Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы

Курсовая работа

Актуальность выбранной темы курсового исследования — «Менеджер: требования к профессиональной компетенции и личностным качествам» — не вызывает сомнений, потому что в современных условиях глобальной конкуренции профессиональные компетенции и личностные качества менеджеров становятся одним из факторов, определяющих преимущества в конкурентной борьбе.

Вся история развития бизнеса свидетельствует о том, что значительный рост и развитие успешных компаний во многом определялись вкладом отдельных личностей руководителей, индивидуальные качества и компетенции которых и позволяли достигать успеха.

На современном этапе развития экономики понятие «менеджер» укоренилось в нашей жизни и заменило смысл слов «руководитель», «директор», «управленец», которые есть синонимы по отношению друг к другу.

Деятельность менеджера в управлении состоит в том, чтобы вывести компанию на уровень отличной компании, а не просто посредственной. Руководитель не в силах один осуществлять управление компании, и здесь на помощь приходит менеджер, с его функционалом и личностными характеристиками.

Именно поэтому современные компании могут и должны указывать в составе требований к профессиональным компетенциям менеджеров и индивидуально-личностные характеристики. Это обеспечит соответствие ожиданий компании и возможностей потенциальных руководителей, эффективное распределение рабочих ресурсов. Особое значение в этой связи приобретает определение требований профессиональных компетенций менеджера в части личностных качеств, которое должно осуществляться с особой тщательностью, осторожностью и учетом всех профессиональных аспектов.

Вышесказанное определили цель курсового исследования — определить компетенции и личностные характеристики, необходимые для успешной профессиональной деятельности менеджеров.

Для достижения поставленной цели будут решены

изучены научно-теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера;

  • рассмотрены профессиональные компетенции и требования к личностным качествам менеджера;
  • определена специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы;
  • раскрыты профессиональные компетенции и требования, предъявляемые к личностным качествам менеджера по туризму;
  • проанализирована деятельность менеджера туристического агентства «SunTravelClub» (г.Костанай).

Предметом курсового исследования являются профессионально значимые компетенции и личностные качества, влияющие на эффективность работы менеджера туристской фирмы.

14 стр., 6544 слов

Особенности деятельности менеджеров турфирме

... МЕНЕДЖЕРУ 1.1 Профессиональные и личностные качества необходимые для успешной деятельности менеджера При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и оценке деятельности менеджера, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. ...

Объектом исследования является туристская фирма «SunTravelClub» (г.Костанай).

Курсовая работа состоит из введения, основной части, в которую входят две главы, заключения, списка литературы.

Глава 1. Научно-теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера

1.1 Профессиональные компетенции менеджера: определение, классификация, условия формирования

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности — на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И делает это с помощью специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

В-четвертых, важный элемент в работе менеджера — измерение. Он устанавливает единицы измерения — мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого.

Для качественного выполнения должностных обязанностей каждый менеджер должен обладать определенным набором качеств, знаний и навыков, которые в научной литературе принято называть компетенциями.

Термин «компетенция» возник в 1596 году. Однако только в последние десятилетия значение этого понятия и его значимость для управления и образования стали расти.

Компетенции — это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности.

Любая управленческая деятельность состоит из определенного набора задач. Количество компетенций должно соответствовать количеству задач, входящих в профессиональные обязанности менеджера.

Компетенция — это владение кругом вопросов, в котором человек обладает познаниями, опытом, позволяющими судить о чем-либо, определяющими возможности, способности, умения человека в какой-то сфере деятельности.

18 стр., 8557 слов

Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

... времени. Объект данной работы - социальная работа зарубежных стран. Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных стран. Гипотеза данной работы - анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран включает ...

Термин «компетенция» можно определить и как совокупность знаний, ответственности и личностных характеристик человека, обеспечивающих

эффективность его трудовой деятельности.

К компетенциям относят и индивидуально-личностные качества и отношение к работе, именно поэтому понятие «компетенция» относимо как к должности, так и к личности менеджера.

Профессиональная компетенция может служить эталоном для собственного развития менеджера.

Профессиональные компетенции используются работодателем как стандарт, в соответствии с которым происходит подбор, расстановка, оценка руководящего состава.

Под профессиональными компетенциями менеджера понимается совокупность необходимых для выполнения управленческих обязанностей и имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, деловых и личностных качеств, поведенческих моделей и отношений к работе, компании и лицам, с которыми взаимодействует менеджер, ориентированные на эффективное выполнение управленческих обязанностей.

Классификация профессиональных компетенций менеджера включает в себя следующие категории (рис.1):

  • по принадлежности менеджера к уровню иерархии:

компетенции топ-менеджеров,

компетенции руководителей среднего уровня,

компетенции низовых менеджеров.

  • по принадлежности менеджера к организации определенного масштаба:

актуальные для малого и среднего бизнеса,

необходимые для управления на национальном уровне,

необходимые для работы в международном бизнесе.

Глава научно теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера 1

Рис.1 Классификация профессиональных компетенций менеджера

  • по области применения:

общие управленческие (непосредственно управленческие, необходимые для руководителей всех уровней и видов деятельности),

специальные (необходимые для определенной сферы деятельности),

специфические (необходимые для руководства конкретным предприятием, подразделением, в определенных ситуациях),

  • по степени актуальности для данной должности:

ключевые (необходимые для выполнения должностных обязанностей),

дополнительные (желательные для выполнения должностных обязанностей).

врожденные (относится только к способностям и возможностям,

определяемым физическими и психологическими факторами),

образовательные (полученные в результате образования и обучения),

опытные (приобретенные в результате работы),

адаптационно-корпоративные (формируются под воздействием политики, культуры, норм, требований компании, в большей степени относится к отношениям и ориентациям),

  • по отношению к должности или личности менеджера:

эталонные (отражающие понимание компанией идеальных

компетенций),

стандартные (достаточные для выполнения обязанностей),

6 стр., 2969 слов

Знания, навыки и умения в процессе обучения

... то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение? Целью обучения являются профессиональные умения и навыки. Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не ...

индивидуальные, фактические (имеющиеся у менеджера).

  • по степени взаимосвязи с другими членами коллектива:
  • командные;
  • индивидуальные.

Профессиональные компетенции менеджера, получающие большую значимость в современных условиях, включают себя следующие понятия:

  • мобильность, возможность свободного перемещения (как частные случаи встречаются требования к кандидатам на вакантные должности — наличие водительского удостоверения, загранпаспорта);
  • навыки использования современных технологий (особую значимость приобретают умения пользования компьютерными, сетевыми технологиями, специализированным программным обеспечением, Интернет, средствами передачи информации и т.п.);
  • инновационный тип мышления, частными случаями которого являются креативный подход к работе, стремление к совершенству, аналитический склад ума, рационализаторство и т.д.;

владение иностранными языками, знания и уважение к традициям и культурным, национальным, законодательным особенностям других

международным стандартам;

  • умение осуществлять мониторинг и анализировать информацию, поступающую из внешней среды организации и вместе с тем, дозировано, с максимальной дальновидностью осуществлять передачу информации во внешнюю среду;
  • преданность корпоративным принципам и нормам, лояльность по отношению ко всем сторонам, взаимодействующим с компанией, социальная ответственность;

адаптивность (как самостоятельное качество без привязки к отдельным аспектам — готовность меняться самому и менять окружающую

действительность под воздействием определенных факторов);

  • когнитивность, жажда знаний, интерес к оперативной информации; постоянное обучение, согласующееся с концепцией непрерывного обучения, получающее все большее распространение в мире.

Непрерывное обучение может осуществляться различными способами: от профессионального образования и обучения до неформальных форм образования и обучения через практику. Необходимость непрерывного обучения вызвана ускоренным развитием технологий и потребностью в постоянном обновлении профессиональных навыков.

Таким образом, развитие профессиональных компетенций современного менеджера предполагает освоение и реализацию комплекса профессиональных знаний и практических навыков, их применение в управленческой деятельности.

2 Требования к личностным качествам менеджера

Качества менеджера — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Остановимся немного подробнее на требованиях, предъявляемых к личностным качествам к современному менеджеру компании.

Если рассмотреть задатки менеджмента в период СССР, то в тот период при выборе управленческих кадров основывались четырьмя требованиями: моральная устойчивость, политическая грамотность, способности организатора и компетентность сотрудника.

20 стр., 9616 слов

Приобретение первичных умений и профессиональных навыков

... предприятия. Общие правила составления различных документов. Навыки работы на компьютере в редакторе Word. Редактирование ... на телефонные звонки, принимала факсимильные сообщения. По поручению руководителя практики составила и оформила приказ по личному составу, приказ по основной деятельности, справки личного ... цели данной практики. Я обобщила полученные мною знания, старательно выполняла все ...

Проведя сравнение с современными квалификационными требованиями к личности менеджера в Великобритании, можно выделить следующие аспекты:

  • Ораторские навыки и умение выражать свои мысли
  • Наличие навыка управления людьми, подбора и подготовки кадров компании, а так же умение создавать правильные взаимоотношения внутри коллектива
  • Наличие способности грамотной самооценки, навык делать выводы, и постоянный рост, в своей профессиональной сфере
  • Навык правильной оценки своих знаний, и умение применять их на практике
  • Навыки по построению взаимоотношений между компанией и ее партнерами, а также умение прогнозировать деятельность компании, и четко видеть ее будущее.
  • Навыки по управлению ресурсами компании
  • Навыки в сфере техники и технологий, средствах коммуникациях
  • Навыки в теории основных видов управления, обязанностей, а также владение техники эффективного управления компании.

Если рассмотреть градацию государственных служащих на примере США, то все менеджеры разделяются по рангам, которых всего восемнадцать. С первого по восьмой ранги — это категория низшего персонала, к ним относятся машинистки и другие конторские служащие; с девятого по двенадцатый ранги — это руководители низшего звена; с тринадцатый по пятнадцатый ранги — руководители среднего звена, их в государственных учреждениях США называют уже менеджерами; с шестнадцатый по восемнадцатые ранги — высшее профессиональное руководство, к ним относятся, к примеру, министры, начальники управлений.

Согласно исследования, которое было проведено американским институтом общественного мнения — Институтом Гэллапа — показывает нам, что невзирая на управленческий ранг, при наличии конкретных сочетаний требований, которые могут гарантировать успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США, выделяют пять основных требований к личностным характеристикам менеджера:

1. Знание дела

2. Здравый смысл

3. Высокий уровень развития

  • Способность доведения начинаний до их логического конца
  • Уверенность в своих собственных силах.

Вышесказанное позволяет спроектировать некую модель личностных характеристик современного менеджмента (рис. 2).

Рассмотрим эту модель подробнее.

Знания и умения менеджера. Поскольку менеджер достигает результата

своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные

знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии.

профессиональный компетенция менеджер туристический

 требования к личностным качествам менеджера 1

Рис. 2. Критерии-требования личностных характеристик современного менеджера

Дополняет эти знания владение отраслью.

Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.

6 стр., 2899 слов

(по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

... отзывом и дневником: до 10.07.18 6. Содержание производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) № Название Название темы практики п/ раздела ... время прохождения практики студент ознакомился с деятельностью кафедр ________________, ______________ услуги, с работы _________________________________ (экономист, бухгалтер, менеджер по ...

Этические нормы — это соблюдение норм прежде всего деловой этики,

т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы.

Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.

Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления влияют:

  • умение определить темперамент и характер подчиненных;
  • умение управлять собой;
  • умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
  • умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов.

Ограничения в саморазвитии менеджера. Определенный интерес в этой связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

Здесь можно выделить десять ограничений в деятельности управленца:

  • Отсутствие умения управлять собой.

Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

2. Отсутствие четких личных ценностей

Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен этой нечеткостью.

  • Заторможенное личностное развитие

4. Отсутствие навыков в принятии управленческих решений, в решении проблем

Особый талант менеджера — это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.

Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.

  • Отсутствие творчества в работе

Можно привести много примеров, как тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведется поиск путей эффективного перехода к рыночной экономике.

33 стр., 16145 слов

Социально-культурная деятельность в туризме

... культурный центр Ненецкого автономного округа». Работа содержит практические материалы, которые могут быть использованы при разработке новых видов туристических услуг в СКС. 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ, .1 Особенности организаций социально-культурной деятельности в туристической сфере В ... основы исследования. Научные аспекты курсовой работы формировались на основе ...

Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода.

  • Отсутствие навыка влияния на людей

Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.).

Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.

Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Недостаточно настойчивый руководитель не имеет взаимопонимания с окружающими, у него не развито умение выражать себя. Такой руководитель не может влиять на окружающих.

  • Отсутствие четкого понимания специфики работы управленца

Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности своего управления другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Менеджеры, недостаточно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

  • Неспособность руководить, или еще можно сформулировать отсутствие организаторских способностей

Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и, соответственно, работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается.

Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

  • Неумение обучать

Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, — важнейший элемент управленческой эффективности. Менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

4 стр., 1994 слов

Понятие услуга, сервис, сервисная деятельность

... и хозяйственные, культурные потребности гостей при условии предупредительного и профессионального обслуживании, называется в гостиничном хозяйстве сервисом. Существуют восемь правил организации эффективного сервиса: ... и стабильное положение предприятия на рынке услуг. При рассмотрении сервисной деятельности ... и их анализа, а также изменения структуры и технологии сервисной работы. 7. Творчество. Сервис ...

  • Неумение формировать команду.

Формирование коллектива — процесс сложный и противоречивый. Это связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации).

Распадение коллектива происходит, если менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям. Такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

Подведя небольшие итоги можно сказать, что современный темп жизни

требует от менеджера следующее личностные характеристики:

  • Разумных личностных ценностей
  • Постоянное саморазвитие
  • Наличие навыков в решении конфликтных ситуаций
  • Способность управлять собой
  • Наличие способностей оказывать влияние на окружающих
  • Отличное знание современных управленческих подходов
  • Способности к обучению сотрудников
  • Навыки и способности в формировании и работы с трудовым коллективом

-Открытость и восприимчивость инноваций.

Глава 2. Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы

2.1 Профессиональные компетенции и требования, предъявляемые к личностным качествам менеджера по туризму

Сфера сервиса и туризма является в настоящее время одной из перспективных отраслей развития экономики.

Развитие сферы сервиса и производимых ею продуктов является подтверждением того, что люди стали задумываться о более комфортной жизни, а также того, что новые ценности, призывающие ценить не большую серую массу общества, а отдельную личность и её потребности, находят свое воплощение во многих сферах жизни человека: в магазине, в автосалоне, в мастерской, на работе, а также и на отдыхе.

Везде и всюду нужен сервис: у человека есть потребности, которые он не может реализовать сам, без помощи профессионалов своего дела и тут на помощь должны прийти специалисты сервиса. Это и автосервис, и сервис в быту и социально — культурный сервис, и у каждой отрасли есть свои особенности.

Специалист по сервису и туризму должен отвечать

знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

  • знать законодательство в сфере социально — культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьёй, обществом, окружающей средой;
  • знать нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально — культурного сервиса и туризма;

иметь способность продолжать обучение и вести профессиональную

13 стр., 6396 слов

Организация деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма

... аспекты организации деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма; изучить организационную структуру управления предприятий социально-культурного сервиса и туризма; проанализировать деятельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма; разработать рекомендации по совершенствованию организации деятельности предприятия социально-культурного сервиса и туризма. ...

деятельность в иноязычной сфере;

  • обладать знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально — культурного сервиса и туризма с учётом применения прогрессивных технологий;
  • знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально — культурном сервисе и туризме;
  • принимать участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально — культурного сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности;
  • принимать управленческие решения в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью; участвовать по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально — культурного сервиса и туризма;
  • иметь способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
  • иметь способность обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально — культурному сервису и туризму;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • внедрять современные научные знания, передовые технологии в социально — культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;

уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий

и организаций, представляющих услуги социально — культурного сервиса и туризма;

  • использовать несколько иностранных языков при организации услуг социально — культурного сервиса и туризма;
  • владеть приёмами и методами формирования системы межличностного общения;
  • обладать знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально — культурный сервис и туризм;
  • владеть знаниями организации и обеспечения контроля качества, оказываемых услуг социально — культурного сервиса и туризма;
  • обеспечивать систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятия социально — культурного сервиса и туризма.

Здесь особое значение придается психологическим умениям будущих специалистов: владение приемами и методами формирования системы межличностного общения, умение организовать эффективную коммуникацию в сфере сервиса; участие в совершенствовании деятельности служб сервиса; умение принять решение в экстремальных ситуациях и т. д.

Ключевой фигурой в организации туристской деятельности является менеджер (специалист) — человек, умеющий и знающий, как направить эту деятельность в определенное русло, достичь максимального экономического эффекта. Управление сферой туризма требует от менеджера большой гибкости, адекватной реакции на постоянно меняющуюся ситуацию, принятия нестандартных решений, творчества, изобретательности.

Психологические требования к менеджеру по туризму:

  • умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;