Современный придорожный сервис

Курсовая работа

Автозаправочные станции, кафе, гостиницы — все это, так называемый, придорожный сервис. Так как через территорию нашей страны походят важнейшие транспортные магистрали Европы, то на сегодняшний день развитие и совершенствование сервисного продукта является одной из актуальнейших задач для Республики Беларусь, в целях формирования имиджа страны на мировом рынке услуг.

За рубежом придорожный сервис развивался десятилетиями и является серьезным участником национальных экономик. Например, в США придорожная инфраструктура имеет длительную историю. «Она отмечается многофункциональностью и представлена различными предприятиями сервиса и объектами быта.» Во-первых, важную роль в дорожном комплексе занимают платные автодороги. Во-вторых, в стране реализуется принцип концессий на платных автострадах, то есть участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, а не муниципальным органам.

Придорожный сервис представляет собой совокупность услуг, предлагаемых для тех, кто находится в пути. Автозаправочные станции, кафе, гостиницы — все это, так называемый, придорожный сервис. Так как через территорию нашей страны походят важнейшие транспортные магистрали Европы, то на сегодняшний день развитие и совершенствование сервисного продукта является одной из актуальнейших задач для Республики Беларусь, в целях формирования имиджа страны на мировом рынке услуг.

За рубежом придорожный сервис развивался десятилетиями и является серьезным участником национальных экономик. Например, в США придорожная инфраструктура имеет длительную историю. «Она отмечается многофункциональностью и представлена различными предприятиями сервиса и объектами быта.» Во-первых, важную роль в дорожном комплексе США занимают платные автодороги. Во-вторых, в стране реализуется принцип концессий на платных автострадах, то есть участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, а не муниципальным органам.

Именно поэтому в Северной Америке придорожный сервис представлен не отдельно стоящими объектами, как в большинстве случаев в российской практике, а крупными сервисными зонами, расположенными на съездах с крупных автомагистралей. Автомобильный путешественник или водитель-профессионал имеют возможность получить полный набор необходимых услуг, предлагаемых как автозаправочными станциями, так и ремонтными мастерскими, магазинами, предприятиями питания и бытового обслуживания, средствами размещения и т. п.

12 стр., 5737 слов

Продвижение услуг предприятия общественного питания (на примере ...

... рестораны, проработавшие некоторое время на рынке Просто методы продвижения у них различны, как и затраты на продвижение. 1.2 Основные виды продвижения ресторанных услуг Существует большое количество способов продвижения ресторанных услуг. ... с заказом на предприятиях типа «fast ... жизнедеятельность человека. Современной наукой разработаны ... любого ресторана важно вести работу по продвижению своих услуг – ...

В США придорожная инфраструктура имеет более длительную историю. Она многофункциональна и насыщена самыми разными предприятиями сервиса и объектами быта. За океаном реализуют принцип концессий на платных автострадах. То есть те или иные проекты появляются путем сдачи в аренду участков вдоль дороги частным лицам, а не муниципальным органам. В результате возникают не просто отдельно стоящие объекты, а целые сервисные зоны, которые организованы на съездах с крупных шоссе. Здесь сосредоточен полный набор услуг для автомобилиста и путешественника: на одной территории расположены и АЗС, и ремонтные мастерские, и магазины, и кафе, и мотели, и другие объекты.

Придорожный сервис в Западной Европе — в Бельгии, Голландии, Германии — развит очень хорошо. Прекрасно обустроены заправки, стоянки. Много гостиниц, разных магазинчиков, кафе, ресторанов, среди которых каждый в зависимости от достатка может выбрать себе что-нибудь подходящее. Кстати, на каждой заправке обязательно есть, где перекусить. Можно принять душ, что также важно и для дальнобойщиков, и для туристов, которые много времени проводят в дороге. А в целом западноевропейцы проявляют себя в деталях. Непременно хорошо оборудованы подъезды к стоянкам, вдоль дорог — знаки, на которых подробно указано, что именно есть впереди. Об уровне их сервиса можно судить уже по таким, казалось бы, мелочам. И отношение к клиентам совсем другое. Например, если при дороге есть большой паркинг с заправкой, гостиницей, кафе, то есть большая вероятность того, что там найдется сотрудник, который сможет объясняться по-русски. Это тоже приятный бонус для выходцев из бывшего СССР, которые путешествуют по немецким городам.

Таким образом, во всем мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо стандартных автозаправок и мотелей можно встретить оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Как правило, в такие объекты включены и гостиницы. Но сегодня придорожный инфракомплекс стал постепенно расширяться. Тем не менее, по сравнению с западными странами и США данный сегмент в Республике Беларусь представлен очень слабо. Если АЗС и станции техобслуживания встречаются на крупных трассах уже достаточно часто, то сегмент средств придорожного размещения, таких как кемпинги и мотели, практически не развит. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

1. ЗНАЧЕНИЕ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Придорожный сервис представляет собой совокупность услуг, предлагаемых для тех, кто находится в пути. Автозаправочные станции, кафе, гостиницы — все это, так называемый, придорожный сервис. Так как через территорию нашей страны походят важнейшие транспортные магистрали Европы, то на сегодняшний день развитие и совершенствование сервисного продукта является одной из актуальнейших задач для Республики Беларусь, в целях формирования имиджа страны на мировом рынке услуг.

Современное общество переживает переломный момент в своем социально-экономическом развитии, стоит на пороге новой ступени социально-экономического развития, для наименования которой используют различный терминологический аппарат: это и постиндустриальное общество, и информационная экономика, инновационная экономика, экономика знаний. Несмотря на многообразие концептов, все они фиксируют существенные перемены в экономическом развитии, в материальном производстве, труде. При этом концепция постиндустриального общества, в свое время, отметила необычайно возросшую роль сферы услуг в современном обществе, что прекрасно продемонстрировал Д. Бэлл в «Грядущем постиндустриальном обществе» [номер в списке].

13 стр., 6258 слов

Роль телевидения в современной жизни общества

... интеллигенции». В последнюю очередь всегда упоминалась развлекательная функция ТВ, которая рассматривалась как задача «организации культурного досуга населения». Планомерному и целенаправленному осуществлению этих функций способствовала централизованная структура института телевидения, ...

Как известно, сфера услуг уже стала одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, теснейшим образом связным с другими областями общественной жизни. Значение сферы услуг очень велико, поскольку ее развитие обеспечивает удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг, сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве, его облегчение, увеличение свободного времени. По оценкам специалистов, развитие сферы услуг ведет «к приросту валового национального продукта путем замены бесплатных услуг домашнего хозяйства платными услугами общественного производства» [номер], а уровень развития непроизводственной сферы становится «показателем благополучия общества» [номер]. Большинство ученых констатируют уже произошедший переход от «индустриального» общества к «сервисному». Первое характеризуется тем, что оно «основано на обмене товаров-эквивалентов, формирующих основное богатство — вещные блага» [номер].

На их долю приходится 70-80% ресурсов. Второе — отличается тем, что «доминантами сервисного общества являются информационные богатства, нематериальные блага и услуги» [номер]. Предполагается, что материальное производство в сервисном обществе будет аккумулировать не более 10% трудовых ресурсов, остальные — будут задействованы при выполнении работ и услуг непроизводственного характера. Рассматривая услуги как важнейший элемент сервисного общества, удовлетворяющий потребности, обратимся к следующему их определению: «к услугам относятся все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественной полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят также и все виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь)» [номер].

Услугу можно определить также «как деятельность, связанную с обменом стоимостей, направленную на удовлетворение, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный продукт» [номер].С одной стороны, сфера услуг активно развивается под воздействием достижений научно-технического прогресса, в конечном итоге, ведущем все к большей степени информатизации и сервисизации общества в целом. С другой стороны развитие сферы услуг призвано, в свою очередь, обеспечить все большее повышение уровня и качества жизни россиян. Понятие «качество жизни» охватывает и характеризует весь диапазон свойств жизни индивида, распространяется на все ее стороны. Отражает удовлетворенность индивида получаемыми материальными и духовными благами. «Отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни» [номер].

«Качество жизни» измеряется качественными показателями, в отличие от «уровня жизни». Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями [номер]. Это показатели обеспеченности различными благами или объектами социальной инфраструктуры.

14 стр., 6810 слов

Развитие системы придорожного сервиса как элемента туристско-рекреационного ...

... формированию придорожного сервиса; исследовать место придорожного сервиса в сфере услуг; рассмотреть технические характеристики объектов придорожного сервиса; проанализировать и оценить существующие подходы к классификации услуг придорожного сервиса; определить и проанализировать основные факторы, влияющие на процесс развития придорожного сервиса; выявить ...

Проблемы качества и уровня жизни являются предметом изучения социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономических объектов и процессов, связанных с обществом. Таким образом, изучение потребностей людей в различного рода услугах является важнейшей задачей социальной экономики. Этот раздел экономической науки изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг.Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и развитии социальной экономики судят по тому, как живут люди, насколько комфортны условия их работы и досуга. При всем многообразии жизненных проявлений можно формировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Все это вместе взятое определяет качество жизни. В конечном итоге качество жизни определяется качеством отраслей представляющих сферу услуг и включающих услуги сопровождающие человека от момента рождения до последних минут жизни. Структура сферы услуг представляется отечественными авторами по-разному, поскольку нет окончательно сформировавшегося подхода к их классификации.

К сфере услуг принято относить:

  • торговлю (оптовую и розничную);
  • услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т.д.);
  • транспорт;
  • связь и информационное обслуживание;
  • услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
  • кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
  • услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно бытовые и коммунальные услуги);
  • услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги: парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
  • услуги государственного управления.

Такая отраслевая классификация сферы услуг в настоящее время действует во многих странах, в том числе в России.

По усредненным экспертным оценкам в развитых странах доля сервиса в ВВП составляет 20-25%, на транспорт и внедомашнее питание приходится 6-10%, на государственные услуги — 15-23%

Придорожный сервис представляет собой совокупность услуг, предлагаемых для тех, кто находится в пути. — [3, с. 96].

Объектами придорожного сервиса являются автомобильные заправочные станции, автомойки, мотели, станции технического обслуживания и тд.

Объекты придорожного сервиса — здания и сооружения,расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожногодвижения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания,автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки.

35 стр., 17048 слов

Дипломного проекта: Придорожный комплекс на трассе М4 в Ростовской области

... дорожного сервиса автомобильных дорог это зоны комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, обеспечивающие предоставление полного пакета услуг для пользователей автомобильных дорог, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, питанию, отдыху и прочие услуги. Придорожный сервис в ...

  • Мотели, гостиницы и кемпинги предназначены, чтобы отдохнуть с дороги, место для ночлега.
  • Станции технического обслуживания, автозаправочные станции — техническое обслуживание автомобилей и пополнение бензина.
  • Пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи — служат для того чтоб после долгой поездки могли перекусить, отдохнуть, пополнить запасы, медикаменты и вылечить раны если чтото произошло в пути.
  • Мойки, организация, осуществляющая мойку автомобилей и оказывающая сопутствующие услуги (чистку салона, полировку, удаление битумных пятен, мойку двигателя и др.).

За рубежом придорожный сервис развивался десятилетиями и является серьезным участником национальных экономик. Например, в США придорожная инфраструктура имеет длительную историю. Она отмечается многофункциональностью и представлена различными предприятиями сервиса и объектами быта. Во-первых, важную роль в дорожном комплексе занимают платные автодороги. Во-вторых, в стране реализуется принцип концессий на платных автострадах, то есть участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, а не муниципальным органам. Именно поэтому в Северной Америке придорожный сервис представлен не отдельно стоящими объектами, как в большинстве случаев в российской практике, а крупными сервисными зонами, расположенными на съездах с крупных автомагистралей.

Автомобильный путешественник или водитель-профессионал имеют возможность получить полный набор необходимых услуг, предлагаемых как автозаправочными станциями, так и ремонтными мастерскими, магазинами, предприятиями питания и бытового обслуживания, средствами размещения и т.п. За океаном реализуют принцип концессий на платных автострадах. То есть те или иные проекты появляются путем сдачи в аренду участков вдоль дороги частным лицам, а не муниципальным органам. В результате возникают не просто отдельно стоящие объекты, а целые сервисные зоны, которые организованы на съездах с крупных шоссе.

Таким образом, во всем мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо стандартных автозаправок и мотелей можно встретить оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Как правило, в такие объекты включены и гостиницы. Но сегодня придорожный инфракомплекс стал постепенно расширяться. Тем не менее, по сравнению с западными странами данный сегмент представлен очень слабо. Если АЗС и станции техобслуживания встречаются на крупных трассах уже достаточно часто, то сегмент средств придорожного размещения, таких как кемпинги и мотели, практически не развит. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

За рубежом придорожный сервис развивался десятилетиями и является серьезным участником национальных экономик. Например, в США придорожная инфраструктура имеет длительную историю. Она отмечается многофункциональностью и представлена различными предприятиями сервиса и объектами быта. В стране реализуется принцип концессий на платных автострадах, то есть участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, а не муниципальным органам [3, с. 98].

В Северной Каролине — специальные съезды вправо, вверх с дороги в горы. Они созданы с целью помочь остановиться большегрузным автомобилям, если те вдруг сильно разогнались или у них отказали тормоза.Вдоль дорог, редко посередине дороги (для подъезда с обеих сторон) оборудованы Зоны отдыха (Rest Area или Welcome Center).

В них обычно входят небольшие зоны для пикника (столы и скамеечки под крышей), места выгула собак, парковки, в том числе для ночёвки большегрузных автомобилей и RV, бесплатные туалеты, иногда маленькие ресторанчики и, обычно при въезде в штаты, информационные центры. Всегда установлены высокие флагштоки с государственным флагом и флагом штата.На выездах с дорог (Exit) придорожный бизнес просто процветает. Здесь расположены заправки (обычно с маленькими магазинчиками и бесплатными туалетами), станции техобслуживания, ресторанчики, мотели, отели, магазины, в общем, всё необходимое для путешественников. Информацию о том, что имеется на данном выезде можно получить прямо на дороге, где на придорожных информационных знаках всё чётко обозначено. Кстати сущестует множество не дорогих мотелей. Они разбросаны по всей стране и когда-то номера в них стоили соответственно всего $6 и $8 в сутки. В 2-х местных номерах разрешено пребывание 4-х человек [31, с. 127].Ещё одна возможность — это остановка или отдых в кемпингах со своими палатками. Кемпингов множество по всей стране. Оборудованы они по разному и соответственно стоимость разная, но в любом случае недорого. Забронировать место в кемпинге можно заранее онлайн [31, с. 127]. Масса недорогих ресторанчиков быстрого питания McDonalds, Burger King, Arbys, Wendys. В Subway большой выбор диетической еды, в том числе суп дня, а также свежие салаты и сэндвичи, которые готовят по вашему выбору прямо при вас. Приобретая в таких заведениях стакан любого напитка типа Кока-Колы, при желании можно бесплатно повторно наполнить свой стакан из автомата и взять с собой.

В Европейских странах также наблюдается комплексный подход к развитию придорожной инфраструктуры. Наряду со стандартными автозаправочными станциями и мотелями свои услуги представляют оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Например, в такой туристской стране как Италия места отдыха расположены через 30-50 километров. Причем они обустроены по единому проекту, имеют одинаковую планировку зданий и прилегающих территорий со стандартным набором услуг [17, с. 81]. Придорожный сервис в Западной Европе — что в Бельгии, Голландии, что в Германии — развит очень хорошо. Даже придраться не к чему. Естественно, прекрасно обустроены заправки, стоянки. Много гостиниц, разных магазинчиков, кафе, ресторанов, среди которых каждый в зависимости от достатка может выбрать себе что-нибудь подходящее. Кстати, на каждой заправке обязательно есть где перекусить. Можно принять душ, что также важно и для дальнобойщиков, и для туристов, которые много времени проводят в дороге. А в целом западноевропейцы проявляют себя в деталях. Непременно хорошо оборудованы подъезды к стоянкам, вдоль дорог — знаки, на которых подробно указано, что именно есть впереди.

Россия. Среди автомобилистов ходит очень много высказываний про российские дороги, и все они не очень лестные. С полной уверенностью можно сказать, что водители также относятся и к «ненавязчивому» придорожному сервису. Хаотичное расположение автозаправок, мотелей, кафе, автосервисов, которые в большинстве построены с нарушением требований к объектам придорожной инфраструктуры, только ухудшает общее состояние безопасности дорожного движения.

К тому же общее количество этих объектов очень мало и не способно обеспечить достойный уровень комфорта для водителей, осуществляющих грузоперевозки по дорогам России. По данным Росстата в Центральном округе России расположено около 50% придорожных гостиниц, в Южном округе — около 24%, по 12% в Северо-Западном и Сибирском округах. Остальное количество распределены по другим регионам. Из общего количества мотелей, а их по данным статистики около 2000, только три отвечают всем мировым требованиям, предъявляемым к объектам придорожного сервиса. Для сравнения стоит отметить, что во Франции количество мотелей и кемпингов приближается к 11000, а в Нидерландах — 3400. автозаправка придорожный сервис

За рубежом все объекты придорожного сервиса расположены в стороне от дороги за пределами полосы отчуждения, а на придорожной территории действует особый порядок использования земельных участков. Это прежде всего обеспечивает безопасность дорожного движения и не создает проблем при проведении работ по ремонту или модернизации автодороги.

В России до недавнего времени придорожная инфраструктура развивалась хаотично. Пользуясь несовершенством законов и бесконтрольностью властей, вдоль дорог как грибы выросли полулегальные автосервисы, кафешки, заправки. Например согласно действующим нормам все подъезды к автозаправкам должны иметь полосы разгона и торможения. Однако многие владельцы АЗС пренебрегают этим требованием, экономя при этом несколько миллионов рублей. Ведь в первую очередь предприниматели заботятся о своих доходах, а не безопасности грузоперевозки и дорожного движения в целом. Все происходит по одному сценарию: городские власти выделяют участок для строительства объекта придорожной инфраструктуры (кафе, торговый центр или АЗС), а окончив строительство владелец прокладывает подъезд не заботясь о выполнении нормативных требований. Проведенная проверка объектов придорожной инфраструктуры МКАД установила более 900 нарушений, которые ухудшают дорожную обстановку на окружной дороге.

Основным источником поступлений средств является автомобильный налог, ставки которого устанавливает федеральный закон, и все собранные средства поступают в региональные бюджеты, по месту, где зарегистрирован автомобиль. Всего на федеральных автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти четыре тысячи автозаправок. Учитывая, что целью придорожного сервиса является — максимально обеспечить транспортное средство как с социальной точки зрения, так и с пожарной, экономической и экологической безопасности, т.е. удовлетворить потребности клиента, который использует это транспортное средство и обеспечить высококачественную работу самого транспортного средства на протяжении всего пути следования. Основанное на Конституции РФ законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности включает в себя следующие основные федеральные законы, создающие юридическую основу административно-правового регулирования дорожного хозяйства:

  • Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257 ФЗ от 8 ноября 2007 года;
  • Федеральный закон «О государственной компании «Российские автомобильные дороги»» № 145-ФЗ от 17 июля 2009 г.;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 68 ФЗ от 06.04.2011;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

№ 190-ФЗ.

Только по количеству законов, которыми регулируется придорожный сервис России, можно судить о слабом развитии данной отрасли. Для последующего развития данного сервиса следует издавать большее количество законов, которые будут углублены в данную сферу развития придорожного сервиса. К примеру, в Республике Беларусь издан свод законов, регламентирующих сферу придорожного сервиса. Принцип там очень простой: государство берет на себя стоимость работ по выстраиванию полосы разгона, земельные вопросы и подключение к энергосетям.

В целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также обеспечения безопасности дорожного движения постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования в Республике Татарстан» на специально уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — Государственную дорожную службу при Кабинете Министров Республики Татарстан — был возложен контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы, инженерных коммуникаций и иных сооружений. Для осуществления этого нового направления деятельности Государственная дорожная служба учредила ОАО «ТатТрансСервис» с возложением на него функции согласования размещения объектов дорожного сервиса и иных сооружений в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан и функции последующего контроля за соблюдением исполнения согласованных технических условий.

Согласно федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрено дополнительное выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в размере 5 млрд 583 млн 115 тыс. рублей. Согласно данному документу к каждому областному центру от крупных городов должна быть проложена (или реконструирована) дорога шириной 4 полосы. В связи с появлением новых дорог появляется необходимость в строительстве придорожных комплексов для ремонта и обслуживания автомобилей.

В 2001 г. Министерством транспорта Российской Федерации был принят документ, содержащий основные пути развития отрасли придорожного сервиса в России, а именно Постановление правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)», что положило начало активному развитию придорожного сервиса в РФ, с целью повышения безопасности дорожного движения и улучшения обслуживания пользователей. Подпрограммой «Автомобильные дороги» предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог федерального значения объектами дорожного сервиса, площадками отдыха для участников движения и другими объектами, обеспечивающими оказание услуг участникам движения[1].

По данным официальной статистики общая протяженность дорог в России в 2014 г. — 750 тыс. км. На дорогах России зафиксировано 2658 объектов придорожного сервиса. Таким образом, на 282 км пути приходится всего 1 придорожный сервис. Большую их часть составляют АЗС (25%), за ними следуют различные магазины, которые занимают до 24% рынка. Пункты общественного питания занимают в структуре 21%. Наименее распространенными являются пункты технического обслуживания и мотели, которые занимают 9% и 5% соответственно. Кроме этого в структуре существует доля равная 16%, которая принадлежит объектам придорожного сервиса, которые трудно отнести к какой либо определенной группе [12].

АЗС

25%

Магазины

24%

Пункты общественного питания

21%

Пункты технического обслуживания

9% и 5%

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 860 от 29.10.2009г. «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» выделяют следующие виды объектов дорожного сервиса: мотель (кемпинг), пункт общественного питания, автозаправочный пункт, моечный пункт, предприятие торговли, станция технического обслуживания, площадка отдыха[3]. Данным Постановлением Правительства РФ также устанавливаются максимальные расстояния между объектами дорожного сервиса одного вида.

2. РАЗВИТИЕ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

2.1 Обзор и общее состояние в Пермском крае

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края обратилось к бизнесу и муниципалитетам с идеей реализовать в регионе проект «Придорожный сервис», главная цель которого — организация качественного придорожного сервиса (АЗС, кафе, автосервисы) на федеральных и региональных дорогах.

Общая протяженность автодорог в Пермском крае составляет 27,9 тыс. км, из них 416 км с интенсивным грузо- и пассажиропотоком. Развитие придорожной инфраструктуры осталось на уровне прошлого десятилетия: не хватает кафе, шиномонтажных мастерских, автосервисов, гостиниц, магазинов, паркингов. В рамках проекта краевой Минторг совместно с муниципалитетами поможет бизнесу, который желает открыть свое дело в сфере придорожного сервиса.

начальник УПР ДОР «Холмогоры» Константин Чупров, студентка Архангельского областного колледжа культуры и искусства Марина

Начальник УПР ДОР «Холмогоры» отметил, что человеку или группе лиц, которые будут выстраивать и содержать кафе или магазин, тяжело обустроить объект сервиса переходно-скоростными полосами, предусмотреть дорожную одежду на площадке, поскольку это большие деньги. Такие расходы потянуть сложно, поэтому нужно работать комплексно. «Когда мы проходили капитальным ремонтом по Виноградовскому району, дообустроили, расширили площадки отдыха, которые там есть, — комментирует господин Чупров. — Все, что можем, делаем, ну а дальше — дело бизнеса, он должен развиваться и решать, куда что устанавливать, чтоб это было выгодно».

Оригинал материала: http://auto.29.ru/text/today/481085.html

Магазинчики, кафе и небольшие гостиницы, расположенные вдоль дорог, должны вырасти как в количественном, так и в качественном отношении. С этой целью в регионе стартует проект «Придорожный сервис», инициированный краевым минторгом. Предприниматели между тем отмечают, что существующие точки — результат вдумчивой работы, и чтобы построить новые, не хватит только красивых слов. В новых заведениях должна быть объективная необходимость.

Министр развития предпринимательства и торговли Пермского края Константин Пьянков

К такому же выводу пришли и создатели «Плана развития туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края». Этот документ был разработан летом прошлого года. Особое внимание было уделено объектам придорожного обслуживания: к ним отнесли АЗС, магазины, кафе и гостиницы. Эксперты отметили, что в целом их достаточно, однако качество обслуживания оставляет желать лучшего. До Европы нам далеко. «Практически нигде не решен вопрос с обеспеченностью трасс туалетами, полностью отсутствует система кемпингов в европейском понимании. В нашем случае они заменены на стоянки для большегрузных автомобилей. Необходима модернизация практически всех существующих вокзалов», — рассказали эксперты.

руководитель немецкой туристической компании Kompass tours Хендрик Хаймер, член совета пермской «Опоры» Наталья Коробейникова

По ее словам, туризм в Прикамье не так развит, как в соседних регионах, поэтому потребность в придорожном сервисе объективно ниже. Она отметила, что придорожный сервис — достаточно серьезное капиталовложение. Здесь в любом случае требуется капитальное строительство. Оно длится примерно год. Еще пара месяцев — это ввод здания в эксплуатацию. «Проблемы возникают также и с коммуникациями, — продолжила собеседница. — Необходимо провести электричество, водоснабжение, канализацию. Те же автономные очистные сооружения — очень дорогое удовольствие. Муниципалитеты должны определиться с тем, какую часть затрат по обеспечению коммуникациями они готовы взять на себя». Оригинал материала: http://59.ru/text/newscomp_dengi/477575.html

Как сообщает администрация края, развитие придорожной инфраструктуры осталось на уровне прошлого десятилетия — не хватает кафе, шиномонтажных мастерских, автосервисов, гостиниц, магазинов, паркингов. Процесс развития дорожного сервиса сейчас осуществляется стихийно и неравномерно — основное насыщение, а иногда и избыток, возле крупных населенных пунктов. «Считаю очень важным данное начинание, так как структура и качество придорожного сервиса на сегодняшний день порой не выдерживают никакой критики», — комментирует и.о. министра развития предпринимательства и торговли Константин Пьянков.

В рамках проекта краевой Минторг совместно с муниципалитетами поможет бизнесу, который желает открыть свое дело в сфере придорожного сервиса. На федеральных трассах края, вблизи крупных районных центров будут обозначены «точки роста», отвечающие требованиям строительства комплекса. Это позволит решить вопросы подвода коммуникаций, энергоснабжения, привлечения персонала. Кроме того, на этих участках будет измерена интенсивность движения в будние и праздничные дни, рассчитано, насколько выгодно именно на нем строить придорожный комплекс. Результатом проекта должно стать предложение путешествующим автомобильным транспортом качественного обслуживания: возможности заправки транспорта, полноценного питания, отдыха в гостинице, а также оплаты услуг мобильной связи, получения медицинской и технической помощи, возможности использования банковских карт.

2.2 Развитие придорожного сервиса в пермском крае

Краевое министерство развития предпринимательства и торговли объявило о старте проекта «Придорожный сервис». В его основе — помощь предпринимателям, желающим наладить свой бизнес в сфере придорожного сервиса, со стороны муниципалитетов.

Напомним, что началу проекта предшествовало исследование краевых трасс на наличие придорожной инфраструктуры, которое провел краевой минторг. По данным этого исследования, в Среднекамье для полноценного обслуживания водителей и пассажиров необходимо 17251 мест общественного питания, а сейчас сервисные предприятия готовы обслужить лишь 13220 человек [3, с. 98].

Поэтому авторы исследования сделали вывод, что развитие придорожной инфраструктуры в регионе осталось на уровне прошлого десятилетия. При этом основная проблема даже не в дефиците придорожных кафе, шиномонтажных мастерских, автосервисов, гостиниц и магазинов, а в низком уровне обслуживания на объектах придорожного сервиса. В частности, на трассах практически везде не хватает туалетов, нет распространенной в европейских странах системы кемпингов, а ее функции сегодня выполняют стоянки для большегрузных автомобилей. Необходима и модернизация практически всех существующих вокзалов.

Помимо этого, развитие дорожного сервиса в Пермском крае идет стихийно, без единой концепции. Сами объекты придорожной инфраструктуры размещаются крайне неравномерно. Их плотность возрастает по мере приближения к крупным населенным пунктам и снижается вдали от них. Требования, предъявляемые к объектам придорожной инфраструктуры, не учитывают специфику их размещения и не отличаются от требований к объектам, расположенным внутри населенных пунктов. В частности, это пожарные, санитарные и другие стандарты, которые соблюдаются далеко не везде. Для развития придорожного сервиса на пермских участках федеральных трасс краевые власти в первую очередь намерены решить инфраструктурный вопрос — ведь у предпринимателей должен быть стимул для строительства новых объектов.

На федеральных трассах, вблизи крупных районных центров будут обозначены «точки роста», отвечающие требованиям строительства комплекса сервисных услуг, — пояснил глава регионального минторга Константин Пьянков. Это позволит решить вопросы подвода коммуникаций, энергоснабжения и привлечения персонала. Кроме того, мы предлагаем предпринимателям информацию о том, какая интенсивность движения будет на этих участках дороги в будние и праздничные дни, из чего они могут сделать вывод о том, насколько выгодно строить придорожный комплекс именно там. Результатом проекта должно стать качественное обслуживание путешествующих автомобильным транспортом туристов: заправка транспорта, полноценное питание, отдых в гостинице, оплата услуг мобильной связи, получение медицинской и технической помощи, а также возможность использования банковских карт.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, проблема медленного развития придорожного сервиса в регионе связана в первую очередь с тем, что автотуристов отпугивает низкое качество самих дорог. Основными же клиентами мотелей и придорожных кафе сейчас являются водители-дальнобойщики, которых прежде всего интересует цена услуги, а не ее качество. К примеру, стоимость гостиничного номера с минимумом удобств за 350-700 рублей в сутки их вполне устраивает.

По мнению генерального директора отеля «Полет» Виталия Вьюгова, развитие сети придорожных мотелей и предприятий сервиса в Пермском крае должно происходить параллельно с реконструкцией федеральных трасс, поскольку именно качественные автомагистрали позволят путешествовать с комфортом.

Гостиница сама по себе не формирует туристический поток, отметил Виталий Вьюгов. Люди путешествуют на автомобиле и, если им удобно, останавливаются в мотеле, а потом едут дальше к своей цели. В европейских странах мотели на дорогах встречаются гораздо чаще, чем в России, поскольку качество дорог там значительно лучше, и многим удобно путешествовать на собственном автомобиле. У нас же автомобильный туризм пока не развит, а спрос на услуги придорожных гостиниц определяют в основном водители-дальнобойщики. Поэтому развитие придорожного сервиса невозможно без улучшения качества самих дорог, причем не только в нашем регионе, но и в соседних. На мой взгляд, эту проблему не решить внедрением какой-либо системы стандартов качества. Крупные отели в городах поддерживают эти стандарты потому, что их инвестиции в качество обслуживания окупаются, а небольшие предприятия гостиничного бизнеса на федеральных трассах на подобную окупаемость рассчитывать не смогут.

В свою очередь, разработчики проекта «Придорожный сервис» уверены, что спрос на услуги придорожных гостиниц и кафе будет поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов из числа водителей и пассажиров транзитного транспорта. При этом уровень цен на товары и услуги должен быть несколько ниже уровня, сложившегося на аналогичных предприятиях сервиса в городах региона. Этому способствует наличие более доступной рабочей силы, меньшие затраты на аренду и покупку земельного участка, а также более дешевые энергоресурсы. Все это в итоге должно расположить клиентов к приобретению целого комплекса услуг.

Придорожная зона всех регионов России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Власти Пермского края намерены бороться со сложившейся ситуацией.

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края обратилось к бизнесу и муниципалитетам с идеей реализовать в регионе проект «Придорожный сервис». Главная цель — организация качественного придорожного сервиса на федеральных и региональных дорогах.

Здесь хотят построить АЗС, кафе, отели и автосервисы.

Сегодня общая протяженность автодорог в Пермском крае составляет 27,9 тыс. км, из них 416 км с интенсивным пассажиропотоком. Развитие придорожной инфраструктуры осталось на уровне прошлого десятилетия — не хватает кафе, шиномонтажных мастерских, автосервисов, гостиниц, магазинов, паркингов. Многие пермские дороги оставляют желать лучшего.

Власти будут поощрять бизнесменов, которые будут возводить в придорожной зоне объекты, улучшающие инфраструктуру.

Так, в рамках проекта краевой Минторг совместно с муниципалитетами поможет бизнесу, который желает открыть свое дело в сфере придорожного сервиса. На федеральных трассах края, вблизи крупных районных центров будут обозначены «точки роста», отвечающие требованиям строительства комплекса. Это позволит решить вопросы подвода коммуникаций, энергоснабжения, привлечения персонала.

Результатом проекта должно стать предложение путешествующим автомобильным транспортом качественного обслуживания: возможности заправки транспорта, полноценного питания, отдыха в гостинице, а также оплаты услуг мобильной связи, получения медицинской и технической помощи, возможности использования банковских карт.

Кроме того, на днях стало известно, что Пермский край претендует на федеральное финансирование для развития познавательного туризма.

Вишерский заповедник в Пермском крае претендует на дополнительный объем финансирования из федерального бюджета для реализации программы по реконструкции и модернизации инфраструктуры особо охраняемых природных территорий на 2012-2014 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод: придорожный сервис на оживленных трассах и тем самым может приносить большую прибыль при минимуме усилий.

Так как, количество машин с каждым годом растет значительными темпами, следовательно, растет и количество потенциальных клиентов придорожных кафе. В основном посетители это люди, спешащие по своим делам и желающие как можно быстрее утолить свою потребность в пище и пуститься в дальнейший путь. Множество дальнобойщиков и просто людей которые нуждаются в отдыхе и сне, для этого на трассах расположены мотели и гостиницы.

Постоянных клиентов у придорожных кафе немного. Но встречаются и люди, регулярно передвигающиеся определенным маршрутом.

В целях привлечения большего количества клиентов проводится гибкая ценовая политика с варьированием торговых надбавок. Цены на продукцию соответствуют запросам различных слоев населения и, по возможности, ниже или же на уровне цен, предлагаемых аналогичными предприятиями общественного питания. Это способствует повышению спроса и, следовательно, таким образом, увеличивается реализация услуг.

Все намеченные мероприятия в области ценообразования сочетаются с высоким качеством предлагаемых блюд, постоянным совершенствованием и обновлением ассортимента, высокой культурой обслуживания.

Таким образом, на предприятии ведется активная работа в области маркетинга и ценообразования. Что касается, внедряемой услуги питания на вынос и зоны отдыха с выносной кухней, которые планируется осуществить на АЗС

Организация обслуживания. В придорожном сервисе редко встретишь частых посетителей, обычно это клиенты которые находятся в пути на своих автомобилях, либо если по близости есть населенный пункт, то это местные жители. Поэтому необходимо обеспечить соответствующий уровень обслуживания с целью сохранения старых и привлечения новых клиентов.

Например в придорожном кафе на каждом столике обязательно наличие соли, перца, зубочисток, салфеток. В кафе, после того, как клиенты выбрали столик, подается меню. Официант подходит к столику сразу же, как только клиенты заняли стол. Приняв заказ, официант уточняет его, затем сообщает повару и бармену. В буфете и кафетерии клиент делает свой заказ у барной стойки, при этом сразу же рассчитывается с барменом. Напитки приносятся клиенту на подносе в течение трех минут после принятия заказа, на стол ставятся фужеры. Заказ на закуски необходимо повторить, уточнить особенности подачи. Перед подачей стол сервируется приборами по заказу. Закуски приносятся клиенту в течение 10?15 минут после принятия заказа. В случае задержки подачи клиент обязательно предупреждается заранее. Официант своевременно убирает использованную посуду, приборы, заменяет пепельницы.

Счет подается гостю в чистой папочке с визиткой

Также в кафе при АЗС, существует возможность предоставления дополнительных услуг — проведение банкетов, услуги такси, парковки, телефон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osoben-i-harak-ka-pridorojnogo-servisa-2/

1. Архипов, А.И., Большаков А.К. Экономика: учебник / Архипов А.И., Большаков А.К., Дерябина М.А. — М.: Проспект, 2010. — 848 с.

2. Бондаренко, Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб.-метод. пособие / Г.А. Бондаренко. — СПб.: Герда, 2011. — 51 с.

3. Виноградова, С.Н., Пигунова, О.В. Организация и технология торговли: учеб. для студентов вузов / Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П., Кольцова Р.Н.; Ред. Виноградова С.Н. — 2-е изд., перераб. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 479 с.

4. Грибанова, И.В., Смирнова, Н.В. Организация и технология торговли: учебное пособие — Минск: РИПО, 2008. — 204 с.

5. Егоров, В.Ф. Организация торговли: учебник для студентов вузов / В.Ф. Егоров. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

6. Кабушкин, Н.И. Управление гостиницами и ресторанами: учебное пособие для студентов вузов / Кабушкин Н.И. — СПб.: Герда, 2009. — 416 с.

7. Кардашин, Л.И. Основы технологии товародвижения и организация торговли: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 133 с.

8. Кислов, Д.В., Башилов, Б.Е. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг / Кислов Д.В., Башилов Б.Е. — СПб.: Вершина, 2008. — 264 с.

9. Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие для студентов специальности «Коммерч. деятельность». — Минск: БГЭУ, 2008. — 287 с.

10. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Ромина А.Г. — Минск: БГЭУ, 2009. — 317 с.

11. Саак, А.Э., Якименко, М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учебное пособие для студентов вузов / Саак А.Э., Якименко М.В. — М.: Питер; СПб., 2012. — 432 с.