Актуальность. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсия для участников ? это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов — это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Экскурсия — сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма — культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного — экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Цель данной курсовой работы
Задачи:
- Изучить понятие и сущность экскурсии;
- Разработать технологию подготовки экскурсии;
- Исследовать методику и технику проведения экскурсии;
- Разработать экскурсионный продукт.
Для решения поставленных задач была проанализирована научная литература классиков российского экскурсоведения Кулаева К. В., Емельянова Б. В., Долженко Г. П. и др. Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих «туристского продукта» является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем.
Предметом изучения, Объект исследования
В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии — ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида.
Особенности создания экскурсий для школьников и молодежи
... названия экскурсий, которые необходимо посетить [5]. Особенности проведения экскурсий для школьников экскурсия педагогический молодежь школьный Школьные экскурсии имеют ... связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Экскурсия как форма ... увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение. Другая задача экскурсии ...
1. Теоретические основы процесса проведения экскурсий
1.1 Сущность и понятие экскурсии как вида деятельности
Туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, повышение физического и духовного потенциала человека, общения с природой, умение, уровень знаний).
Именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономики, истории, географии, этнографии, экологии и прочее.
Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый план проблемы рациональной организации экскурсионного обслуживания. Рост объема свободного времени еще не означает рационального его потребления. Общество должно уметь отдыхать и в этом ему помощник — туризм. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания достигаются при участи в экскурсионно-туристских мероприятиях: Осмотре музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных инженерных, этнографических и природных достопримечательностей; занятие видами туризма (водным, велосипедным, пешеходным) и пр.
При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребностей человека в физической, психической, материальной и духовной связи с другими людьми [4].
Общаясь на экскурсиях походах, на других рекреационных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства.
Удовлетворение потребностей человека находиться в прямой зависимости от количественного и качественного совмещение форм и видов экскурсионного обслуживания.
Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских учреждений или предприятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсантов. Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно связан с категорией потребительского спроса.
К проведению экскурсии допускается экскурсовод (гид) прошедший специальную подготовку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой экскурсии. Руководством для экскурсовода (гида) является методическая разработка. Методическая разработка экскурсии — обязательный документ, который при наличии текста экскурсии дает право на проведение ее по данной теме и оплату.
Проведение природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»
... экскурсий необходимо привлечь внимание на одежду экскурсантов. Как бы ни было знакомо экскурсоводу место экскурсий, необходимо за пару дней до нее осмотреть место. Побывав там, экскурсовод уточняет маршрут, находит нужные объекты, ...
Экскурсия, Экскурсант
По своему существу экскурсионная деятельность рассчитываться на группу участников.
Экскурсионная группа
Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии — максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Достижение этой цели будет способствовать деление экскурсантов по следующим признакам:
- создание экскурсионных групп с учетов возраста;
- формирование групп экскурсантов с учетом рода их занятий, различных профессий;
- создание групп в зависимости от проведения культурного досуга участников экскурсии;
- формирование групп с учетом формы обучения.
Организация проведения экскурсии с учетом указанных признаков требует особой подготовки и специализации экскурсоводов. Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него окажет увиденное и услышанное. В этом и состоит мастерство экскурсовода и в конечном итоге качество оказываемых услуг — проведение экскурсии.
Основой деятельности экскурсовода всегда была и остается хорошо организованная методическая работа по подготовке экскурсии, контрольный текст и разработка этого мероприятия.
экскурсия
1.2 Методика разработки маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация объектов г.Севастополь">показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмосковье»).
Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные [3].
Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Особенности подготовки и проведения исторических экскурсий
... на пути достижения поставленной экскурсией цели. Основа методики проведения исторических экскурсий ― показ и рассказ. Главное в методике проведения исторических экскурсии ― умение показать объекты, ... экскурсии: ознакомить экскурсантов с военной историей г. Челябинска, в частности с местами, имеющими важное историко-культурное значение. Маршрут экскурсии: ... караул несут школьники и учащиеся. ...
Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
Объезд (обход) маршрута
Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы.
При организации объезда (обхода) маршрута перед членами творческой группы стоят следующие задачи: ознакомиться с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнить место, где расположен объект, а также место остановки автобуса или группы; освоить подъезд на автобусе к объектам и местам стоянок; провести хронометраж времени, которое отводится для показа каждого объекта, его словесной, характеристики и передвижения автобуса (группы) между объектами; проверить целесообразность использования отобранных методических приемов показа; выбрать лучшие точки для расположения экскурсионной группы и показа объектов.
Объезд дает возможность правильно определить время, необходимое для проведения данной экскурсии. После объезда (обхода) схема экскурсионного маршрута согласовывается с местной службой Госавтоинспекции и размножается на копировальной машине. Схема вручается всем заинтересованным работникам, методистам, экскурсоводам, водителям автобусов. Такой порядок позволяет избежать недоразумений в ходе проведения экскурсий. При хорошо составленном маршруте экскурсовод не отвлекается во время показа и рассказа для того, чтобы дать указание водителю, куда следует повернуть, по какой улице ехать дальше, у какого памятника остановиться, где и как поставить автобус.
2. Разработка экскурсионного продукта
2.1 Особенности подготовки экскурсионного продукта геолого-минералогической направленности
Создание новой экскурсии по любой теме сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой и взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже раннее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии [10].
Первое направление процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы.. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей — научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т.д.
Пещерные комплексы Пермской области как объекты экскурсионного показа
... объекты экскурсионного показа. Цель данной работы – определить особенности использования туристско – рекреационных ресурсов Пермского края. Объект исследования является: экскурсионно-познавательный туризм как туристический ресурс в Пермском крае. Задачи работы: определить основные закономерности функционирования и развития туризма; ...
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
– Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение целей и задач экскурсии).
Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержание экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написания контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; сбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
- Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте.
Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте)
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть [5].
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.).
Проведение экскурсий
... с максимальной эффективностью и наименьшими затратами ресурсов. В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. По своему значению и сферам применения ...
Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. Познавательная ценность;
2. Известность (популярность);
3. Необычность (экзотичность), неповторимость;
4. Выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. Месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1. Наименование объекта (первоначальное и современное);
2. Историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3. Местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
4. Описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
Разработка авторской религиозно-архитектурной экскурсии по городу Слободскому
... благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность её участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовав себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсии составляет обычно 1 ...
5. Источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6. Сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8. В каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9. Дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
Определение цели и задач экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
Выбор темы
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Отбор литературы и составление библиографии
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка — определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература». Определение других источников экскурсионного материала Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках. экскурсия маршрут рассказ
Рассказ на экскурсии и его основные приемы.
Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинен показу и вне показа не используется. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда опережает показ объекта, ибо нацеливает экскурсантов на осмотр объекта. Таким образом, рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Вне маршрута и конкретных объектов показа экскурсионный рассказ не существует. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.
Экскурсионное дело
... экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий. ... принял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. ...
Почти на каждой экскурсии в рассказе есть места, когда экскурсанты не наблюдают объектов: характеристика исторической эпохи, литературных произведений, научных трудов, рассказ о деятелях культуры и т.д. Задача рассказа в этом случае — подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям. Увлечение рассказом в отрыве от показа приводит к распространенному недостатку в проведении экскурсии — лекционности, когда первичным становится рассказ, вторичным — показ. Это может нарушить экскурсионный метод сообщения знаний — первичность показа, подчиненность рассказа показу.
Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы во многом определяется правильно отобранными приемами рассказа. Существует несколько приемов рассказа: экскурсионная справка, описание (характеристика) объекта, объяснение, комментирование, цитирование, литературный монтаж.
Особые методические приемы проведения экскурсии
Методический прием движение. Движение экскурсионной группы является одним из шести обязательных признаков экскурсии. Под этим признаком, как правило, подразумевается передвижение от одного объекта к другому (на автобусе, пешком) как следование по заранее составленному маршруту. Однако особенность экскурсии заключается не только в том, что показ объектов и рассказ о них происходит в движении, т.е. в целенаправленном передвижении от объекта к объекту, но и экскурсионные объекты наблюдаются также в «движении» (от беглого осмотра до глубокого анализа деталей).
Такое движение вблизи объекта и внутри него с целью лучшего осмотра, понимания сущности объекта является не просто признаком экскурсии, а особым методическим приемом, с помощью которого происходит наблюдение экскурсионных объектов. При медленном движении экскурсантов вокруг памятника их внимание акцентируется на отдельных деталях. Например, на архитектурно-градостроительных экскурсиях обход здания или крепостных стен, подъем на башню позволяет более эффективно представить размеры сооружения, расположение помещений, их форму, высоту, увидеть способ кладки стен, особенности строительного материала и отделки, оценить связь с природой или исторической средой, эмоционально обогатить впечатления от осмотра. Рассказ экскурсовода во время движения сводится к минимуму, в таком случае преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта.
Движение как методический прием имеет и другой аспект. Экскурсовод во время осмотра мест, связанных с историческими событиями, предлагает экскурсантам самим проделать путь, которым следовали герои событий прошлого.
Движение в экскурсии происходит в двух формах:
1. Передвижение от объекта к объекту по заранее составленному маршруту как неотъемлемый элемент и признак экскурсии;
Разработка обзорной познавательной экскурсии по Санкт-Петербургу, ...
... – детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов. Четвертый путь – практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное ...
2. Движение как методический прием с целью более детального, глубокого изучения объекта, памятного места, связанного с историческими событиями, когда экскурсанты повторяют путь следования героев событий.
В практике работы экскурсионных бюро используются и другие приемы, позволяющие донести до экскурсантов содержание материала экскурсии.
1. Встречи экскурсантов с участниками событий.
2. Прослушивание звукозаписей.
3. Приемы активизации познавательной деятельности экскурсантов.
4. Элементы ритуала.
Техника проведения экскурсии.
Экскурсия начинается со вступления (введения), которое делается на месте встречи экскурсовода с группой до начала маршрута. После выхода из автобуса экскурсовод должен сразу же определить место расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрены несколько вариантов (точек) расположения группы. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут одновременно находиться несколько групп, поэтому свою группу следует разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки группы может меняться в зависимости от времени дня, погодных условий и поставленной задачи.
Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы — полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод часто становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны.
Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. Некоторые экскурсоводы, особенно начинающие, увлекшись рассказом, перерасходуют время уже на первых двух-трех объектах, и естественно, что для освещения последующих подтем времени не хватает. Чтобы избежать этого, экскурсовод должен несколько раз «провести» экскурсию, засекая время. Это помогает убрать все лишнее из рассказа, ведущее к перерасходу времени. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.
Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено изложение подтемы и наступает пауза во время переезда от одного объекта к другому, экскурсовод может дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Пособия, предназначенные для демонстрации при раскрытии последующих подтем экскурсии, заранее не показываются.
Всю экскурсию экскурсовод проводит в большинстве случаев стоя лицом к экскурсантам (если автобус оборудован вращающимся креслом, экскурсовод может сидеть, повернувшись к экскурсантам).
Садится экскурсовод при длительных автобусных переездах от объекта к объекту, что бывает обычно на загородных экскурсиях.
Немаловажное значение имеет и правильное применение в рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки (примерно 11х15 см, или на четверть листа обычной писчей бумаги).
Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.
На остановках экскурсовод первым выходит из автобуса, ведет группу к объекту показа. По окончании осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод предупреждает о времени отправления автобуса.
В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии и не имеющим никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.
Выводы
Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.
2.2 Разработка экскурсионного продукта « Крымская гора Ай-Петри, Краткая справка о горе
Ай-Петри — это гора высотой 1234 м н.у.м. и огромный горный массив площадью 300 кв.м, вытянувшийся вдоль Южного берега Крыма с востока на запад на 25 км. Видимая вершина горы (но не самая высокая), в виде характерных Зубцов, обозрима со многих точек Южного берега и как бы венчает южнобережный амфитеатр. Самая высокая точка массива — гора Рока, 1346 м.
Ай-Петринский массив, Историческая справка:
Геологический возраст Ай-Петри — около 200 млн. лет, когда-то это было дно древнего океана Тетис, существовавшего на протяжении большей части истории земного шара. В широтном направлении океан тянулся через всю южную окраину Евразийского материка, область современного Средиземного моря и крайний северо-запад Африки. 150 млн лет назад в окрестностях Ай-Петри активно действовали вулканы, остатки их можно увидеть в районе Меласа и Фороса.
Сама вершина Ай-Петри
Рифовый известняк образовался из скелетов кораллов на мелководных участках моря позднеюрского периода. В то время здесь была отмель, заселенная кораллами — неподвижными морскими животными с известковым скелетом, соединенными друг с другом жесткими перемычками. Кораллы разрастались в виде крупных причудливых колоний, отмирали, а на их месте возникали новые.
Известно, что кораллам нужен свет и много кислорода, поэтому они живут на малых глубинах — в несколько десятков метров. Это значит, что при постоянном положении дна моря коралловые постройки не могут быть мощными. Однако рифовые известняки Ай-Петри уходят вглубь на 600 м. Следовательно, дно поздеюрского моря медленно опускалось, а нараставшие поколения кораллов все время оказывались на мелководье в благоприятных условиях для роста. Так в этом месте возник мощный коралловый риф.
Рифовые известняки встречаются и в других местах Южного берега от Балаклавы до Феодосии. Это значит, что в позднеюрское время в море на месте современного Южного берега был протяженный барьерный риф. К северу от него за проливом лежала древняя суша. Современный облик Горного Крыма сформировался за последние 1,5-2 млн. лет.
Мифология
Связь с горой только через греческое имя Пётр. Ай-Петри значит «Святой Пётр». Именно в Крыму была широко развита система древних монастырей, и среди них были пещерные монастыри. Многие пещерные монастыри сохранились до наших времен. Возле многих монастырей впоследствии возникли крупные крымские города-крепости. На ровной площадке под горой Ай-Петри был раньше древний монастырь, основанный предположительно в I веке нашей эры. Монастырь носил название «Святой Петр». Сейчас непонятно, то ли в честь монастыря называется плато Ай-Петри (Святой Петр) или плато было названо так ранее. Хотя, конечно, Ай-Петри также можно перевести как «Святой камень». Есть предположение, что это был жертвенный камень древних таврских племен, и на вершине Ай-Петри ими приносились жертвы в честь языческих богов. Христиане вполне могли присвоить себе языческие наработки. Это так на них похоже.
3. Рекомендации по проведению экскурсии геолого-минералогической направленности, Экскурсионный тур «Кымская гора Ай-Петри»
Автобусно-пешеходные экскурсии — самый популярный и доступный вид путешествий.
Отправное место экскурсии — горный приют Ай-Петри на одноименной яйле. К нему доберемся на автобусе Севастополь-Бахчисарай. На яйлу можно также попасть из Мисхора по канатной дороге до верхней станции подвесной дороги, а от нее рукой подать до зубцов Ай-Петри.
Данный экскурсионный тур рассчитан, в первую очередь, для детей и их родителей, дружных компаний, а также для гостей города Севастополь.
Тур представляет собой однодневное путешествие в окрестность крымской горы, пещеры Трехглазке, Ялтинской пещеры, отправимся в пустынную часть яйлы к зубцам Ай-Петри. Путь в оба конца составит 7 — 8 км и окажемся в мире карста и горных лугов. Сопровождающий экскурсовод даст историческую справку о яйле расскажет о её природной красоте, о таинственных легендах и, конечно же, поможет с выбором места для красивых фотографий. На Ай-Петри вам предложат блюда крымской кухни: шурпу, плов, чебуреки, манты, самсу и др. Вина в пластиковых бутылках лучше не покупать. Любителям активного отдыха предлагают катания на лошадях и верблюдах, горном велосипеде, джипах, а также полеты на парапланах.
Первая -Ай-Петринское плато. Пологие холмы чередуются с впадинами, вдаль уходят известняковые гребни со ступенчатыми склонами. Из густой травы выступают глыбы известняка со щелями и сквозными дырами; камень сглажен. Леса нет, только кое-где в понижениях, защищенных от ветра, встречаются рощицы бука, граба и сосны. Кругом сочные цветущие луга с дурманящим ароматом чабреца, зверобоя и мелиссы, кустики земляники. К каменистым участкам нагорья тяготеет довольно редкая крымская железница. Ее опушенные бледно-зеленые веточки с как будто нанизанными желтыми чашечками издают аромат лимона и, легко колеблемые ветром, видны издалека
Итак, мы у горного приюта. Если стать лицом к морю, то влево над обрывом увидим скалу Шишко, названную по имени инженера, руководившего в конце XIX в. строительством дороги Бахчисарай — Ялта. Вдали до горизонта раскинулась синяя морская гладь. К заливу сбегают улицы Ялты. Левее в море врезался отрог Никитской яйлы, заканчивающийся мысом Мартьян. За ним горбатый контур Аюдага. Ближе Никитского отрога в направлении Ялты отходит скалистый хребет Иограф, заканчивающийся холмом Дарсан в Ялте. Справа конусовидная гора Могаби, по форме напоминающая вулкан. Но в действительности это известняковая скала, оторвавшаяся от Главной гряды и переместившаяся по склону Южного берега. Правее Могаби виден мыс Ай-Тодор, вытянувшийся тремя «лапами» в море, за ним курортный поселок Мисхор. Если стать спиной к обрыву откроется всхолмленное Ай-Петринское плато. Слева над горизонтом поднялись характерные зубцы Ай-Петри, прямо, на севере, возвышается округлая гора Бедене-Кыр; справа — ряд вершин, самая крайняя из них гора Рока.
Трехглазка — пещера на горе Ай-Петри. Вход в пещеру находится примерно в 700 метрах от верхней станции канатной дороги, и представляет из себя три крупных отверстия, что и дало имя пещере. Также, пещеру называют Ледяной, из-за льда, который скапливается на ее дне,и сохраняется до середины лета. По крутому спуску на дно шахты ,можно попасть к подземному озеру ,где всегда лежит лёд, сохраняющий до середины лета. Голубоватый свет, попадающий через окно шахты, озаряет снежный конус волшебным светом, превращая пещеру в уникальное по красоте место. С учетом температурного режима пещеры (не более +100С) для её посещения необходима тёплая одежда.
Ялтинская пещера находится на горном массиве Ай-Петри в 500 метрах от верхней станции канатной дороги.
Эту пещеру можно отнести к неожиданному открытию. Она была обнаружена совершенно случайно в 1997 году, когда сын ялтинского альпиниста и спелеолога во время сбора грибов на Ай-Петринском плато обнаружил под листвой и камнями небольшое отверстие, за которым открывался огромный сталактитовый зал с высотой купола до 18 метров. После обследования Ялтинская пещера была законсервирована. Позже вход был завален различным мусором. В 2007 году спустя 10 лет после открытия, спелеологи Владимир Киевский, Сергей Елисеенко и Иван Бондарь на свои средства расчистили и восстановили вход в пещеру, проложили экскурсионный маршрут, сделали освещение. Пещера относительно небольшая, её осмотр не займёт много времени, но будет познавательным и интересным. В Ялтинской пещере сохранились сталактиты и сталагмиты, натечные образования и каменные цветы.
У обрыва яйлы поднимаются, словно клыки гигантского дракона, зубцы Ай-Петри. Среди них четыре особенно крупных, высотой до 12 — 15 м, и много мелких. Зубцы образовались при выветривании рифового массива, рассеченного разломами. По дороге вам встретится «Дерево желаний» — говорят если в большое дупло этого старого дерева положить монетку, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется. В обратный путь пойдем по тропинке вблизи обрыва Главной гряды. На опушке леса увидим очень старый ягодный тис, возраст которого оценивается в тысячу лет. У него почти полностью отмерла крона и много крупных наплывов на стволе, но темно-зеленая хвоя по-прежнему блестящая. Еще дальше, уже на южнобережном склоне, видна «сосна-самолет» — дерево, названное так из-за совершенно плоской кроны, сформированной сильными яйлинскими ветрами. Затем выходим на уже известную горную дорогу и по ней к горному приюту — началу экскурсии.
Заключение
Реформирование общественно-политического строя и социально-экономические преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.
Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.
В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить — занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в Украине и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис.
Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;
- резкое сокращение тематики экскурсий;
- дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;
- растет число «подпольных» экскурсоводов.
Еще одна серьезная проблема в развитии Украинского экскурсионного туризма ? несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса.
Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:
- перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания;
- создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов;
— – ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.
- кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма.
В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданными свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта — культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, — наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/otchet-ob-ekskursii/
1. Александрова А.Ю. География международного туризма. — М.: Кнорус. 2008. — 470 с.
2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст]: учебник / Санкт-Петербург.: Издательский дом «Невский фонд», 2008. — 576 с.
3. Герд В.А. Экскурсионное дело. — М.: Прогресс, 2009. — 245 с.
4. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. — М.: Профиздат, 2008. — 231 с.
5. Квартальянов В.А. Современные концепции туризма: новые цели и структурные сдвиги. В 2-х ч. — М.: «Академия», 2008. — 390с.
6. Кусков А.С., Голубева В.Л. Туроперейтинг. — Издательство: «Форум» 2009. — 245 с.
7. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. — М.: Просвещение, 2008. — 214 с.
8. Лебединский В.И. С геологическим молотком по Крыму. — М.: Недра,1982г.
9. Официальный сайт ООО Центр туристских программ Пилигрим http://www.piligrim-tlt.ru/
10. Официальный сайт ООО Европа-тур http:// www.europa-tour.ru/
11. Официальный сайт Федерального агентства по туризму http:// www.russiatourism.ru>/
12. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика. 2008. — 208 с.
13. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. М.: Федеральное агентство по туризму. 2008. — 95 с.
14. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие — Издательство: «КНОРУС», 2008. — 320 с.