В эпоху, когда личность находится на переднем крае как в социальном, так и в образовательном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения идеологических задач теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связано с организацией дидактической деятельности с исследовательской направленностью.
У каждого ребенка есть навыки и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, это период в жизни самых маленьких школьников, который отличается огромным тягой к творчеству, знаниям и активной деятельности.
Но для того, чтобы они проявили свои таланты, требуется умное и умелое руководство взрослыми.
Исследовательское поведение — один из важнейших источников понимания мира ребенком. В педагогике и психологии «исследовательское обучение» относится к подходу к обучению, основанному на естественном стремлении ребенка к независимому изучению окружающего мира.
Основная цель исследовательской подготовки — развитие способности самостоятельно, творчески осваивать и реконструировать новые способы действия в любой области человеческой культуры.
Однако в течение многих лет школа продолжала выступать против традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное образование, особенно в нашей стране, основано не на методах творческих и независимых исследований, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение кем-то уже полученных истин. Благодаря такому обучению ребенок во многом утрачивает главную особенность исследовательского поведения — исследовательскую деятельность. Результатом является потеря любопытства, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможными процессы самообучения, самообразования и, как следствие, саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...
... в сложных условиях современного села. ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ: Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических ...
Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ.
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований по информатики и ИКТ.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ по информатике и ИКТ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В процессе подготовки курсовой работы использовались следующие методы:
-
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
-
педагогический эксперимент.
Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, состоящий из 19 источников.
1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4, с.356].
Понятие деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире — в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].
Исследование деятельности туристической фирмы ООО «Европарк Тур»
... Телефон:8(495)650-53-86. Режим работы круглогодичный: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 18:00. Основная деятельность предприятия - туризм. ООО «Турфирма-плюс» открыли в 1999г. ... Предприятие арендует помещение под офис в двухэтажном здании, по соседству с различными организациями. ...
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность — это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».
А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [21, с.315].
Организуя исследовательскую деятельность, многие педагоги считают, что если ученик проходит через традиционные этапы научного исследования, то такого рода организованная деятельность его личностно меняет. Мы же считаем, что это совсем не так. Подобная позиция является внешней по отношению к развитию личностного опыта ученика. При таком подходе велика вероятность в реализации исследования остаться только лишь на уровне упрощённого следования традиционно принятым в науке этапам организации научного исследования. Кстати, заметим, что необходимо разделять оформление научной работы в соответствии с принятой формой и реальное построение научного исследования. Большинство открытий человечества никогда не были построены в строго заданной логике и последовательности обсуждаемых этапов, а результаты значительной их части к тому же никогда не были так оформлены! С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
Исследование поведения потребителей в туристической сфере
... образ жизни стиль жизни работа экономические условия 2. Психологические: потребности мотивы восприятие отношение убеждение оценка Степень влияния ... положения на рынке. Такое поведение должно быть изучено маркетологами и использовано в деятельности соответствующих корпоративных структур. [Акулич, ... детей по отношению к родителям, в свою очередь, они могут быть родителями по отношению к детям. Кроме ...
Работая в более широком ценностном и инструментальном поле какой-либо образовательной парадигмы (например, знаниевой), педагоги невольно переносят её основные черты и свойства на различные виды учебной деятельности, в том числе и организацию учебного исследования [15, с.74].
При смене одной образовательной парадигмы на другую акценты в организации большинства видов учебной деятельности должны существенно меняться. Но это происходит очень медленно, потому что отличия на уровне конкретных действий не всегда очевидны педагогом и сильны старые стереотипы. Вот и получается, что учителя декларируют личностно-ориентированные подходы к обучению, а на деле реализуют во многих видах деятельности прежние методы и приёмы работы.
В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стеореотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [6, с.78].
Подход исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения:
— потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании,
— внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового,
— операционно–технической подразумевающей у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности.
Ведь, чем сложнее творческий акт, тем сложнее его ремесло. И наоборот, расширение операционно – технических умений расширяет и возможности применения творческих подходов, приемов, способов.
Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, в связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ, выполненных в качестве ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отнести исследование Н.Н. Палагиной, изучавшей развитие воображение у детей второго года жизни в их ориентировочно – исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [6, с.117].
Досуговой деятельности молодёжи в городском пространстве. 2)
... работ, посвящённых исследованию молодёжного досуга, вопросы досуговой деятельности в условиях городского пространства раскрыты недостаточно. Существует ряд противоречий, актуализирующих данное исследование и ... в книге «Время выбора: Молодёжь и общество в поисках альтернативы» о том, что существует проблема в неоднозначности методов, которые бы способствовали развитию у молодёжи, востребованных в ...
Несмотря на широкие исследования в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному.
Отсутствие единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы – наличие множества разных определений одного и того же сложного конструкта.
Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий: «интеллектуальная активность»; «познавательная активность»; «креативность, любознательность» и «исследовательское поведение». В этом отношении исследовательская инициативность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как поучение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В отечественной психологии сильна традиция использования термина «ориентировочная (ориентировочно – исследовательская) деятельность». В научной школе М.И. Лисиной используются понятия познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование») [6, с.389].
Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов – например, Д.Б. Годовикова рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно – исследовательской деятельности в новой ситуации [5, с.90].
Мы считаем, что применительно к детям, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнуть потребностно–мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» аспект целеустремленности и целенаправленности. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать все указанные термины, выбирая тот или иной в зависимости от аспекта рассмотрения [23, с.168].
Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.
В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной.
Туристстко-краеведческая и экскурсионная деятельность в образовательном ...
... -воспитанной личности. Исходя из этого, мы избрали темой исследовательской работы: «Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в школе». актуальность , Объектом , Предметом исследования ... деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 2007. - 96с. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, ...
Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [2, с.479].
Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.
Педагоги – экспериментаторы считают важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты:
— исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют).
Ученые выделяют следующие группы мотивов исследовательской инициативы «бескорыстная» познавательная активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку.
При этом важно понимать, что результатом реализации указанных мотивов (соответственно) будут: познание безотносительно к решению утилитарных практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка.
Фактором, запускающим процесс исследовательской инициативы является, по наблюдениям и выводам многих психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации.
К средствам исследовательского поведения, имеющимся у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека.
По использованию речи в исследовательском поведении различают вербальное и невербальное исследовательское поведение.
Познавательные вопросы включают в себя:
а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?);
б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово);
в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.);
г) вопросы объяснения и аргументации.
2) Социально – коммуникативные вопросы включают в себя:
Инновации в экскурсионной деятельности
... экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности ... в процессе подготовки специалистов в туристских вузах. Глава 1. История возникновения и развития экскурсионного дела инновация экскурсионное дело В ... экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в ...
а) вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?);
б) оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?);
в) вопросы подтверждения и поиска помощи;
г) риторические вопросы;
д) вопросы неопределенного смысла.
По характеру двигательной активности различают локомотивное (наблюдаю со стороны, наблюдаю перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать, изучаю изменяя положение объекта в своих руках) обследование.
К условиям исследовательского поведения относят физические условия (буквально, возможность или невозможность проведения того или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.).
На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское поведение ребенка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.
— Результатом всего исследовательского поведения будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя [21, с.316].
Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
Исследования и информация в туризме
... - информация, полученная в ходе исследований внешней среды, проводимых фирмой; заказная информация - информация, которую для заказчика предоставляют специализированные фирмы; независимые источники - отчеты, обзоры, подборки и т.д., публикуемые различными научно-исследовательскими, марк
О психолого-педагогических основах и содержании исследовательской деятельности младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия [26, с.73].
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед).
Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта).
«Проектная деятельность в современном образовательном учреждении»
... Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции . Содержание Психологическая структура проектной деятельности ... Целью проектной деятельности школьников является ... Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения проектного обучения в современной теории и практике. ... работу по решению практической задачи, ...
Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [4, с.67].
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
-
стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
-
непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
-
всегда определять место изучаемого в системе известного.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
-
постановка проблемы;
-
изучение теории, посвящённой данной проблематике;
-
подбор методик исследования;
-
сбор материала, его анализ и обобщение;
-