Разработка программы туристского путешествия в Дагестан

Курсовая работа

Данная работа посвящена разработке программы туристического путешествия по территории Республики Дагестан. Актуальность темы следует из необходимости организации въездного туризма в республике.

В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего туризма, въездного и социального туризма провозглашенный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г, в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это означает, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны. Организация обслуживания туристов — задача деятельности крупных туроператорских фирм и целой сети турагенств, расположенных почти во всех городах мира.Комплексный подход к разработке программ обслуживания на примере как внутренних, так и зарубежных туристов — задача туроперейтинга. Исследования показывают, что на тех российских предприятиях, где частично внедряются комплексные меры туроперейтинга, наблюдаются постоянная продажа и полная загрузка маршрутов и мест в течение всего года, а в сезоны наивысшего спроса практикуется заблаговременное бронирование. В нашей стране имеется достаточно большой спрос на продукцию туроперейтинга, а следовательно, и на подготовку кадров.Таким образом, необходимость внедрения туроперейтинга в сферу туристского предпринимательства и подготовки квалифицированных кадров по данной специальности с целью повышения конкурентоспособности в обслуживании внутренних и зарубежных туристов.

Названный комплексный подход выступает полезным и при разработке программы туристского путешествия.

Целью данной работы является анализ содержания процесса разработки программы туристского путешествия.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

установить общий алгоритм разработки программы туристского путешествия

дать классификацию туристских маршрутов по различным направлениям и оценку в этом отношении возможностей Республики Дагестан.

12 стр., 5951 слов

Международный туризм и международный туристский обмен в Южно-Африканской ...

... октября по апрель. Несмотря на региональные различия, климат в ЮАР остается в основном ровным и мягким в течение всего года. В целом ЮАР - страна с сухим климатом и низким средним ... Африкаанс, Форт-Хейр, Уэстерн Кейп, Стелленбошский, университет Претории. Существует программа сочетания высшего образования с научно-исследовательской деятельностью. В стране - 724 госпиталя и больницы и около 43 ...

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются общие вопросы разработки программы туристского путешествия (в том числе классификационные и организационные).

В работе используется подход «регион-направление-маршрут», т.е. организация разработки туристского путешествия должна вестись по названным единицам: общая характеристика региона, формирование баз данных по направлениям, разработка конкретных маршрутов.

Вторая глава иллюстрирует этапы разработки программы туристского путешествия по одному из маршрутов выбранного направления («направление «Горный Дагестан», маршрут «Цудахар — Кумух»).

Общая характеристика туризма как отрасли экономики дана по источникам: «Стратегический менеджмент в туризме» (автор В.А. Квартальнов) и «Экономика туризма» (автор И.Т. Балабанов).

Сведения по Республике Дагестан приводятся по путеводителю, составленному Д. М. Атаевым и К. К. Гаджиевым.

Глава I. Основы разработки программы туристских путешествий

1.1 Общая характеристика процедуры разработки туристских маршрутов

Разработка маршрутов — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.

При разработке представленных в работе маршрутов можно выделить серию следующих этапов:

1. Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

2. Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

3. Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

4. Определение типа маршрута.

5. Построение эскизной модели маршрута.

6. Построение трассы маршрута.

7. Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

8. Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

9. Разработка схемы безопасности на маршруте.

10. Разработка паспорта маршрута.

11. Согласование паспорта с соответствующими службами.

12. Пробный поход по маршруту.

13. Внесение изменений в схему маршрута.

14. Рассмотрение и утверждение маршрута Менеджмент туризма: Экономика туризма /под ред. Р. А. Фахрутдинова М.: Финансы и статистика, 2001.- С.75.

Кроме того при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1.Выбор маршрута — один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом:

  • посещение исторического или природного памятника;
  • отдых на природе;
  • физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами.

На практике они, естественно, могут сочетаться.

18 стр., 8867 слов

Историко-культурный туризм в Перми: разработка новых маршрутов

... повышенной физической активностью. Наибольшую популярность на территории Прикамья получили водные маршруты на гребных и надувных судах — «сплавы». Немногочисленные экспертные оценки туристских потоков по рекам Прикамья позволяют ... и их историко-культурный потенциал. Цель данной работы — разработка новых проектов в области культурно-познавательного туризма. Исходя из данной цели, можно выделить ряд ...

2. Определение сложности маршрута. Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала — вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико. Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие — длительные привалы, ночлег. Также необходимо соблюдать следующие правила:

  • по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;
  • для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме, организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;
  • места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;
  • при планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При разработке маршрута может быть использован самый разнообразный материал:

справочники, путеводители и другая краеведческая литература,

картографический материал.

Обзорные схемы путеводителей, как правило, используются для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки ранее пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.

Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы /под ред. Р. А. Фахрутдинова . М.: Финансы и статистика, 2001.- С.110.

Туристский поход — это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения. Поход или туристская поездка — туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

6 стр., 2523 слов

Организация и режим питания на маршруте похода

... на специфике рациона питания в различных туристских походах по способу передвижения, сложности, сезону проведения и климатогеографическим условиям района похода. Кроме того, мы уделим внимание организации питания туристов непосредственно на маршруте похода, ... похода (возможно с некоторым дефицитом восполняемых энергетических затрат) и гарантировать их качественное, сбалансированное питание. ...

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности. Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является завлекательной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный — это тропа пешеходная в санаториях, домах отдых, предназначенная для совершения легких прогулок с контролируемой протяженностью, физическими нагрузками. Обычно тропы прокладывают в виде односторонней петли, начинающейся и заканчивающейся в одном и том же месте. Такие тропы являются обычно самопутеводными. На них устанавливаются указатели и информационные плакаты. Особую категорию составляют заповедные тропы, предназначенные для самостоятельных походов посетителей и туристов по принципу «увидеть и открыть». Подготовленные тропы либо снабжаются информационными средствами, указателями, плакатами, либо специальными брошюрами с подробным описанием. Имеется специальная методология подготовки туристских троп с учетом безопасности, целевого назначения, устройства смотровых площадок.

Есть тропы, прохождение которых туристскими группами требует сопровождения проводника, знающего маршрут, а прохождение туристами- одиночками не рекомендуется или воспрещается. Особо сложные маршруты оснащаются приютами и домиками для отдыха туристов, часто снабжаются провизией на непредвиденные случаи.

Другой вариант туристской тропы — апробированный маршрут, с одной стороны проходящий через (или в доступной близости для посещения или обзора) наиболее интересные объекты туристского интереса, с другой стороны, отличающийся оптимальными нагрузками и трудностью его преодоления. Многие тропы проложены в незапамятные времена охотниками, первопроходцами, местными жителями. Затем они были освоены вездесущими туристами, которые сразу же устроили места для бивуаков в самых красивых и доступных местах.

Понятие «туристская тропа» исходит также к проблемам устройства национальных и иных природных парков. Для туристов прокладываются тропы, с одной стороны, безопасные и наиболее привлекательные, с другой стороны, эти тропы учитывают требования экологии и сохранения природы, по мере возможности нанесения наименьшего ущерба растительному и животному миру.

1.2 Классификация туристских маршрутов

Согласно «Правилам проведения туристских спортивных походов…» спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности:

1. Пешеходный Некатегорийные маршруты (н/к)

2. Лыжный 1 категория сложности (к.с.) самая простая

3. Горный 2 к.с.

4. Водный 3 к.с.

5. Велосипедный 4 к.с.

6. Автомобильный и мотоциклетный 5 к.с.

7. Спелеологический 6 к.с. — самая сложная

Подробнее остановимся на следующих маршрутах.

Горный туризм — поход в горной местности с преодолением препятствий. В пешеходном походе это переправы, болота, растительность, движение без троп и т.п. В горном походе главное препятствие — перевал. Перевал это самая низшая точка горного хребта, разделяющего две речные долины. Выделяют виды спорта: горный туризм, альпинизмом и скалолазание. Горный туризм — это путешествие из пункта А в пункт Б через перевалы и через горные вершины. Альпинизм — это восхождение налегке на вершину, спуск в лагерь, отдых и на следующую вершину. Между выходами — альплагерь или гостиница с горячей баней (душем), нормальным питанием в столовой, телевизором и т.п. Козырев В.М.Туристская рента М.: Финансы и статистика, 2001 .- С.59

10 стр., 4975 слов

Основные положения международных и российских стандартов качества ...

... что и российские туристы становятся все более требовательными к качеству обслуживания в фирме и качеству предоставляемых туристских услуг в стране пребывания. Международным критерием качества является: Ø Европейский гостиничный стандарт (EUHS) Ø Европейский стандарт кафе ...

Скалолазание — это лазанье по стене. Горный туризм находится на стыке разных спортивных дисциплин. Причем альпинизм и скалолазание «туризмом» не являются. На территории бывшего СССР горными районами являются только лишь Кавказ, Памиро-Алтай, Памир, Тянь-Шань, Джунгария и Алтай. По статистике, больше всего туристы ходят в горные и водные походы.

Водный туризм. Это вид туризма сразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип — байдарка. Одноместная байдарка называется каяк. Второй тип — надувные суда. К надувным судам относятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип — парусные суда. Организация водного туризма в Дагестане возможна на море.

Спелео-туризм. Это походы по пещерам. Пещеры бывают горизонтальные, вертикальные, основные препятствия которых колодцы, и комбинированные. В последних встречаются горизонтальные препятствия вместе с колодцами. Самое интересное, что альпинизм и скалолазание «туризмом» не считаются, а спелеопоход — является. Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

Походы разделяются по сложности прохождения маршрута.

В спортивном туризме различают 6 категорий сложности — от первой (самой простой) до шестой (самой трудной).

Поход 1 к.с. (обозначается именно так) должен иметь продолжительность не менее 6 дней, 2 к.с. — не менее 8 дней и т.д. Есть требования и по протяженности. Так пешеходный и лыжный маршруты 1 к.с. должны иметь протяженность не меньше 130 км, 2 к.с — не меньше 160 км. Для горного маршрута цифры такие: 1 к.с. — не меньше 100 км, 2 к.с. — не меньше 120 км…

Помимо продолжительности и протяженности есть еще и требования

к препятствиям, встречаемым на маршруте. Самые сложные препятствия встречаются в шестерках, а простые — в единичках. Все что ниже 1 к.с. относится к разряду некатегорийных походов.

В поход определенной сложности можно идти, если есть опыт предыдущей категории сложности данного вида туризма. Так в горную четверку можно идти, если есть опыт горной тройки. Руководить же можно, если уже есть опыт участия в походах этой же категории сложности и руководства походами предыдущей категории сложности данного вида туризма. В пешеходные походы 1 к.с. допускаются люди не моложе 13 лет, в остальные — не моложе 14 лет, во 2 к.с. — не моложе 15 лет. К руководству допускаются лица старше: 1 к.с. — 18, 2 к.с. — 19 лет и т.д.

Организация походов и путешествий в рамках самодеятельного туризма проводится специально подготовленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными специалистами, к числу которых относятся: туристский организатор; руководитель туристского похода; инструктор по туризму; судьи по туризму; методисты, работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Организация и проведение туристских походов регламентированы «Правилами проведения туристских спортивных походов», «Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций», «разрядными требованиями по спортивному туризму» и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

15 стр., 7021 слов

Особенности организации и проведения активных туристских путешествий ...

... видов туризма. Во второй главе выполнен анализ работы турфирм, организующих активные виды туризма, так же была рассмотрена классификация активных туристских путешествий, ... Дипломная работа изложена на 88 страницах печатного текста и содержит 9 рисунков. ГЛАВА 1 Теоретические аспекты активных видов туризма 1.1 Географические предпосылки развития активных видов туризма ... /1/. Особенности рельефа Рельеф ...

В соответствии с данными требованиями численность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности.

Оптимальной считается группа в количестве 10-12 человек. Участник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно подготовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

  • изучение трассы маршрута и ее особенностей;
  • определение цели, вида и категории (степени) сложности;
  • определение суммы расходов затрат;
  • расчет продолжительности похода в днях;
  • разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;
  • комплектация и испытание необходимого снаряжения;
  • заготовка продуктов питания;
  • разработка плана графика по срокам и мероприятиям;
  • подбор состава участников и распределение обязанностей;
  • оформление туристской документации;
  • медицинской освидетельствование участников;
  • практическая и теоретическая подготовка участников к походу;
  • упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др.

Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Питер, 2004 — С.44

В общем виде схема разработки туристских путешествий должна предусматривать следующее:

1.Формирование базы данных туристских путешествий на территории Республики Дагестан

Историко-географическое описание региона

Туристское путешествие, обусловленное целью поездки

Туристское путешествие, обусловленное потребительскими возможностями туристов

Туристское путешествие, обусловленное транспортной доступностью региона

Активные и пассивные развлечения в регионе

2.Анализ рынка туристских путешествий в республике:

Обзор туристских фирм региона

Характеристика туристских путешествий, предлагаемых туристскими фирмами региона

3.Программа нового туристского путешествия в Республике Дагестан

Выбор и обоснование нового туристского путешествия

Маршрут нового туристского путешествия и планирование программы путешествия (этап №1)

Договорной план с поставщиком услуг

Программа тура (этап 1)

Технологическая документация тура

4.Кадровое обеспечение и калькуляция тура

Кадровое обеспечение тура

Расчет стоимости тура для потребителя

1.3 Создание туроперейтинговой среды

В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стали предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его и специализироваться туристским фирмам на определенном виде программ, что способствовало повышению уровня обслуживания.

3 стр., 1424 слов

Бронирование услуг для индивидуального тура в Таиланд посредством интернет

... организации, где мы заказываем услугу. Таким образом, данные о забронированных услугах через Интернет отображаются на рабочем месте администратора. Бронирование услуг для индивидуального тура в Таиланд 2.1 Общая информация о стране Таиланд - государство в ... работы является бронирование услуг для индивидуального тура в Таиланд с помощью интернета. Главная задача заключается в ... 14 дней. Главная ...

Программный туризм—это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их интересы в соответствии с целью путешествия, возрастом туристов, составом группы, социальной принадлежностью и др. Он диктуется необходимостью сегодняшнего туристского рынка, вытекающей из жесткой (не только предпринимательской, но и региональной) конкуренции за своего клиента. Чтобы привлечь туристов в Россию, необходимо подготовить программы и условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее, чем международные образцы. Для этого нужно, во-первых знать, как это уже делается, какие существуют традиции, нормы и туристские пристрастия в этой сфере; во-вторых, уметь применять эти знания для разработки собственных программ обслуживания, собственного комплекса рецептивного туроперейтинга. Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика 2000.- С.114

Для создания туроперейтинговой среды знать правила ее функционирования, опираться на правила программного туризма, соответствующую материальную базу, инфраструктуру, информационные сети и потоки.

В туроперейтинге существуют также свои традиции. Создание привлекательного туристского продукта (тура), насыщенного разнообразными услугами, является основной задачей туроператора. И при его создании необходимо ясно представлять, что будет покупать турист, он оплачивает уют, внимание, располагающую обстановку, хорошую кухню; не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и реализации. Проектируя туристский продукт, туроператор исходит из собственных местных возможностей (ресурсов).

Но сегодняшний международный туризм уже давно пошел дальше, создавая дополнительные атрактивные ресурсы и мероприятия (тематические парки, сафари и рафтинги, шоу и фестивали. Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той или иной местности.

Основной обслуживания туристов служит туристская программа, которая формируется из комплекса таких услуг, как проживание, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, досуго-развлекательные, спортивные, курортные, бытовые услуги и др.

Базисной основой для разработки туристских программ являются:

  • живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;
  • хорошие погодно-климатические условия;
  • хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность;
  • комфортность и уютные гостиницы;
  • здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;
  • максимальная изолированность от шума;
  • наличие естественных водоемов.

Туристские программы всегда обладают тематической направленностью. В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, который зависит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основных услуг, соответствующих цели путешествия, плюс дополняющие и сопутствующие услуги. Только целостный, на основе мирового опыта и маркетинговых исследований подход к программированию туристского отдыха и поездок приводит к положительному результату в обслуживании туристов.

10 стр., 4699 слов

Правовое регулирование оказания услуг по организации перевозок ...

... судоходства, является международная морская организация IMO (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. Она разрабатывает международные акты в области морских перевозок, в том числе, связанные с ... понимается «деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других ...

Подход к туристскому программированию можно условно разделить на три составляющие: качество, оптимальность и психологическая подготовка к восприятию программ.

Качество. Программа обслуживания должна быть качественной и привлекательной для туриста. Понятие качества программы обслуживания—комплексное понятие, которое включает следующие составляющие:

  • потребительское качество каждой отдельной услуги;
  • соответствие услуг их функциональному назначению (отдых, спорт, познание и др.)

общее тематическое соответствие программы путешествия категории потребителей;

  • гарантии предоставления соответствующих услуг;
  • технологически грамотный порядок предоставления услуг.

Оптимальность. Программа обслуживания должна быть оптимальной, т.е. такой ,которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. Например, программа горнолыжного тура считается оптимальной, несмотря на то, что в ее составе нет ни одной экскурсии, но зато организована возможность пользоваться трассами, подъемниками и бугелями, а вот познавательные программы не будут считаться таковыми без включения в них обязательных, тематически соответствующих путешествию экскурсий и культурных мероприятий.

Оптимальность обслуживания подразумевает:

  • соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;
  • соответствие всех услуг тематике тура;
  • адресную направленность тура на определенную, целевую группу потребителей;
  • заблаговременное согласование программ обслуживания;
  • гибкость программ, возможность замены тех или иных услуг;

рациональное содержание обслуживания (мало услуг—скучно, много—утомительно для туристов)

отсутствие тенденциозности в обслуживании, ненавязчивость в предоставлении услуг.

Психологическая подготовка к восприятию программ. Необходимо готовить такие программы обслуживания, которые наиболее полно удовлетворяют потребности современного человека.

С самого начала необходимо понять принципы современного программного обслуживания, которые укладываются в понятия «гость-хозяин», из чего вытекают смысл гостеприимства в туризме и соответствующий подход к программированию и организации обслуживания.

1.Оптимальное обслуживание. Клиент должен почувствовать соответствие всех услуг одному уровню, без «выпадения» в высшую или низшую категорию.

2.Активность. Инициатива при обслуживании, в какой-то степени предупредительность, а также способность сделать для клиента то, что он не ожидает (приветственный коктейль или сувенир за счет гостиницы, обеспечение билетами в театр и.т.п.)

3.Уважение к клиенту. Уважительное отношение к его желаниям, склонностям, увлечениям.

4.Индивидуальный подход. Подход к обслуживанию клиентов, который не предусматривает обязательный набор услуг, а строится с учетом вкусов и потребностей клиента.

5.Свобода от тенденций. Клиент должен чувствовать, что обслуживание—не цель, а желание удовлетворить его потребности.

3 стр., 1310 слов

Методическое обслуживания процесса организации услуг в сфере культуры

... культура муниципальный конкурс клубных учреждений Подводя итоги, хочется подчеркнуть значение методических служб в повышении качественного уровня деятельности клубных учреждений: определении приоритетов клубной работы, ее содержания, форм, ... обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание ... в сфере традиционной народной культуры, ...

6.Наглядность объема обслуживания. Клиент должен заранее знать перечень услуг, подобранных для него.

7.Корректность обслуживания и продажи. Клиент должен быть уверен, что, купив тур, он сделал правильный выбор

8.Наличие бесплатной информации (консультаций, буклетов, и пр.) об имеющихся туров и услугах. Это очень привлекательно

для клиентов.

Все эти принципы построены с учетом психологии современного человека. Хорошее обслуживание признано удовлетворять его потребности.

Основой туристской программы является цель путешествие. Турист не считает программу и обслуживание качественными, если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура на престижный курорт клиент предполагал, что будет много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на этом курорте все экскурсии предоставляются за дополнительную плату и при условии набора в экскурсионную группу необходимого количества человек. В результате турист не удовлетворен программой обслуживания. Положительная реакция потребителя на обслуживание способствует восстановлению его здоровья. Таким образом, основой программирования туристского обслуживания являются вкусы, привычки и желания клиентов Сенин В. С. Международный туризм М.: Финансы и статистика, 2003 — С.98.

Наряду с вышеуказанными факторами специалистами признано важность такого свойства туристского продукта, как гостеприимство. Без него самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности своей потребности.

Гостеприимство в сфере туристской индустрии -это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Но само гостеприимство многогранно и складывается из таких составляющих факторов, как:

  • качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;
  • наличие благоприятной туристской местности, мероприятий, обслуживания потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.);
  • благожелательное отношение к туристам и стремление обслуживающего персонала оказывать туристам знаки внимания, т.е. политика обслуживания «всё для клиента»;
  • внимательное отношение всех сотрудников туристского продукта к просьбам и пожеланиям клиента;

— забота об облегчении об ориентации туристов в получении услуг (информация в нутрии фирмы, сведения в путеводителях и буклетах, а также стендовое информирование на понятном туристу языке) Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма М.: Финансы и статистика, 2003 — С.53.

Все эти факторы должны органично войти в технологию обслуживания. При организации тура важно учитывать не только климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, но и психологические аспекты восприятия туристом услуг и технологий их предоставления. Это значит, что на первый план ставятся личность туриста, его интересы и душевные к нему отношения. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, — это немаловажный фактор.

Глава II. Программы туристских путешествий в Республике Дагестан

2.1 Группировка туристских маршрутов по территории Дагестана

Туристские путешествия по территории Дагестана можно сгруппировать по направлениям.

Наиболее значительным выступает направление «Южный Дагестан», при этом маршруты в нём можно выделить следующие: Сергокала — Леваши, Махачкала — Дербент, дельта Самура, Табасаран, Касумкент — Тпиг, Магарамкент — Старый Куруш, Ахты и район, Дербент — Кубачи.

Направление «Горный Дагестан» объединяет маршруты: Гуниб, Гергебиль, Цудахар — Кумух, Хунзах, Сулакский каньон.

Наконец, направление «Северный Дагестан»: Хасавюрт — озеро Казенойам, Кизляр — низовья Терека — остров Чечень.

Это общие направления. Далее следует формирование базы данных по ним. Атаев Д. М., Гаджиев К. К. Путеводитель по Дагестану, Махачкала, 1999 — С.33. Вот пример сведений из базы данных по направлению «Горный Дагестан»:

Горная часть Дагестана издавна посещалась многочисленными экспедициями и отдельными путешественниками. В XIX веке ботаник Г. И. Радде совершил переход по маршруту Куруш — Ахты — Гуниб — Хунзах — Тлярата — Бежта. Известно путешествие по Богосскому хребту знаменитого немецкого натуралиста, исследователя и альпиниста Г. Мерцбахера. Еще одну страницу походов прошлого века открыл путешественник К. Ф. Ган летом 1898 г. Он со своими спутниками, выйдя из азербайджанского селения Сарыбаш, перешел Атбулакский перевал на Главном хребте, преодолел перевал Чульты, перешел из долины Казикумухского Койсу в долину Каракойсу к Гунибу, затем по Аварскому Койсу достиг Вантлиашетского перевала и спустился в Грузию. Три года спустя (в 1901 г.) К. Ган снова посетил Дагестан. Его путь прошел вблизи озера Казенойам, через Ботлих, по ущельям Андийского Койсу, Метлюты и через Кодорский перевал.

Увлекательно описал свои походы по Дагестану венгр Мор Дечи. В 1902 г. он поднимался на высшую точку Дагестана г. Базардюзю.

Созданное после революции Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) проявило большой интерес к Стране гор и организовало ряд походов по Дагестану.

В 1930 году по заданию ОПТЭ был подготовлен и выпущен первый путеводитель по Дагестану.

Летом 1938 г. один из старейших мастеров спорта по туризму А. А. Власов применил необычный для гор способ путешествия — на велосипеде. Группа Власова проехала по долине Самура от устья до сел. Гельмец. Далее она поднялась по тропам к Атбулакскому перевалу (2822 м) и спустилась в Азербайджан, в сел. Сарыбаш. Другие его маршруты прошли с севера через ущелья Аварского и Андийского Койсу в Грузию.

В предвоенные годы путешествие краеведческого характера совершила группа мастера спорта СССР Ю. Промптова. Туристы посетили селения Кубачи, Цовкра, Кумух, Гуниб, прошли Андийское Койсу, Дидойскую; котловину и через пер. Кодорский вышли в Грузию. Peзультатом похода явилась хорошая, ставшая бнблиографической редкостью книга “По горам и аулам Дагестана” (1941 г.).

В 1952 г. в ущелье Усухчая вблизи сел. Текипиркент работал дагестанский альпинистско-горнотуристский лагерь “Базардюзю”. Его участники совершили три похода первой категории сложности через перевалы Гиль, Курушский и Ихирский, а также очень сложный поход с первопрохождением перевалов Вахчаг, Несен и Цал. По окончании работы лагеря его инструкторы-днепропетровцы под руководством мастера спорта СССР Г. Анохина проделали 25-дневный поход. Стартовав в сел. Текипиркент, они прошли по долине Самура до пер. Халахуркац, спустились в верховья р. Ойсор и безымянным перевалом перешли Нукатльский хребет (этот перевал назван перевалом Днепропетровцев).

По долине р. Джурмут группа спустилась в Тлярату, через низкий Кутлабский перевал прошла в сел. Тлядаль. Далее, преодолев Цунтинский перевал и хребет Мокок, группа через Хушетский перевал ушла в Грузию.

В 1953 году хороший маршрут разработали и прошли махачкалинские туристы под руководством И. Невского. Их путь лежал по южному Дагестану: сел. Касумкент — сел. Курах — пер. Свумхе — пер. Курбанхев — через Самурский хребет — сел. Ахты — пер. Тукуркиль — сел. Ахты — сёл. Магарамкент — дельта Самура. Этот маршрут по всем показателям соответствует III кат. сл. пешеходного вида туризма. Газета “Комсомолец Дагестана” в нескольких корреспонденциях подробно осветила этот поход.

В 1955 г. маршрут III кат. сл. прошла группа Московского авиационно-технического института. С трудом взяв категорийный перевал через Снеговой хребет, группа взошла на Богосский хребет и, страверсировав ряд вершин, спустилась в Грузию.

В 1967 г. группа Г. Анохина вторично посетила Дагестан. Повторяя прежний маршрут, она усложнила его рядом перевалов. Из долины Чехычая в ущелье Мазы туристы прошли Верхне-Ихирским перевалом, а в долину р. Фия — через перевал в хребте Малкамуд. По долинам Фии и Ахтычая группа в дождливую погоду преодолела сложный пер. Кябяк и по долине Самура вышла на пер. Халахуркац. Обнаружив близ перевала седловину, ведущую в канъоя р. Бедзеб (позднее пер. Бедзеб), туристы в сложных условиях спустились по р. Джурмут в сел. Тлярата. Отсюда часть группы вышла на пер. Мушак в Главном хребте и ушла в Грузию, а другая вдоль Аварского Койсу дошла до сел. Советское.

С 1968 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям. начал практиковать экспериментальные горнотуристские маршруты, проходящие по гребням хребтов.

С 1969 г. экспедиция ЦСТЭ под руководством Г. Анохина совершила траверс отрога ГКХ и его участка от г. Базардюзю до пер. Чарын. Затем из сел. Усухчай группа поднялась на Самурский хребет в районе г. Гестинкиль и совершила траверс хребта до пер. Кураб. Далее через селения Шиназ, Рутул и Ахты замкнула кольцо в Усухчае.

В 1970 г. в Дагестане начала работать школа инструкторов горного туризма. В мае этого же года группа инструкторов под руководством кандидата в мастера спорта К. Ахмедханова совершила горно-пешеходный поход I кат. ел. по маршруту Эрпели — Гуниб. Этим походом были начаты планомерные разработки маршрутов I и II кат. сл. в качестве эталонных для практических навыков выпускников этой школы.

В июле 1971 г. ЦСТЭ вновь направляет в западную часть Дагестана экспериментальную экспедицию. Руководили этим сложнейшим походом Г. Анохин и К. Ахмедханов. Группа совершила траверс Богосокого хребта от г. Мечикала (3116 м) до г. Балакури (3732 м), а затем, перейдя на Снеговой хребет, прошла по нему от г. Ягодак (3030 м) до пика Джапаридзе (4062 м).

Наиболее сложным участком было прохождение карнизов и скал многовершинного массива Диклосмта (4285 м).

Президиум ЦСТЭ своим специальным постановлением одобрил работу этой экспедиции. О походе сообщалось в местной и центральной печати.

В мае 1972 года школа инструкторов под руководством М. Газимагомедова прошла из Кумуха через перевалы Шалибский, Бишиней и Гуммакал в Тлярату. Этот маршрут соответствовал II кат. ел.

В июле этого же года новая экспедиция ЦСТЭ направил.ась. в бассейн Самура. Руководителями были вновь К. Ахмедханов и Г. Анохин. Группа Анохина совершила переход Усухчай — Самурский хребет — р. Карасамур — р. Самур — Главный Кавказский хребет — сел. Ахты. Группа К. Ахмедханова прошла траверсом Самурский хребет и через сея. Шиназ, Лучек, Кальял вышла на ГКХ. Траверс хребта от г. Хандаш до г. “3527”. проходил по границе ДАССР и Аз. ССР. Далее участники впервые совершили траверс хребта Кябяк и по Ахтычаю спустились в поселок геологов Кизилдере. Одновременно с экспедицией Г. Анохина и К. Ахмедханова по территории Дагестана прошла группа грузинских туристов из Тбилиси. Их маршрут, утвержденный как поход III кат. сл., коснулся в основном бассейна Андийского Койсу. Преодолев Кодорский перевал, группа прошла ущельями Метлюты и Андийского Койсу через Агвали, Ботлих, Тлох и закончила маршрут в сел. Аракани

В 1973 г. дагестанские туристы под руководством К. Ахмедханова разработали и прошли интересный маршрут по центральной части высокогорного Дагестана, получившему официальное название Кумух — Ириб. ЦМКК утвердила его как поход III кат. ел.

В 1974 г. в горах Дагестана побывали туристы двух групп. Первая под руководством К. Ахмедханова прошла маршрутом II кат. сл. по перевалам Богосского хребта. Этот поход был проделан в рамках школы инструкторов, о нем было доложено в Центральном лектории общества “Знание” в Москве. Вторая группа под руководством начальника К.СС М. Османова вновь посетила центральную часть высокогорья. Маршрут затронул интересные уголки Дагестана — хребты Бабаку, Чукулу, Шалиб, Бишиней, Таклик. Поход был утвержден как III кат. ел.

В августе 1975 г. горные туристы Махачкалы направились в район Богосского хребта для разведки и прохождений перевальных седловин высших категорий сложности. Конечная цель похода состояла в составлении каталога наиболее сложных перевалов Богоса, Када и Хемамеэра. К сожалению, из-за сильных гроз и снегопадов экспедиция сошла с маршрута.

В мае 1976 г. в высокогорье ушли две группы выпускников дагестанской школы инструкторов горного туризма. По маршруту I кат. сл. группу повел инструктор по туризму О. Сурхаев, в поход II кат. сл. в район хребте Бишиней ушла группа туристов Дагестанского государственного университета под руководством инструктора по туризму Е. Пашука.

В 1977 и 1978 годах большие группы студентов Дагестанского педагогического института прошли разными вариантами по маршруту Маджалис — Акуша.

Летом 1978 г. на хребтах Чародинского района работала экспедиция рижских туристов. Пройдя кольцевыми маршрутами через перевалы хребтов Шалиб, Таклик и Бишиней, рижане ушли в Грузию.

К сожалению, в настоящее время горный (да и вообще весь) туризм в Дагестане находится в стадии глубокой депрессии. Это вызвано рядом экономических, политических и социальных факторов. Экономический фактор выражается в том, что заработная плата, получаемая населением, очень низка и не позволит ее получателю полноценно отдохнуть. Не выделяются средства, через фонды социального страхования, для организации отдыха работающего населения. Политический фактор выражается в том, что на протяжении последних 10-15 лет ситуация в регионе не благоприятна для безопасности туристов. Это отпугивает потенциальных туристов от поездки в Дагестан на отдых. Дагестан, обладая колоссальным туристическим потенциалом, занимает весьма скромное место на российском рынке туристических услуг. Существующая материальная база туризма более чем на 80 % нуждается в капитальном ремонте и замене мягкого и твердого инвентаря. Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому сведения в базе данных за последние 10-15 лет представляются скудными и отрывочными.

Следующий этап — классификация туристических маршрутов. В отношении направления «Горный Дагестан» можно выделить следующие маршруты по видам туризма и категориям сложности:

I категория сложности:

По бассейнам Ойсора и Джурмута

Знакомство с Богосом

Из Лакии в Кайтаг

II категория сложности:

Дважды через Главный Кавказский Хребет

Богосское кольцо

По восточным отрогам Самурского хребта

III категория сложности

Через хребты Бишиней, Шалиб и Бабаку

Вокруг четырехтысячников Богосского хребта

По центру высокогорного Дагестана

От склонов Снегового хребта к ледникам Када

IV категория сложности

Среди ледников Богоса

Богосская «змейка»

В горном узле Балиала, Саладага и Гутона

Примером экстремального траверсного маршрута можно назвать траверс хребтов: Самурского, Главного Кавказского и Кябяктепе.

Основные водные маршруты:

На байдарках по Самуру (3-я категория сложности)

По Андийскому Койсу (5-я категория сложности)

На плотах по Аварскому Койсу (4-я категория сложности)

Наконец, назовём велосипедные маршруты:

От Каспия до Черного моря (5-я категория сложности)

По горам и равнинам Дагестана (5-я категория сложности)

2.2.Пример туристского маршрута по территории Горного Дагестана

В качестве примера выбран один из наиболее приемлемых маршрутов направления «Горный Дагестан» — «Цудахар — Кумух» и дадим краткое его описание с указанием географических, исторических и культурных сведений (эти описания также должны вноситься в базу данных).

Не более чем в 1,5 км от селения Хаджалмахи, у моста через Казикумухское Койсу, дорога уходит вверх по реке в сторону Цу-дахара, далее на юг в Лакский и Кулинский районы. Здесь, прямо у моста, начинается один из уникальных памятников природы Дагестана — Ташкапурская теснина. Расположена она в долине реки Казикумухское Койсу, которая от селения Цудахар до селения Хаджалмахи протекает по узкой каньонообразной долине глубиной в несколько сотен метров и шириной в 10—20 метров, а у аула Ташкапур переходит в узкую теснину.

Ташкапурская теснина образовалась в результате длительной размывающей деятельности реки. Общая длина узкой части теснины не более 200 метров. Ширина 1—2, высота 30—40 метров. Из-за рева реки здесь трудно расслышать голос собеседника. Скалы в этом месте сближаются так, что с одной на другую можно просто перешагнуть. Внизу, в расщелине мечется зажатая узкими крутыми склонами-бортами река. За мостом она вдруг исчезает и врезается в скалу, оставив лишь узкую щель, так что свободно можно стоять одновременно на обоих берегах Койсу. На оригинальность этого замечательного памятника природы Дагестана еще в 1837 году обратил внимание русский офицер Я. Костенецкий. Он оставил довольно обстоятельное описание Ташкапурской теснины: «Наконец я увидел одно из так называемых чудес природы — Хаджалмахинский водопад. Большая страшная река Койсу, как Терек и Дарьял, несется среди грозного ущелья, а на четверть версты падение ее делается таким крутым, что взбитые рекою волны не льются, а прыгают одна через другую, отделяясь от поверхности воды, и несутся в воздухе, как бы испуганное стадо баранов, стремглав бегущее с горы, и вдруг эти клубящиеся и яростные волны останавливаются, вздымаются, кружатся и несколькими потоками со всех сторон падают в каменный, сажени четыре в диаметре и глубокий бассейн, — и можете вообразить, что делает такая страшная сила в таком тесном пространстве. Вода кипит и клокочет, как в котле, крупные брызги лучами мечутся в разные стороны, разбиваются о нары, шум оглушает уши и скалы дрожат под ногами. Но вот вода вырывается из зтого минутного заключения; многими узкими водопадами низвергается еще сажень на четыре ниже и исчезает. Только слышны под ногами страшные вопли этого доселе необузданного исполина, встретившего теперь крепкую непреодолимую преграду своему бурному стремлению, да сквозь трещину не шире аршина можно видеть в глубине саженей на восемь его страшные усилия ворваться из этого непривычного плена. Таким образом, саженей на сорок вся река проходит глубоко под землею или скалою и потом опять вырывается на свободу и несется по ущелью».

Далее дорога приводит вас в селение Цудахар—старейший даргинский аул. Богата история аула. Существует много легенд, преданий о его происхождении. Название аула происходит из сочетаний «су» (ср. Койсу, Ямансу, Ярыксу) и «ахар», что в переводе значит «падающая вода», точнее, «у водопада». Он был полностью разрушен в 1877 году за участие аульчан в восстании против царского самодержавия, активные участники восстания сосланы в Тамбовскую губернию.

Цудахарцы активно боролись за установление Советской власти -в Дагестане. Многие из них награждены боевыми орденами. Особенно отличились в гражданской войне инженер Зуль-пукаров и прославленный командир цудахарского партизанского отряда Кара Караев. В годы Великой Отечественной войны он командовал Первым дагестанским добровольческим национальным кавалерийским эскадроном, прошедшим славный боевой путь от Кавказа до Берлина.

Сотни цудахарцев получили высшее и среднее образование. Среди ученых, вышедших из Цудахара, с гордостью называют имя члена-корреспондента АН СССР, председателя Дагестанского филиала АН СССР, доктора физико-математических наук, профессора X. И. Амирханова. Земляки гордятся и Героем Социалистического Труда Абдурахманом Газиевым.

Последний пункт этого маршрута — селение Кумух, расположенное на левом берегу Казикумухского Койсу. В ауле интересно посмотреть бывшую мечеть Конмизид, или джумамечеть, а также древнее кладбище. Сохранилось и шамхальское кладбище, где похоронены многие шамхалы Дагестана (до XVII века).

На горе Тур-чидаг сохранился надгробный памятник казикумухскому хану Мур-тузали, одному из организаторов разгрома полчищ Надир-шаха в 1742 году.

Над селением возвышается гора Бургайкам, на которой сохранились развалины старинной крепости — свидетельницы боев против Надир-шаха.

До Октябрьской революции Кумух был аулом ремесленников: лудильщиков, сапожников, ювелиров. Малоземелье и нищета гнали горцев в поисках заработков по всей России и за ее пределы. Ходили кумухцы из двора во двор, из города в город — паяли, лудили, слесарничали. Современный Кумух — культурное благоустроенное селение. Достаточно сказать, что здесь четыре библиотеки, два клуба, кинотеатр, ювелирная мастерская, мебельная и трикотажная фабрики.

В центре селения расположен пруд и небольшой парк, в котором установлены памятники Гаруну Саидову, одному из организаторов и руководителей борьбы за власть Советов в Дагестане, члену подпольного обкома РКП (б), зверски расстрелянного в 1919 году деникинцами, и Сайду Габиеву, одному из руководителей борьбы дагестанцев за Советскую власть. Сайд Габиев умер в 1963 году. Воздвигнут в Кумухе и памятник С. М. Кирову.

Более 70 кумухцев имеют ученую степень докторов и кандидатов наук. Среди них известный хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР, профессор М. Д. Кажлаев. его сын — народный артист СССР, композитор Мурад Кажлаев, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Азербайджана А. 3. Закуев; доктора филологических наук, профессора Г. Муркелинский, С. Хайдаков и ряд других ученых. Профессор Ахмед Закуев—автор более 70 научных работ, значение которых отмечают философы многих стран мира; первый лакский прозаик и первый дагестанский философ, лауреат Ленинской премии физик Амир Амаев, лауреат Государственной премии СССР Сайд Гусейнов, генералы Салих Халидов, Иса Пирмагомедов. Не случайно Кумух называется аулом ученых.

Кумух — родина Героя Советского Союза Якуба Сулейманова. Гордится аул и именем Наби Аминтаева, выдающегося парашютиста, исполнителя высотных затяжных прыжков. Он совершил 1614 экспериментальных прыжков с различной высоты. Кумух свято чтит память капитана Гасана Камалова, уроженца аула Читур Лакского района, совершившего героический подвиг в партизанском отряде «Тарзан» в Северной Италии. Капитан Гасан Камалоз погиб смертью храбрых во время миланского всенародного восстания в конце апреля 1945 года. Итальянское правительство посмертно наградило его Золотой медалью — самой высшей и самой почетной в Италии. Награжденному этой медалью солдату генерал должен первым отдать честь. Награда Камалова вместе с его одеждой хранится в историческом музее города Бергано на севере Италии.

В 19 км от Кумуха уже в пределах Кулинского района находится селение Цовкра — родина канатоходцев-пехлеван. Почти все цов-кринцы с раннего детства занимаются этим самобытным искусством. Группа прославленных на всю страну артистов-цовкринцев под руководством народных артистов ДАССР и РСФСР Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова долгие годы работала в Московском цирке. Их выступления пользовались большим успехом не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ныне прославленные артисты, как образно выразился Расул Гамзатов «прошедшие на канате всю нашу планету», находятся на заслуженном отдыхе, а их дети и внуки продолжают дело родителей. Цовкра является и родиной отца прославленного летчика-испытателя, советского аса, лауреата Государственной премии СССР, дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана.

Над дорогой, идущей через Кумух в сторону Цовкра и Вами, возвышается западная сторона плато Шунудаг. Оно является наиболее высоким в Дагестане и расположено на стыке Лакского, Акушинского, Дахадаевского и Кулинского административных районов республики, в 15 км от Кумуха. Средняя высота плато 2600—2800 метров. Самая высокая точка — 2963 метра. В целом плато имеет почти четырехугольную форму, при длине 6 км и средней ширине 3 — 4 км, занимая таким образом площадь размером около 20 км. Так что, по своей площади Шунудаг резко уступает другим платообразным поднятиям Дагестана. В отвесных склонах плато обнаружены многочисленные пещеры — ниши и навесы, пока почти неизученные. Здесь может, быть сделано немало неожиданных открытий.

Шунудаг в целом является своеобразным памятником природы Дагестана, поэтому необходимо не только изучать, но и охранять его.

Плато покрыто альпийскими лугами, на которых преобладает низкозлаковая мелкоосоковая растительность. Довольно богат здесь мир пернатых: много кекликов, встречается кавказский улар. Повсюду над пропастями парят орлы, альпийские галки и другие птицы. Из млекопитающих попадаются заяц-русак, лиса, волк. В последние годы многочисленными стали стада диких кабанов, изредка встречается косуля.

2.3 Организационные проблемы разработки программы туристского путешествия в Дагестан

туристский маршрут дагестан путешествие

Последним этапом разработки программы туристских путешествий является организационный этап. Дагестан действительно остаётся значительным потенциальным рынком туризма и отдыха Российской Федерации. В настоящее время, в связи с улучшением криминогенной обстановки, начаты работы по возобновлению въездного туризма, материальной базы туристской отрасли. Развитие в Дагестане въездного туризма будет развивать смежные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, музейное дело и производство товаров первой необходимости. Махачкала /под ред. М.М. Эльдарова Махачкала, 2004 — С.88

Значительная роль в развитии и функционировании индустрии отдыха и туризма в регионе принадлежит транспорту. Транспорт обеспечивает связь между туристским регионом и районами формирования спроса на турпродукт . В настоящее время в Дагестане имеются все виды современного транспорта:

Воздушный транспорт — связывает столицу республики с рядом крупных городов страны. Благодаря высокой скорости, комфорту, льготным ценам в межсезонный период он пользуется большой популярностью среди рекреантов.

Морской транспорт обеспечивает перевозки большого объема грузов между морским портом Дагестана и портами Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Астраханской области и Ирана. В настоящее время в рекреационных перевозках морской транспорт не участвует. Однако с развитием рекреационного хозяйства роль этого вида транспорта в рекреационном обслуживании должна заметно повыситься.

Железнодорожный транспорт обслуживает, в основном, наиболее экономически освоенную приморскую часть республики. По территории республики проходят пассажирские линии: Москва-Баку, Москва-Махачкала и другие. В летний период число пассажирских линий увеличивается, что также улучшает транспортную доступность региона.