Курсовая работа посвящена теме «Детский туризм». Организация детского отдыха». Забота о здоровье будущего поколения является одной из важнейших социальных функций государства. Туристские походы и туристские экскурсии занимали значительное место в практике многих советских педагогов. А. С.Макаренко организовывал коллективные походы в целях воспитания; новую традицию выдающийся педагог использовал как стимул, подарок коллективу («завтрашней радостью» колонистов) за успехи учебного и трудового года.
Детский и юношеский туризм средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.
Детский и юношеский туризм является
Цель и задачи исследования.
Цель данной курсовой работы — изучить развития детского туризма определить необходимость постановки решения следующих задач.
- Изучить историю развития детского туризма.
- Изучить организацию современного детского отдыха в России.
3. Изучить возможности решения проблем детского
4. Обозначить тенденции развития детского отдыха в Астраханской области предложить свой вариант.
Объектом данной курсовой работы является российский рынок туристических услуг, а предметом — развитие индустрии детского туризма.
Основная цель данного исследования заключается в выявлении основных проблем детского туризма и путей его совершенствования.
Социально-правовые основы детского туризма в России
... по вопросам развития детского туризма, а также разработка и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере детского туризма ... детского и юношеского туризма. Общие требования», детский туризм ... работы детских лагерей палаточного типа», определяющее, что - основная деятельность палаточных лагерей направлена на обеспечение отдыха детей, оздоровления и укрепления их здоровья, развитие ...
Для достижения поставленной цели в работе решаются
- изучение теоретической, методологической литературы по проблеме исследования;
- определение основных понятий, связанных
со сферой туризма; - выявление особенностей детского туризма;
- анализ современной ситуации на рынке детского туризма;
- предложение путей совершенствования
детского туризма.
Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Детского туризма» в современной науке и в обществе, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Детский туризм, являясь неотъемлемой составной частью туристической отрасли, имеет свои характерные особенности, в том числе и в развитии. Актуальной проблема развития детского туризма становится в настоящее время, когда происходят значительные изменения в отрасли, которые определяют дальнейшее состояние этой ниши туристического рынка. Проблема развития детского туризма в Астраханской области очень актуальна на сегодняшний день.
ГЛАВА I. Основы туроперейтинга «Детского вида туризма».
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями еще в 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР. По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая, проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.
Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития детского туризма. К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детского туризма руководителям
Исследования таких авторов, как: Аванесова Г.А., Арефьев В.Е., ...
... о семье и детях. Этим объясняется дальнейшее развитие бытовой службы, системы общественного питания, создание развитой сети детских и оздоровительных учреждений, в том числе и туристских. Увеличение интереса к семейному и детскому туризму со ...
того времени показалась неэффективной и
Отдых и оздоровление детей как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
- плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений).
- самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий
- одно – двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории — от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
- сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 мес.),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
1. Внутренний туризм:
- экскурсии для школьников
- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
- самодеятельные школьные обмены
- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
- оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
- организация международных безвалютных обменов
- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов,
олимпиад и т.д. - познавательные и рекреационные туры на
коммерческой основе - выезды в международные детские центры (лагеря)
Типы детских лагерей
Анализ детского туризма в зарубежной европе
... определение основных понятий, связанных со сферой туризма; выявление особенностей детского туризма; анализ современной ситуации на рынке детского туризма; предложение путей совершенствования детского туризма. В процессе написания данной курсовой работы были использованы нормативно – правовые акты Российской ...
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации
Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в
Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).
«Детского летнего лагеря».
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.