юридический менеджмент туризма
Туризм — одна из важнейших отраслей современной экономики. В разных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и благотворно влияет на развитие других секторов экономики, включая гостиничный бизнес, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, выступающие катализатором их развития.
В экономике Республики Беларусь эта отрасль постепенно пытается занять свое почетное место. Достоинства страны — выгодное географическое положение, гостеприимство людей, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц.
Однако в настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристическом рынке. Ряд неблагоприятных факторов (плохо развитая инфраструктура, низкая квалификация обслуживающего персонала) оказывают обязательное влияние на развитие туристического сектора. Система маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и национальном рынках слабо развита, туристический рейтинг Республики Беларусь низкий, отсутствует реальное сотрудничество с иностранными компаниями и международными туристическими организациями.
Совершенствование управления туристической отраслью сегодня — одна из важнейших задач государства. С социально-экономической точки зрения развитие туризма ведет к созданию новых рабочих мест, формированию имиджа страны в мире и привлечению иностранных инвестиций.
Исходя из важности и актуальности данной темы, была выбрана тема исследования: «Характеристика туризма как объекта управления».
Объектом исследования является туристическая отрасль Республики Беларусь, а тема — особенности туризма как объекта управления.
Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и разработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
При написании дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы управления сферой тризма в Республике Беларусь, во второй главе проведен анализ сложившейся на данный момент ситуации в данной сфере, в третьей — приведен список предложений по развитию туризма в стране.
Молодежный туризм перспективы его развития в рб
... туризма в Беларуси для туристического бизнеса Республики Молдова определяют несомненную новизну данного исследования. Основной целью написания дипломной работы ... Беларуси», возможный во внедрение в деятельности молдавских туроператоров. Таким образом, значимость и актуальность данной темы в развитии туризма ... расчет его стоимости. Глава 1. Культурно-исторические ценности Беларуси Республика Беларусь ...
При проведении данного исследования были изучены труды следующих авторов: Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Соколова М.В., Горбылева З.М. и др., а также нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере туризма.
В ходе работы были использованы разнообразные методы (системный, количественный, статистический) и приемы исследования (наблюдение, описание, сопоставление, расчеты, документальные подтверждения, приемы экономического анализа).
1. Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь
1.1 Теоретические и методологические основы управления в туризме
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI в., который проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, подпадают под категорию туризма.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях [13, стр. 8].
Существующие определения туризма можно объединить в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, правовых, социальных и других аспектов туризма и его видовых особенностей, выступая в качестве инструмента для решения конкретных задач. Другие охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в этой области.
Особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда).
Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Экономико-географическая характеристика и развитие географии ...
... 1.4. Общая характеристика хозяйства Природные ресурсы Восточной Азии благоприятствуют развитию промышленности и сельского хозяйства. Страны Восточной Азии наиболее неоднородные в социально-экономическом аспекте. ... мало в южной, наиболее гористой. Для региона характерна активная сейсмическая и вулканическая деятельность. Существенны климатические контрасты. Восточная часть, открытая в сторону ...
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм — это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Таким образом, туризм — отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять [12, стр.8].
Туризм в зависимости от услуг и категорий населения, обслуживаемых делится на внутренний и международный.
Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан с остальными секторами национальной жизни.
Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм) [11, стр. 40].
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме имеется своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров — 25 %), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту [10, стр. 21].
Туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов и побудить его совершить путешествие;
- оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.
д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;
Закрепление полученных теоретических знаний и приобретение навыков ...
... ассоциаций: функции, структура и направления деятельности. 4. Ассоциация российских экспедиторов: функции, структура и направления деятельности. 5. Деятельность экспедиторов в ... компания «ТрансСервис» осуществляет доставку фосфатов в автомобильном сообщении Эльзасм — Пермь, включая страхование: оплата за оформление перевозочных, сопроводительных и таможенных документов; оплата перевозчику услуг ...
— возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения [13, стр. 15].
По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете». За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм.
Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности. Во-первых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий. Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. В-третьих, предложение туристских услуг отличается гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. В-четвертых, туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку самообслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.
Как нет однозначного определения туризма в целом, так отсутствует единое толкование маркетинга туризма. Наиболее точно отражает суть маркетинга туризма определение швейцарского специалиста Ё. Крипендорфа: «Туристский маркетинг — это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли» [10, стр. 23].
По мере своего развития туризм оказывает все большее влияние на экономику. В связи с этим можно выделить пять экономических функций туризма:
производственная функция. Она заключается в том, что предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей.
Оценка конкурентоспособности услуг туристической фирмы ООО “Утро Приморья”
... оценки конкурентоспособности. 2 Оценка конкурентоспособности ООО “Утро Приморья” 2.1 Оценка хозяйственной и финансовой деятельности Компания ООО «Утро Приморья» является обществом с ограниченной ответственностью. Находится на туристическом рынке ... от оказания туристских услуг ООО «Утро Приморья» 6200 6750 8520 Темпы роста, % - 108,8 126,2 Выручка от оказания туруслуг компаниями края 154300 ...
Прямое и косвенное содействие занятости населения. Для производства этих услуг необходим персонал. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях — главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро.
Также туризм создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о его косвенном участии в занятости населения.
Туризм как сфера деятельности обладает рядом основных функций:
— Функция создания дохода. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода.
Функция сглаживания. В рамках регионального аспекта данная функция проявляется в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Функция сглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе.
Функция нивелирования платежного баланса. В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами. Туризм по-разному влияет на платежный баланс каждой страны. Традиционно баланс путешествий является дефицитным, т.е. белорусы оставляют за границей во время путешествий больше денег, чем иностранцы в Беларуси [11, стр. 27].
Таким образом, народнохозяйственное значение туризма определяется следующими факторами: производственной функцией (воспроизводство); функцией содействия занятости населения; функцией накопления дохода (эффект увеличения дохода); функцией сглаживания и функцией нивелирования платежного баланса. Огромное значение, оказываемое этой сферой деятельности на экономику, обуславливает необходимость её развития.
Туризм обладает бесконечно эластичным спросом, а значит при эффективном управлении данной деятельностью возможно значительное увеличение её доли в ВВП страны и, как следствие, рост уровня занятости населения, повышение уровня жизни. Итогом подобных изменений будет создание нового, положительного имиджа страны на мировом уровне.
.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение
Как и любая другая отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей координации со стороны государства. Государственное регулирование данной отрасли осуществляется посредством использования ряда нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются:
Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З в редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З [1].
Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности
... -выездной туризм - путешествия за пределы Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории. [2, статья 3] Туристическая деятельность включает в себя два понятия туроператорская и турагентская деятельность. Турагентская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц ...
В документе дается определение основных понятий, используемых в данной сфере, описываются формы и виды туризма, формулируются основные цели, направления и приоритеты государственного регулирования в сфере туризм. Также данный документ содержит основную информацию о ведении кадастра туристических ресурсов, о создании и функционировании туристических зон, описание основных пунктов деятельности субъектов, оказывающих туристические услуги, их права и обязанности. Закон о туризме формулирует основные позиции в определении качества туристических услуг и безопасности туризма.
Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 371 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 312 [4].
Указом утверждены перечни туристических объектов, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь; туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Также данный документ устанавливает, что денежные средства, получаемые в результате освобождения от налогообложения прибыли перечисленных выше организаций используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройство прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При неиспользовании этих средств по назначению в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности либо нецелевом их использовании они взыскиваются в республиканский бюджет.
Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 372 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 г. № 284 [5]
Данным нормативно-правовым актом установлено, что физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном в Указе.
Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г. № 289 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2013 г. № 331 [6].
Указ описывает систему органов государственного управления, устанавливает подчиненность министерств, комитетов и ведомств в том числе и в сфере туризма.
Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3 в редакции Законов Республики Беларусь от 22.01.2013 г. № 18-3 [2].
В статье 47 данного нормативно-правового акта «Пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях» описывается общий порядок использования природных ресурсов в туристических целях.
Анализ состояния и пути совершенствования управления внутренним ...
... туризма -Национальный статистический комитет. Для написания дипломной работы изучена ключевая законодательная база, регулирующая вопросы развития внутреннего туризма в Республике Беларусь: Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь; Закон Республики Беларусь ... за услуги (туры), туристы становятся объектом управления - их «ведут» по маршрутам, предписывая определенные действия, ...
Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г. № 335-12 в редакции Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-3 [3].
В статье 16-1 Закона описываются основные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении туристической, рекреационной, оздоровительной, лесохозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, правила использования указанных территорий с учетом нормативов допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении визовых правил Республики Беларусь» от 15.07.2010 г. № 1065 в редакции постановлений Совмина от 16.08.2013 г. № 725 [7].
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 29.07.2006 г. № 963 в редакции постановлений Совмина от 17.01.2014 г. № 33 [8].
Постановление содержит положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь и положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, в которых описывается общий принцип работы данных государственных органов (какими нормативно-правовыми актами руководствуются в своей работе, какими полномочиями обладают).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 «Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы» [9].
Государственная программа развития туризма ставит своей целью создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах. Государственная программа разработана для обеспечения вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач: создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии; повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны; рост конкурентоспособности белорусской экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления; обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте. Ресурсное обеспечение Государственной программы согласно будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников, в пределах средств, предусматриваемых местными бюджетами.
Государственное регулирование туризма в Республике Беларусь представлено рядом нормативно-правовых актов, которые вместе составляют основу, на которой строятся отношения в данной сфере. Следует отметить, что развитию туризма в Республике Беларусь всегда уделялось повышенное внимание. В данный момент механизм государственного управления туризмом требует дальнейшей корректировки. Система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения не отвечает требованиям времени, крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов.
Перспективные направления в туризме Республики Беларусь
... В целях развития въездного туризма и отрасли в целом за последние годы в Беларуси разработано и принято 14 нормативных документов, основным из которых на сегодняшний день является Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь ... Что касается услуг, предоставляемых туристам в Беларуси, спектр довольно разнообразен. С историей Беларуси, ее народным творчеством, боевой славой, ...
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма
Доля доходов от туризма в ВВП Беларуси составляет менее одного процента. В то же время по оценкам Всемирной туристской организации, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции — 15,5 %, Испании — 15,3%, Австрии — 12,5 % по состоянию на конец 2013 года. По мнению специалистов, то, что доля в ВВП так незначительно связано с тем, что туризм в Беларуси не определен как реальный сектор экономики [17].
Республика Беларусь не располагает такими знаковыми для туризма ресурсами, как море и горы, однако она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. К таким преимуществам относятся:
географическое положение. Республика Беларусь расположена в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье. Выгодное географическое расположение обеспечивает близость к Западной Европе, Скандинавии — туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма. Преимущества выгодного географического положения страны используются на протяжении тысячи лет — еще в ХI-ХII вв. по Днепру, Западной Двине и их притокам проходил один из важнейших торговых путей средневековья «из варяг в греки». Границы Беларуси (с Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе и севере, с Россией на востоке и Украиной на юге) с учетом центрального, транзитного расположения республики должны выполнять не барьерные, а контактные функции, в том числе и в развитии туризма. Добрососедские отношения с сопредельными государствами и общность исторического развития служат предпосылками туристского обмена.
Прохождение по территории Республики Беларусь трансъевропейских транспортных коридоров. По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры № 2 (Париж — Берлин — Варшава — Брест — Минск — Орша — Москва) и № 9 (Хельсинки — Санкт-Петербург — Витебск — Могилев — Гомель — Киев — Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания. Только по коридору № 2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма.
Богатое историческое наследие. На территории современной Республики Беларусь расположено значительное количество исторических городов — Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно, Несвиж и многие другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники. Два памятника, расположенные на территории Беларуси, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (архитектурно-культурный комплекс Радивилов в г. Несвиж (Минская обл.), Замковый комплекс «Мир» (Гродненская обл.).
Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма Республики Алтай
... программой развития туризма в Республике Алтай, перспективной для развития инновационных видов туризма и отдыха. Целью этой работы заключается в рассмотрении региона для дальнейшего развития туризма. Задача данной курсовой работы – рассмотреть количество туристов желающих ...
Природное богатство страны. Природа Беларуси выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща — крупнейший в Европе массив древних лесов, самые обширные в Европе болотные комплексы Полесья и др.) имеют международное значение. Курортно-рекреационные ресурсы Беларуси включают комплекс лечебных климатических и фитотерапевтических факторов, месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Беларусь имеет значительные запасы разнообразных по составу и целебным свойствам минеральных вод, распространенных почти по всей территории страны. В курортном лечении используются также сапропелевые и торфяные грязи.
Гостеприимство народа, чистота и ухоженность городских улиц.
Однако современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь
свидетельствует о том, что она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения;
отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций.
Таким образом, свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Для дальнейшего развития необходимо решить ряд проблем, связанных с низким качеством обслуживания, неразвитой туристической инфраструктурой, отсутствием опыта в данной работе. За последние годы произошли существенные изменение в сфере управления туризма, улучшения качества оказания туристических услуг, однако состояние дел в данной отрасли требует дальнейшего улучшения.
2. Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь
2.1 Анализ современного уровня развития туризма
Для анализа ситуации, сложившейся на данный момент в сфере туризма в Республике Беларусь, были использованы данные, публикуемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь [14].
Численность организованных туристов, прибывших в Беларусь с помощью туристических компаний в 2012 году, составила 118,7 тыс. человек, что на 2,3% больше, чем в 2011 году. Из стран СНГ прибыло 96 тыс. человек (на 11,5% больше уровня 2011 года).
В 2013 году мы видим дальнейший рост потока въездного туризма. Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2013 году, составила 136,8 тыс. человек, что на 15,2% больше, чем в 2012 году. Из стран СНГ прибыло 114,2 тыс. человек (на 18,9% больше уровня 2012 года).
На основании полученных данных, мы видим, что численность организованного туризма в 2013 году значительно выросла по сравнению с предыдущими годами (по сравнению с 2012 годом на 15,2%, с 2011 годом на 17,5%).
Однако данный рост произошел преимущественно за счет роста числа туристов из стран СНГ (114,2 — 96 = 18,2 тыс. человек), потоки туристов из других стран остались на том же уровне (118,7 — 96 = 22,7 тыс. человек в 2012 году; 136,8 — 114,2 = 22,6 тыс. человек в 2013 году)
Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам в 2012 году закрепилась за Россией — 94,2 тыс. человек (увеличение на 12,3% по сравнению с 2011 годом); в 2013 году тенденция сохранилась — 111,3 тыс. человек из России (увеличение на 18,2% по сравнению с 2012 годом) и 2 тыс. человек из Украины (по сравнению с 2012 годом — увеличение на 37,3%).
Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений республики являлись: Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция. На долю этих стран в 2012 году проходилось 62,7% от общего числа организованных туристов из стран вне СНГ, то есть на 14,23 тыс. человек (в 2011 году — 59,2 %).
В 2013 году процент посещений уменьшился до 56,4% от общего числа туристов из стран вне СНГ, то есть до 12,75 тыс. человек.
Таким образом, мы видим, что Российская Федерация по традиции занимает лидирующую позицию в статистике въездного туризма Беларуси. Привлекательным фактором в первую очередь является сравнительно короткий путь до места расположения объекта отдыха. Кроме того, многие россияне приезжают в Беларусь в гости к своим родственникам и попутно посещают национальные парки, музеи, исторические достопримечательности.
Также на протяжении 2011-2013 гг. мы видим увеличение потока выездного туризма.
В 2012 г. численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 492,8 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2011 г. в 1,5 раза. В 2013 году численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 708,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2012 годом на 43,7%.
В страны СНГ в 2012 году организованно выехало 157 тыс. человек, в страны вне СНГ -335,8 тыс. человек, что больше уровня 2011 года в 1,5 раза. В 2012 году наиболее посещаемыми зарубежными странами являлись Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось почти 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов.
В страны СНГ в 2013 году организованно выехало 213,3 тыс. человек, в страны вне СНГ — 495,1 тыс. человек, что больше уровня 2012 года на 35,8% и 47,4% соответственно. В 2013 году наиболее посещаемыми зарубежными странами традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 87,4% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов.
Значительное увеличение численности туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, говорит о ряде благоприятных тенденций. По данным Национального Банка Республики Беларусь на фоне относительной макроэкономической стабилизации, повышались доходы домашних хозяйств, и, как следствие, в 2012 году увеличился уровень жизни населения. Кредитная задолженность населения росла более низкими темпами, чем его доходы, что привело к сокращению уровня долговой нагрузки домашних хозяйств. В 2013 году положительная тенденция сохранилась.
Численность туристов, организованно выезжавших из республики в 2012 году, преобладает над численностью посетивших республику в 4 раза или на 374,1 тыс. человек. В 2013 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось пятеро белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005 году — шестеро).
Численность туристов, организованно выезжавших из республики в 2013 году, преобладает над численностью посетивших республику на 571,6 тыс. человек.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном преобладании потоков выездного туризма над въездным, что в итоге приводит к оттоку валюты из страны.
Въездной туризм на протяжении 2011-2013 годов сохраняет положительную тенденцию роста, что говорит о развитии в данной сфере. Преобладающую часть потока въездного туризма составляют туристы из стран СНГ. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и выездного туризма, провозглашенный Государственной программой развития туризма в Республики Беларусь на 2011-2015 гг. в стране наиболее активно функционирует рынок выездного туризма. Данный факт свидетельствует в первую очередь о слабом развитии данной отрасли. Следствием преобладания выездного туризма становится преобладание вывоза валюты за рубеж над ввозом, что оказывает негативное воздействие на платежный баланс страны.
.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры
Инфраструктура туризма — это совокупность служб и систем для того чтоб обеспечить максимально комфортный туристический бизнес.
Данные для анализа состояния и тенденций развития туристической инфраструктуры были получены из официальных публикаций Национального статистического комитета Республики Беларусь [15].
По состоянию на конец 2012 года в Республике Беларусь осуществляли туристическую деятельность 958 организаций, услугами которых воспользовалось более 670 тыс. организованных туристов и 602 тыс. экскурсантов.
В гостиницах и аналогичных средствах размещения в 2012 году проживало 1 824,4 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2011 году. Из числа проживающих граждане республики составили 1 096,7 тыс. человек (на 4,2% меньше, чем в 2011 году), граждане из других государств — 727,7 тыс. человек (на 22,6% больше), в том числе из стран СНГ — 563,1 тыс. человек (на 27,9% больше).
По состоянию на конец 2013 года в Республике Беларусь осуществляли туристическую деятельность 1085 организаций, услугами которых воспользовалось более 920 тыс. организованных туристов и 578,8 тыс. экскурсантов. В 2013 году в гостиницах и аналогичных средствах размещения проживало 1 805,1 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в 2012 году. Из числа проживающих граждане республики составили 1 065,3 тыс. человек (на 2,9% меньше, чем в 2012 году), граждане из других государств — 739,9 тыс. человек (на 1,7% больше), в том числе из стран СНГ — 570,7 тыс. человек (на 1,4% больше).
Среди граждан из стран СНГ, пользовавшихся услугами гостиниц и аналогичных средств размещения, преобладали граждане России и Украины. Их доля в общей численности размещенных иностранных граждан составила 73,9%.
Среди размещенных жителей стран вне СНГ 55,7% составляли граждане из Германии, Грузии, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Польши.
В 2013 году, так же как и в 2012 году, средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь составила 4 дня.
На основании полученных данных, мы видим, что в 2013 году заселение гостиниц и аналогичных средств размещения уменьшилось на 19,3 тыс. человек или на 1,1 %. В основном уменьшение произошло за счет сокращения численности граждан Республики Беларусь (1 096,7 — 1 065,3 = 31,4 тыс. человек или 2,9%), поэтому для данных нашего исследования эти цифры ключевого значения не имеют. В то же время заселение гостиниц и аналогичных средств размещения иностранными гражданами увеличилось на 739,9 — 727,7 = 12,2 тыс. человек или на 1,2%, что отражает положительную тенденцию в данной отрасли. Из иностранных туристов большую часть составляют выходцы из стран СНГ. За 2013 год их численность увеличилась на 570,7 — 563,1 = 7,6 тыс. человек или на 1,1 %.
В республике в 2012 году функционировали 315 гостиниц, 28 гостиничных комплексов, 9 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 117 средств размещения иных типов. Их единовременная вместимость на конец 2012 года составила 28,5 тыс. мест. В 2012 году в республике функционировало 6 хостелов (молодежных гостиниц) с единовременной вместимостью на 343 места. Все они расположены в г. Минске.
В соответствии с качеством оказываемых гостиничных услуг и уровнем материально-технического оснащения в 2012 году 38 гостиниц и гостиничных комплекса имели следующие категории: «пять звезд» − 2 гостиницы, «четыре звезды» − 3 гостиницы, «три звезды» − 25 гостиниц, «две звезды» − 7 гостиниц и «одна звезда» − 1 гостиница
Для размещения туристов в республике услуги гостиниц и аналогичных средств размещения предоставляли 315 гостиниц, 33 гостиничных комплекса, 8 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 123 средства размещения иных видов. Их единовременная вместимость на конец 2013 года составила 29,9 тыс. мест.
В соответствии с качеством оказываемых гостиничных услуг и уровнем материально-технического оснащения в 2013 году 43 гостиницы и гостиничных комплекса (12,1% от общего их числа) имели следующие категории: «пять звезд» − 3 гостиницы, «четыре звезды» − 3 гостиницы и 1 туристско-гостиничный комплекс, «три звезды» − 20 гостиниц, 8 гостиничных комплексов, 1 туристско-гостиничный комплекс, «две звезды» − 6 гостиниц и «одна звезда» − 1 гостиница.
Из общего числа гостиниц и гостиничных комплексов, имеющих международную категорию классификации по звездам, 14 находятся в г. Минске.
Средняя загрузка всех средств размещения в 2013 году составила 41% и по сравнению с 2012 годом снизилась на 2 процентных пункта.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в развитии туристической инфраструктуры Республики Беларусь в 2012-2013 годах обозначилась рост. За 2013 год в стране начали функционировать 127 новых организаций (1 085 — 958 = 127 организаций), осуществляющих туристическую деятельность, единовременная вместимость увеличилась на 1,4 тыс. мест (29,9 — 28,5 = 1,4 тыс. мест), однако уменьшение загрузки этих организаций на 2% по сравнению с 2012 годом говорит о том, что туристический поток растет немного медленнее, чем планировали застройщики. При этом обозначился рост гостиниц и туристско-гостиничных комплексов европейского уровня — 5 объектов, из них 1 гостиница «пять звезд», 1 — «четыре звезды», 4 — «три звезды».
Беларусь обладает уникальными ресурсами для организации экологического туризма. Государственный кадастр туристических ресурсов включает более 900 территорий и объектов.
В первую очередь это национальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», «Браславские озера», «Припятский», Березинский биосферный заповедник, заказники «Налибокская пуща», «Голубые озера» и многие другие. Здесь созданы хорошие условия для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных туристических походов, отдыха и оздоровления в природной среде.
Одним из приоритетных направлений развития туризма в Республике Беларусь стало развитие спортивно-оздоровительного туризма на сложившейся рекреационной системе республики.
В 2012 году на территории Республики Беларусь функционировали 448 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в том числе 74 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 2 дома отдыха, 1 пансионат, 97 баз отдыха, 5 туристско-оздоровительных комплексов, 17 туристических баз, 20 оздоровительных центров (комплексов).
В санаторно-курортных и оздоровительных организациях в 2012 году было размещено 844,4 тыс. человек, что на 31,1 тыс. человек больше, чем в 2011 году, иностранные граждане составляли 26,9% (на 20,1% больше уровня 2011 года) или 227,1 тыс. человек.
На территории Республики Беларусь в 2013 году функционировали 464 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в том числе 74 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 2 дома отдыха, 1 пансионат, 100 баз отдыха, 5 туристско-оздоровительных комплексов, 18 туристических баз, 19 оздоровительных центров (комплексов).
В санаторно-курортных и оздоровительных организациях в 2013 году было размещено 833,4 тыс. человек, что на 11 тыс. человек меньше, чем в 2012 году, иностранные граждане составляли 27,2% (на 0,3% меньше уровня 2012 года) или 226,7 тыс. человек.
Полученные данные отражают уменьшение численности иностранных граждан, пользовавшихся услугами санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь (227,1 — 226,7 = 0,4 тыс. человек).
Однако уменьшение численности незначительно и не дает возможности сделать вывод о наличии негативной тенденции. Преимущественно россияне любят отдыхать в белорусских здравницах, где их устраивает хорошее медицинское обслуживание, широкий набор процедур, оптимальное сочетание цена-качество, а также относительная близость санатория или другого объекта отдыха.
Однако уменьшение численности общего числа человек, посетивших объекты спортивно-оздоровительного туризма на 11 тыс. в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года (844,4 — 833,4 = 11 тыс. человек) на фоне увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 16 объектов (464 — 448 = 16 объектов) говорит о падении спроса на данный вид отдыха.
Еще одним активно развивающимся направлением является агроэкотуризм. Агроэкотуризм согласно Указу Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. N 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (далее — Указ N 372) — это временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.
Белорусский агроэкотуризм в республике развивается на протяжении девяти лет. Создана нормативно-правовая база, льготные условия для занятия агроэкотуризмом. Оказание услуг в данной сфере субъектами агроэкотуризма показало свою перспективу и стало одним из направлений занятости населения в сельской местности.
Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2012 год, составила 222,6 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Средняя продолжительность пребывания туристов в агроэкоусадьбах в 2012 году — 4 дня. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 82,7%.
Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2013 год, составила 271,7 тыс. человек, что на 22,1% больше, чем в 2012 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 86,3%.
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в 2013 году на территории Республики Беларусь осуществляли деятельность 1,9 тыс. субъектов агроэкотуризма (на 106 субъектов больше, чем в 2012 году), в том числе в Брестской области — 253, Витебской — 449, Гомельской — 289, Гродненской — 246, Минской — 482, Могилевской — 162.
На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма — на 106 субъектов (6 % к уровню 2012 года) по сравнению с 2012 годом и на 324 субъектов (20,6% к уровню 2011 года) больше, чем в 2011 году. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается значительно быстрее — 22,1% к уровню 2012 года, 83% к уровню 2011 года, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидно, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.
Исходя из геополитического положения страны еще одним приоритетным направлением развитии туризма в Республике Беларусь является транзитный и трансграничный туризм. Главным критерием привлекательности является наличие и состояние объектов придорожного сервиса.
Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).
В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах по данным, опубликованным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь функционирует 341 автозаправочная станция, 166 газозаправочный пунктов, 59 гостиниц, 44 мойки, 84 охраняемые стоянки, 345 предприятий торговли, 454 пункта питания и 90 пунктов технического обслуживания [16].
С целью равномерного размещения объектов придорожного сервиса разработана и утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 28 февраля 2013 г. № 5 «О внесении изменения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 106» Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, согласованная со всеми заинтересованными. В схеме указаны места на автодорогах, в которых уже ведется строительство, а также предлагаемые для размещения объекты, с перечислением их минимального состава.
Таким образом, изучив все полученные данные, можно сделать вывод о постепенном развитии инфраструктуры туризма Республики Беларусь. Увеличилось число гостиниц и гостиничных комплексов, в том числе имеющих международную категорию классификации по звездам, однако уменьшение загрузки этих организаций в 2013 году по сравнению с 2012 годом говорит о том, что туристический поток растет немного медленнее, чем планировалось организаторами. В рамках развития спортивно-оздоровительного туризма уменьшение численности общего числа человек, посетивших объекты спортивно-оздоровительного туризма на фоне увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных организаций на говорит о падении спроса на данный вид отдыха. На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается быстрее, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидно, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным.
Положительным факторам развития туризма в Беларуси является то, что страна обладает богатым природным потенциалом для развития туризма. Это обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.
Однако использование туристского потенциала существенно осложняется в связи с радиоактивным загрязнением 1/5 территории республики. Из общей площади выделенных для рекреационно-туристского освоения земель (1,68 млн. га, или 8,1% территории страны) 0,73 млн. га радиоактивно загрязнены, в том числе в Гомельской области -100% площади зон отдыха, в Могилевской -73%, в Минской — 40%. Данная информация оказывает негативное влияние при принятии иностранцами решения об отдыхе в нашей стране.
Состояние материально-технической базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) — одна из самых существенных проблем в современном туризме. Расходы на аренду транспортных средств для турфирм составляют до 50% себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает качество оказания туристических услуг.
Неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы (70-80% материально-технической базы туризма нуждается в обновлении), малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, большая часть которых находится в городе Минске создает определенные трудности нахождения туристов в нашей стране.
Имеет место завышенный уровень цен для иностранный посетителей на предоставленный турпродукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.), а также прямое несоответствие цены и качества, оказываемых услуг.
Еще одной проблемой развития туризма является кадровое обеспечение отрасли. Постепенно сказывается недостаток специалистов с хорошим знанием в области финансов, страноведения, работы с персоналом и в других направлениях.
Уровень общего знания и владения иностранными языками и в первую очередь английским граждан Республики Беларусь находится на низком уровне, что создает определенные неудобства для нахождения иностранного гражданина в нашей стране.
Одним из факторов, сдерживающих развитие сферы туризма в Республике Беларусь является достаточно сложный действующий порядок выдачи виз иностранным гражданам для въезда в страну.
Въезд в Беларусь можно осуществить по туристической, деловой, гостевой или транзитной визе. За выдачу визы на въезд в Республику Беларусь необходимо заплатить консульский сбор. Легче всего получить визу, если обратиться в туристическую фирму, но есть и другие пути.
Ставки консульского сбора существенно отличаются в зависимости от страны, гражданином которой является турист. Самые высокие ставки установлены для Великобритании (краткосрочная — 114 долларов США, долгосрочная — 366 доллара США) и США (краткосрочная — 190 долларов США, долгосрочная -270 долларов США).
Чтобы получить визу на въезд в Беларусь, иностранец предъявляет в дипломатическое представительство (консульское учреждение республики за рубежом) действующий паспорт, заполненную визовую анкету, две фотографии размером 35х45 мм и др. документы, которые необходимы, чтобы получить тот или иной вид визы. Если виза обычная, то она оформляется в течение 14-ти дней, экспресс-визу можно оформить за 48 часов, но ее стоимость в 2 раза выше.
Страны с безвизовым режимом: практически все страны СНГ, Египет, Китай, Куба. Начиная с 2003 г., был упрощен порядок выдачи гостевых и деловых виз гражданам Аргентины, Бразилии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Канады, Словакии, Уругвая, Чили, Швейцарии, кроме того, Южной Кореи, ЮАР и Японии. Есть один нюанс: по упрощенному порядку визы выдаются сроком действия до 30-ти дней.
Чтобы проехать по территории Беларуси, обязательно нужна транзитная виза — начиная с 1 мая 2000 г. наличие российской визы не даёт основание для нахождения в Беларуси. Транзитная виза действительна в течение 48 часов с момента въезда в Республику Беларусь. Чтобы получить транзитную визу, нужно предоставить билеты, в которых указан конечный пункт следования.
Для своевременной диагностики и дальнейшего решения проблем развития необходимо наличие точной и достоверной статистической, финансовой информации о состоянии туризма. Научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер, отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что в доступности для инвесторов находится недостаточный объем реальной информации о сфере туризма, что уменьшает степень привлекательности Республики Беларусь для иностранных инвестиций.
Таким образом, проанализировав основные проблемы развития туризма в Республике Беларусь, мы можем говорить о необходимости перемен в данной сфере. Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.
3. Предложения по совершенствованию управления развития туризма
По данным Всемирной туристической организации, туризм использует около 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и до 6% всех налоговых поступлений.
В Беларуси туризм оказывает существенное влияние на такие отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.
Во второй главе данной курсовой работы были проанализированы основные показатели состояния туризма в Республики Беларусь, были выделены и рассмотрены отдельные проблемы, с которыми данная сфера сталкивается. Результатом проделанной работы стало формирование списка основных мероприятий по управлению сферой туризма, необходимых, на наш взгляд, для дальнейшего её развития.
Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг Правительством Республики Беларусь была разработана и утверждена Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы (далее — Государственная программа), в которой предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.
По итогам реализации предыдущей Государственной программы можно сделать вывод о высокой её эффективности. В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.
Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы состоит из следующих подпрограмм:
«Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»;
«Маркетинг туристических услуг»;
«Развитие объектов туристической индустрии».
В данном вопросе мы попытаемся объединить наши предложения с предложениями, сформулированными в Государственной программе и которые на наш взгляд являются наиболее эффективными.
Важнейшие мероприятия, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:
реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых;
создание нормативно-правовой базы туризма.
Для того, чтобы внутренний туризм имел хорошие перспективы в будущем, необходимо развивать направления основных видов туризма.
Основными направлениями развития туризма в Республике Беларусь являются:
Транзитный и трансграничный туризм.
Исходя из геополитического положения страны Государственной программой предопределено:
развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;
организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, и др.).
Водный туризм.
Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.
С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается: на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря; на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля:
Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.
Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха.
Государственной программой предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов.
Познавательный туризм.
Основой для развития познавательного туризма планируется использование культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Государственной программой предусматривается:
создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;
более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;
более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.
Агро — и экотуризм
Государственной программой планируются следующие направления развития агротуризма:
создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;
активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;
создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной;
Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма: оздоровление нации через развитие активных форм туризма; развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов с посещением массовых спортивных мероприятий; возрождение туристско-спортивных клубов.
Рекреационный и оздоровительный туризм
Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является более эффективное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. В этой связи предусматривается:
более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики;
обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления;
создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок;
Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).
Все перечисленные выше мероприятия по развитию туризма в долгосрочной перспективе позволяют повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы.
Заключение
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов.
Численность организованного туризма в 2013 году значительно выросла по сравнению с предыдущими годами (по сравнению с 2012 годом на 15,2%, с 2011 годом на 17,5%).
Данный рост произошел преимущественно за счет роста числа туристов из стран СНГ, потоки туристов из других стран остались на том же уровне. Российская Федерация по традиции занимает лидирующую позицию в статистике въездного туризма Беларуси.
На каждого прибывшего иностранного туриста приходилось пятеро белорусских граждан, выезжавших за рубеж. Численность туристов, организованно выезжавших из республики в 2013 году, преобладает над численностью посетивших республику на 571,6 тыс. человек. Приведенные данные свидетельствуют о значительном преобладании потоков выездного туризма над въездным, что в итоге приводит к оттоку валюты из страны.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в развитии туристической инфраструктуры Республики Беларусь в 2012-2013 годах обозначилась рост. За 2013 год в стране начали функционировать 127 новых организаций, осуществляющих туристическую деятельность, единовременная вместимость увеличилась на 1,4 тыс. мест, однако уменьшение загрузки этих организаций на 2% по сравнению с 2012 годом говорит о том, что туристический поток растет немного медленнее, чем планировали застройщики. При этом обозначился рост гостиниц и туристско-гостиничных комплексов европейского уровня.
Наблюдается уменьшение численности иностранных граждан, пользовавшихся услугами санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики. Однако уменьшение численности общего числа человек, посетивших объекты спортивно-оздоровительного туризма на 11 тыс. в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года на фоне увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 16 объектов говорит о падении спроса на данный вид отдыха.
На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма — на 6 % к уровню 2012 года и на 20,6% к уровню 2011 года. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается значительно быстрее — 22,1% к уровню 2012 года, 83% к уровню 2011 года, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидным, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.
Устойчивое развитие туризма — процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/otrasl-turizma-kak-obyekt-upravleniya-i-planirovaniya/
1 Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З в редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З.
Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3 в редакции Законов Республики Беларусь от 22.01.2013 г. № 18-3.
Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г. № 335-12 в редакции Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-3.
Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 371 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 312.
Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 372 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 г. № 284.
Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г. № 289 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2013 г. № 331.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении визовых правил Республики Беларусь» от 15.07.2010 г. № 1065 в редакции постановлений Совмина от 16.08.2013 г. № 725.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 29.07.2006 г. № 963 в редакции постановлений Совмина от 17.01.2014 г. № 33.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 «Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы».
Горбылева З.М. Экономика туризма. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 478 с.
Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие /Под общей ред. 3. М. Горбылевой.-Мн.: «Экономпресс», 2008.-400.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
Соколова М.В. История туризма Учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
Интернет-ресурс: /http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/ tourism_day.php/ Пресс-релиз: «Статистический обзор к Всемирному дню туризма».
15 Интернет ресурс: /http://belstat.gov.by/http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/pressrel/tourism.php/ Пресс-релиз: «Туризм в Республике Беларусь».
Интернет ресурс: /http://belstat.gov.by/http://mintrans.gov.by/rus/ activity/ roadmanagement/ pridorojniy// «Придорожный сервис».
17 Интернет ресурс: / http://news.tut.by/society/366748.html / «70% доходов от туризма Беларуси обеспечивают россияне».