Разработка авторской религиозно-архитектурной экскурсии по городу Слободскому

Курсовая работа

Приложение

Ведение

Архитектура малых и средних городов России редко представлена произведениями великих зодчих. Застройка их отражает, как правило, провинциальное восприятие архитектурно-художественных идей. До недавнего времени архитектура таких городов не считалась общекультурной ценностью, но сегодня начинают осмысливать интереснейшие архитектурные памятники, и своеобразную историческую застройку города с новых позиций, особенно с религиозных точек зрения. Начинают восстанавливать храмы, чтобы сохранить для потомков историческое и архитектурное наследие.

Среди городов бывшей Вятской губернии городу Слободскому повезло, пожалуй, больше других, потому что есть, чем полюбоваться и почувствовать дыхание истории. Это и церкви, и монастыри, которые притягивают к себе не только священнослужителей или людей, познающих историю, но и простых туристов. Вот поэтому мы решили создать пешеходную религиозно-архитектурную экскурсию по центру города Слободского. И разработанная мною экскурсия соответствует всем методическим указаниям, т.е. пройдены все этапы разработки экскурсии, также она имеет методическое обеспечение, технологическую карту, индивидуальный текст, содержит методически правильную структуру: вступление, основная часть, состоящая из подтем и логических переходов, и заключение.

Цели курсовой работы:

1.Углубление полученных теоретических знаний по дисциплине «Экскурсионная деятельность» и их практическое применение на основе разработки тематической экскурсии по центру города Слободского.

2.Изучение тематической, пешеходной экскурсий как одного из видов внутреннего туризма.

Задачи курсовой работы:

1.Разработать пешеходную религиозно-архитектурную экскурсию.

2.Исследовать туристские ресурсы города Слободского.

3.Выработать практические навыки по разработке экскурсии.

4.Изучение и реализация методики разработки экскурсии.

Объект исследования: туристские архитектурно-религиозные ресурсы города Слободского, которые взяты за основу разработки авторской пешеходной экскурсий.

Методы исследования: оценка, анализ, синтез.

Разработанная экскурсия обладает такими чертами как новизна, яркость, неповторимость, уникальность и впоследствии может быть использована в практической деятельности. Тема экскурсий интересна и познавательна, отражает духовное богатство, художественную одаренность, созидательный труд ушедших поколений, которые запечатлены в памятниках истории и культуры. Данная экскурсия является единичной и впервые разрабатывается нами.

48 стр., 23962 слов

Разработка основных рекомендаций по развитию сферы рекреационных ...

... дипломной работы. Каждый раздел и подраздел заканчивается выводами. В конце работы подводится общий результат и делается вывод по работе ... работы. Основная часть работы состоит из четырех разделов. Первый раздел описывает социальную сущность и основные функции отдыха. Суть концепции рекреационных услуг раскрывается месторасположением муниципальных услуг. Характеристика туризма ... в разработку проблем ...

1. Теоретическая часть: Теория создания и разработки экскурсии

1.1 Сущность экскурсии

На всём протяжении развития экскурсионного дела учёные и практики пытались осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека. Их содержание, эффективность, но так и не пришли к единому мнению. Слово экскурсия происходит от латинского « экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определённого города или региона.

Экскурсия в современном понимании — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.

Понятие экскурсии имеет общую черту — это то, что специфика любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. И если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительской и учебной работы, каковой является экскурсия, перестаёт ею быть, а превращается в лекцию или беседу. В первичности показа состоит специфика экскурсионного метода. Но лишённая глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстанет перед её участниками просто осмотром достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органически неразрывное единство в ней показа с рассказом.

То, что видит экскурсант, увязывает в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определёнными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.

В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.

Экскурсия — это не просто времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определённой затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека.

Каждой экскурсии присущи определённые признаки, при отсутствии которых её нельзя считать таковой. Выделяют семь обязательных признаков экскурсии:

  • Протяжённость по времени, обычно от академического часа до одного дня;
  • Наличие экскурсионной группы (15-20человек);
  • Активность участников;
  • Наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода;
  • Знакомство с объектами в движении и на остановках, в частности, с выходом из автобуса;
  • Чётко определённая тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направления.

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, отчего экскурсия не перестаёт ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны. Но всё остальное остаётся необходимыми, основными признаками экскурсий как самостоятельного, специфического вида культурной общественной деятельности. К присущим экскурсии признакам следует ещё добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит.

7 стр., 3182 слов

Технологическая карта экскурсии

... указывается место, где экскурсовод дела (или начинает) вступление к экскурсии. Затем называет отрезок пути до объекта показа, с которого, согласно технологической карте, намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее записываются отрезки ...

Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при её проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.

1.2 Классификация экскурсии

Классификация — распределение каких — либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. согласно определённым признакам. Деление экскурсий на чётко определённые группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учётом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Разнообразие экскурсии подразделяется по следующим признакам:

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические ( исторические, производственные, природоведческие, архитектурные, литературные, искусствоведческие, религиозные и т.д.)

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом: для взрослых граждан, для детей различных возрастов, для местных жителей, для иногородних и для иностранцев.

По месту поведения экскурсии подразделяются на пять групп:

Городские экскурсии бывают обзорные и тематические и предусматривают показ, как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интереснейших его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Загородные экскурсии могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяжённость автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные экскурсии организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют каким-либо видом транспорта.

Местом проведения производственных экскурсии являются заводы, фабрики, стройки и т.п.

Музейные экскурсии проводятся в картинных галереях, на художественных выставках, в мемориальных музеях.

В культовых сооружениях и монастырях организуются самостоятельные экскурсии на религиозные темы.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии бывают:

  • Обычные (весь спектр обзорных и тематических экскурсии, проводимых туристко-экскурсионными организациями);
  • Учебные (форма организации учебного процесса);
  • Экскурсии-массовки (организация массовых мероприятий в учебных заведениях);
  • Экскурсии-прогулки (экскурсии с отдыхом на природе);
  • Экскурсии-концерты (коллективное прослушивание музыкальных произведений во время следования группы к месту экскурсии).

Разрабатываемая нами религиозно-архитектурная экскурсия является: по содержанию — тематической, по составу участников — для студентов и взрослых, по месту проведения — городской, по способу передвижения — пешеходной, по форме проведения — обычной.

9 стр., 4494 слов

Показ в экскурсии как основа принципа наглядности

... др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается ... умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Одна из задач экскурсии - выработать у ...

1.3 Особенности пешеходных экскурсий

В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность её участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовав себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсии составляет обычно 1-6 км, с продолжительностью в 1 академический час. Средняя численность экскурсионной группы может составлять 15-20 человек. Экскурсантов довозят до места назначения на каком-либо из видов транспорта. Перед началом экскурсий экскурсовод называет себя, знакомится с группой, называет тему, маршрут, продолжительность, краткие сведения о городе, организационные указания и правила поведения. Для показа в экскурсию может быть включено6-7 объектов. Правильный отбор экскурсионных объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсий. Объекты показа должны подчиняться одной теме и быть логически связаны. Путь следования экскурсионной группы необходимо делать компактным, чтобы не допускать слишком длинных проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10-15 минут. Маршруты строятся по хронологическому, тематическому, комплексному или тематико-хронологическому принципу. При подходе к объекту важно правильно расставить экскурсионную группу так, чтобы все члены группы могли хорошо рассмотреть детали объекта и могли слышать экскурсовода. Рекомендуется ставить важные объекты в конце экскурсий. По окончании экскурсий экскурсовод благодарит экскурсантов за внимание.

Тематическая экскурсия по центру города Слободского однопланового характера, так как здесь встречаются только религиозно-архитектурные объекты, и каждый объект несёт значительный интерес и требует особого внимания. И для создания экскурсии нужно пройти все этапы проведения экскурсии.

1.4 Этапы проведения экскурсии

Подготовка пешеходной экскурсии не так сложна, как обзорной. И в процессе работы над созданием экскурсии мы должны:

1. Определить цели и задачи экскурсии и основные её подтемы. Цели и задачи указаны в практической части. А экскурсия состоит из подтем: центр города — площадь Революции, древнейшие храмы Слободского и женский Христорождественнский монастырь.

2. Выбор темы — в данном случае тема экскурсии «Храмы Слободского» данного города, где рассказывается об уникальных, религиозных, сохранившихся до наших дней памятниках архитектуры и истории.

3. Отбор литературы, составление библиографии. Более месяца собирался материал для разработки экскурсии, это и статьи из старых газет, из учебных пособий, из справочников и энциклопедий.

4. Определение других источников экскурсионного материала — изучались литературные, архивные источники, посещались фонды в Слободском краеведческом музее, а также использовался Интернет.

7 стр., 3018 слов

Обзорная экскурсия города Хабаровска

... позвольте завершить нашу экскурсию по достопримечательным местам города Хабаровска, по его культурному центру. площадь хабаровский музей панорама ... за основу памятника принять вылепленную Мильчиным скульптуру. Работа над выполнением статуи продолжалась до февраля ... живописных парков. Площадь им. Ленина , Е.Д.Мамешин И сегодня на площади Ленина проводятся все значимые, торжественные события города ...

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов — для экскурсии выбраны только несколько объектов: колокольня Спасо-Преображенского собора, Благовещенская, Никольская, Екатерининская, Михайло-Архангельская церкви и женский Христорождественский монастырь, которые являются самыми значимыми, яркими и уникальными, и большинство из которых сохранились до нашего времени. Объекты в данной экскурсии отбирались по внешнему виду и по месту расположения.

6. Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии начинается на площади Революции — центра города, где сосредоточено множество достопримечательностей, и заканчивается у женского монастыря, известнейшего памятники архитектуры, занимающий целый квартал в городе (указан в практической части).

Также были продуманы точки показа, чтоб экскурсанты лучше смогли рассмотреть объекты. В маршрут включены объекты как основные, так и дополнительные. У основных объектов мы останавливается.

7. Объезд, обход маршрута: на этом этапе мы познакомились с улицами, по которым проложен маршрут, мы совершили предварительный обход местности, чтобы определить, где будет место предполагаемой остановки и точки показа: площадь Революции, у Екатерининской церкви и у женского Христорождественского монастыря. Провели хронометраж времени для рассказа и показа, и освоили подход к объектам.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии — это полный материал для раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Контрольный текст является основой для экскурсии и основой для индивидуального текста экскурсии. В связи с особенностью курсовой работы данный этап не включается.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода» — его главная задача — восстановить недостающие звенья показа, например, несохранившиеся объекты, первоначальный вид местности, изменённые объекты и т.д. Поэтому в «портфель экскурсовода» включены иллюстрации объектов как женского Христорождественского монастыря, Никольской церковь, которые находятся в приложении.

10. Определение методических приёмов проведения экскурсии. Методические приёмы рассказа и показа в экскурсии должны быть разнообразны. В тематической экскурсии по Слободскому используются такие приёмы как предварительный осмотр, панорамный показ площади Революции, экскурсионный анализ и приём зрительной реконструкции. Из приёмов рассказа — характеристика объекта и приём объяснения, также используется экскурсионная справка.

11. Определение техники ведения экскурсии — здесь определяются все организационные вопросы. На площади Революции экскурсовод знакомится с группой, перед объектами расставляет полукругом, сам стоит сбоку вполоборота. Предусмотрены 4 остановки у основных объектов.

12. Составление методической разработки — это документ, который определяет: как провести экскурсию, как лучше организовать показ и рассказ, какую методику и технику следует выбрать. Методическая разработка представлена в практической части.

13. Составление индивидуального текста — на основе контрольного текста каждый экскурсовод составляет индивидуальный текст. Индивидуальный текст тематической экскурсии по Слободскому построен в соответствии с методической разработкой. Обычно она начинается с краткого введения или вступления, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии и между подтемами — логические переходы. После знакомства с экскурсионными объектами делается заключение, и экскурсовод отвечает на вопросы, также рассказывает о перспективах развития города.

15 стр., 7286 слов

Составление экскурсии в городе Екатеринбурге

... экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга» (Знаменитые храмы г. Екатеринбурга). 3. Описать перспективу религиозных православных туров по Уралу. 4. Оформить курсовую ... церковь рассматривается второй, как связанная с значимыми историческими событиями города Екатеринбурга. В комплексе ритуальных строений центра города ... подготовка каждой экскурсии., Предварительная работа, экскурсионный маршрут, ...

14. Приём, сдача экскурсии.

15. Утверждение экскурсии.

Последние два этапа исключаются, так как данная экскурсия составляется для курсовой работы, а не для её проведения.

Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культурного назначения: соборов, церквей, монастырей и т.д. Многие из них являются бесценными произведениями отечественного зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди широких слоёв населения.

Храмы возводились из наиболее прочного материала — камня, как правило, на возвышенных местах, символизируя тем самым величие и устойчивость религии. Ценность культурных памятников заключается в том, что это произведение искусства, документы эпохи.

В течение длительного исторического периода церковь была основным заказчиком произведений различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры. Поэтому церковь и в наши дни подчёркивает свою исключительную роль в развитии и сохранении отечественной культуры.

И город Слободской является одним из тех городов, который сохранил религиозные памятники. Если пройти по улицам и площадям города, то можно увидеть множество достопримечательностей, как:

  • Колокольня Спасо-Преображенского собора, 1823г.
  • Церковь во имя Благовещения Божией Матери, 1784г. (на данный момент краеведческий музей).

  • Михайло-Архангельская надвратная часовня, 1610г.
  • Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины, 1699г.
  • Христорождественнский женский монастырь, первая четверть XYIIв.
  • Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, 1732г (сейчас детская спортивная школа).

  • Здание общественного банка имени Анфилатова (ныне в этом здании библиотека имени А.С.Грина, отдел ЗАГСа и станция скорой помощи).

Таким образом, на основании теоретических знаний и туристических ресурсов города Слободского, мы хотим создать пешеходную тематическую экскурсию по городу Слободскому, которая рассчитана на людей любого возраста. Это могут быть и студенты, и школьники, а также взрослые и пожилые люди, особенно приезжие из других городов.

Практическая часть

Архитектурно-религиозная экскурсия по центру города Слободского.

Цели экскурсии:

1.Изучение архитектурных и архитектурно-религиозных памятников города Слободского.

2. Воспитание патриотизма, воспитание уважения к труду, чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого.

3. Обогащение духовного мира людей.

Задачи:

1.Получение знаний в области архитектуры, истории и религии

2. Расширение кругозора экскурсантов.

Маршрут:

Площадь Революции — ул. Володарского — ул. Большевиков — ул. Ленина — ул. Вятская.

За основу своей экскурсии я взяла такие туристские ресурсы как, колокольня Спасо-Преображенского собора, Благовещенская церковь, Михайло-Архангельская часовня, Екатерининский храм, Никольский храм, Христорождественский монастырь. Эти объекты являются наиболее яркими и красивейшими достопримечательностями города Слободского.

14 стр., 6745 слов

Разработка историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове

... развития экскурсионного дела в городе Кирове, поэтому данная курсовая работа является актуальной и значимой. Курсовая работа на тему «Разработка авторской историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове» была выполнена на основании краеведческих материалов (преимущественно в ...

Индивидуальный текст экскурсовода.

Здравствуйте, уважаемые экскурсанты. Вас приветствует Мухаданова Светлана. Тема нашей тематической экскурсии «Храмы города Слободского». Это экскурсия связана с архитектурными, историческими и религиозными памятниками города Слободского. Мы побываем на площади Революции, пройдём по таким улицам как, Володарского, Большевиков и Вятской. Вы увидите Спасо-Преображенский собор, Михайло-Архангельскую надвратную часовню, Екатерининскую и Никольскую, Троицкую церковь, а также женский Христорождественнский монастырь. Экскурсия длится один академический час. Будет возможность пофотографироваться около объектов.

Обратите внимание, сейчас мы находимся на площади Революции, бывшей Красной площади, которая является центром города. В современном состоянии она отражает разные периоды жизни города, но сложилась в основном процессе осуществления генерального плана 1784 года. В 1780 году Слободской стал уездным городом, через год был учрежден его герб, а в 1784 году город получает первый генеральный план регулярного характера, разработанный Санкт-Петербургской Комиссией о каменных строениях.

Сейчас она состоит из двух смежных территорий, образующих сложную пространственную композицию. С севера, посмотрите, площадь замыкается торговыми рядами (перестроенными в кинотеатр), с запада и юга — фронтом жилых домов и торговых помещений, среди которых старое «святилище » слободской торговли — здание общественного банка имени К.Анфилатова, построенное в 1800г. Ксенофонт Анфилатов — известнейший купец первой гильдии города Слободского. В начале сентября 1806 года парусная шхуна «Иоанн Креститель», снаряжённая на средства этого купца, отплыла из Архангельска в Америка. Через год она благополучно вернулась на родину с «заморскими» товарами. Так было проложено начало торговли между Россией и Америкой. В 1810 году финансовый магнат К.Анфилатов основал в родном городе первый в России Общественный банк, что способствовало росту местной промышленности. Также в этом здании помещались магистрат и малое народное училище, ныне здесь библиотека имени А.С.Грина, отдел ЗАГСа и станция скорой помощи.

Немало видела старая площадь. С древних времён она служила местом торга. Здесь проходили шумные ярмарки с каруселями и балаганами, весёлыми праздники, на которые стекался весь народ. И не случайно на Красной площади находился один из главных храмов города — Преображенский кафедральный собор (см. приложение 1), который является композиционным центром главной торговой площади Слободского, состоящий из двух церквей и стоящей между ними колокольни.

Посмотрите прямо, перед вами находится 66-метровая, трехъярусная колокольня Спасо-Преображенского собора, заканчивающая вышкой со шпилем, где установлены куранты. Это сооружение и Благовещенская церковь сохранились до наших дней. Изначально, как и все постройки, он был деревянным. Но, по задумке слободских купцов, с разрешения Преосвящённого Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, и усилиями артели вятских мастеров под руководством Ивана Никонова Преображенский собор в конце 17 века — начала 18 века стал каменным. Он был высоким за счёт «складочных» помещений, устроенных под ним. Их занимали местные купцы, торговавшие здесь же, на площади.

31 стр., 15154 слов

Тематические праздники как явление современной городской культуры ...

... гг. появилось немало работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. ... праздников и анимации. Сказанное открывает перспективы для дальнейших исследований. Что касается непосредственно темы дипломной работы, ... а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных ...

Храм был один из самых богатых в городе. Глава собора увенчана красивым крестом больших размеров, который, по сохранившимся записям, сиял и переливался в солнечную погоду. Внутреннее убранство удивляло роскошью. В основном, его приход составляло купечество и другие «достойные горожане». Именитые прихожане, проходя мимо паперти, были снисходительны к обездоленному люду — кидали медные, а порой и серебряные монетки. Нищие желали здоровья и процветания благодетелям на многие и многие лета.

В 1784 году, посмотрите правее , на этот храм белого цвета с зеленой крышей и огромным крыльцом, купец первой гильдии Платунов с разрешением духовенства построил на площади городка тёплую каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь стояла неподалёку от Преображенского храма. Под ней так же находились складские помещения, предназначенные для хранения купчего товара, а спереди — довольно высокое крыльцо. Церковь по убранству была не так богата, нежели старинный Преображенский собор. По воспоминаниям, внутри она была темна и низка; не украшалась орнаментами, но так же получала пожертвования от состоятельных людей. Да и приход немного отличался; наряду с видными горожанами — мелкие торговцы и простые люди.

Удивительно, но два храма очень гармонировали друг с другом, притягивая к себе людей.

Горожане радовались тому неповторимому божественному свету, который исходил от соборов, но всё-таки, по мнению некоторых, чего-то не хватало. И тогда слободские приходские люди обратились к властям с просьбой построить колокольню. Было решено в середине между холодным Преображенским собором и тёплой Благовещенской церковью поставить каменную звонницу.

Колокольня была воздвигнута в 1824 году артелью местных каменщиков под руководством Фёдора Тюрина по проекту вятского губернского архитектора Дюссар де Невиля. На 66 метров взметнулась в небо соборная колокольня. Арка в цокольной части строения открывала вид на Предтеченскую (ныне Володарскую) улицу и вела к городской пристани. Завершалась постройка вышкой со шпилем, где в 1851 году были установлены часы, изготовленные мастером Василием Ивановичем Рысевым.

Обратите внимание, что часы являются действующими. Мелодичный перезвон восьми малых колоколов раздаётся через каждые 15 минут. Полный час отбивает большой колокол Преображенского собора, отлитый в городе Слободском в 1751 году мастером Авксентием Бакулевым, который весом 164 пуда. Циферблат часов имеет диаметр 2,5м; минутная стрелка — 1,8м; Часовая -1,3м. Первоначально на циферблате была одна стрелка — часовая, чуть позже установлена минутная стрелка.

В 30-е годы 20-го столетия храмы закрывали. Древний Преображенский собор снесён, а здание Благовещенской церкви было передано краеведческому музею.

Особую ценность представляет филиал краеведческого музея — Михайло-Архангельская надвратная часовня. Давайте пройдём левее, обратите внимание вот на это деревянное кубическое здание, коричневого цвета, с крестом на крыше, срубленное слободскими мастерами в 1610 году без единого гвоздя, что называется в один топор.

Как же строили деревянные церкви в эпоху становления никому не известного уездного городка?

За работу принимался не мастер, специально приглашённый из столицы, а простой вятский мужик, ловко управляющийся с топором. Плотнику помогали всем миром: мужики выбирали деревья без сучка и задоринки, рубили, как говорили деды, « с молитвою», женщины и дети помогали расчищать местность. Продолжать начатое не спешили. Чтобы «срубить» церковь или часовню, мастер должен был «очиститься от скверны»: не пил хмельного, постился, потом мылся в бане, наряжался в чистую рубаху и молился. После чего — начинал творить. Ловко работали умелые руки, только щепки летели в разные стороны! Местные ребятишки с интересом наблюдали за строившейся церквушкой. Слобожане с уважением относились к плотнику: приглашали в гости, щедро угощали…

18 стр., 8690 слов

Анализ и оценка туристско-рекреационного потенциала города Владимира

... - анализ и оценка туристско-рекреационного потенциала города Владимира. Для достижения целей в рамках настоящей работы реализовывались следующие исследовательские задачи : - рассмотреть особенности туристско-рекреационной деятельности; - провести исследование туристско-рекреационного потенциала г. Владимира; - разработать предложения по развитию туристско-рекреационной ...

Возможно, именно так в 1610 году, при участии Преподобного Трифона Вятского, была построена Михайло — Архангельская церковь (см. приложение 2).

Известно, что её толстенные брёвна крепились без единого гвоздя! А конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчётом на естественное проветривание стен.

По преданию она входила в комплекс Богоявленского (Крестовоздвиженского) мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города (современный район Светлиц).

Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах — отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Братия её содержала. Спустя некоторое время интерес к ней возвращается. Церковь Архангела Михаила имела уникальное убранство: иконы, старинные книги, золотое и серебряное шитьё. В ней находились деревянные кудрявые ангелочки, как бы парящие под потолком и создающие лёгкость и красоту.

В 1973 году сооружение разобрали по брёвнышку и вместе со всем внутренним убранством на 30 грузовиках отправили в Москву. Колонну сопровождала бригада плотников. Далее церковь на пароме «уплыла» в Париж. Она была установлена неподалёку от Елисейских полей. Французов очень удивила и потрясла заморская красавица. Они даже послали благодарственное письмо слободскому градоначальнику А.В Загребину, в котором восхищались русским деревянным зодчеством.

После возвращения на родную землю храм был поставлен в центре города, где вместе с другими памятниками составил прекрасный архитектурный ансамбль.

Город Слободской богат соборами, монастырями, церквями. И сейчас мы пройдем на вторую площадь, ведущую городской центр к берегу Вятки, где вблизи берегового откоса, стоит красивейшая Екатерининская церковь (см. приложение 3).

Посмотрите, это церковь из белого камня с голубыми куполами, придел задней части которой двухэтажный, а спереди по бокам главной части находятся два придела с шатровыми крышами. Издревне стояли здесь два храма с общей колокольней 1750 года. Как я уже сказала, теплая Екатерининская церковь и храм Вознесения Господня. Из храмовых кремлёвских сооружении до настоящего времени сохранилась только церковь великомученицы Екатерины.

На месте нынешнего каменного храма стояла изначально деревянная маленькая церквушка. В 1629 году, по книге Доможирова, упоминается — «церковь мученицы Екатерины, деревянна, клёцки, с трапезою. В церкви находится образ пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице колокол большой,- государево жалование, да семь колоколов мирских». В 1681 году деревянная Екатерининская церковь и колокольня сгорели. Каменный тёплый храм был построен по грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, от 4 июня 1699 года.

Не смотря на отсутствие сведений об обстоятельствах строительства Екатерининского храма, можно не сомневаться, что строила его именно артель Ивана Никонова (каменщик, хлыновский зодчий, глава строительной артели).

Этот пятиглавый храм является типичным представителем своей эпохи. Низкая задняя часть храма с приделом в юго-восточном углу и двумя арками, ведущими в переднюю часть храма, высокую в два света, и отдельной стеной от храма круглый алтарь, украшенные орнаментами окна — всё это очень типично для храмов этого времени. Придел в юго-восточном углу трапезы существовал до 1914 года и был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы были сделаны в 1823 году в искажённом классическом стиле.

В 1914 году собор был расширен. При расширении храма придел в задней части был разрушен и вместо двух маленьких арок пробита одна большая, открывающая всю переднюю часть храма. Потолок западной части храма был вызнят и по бокам на юг и на север от старого храма устроены два придела по проекту известного вятского архитектора И.А. Чарушина. Снаружи храм стал выглядеть довольно красиво: широкая передняя часть, с двумя выделяющимися шатровыми крышами и главами приделов по сторонам, была увенчана третьей главой на фронтоне, сзади доминирующим остался старый пятиглавый храм. В таком виде храм дошёл до наших дней.

В 1753 году при Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и освящена в память Вознесения Господня. Но эта церковь, пришедшая в ветхость не столько от времени, сколько от непрочности закладки, а особенно много потерпевшая от пожара, бывшего 19 мая 1823 года от молнии, истребившего на ней деревянные крыши, разобрана в 1847 году. Перестроить храм решил купец 2-й гильдии, почётный гражданин г. Слободского Захар Давидович Герасимов. В 1850 году строительство окончено, ещё три года шла отделка.

В 1858 году комплекс храмов именовался уже « Вознесенским и Екатерининским собором».

Церковь в честь Вознесения Господня была закрыта в 1930 году, а затем разрушена. Екатерининская церковь также была закрыта.

Вновь Екатерининский собор был открыт в 1945 году, а с 1945 по 1994 годы Екатерининский собор был единственным действующим в нашем городе, в 1995 году создана воскресная школу, которую посещает более 40 прихожан. Неслучайно поэтому Великомученица Екатерина считается покровительницей города Слободского, это её святыми молитвами стоит город всё это время.

Сейчас, дорогие экскурсанты, вы увидите ещё одно архитектурное сооружение 17 века. Давайте подойдём к нему. Посмотрите на это полуразрушенное здание из красного кирпича, это Никольская церковь. Первоначально она выглядела так, обратите внимание на фотографию. Церковь была похожа на сказочный терем, её убранство восхищало всех, это был пятиглавый храм, а колокольня была включена в тело церкви. Церковь была названа в честь святого Николая не случайно. Этого святого чтили крестьяне, как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Обездоленные видели в Чудотворце особого помощника и защитника в бедах и скорбях. Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, шёл торговый люд в храм, чтобы поклонится святому Николаю и попросить защиты от лихих людей, а также сохранности грузов и собственной жизни.

Никольский храм (см. приложение 4) был выстроен одним из первых, он числился по дозорной книге вятского воеводы князя Звенигородского в 1615 году и стоял изначально на площади, но в 1629 году церковь стояла уже «без пения», так как была «деревянна, ветха и пуста»

Каменный храм был построен в 1732 году. 14 марта 1742 года весь Слободской, за исключением семи домов, сгорел. В этом пожаре сгорел и Никольский храм вместе с бывшей старой деревянной церковью и колокольней. После пожара церковь была восстановлена в 1894 году по проекту И.А. Чарушина. Труды по её перестройке взял на себя купец 1-й гильдии Пётр Гаврилович Ончуков, после его смерти строительство закончил его сын — Михаил Петрович. Храм восхищал своим великолепным убранством. Объём церкви очень сложен и отражает внутреннюю планировку: отдельные объёмы приделов, колокольня, как я уже сказала, включены в тело храма. Архитектура этой церкви имеет светлый характер, она вся, как сказочный терем. И, пожалуй, глядя на Никольскую церковь, можно ещё раз повторить мысль о том, что именно в культовой архитектуре отразились представления народа о красоте и великолепии.

В 1880 году в храме крестился А.С.Гриневский (Грин).

Храм закрылся в 30-х годах. Сломали колокольню, крыльцо и разрушили купола. С 1932 года здание занимала спортивная школа. По слухам, из церковного кирпича решили строить городские здания.

Сейчас с трудом можно узнать Никольскую церковь. Да и улицы и дома, имевшие раньше респектабельный вид, находятся сегодня в жалком состоянии. Но многое и осталось. До наших дней сохранился комплекс в центре города — ансамбль бывшего женского Христорождественского монастыря (см. приложение 5).

Давайте пройдём к нему. Посмотрите, монастырь занимает целый квартал города, как вы видите все сооружения из красного кирпича, типичного стиля того времени.

А основан монастырь был в начале XVII века на тогдашней городской окраине и назывался Спасским в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, имя которого носил главный престол первого монастырского храма. Вокруг этого храма и начиналась застройка монастыря. Спасский собор стал точкой отчёта в формировании монастырского ансамбля. Временем основания его считается первая четверть XVII века, но просуществовал он недолго. Затем был закрыт, переведен в уфимский Христорождественский, и это название сохранилось до 1823 года.

В обители было три храма. Спасский освещён в 1740 году. Главный престол в честь и славу Нерукотворенного Образа Христа Спасителя в верхнем этаже. Иконостас пятиярусный, резной работы, вызолочен в 1847 г. В нижнем этаже находятся два престола: в честь Смоленской иконы Божией Матери и в честь св. Великомученицы Параскевы. Иконостас одноярусный, довольно простой работы. Христорождественский тёплый храм сооружён был в 1827 году, посмотрите на это реконструирующее здание с куполом розового цвета, а в 1881-82 гг. полностью перестроен архитектором Дружининым при управлении игумении Марии. Там много проживало народу, и старый храм оказался мал. Внизу — придел в честь Рождества Христова, над ним второй придел — в честь св. Митрофана Ворнежского. Их объединяет двухъярусный иконостас. Третий храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» находится в трапезном корпусе, построенном в 1898г. архитектором Чарушиным в псевдорусском стиле. Церковь типа домовой, маленькая, уютная, светлая.

Украшением монастырской территории была колокольня Дружинина. Прекрасная шатровая колокольня — совмещение разных стилей. Ныне стоит в усечённом виде, тоже разрушается, но ещё используется пожарной частью.

Территория монастыря окружена была каменной стеной и обсажена со всех сторон молодыми деревцами, последний раз она перестраивалась в 1893 году, когда потеряла уже свое назначение оборонного сооружения, как это было еще в XVII веке. Ограда и башни решены в псевдорусском стиле. Ярусы кокошников поднимаются по шатру к маленькой главке. Ограда имеет декор, характерный для деревянной церковной архитектуры русского севера. Каждая из сторон ограды имела ворота. Торжественными, парадными считались восточные — святые ворота.

Если пройтись вдоль монастырской стены, то на трёх углах можно увидеть башни-часовенки. Особенно интересна самая большая, Иверская, служившая местом продажи различной утвари: образков, книжечек, тканых поясков.

Все корпуса, церкви, монастырская стена — всё окрашено в бледно-розовый цвет, что придаёт всему такой уютный, весёлый вид.

Монастырь имел свой свечной заводик и своё подсобное хозяйство, больницу, баню, прачечную, маленькую тепличку, богадельню и две школы. Женщины работали в столярной, чеканной и золотошвейной мастерских. Самой интересной была живописная. Монахинями Слободского Христорождественского монастыря было написано много икон и иконостасов в церквях Вятской Епархии. Из Слободского посылались иконы и в далёкую Сибирь. Занимались здесь, и весьма успешно, фотографией. Монастырь имел собственную фотографическую мастерскую. В городе славился и монастырский хор: горожане и гости спешили в праздники послушать в Христорождественском храме пение, “доставлявшее большое эстетическое наслаждение”.

Давайте пройдём на соседнюю улицу, на углу улицы Вятской и Гоголя находится замечательное сооружение монастыря — школа Оно было построено в начале нашего века, но напоминает по архитектуре русские палаты и терема 16-17 веков. В школе обучались 150 девочек разных сословий. Преимущественно крестьянских детей. Собственно в здании помещались две школы; второклассная церковно-приходская, и одноклассная — так называемая образцовая школа грамоты. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трёх учительниц.

В тех же традициях за монастырской оградой появились новая трапезная и новый корпус настоятельницы.

Вся внутренняя планировка монастыря по древней традиции представляла трёхплановую пространственную композицию. Первым план составляли монастырские храмы.

Заходя в обитель, посетитель в первую очередь видел их. К храмам вела и главная монастырская дорога. На втором плане видны были и жилые корпуса. А на третьем — хозяйственные постройки. Территория монастыря была благоустроена и ухожена. Деревянные тротуары вели к корпусам, здания окружали деревья так называемых старого и нового садов. К 1905 году старому саду было уже четверть века. Липы и тополя образовывали длинные зелёные своды, где можно было укрыться и отдохнуть в жаркий день.

Многие древние русские традиции сохранило монастырское строительство до начала 20 века, и женский Христорождественский монастырь — свидетель тому. Несмотря на его специфические черты, в структуре регулярно очерченных кварталов, внутренний организм его был подчинён истинно русским, веками выверенным законам композиции.

Сегодня мы познакомились с красивейшими и интереснейшими храмами города Слободского: это и колокольня Спасо-Преображенского собора, Екатерининская и Никольская церковь, Христорождественнский монастырь. И многие из них, как вы видите, требуют восстановления. Уже есть надежда, что будет восстановлен Христорождественский монастырь, не будут забыты другие святыни. А это возможно, если избавиться от равнодушия к судьбе города, прожившего столько веков.

На этом наша экскурсия заканчивается. Если у вас есть вопросы, можете задавать их… Спасибо за внимание. До свидания.

Экскурсия будет пользоваться спросом у туристов, так как люди хотят увидеть храмы Слободского, ведь это город, который сохранил множество архитектурных памятников. Но здесь и есть отрицательные моменты: во-первых, это, конечно же, плохие дороги как до города Слободского, так и в самом городе; во-вторых, если экскурсанты захотят остаться на ночь, то нет места размещения, но оно будет в перспективе, а в-третьих, чтобы экскурсия была успешной, её надо обязательно провести, и только тогда выявить отрицательные и положительные стороны своей работы.

Заключение

По завершению курсовой работы мы подвели итоги и сделали выводы. Разработанная нами экскурсия отвечает тем требованиям, которые были поставлены. Она обладает такими качествами как компактность, новизна, неповторимость. Экскурсия содержит объекты различных архитектурных стилей, что делает ее разнообразной. Мы считаем, что цели нашей курсовой работы достигнуты. Мы изучили архитектурно — религиозные ресурсы города Слободского, узнали об их истории, роли для города. На этой основе разработали совершенно новую экскурсию. Также мы глубже изучили внутренний въездной вид туризма, особенности пешеходной экскурсии. Наша экскурсия практична, ее можно воплотить в жизнь и провести для людей любого возраста, так как был нами создан индивидуальный текст и технологическая карта экскурсии. В настоящее время тематические экскурсии развиваются, особенно связанные с познанием истории своего города. Востребованными остаются экскурсии на историческую тематику у разных групп населения, так как сегодня отмечается интерес к истории городов России.

Таким образом, мы углубили и закрепили теоретические знания по дисциплине «Экскурсоведение», изучили туристские ресурсы города Слободского, выработаны навыки по разработке пешеходной тематической экскурсии. А значит, курсовая работа даёт знания, умения, навыки, помогает получить полезную профессиональную информацию, что пригодится в дальнейшей работе.

экскурсия туристический религиозный архитектурный

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotka-peshehodnoy-ekskursii-novoe-o-starinnyih-ugolkah-astrahani/

1. Долженко П. Г. «Экскурсионное дело» учебное пособие, издательство центр « МарТ», Москва — Ростов-на-Дону, 2005г.

2. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение». Учебник. Советский спорт издательство Москва, 2004г.

3. Минчаков Н. Несколько слов о Свято-Екатерининской церкви, Вятский край — 18.01.96г.

4. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. «Практика экскурсионной деятельности», Москва — Санкт-Петербург. Издательство «Невский фонд» 2007г.

5. Слободской. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва 1987 г.

6. Слободской. Архитектурные истории города 1505-2005гг. ОАО «Дом печати — Вятка» город Киров, 2007 г.

7. Город Слободской. Пять столетий истории. Историко — статистический сборник. Вятское книжное издательство, г. Киров, 2005г.

8. «Энциклопедия земли Вятской» — том 1, г. Киров, 1994г.

9. «Энциклопедия земли Вятской» — том 5, г. Киров, 1996г. стр. 98-99

10. Слободской краеведческий музей. ГИПП «Нижнополиграф», 1991г.

11. Статья «На посту 40 лет», газета «Слободские куранты», 2007г.

12. Статья «О древнем Слободском», газета «Ленинский путь» 1984г.

13. Статья «Христорождественский женский монастырь», газета «Слободские куранты», 2003г.

14. Статья «Слободская парижанка», газета «Слободские куранты», № 43, 2004г.

15. Статья «Магнит музея», газета «Ленинский путь», № 148, 1989г.

16. Статья «Сохранить для потомков», газета «Ленинский путь» № 56, 1989г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

1. Спасская церковь 10. Епархиальное училище, школа

2. Христорождественнская церковь 11. Иконописная мастерская

3. Колокольня 12. Больничный корпус

4. Надвратная часовня 13. Кельи

5. Настоятельный корпус 14. Старые кельи

6. Старая трапезная (приют) 15. Восточная угловая башня

7. Новая трапезная 16. Западная угловая башня

8. Часовня 17. Сторожка

9. Свечной завод 18. Беседка