музейная сеть России Предмет изучения - литературные музеи Москвы. [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/literaturnyie-muzei-rossii/ , Цель курсовой работы - дать общую характеристику литературным музеем Москвы. , Задачи: 1. Осветить историю ...
Как и любая колонизация, вышеуказанная имела как свои минусы, такие как угнетение коренного населения, болезненное для него переделывание восточной страны под европейскую систему управления государством, так и плюсы. Индия была постепенно включена в мировой рынок, в страну были привнесены зачатки развития промышленности и системы образования. В Калькутте, Бомбее и Мадрасе появляются университеты, в которых преподавание ведется на английском языке, многие индийцы отправляются получать образование в университетах Европы Holbein T., Dawkins W., Crace J. Indian museums: a centenary retrospect // Journal of the Royal Society of Arts, 1914. №62 (3193), P. 209.. Повсеместное внедрение английского языка способствует сплочению населения, изучение других культур помогает индийцам лучше понимать уникальность своей, что, в итоге, поможет стране единым целым встать на защиту своей независимости.
Именно в этот период и появляются первые музеи в Индии. Пионером в области музейного строительства стала Бенгалия (северо-восток Индии), захваченная ранее других регионов. Город Калькутта (с 2001 г. — Колката), выросший из фактории Ост-Индской компании и форта Уильям, являлся главным центром английской колониальной администрации с 1773 до 1911 г., когда резиденцию генерал-губернатора перенесли в Дели.
В Калькутте и открывается первый музей, появившийся на основе коллекций Азиатского общества Бенгалии, которое было основано английским востоковедом Уильямом Джонсоном в 1784 году. Общество занималось изучением природы и культуры Индии, в ходе изучения накапливались материалы, а порой целые коллекции, что и привело к мысли о создании музея в Калькутте. Предположительно, датой основания можно считать 1796 год, но официальной датой считается 1814 год, когда у музея появляется хранитель, датский ботаник Натаниэль Уоллих. Калькуттский музей также считается первым в азиатском регионе. До 1866 года музей существует за счет деятельности Азиатского общества, но из-за нехватки финансов переходит в государственный сектор Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. С. 255., а с 1875 года Indian Museum является публичным.
Следующий музей появляется аналогичным образом на средства Литературного общества в Мадрасе (c 1996 г. — Ченнаи) в 1851 году. Жизнью этого музея (Government Museum — Правительственный музей Мадраса) руководил председатель общества, англичанин, военный хирург, Эдвард Грин Бельфор, который поспособствовал значительному пополнению коллекций музея после его открытия Там же. С. 256. .
Оба музея представляли собой пусть и значительное, но довольно-таки разрозненное собрание всевозможных редкостей, не только Индии, но и всего света. Были представлены геологические, минералогические, зоологические коллекции, монеты, произведения искусства, медали, гербарии.
Небольшие кабинеты со столь же разрозненной схемой экспонирования появляются при университетах.
Первыми специализированными музеями становятся археологические музеи, создаваемые на местах начатых британцами раскопок. Первым из подобных музеев можно назвать Археологический музей Керзона (современное название Government Museum Mathura — Правительственный музей в Матхуре Government Museum // Mathura — Vrindavan. URL: http://www.mathura-vrindavan.com/mathura/museum.htm (дата обращения: 07.05.2017).), который открывает свои двери для посетителей в 1874 году, за ним следуют подобные музеи в Сарнате и Агре в 1904 и 1906 годах соответственно. Получившие в свое время популярность ввиду руководства оными вице-королем Керзоном и создания Департамента археологических исследований Индии в 1861 году, сейчас археологические музеи имеют особый статус в Индии, выделяются как отдельная профильная группа, способствуют максимальному сохранению прошлого именно путем консервации археологических находок на местах. Масштабы проводимых раскопок, небрежное обращение английских колонистов с находками и промышленное строительство на месте возможных археологических музеев, привели к кризису подобных музеев в середине XX века. Вопросом их спасения будет заниматься уже независимая Индия, но в начале века археологические музеи стали важным звеном в музейной системе Индии, именно с ними связан живой интерес специалистов, и не только англичан, к самобытной культуре страны, именно с них начинается профилизация музеев Индии Сарма И. К. Индия: археологические музеи на месте раскопок и их значение для культурного образования // Museum 1998. № 4 (198).
Музеи великобритании
... (Sights of London) Лондон является столицей Великобритании, крупнейшим городом Европейского союза и одним из ... ceremony, which is rather spectacular. London’s largest museum is the British Museum. It houses one the most impressive archeological ... чтобы посмотреть впечатляющую церемонию смены караула. Крупнейшим музеем Лондона является Британский музей. В нем содержится одна наиболее впечатляющих ...
С. 45-46..
Важным аспектом музейного дела Индии начала XX века становится появление художественных музеев. Первым их них считается Prince of Whales Museum of Western India (Музей принца Уэльского) в Бомбее (c 1995 г. — Мумбай), созданный в 1909 году по инициативе местных жителей в память о визите наследного принца в Индию в начале XX века, экспонировавший собрания скульптуры, живописи, монет, оружия, тканей и художественных ремесел. Поначалу коллекции предоставляли научные общества, но позже музей обзавелся собственными фондами. Музей начал полноценно функционировать только после первой мировой войны, сейчас является одним из крупнейших комплексных музеев Индии и с 1990-х годов носит имя основателя империи Маратха, национального героя Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалайа (Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya) Welcome to CSMVS // Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya. URL: http://www.csmvs.in (дата обращения: 07.05.2017)., но европейскому посетителю проще ориентироваться на историческое названиеНигам М. Как приблизить музей к людям // Museum 1987. № 1 (159), С. 12-13..
Тяга к универсализму коллекций составляла характерную черту первых индийских музеев, что роднит их с первыми музеями Западной Европы, России, Америки.
В целом, о периоде музейного дела Индии колониального периода можно сказать, что медленно, но неизбежно росла важность музея в культурном пространстве страны, музеи становились площадкой научного исследования, а их связь с системой образования позволяла выполнять и просветительские функции среди населения. Читались лекции, велись практические занятия, что повыло уровень образованности, воспитывало в коренных жителях патриотизм, развивало личность и самосознание. Первые музеи колониального периода создавались в целях сохранения и изучения всевозможных коллекций, собранных в Индии и по всему миру английскими исследователями, профилизация музеев начиналась с появлением первых исторических (археологических) и художественных музеев.
1.3 Постоколониальный период (вторая половина XX — начало XXI вв.)
Знаковым для Индии становится 1947 год, когда страна обретает независимость. Музейная сфера продолжает активно развиваться, у музеев появляются социальные функции, развиваются узкопрофильные и провинциальные музеи, разрабатывается музейное законодательство, Индия начинается включаться в мировую музейную сеть.
В 1944 году, во время освободительных движений в стране появляется своя музейная ассоциация — Museum Association of India (MAI), занимающаяся сохранением культурного наследия государства и поднимающая музейное дело в стране на мировой уровень. Имеется у МАИ с 1945 года и периодическое издание, посвященное музейному делу Индии — «Journal of Indian Museums» («Журнал Индийских музеев»), в котором отражаются результаты работы ассоциации и исследования ее членов.
В середине XX века был создан ИКОМ Индии как один из национальных комитетов Международного Совета Музеев. Его деятельность должна была соответствовать целям и задачам самого ИКОМ и координироваться им же. Его работу можно проследить по активности его членов на конференциях и симпозиумах ИКОМ и его комитетов, в частности, в деятельности ИКОФОМ.
В 70-е годы XX века в структуре Международного Совета Музеев появляется ИКОФОМ — комитет по музеологии, чьи международные симпозиумы по вопросам музейного дела проходят ежегодно в различных странах. В 1988 году подобный симпозиум проходит в Индии, в трех городах (Хайдарабаде, Варанаси и Нью-Дели) по теме «Музеология и развивающиеся страны: помощь или манипуляция?». Для музейного дела Индии это событие становится важной вехой, Индия вливается в мировую музеологию не только как одна из стран, но как самобытное развивающееся государство со своими специфическими особенностями в данной области, как защитник музейного дела в развивающихся странах, в бывших колониях, показывает свои возможности, свою необходимость как развитым странам, так и странам третьего мира Nigam M. Museology and the developing countries — yesterday, today and tomorrow // ICOFOM Study Series — ISS №14. Stockholm, 1989, P. 216 -217..
Позиция индийских музеологов, отраженная в их выступлениях на симпозиумах ИКОФОМ, такова: музей, как в Индии, так и за ее пределами, должен, в первую очередь, налаживать «психологический климат», способствовать самопознанию каждого отдельного человека через приобщение к культуре других народов, чтобы сравнение культур помогало представителю любой категории населения из любой страны почувствовать себя важной и неотъемлемой частью мирового сообщества Shah A. The museum — a social institution of the community// ICOFOM Study Series — ISS №24. Beijing, 1994, P. 65.. Все это должно привести к гармонии во всех сферах жизни, от политики до культуры.
Политика, которой придерживаются индийские специалисты, нашла отражение в их музейных проектах. В 1960 году открывается для посетителей National Museum of India (Национальный музей) в Нью-Дели National Museum — New Delhi. URL: http://www.nationalmuseumindia.gov.in (дата обращения: 07.05.2017)., который и сейчас является крупнейшим в Индии музеем национального искусства Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004, С. 256.. Проект, задуманный в 1947-1948 годах, был осуществлен лишь к 1956 году, когда, наконец, один из лучших музеев Индии успешно открыл свои двери для миллионов посетителей, и уже более 60 лет является достоянием страны.
Тонкая, не всегда осознаваемая грань между искусством и ремеслом в Индии, была замечена в этот период, что позволило создать отдельный Crafts Museum — музей ремесел в Нью-Дели в 1956 году. Музей занимает огромную территорию и представлен тремя зонами: зоной временных выставок, фондохранилищем и деревней, площадкой под открытым небом, где ремесленники наглядно демонстрируют свои умения Джаин Д. Музей ремесел в Дели // Museum 1987. № 3 (157).
С. 48-50..
Из кардинально новых для музейного мира Индии заведений можно отметить музеи науки и техники, которые создаются преимущественно в небольших городах, однако не только. Первым из подобных музеев можно назвать Birla Industrial & Technological Museum (Промышленно-технологический музей Института им. Ганшиэма Бирлы Ганшиэм Дас Бирла (1894 — 1983) — известный в Индии бизнесмен и филантроп.) в Калькутте Welcome to Birla Industrial & Technological Museum // Birla Industrial & Technological Museum. URL: http://www.bitm.gov.in (дата обращения: 07.05.2017)., созданный в 1959 году и положивший начало индийской сети научных музеев, занимающейся исследовательской и просветительской работой, проводящей в своих музеях психологические тренинги, семинары, мастер-классы.
К концу второго тысячелетия положение Индии в мировой музейной сети расценивается как довольно высокое, обусловленное ее историей, быстро развивающейся экономикой, неплохими отношениями с мировыми державами и пограничному состоянию страны между развитыми и развивающимися государствами, богатым наследием и одновременным стремлением к инновациям в науке и технике Емельянов В. В. Философские аспекты изучения культур Древнего Востока // Культурологические чтения: Научно-теоретический альманах. Вып. 1., СПб., 2005. С. 50..
Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод, что:
- Индия обладает богатыми коллекциями национальных культурных ценностей, отражающими специфику исторического развития регионов страны;
- история формирования коллекций и создания музеев в Индии имеют начало в европейской (британской) традиции (бессистемное собирательство и хранение предметов сакрального назначения приводит к тому, что первые музеи в Индии создавались как комплексные);
- как и в других колониях, музеи основываются не местным населением, а колонизаторами; музеи призваны служить просвещению коренного населения; большое количество музеев новых профилей появляются после обретения Индией независимости в 1947 г.;
- колониальный период в Индии нельзя оценивать однозначно: началось развитие теории и практики музейного дела в стране, благодаря европейским специалистам созданы первые музеи в Индии, а местные жители задумались о ценности своего национального достояния;
- современное положение государства на мировой арене позволяет делать весьма благоприятные прогнозы о перспективах дальнейшего развития музеологии и музейного дела в Индии.
Глава 2. Основные направления развития музейного дела в Индии во второй половине XX — начале XXI веков
Со второй половины XX в. в вопросах сотрудничества с другими странами Индия уже добилась немалых успехов. Государство входит в такие международные организации, как Организация Объединенных Наций (далее — ООН), Содружество Наций, БРИКС, ВТО, G20, ШОС, что не только обеспечивает стабильность в экономических и политических сферах, но и дает платформу для успешного межкультурного диалога.
Однако, как и у любого современного государства, тем более, у государства, бывшего еще не так давно колонией, развитие музейного дела в стране сопряжено с такими проблемами, как необходимость музеефикации национального достояния, актуализации наследия, необходимость соответствовать реалиям прогрессивного мира и в то же время хранить традиции тысячелетней истории страны ради того, чтобы через идентификацию национального самосознания индийцы могли на должном уровне представлять свою, самобытную культуру, чтобы ее принимали и понимали во всем мире.
Потому важно проследить различные направления работы независимой Индии над совершенствованием музейного дела в стране. Сотрудничество музеев Индии с мировыми музеями путем участия в различных съездах и конференциях, обмена коллекциями для временных выставок приводит ко все большей интеграции индийской культуры в мировое пространство. Визиты послов Индии в различные страны или же визиты послов других стран в Индию также не обходятся без культурной составляющей. Все это является результатами деятельности Правительства Индии, национальных музейных организаций (ИКОМ Индии, МАИ) и активного сотрудничества с быстроразвивающимися державами в рамках БРИКС.
2.1 Вопросы сохранения и актуализации национального наследия Индии
Индия как независимая республика появилась на мировой арене всего 70 лет назад. И почти сразу она была включена в работу международных организаций, занимающихся вопросами культуры.
В первую очередь, решался вопрос колониального наследия, затрагивающий область международного права. Данной проблемой во второй половине XX века были заняты различные организации. Например, в рамках деятельности ООН, в которую Индия вступила в 1945 году Резолюция 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 31/40 от 30 ноября 1976 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/306/41/IMG/NR030641.pdf ?OpenElement (дата обращения: 09.05.2017)., на 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи 1976 года была принята Резолюция 31/40 под названием «Охрана и возвращение произведений искусства как часть сохранения и дальнейшего развития культурных ценностей», в которой говорилось о необходимость всех стран-участников подписать и ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО (специализированного учреждения ООН по вопросам образования культуры и науки) 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970).
URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001333/133378mo.pdf (дата обращения: 09.05.2017).. Акцент в тексте был сделан как раз на необходимость возвращения и препятствование незаконному вывозу ценностей с территории колониальных государств и оккупированных земель, из чего следует, что данный вопрос волновал мировую общественность, пережившую уже две мировые войны и понимающие важность сохранения национального достояния каждого государства.
Более 20 лет спустя, в 1999 году на 54-ой сессии ООН была принята Резолюция 54/190 «Возвращение или реституция культурных ценностей странам их происхождения», в тексте которой подтверждалась значение уже существовавших на тот момент международных документов, связанных с вопросами возвращения или реституции ценностей странам их происхождения и выражалась благодарность ЮНЕСКО за работу по созданию международных информационных баз данных, которые позволили сократить незаконную торговлю ценностями Резолюция 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 54/190 от 17 декабря 1999 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/N99/389/14/PDF/N9938914.pdf ?OpenElement (дата обращения: 09.05.2017)..
Но для музейного дела важно не только вернуть ценности стране, но и адаптировать их для музейного показа, максимально доступно донести до населения мысль о важности культурных ценностей не как материальных благ, а как символа, несущего в себе историю нации. Проблема слабо проработанной музейной коммуникации также является важной для постколониального государства.
Во многих странах, где музейное дело зародилось в период колониального режима, сами музеи не всегда отвечают потребностям аудитории, бывают ей чужды и непонятны, а потому малопосещаемы. Здания зачастую созданы в том архитектурном стиле, который был по вкусу колонизаторов, а экспозиция больше похожа на собрание диковинок, чем на систематизированную коллекцию. Все это кажется почти насмешкой над местным населением. Люди, не привыкшие посещать величественные здания и слушать о происхождении какой-либо реликвии, стесняются или не видят смысла в посещении подобных музеев. Вопрос необходимости создания доступных, народных музеев решается в разных странах различными путями. Например, в Мексике большую популярность среди населения пользуется не Национальный музей антропологии, который пытались создать, в первую очередь, для повышения уровня культуры местного населения, а подведомственные ему Casa del Museo (Каса дель Музео), «трущобные музеи», расположенные в хижинах и наглядно рассказывающие о быте прошлого и настоящего местных жителей, актуализируя материальное и нематериально наследие. В них проходят кинопоказы, ведется обучение прикладным навыкам, навыкам ведения бюджета в кризис, люди практически живут в подобных заведениях. И хотя модель трущобных музеев мало похожа на классический образ музея, они более эффективно выполняют функции данного социального института, способствуют и просвещению, и рекреации населения. Как емко сформулировал данную проблему канадский музеолог Дункан Камерон, «мраморные полы холодны для маленьких, босых ног» Cameron D. F. Marble floors are cold for small, bare feet // Museum management and curatorship 1993. № 12(2), С. 160-161. . музейный национальный наследие индия
В Индии вопрос повышения доступности музеев для населения решается не столько на правительственном уровне, сколько за счет частной инициативы. Страна, которая в середине ХХ века была озабочена проблемами построения нового политического режима, возрождению экономики и проблемами здравоохранения, почти не занималась вопросами культуры. Монархические семьи, утратив свою славу и влияние, уже не могли содержать свои имения ввиду финансовых затруднений. Это привело к обветшанию дворцов, низкому качеству вновь создаваемых музеев, забвению и утрате элементов традиционной культуры страны Ламбах А.Н. Музеи Индии: консервация, реставрация, музейный дизайн // Петербургское биеннале музейного дизайна от 23 сентября 2014. URL: https://vimeo.com/107505799 (дата обращения: 08.05.2017)..
Реставрацией архитектурного облика дворцов и резиденций в конце XX века занялись сами владельцы (частные лица), меньшую часть составляли государственные музеи, которыми занималось Министерство культуры. На помощь им пришли эксперты: архитекторы, реставраторы и дизайнеры. Известнейшим примером агентства, занимающего консервацией и реставрацией исторических зданий Индии, является агентство Ламбах, организация, созданная в конце XX века известным индийским архитектором Абхой Нараин Ламбах специально для того, что помогать государству или частным заказчикам в восстановлении зданий, приспособлении их под нужды расположенных в них социальных институтов About us // Abha Narain Lambah Associates. URL: http://www.anlassociates.com/about-us (дата обращения: 08.05.2017)..
Если говорить о реставрации музейных зданий, то данная фирма занималась такими музеями, как Индийский музей в Калькутте, Красный форт в Нью-Дели, дворец Лал Багх в Индоре, дом-музей Ганди в Мани Бхаван и Музей принца Уэльского в Мумбаи Museums // Abha Narain Lambah Associates. URL: http://www.anlassociates.com/projects/museums (дата обращения 08.05.2017)., др. Многие проекты растягиваются на долгие годы ввиду недостаточного финансового обеспечения, правительственные гранты не всегда могут покрыть затраты.
В ходе своей работы эксперты восстанавливают сами здания, проводят реставрационные работы, реконструируют интерьеры помещений, воссоздают, а иногда и создают заново экспозицию музея.
Все это направлено на совершенствование музеев. Например, в Индийском музее в Колкате была кардинально изменена система освещения, люминесцентные лампы на стенах заменены на скрытые источники света, что позволяет обеспечить лучшую сохранность экспонатов и более комфортное восприятие их посетителями. В музее Ганди в Мани Бхаван (Mani Bhawan Gandhi Sangrahalaya) были сооружены «витрины-аквариумы», но не для экспонатов, а для посетителей. В помещении дома сохранены подлинные вещи: мебель, книги, одежда семьи Ганди. Посетители же, заходя в комнаты, попадают в своего рода прозрачную будку, находясь в которой, осматривают аутентичные интерьеры. Во дворце Лал Багх (Lal Bagh Palace, Indore), владельцы которого принадлежали к знатному роду, имели связи с Европой и потому предпочитали стиль барокко, реставраторы сделали акцент именно на восстановлении европейских интерьеров, но оставили и несколько залов в индийском стиле, что привлекает посетителей, особенно детей, которые никогда ничего подобного не видели, но могут погрузиться в атмосферу жизни богатой индийской семьи, приобщиться не только к европейскому искусству, но и узнать, что национальный стиль существовал в то же самое время, преодолеть дихотомию Востока и Запада Ламбах А.Н. Музеи Индии: консервация, реставрация, музейный дизайн // Петербургское биеннале музейного дизайна от 23 сентября 2014. URL: https://vimeo.com/107505799 (дата обращения: 08.05.2017)..
В том же дворце, хранящим большую коллекцию индийских скульптур, был изменен сценарий экспозиции. Если раньше группировка экспонатов шла по хронологии, то теперь предметы размещены по тематическим блокам, по привязке к мифологическим сюжетам. Подобный подход обеспечил еще больший приток детской аудитории, так как дети стали гораздо быстрее и проще воспринимать объяснения экскурсоводов Ламбах А. Н. Музеи Индии: консервация, реставрация, музейный дизайн // Петербургская биеннале музейного дизайна 2014 г. URL: https://vimeo.com/107505799 (дата обращения: 08.05.2017)..
Однако если в вопросах реставрации музейных зданий все упирается в нехватку финансирования, то вопрос подготовки кадров связан в большей степени с малым количеством организаций, занимающихся подготовкой музейных специалистов в Индии. Специальные курсы по музеологии и музейному дизайну в стране имеются лишь при нескольких крупных государственных музеях, таких как, например, Национальный музей в Нью-Дели Training // National Museum — New Delhi. URL: http://www.nationalmuseumindia.gov.in/training.asp (дата обращения: 08.05.2017).
или Музей принца Уэльского в Мумбаи P.G. Diploma in Museology and Conservation // Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya. URL: http://www.csmvs.in/education/2014-07-21-10-10-30/p-g-diploma-in-museology-and-conservation.html (дата обращения: 08.05.2017)..
Специалистов широкого профиля требуют и новые музеи, создаваемые на территории Индии. С либерализацией в Индии появились и мемориальные музеи, и музеи научно-технического профиля, и такие, профиль которых определить сложно. Все они появляются с связи с необходимостью обратить внимание на проблемы современного общества. Дома-музеи семьи Ганди ставят своей целью пробудить в посетителях гордость за индийскую нацию, показать ценность типично индийского подхода к решению внешнеполитических проблем, укрепить основы гуманизма в обществе. Научно-технические музеи (National Rail Museum — музей железнодорожного транспорта National Rail Museum. URL: http://www.nrm.indianrailways.gov.in (дата обращения: 08.05.2017)., National Science Centre — национальный научный музей National Science Centre, Delhi. URL: http://nscd.gov.in (дата обращения: 08.05.2017).
— оба в Нью-Дели) и музеи военно-исторического профиля (Air Force Museum — музей воздушных сил Our story (AF Museum) // Indian Air Force. URL: http://indianairforce.nic.in/show_page.php?pg_id=49 (дата обращения: 08.05.2017).
, Indian War Memorial Museum — Индийский военный мемориальный музей Indian War Memorial Museum, Red Fort (New Delhi) // Archaeological Survey of India. URL: http://asi.nic.in/asi_museums_delhi_indianwar.asp (дата обращения: 08.05.2017).
— также в Нью-Дели) демонстрируют развитие науки и промышленности, отражают прогрессивный характер относительно новых для государства областей развития.
Существуют и необычные музеи, которые сложно отнести к одному профилю. Так, например, весьма популярен Международный музей туалета (International Toilet Museum) в Нью-Дели, где во всем своем многообразии собраны экспонаты на соответствующую тематику. Старейшие предметы имеют 3000-летнюю историю, а экскурсии по экспозиции затрагивают и современные проблемы, т.к. в стране очень остро стоит санитарно-эпидемиологическая проблема Алонина С. А. Клозетная культура // Вокруг света 2012 (8).
С. 43-45..