Литературный музей: особенности создания и функционирования в условиях современной культуры

Курсовая работа

Помимо проведения экскурсий музей организовывает ц икл музейных мер о приятий по краеведению для младших школьников , ц икл лекций по литерату р ному краеведению и по истории религии — для 7-11 классов , а также кр ужок «Литературное краеведение» — для 9-11 классов 12http://www.museum.ru/m187 6, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

У музея имеется официальный сайт в интернете

13

www.museum.ru/Grin , где можно посетить вирт у альную экскурсию.

Несмотря на уникальность музеев и их экспозиции, состо я ние все же оставляет желать лучшего. В период с 2007 по 2008 годы в музеях области прошла комплексная прове р ка сохранности культурных ценностей. Ее цель – сверка наличия музейных фондов, проверка учетно-фондовой документации, условий обеспечения без о пасности и хранения музейных предметов. Проверка показала, что большинс т во музеев области не соответствуют современным требованиям по обеспеч е нию безопасности и сохранности государственной части Музейного фонда Ро с сийской Федерации. Многие здания, в которых расположены муниципальные музеи, нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. В списке музеев, которые нуждаются срочном проведении таких работ, находится и дом-музей писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Музеи области не соответствуют современным требованиям учета и хран е ния фондов, поскольку нет ни компьютерной техники, ни программ электронного учета фондов, ни современного оборудования для фондохран и лищ.

Департамент культуры Кировской области прекрасно понимает, что необх о дима реорганизация и модернизация экспозиционно-выставочной деятельности и всей системы музейных коммуникаций с использованием мультимедийной техники. В апреле 2011 года на заседании Правительства области были приняты изм е нения в областную целевую программу «Развитие культуры Кировской обла с ти» на 2011-2013 гг. В частности, по инициативе и по поручению Губернатора Н.Ю. Белых разработана предпрограмма «Музейный квартал».

4 стр., 1733 слов

Возможность развития туристско-рекреационной деятельности в Кировской области

... рекреационной деятельности. Одной из таких является туристско-рекреационная деятельность. Анализ туристских ресурсов Кировской области позволяет сделать вывод о возможности создания на их основе конкурентоспособного туристского продукта в разных видах туризма, который при правильной организации ... В Кировской области работает более 40 музеев и их филиалов различной направленности, в основных фондах ...

Цель подпрограммы «Музейный квартал» — модернизация музеев области для эффективного использования музейных ресурсов как одного из инструментов социально-экономических преобразований региона. Для этого планируется осуществить комплекс мер по обеспечению безопасности и сохранности гос у дарственной части Музейного фонда РФ в музеях области, внедрить в деятел ь ность музеев современные и инновационные формы работы, провести ремонт и реставрацию объектов культурного наследия, в которых расположены госуда р ственные музеи. Кроме того, планируется усовершенствовать научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности музеев, информационно-издательскую деятельность.

Подпрограммой также предусмотрены мероприятия по повышению квал и фикации музейных кадров, престижа труда работников музея. В частности, з а планировано проведение конкурса «Лучший музей года». Сроки реализации подпрограммы «Музейный квартал» — 2010-2013 гг. Её финансирование составит более 377 млн. рублей (в т.ч. средства областного бюджета – 372,8 млн. рублей).

Выполнение программы уже началось. Музею Салтыкова-Щедрина уже выделены деньги из областного бюджета в размере 5 млн. рублей, и в музее уже ведутся работы по подготовке к ремонту. В первую очередь планируется отремонтировать крышу и сделать декоративный ремонт внутри помещения.

Исходя из всего этого, можно заключить, что Кировская область обладает уникальным культурно-историческим потенциалом. Литературные музеи явл я ются важной частью этого огромного целого и оказывают большое влияние на культурное развитие области. Несомненно важно то, что правительство Кировской области понимает существующую ситуацию и предпринимает попытки для решение этой проблемы.

Глава 2. Использование интерактивных технологий в музейной практике (на примере литературных музеев)

2.1. Интерактивные практики современных литературных музеев: анализ мирового опыта

Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, м у зеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адапт а ции и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга.

Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобр а зия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, ориг и нальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и в ы ставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как нау ч ного изучения, так и индивидуального творческого поиска. Это происходит под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации, пер е мещающей музейное сообщение из области «декларации» и «монолога» в о б ласть «диалога» или «полилога» 14http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=5&c_text=19 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

9 стр., 4302 слов

Использование интерактивных технологий в музейном деле на примере ...

... современные музейные технологии. Они предоставляют возможность взаимодействовать с экспонатами, самостоятельно получать о каждом из них информацию и строить собственный план перемещения по музею. ... уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов; использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее ...

В музейном лексиконе прочно закрепилось понятие нетрадиционных, или инновационных, методик и технологий, среди которых важное место занимает интерактивность. Термин (от англ. i ntera ction — взаимодействие) стал востр е бованным с развитием компьютерных сетей и технологий, информационных областей знания. «Интерактивность музейная – технология, предполагающая активное участие аудитории музейной в процессе коммуникации музейной с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства. Осуществляется путём создания особой интерактивной среды (экспозиция музейная или интерактивные зоны)» 15

На западе интерактивные музеи существуют более ста лет. Их принцип диаметрально противоположен принципу работы наших музеев: интерактивные экспонаты не только можно – их нужно трогать руками. Любая тема, став музейным экспонатом, на Западе способна превратиться в интерактив 16http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/05/26/144571 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, раб о та которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумев а ется, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, пан о рамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое 17http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Внедрение в экспозиционные пространства современных мультимедийных технологий позволяет существенно расширить информационное поле экспоз и ции, дают возможность посетителям самостоятельно получать интересующую их информацию. Кроме того, мультимедийная техника позволяет внести в эк с позицию зрительную и информационную динамику. Мировая практика де я тельности музеев с очевидностью свидетельствует о том, что мультимедийное оборудование является мощным инструментом, дополняющим и расширяющим возможности экспозиционных пространств.

Первые неуверенные попытки модернизировать технологию работы с коллекциями стали предприниматься еще в 1960- годы, когда отдельным энт у зиастам, работающим в музеях, удалось заинтересовать своими проблемами ученых из научно-исследовательских вычислительных центров, обсудить сп о собы машинной обработки данных о музейных предметах и найти приемлемые решения. В результате совместных действий музейщиков и учетных удалось с помощью мощных вычислительных машин получить экспериментальные кат а логи по небольшим музейным коллекциям. Постепенно необходимость перемен стала осознаваться не только отдельными энтузиастами из музеев, но и шир о ким кругом специалистов, занятых социокультурной деятельностью. Новое п о нимание миссии музея и самой сущности музейной деятельности потребовало поиска новых подходов, новых методов и средств, направленных на соверше н ствование информационной деятельности музеев, и важнейшая роль в реализ а ции этих новых целевых установок была отведена информационным технол о гиям, и за полвека музеи прошли долгий путь « от машинных каталогов до с е ти культурного наследия» 18http://museolog.rsuh.ru/nol_kniga.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

4 стр., 1641 слов

Музеи Нижегородской области

... краеведческий музей Нижегородская область, г. Лысково, ул. Горького, д. 17 сайт музея http://www.museum.ru/m2718 Варнавинский историко-художественный музей - история Ветлужского края. Нижегородская обл., ... году - музей открыт для свободного посещения - 17 мая (день открытия Нижегородского государственного банка) Музей истории Горьковской железной дороги МУЗЕЙ КНИГИ Нижегородской государственной ...

Сегодня обладая большими экспозиционными площадями и имея очень насыщенную программу выставок, музеи сталкиваются с проблемой информир о вания посетителей. Буклеты и планы экспозиций отчасти решают эту задачу, но представить в полном объеме всю необходимую информацию они всё же не могут. Поэтому во многих музеях начали использовать современные средства информирования посетителей. Одним из таких средств являются информац и онные системы, построенные на базе сенсорных киосков. Сенсорный киоск, установленный в музее, поможет посетителю лучше сориентироваться в залах и в экспонатах музея, предоставляя подробную схему экспозиций и возможность электронного поиска. С помощью киоска можно осуществить виртуальный тур по музею, показать большое количество экспонатов, в том числе тех, которые хранятся в запасниках. Занимая совсем немного места, киоск позволяет максимально эффективно использовать площадь экспозиции.

В кассах музея киоск предоставит информацию о времени работы музея, о текущих и будущих выставках, поможет выбрать экспозицию и забронировать билет, ответит на самые распространенные вопросы. Киоск установленный в холле музея может предоставлять общую информацию об экспозициях, о местонахождении того или иного экспоната, позволяет составить индивидуальную программу посещения и распечатать план расположения залов музея и схему маршрута. В переходах между залами, в коридорах, на лестничных площадках музея киоски помогут посетителям определить свое местонахождение и выбрать дальнейшее направление осмотра. Киоск, установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, может показывать изображения экспонатов, предоставлять подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных на экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки. Простота и интуитивность обращения позволяет использовать сенсорные технологии большому кругу пользователей. 19http://www.itouch.ru/solutions.asp?r=256 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Несмотря на то, что со дня создания первых iPad прошло не так уж много времени, мы становимся свидетелями того, как они прочно вошли в нашу жизнь, что уже музеи стали применять эту технологию в своей деятельности. Для музеев и галерей использование таких технологий является еще одним способом взаимодействия посетителей с экспозициями.

22 стр., 10845 слов

Разработка виртуального 3D музея

... работы является разработка виртуального 3D музея. Из этого вытекает ряд задач: Анализ существующих виртуальных музеев; ... технологии отображения виртуальной реальности: Desktop VR - самый простой тип программ ВР, ... , характеристиками Разрешение экрана 960*1080 пикселей; Частота обновления экрана: 75 Гц; Время ... принципе работы, технологиях. Различаются, как правило, не значительно. Однако по типологии ...

Так, в Литературном музее современности в Марбахе при входе в музей посетителям выдаются дисплеи, которые вешаются на шею перед собой и пр е вращаются в переносные компьютеры. На всех витринах находятся чёрные п о лоски – датчики. С помощью этих датчиков, посетитель может на компьютере установить своё местоположение — номер витрины. И уже оттуда по году читать информацию про каждую рукопись или книгу. А специально разработанный мультимедийный гид-справочник поможет посетителям музея выбрать для себя один из многочисленных путей по миру литературы и следовать ему. По словам директора «LiMo» Хайке Гфрерайс (Heike Gfrereis), экспозиция рассказывает не только о том, как возникали тексты и какими были ценности той или иной л и тературной эпохи, но и демонстрирует «поэтические формы и формулы для п е редачи авторских идей» 20http://blog.imhonet.ru/author/bosikom/post/1583887/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Важно отметить, что включение различной техники в классические экспоз и ционные помещения не является самоцелью. Это оборудование играет вспом о гательную роль и служит основной задаче — более полному раскрытию худ о жественных достоинств экспонируемых в музее произведений искусства 21http://www.vitechnology.ru/museum.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средств а ми. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности не требующие новых технологий.

Музейное пространство, основанное на принципах интерактивности, строится таким образом, чтобы позволить посетителю проявить большую свободу, поставить его перед выбором, вызвать желание изучать и экспериментировать. Традиционное представление о том, что в музее можно только смотреть и слушать, сменяется стремлением воздействовать на остальные человеческие анализаторы, особенно тактильные. 22

Так в, уже известном нам, музее Шерлока Холмса все экспонаты разрешается трогать руками, можно садиться в кресла и погружаться в прошлое. Никто не стоит над душой и не прогоняет с диванчиков. На входе стоит бутафорски полицейский — молодой человек делает вид, что проверяет билеты 23http://bakerstreet221b.ru/index.php , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Хотя, экспозиция музея ничем не отличается от подобных этому музеев, он пользуется огромной популярностью среди туристов. Скорее всего, этого удалось добиться из-за обстановки царящей в музее: любой там может примерить на себя роль Мистера Шерлока Холмса, примерить его кепи, посмотреть в лупу, ища следы преступлений и т.п.

3 стр., 1295 слов

Театры и музеи Урала

... России театры крепостной интеллигенции, в которых актерами, режиссерами, художниками и музыкантами были крепостные люди. Те же тенденции — самостоятельность и политичность — были характерны и для любительских театров дореволюционного Урала. Театр ... музей изобразительных искусств Екатеринбургский музей изобразительных искусств — один из самых крупных художественных музеев Урала. Музей ...

Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поиск о вые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами, сувенир а ми и др.

Интерактивный музей сегодня часто называют музеем будущего, не задум ы ваясь о том, что с полным основанием такой музей можно назвать и музеем прошлого и просто музеем. Еще в начале XX века канадский философ М. Маклюэн относил музеи к коммуникационным средствам, подчеркивая, необходимость изменения характера их деятельности, ее нацеливания на оптим и зацию обратной связи, что необходимо для работы музея как канала культу р ной коммуникации 24http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

Не может не радовать, что сегодня музеи не просто вспомнили об этом, но и пытаются наладить канал коммуникации с посетителями, используя для этого различные интерактивные практики.

2.2. Интерактивные технологии в деятельности литературных музеев России

В России процесс внедрения интерактивных практик только начинает свое развитие и находится еще на стадии «зарождения». Большинство музеев до сих пор используют традиционные формы проведения экскурсий. Но все же развитие интерактива в нашей стране не стоит на месте, и многие музейщики все-таки поняли плюсы включения интерактивных практик в свою деятельность. Интерактивные технологии становятся все более популярными среди российских музеев.

В марте 2009 года на территории Петропавловской крепости в Нарышк и ном бастионе появился музей – «Петровская кузница». «Петровская кузница» состоит из нескольких залов, в которых расположился музей «Русский Левша», экспозиции фехтования и многое другое. Открылся музей с экспозиции фехт о вания, выставка, рассказывающая о фехтовании все. Каждый желающий может попробовать себя в качестве фехтовальщика и поработать с мишенью. Эта в ы ставка – интерактивная. К примеру, экспонаты музея «Русский левша»: каждый экспонат выставки оснащен специальным чипом, который в течение трех часов может рассказывать об экспонате. Также с помощью чипа экспонаты будут подсвечиваться различными цветами и издавать звуки. По мнению организат о ров, такая интерактивная система помогает посетителю обойтись без экскурс о вода. Следует отметить, что данная система интерактивного сопровождения экспонатов, до этого момента, не применялась еще ни в одном музее России.

Создание интерактивных экспозиций, внедрение музейно-педагогических методик, предусматривающих ознакомление с пространством музея, способс т вуют преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной и н формации. В наши дни приоритетной аудиторией музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов, включая дошкольников.

11 стр., 5140 слов

Музей современного искусства

... задачи : уточнение значения понятий «музей», «искусство», «современное искусство», «Музей современного искусства»; определялись предпосылки возникновения музеев современных искусств; раскрытие особенности основных направлений деятельности Музея современного искусства: комплектования и хранения фондов; научной и исследовательской работы; экспозиционной деятельности; педагогической и просветительной ...

В России, как и за рубежом активно используются информационные сенсорные киоски, а также аудиогиды. Совсем недавно компания инновационного оборудования для экскурсионной деятельности Infotouch разработала проект для Петергофа – инновационный аудиогид AudioPen, который предназначен для самостоятельных экскурсий по Нижнему парку ГМЗ «Петергоф». Аудиогид-ручка AudioPen взаимодействует со специальной картой. Для прослушивания информации об интересующем объекте необходимо прикоснуться аудиогидом к его обозначению на карте 25http://infotouch.ru/arenda-i-prodazha/proekt-v-petergofe/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

Новейшей формой преодоления «замкнутости» музея как социального инст и тута становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике включение пользователя в электронное музейное сообщество ча с то происходит через интернет-сайты музеев. При этом многие из них постро е ны на принципах интерактивности и динамического обновления информации, что создает возможности для диалога и коммуникации. Пассивное потребление информации отходит на второй план, а регулярный посетитель музейного сайта становится неформальным членом музейного сообщества. В настоящее время в складывающейся музейной информационной инфраструктуре «посетитель» у с тупает место «партнеру», активно вовлекаемому в музейный процесс и спосо б ному оказывать на него влияние 26http:// www.bvahan.com/ museologypro/ muzeevedenie.asp?li2=1&c_text=18 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

Так в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихово в 2006 году создан официальный сайт музея и виртуальная экскурсия по музейной экспозиции. Такая экскурсия дает возможность позн а комиться с музеем и его коллекциями виртуальным посетителям, например, жителям дальних регионов России, людям, испытывающим трудности с пер е движением и не имеющим возможности посетить музей в реальности.

В 2007 г мелиховский музей победил в номинации «Музей и новые образов а тельные программы». В специально оборудованном зале действует игровая о б разовательная программа «Живое письмо». Эта программа в увлекательной форме с помощью специально разработанных мультимедийных конструкторов знакомит посетителей с историей, жанрами, стилями писем и открыток, с пре д ками сегодняшних электронных писем и смс-сообщений. Эта программа ра с считана и на одиночных посетителей, особенно родителей с детьми, и на школьные группы. Посетители могут самостоятельно создать собственные письма и открытки, используя материал из музейных фондов и переписки А.П. Чехова. Также на открытку или письмо можно поставить оттиск «историческ о го» штемпеля почтово-телеграфного отделения ст. Лопасня и опустить в почт о вый ящик прямо на территории музея 27

Но все же практика применения современной техники в музеях больше распространена на Западе. О д ной из причин этого является то, что в США цены на компьютерную технику значительно ниже, чем в России. К примеру, стоимость ноутбука Apple отлич а ется в 2 — 2,5 раза; электронная книга стоит столько же, сколько 5 – 6 средних печатных книг, цена на i- pod еще ниже 28

6 стр., 2892 слов

Лувр — дворец-музей с мировым именем

... Лувр" Новый этап строительных работ наступил в 1980-е, когда началось осуществление проекта "Большого Лувра", предпринятого по инициативе президента Ф Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. ...

Вот почему в западных музеях один из самых простых и логичных подходов к внедрению медиа в музеях – включать в сервис электронные приборы. У нас подобные практики можно встретить лишь в крупных государственных, и по преимуществу в художественных или технических музеях.

Литературные музеи более всего подходят на роль базы под научные конференции и исследования, особенно с участием молодёжи. Многие считают, что новое и перспективное направление в деятельности литературного музея – театр. В практике музейной деятельности такое взаим о действие театра и музея получило название «театрализация музейного пр о странства»: театрализованная экскурсия; проведение спектакля в стенах музея (такая форма часто используется музеями, особенно в городах, в этом случае музей представляет площадку для профессионального или любительского теа т ра); участие театральных коллективов в массовых праздниках (театр «вписыв а ется» в некое празднество, организуемое музеем); театральный фестиваль, и н а конец – совместная организация музеем и театром каких-либо театральных проектов – спектакль, перформанс, арт-акция. Но в последние годы в музеях появились и почти «революционные» примеры – это создание в музее как структурного подразделения профессионального театра.

Еще в 1998 году в составе Объединенного музея писателей Урала открылся Камерный театр. Не только здание для театра было построено специально, но и сама идея такого театра возникла неслучайно – это был очередной шаг в разв и тии музея как единого комплекса «Литературный квартал». Театр этот, во-первых, антрепризный – приглашаются режиссеры и актеры из других екат е ринбургских театров.

Во-вторых, принадлежность театра к литературному музею определила пр о грамму его художественно-творческой деятельности: пропаганда литературн о го наследия Урала, лучших образцов русской и зарубежной классической лит е ратуры, знакомство с творчеством уральских писателей средствами театра. Р е пертуар театра формируется в соответствии с приоритетами музея, является важной частью многочисленных проектов Литературного квартала.

В 2006 году открыл свой первый сезон музейный театр «Чеховская студия», созданный в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихове. Это театр с постоянной труппой профессиональных актеров, но для постановки спектаклей приглашаются начинающие молодые режиссеры. Одним из самых удачных проектов музейного театра можно н а звать «Театральные субботы в Мелихове»: после экскурсий или прогулки по усадьбе посетители могут посмотреть спектакли по чеховским произведениям. Сегодня музей и театр реализует несколько новых проектов: Чеховская теа т ральная школа «Мелихово» — семинары для актеров и режиссеров, а также теа т рально-выставочный проект «Каштанка» 29

14 стр., 6516 слов

Этнокультуры республики Татарстан как ресурс для развития этнического туризма

... продвижению разработанного тура Для продвижения этнических туров в республике Татарстан предлагается использование следующих ресурсов: ... туризма и отдыха: горящие туры, путевки, билеты, отели и гостиницы, товары для туризма, новости туризма. Множество туров и путевок, заказ авиа и ... и Благовещенский собор), свободное время После ужина в отеле: формирование ... лотереи 6000р. Работа промоутеров (раздача ...

Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького тоже разраб о тал новый проект своего развития. В основе новой концепции взято понятие «расширение» — расширение территории музея, его аудитории, расширение возможности для предъявления музейных предметов и литературы как объе к тов исследования.

Летний сезон был открыт проектом «Ночь в музее». В эту ночь была орган и зована специальная акция «Предчувствие лета». Она проводилась как таинство, как попытка зафиксировать момент преобразования природы, когда весна пер е ходит к лету. Гостям были представлены перфомансы, инсталляции и видеои н сталяции, заставляющие их сопереживать происходящему и участвовать в этих процессах.

В рамках этого проекты было решено организовать ночные кинопоказы на открытом воздухе (фильмы по произведениям трех Толстых, фильмы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), что имело большой успех. Ночные беспла т ные кинопоказы сделали музей доступным и интересным для самарцев, кот о рые раньше, как показали опросы, не бывали в музее, но теперь готовы придти сюда еще раз.

Также музей взял во внимание упомянутую выше тенденцию театрализации музейного пространства — летний сезон завершился постановкой спектакля Чехова «Три сестры». Классическая пьеса обрела новое здесь новую форму и в о площение. Целью необычного театрального проекта была попытка поставить зрителя в активную позицию, разрушить стену между ним и персонажами пь е сы. Актеры исполняли роли только трех сестер, остальное предлагалось испо л нить зрителям.

В зимнее время реализован культурологический проект «Л.Н. Толстой – с а марский помещик: 5 фактов из жизни писателя в самарской губернии». Вставка сопровождается чтением лекций и показами фильмов по произведениям То л стого.

Еще один проект-выставка: «А.Н. Толстой и футуристы» посвящена деят е лем русского авангарда, с которыми пересекалась жизнь Толстого: Маяковск о му, В. Каменскому, Мейерхольду, Татлину и др. В рамках этого проекта реш е но было повторить выборы короля поэтов, и таким образом возвратить нас к одному из самых громких событий Серебряного века 30

Вот этот небольшой перечень событий и проектов, который реализуется с е годня в литературно мемориальном музее, явно нам показывает, что даже в мемориальном пространстве небольшого музея может бурлить новая жизнь, расширяться возможности и смыслы. Стоит только захотеть…

В России много музеев и все они нуждаются в финансировании, причем не только в государственном, так как его оказывается катастрофически мало, особенно для реализации интерактивных проектов. Помощь оказывают, прежде всего, частные благотворительные фонды. Например, Фонд Владимира Потанина с 2003 года ежегодно проводит грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Гранты помогают музеям, независимо от их статуса и месторасположения, воплощать интересные идеи в жизнь. Фонд «Династия» с 2006 года проводит грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке». Так же кроме частных фондов существуют различные организации, которые проводят конференции и фестивали по обмену опытом и изучению проблем, возникающих на практике. Такие мероприятия носят как международный, так и отечественный характер. Вот уже 15 лет Российская Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ) ежегодно собирает на своих научных конференциях специалистов со всей страны и из-за рубежа. В России есть свой музейный фестиваль, «Интермузей», и профильная выставка – «Экспо-Музей» 31http://www.inavate.ru/site/content/view/288/25/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что интерактив в России не получил еще такого широко развития как на Западе, но дело не стоит на месте и попытки внедрения интерактивных практик случаются все чаще. Во многом процесс внедрения таких технологий тормозит недостаточное финансирование музеев в нашей стране, но и эта проблема мало-помалу начинает решаться. Совсем недавно, 5 апреля 2012 года в Саратовском государственном художес т венном музее имени А.Н. Радищева прошла встреча Владимира Владимировича Путина с руководителями крупнейших российских музеев, где было сказано, что финансирование российских музеев будет увеличено в 4 раза 32http://nversia.ru/ news/view/id/24259 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

Будем надеяться, что с увеличением финансирования внедрение современных технологий коснется и литературных музеев. Такое музейное оборудование крайне важно для поддержки литературных музеев, ведь оно помогает вернуть интерес к музеям, а значит, подержать и даже поднять их благосостояние, без чего немыслимо нормально сохранять все ценности, находящиеся там.

Заключение

В данной курсовой работе было проведено исследование российских и западных литературных музеев, в ходе которого были решены задачи, позволившие выявить особенности создания и функционирования музеев данного профиля в современной социокультурной ситуации.

Прежде всего, были изучены особенности создания литературных музеев. На основании чего можно заключить, что процесс создания музеев данного профиля прошел сложный тернистый путь, однако не получивший достаточно полного и систематического отраж е ния в исторической и музееведческой литературе. Широкое развитие литературные музеи получили лишь после полного осознания обществом н е обходимости сохранения наследия величайших писателей, которые оказали влияние не только на развитие литературного процесса своей страны, но и м и ровую культуру в целом.

Литературные музеи имеют свою классификацию. Выделяется три наиболее крупных разновидности музеев данного профиля: музеи истории литературы (или историко-литературные музеи), монографические литературные музеи и литературно-мемориальные музеи. Широкое развитие в современной культуре получил музей литературного героя. На данный момент этот тип музея в наибольшей степени распространен на Западе, и пользуется там большей популярностью, чем литературно-мемориальные и монографические музеи.

Проведя обзор литературных музеев города Кирова, выяснилось что, музеи находятся в таком же состоянии, как и большинство музеев данного типа. У них также существует проблема низкой посещаемости (хотя план, как утверждают заведующие, они выполняют), отсутствие новых информационных технологий, ни и, конечно же, злободневная проблема финансирования. Но все же дело не стоит на месте и проблемы мало по малу решаются. Город развивается в сфере туризма, и, проводя экскурсии для гостей по городу Кирову, музеи включаются в маршрут, что в некоторой степени решает проблему посещаемости. Также относительно недавно правительством Кировской области разработана программа «Музейный квартал», которая направлена на решение основных проблем функционирования музеев города Кирова. Составляя перечень мероприятий для реализации данной программы, не забыли и о литературных музеях, в частности музею Салтыка-Щедрина выделены деньги из областного бюджета в размере 5 млн. рублей, которые будут потрачены на реставрацию здания. Дело не лежит мертвым грузом, в музее уже начались работы по подготовке к ремонту.

Также в данной работе был проведен анализ использования интерактивных технологий в музейной практике. Известно, что музей, в том числе и литературный, является каналом культурной коммун и кации, который направлен на взаимодействие с посетителем. Сегодня данное взаимодействие реализуется с помощью внедрения интерактивных практик, к о торые позволяют посетителю быть не только объектом воздействия, но и суб ъ ектом, активно участвующем в формировании музейного пространства. Для реализации более глубокого изучения экспонатов музея, сегодня неустанно внедряются новейшие технические средства. Наиболее популярными технологиями, применяющиеся в музейном пространстве, являются сенсорные киоски, дающие информацию как о самом музее, так и выставках, аудиогиды, которые позволяют самостоятельно изучать экспонаты, использование планшетов, с помощью которых можно увеличить предмет, посмотреть с разных сторон, и даже «полистать» рукопись известного писателя. Однако такие технологии преимущественно применяются в музеях художественного или научного профиля. Среди литературных музеев такая оснащенность больше присуща крупным государственным музеям, посвященным истории литературы страны, а не творчеству отдельного писателя.

В России из-за дороговизны такого оборудования, литературные музеи ищут альтернативу техническим средствам и пытаются реализовать взаимодействие с посетителем через организацию мероприятий, которые заинтересуют зрителя и заставят придти в музей еще раз. Одним из таких направлений является театр или иначе «театрализация музейного пространства». Все чаще в литературных музеях можно встретить театрализованные экскурсии, проведение спектакля в стенах музея, участие театральных коллективов в массовых праздниках, организуемых музеем. Зритель в таких постановках может не просто созерцать, но и быть активным участником такого действа, становясь субъектом музейного пространства.

На основании проведенной работы, можно заключить, что литературные м у зеи как в России, так и за рубежом являются подлинными очагами духовного, патриотического, культурного воспитания, связывая жизнь писателя, его тво р чество со всей культурной, литературной жизнью страны, развивая и углубляя у молодых людей знание родного языка и отечественной истории, ибо в худ о жественных образах писателей они превращаются в легко запоминаемые и у с вояемые истины на всю жизнь. Да и просто воспитывает культурного, интелл и гентного человека.

Литературные музеи более чем какие-либо другие нуждаются в соответствии современным условиям. Они должны быть не просто сборищем экспонатов, куда водят экскурсии нерадивых школьников по обязанности. Нет, именно лит е ратурные музеи должны стать центром живого слова, неустанно внедрять эл е менты интерактивности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/literaturnyie-muzei/

  1. Александров, Н. Литературная мемориальность, или Нас возвышающий обман [Электронный ресурс] /литературный интернет-проект «Жу р нальный зал». – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ nz/1999/ 4/aleks. html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  2. Артемова, Н. Технологий море, главное – производство идей [Текст] // Музей. – М, 2011. – №7.
  3. Борисова, М. Культурно-образовательная деятельность музеев [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5.
  4. Григоржевич, В. Литературному музею быть [Текст] // Музей. – М, 2010. – №3.
  5. Григорьева, А. Информационные технологии в музеях Нью-Йорка [Текст] // Музей. – М, 2011. – №7.
  6. Дашкова Е.В. Возможности использования музейных технологий в деятельности социально-культурных учреждений [Электронный ресурс] / сайт Орловского государственного института искусств и культуры, 05.04.2011. – Режим доступа: http://ogiik.forum24.ru/?1-3-0-00000003-000-0-0-1302592955 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  7. Дом-музей А.С. Грина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m187 6, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус
  8. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m1877 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  9. Журавлева, А. Мелихово. Остановка по требованию [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №5.
  10. Иванова, Р. Интерактивные экспонаты – их нужно трогать руками [Электронный ресурс]/новостной сайт Cnews . ru , 26.05.2003. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/05/26/144571 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  11. Интерактивность музейная [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5.
  12. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры [Текст]/ Т. П. Калугина – Спб.: Петрополис, 2008. – 244 с.
  13. Культура Кировской области [Электронный ресурс] /офиц. сайт Правительства Кировской области. – Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/culture/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  14. Литературные музеи [Электронный ресурс]/офиц. сайт государственного литературного музея, 29.07.2007 г. – Режим доступа: http://www.museum-glm.ru/?cat=3 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  15. Мастерица, Е.Н. История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX — начала XX века [Эле к тронный ресурс]/ Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-300011.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  16. Мастерица, Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.bvahan.com/ museologypro/ muzeevedenie.asp?li2=1&c_text=18 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  17. Мастерица, Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bvahan.com/ museologypro/muzeevedenie.asp?li2=5&c_text=19 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  18. Музей «Дом станционного смотрителя» [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m249 , св о бодный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  19. Музей Шерлока Холмса [Электронный ресурс]/офиц. сайт музея. – Режим доступа: http://bakerstreet221b.ru/index.php , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  20. Мызникова У. Литературный музей как объект социологического исследования [Электронный ресурс]/ Практикум по визуальной социологии. Музей в современном обществе (традиционные и новые практики)№ 7. – Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/miznikova_01.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  21. Мягтина, Н.В. Профильные группы музеев [Текст]/ Н.В. Мягтина– Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. – 212 с.
  22. Никифорова К. Способы конструирования музейного пространства и место человека в нем [Электронный ресурс]/ Практикум по визуальной социологии. Музей в современном обществе (традиционные и новые практики)№ 7. – Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/ articles/ nikiforova_01.htm , свобо д ный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  23. Ноль, Л.Н. Информационные технологии в деятельности музея [Электронный ресурс] сайт кафедры музеологии РГГУ . – Режим доступа: http://museolog.rsuh.ru/nol_kniga.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  24. Поленова, Н. Музей Ж.-Ж. Руссо: мемориальный дом, литературный музей, научный центр? [Текст] // Музей. – М, 2010. – №12.
  25. Савченко, Л. Стоит только захотеть [Текст] // Музей. – М, 2011. – №5.
  26. Седова, Г. Фэн-шуем Пушкина не объяснить [Электронный ресурс]/А. Морозов, Daily Talking , 13.02.2011. – Режим доступа: http://www.dailytalking.ru/interview/sedova-galina-mihaylovna/341/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  27. Сенсорные киоски на службе в музеях [Электронный ресурс] сайт компании ITOUCH . – Режим доступа: http://www.itouch.ru/solutions.asp?r=256 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  28. Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапр о странстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  29. Чувилова, И. Мемориальный музей. Новые формы? // Музей. – М, 2011. – №5.
  30. Щербакова, А. Литературный музе в России: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №7.
  31. Я поведу тебя …в музей! [Электронный ресурс]/Электронный жу р нал InAVate . – Режим доступа: http://www.inavate.ru/ site/content/ view/ 288/25/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  32. 10 самых интересных музеев одного литературного персон а жа [Электронный ресурс]/ сайт журнала Forbes . – Режим доступа: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/76091-10-samyh-interesnyh -muzeev-odnogo-literaturnogo-personazha , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.