— изучить особенности развития мотивационной сферы младшего школьника;
— дать характеристику квест-технологий по внеклассной работе ;
— изучить методику использования квест-технологий по внеклассной работе для развития мотивационной сферы младшего школьника.
Методологической основой, методом исследования, Структура работы
В первом параграфе рассматриваются особенности развития мотивационной сферы младших школьников.
Во втором параграфе дана характеристика квест-технологий, которые могут быть использованы во внеклассной работе начальной школы..
Параграф третий посвящен изучению методики использования квест-технологий по внеклассной работе для развития мотивационной сферы младших школьников.
В заключении подведены итоги работы, даны ответы на поставленные задачи.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
-
-
Особенности развития мотивационной сферы младшего школьника
-
Отечественные психологи в соответствии с концепцией ведущей деятельности считают, что развитие ребенка в младшем школьном возрасте детерминируется учебной деятельностью как ведущей, в ходе которой формируются все психические новообразования данного возраста.
Мотивация – это сложное структурное образование, которое в свою очередь выступает в единстве и взаимосвязи с другими психическими явлениями. Сама по себе мотивация еще не может обеспечить продуктивность деятельности. Одним из условий реализации исходного уровня мотивации, ее изменения и формирования является уровень умственного развития и целый ряд индивидуальных психологических особенностей. Но любая деятельность изменяется под влиянием мотива.
Мотивация – это источник активности и направленности деятельности человека по приобретению знаний. К одной деятельности побуждают разные мотивы, а отсюда не может быть одинаковый результат и качество учения. Изменение мотивации влияет на процесс учения.
Экскурсия как форма внеклассной работы по истории
... и метод приобретения знаний. Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы. Одной из форм изучения местного края, ... лет. Экскурсия прошла свой путь развития. Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была ... теоретические и практические основы); - обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере (просветительских организаций, школ и др.); - ...
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности данного возраста как начального звена школьного детства тоже нельзя считать окончательными и неизменными, что показывают различные данные у младших школьников, обучающихся по обычным и развивающим программам. По мнению Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого Оптимальным возрастом для учения является семь лет, так как в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к воздействиям учителя.
Переживание себя как существа социального связано с возникновением внутренней позиции школьника . Она формируется во время возрастного кризиса семи лет и определяет поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Главным новообразованием кризиса является внутренняя позиция школьника и связанная с ней учебная мотивация. После кризиса наступает новый уровень в возрастном развитии – ребенок – уже младший школьник: игровой мотив уходит на задний план, изменяется система ценностей. Ребенок переходит к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Учебная деятельность в отличие от игровой является целенаправленной, результативной, обязательной и произвольной. Теперь главное для ребенка хорошо учиться, получать похвалу. [3, с. 67].
Личностные особенности младших школьников состоят в том, что это возраст «впитывания», накопления знаний. Характерные особенности детей этого возраста благоприятствуют успешному выполнению этой важной функции. В этот возрастной период у детей наблюдается доверчивое подчинение авторитету учителя, повышенная восприимчивость, внимательность, исполнительность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем дети сталкиваются.
Послушание проявляется как в поведении, так и в процессе учения Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качества самого преподавателя. Подобное свойство, отражая определенный возрастной этап, имеет свои сильные и слабые стороны. Учитель выступает непререкаемым образцом действий, суждений и оценок, даже родители отходят на задний план. Восприимчивость и впечатлительность младших школьников способствует овладению новыми знаниями, умениями. У детей проявляется так называемая повышенная реактивность, т.е. все новое вызывает у них немедленную реакцию . Для детей младшего возраста характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость. Факты, события, детали производят на детей сильное впечатление. Но при этом стремление проникнуть в сущность явлений при традиционном обучении не проявляется. Как говорит Г. А. Цукерман «дети находят и исправляют ошибки в уже сформированных действиях лишь при побуждении взрослого».[28, с.79]. Важным источником успехов младших школьников в учении является их подражательность . Также детям несвойственно задумываться о каких-либо трудностях и сложностях. Поэтому наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых.
Особенности моделирования туров для детей и школьников: от 6 до 8 лет
... отдыхом. Объектом работы является экскурсионный потенциал Минска и Минского района. Предмет курсовой работы – особенности моделирования туров для детей и школьников от 6 до 8 лет. Цель курсовой работы: разработка тура по выбранной ... на территории Республики Беларусь уникального комплекса развлечений и отдыха, где люди всех возрастов и финансовых возможностей смогут проводить свое свободное время ...
Однако с течением времени авторитет учителя начинает постепенно снижаться, складываясь в так называемый «феномен отчуждения личности учителя». Обычно признаки наступления такого явления у детей начинают проявляться примерно к третьему классу, а 1-2 класс приходится на то время, когда учитель пользуется особым авторитетом и доверием.
Следует отметить, что у школьников 6 и 7-летнего возраста особенности мотивационной сферы учения значительно различаются. У шестилеток главными являются два мотива: игровой и учебный. Игра еще важна. Оба эти мотива имеют побудительную силу. Также присутствуют широкие социальные мотивы. Постепенно игровой мотив сменяется учебным. В некоторых случаях бывает задержка, и игровое отношение может остаться. Т.к. для детей этого возраста очень важны стремление к самоутверждению, личным достижениям, у них возникают соревновательные мотивы. В школе они реализуются главным образом через отметку. Она возникает даже тогда, когда детям ставят заменители отметок, т. к. дети прекрасно переводят поощрения учителя или символы, их замещающие, в «пятерки».
У семилетних детей присутствует мотивация достижения успеха. В начале обучения еще нет избегания наказания. Результаты проведенного исследования М. В. Матюхиной показывают, что значимость для детей широких социальных мотивов от 1 к 3-му классу возрастает. Также есть мотивы коллективные, общения со сверстниками и т. д. [16, с. 46].
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.
Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные (собственно связанные с самим процессом учебной деятельности).
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАШЕКЛАССНИКОВ
... работу. Для них движущим мотивом является заработок. Но таких выпускников меньшинство. Что касается высших учебных заведений. Мотивом при выборе профессии ... самоопределения старшеклассников. Предмет исследования: мотивация старшеклассников. Цель: изучение мотивов выбора профессии у старшеклассников. Задача 1: анализ ... появляются мотивы к учению. Это связано с желанием поступить в учебное заведение ...
Однако есть свои различия, вызванные системой обучения, в которой обучается ребенок. Дети приходят в школу с разными уровнями познавательной активности. В большинстве случаев учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в их мотивации, что вполне естественно, т. к. они еще не занимались учебной деятельностью, в которой возникают эти мотивы. Вызывает тревогу тот факт, что учебно-познавательные мотивы, заложенные в самом процессе и содержании учения, не занимают ведущего места у младших школьников. Л. И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся III классов, предполагает, что одна из причин этой проблемы «лежит в недостатках содержания и организации первоначального школьного обучения» — т. е. в недостаточном удовлетворении познавательной потребности [3, с. 48].
Как отмечает Д. Б. Эльконин, развитие мотивов учения у младших школьников следующее. Приходя в I класс, ребенок руководствуется в первую очередь мотивами, связанными с интересом к пребыванию в школе, к включению в общественно значимую деятельность. Затем эта мотивация начинает изменяться. В одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других возникают собственно учебно-познавательные мотивы , которые Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, а также А. К. Маркова определяют как высокий уровень развития мотивации содержанием. [30, с. 76]
Говоря о младших школьниках, особенно важно различать мотивацию процессом и содержанием. Д. Н. Узнадзе говорил, что «ребенка школьного возраста, особенно в первые годы, интересует не то или иное задание различного содержания, а учение вообще как такая форма поведения, которая предусматривает активизацию умственных сил». [24,с. 43].
Мотивы самообразования в младшем школьном возрасте представлены пока что самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знаний. В первые дни пребывания в школе ребенок не всегда даже стремится понять, зачем ему нужно выполнить тот или иной вид заданий. Такое отношение детей к занятиям создает благоприятные условия для организации учебной деятельности первоклассников, и положительного отношения их к школе.
Мотивы сотрудничества и коллективизма широко распространены у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Младшие школьники учатся понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживать эти цели в течение длительного времени, выполнять действия по инструкции. Правильная организация учебной деятельности у младших школьников дает возможность формирования умения самостоятельной постановки цели без помощи взрослого.
Тематическая квест-экскурсия как инновационная деятельность в туризме
... индивидуального текста; Ч прием (сдача) экскурсии; Ч утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы. Первые требования к экскурсионным услугам. Прежде всего: Ч соответствие функциональному назначению ... Данная квест-экскурсия рассчитана на школьников, 5-9 класс, возраст 10-15 лет.Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Окладникова Е. А., ...
Изучение психологических особенностей намерения в младшем школьном возрасте показало, что, образуя намерения, дети только постепенно становятся способными учитывать свои возможности и трудности предстоящей деятельности, и поэтому очень часто намерение в этом возрасте не осуществляется.
Анализ результатов М.В. Матюхиной показывает, что переживани я детей связаны в основном со школой: прежде всего их волнует получение хороших отметок, на втором месте желание детей писать, считать, решать задачи, на третьем месте те указания, которые говорят вообще об учебной направленности. [3, с. 83].
В исследованиях психологов приводятся разноречивые данные об отношении учащихся к отметке. Дети не всегда понимают объективное значение отметки и часто хотят получать разнообразные отметки. Маленькие школьники не соотносят качество отметки с качеством результатов своей учебы. Смысл отметки дети видят не в том, как они выполнили задание, а в том, как они старались его выполнить. Это создает достаточно высокий уровень мотивации учения первоклассника. Но следует отметить, что отметочная мотивация формируется достаточно быстро. В качестве оценки для детей выступает похвала учителя, а в качестве отметки – баллы, выраженные цифрами, а также символы (звездочки, квадратики, треугольники и т. д.).
Однако дети легко замещают символами знаний сами знания, они начинают заниматься накопительством символов – считать пятерки. Данная мотивация сильна, и ее нужно грамотно использовать. Ученые отмечают, что уже в середине и еще больше в конце I класса появляется отчетливое стремление получать хорошие, а не вообще отметки, т. е. учебная деятельность приобретает для ребенка более дифференцированный характер. [31, с. 124].
Таким образом, мотивационную сферу младших школьников можно рассматривать как многоуровневую систему. Мотивы различаются по разной степени действенности и осознанности. Реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами. По мнению М. В. Матюхиной, это мешает детям увидеть себя в учебном процессе, что создает противоречивость мотивационной сферы. Реально действующие мотивы подчас выступают как малоосознанные, и напротив, мотивы хорошо осознанные не выступают, а подчас и не могут в данном возрасте стать в полную меру реально действующими. Как говорит она же, смысл учения для ребенка в его будущем, но побуждают его мотивы более близкие и непосредственно связанные с повседневной жизнью и учебной работой. [4, с. 145].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что мотивация учения в младшем школьном возрасте следующая имеет ряд особенностей.
-
Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или среднем уровне.
6 стр., 2898 словПотребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности
... в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима. 1. Духовные потребности. Духовность 2. Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их ...
-
Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы: благополучия, престижа.
-
Первое место принадлежит отметочному мотиву. Если в классе не проводится работа по формированию самоконтроля и самооценки, то отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности.
-
Без специальной работы учителей познание сути явлений обычно не становится ведущим мотивом у большинства учащихся. Даже у третьеклассников в мотивации занимательность стоит на первом месте.
-
Существенных изменений в мотивации учения школьников от I к III классу не происходит. Но при этом обнаруживаются различия между параллельными классами, которые обусловлены различной организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса.
-
Мотивация определяется не только организацией учебной деятельности, но также социальными и психологическими контактами ребенка с окружающей действительностью.
Таким образом, на основе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что мотивационная сфера объединяет в себе такие понятия, как мотивация, интересы, потребности, цели. У каждого конкретного ученика мотивационная сфера учения постоянно изменяется и состоит из разных побуждений. Мотивационная сфера личности и ее основная часть – мотивация, формируется на определенном этапе жизни человека, в том числе и младшего школьника, в его учебной деятельности.
-
-
Характеристика квест- технологии по внеклассной работе
-
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной ориентации в информационных полях, формированию универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» — поиск).
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс: Г.Л. Шаматонова, М.Ю. Кадемия; Н.В. Кононец; А.В. Дубаков, С.В. Напалков, Д.В. Грабчак, А.В. Бадарацкий, И.В. Григорьева и другие.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ученикам начальных классов полностью погрузиться в происходящее. Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Достичь индивидуальных целей невозможно без общения с другими игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей, замков, музеев. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих. Применение квест-технологий позволяет уйти от традиционной классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению. [1, с. 23].
По управленческой деятельности «Технология управленческой деятельности ...
... стаж небольшой, но для себя уже определила свои технологии управленческой деятельности в работе руководителя. В моём понимании директор современной школы - стратег, менеджер, разработчик «Общих правил игры», ... понимаю, что управлять современной школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. А системный подход к управлению заключается ...
Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что перед учащимися ставится некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.
Участие в квесте требует от каждого игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, при этом важна активность каждого участника. В этой игре задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности и воображение. Необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность.
Квесты помогают учащимся отлично справляться с задачей образования команд, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, проявить взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов. [5, с. 36].
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может помочь сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга. Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт, возможность с пользой провести время, отдохнуть.
Различают два типа квестов:
— кратковременный, который используется для углубления знаний, их интеграции. Обычно он рассчитан на одно-три занятия.
— длительный, который используется для углубления и преобразования знаний учащихся. Этот тип квестов рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год.
В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников.
Диплом «Организации внеурочной деятельности современных ...
... организации различных форм деятельности согласно ФГОС НОО. Объект исследования: процесс внеурочной деятельности школьников. Предмет исследования: содержание, формы и методы организации внеклассной деятельности школьников по технологии. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание и образование школьников во внеурочное ...
Существует и другая классификация квест-технологии.
— по уровню применения: предметная;
— по научной концепции усвоения опыта: развивающая;
— по отношению к ребёнку: личностно-ориентированная;
— по ориентации на личностные структуры в зависимости от типа, целей и задач квеста: информационная, операционная, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная, технология саморазвития, эвристическая, прикладная;
— по типу организации и управления познавательной деятельностью: игровая технология. [9, с. 27].
При проектировании квеста следует учесть, что в зависимости от сюжета, квесты могут быть:
— линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
— штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. [9, с. 47].
Преимуществом квест-занятий в начальной школе является использование активных методов обучения. Квест-занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы. Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Участвуя в квесте, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
В процессе выполнения заданий ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-занятия способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.
Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом.
«Технологии социокультурного
... и написания данной работы. Объект исследования Деятельность зоопарка. Предмет исследования Технологии социокультурного проектирования. Цель исследования Исследование технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка. Задачи исследования: 1. рассмотреть деятельность зоопарка как социокультурного учреждения; ...
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблемам применения квест-технологий позволил нам определить следующие их основные характеристики:
— ориентир на достижение высоких образовательных результатов, развитие критического мышления;
— переход от репродуктивного характера к проблемности обучения и организации активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт;
— интегрированный характер;
— учёт в реализации квест-технологий всех видов знаний, и их структурных компонентов;
— учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся, уровня их развития и здоровья;
— создание комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся;
— содействие созданию ситуации успеха, как субъективного проживания человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития;
— интерактивность и диалогичность, мотивация к сотрудничеству, совместная деятельность всех субъектов обучения;
— создание образовательных продуктов как результатов деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемому предмету или образовательной области. [20, с. 120].
Отличие квест-технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера. Это ещё раз подчеркивает, что обновление образовательных технологий детерминировано социокультурными особенностями современного общества.
Итак, проведя анализ литературы по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что применение квест-технологий способствует:
— организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС на основе сочетания идей проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде;
— планированию педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которое способствует формированию у школьников познавательной мотивации и универсальных учебных действий;
— четкому структурированию занятия с учетом элементов квеста и их содержательного наполнения;
— оптимизации работы педагога по подготовке к занятию, как по времени, так и по усилиям.
-
-
Методика использования квест-технологии по внеклассной работе для развития мотивационной сферы младшего школьника
-
Проектирование квеста по внеклассной работе предполагает при определении его цели и задач, содержательного и инструментального наполнения ориентацию на результаты образования и воспитания как системообразующий компонент Стандарта. То есть квест-технологии могут быть предметные, метапредметные и личностные. С другой стороны при проектировании квест-занятия необходимо опираться на дидактические принципы : деятельности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества.
Ученик, придавая своей деятельности смысл, подразумевает цель – предвосхищаемый результат своей деятельности. Вот почему важно, чтобы деятельность была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика. Поэтому при разработке и проведении квестов необходимо осуществлять творческий поиск совместно с обучающимися как проектировщиками для своих сверстников. [5, с. 145]
При поиске идей сюжета актуально использовать сюжеты художественных книг и фильмов, компьютерных игр, а также варианты основного задания квеста как каждое самостоятельно, так и возможно их объединение в одном квесте. От педагога, разрабатывающего образовательный квест, требуется проявление креативности в создании легенды и распределении ролей, разработке навигаторов, подсказок и антуража (дизайна окружающей обстановки).
При разработке сюжета квеста и заданий для продвижения по сюжету, актуальным является проектирование содержания заданий с учетом возрастных особенностей обучающихся и имеющихся у них знаний.
Квест технология как любая педагогическая технология имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению, отраженными в технологической карте. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т.д. с учетом педагогического мастерства, специфики обучающихся и возможностей образовательной организации [5, с. 94].
Таким образом, в квест-технологии как современной образовательной технологии должны быть учтены все виды знаний и их структурные компоненты, что обеспечит успешность реализацию образовательных Стандартов и достижения обучающимися результатов, заданных в них.
При подготовке квеста по внеклассной работе должен происходить двусторонний процесс: деятельность учителя (обучение) и деятельность учеников (учение).
Учитель, приступая к созданию квест-занятия:
— готовит интересное вступление;
— формулирует интересное задание;
— составляет план работы;
— составляет список информационных ресурсов.
Ученик:
— выбирает роль;
— составляет план поиска ресурсов;
— исследует информационные ресурсы;
— готовит отчет.
Можно выделить следующие этапы квеста как технологии обучения.
— начальный этап.
На этом этапе педагог определяет цели и задачи квеста, целевую аудиторию, количество участников, сюжет и форму квеста, пишет сценарий, определяет необходимое пространство и ресурсы, количество помощников, организаторов, назначает дату и интригует участников. Учащиеся при этом знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-5 человек на 1 роль.
— ролевой этап
На этом этапе педагог помогает в осуществлении выбора учащимися ролей, способов решения задач, координирует деятельность учащихся при решении поставленной проблемы; оказывает методическое сопровождение при работе над квестом. Идет индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
— заключительный этап
В заключении педагог напоминает сообщенные в начале занятия критерии и параметры оценки квеста, Совместно с учащимися педагог заслушивает отчеты групп о проделанной работе и оценивает работу детей. Подводятся итоги квест-занятия. Команды обсуждают результаты своей работы. Каждый ребенок участвует в оценивании работы по заранее определенным учителем критериям. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. В процессе этого этапа оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения или голосования. [9, с.134].
Таким образом, можно сделать вывод, что квест-технология по внеклассной работе имеет огромный методический потенциал. Участие в квесте предполагает развитие читательских компетенций, тренировку и развитие навыков информационной деятельности. Кроме того, квест является одним из способов формирования мотивации. У учащихся наблюдается развитие творческого потенциала, коммуникативных умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение выделенных учебных задач при использовании тематических квест-технологий по внеклассной работе в начальной школе, способствует обобщению и систематизации учебного материала темы, позволяет охватить все компоненты содержания темы: информационный, методологический, смысловой и ценностный. Поэтому квест-занятия способствуют правильному формированию у учащихся представлений о предмете, по которому они проводятся а также развитию познавательной самостоятельности школьников.
В процессе поисково-познавательной деятельности учащиеся могут найти много дополнительного материала, что будет обеспечивать развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых.
Целью нашей работы было изучение теоретических основых исследования проблемы использования квест-технологий во внеклассной работе как средства развития мотивационной сферы младшего школьника.
Изучив литературные источники по теме работы, можно сделать вывод, что вопросы применения квест-технологий во внеклассной работе с учащимися начальной школы как средства развития мотивационной сферы младших школьников пока еще недостаточно изучены в психолого-педагогической и методологической практике.
При изучении особенностей развития мотивационной сферы младшего школьника мы пришли к выводу, что она имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, познавательный интерес младшего школьника находится на низком или среднем уровне. Во-вторых, большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы благополучия, престижа. Первое место принадлежит отметочному мотиву. Мотивация определяется не только организацией учебной деятельности, но также социальными и психологическими контактами ребенка с окружающей действительностью.
Изучив характеристику квест-технологий по внеклассной работе, можно заключить, что квесты, применяемые в начальной школе имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников. Мы также выяснили, что квест-технологии способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной ориентации в информационных полях, формированию умения разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Изучив методику использования квест-технологий во внеклассной работе с учащимися начальной школы, можно заключить, что при подготовке квест-занятий происходит тесное взаимодействие между учителем и учениками. Использования квест-технологий сводится к трем этапам:подготовительному, ролевому и заключительному.
Сегодня в образовательной сфере имеются реальные предпосылки социально- личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного использования квестов по внеклассной работе с целью развития познавательной самостоятельности школьников, их мотивационной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotka-kvesta-turistskoy-napravlennosti-2/
-
Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева. -М. 2004. – 34 с.
-
Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М. 1976. – 256 с.
-
Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М. 1972. – 348 с.
-
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. 2013. – 368 с.
-
Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» / Я.С. Быховский.– М. : Наука. 2014. – 145 с.
-
Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ М. В. Матюхина. – М. 1984 – 256 с.
-
Гомезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гомезо. – М. 1998. – 256 с.
-
Григорян, С. Т. Формирование мотивации учения школьников. Методич. Рекомендации /С.Т. Григорян. – М. 1982. – 89 с.
-
Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А. Игумнова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – 78 с.
-
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагтна. – М. 2001. — 324 с.
-
Кулагина, И. Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии / И.Ю. Кулагина. – М. 1979. — 256 с.
-
Леонтьев, А . Н . Потребности , мотивы и эмоции / Леонтьев А.Н. — М. : МГУ, 1971. — 40 с.
-
Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. -М. 1975. -198 с.
-
Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск. 1992. – 261 с.
-
Леонтьев, В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвузовский сб. научных трудов / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск. 1985 – 357 с.
-
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова. – М. 1990. – 253 с.
-
Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Учебное пособие / М.В. Матюхина. – Волгоград. 1983. – 226 с.
-
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М. 1984. – 243 с.
-
Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. 1999 – 324 с.
-
Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. / Р.С. немов.– М. 1998. – 267 с.
-
Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Н.В. Ниоклаева. – М.: Наука. 2009. – 234 с.
-
Петровский, А.В. Общая психология: Учебник / А. В. Петровский. – М. 1986. – 278 с.
-
Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. – Минск. 1998. – 984 с.
-
Соколова, Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии / Е.Т. Соколова. – М. 1976. – 345 с.
-
Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М. 1966. – 364 с.
-
Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М. 1998 – 432 с.
-
Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. – М. 2002. – 285 с.
-
Цукерман , Г.А. Введение в школьную жизнь : Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман. — М. : Московский центр качества образования, 2010. – 120 с.
-
Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г.И. Щукина. – М. 1962. – 455 с.
-
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. 1989. — 467 с.
-
Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. –М. 1969. – 423 с.