Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире количество народов многократно превышает количество государств, что неизбежно приводит к необходимости
В настоящее время в российской и зарубежной государственно-правовой науке и политической практике довольно остро стоит вопрос о поиске оптимальных форм организации государства, в особенности его политико-
Курсовая работа основана на фундаментальных исследованиях таких ученых, как Ирхина Ю. В, Ступишина В.В, Липкина А.И, Борисова Л.П, Бженикова Р. Р, Зорина В.Ю.
Предмет исследования курсовой работы – нации и национальные отношения и их роль в политической жизни.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыт
Объектом исследования выступают государственного правовые аспекты национальной политики государства.
Цель курсовой работы – рассмотрение понятия нации и национальных отношений, а также достижений и проблем современной национальной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определение понятий «нация» и «национальная политика»,обозначить основные способы решения национального вопроса, рассмотреть национальный суверенитет в эпоху глобализации, проанализировать особенности этнической структуры населения, национально – государственного устройства и национальной политики России, а также обозначить достижения и проблемы современной национальной политики России.
1 Нация и национальная политика
Распространены три основных подхода к пониманию нации – политико-правовой, социокультурный и биологический.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...
При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, то есть сообщество граждан того или иного государства. В Конвенции о гражданстве, разработанной в рамках Совета Европы, членом которой является и Россия, понятие “гражданство” определяется как “правовые отношения лица с государством без указания этнического происхождения этого лица”. 1 В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации, или этнонации. 2
Без национального сознания и самосознания нет и не может быть нации. Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: 1. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения. 2. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. 3
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови.
Согласно наиболее широко распространенным представлениям, под нацией понимается исторически сложившаяся общность людей – граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.
Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, что национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей.
Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России. Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства. 4
Понятие нации полиэтничность нации государственнообразующий этнос
... понятие «этнос»; 3) рассмотреть национальную исключительность и этнические корни; 4) раскрыть соотношение «национального» и «этнического» в едином типе культуры 1. Понятие «нация» в зарубежной и отечественной этнопсихологии Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ... капиталистических связей, превращение охватывающего всю страну рынка в капиталистический обусловило дальнейшее ...
В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России — это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства.
Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в том числе и в национальном, языковом, культурном, религиозном. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу — россиянин. 5
Национальный вопрос в России — это вопрос не о существовании, а о достойном существовании. Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей и задач. Достойное существование каждого гражданина России в российском государстве, обществе — это основа и конечный результат осуществления национальной политики.
Стране нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны.
Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России.
Процесс принятия решения о покупке
... принятия решения о покупке, а также их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о ... вопросов по реализации маркетинга-микс (комплексной рыночной и товарной политики) решается на ... знакомые). Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки). Общедоступные источники ... изучение, использование товара). Относительное влияние этих источников информации варьируется ...
2 Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм
Сама по себе многонациональность страны является важнейшим фактором государственной политики. Уникальность каждой нации, с ее ценностями, традициями и менталитетом определяет и уникальность, неповторимость общества со своими особенностями социальной организации и деятельности. Поэтому решение национального вопроса есть процесс не столько унифицирующий социальную действительность, сколько воспроизводящий ее исторические и культурные особенности.
Глобализация предполагает не столько решение национального вопроса, сколько его обострение, уже не в локальном, а в мировом глобальном масштабе.
Решение национального вопроса включает реализацию прав и свобод человека, равно как и формирование демократических институтов государственной власти, поскольку без этого не представляется возможным осуществление самобытности наций в условиях современности. Тем не менее, во-первых, институционализация прав и свобод человека должна исходить не из универсального их значения, а опираясь на содержание и формы национальной идентичности наций, раскрытие значений прав и свобод, иначе объективно обернется не их реализацией, а их нарушением; во-вторых, демократизация сама по себе должна иметь цель не рецепцию «универсального» западного опыта, а институционализацию этнонаций в качестве субъектов политического процесса; в-третьих, сама по себе институционализация прав и свобод человека даже при выполнении указанных условий не должна рассматриваться в качестве единственно эффективного способа решения национального вопроса.
Право в его значении как идея свободы, равенства и справедливости является тем критериальным контекстом, в котором оценивается состояние национальных отношений, оно придает им политический смысл, в силу чего и становится возможной как постановка, так и решение национального вопроса. Тем не менее, право, закрепляя основные права и свободы человека, создает необходимые институциональные условия для деятельности по реализации национальной самобытности, решения национального вопроса в государстве. Так, отмечая важность правовых средств решения национального вопроса в правовом государстве, не следует абсолютизировать их значение.
Политические средства решения национального вопроса являются более гибкими, поскольку предполагают большую вариативность и своевременность реагирования в зависимости от складывающейся ситуации. Большую роль в качестве политических средств решения национального вопроса играет не только правовая возможность реализации национальных интересов через публичные институты власти, но и политическое национальное движение, выражающееся в форме национальных союзов, неправительственных организаций, совещательных органов, включающих представителей различных национальностей, комиссий. Это позволяет государственной власти влиять на национальные процессы, эффективно их регулируя, в интересах решения национального вопроса 6 .
государственной политики не проявляется как проблема, а существует в качестве межэтнической толерантности. 7
Как отмечал В.Ю. Зорин, «Фетишизация политического способа решения национальных проблем, огосударствление этноса как решающего и даже единственного средства его прогресса в настоящее время принимают все более архаическую окраску, если не дополняются и не заменяются более широким и продуктивным подходом. Как показывает мировой и отечественный опыт, культурологическая направленность мер в сфере этнополитики должна занимать основное место. В конечном счете, именно этнокультурная составляющая в современных условиях справедливо признается приоритетной». В этом смысле большую роль в решении национального вопроса в России играют различные ассоциации, коллективы и объединения, основанные в соответствии с интересами на территориальных, хозяйственных и профессиональных принципах. Они способствуют формированию толерантного сознания. Политические же способы решения национального вопроса должны состоять в предотвращении возникновения явных диспропорций в социальных условиях между контактирующими этническими группами в обеспечении равенства возможности их социализации.
Понятие земельного права
... гигиенические и рекреационные функции. Пригородные зеленые зоны являются разновидностью земель рекреационного назначения. Особенности правового режима пригородных ... государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах. 88. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА , землям лесного фонда Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом ...
Большую роль играет и формирование стереотипа национального сознания о том, что субъектом права в нашей стране является гражданин, что дает возможность этнонациональной самоидентификации участвовать в какой-либо организации в целях решения национальных проблем. Особо следует отметить, что крайне опасным в условиях России является административное навязывание понимания нации как гражданства, а не как этничности.
Политика в решении национального вопроса, таким образом, должна быть направлена на формирование полноценного гражданского общества, исключая монополию какого-либо одного органа государственной власти или общественной силы при решении национального вопроса.